Проект на тему здоровый сон
Творческие проекты и работы учащихся
В ученическом исследовательском проекте по биологии на тему «Сон человека» автором была поставлена цель, изучить сон человека и доказательно проверить теории о хорошем сне человека. Чтобы выяснить, оказывает ли сон влияние на общее самочувствие и состояние здоровья человека, автор проводит самонаблюдение и анализирует полученные результаты, сравнивая их с научными фактами.
Подробнее о проекте:
В учебном творческом исследовательском проекте о выращивании деревьев автор изучил всю имеющуюся информацию о качестве сна и выдвинул гипотезу о том, что при соблюдении правил подготовки ко сну трудоспособность человека повышается. Автором было проведено практическое исследование, в рамках которого учащаяся соблюдала режим сна и фиксировала свое самочувствие в течение дня. На основании этого эксперимента в работе сделано умозаключение, что правильный сон является залогом здоровья и хорошего самочувствия.
Во время написания исследовательской работы на тему «Сон человека» автором были подробно описаны биологические особенности сна, охарактеризованы фазы сна и правила сна. В рамках исследования автор определил время, оптимально подходящее для сна, а также продолжительность здорового сна для человека.
Оглавление
Введение
1. Что такое сон?
2. Зачем нам нужен сон?
3. Фазы сна.
4. Сколько нужно спать?
5. Как правильно ложиться спать.
6. Проведение исследования (+самонаблюдение)
Заключение
Список литературы
Введение
Я выбрала именно эту тему потому, что в средней школе я постоянно чувствовала усталость и сонливость. Мне стало интересно что нужно, чтобы высыпаться и весь день чувствовать себя хорошо.
Благодаря этому проекту я узнала, что мне надо делать, чтобы просыпаться с лёгкостью.
Тема этого проекта актуальна для людей всех возрастов. Сон обязательная часть в нашей жизни.
Актуальность: Тема актуальна в связи с тем, что человек много работает и учиться, из-за этого ему близка тема о недостатке сна. Какой должен быть сон? Сколько времени нам надо, чтобы выспаться? Поэтому, считаю свой сон актуальным.
Цель: Изучить сон человека. Доказательно проверить теории о хорошем сне человека.
Задачи: Провести опрос. Исследовать найденную литературу. Сделать выводы.
Объект исследования: сон человека.
Гипотеза: при соблюдения правил подготовки ко сну, трудоспособность человека повышается.
Научно-исследовательский проект «Сон и сновидения».
Презентация к науно-исследовательскому проекту «Сон и сновидения».
Просмотр содержимого документа
«Научно-исследовательский проект «Сон и сновидения».»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение « Школа №8 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Здоровый сон и сновидения
Работу выполнили: Прядкин Михаил Моисеенко Данила
Руководитель: Елфимова Лидия Борисовна
Каждый день, на всей планете
Ночью спать ложатся дети.
Вместе с ними спят игрушки,
Книжки, зайцы, погремушки.
Только фея сна не спит
Над Землей она летит
Дарит детям сны цветные,
Автор Стася Александрова
Я никогда не задумывался над тем, сколько человек должен спать и что ему снится!? Утром, когда я просыпаюсь, мне почему-то всё время хочется спать, а сны снятся редко или я их не помню. Мои друзья рассказывают о своих снах: то они супергерои, то они рыцари или принцессы. Одни говорят, что спят мало и приходят в школу с плохим настроением, другие, что спят достаточно и чувствуют себя бодрыми и активными. Так каким должен быть наш сон и откуда возникают сны, которые мы видим?
Цель моего исследования
Изучить влияние сна на здоровье и деятельность ребенка
Структура и параметры сна
Сон и сновидения моих одноклассников
• Изучить литературу по данной теме.
• Узнать о значении сна в жизни человека.
• Определить параметры здорового сна.
• Изучить природу сна и сновидений.
• Составить рекомендации для одноклассников.
Хороший сон и сновидения положительно влияют на здоровье ребенка, его настроение и успеваемость
Сон — это естественный, физиологический процесс, свойственный человеку, млекопитающим, птицам и насекомым. Во время сна мозговая деятельность живого существа минимальна, а организм практически не взаимодействует с окружающей средой.
Восстановление работы мозга
Отдых и рост организма
Обработка и хранение информации
Восстановление функций нервной системы
Сон циклическое явление.
За ночь проходит 5-8 циклов.
Каждый цикл составляет 2 фазы:
медленный и быстрый сон.
Понижение температуры тела;
Глазные яблоки совершают медленные движения;
Длительность 1-1,5 ч.
Повышение температуры тела;
Быстрое движение глаз;
Длительность 10-15 мин.
Необходимое суточное время сна для детей разного возраста
Самое лучшее время для начала сна –
Ученики начальной школы
Ученики старшей школы
Соблюдение режима дня
Просыпаться в одно и тоже время
Приём пищи за 3 часа до сна
(стакан молока или теплый чай)
Проветривать комнату перед сном
Принимать теплый душ
Не рекомендуется просмотр телевизора, особенно страшных фильмов
Засыпать в полной темноте
Недостаток и низкое качество сна
Мы зеваем и хочется спать
Интересное явление сна – наши сновидения.
это восприятие слуховых, зрительных, тактильных образов, которые возникают в сознании спящего человека. Все, что видит человек во сне, отражает впечатления, мысли, мечты, переживания, страхи, события повседневной жизни.
Спящий человек не осознает, что он спит, и воспринимает все, что происходит с ним во сне как реальность: разговаривает с людьми, решает проблемы, совершает определенные поступки.
Людям снятся сны, самые разные, волшебные, страшные, забавные.
Мы провели в классе исследования, для того чтобы узнать сколько времени ребята отводят на сон, как они чувствуют себя после сна и видят ли сновидения.
В моем опросе приняли участие 15 учеников моего класса.
Ребятам предложены две анкеты, отражающих тему настоящего исследования.
Продолжительность сна у большинства учеников моего класса составляет около 8 часов, и только у троих учеников сон длится 9 часов.
Вывод – мои одноклассники и я испытываем недостаток сна.
По результатам анкетирования видно:
1. Перед сном дети всегда чем-нибудь занимаются, в основном просмотр телевизионных программ и компьютерные игры.
2. Большинство детей просыпаются медленно, чувствуют себя хорошо, но хотят спать.
Твоё занятие перед сном?
Легко ли ты засыпаешь?
Как ты обычно просыпаешься?
Как ты чувствуешь себя после сна?
Чем позже засыпает ребенок, тем хуже он себя чувствует, т. к. не высыпается.
Половина детей из класса часто видят сновидения
Большинство детей видят яркие, цветные сны.
Всем моим одноклассникам снятся сновидения
Но не все дети запоминают свои сны
На своем опыте я понял, что важно правильно спланировать вечернее время перед сном и соблюдать правила здорового сна. Я рассказал об этом одноклассникам и мы разработали памятку.
Сон является наиболее важной частью нашей жизни. Чем лучше мы высыпаемся, тем лучше результаты нашей работы за день.
Сон – это процесс, в течение которого наше тело набирается сил, готовя нас к следующему дню. Хороший сон дает нам силы, мы чувствуем себя бодро, мыслим ясно.
Проект по биологии «Роль сна в жизни человека» (8 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №196»
Выполнили: Нургалиева Арина Радиковна
и Попова Алина Алексеевна,
Ученицы 8 «А» класса МБОУ СОШ № 196
Руководитель: Пономаренко Ирина Юрьевна,
2. Мнения известных ученых – специалистов……………. 5
3. Что происходит в организме, когда мы спим……………. 6
4. Как правильно спать………………………………………. 7
6. Медленный и быстрый сон……….……………………..…10
Практическая работа………………………………………. 12
Актуальность : Каждое утро нам с трудом удается встать, т.к. мы хотим спать. Почему? Сколько же нужно часов сна человеку, чтобы чувствовать себя хорошо? Часто мы находимся в плохом настроении из-за недосыпания. Опираясь на эти вопросы, мы выбрали эту тему проекта.
Цель работы: Создать рекомендации для улучшения сна
— найти и изучить материал по теме;
— сделать выводы после опроса и отобразить их в виде диаграмм.
Сон — естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир, присущий млекопитающим, птицам, рыбам и некоторым другим животным, в том числе насекомым.
Сон – это лучшее средство восстановления потраченных сил. В нем мы проводим треть всей своей жизни.
Проблема нашего века заключается в том, что люди постоянно не высыпаются. Ученые объясняют, что многие люди сейчас недосыпают потому, что разменивают время для сна на просмотр телепередач, «сидение» в интернете. Кроме того, учеными было выявлено, что 37% людей, которых они опрашивали в ходе исследований, страдают от бессонницы, а 24% имели другие проблемы со сном.
Недостаточное количество времени для сна приводит к сбоям в работе иммунной системы, умственному переутомлению, потере способности к адекватному восприятию действительности. Зачастую «недосып» по своим разрушительным последствиям для человеческого организма может сравниться с полным отсутствием сна. Распространено мнение, что можно приучить организм обходиться четырьмя-пятью часами непрерывного сна, не сталкиваясь при этом с какими-либо отрицательными последствиями.
Большинство знает, что в древнем обычае засыпать надо было с закатом солнца: с заходом солнца и необходимо было укладываться в постель. Сейчас же в это время только начинается «жизнь», тем более в городах. Поэтому необходимо выработать в себе умение засыпать.
Однако не стоит думать, что увеличение количества времени, отведенного на сон, свыше нормы способствует восстановлению и сохранению здоровья. Хроническое пересыпание для здорового человека тоже вредно. Сон дольше девяти часов также приводит к различным нарушениям функционирования организма: головным болям, набору лишнего веса, болям в спине, депрессии и т. п. Кстати, пересыпание, как и недосыпание, тоже увеличивает шансы заболевания диабетом.
Известный политик Уинстон Черчилль говорил, что те, кто спит более 6 часов в сутки – неполноценные люди. Были также примеры заядлых сонь.
Что происходит в организме, когда мы спим
Во время сна в организме происходит множество важных биохимических процессов.
1) Происходит активный синтез источника энергии для всех процессов, протекающих в живых системах. Таким образом, наш организм во время сна запасается энергией.
2) Синтезируется до 75% гормона роста. Во время сна происходит активный рост молодого организма. Этот же гормон помогает сжиганию жира и увеличивает массу мышечной ткани.
3) Во время сна происходит синтез тестостерона, который отвечает за половое развитие человека. И, наконец, за 8-9 часов происходит самоочищение клеток и межклеточных жидкостей организма от продуктов обмена.
Презентация к проекту «Сон и здоровье»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Сон и здоровье Выполнила: ученица 4 «Б» класса МБОУСОШ №1 Янковая Анастасия Руководитель проекта: Кашкова Светлана Павловна Научно – исследовательская работа
Сон помогает быстрее выздоравливать во время болезни: не зря народная мудрость гласит: «Сон – лучшее лекарство».
Сновидение – субъективное восприятия образов, возникающих в сознании спящего человека. Человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность.
В результате исследования более двух тысяч человек американскими учёными было сделано заключение: сны видят только умные люди. Чем человек более интеллектуально развит, тем более яркие и цветные он видит сны.
АНКЕТА для учащихся 4-х классов МБОУ СОШ № 1 сельского поселения «Село Троицкое» 27 опрошенных
Продолжительность сна учащихся 4 – х классов
Чем занимаешься за 30 минут до сна?
Как быстро ты засыпаешь?
В какой позе ты чаще всего спишь?
Просыпаешься ли ты ночью?
Твое самочувствие после сна?
Встаешь утром сам или тебя будят родители?
К кому ты себя относишь: к «жаворонкам» или «совам»?
День 1. Время сна – 8 часов. Перед сном играла в телефоне 1 час. Комнату решила не проветривать. Съела перед сном яблоко. Спала спокойно. Утром – встала хорошо. Сон не помню. На уроках не всегда была внимательна, допускала ошибки. Настроение так себе. День 2. Время сна – 7 часов. Перед сном смотрела фильм по телевизору. Комнату не проветривала. Перед сном съела булочку. Долго не могла уснуть. Снилось что-то неприятное. Утром вставать не хотелось. В школе была невнимательной, из-за всего сердилась. После обеда чувствовала усталость.
День 3. Время сна – 6 часов. Перед сном снова играла в телефоне. Комнату не проветривала. Немного поела перед сном. Уснула быстро. Ночью просыпалась 1 раз. Сон не помню. Встала утром с трудом. В школе устала уже на втором уроке. Всё раздражает. День 4. Время сна – 10 часов. Перед сном помылась. Немножко почитала. Проветрила комнату. Выпила стакан кефира. Уснула сразу. Спала, не просыпаясь, всю ночь. Сон не помню. Проснулась утром легко. Чувствовала себя бодро. На уроках все получалось. Настроение хорошее весь день.
Моя гипотеза, подтвердилась. Сон – это процесс, в течение которого наше тело набирается сил, готовя нас к следующему дню. Хороший сон дает нам силы, мы чувствуем себя в форме, мыслим ясно. Он позволяет нам сконцентрироваться на работе в течение всего дня. Наилучший способ сделать все, что мы запланировали – это дать нашему телу время отдохнуть во сне. Младший школьник должен спать не менее 9 часов в сутки. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний, либо свидетельствует о том, что в организме не все благополучно. Недосыпание негативно сказывается на успеваемости и поведении учащихся. При выполнении всех необходимых для сна требований, наступает здоровый и полноценный сон.
Спасибо за внимание…
Сон и здоровье Выполнила: ученица 4 «Б» класса Янковая Анастасия Руководитель проекта: Кашкова Светлана Павловна Научно – исследовательская работа
Номер материала: ДБ-1233841
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проект на тему: «Сон»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №29 города Липецка «Университетская»
Тема: «Сон как важный элемент жизни человека»
Автор: Болдарева Виктория, 10А класс
Руководитель проекта: Гвоздева Наталия Владимировна
Глава 1. Теоретические основы изучения влияния сна на жизнедеятельность человека…………………………………………………………………………………4
1.1 Значение сна в жизни человека…………………………………………………….4
1.2 Работа мозга во время сна………………………………………………………….5
1.3 Анализ последних открытий в сомнологии………………………………………9
Глава 2. Практические часть по изучению влияния на жизнедеятельность человека………………………………………………………………………………..12
Актуальность : Мы уже знаем, что мозг во время сна продолжает функционировать, правильное понимание процесса сна поможет выявить закономерность влияния качества сна на психическое и физическое состояние человека.
Проблема: В наше время люди стали меньше времени уделять сну, отдавая предпочтение работе, учебе, бытовым делам и развлечениям, мы не осознаем всей важности сна в нашей жизни.
Гипотеза: Качество и количество сна влияет на психическое и физическое здоровье человека, а так же на его работоспособность.
Цель: Выявить закономерность влияния качества сна на психическое и физическое состояние человека.
· Изучить значение сна и его влияние на работоспособность
· Узнать работает ли мозг во время сна
· Узнать какие бывают фазы сна и за что они отвечают
· Определить продолжительность сна для разных возрастов.
Назначение проекта: показать значение сна на высшую нервную деятельность.
Объект исследования: сон человека
Предмет исследования: функциональное состояние мозга во время сна
Методы исследования: сбор информации, чтение литературы по данному вопросу, анкетирование
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ СНА НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
1.1 Значение сна в жизни человека
Недостаточное количество сна, равно как и избыточное, может привести к тому, что наше физическое здоровье ухудшится. Недосыпание и длительный сон делают человека вялым и ленивым. Но в первую очередь проблемы со сном могут сказаться на нашем психическом здоровье. Наверняка все знают, что одним из видов пыток и психологического давления на человека является лишение его возможности отдохнуть, а именно – возможности спать.
Польза полноценного сна очень велика для человека. Ведь сон:
– улучшает память: считается, что сочетание REM (фазы сна, характеризующейся быстрым движением глаз) и SWS (медленного сна, при котором тело восстанавливает и усиливает иммунную систему) играет важную роль в хранении информации приобретенной в течение дня;
– регулирует вес: два гормона, которые отвечают за наш аппетит – лептин и грелин реагируют на недостаток сна. Эти гормоны фактически противоположны друг другу. Грелин вырабатывается в желудке и стимулирует аппетит. Гормон лептин производится жировыми клетками и снижает аппетит после хорошей еды. Недостаток сна в ночное время серьезно нарушает тонкий баланс гормонов и получается, что бессонница повышает аппетит, а он, в свою очередь, может увеличить вес;
– помогает сердцу: полноценный сон имеет тесную связь с более низкими уровнями холестерина и давления крови. Это положительно влияет на профилактику сердечно-сосудистых заболеваний;
– делает нас счастливее: все слышали, поговорку «утро вечера мудренее». Это потому, что мы будем более спокойными и рассудительными после хорошего сна. Полноценный отдых влияет на наше настроение и эмоции, поддерживая их в хорошем состоянии;
– способствует регенерации тканей: здоровый сон способствует заживлению ран, травм и ушибов – ускоряет рост и дифференциацию клеток (в том числе клеток мышечной ткани);
– поддерживает иммунную систему: нормальный сон поддерживает работу иммунной системы. При его нехватке уменьшается число функционирующих иммунных клеток. Так же у людей, которые не высыпаются, замедляется метаболизм клеток;
– оказывает влияние на рост: в ремя, проведенное во сне, влияет на секрецию гормона роста – соматотропина, что автоматически влияет на рост всех клеток (высота, мышечная масса и т.д.) – в детстве и в зрелом возрасте. Неправильный режим сна может сказаться на гормональном балансе всего организма.
1.2 Работа мозга во время сна
Ранее, когда физиология человека еще была совсем не изучена, считалось, что работа мозга во время ночного отдыха постепенно снижается, а потом вовсе приостанавливается. Сейчас, когда было изобретено ЭЭГ, эту теорию оспорили. Оказалось, что мозговая активность не прекращается даже тогда, когда человек отдыхает.
1. Принятие решений: латеральная часть гипоталамуса – участок головного мозга, который отвечает за состояние подавленности и рефлекторные действия в виде уклонения от восприятия нежелательного раздражителя (в т.ч. неконтактное поведение), длительное время наукой недооценивалась. Тем не менее, латеральная часть гипоталамуса является неотъемлемой составляющей в процессе принятия решений по выгодам и затратам. Когда человек расслабляется и засыпает, информация в его голове начинает систематизироваться, и это подталкивает его к правильному решению.
2. Запоминание: отдел мозга, отвечающий за запоминание, обладает длительной и кратковременной памятью. Все, что происходит в течение дня, сохраняется кратковременной и хранится недолго, а со временем забывается. В ночное время знания распределяются по отделам, и та информация, которая является важной, перемещается в длительную память. Память формируется несколькими участками головного мозга: корой мозга, мозжечком, лимбической системой. Если повреждена височная область с одной стороны, то память становится хуже, но при нарушениях в обеих височных долях процесс запоминания полностью прекращается. Функционирование памяти зависит от состояния нейронов и нейромедиаторов, обеспечивающих связь между нервными клетками. Они концентрируются в области гиппокампа. К нейромедиаторам относят и ацетихолин. Если этих веществ не хватает, то память значительно ухудшается. Уровень ацетилхолина зависит от количества энергии, производимой в процессе окисления жиров и глюкозы. Нейромедиаторы концентрируются в органе в меньших количествах, если человек переживает стресс или страдает от депрессивных состояний. Интересно, что в зависимости от вида, память хранится в разных участках мозга. Кратковременные воспоминания концентрируются в коре головного мозга, а долговременные-в гиппокампе.
3. Вывод токсинов из клеток органа : э то важный процесс, благодаря которому из межклеточного пространства выводится не оказывающий пользы белок. За счет этого удается предупредить развитие ряда заболеваний.
4. Мышечная память: людям, занимающимся спортом или танцами в ночное время, удается запомнить все движения, чтобы в дальнейшем выполнять их автоматически.
5. Творческое мышление: отдел органа, отвечающий за нестандартное мышление, активно работает именно во время сна, когда освобождается от насущных проблем.
Выделяют две основных фазы сна:
Функционирование мозга в быстрой фазе
Работа мозга во время быстрого сна кардинально меняется. Специалисты зафиксировали, что уровень нейронных колебаний во многом повторяет уровень колебаний в режиме бодрствования. Повышается температура, стабилизируется давление. Именно в этой фазе рождаются сновидения. Органическое соединение, называемое ацетилхолином, способствует возбуждению таламуса. Активная деятельность клеток вызывает появление всплеска нейронов, а в сером веществе вновь выполняется работа, как при бодрствовании. Продолжительность быстрой фазы становится длиннее под утро.
В медленной фазе человек постепенно погружается в глубокий сон. Головной мозг посылает спинному сигнал приостановить деятельность нейронов движения. Обмякают руки, ноги, тело полностью расслаблено. Сложно разбудить человека, находящегося в этой фазе.
Через определенный промежуток времени происходит восстановление активности. Наступает быстрая фаза. Самые яркие сновидения спящий видит именно в этот момент. Человек может разговаривать, его очень легко разбудить. Поэтому на вопрос, работает ли мозг во время сна, можно ответить положительно.
Медленная фаза сновидений
Изучая глубокий сон, ученые пришли к выводу, что погружение в него сопровождается определенными процессами.
1. замедляются нейронные колебания;
2. расслабляются мышцы;
3. уменьшается число ударов сердца;
4. снижается температура и давление.
В медленном сне орган, который в режиме бодрствования посылает частые волны, практически погружается в спящее состояние. Волны становятся плавными и медленными. Активность снижается.
Большинство исследователей склоняются к тому, что в этой фазе происходит восстановление мозговых функций. Есть ученые, считающие, что даже погружение в глубокий сон не снижает активность некоторых нейронов (находящихся в гипоталамусе и переднем мозге).
Опытным путем ученые определили, что в центральном отделе нервной системы есть часть, отвечающая за деятельность человека в периоды отдыха и бодрствования. Она называется ретикулярной формацией ведущего ядра мозгового ствола. Переплетение нервных клеток способствует выработке некоторых нейромедиаторов, например, серотонина. Нарушение функций этой зоны вызывает бессонницу. Однако когда человеку снятся сны, мозг отдыхает. Если нет, это может говорить о каких-либо нарушениях.
Регулирование отдыха происходит в гипоталамусе, куда посылают сигналы нервные клетки, содержащие нейромедиаторы. Далее эта информация передается в кору головного мозга.
Получается, что нервные клетки вызывают активную деятельность гипоталамуса и происходит всплеск нейронных колебаний, схожий с тем, что наблюдается при бодрствовании.
Важно, что гипоталамус непосредственно влияет на формирование циркадных ритмов. За это ответственна группа нейронов среднего гипоталамуса. Она получает информацию от сетчатки, которая считывает, светло или темно в помещении. В темноте начинается выработка мелатонина, способствующего быстрому засыпанию.
1.3 Анализ последних открытий в сомнологии
Исследователи считают, что сон – это четкий последовательный процесс смены фаз, стадий электрической активности мозга, при котором прекращается (частично) работа сознания. Они также знают, что наши биологические часы регулируют привычку организма ко сну. Но почему мы так нуждаемся во сне? Какие хронические заболевания может вызывать нарушение сна? Последние научные открытия показали, что сон может играть гораздо большую роль в поддержании нашего здоровья, чем ученые считали ранее. Например, специалисты выяснили, что депрессия, ожирение, деменция и даже болезнь Альцгеймера могут развиваться из-за нарушения сна.
Слишком много сна вредит здоровью так же, как и недосыпание: в конце 2018 года были опубликованы первые результаты крупнейшего в мире исследования, посвященного сну. Вывод ученых гласил, что больше спать – не значит лучше, самый оптимальный вариант для здоровья взрослого человека – проводить в постели от семи до восьми часов. У подопытных, которые спали более восьми часов, были выявлены точно такие же когнитивные нарушения, как у тех, кто спал менее семи часов. Поэтому, если вы не подросток, спать по десять часов в день так же вредно, как и по шесть.
Болезнь альцгеймера и деменция: последние исследования установили, что беспокойный сон может стать причиной возникновения болезни Альцгеймера. Ученые обнаружили, что при нарушении сна в нервной ткани человека могут накапливаться два токсичных белковых комплекса, которые часто встречаются при нейродегенеративных заболеваниях. В другой работе ученые обсуждали фазу сна, ответственную за очищение мозга от негативно влияющих на него бета-амилоидов и тау-белков. Было выявлено, что медленный сон является наиболее эффективным для очистки мозга от накопленных за день токсинов. Еще одна работа показала, что у людей, не способных входить в глубокий медленный сон (4-я фаза) и страдающих апноэ во сне (кратковременная остановка дыхания), в мозге накапливается большее количество тау-белка, чем у тех, у кого нет проблем с 4 фазой.
Как сон восстанавливает днк в клетках мозга: при помощи микроскопа высокого разрешения, который позволил исследователям наблюдать активность хромосом в пределах одного нейрона у рыбок данио, исследователи обнаружили, что поврежденные молекулы ДНК накапливаются в нейронах, когда рыбки бодрствуют, а когда животные спят, ДНК в клетках восстанавливаются Специалисты пока точно не знают, почему накопление повреждений происходит во время бодрствования, однако исследование показало огромную значимость сна для устранения последствий этого процесса.
Происхождение бессонницы: некоторые исследования, проведенные в 2018-2019 годах, показали, что чаще причиной бессонницы могут выступать не психологические расстройства или стресс, а генетика. Специалисты обнаружили, что предрасположенность к этому недугу может наследоваться. Ученые выявили некоторые мутации в геноме, генетические области, а также типы клеток и биологические процессы в мозге человека, которые содействуют генетическому риску развития этого заболевания. Если ученые поймут, почему возникает бессонница, они смогут с ней бороться. Хорошо известно, что бессонница способствует падению иммунитета и ухудшению памяти.
Депрессия и плохой сон: в 2018 году международная группа исследователей обнаружила нейронную основу, представляющую собой «фундамент» связи депрессии с бессонницей. Ученые показали области мозга, в которых у людей с депрессией повышается активность, вызывая тем самым связь между этим недугом и нарушением сна. Это дорсолатеральная префронтальная кора (необходима для работы памяти), предклинье (участок теменной доли, ученые полагают, что нейроны предклинья отвечают за сознание) и латеральная орбитофронтальная кора (участвует в работе механизмов, отвечающих за принятие решений).
Связь между сном и обезвоживанием: работа, проведенная учеными из штата Пенсильвания, показала, что взрослые люди, которые спят около шести часов в сутки, более склонны к обезвоживанию (нарушению водного баланса), чем те, у кого сон длится восемь часов. Причина этому – регулирующий водный баланс гормон вазопрессин, который организм выделяет в конце цикла сна.
Плохой сон и ожирение: исследование, проведенное учеными из Уппсальского университета, выявило два механизма метаболических реакций, ответственных за ожирение и негативное влияние на биологический обмен в тканях организма, которые запускались после недосыпания. Ученые уверены, что эти механизмы также ответственны и за развитие диабета II типа и деградацию мышц.
Плохие новости для «сов»: некоторые ученые считают, что генетика в какой-то степени влияет на наши биологические часы. Несмотря на это, поздний сон может нанести непоправимый вред здоровью того, кто предпочитает ложиться спать поздно. Новое исследование показало, что «совы» на 10% больше рискуют умереть раньше отмеренного им биологического срока, чем «жаворонки».
Ночь без сна крайне опасна: исследователи из Колорадского университета в Боулдере изучали, как на протяжении 24 часов может меняться уровень белка в крови людей, в зависимости от того, в какое время они спят и едят. Результаты показали, что, когда испытуемые не спали всю ночь, нарушался привычный белковый состав крови. Обычно такие показатели говорят о развитии в организме аутоиммунных заболеваний или бактериальной инфекции.
Недостаток сна усиливает боль: около 60% пациентов, страдающих хронической болью, часто испытывают проблемы со сном. Эта связь, возможно, не удивительна, так как если человеку больно, несомненно, ему трудно уснуть. Но что, если потеря сна повышает болевую чувствительность? Исследование, проведенное при помощи магнитно-резонансной томографии (МРТ), показало, что у людей, страдающих недостатком сна, мозговые зоны, отвечающие за обработку болевых сигналов, становятся более чувствительными к боли, а также подавляется обезболивающая система мозга.
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЧАСТЬ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ НА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Люди разного возраста нуждаются в разном количестве сна, необходимого для восстановления работоспособности. Ученые из Национального общества изучения сна (США) проанализировали порядка 300 работ, посвященных влиянию длительности сна на здоровье. И вывели несколько возрастных групп и соотношение длительности сна в них:
· 0–3 месяца: 14–17 часов
· 4–11 месяцев: 12–15 часов
· 1–2 года: 11–14 часов
· 14–17 лет: 8–10 часов
· 26–64 года: 7–9 часов
Помимо возраста на количество сна влияют и другие факторы. Это такие как физические, умственные и эмоциональные нагрузки. Помимо этого, есть еще один забавный факт, что женщинам необходимо немного больше сна, чем мужчинам, из-за физических особенностей организма, а также возможно из-за того, что женщины более эмоциональны и склонны к переживаниям, нежели мужчины.
Я провела анкетирование среди лиц 14-17 лет, в котором были заданы следующие вопросы:
1. Сколько часов в день вы спите?
2. Чувствуете ли вы себя отдохнувшим после пробуждения?
3. Как вы думаете, сколько часов должен спать человек вашего возраста?
4. Что чаще всего вы видите во сне?
5. Чем вы занимаетесь за 30 минут до сна?
1. Сколько часов в день вы спите?
2. Чувствуете ли вы себя отдохнувшим после пробуждения?
3. Как вы думаете, сколько часов должен спать человек вашего возраста?
4. Что чаще всего вы видите во сне?
11% знакомых на празднике
5. Чем вы занимаетесь за 30 минут до сна?
19% читают, кушают, играют 20% смотрят телевизор 60% занимаются гигиеной (Приложение).
Исследовав, как обучающиеся готовятся ко сну и что чаще всего они видят во сне, я выявила зависимость между качеством сна (снятся ужасы – 38%) и вредными привычками (просмотр телевизора и приём пищи перед сном) – 39%.
Действительно обучающийся должен спать не менее 9 часов в сутки, а то и больше. Отклонение от нормы приводит к развитию заболеваний и влияет на успеваемость.
В результате многочисленных исследований были сделаны окончательные выводы:
1. Сон совершенно необходим для здоровья человека. Для нормального функционирования человеку ежедневно нужен продолжительный и качественный сон.
2. Недосыпание негативно сказывается как на физическом, так и на психическом состоянии организма.
3. Состояние человека при пробуждении зависит от нескольких факторов сна: от продолжительности сна и от качества сна
Гипотеза подтвердилась, все поставленные задачи выполнены.
1. Сколько часов в день вы спите?
2. Чувствуете ли вы себя отдохнувшим после пробуждения?
3. Как вы думаете, сколько часов должен спать человек вашего возраста?