Проективная методика мои сны
Проективные рисуночные методики для характеристики личности взрослого
Эксперт – психолог Светлана Кутузова
Весь наш внутренний мир, наше сознание и подсознание тесно связаны с внешним миром. Ведь именно отношение к внешним факторам запускает психические процессы. Сейчас существует много тестов и методик, которые помогают изучить характер, чувства человека.
В статье вы узнаете, какие есть проективные рисуночные методики для характеристики личности взрослого и какие неосознаваемые стороны раскрывает каждый метод.
О том, как понять человека по неосознанным рисункам, читайте в статье «Как узнать человека по рисунку? Советы от психолога Татьяны Лариной»
Проективные методики: общая характеристика
Проективная методика – способ психодиагностического исследования личности. Они направлены на выявление скрытых (неосознанных) потребностей, мотивов, отношений, внешних и внутренних конфликтов, уровня самооценки, восприятия прошлого и будущего.
Общая черта всех проективных тестов – это неоднозначность интерпретаций, то есть допускается множество возможных вариантов расшифровок через запуск механизма проекции. Название «проекция» данной группе тестов дал Л. Фрэнк, который определил их общую цель – оценку внутреннего мира личности, ее субъективных переживаний, мыслей, чувств и причин поведения.
Далеко не все можно узнать у человека «напрямую», т.к. есть вероятность получить ложные и социально желаемые ответы. Кроме того, истинное положение вещей не всегда осознается личностью, т.к. скрывается от сознания психологической защитой, направленной на снижение тревоги, ограждение Я от негативных, травмирующих переживаний. Проективные методики позволяют «обмануть» сознание и обойти психологическую защиту.
В процессе или после выполнения задания, исследователь, как правило, уточняет, что человек имел ввиду, и просит объяснить его действия или слова.
Проективные методики обладают низкой стандартизованностью, что может отразиться на произвольной интерпретацией результатов. Для повышения достоверности важно одновременно с ними использовать точные опросники и учитывать жизненный путь человека.
Плюсы проективных методик | Минусы проективных методик |
---|---|
Тестируемый не понимает значимости тех или иных вопросов и заданий, поэтому дает максимально честный ответ, не искаженный социальными установками. | Сложность интерпретации, то есть использовать их может только подготовленный психолог или коуч. |
Высокая точность результатов. | Самостоятельно их провести очень сложно. |
Отсутствует оценочное отношение и баллы, то есть нет хороших и плохих ответов, есть только Ваш личный портрет. | Очень мало хороших специалистов, способных корректно интерпретировать результаты. |
Виды проективных методик
Основные типы проективных методик:
Обзор основных методик
Пятна Роршаха
Проективный метод исследования личности, опубликованный в 1921 году швейцарским психиатром и психологом Германом Роршахом.
Человеку дается 10 картинок пятен. После этого его просят описать, что он видит. Далее специалист интерпретирует результаты ответов и делает вывод о психическом состоянии испытуемого.
Рисунок «Человек под дождем»
В этом методе психодиагностики отсутствуют ограничения в выборе ответа и оценке ответов испытуемых как «правильных» и «ошибочных».
Тест поможет диагностировать личностные резервы и особенности защитных механизмов человека и его способности преодолевать сложные жизненные ситуации.
С помощью этого теста можно отслеживать адаптацию человека в новом коллективе.
Рекомендуется выполнять эту методику детям старше 9 лет, а также взрослым. Рисовать можно любыми инструментами:
Что надо делать? Нарисовать два рисунка:
Подробнее о методике и анализ результатов теста в статье: Тест «Человек под дождем»: интерпретация и примеры.
Конструктивный рисунок человека из геометрических форм
Психографический тест Либина – это диагностическая система, сочетающая любое изображение человеческой фигуры с бессознательным семантическим (смысловым) определением значения геометрических форм рисунка.
Тест используется для психологической диагностики личности, черт характера, межличностных отношений и характеристик нервной системы. Проанализировав его результаты, можно сказать, что существует 8 типов личности.
Эта методика обеспечивает интерпретацию на семи уровнях, но есть также онлайн-версия теста. Но там уже применяются только два уровня из семи.
Как пройти тест? Нарисуйте человеческую фигуру из десяти элементов на четверти листа формата А4, используя треугольники, круги и квадраты.
Подробнее о том, как проходить тест и интерпретировать результаты в статье: Психогеометрия: как определить характер по рисункам из геометрических фигур.
Проективная методика «Рисунок дерева»
Тест «Рисунок дерева» основала женщина-психолог из США Ф. Гудинаф. Она занималась проблемами детской психики. После нее Карен Маховер сделала систему критериев, которые помогают по этому тесту оценить особенности личности.
Эта методика нацелена на выявление особенностей личности. В психодиагностике рисунок дерева рассматривается как автопортрет. Потому что в этом рисунке можно увидеть:
Как пройти тест? Необходимо выбрать любой инструмент для рисования и нарисовать дерево на листе.
Получите бесплатный анализ рисунка дерева от нашего эксперта Татьяны Кузнецовой
Сфера: Графология. Психодиагностика.
Татьяна Кузнецова, графолог
✍️Прочту тебя по почерку
💥Бью «в точку»
⭐️Предписываю предназначение
Методика «Три дерева»
Среди многочисленных проективных тестов, позволяющих выявить особенности внутрисемейных отношений, хорошо зарекомендовала себя методика «Три дерева».
Это одна из основных проективных рисуночных методик. Основателем является психотерапевт из Германии Эддой Клессман.
Этот вид тестирования помогает:
Как проходить тест и какие значения имеют элементы рисунков читайте в статье: Проективная методика «Три дерева»: инструкция и интерпретация.
Методика «Дом – Дерево – Человек»
Эта методика была предложена американским психологом Джоном Буком в 1948 году. Методика подходит для исследования как психики взрослого, так и ребенка. Кроме этого возможно и исследование группы людей.
Почему именно дом, дерево и человек? Потому что:
Сам Джон Бук говорил, что каждый рисунок – это как автопортрет человека, нарисованные детали имеют личностное значение.
Что дает использование этой методики:
Как пройти тест? Необходимо нарисовать дом, дерево и человека. А затем ответить на опрос.
Подробнее о прохождении теста и значениях нарисованного читайте в статье: Проективная методика «Дом.Дерево.Человек»: подробная интерпретация.
Тест «Несуществующее животное»
Тест «Рисунок несуществующего животного» — еще одна известная проективная методика. Автором этого теста является Майя Захаровна Дукаревич. Методика может применяться как для обследования детей, так и для взрослых.
О чем говорят значения теста:
Для прохождения теста нужны лишь бумага, карандаш и ластик.
Как пройти тест? Придумать образ несуществующего животного и нарисовать его.
Методика «Рисунок семьи»
Эта методика помогает родителям понять отношение ребенка к себе, к семье и окружающим. Психолог с помощью этого теста выясняет подлинные взаимоотношения между членами семьи.
Для себя вы можете узнать о бессознательном отношении к членам семьи и вовремя принять меры.
При анализе рисунка обращается внимание на следующие элементы:
Как пройти тест? Нужно нарисовать всех членов семьи на листе бумаге.
Подробнее о методике и интерпретация результатов в статье: Методика «Рисунок семьи»: описание, анализ и интерпретация.
Нарисуй человека
Человеческий рисунок имеет много значений. Одни рассматривают изображение человеческой фигуры как проекцию образа тела, другие – как зеркало самооценки.
Это делается для того, чтобы:
Он может выражать то, как человек воспринимает внешние обстоятельства, как он относится к жизни и обществу в целом, или сочетание всего этого.
Тест на рисование человека был разработан К. Маховером в 1946 году на основе теста Ф. Гудинафа для определения индивидуальных черт личности.
Тест «Незаконченные рисунки» Вартегга
Тест Вартегга или тест незаконченного рисунка – ещё один интереснейший метод исследования личности.
Важно то, что в отличие от графологического анализа, тест Вартегга можно выполнять даже детям, начиная с 5 лет.
Этот тест немецкого происхождения, который очень любим графологами. Здесь важны как визуальные и символические значения, так и графологические признаки: особенности нажима, движение, толщина штриха, зачернения. Даже последовательность заполнения квадратов имеет значение.
Тест позволяет заглянуть через ваши психологические защитные механизмы прямо в ваше подсознание.
Он выявляет особенности личности в 8-ми основных сферах:
Как пройти тест? Перед вами восемь квадратов, в каждом из которых что-то изображено. Надо дорисовать образы-картинки, которые вам в них видятся, в любой последовательности. Затем пронумеровать, в какой последовательности вы заполняли тест и подписать свои зарисовки.
Каждый из квадратов в тесте содержит тот или иной раздражитель, разработанный многочисленными исследованиями Эрика и других психологов. И от того, какую реакцию на раздражитель вы даёте, зависит интерпретация теста.
Тест Торренса на творческие способности с интерпретацией
Об этом тесте мы также подготовили для Вас отдельную подробную статью. Читайте здесь: Тест Торренса
Эксперт о проективных методиках
Светлана Кутузова – практикующий психолог
В видео Светлана рассказывает о проективном тестирование. Уделяет внимание таким тестам, как: тест Роршаха, тест Люшера, Тематический апперцептивный тест, субтесты с картинками в тексте Векслера. Такие тесты помогают нам проявить наши неосознаваемые эмоции, травмирующие ситуации, сложные для нас.
Заключение
Проективные рисуночные методики позволяют понять скрытые мотивы людей, даже те, которые сам человек не может понять. В отличие от опросов, в проективных методиках нельзя обмануть себя и психолога.
Помимо рисунков много о человеке может рассказать его почерк. Узнайте больше об этом в статье “Как по почерку определить характер человека просто и с примерами“
Тайны сновидений.Проективные методы.
Что будет на курсе:
1. Взгляд на сновидения с позиции психоанализа З. Фрейда.
2. Взгляд на сновидения с позиции К. Юнга.
3. Работа психолога в экзистенциальном направлении (И. Ялом)
4. Арт-терапевтические техники в работе со сновидениями.
5. Методы активного воображения.
6. Разберем что несут тревожные сны и кошмары.
7. Работа с клиентом с использованием информации полученной из сновидения.
8. Более 10 техник работы со сновидениями.
2 вебинара по 2,5 академ часа!
Каждому участнику мини курса будет выдан сертификат от центра «Психологи онлайн»
в котором будет указано количество часов и перечень прослушанных тем, а также запись вебинаров.
Стоимость курса 500 гривен!
Тайны сновидений.Проективные методы. запись закреплена
Тайны сновидений.Проективные методы. запись закреплена
Тайны сновидений.Проективные методы. запись закреплена
Тайны сновидений.Проективные методы. запись закреплена
Как работать со сновидениями в группе.
Тайны сновидений.Проективные методы. запись закреплена
Исидор Фромм считал, что «сон — это не проекция, а ретрофлексия». И тогда работа терапевта сводится к тому, чтобы помочь клиенту осознать и выразить те чувства, которые он ретрофлексирует.
В психотерапии существует много разных способов работы со сновидениями. При этом сон не обязательно должен быть завершённым. Существуют техники, позволяющие работать с отдельными частями снов или даже с теми чувствами, которые клиент испытывал, проснувшись, поскольку очень часто то, что клиенту удаётся вспомнить, — и есть незавершённый гештальт. Перлз отдельно подчёркивал, что в гештальт-терапии нет места интерпретации снов. По Перлзу, только клиент может понять значение своего сна — тщательно исследуя его с помощью терапевта. Он верил, что сон, особенно повторяющийся, несёт важное для человека зашифрованное послание. Это послание содержит в себе информацию о том, как человек себя чувствует на данном отрезке жизни или в данных обстоятельствах. Очевидна разница между повторяющимся сном о том, что вас преследуют, и сном о том, что вы один ходите по пустому дому. Перлз также считал, что сны могут содержать в себе онтологические послания о бытии человека, например, о его смерти или текущей жизни.
С точки зрения гештальт-терапии, каждая составляющая часть сна, каждое событие, тема или процесс, как-то связаны с реальной жизнью клиента. Терапевт предлагает клиенту рассмотреть его сон со всех возможных сторон. Ниже мы приводим пример разных подходов к работе со снами.
Способы работы со снами:
Задача терапевта — отслеживать подъёмы и спады энергии клиента. Работая с клиентом, не забывайте обращать внимание, прежде всего, на то, что происходит здесь и сейчас. Важно также помнить о том, что все символы, образы и метафоры, как во сне, так и в реальности, очень индивидуальны. Значение того или иного образа для вас может не совпадать с точкой зрения клиента. Таким образом, выяснив, что сон клиента — это действительно самая энергетически заряженная фигура в поле, следует начать с прояснения ассоциаций, которые у клиента вызывают символы, образы и метафоры из сна.
Попросите клиента рассказать свой сон в настоящем времени и с «я-утверждениями». Это поможет обострить переживания клиента.
3.Реальная жизненная ситуация
Пока клиент рассказывает свой сон, в поле появляются различные фигуры: вы замечаете изменения голоса клиента и непроизвольные телодвижения, начинают запускаться способы прерывания контакта и т.п. Скажите об этом клиенту.
Попросите клиента изобразить происходящее во сне телесно, например, принимая разные позы, двигаясь по комнате или производя шум. Можно поработать с пластилином или попросить клиента нарисовать сон.
5.Рассказ от лица каждого участника
Попросите клиента сначала рассказать сон от лица самого интересного для него персонажа, а затем, наоборот, от лица самого отдалённого и непонятного для клиента участника или предмета. Выполняя это задание, клиенты зачастую неожиданно понимают, о чём или о ком их сон, и зачем он нужен. Такое упражнение поможет клиенту увидеть важные символы или образы, которые им не осознавались. Иногда клиентам очень сложно отождествить себя с пугающей, агрессивной или неприятной частью сна. Как правило, это и есть качество, которое не принимает в себе клиент. В таком случае терапевту следует мягко подтолкнуть клиента к работе именно с этим качеством. Часто это оказывается очень полезным, потому что такого рода проекции, как правило, энергетически заряжены, и всё, что требуется — выпустить энергию на свободу, приняв в себе то, что отвергается.
6.Диалог между участниками сна
Особенно действенной эта техника оказывается при работе с кошмарами. Попросите клиента представить себя более сильным и могущественным или предложите ему ввести в сон нового персонажа, который будет поддерживать клиента. Клиент может несколько раз переиграть свой сон, сочинить другую концовку.
8.Сон как послание терапевту
Сон может представлять собой ретрофлексированные чувства клиента к терапевту или то, что клиент не может вам сказать. Исидор Фромм писал, что все сны, привносимые клиентом в терапию, — послание терапевту о том, как проходит терапия. Слушая сон клиента, постарайтесь понять, какое отношение он может иметь к вам. Например, это может быть сон о потребности в заботе, страхе или предательстве, о сексуальном влечении к незнакомцу. Напоминает ли вам что-нибудь из рассказанного происходившее на последней сессии? Не содержит ли сон клиента информацию, которую клиент не может вам передать здесь и сейчас.
Кроме того, вышеперечисленные техники подходят для работы с фантазиями и грёзами, которые тоже могут представлять собой тайные желания, скрытые конфликты и незавершённые гештальты, не осознаваемые клиентом. Внимательно следите за тем, чего может не хватать во сне (полярности какого-то чувства, погибшего члена семьи и т.п.).
Тайны сновидений.Проективные методы. запись закреплена
Сновидения с позиции Фрейда
Автор: Виолета Хамидова. (Из книги «Сексуальные сны. Расшифровка и толкование эротических снов»)
Зигмунд Фрейд считается основоположником теории бессознательного. Несмотря на то что сознание и подсознание изучали и другие ученые, не менее знаменитые, именно Фрейда вспоминают, говоря о подсознании и связанных с ним загадках, в том числе и о сновидениях.
Показать полностью.
Фрейду принадлежит огромное количество работ по психологии человека, среди которых особенно следует отметить «Толкование сновидений», «Я и Оно», «Тотем и табу», «Остроумие и отношение к бессознательному» и многие другие. Поэтому, пытаясь объяснить природу и причины эротических сновидений, обратимся к теории этого ученого.
Анализ сновидений
Согласно Фрейду, все психические процессы человека подчиняются принципу удовольствия. Мы изначально стремимся к получению удовольствия, а неудовольствие вызывает у нас отрицательные эмоции.
В генитальной фазе, с начала подросткового периода, начинается фаза развитой сексуальности. В этот период сексуальные желания удовлетворяются путем нормальной половой деятельности.
Изучая нервное расстройство у пятилетнего ребенка, Фрейд установил связь между снами мальчика и его фобиями. Кошмары ребенка имели следующее содержание: он боялся потерять мать, так как ему «не к кому будет приласкаться». Наяву же отмечалась повышенная нежность к собственной матери, восприятие ее как объект эротического желания. Фрейд отмечает, что сновидение мальчика представляет собой сновидение наказания и вытеснения (то есть перехода психического сознания в бессознательное и удержания его в бессознательном); наслаждение от ласк матери претворяется в страх и содержание сна кардинально изменяется. Ребенок просыпается, прерывая сон, таким образом вытеснение побеждает механизм сновидения.
Как объясняет сновидение Зигмунд Фрейд? Мы уже говорили о том, что сновидения зависят от пережитого наяву. Кроме того, следует отметить роль раздражителей, действующих на спящего, а также душевной жизни бодрствующего человека. Сновидения имеют различные функции, к которым можно отнести психическую, биологическую и некоторые другие.
Следовательно, и сновидения должны быть разные. Поэтому в первую очередь необходимо установить, какие ассоциации возникают у человека, видящего сон.
Информация, которую получает мозг, перерабатывается следующим образом: вначале происходит концентрация различных образов, потом они искажаются, и вслед за этим формируются символы.