Проектная работа по сновидениям снам
Исследовательская работа «Сон и сновидения»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя образовательная школа №2 г. Боготола
Подъельский Иван Андреевич, ученик 9 класса
МБОУ СОШ №2 г.Боготола
Кручиненко Дарья Вадимовна,
учитель химии и биологии
МБОУ СОШ №2 г.Боготола
1.1 Значение сна в жизни человека ………………………………………………………….4
1.2 Нормы продолжительности сна …………………………………………………………5
2. Практическая часть
Наверное, никто не сомневается в том, что сон нужен абсолютно всем. Врачи утверждают, что для каждой возрастной категории есть своя норма продолжительности сна. Но продолжительность сна, необходимая для восстановления энергии каждого человека очень индивидуальна и зависит от множества факторов.
Актуальность темы: В наше время множество людей страдают от недосыпа, они либо спят недостаточное количество времени, либо качество сна оставляет желать лучшего. Люди все чаще стали ставить сон на второе место, ставя на первое работу, учебу и др. воспринимая его как маловажную необходимость, которая занимает кучу времени. Если на носу срочное дело, важное мероприятие или подготовка к экзаменам, а времени на это мало, то найти время для этого просто – можно отнять нужное время от того времени, которое отведено на сон. Отсутствие сна или его недостаток может привести к необратимым патологическим процессам в организме, ухудшению качества жизни. Поэтому тема проекта на данный момент является актуальной
Цель: Исследование сна человека и методов его улучшения
1. Исследовать сон как необходимую потребность человека, изучить существующие функции сна
2. Выявить и изучить нормы сна и рекомендации по его продолжительности и режиму
3. Подвести итоги исследования
Метод исследования: наблюдение.
В процессе исследования я должен подтвердить, что полноценный сон положительно влияет на человека в целом
Значение сна в жизни человека
В жизни человека сон играет одну из самых важных ролей, он очень важен для нашего организма. В то время, когда человек спит, происходит много полезных и необходимых организму процессов. Рассмотрим главные функции сна:
1) В процессах метаболизма сон играет значительную роль. Во время стадии медленного сна вырабатывается гормон роста, а во время стадии быстрого сна восстанавливаются нейроны и происходит обогащение их кислородом.
2) Во время сна вырабатываются антитела, которые ведут борьбу с различными инфекциями. Когда наш организм находится в состоянии покоя, он сосредотачивается на восстановлении организма, именно поэтому лучшее лекарство во время болезни – крепкий и здоровый сон.
3) Сон помогает мозгу переработать информацию, полученную за день. Медленная стадия сна облегчает закрепление изученного материала, а быстрая фаза, в свою очередь реализует подсознательные модели ожидаемых событий. Последнее может служить одной из причин дежавю.
4) В процессе сна восполняется уровень энергии, таким образом, увеличивая и поддерживая общий уровень активности и внимательности. Здоровый и продолжительный сон препятствует развитию хронических заболеваний, например, сердечные болезни и диабет 2-й степени.
Немаловажным является то, что во время сна вырабатывается мелатонин, у человека во сне вырабатывается около 70% суточной продукции мелатонина. Мелатонин восстанавливает силы, потраченные человеком за день, способствует омоложению, помогает организму бороться с опухолями, уменьшает количество холестерина в крови, снижает кровяное давление. Если человек поздно ложиться спать, мелатонина вырабатывается меньше, соответственно, организм не успевает восполнить запас энергии, это ведет к плохому самочувствию, упадку сил
Нормы продолжительности сна
Норма сна у каждого человека индивидуальна, точно сказать сколько именно нужно спать тому или иному человеку невозможно. У каждого потребность сна в часах зависит от многих факторов: количество физических нагрузок, возраст, особенности организма и др.
Ниже приведены приблизительные значения необходимого количества часов для каждой возрастной группы.
Проект на тему «Сны и сновидения в русской литературе»
Проектно-исследовательская работа по теме:
«СНЫ И СНОВИДЕНИЯ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»
Выполнили ученицы 9 класса
Тонких Алена Николаевна
3. Значение сна в жизни человека
4. Сны и сновидения
5. Примеры снов и сновидений в произведениях русской литературы
5.1. В.А. Жуковский «Светлана» (Сон Светланы)
5.2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» (Сон Татьяны)
5.3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Сон Гринёва)
6. Заключение
Сон всегда был тайной, загадкой для человека, и как всякая тайна, необыкновенно привлекателен. Интерес к снам характерен для всех эпох человеческой Культуры. К постижению феномена сна стремилась и наука, недаром сейчас создан Институт снов.
Есть одна старинная притча. Философу приснилось, что он стал мотыльком. И, проснувшись, он уже не знал, кто он: мудрый старец, видевший во сне, будто он стал мотыльком, или мотылек, которому снится, что он – мудрый старец. В этой притче сон и явь переплетаются.
Вот такое толкование этих понятий дает словарь В.И. Даля. Сон – физическое состояние покоя и отдыха, призрачного видения; это грезы, мечты, образы. Явь – реальная действительность, когда правильно оцениваешь понимаешь окружающее. Проблема сна и сновидений интересовала писателей и поэтов во все времена.
В данной работе предпринимается попытка рассмотрения сна и сновидений как средств отражения действительности на примере произведений русской литературы 19в.
Выбор темы обусловлен возрастающим интересом поэтов и писателей ко всему фантастическому, загадочному. Объектом исследования выбраны произведения художественной литературы как вида искусства, порожденного творческой фантазией поэтов и писателей. Из всех произведений, которые могли стать предметом исследования, выбраны лишь те, в которых снам отводится главенствующая роль в тексте повествования. Целью работы является определение смысла и роли сна в тексте того или иного произведения. При выборе произведений определенная сложность заключалась в их большом количестве, но при ближайшем рассмотрении оказалось, что использование снов в художественных текстах служит, как правило, сходным задачам, поэтому имеет смысл ограничиться наиболее типичными. Для работы над проектом мы выбрали следующие произведения: Жуковского «Светлана»; А.С. Пушкина «Капитанская дочка», и «Евгений Онегин».
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи :
— выбор произведений, наилучшим образом отвечающих избранной теме;
-определений роли сна в содержании этих произведений;
— систематизировать полученный результат.
Методы исследования: анализ художественного текста, работа с критической, справочной, научно-популярной литературой.
3. Значение сна в жизни человека
Мир сновидений и снов всегда интересовал человека. Бодрствуя, мы осознаем и оцениваем реальность, контролируем свои действия, анализируем ту информацию, которую получаем во время нашей активности. Но что происходит с нашим сознанием во время сна? Сон – один из самых загадочных процессов, которые происходят с организмом человека.
Начнем с того, что весь сон делится на два принципиально различных вида – медленный сон и быстрый сон. В свою очередь, медленный сон делится на 4 фазы. Получается, что всего различается 5 фаз сна. Сновидения считаются связанными с фазой быстрого сна. Эта стадия возникает примерно каждые 1,5—2 часа сна, и её продолжительность постепенно удлиняется. Она характеризуется быстрым движением глаз, стимуляцией варолиева моста, учащённым дыханием и пульсом, и временным расслаблением скелетных мышц тела. Новейшие исследования доказывают, что сновидения возникают также и во время медленного сна. Но только эти сны короче и не такие эмоциональные.
Все люди способны видеть сны, но не всегда могут о них вспомнить после пробуждения. Некоторым сны вспоминаются тусклыми и обесцвеченными, другим, напротив — яркими и насыщенными. Утверждение о том, что люди видят чёрно-белые сны, связано, скорее, с тем, что во сне они не воспринимают цветов вообще, в том числе чёрных и белых, а лишь образы предметов. Красочные сны обычно свойственны детям или людям с развитым воображением. Особой разновидностью снов являются осознанные сновидения, в которых человек осознаёт, что он спит, и иногда — пытается управлять сновидением.
Если за средний возраст принять 70 лет, то из них человек спит около 23 лет, из которых 8 видит сновидения.
Наука, изучающая сновидения, называется онейрология.
Древние люди считали, что сновидения посылаются человеку с целью оповещения о чем-либо. В древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение, прежде всего, к будущему человека или его окружения.
Вновь интерес к сновидениям возник с новой силой в конце XIX — начале XX веков в связи с бурным развитием психологии, физиологии и философии. Многие исследователи придерживались мнения о том, что сновидение представляет собой бессмысленный набор фантастических образов, которые возникают в связи с ослаблением роли сознания, которое отбирает впечатления бытия для формирования цельной картины действительности и продуцирования тех или иных действий для решения различных задач. В процессе сна сознание не контролирует эти впечатления, и они хаотически перемешиваются и порождают причудливые образы и мысли. Пытаться толковать сновидения, по мнению этих учёных, не имеет смысла.
Известные теории о толковании сновидений принадлежат таким исследователям, как Зигмунд Фрейд и Карл Юнг. Фрейд первым пытался создать систематическую психологическую теорию сновидений. Им был накоплен большой клинический материал, характеризующий типы и закономерности протекания сновидений, связь их с архаическим или инфантильным мышлением, с невротическими симптомами, фантазиями и т. д. А Юнг писал, что сновидение является «прямой манифестацией бессознательного», и только «незнание его языка мешает понять его послание». Сознательная, или «дневная» жизнь души дополнена бессознательной, «ночной» стороной, которую мы воспринимаем как фантазию. Юнг считал, что, несмотря на очевидную важность нашей сознательной жизни, нельзя недооценивать важность бессознательной жизни в сновидениях.
4. Сон и сновидение
Что же такое сон и сновидение? Сновидение — субъективное восприятие некоторой реальности, которая может включать в себя изображения, звуки, голоса, слова, мысли или ощущения во время сна. Человек, видящий сны обычно не понимает, что находится во сне, принимая окружающее за реальность, и обычно не может сознательно воздействовать на сюжет сна. Издавна считалось, что сновидение несёт некое зашифрованное сообщение. Как правило, в древних и традиционных культурах бытовала вера в то, что это послание имеет отношение, прежде всего, к будущему человека или его окружения. Сновидения посылались человеку высшими существами (богами и проч.) именно с этой целью.
Сон – состояние, периодически возникающее у человека, при котором прерывается двигательная и сенсорная активность. Во время сна снижается чувствительность, расслабляются многие мышцы, заторможены рефлексы 5. Примеры снов и сновидений в произведениях русской литературы
Из-за своей актуальности тема сна часто поднимается в культуре, в том числе в литературе. Использование мотива сна в произведениях является распространенным литературным приемом, встречающимся в мифах, эпосе, религиозных сочинениях, исторических хрониках, беллетристике и поэзии по всему миру с древнейших времен.
Как литературный прием, сновидение «служит для самых разнообразных целей формального построения и художественной композиции всего произведения и его составных частей, идеологической и психологической характеристики действующих лиц и, наконец, изложения взглядов самого автора».
Сюжет сна часто встречается и в произведениях русской литературы.
5.1. В.А. Жуковский «Светлана» (Сон Светланы )
Василий Андреевич Жуковский считается родоначальником и одним из самых ярких представителей русского романтизма. Обращение поэтов-романтиков к внутреннему миру человека, его переживаниям вызвало необходимость поиска новых художественных средств, способность передать тончайшие движения души. От сентименталистов В.А. Жуковского отличает характерная для романтиков устремленность в чудесный и таинственный мир, будто бы существующий за пределами земной реальной жизни. Ведущим жанром в творчестве Жуковского-романиста было баллада-лиро-эпическое произведение чаще всего легендарного, исторического, необычного и драматично-героического характера. О его творчестве заговорили в 1808 году, когда была опубликована поэма «Людмила», вернее, вольный перевод «Леноры», немецкого поэта Г.А. Бюргера. Появление этой баллады положило начало новому этапу в развитии отечественной поэзии. Позже в 1808 – 1812гг, опираясь на тот же сюжет, В.А. Жуковский создал оригинальную балладу «Светлана», связанную с русскими народными обычаями и поверьями, песенно-сказочными традициями. Баллада начинается с картин святочного гадания русских девушек. «Раз в крещенский вечерок // Девушки гадали: //За ворота башмачок, // Сняв с ноги, бросали…» На фоне этой картины дается образ Светланы. Он создан в духе сентиментальной поэзии: героиня то «молчалива и грустна» в тоске по жениху, то «пуглива и робка» во время гадания, то растеряна и встревожена, когда не знает, что ее ждет. Она не ропщет, а ищет облегчения своего горя в молитвах и слезах. За это ее и награждает поэт: все ужасы она переживает во сне, а наяву ее ждет радость, данная ей «провидением» за ее покорность и терпение. Ее жених возвращается к ней; баллада заканчивается картиной веселой свадьбы. С образом Светланы Жуковский В.А. связывает мысль о торжестве любви над смертью. Важное место в балладе отводится сну, страшному сну Светланы. Это был сон о том, будто ее «милый друг – мертвец». Черты романтизма явно присутствуют в этом эпизоде: скачка на конях ночью, карканье ворона – предвестника несчастья, гроб в избушке, оживающий мертвец. Проснувшись, Светлана не может разобрать сути, но очень боится грозного, ужасного сна. Сам автор дает ответ в своей балладе: «…здесь несчастье – лживый сон, счастье – пробужденье». Впервые в русской литературе В.А. Жуковский сказал читающей публике, что счастье надо искать в реальном мире, который и есть настоящая правда, а все остальное – ложь и обман. В своей героине Жуковский изобразил национальный женский тип. Его главные черты – мягкость, верность, покорность судьбе, а также поэтичность, идущую от глубинных фольклорных истоков. Чудесное у Жуковского – не бегство от действительности, а художественный прием заострения ситуации, раскрытия характера в необычных положениях. В сне – отражение жизни романтической души. Светлана – романтическая душа. Она боится за жениха. Этот страх – лишь ее сон. Выход из любой ситуации – вера в Провидение, в Бога, вера в то, что хорошее всегда побеждает. Даже рок, судьбу, с божьей помощью побеждает любовь.
5.2. А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (Сон Татьяны)
А.С. Пушкин уделил сну Татьяны Лариной десять строф – точнее 145 стихов – в V главе романа «Евгений Онегин». Уверенно можно сказать, что эта часть произведения является самой загадочной и таинственной, сон Татьяны несет в себе глубокий смысл. Этот сон – зловещий знак судьбы.
Татьяна ложится спать, сняв свой шёлковый поясок. Ей снится странный и пугающий сон. Она одна идёт по снегу, впереди шумит ручей, над ним — тонкий мосток. Татьяна видит «большого, взъерошенного медведя», который переводит ее через поток, а затем начинает преследовать ее в лесу.
Татьяна пытается бежать, но падает из-за препятствий, возникших на её пути:
Снег рыхлый по колено ей;
То длинный сук ее за шею
Зацепит вдруг, то из ушей
Златые серьги вырвет силой;
То в хрупком снеге с ножки милой
Увязнет мокрый башмачок.
Медведь «проворно ее хватает и несет» в избушку и исчезает. В избе Татьяна через щелку в двери видит невероятных чудовищ:
Один в рогах с собачьей мордой,
Другой с петушьей головой,
Здесь ведьма с козьей бородой,
Тут остов чопорный и гордой,
Там карла с хвостиком, а вот
Полужуравль и полукот.
Среди неведомых существ как хозяина Татьяна узнает Онегина. Ветер распахивает дверь, и чудовища, дико смеясь, приближаются к испуганной Татьяне. Услышав грозное слово Онегина, все исчезают. Татьяне и Евгению удается быть вместе наедине до того момента, как в избушке оказываются Ленский и Ольга. Онегин явно недоволен визиту нежданных гостей:
И дико он очами бродит,
И незваных гостей бранит;
Татьяна чуть жива лежит.
Спор громче, громче; вдруг Евгений
На этом сон обрывается. Сон Татьяны – так называемый «вещий» сон, полный метафор к её собственной судьбе. Он предвещает ей будущее замужество: видеть во сне медведя, согласно народным верованиям, предвещает женитьбу или замужество. Кроме того, медведь во сне героини является кумом Онегина, а ее муж, генерал, действительно приходится Онегину дальним родственником.
Встав на «дрожащий гибельный мосток» и перейдя через бурлящий, «кипучий, темный и седой», «не скованный зимой» поток, Татьяна в символической форме открывает своё будущее. «Бурлящий» поток символизирует мечтательную юность героини, её мечты и любовь к Онегину. Перейдя мост, Татьяна оставляет прошлое позади.
Характерно, что Онегин появляется в этом сне в качестве «хозяина» демонических чудовищ, пирующих в избушке. Так обозначается «демонизм» героя, возведенный в N-ную степень.
Не только поэтому Онегин окружен причудливыми существами: для Татьяны он всё ещё загадка и окружен романтическим ореолом. Он не только «чудовище», он — «чудо».
Этот эпизод не только предсказывает будущие события, но и смещает в романе сюжетные акценты: с отношений Онегина и Татьяны внимание читателя переключается на отношения Онегина и Ленского.
5.3. А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (Сон Гринёва)
Бросается в глаза явная абсурдность «сюжета» сновидения: «отец оказывается мужиком с бородой», он весело «поглядывает», вскакивает с постели и машет топором. Сновидение наполнено нарастающими и эмоциональными переживаниями героя: беспокойство, страх, ужас и недоумение.
В этом сне Пугачев благославляет, направляет Петрушу, оберегает на жизненном пути. Сколько раз он прощает его и в реальной жизни! Ему больно, что Гринев не оправдал его доверия, как больно отцу за сына, но Пугачев всё равно отпускает его вместе с невестой на все четыре стороны, по-христиански. Как пишет М. Цветаева, отпускает «изнутри своей волчьей любви».