Происхождение и толкование слова культура

История слова «культура»

Этимология слова «культура», его употребление и смыслы на протяжении европейской истории. Появление слова «культура» России.

Происхождение и толкование слова культура. josephine wall. the enchanted flute. Происхождение и толкование слова культура фото. Происхождение и толкование слова культура-josephine wall. the enchanted flute. картинка Происхождение и толкование слова культура. картинка josephine wall. the enchanted flute. Этимология слова «культура», его употребление и смыслы на протяжении европейской истории. Появление слова «культура» России.

Происхождение слова «культура»

Слово культура (cultura) появилось в латинском языке. Оно происходило от colere, которое имело множество значений: населять, культивировать, возделывать, ухаживать, почитать, покровительствовать.

Впервые слово «культура» встречается в трактате о земледелии Марка Порция Катона Старшего (234-149 до н.э), который назывался «De agri cultura». Этот трактат посвящен не просто обработке земли, а уходу за полем, что предполагает не только возделывание, но и особое душевное отношение к ней. Например, Катон дает такой совет по приобретению земельного участка: нужно не лениться и обойти покупаемый участок земли несколько раз; если участок хорош, чем чаще его осматривать, тем больше он будет нравиться. Вот это самое «нравиться» должно быть непременно. Если его не будет, то не будет и хорошего ухода, т.е не будет культуры.

В значении самостоятельного понятие «культура» появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632-1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.

В философский, а затем научный и повседневный обиход первым слово «культура» запустил немецкий просветитель И.К. Аделунг, выпустивший в 1782 году книгу «Опыт истории культуры человеческого рода».

А спустя два года вышел в свет первый том книги И.Г. Гердера (1744-1803) «Идеи к философии и истории человечества», где слово «Kulture» уже перестает служить метафорой, но наполняется философским содержанием. Гердер первым предложил употреблять термин «культура» во множественном числе, подчеркивая тем самым уникальность различных национальных культур.

Появление слова «культура» в России

Однако широкого распространения слово «культура» не имело. Вместо него употреблялись близкие по смыслу выражения «образованность», «просвещение», «разум», «воспитанность». И в словаре языка Пушкина слова «культура» мы не найдем: его полностью заменяет слово «просвещение», к которому он относился весьма неоднозначно. С одной стороны, Пушкин признает положительное для России влияние европейского Просвещения:

Но полно: мрачная година протекла,
И ярче уж горит светильник просвещенья
(«Второе послание к цензору» 1824)

С другой стороны именно у Пушкина с наивысшей силой прозвучало романтическое неприятие «оков просвещения», сближения просвещения и тирании:

Судьба земли повсюду та же:
Где капля блага, там на страже
Уж просвещенье иль тиран.
(«К морю» 1824)

Совсем иное осмысление давал слову «просвещение» Н.В. Гоголь. В 1846 году он писал «Мы повторяем теперь еще бессмысленно слово «просвещение». Даже и не задумались над тем, откуда пришло это слово и что оно значит. Слова этого нет ни на каком языке, оно только у нас. Просветить не значит научить, или наставить, или образовать, или даже осветить, но всего насквозь высветлить человека во всех его силах, а не в одном уме, пронести всю природу его сквозь какой-то очистительный огонь. Слово это взято из нашей Церкви, которая уже почти тысячу лет его произносит, несмотря на все мраки и невежественные тьмы, отовсюду ее окружавшие, и знает, зачем произносит» («Статья из «Переписки с друзьями»).

Гоголь раскрывает глубинный, исконный для русского сердца смыл понятия «Просвещение», видя в нем бесценное наследие христианской веры, таким образом, он представил другой взгляд на устоявшийся в русском сознании термин.

Гоголевскому пониманию и интерпретации просвещения вполне соответствует часто употребляемое в более поздние времена словосочетание «духовная культура» («культура Духа»).

Русские религиозные философы XX века Н.А. Бердяев (1874-1948) и П.А. Флоренский (1882-1943) дали свое толкование этимологии слова «культура», считая его производным не от «colere-cultura», указывающего на изначальную связь понятия с земледелием, но от «культа», то есть соотнося понятие «культура» непосредственно с религией, духовной сферой.

По словам Флоренского, «большинство культур, сообразно своей этимологии (cultura есть то, что имеет развиваться из cultus), было именно прорастанием зерна религии, горчичным деревом, разросшимся из семени веры».

Традиция противопоставления культуры и цивилизации в России уже имела свои национальные корни. Так, эту идею впервые высказал А. Блок в статье «Крушение гуманизма», ее поддерживал Н. Рерих.

Таким образом, Белый определяет «культуре» свое собственное место и в жизни каждого человека, и в жизни нации. А это значит, что «культура» в ХХ веке становится тем объектом, который можно изучать, исследовать и выводить общие закономерности.

Материал представляет собой компиляцию из нескольких источников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *