Пророк даниил сон навуходоносора

34. Пророк Даниил

Иудеи и Новый Вавилон. Недолго просуществовали поодиночке Израиль и Иудея. Сначала Израильское царство было уничтожено ассирийцами. Иудее удалось откупиться от ассирийского царя. Спустя сто с лишним лет Ассирия погибла и на ее развалинах возникло другое могучее царство, названное Новым Вавилоном. Основано оно было семитскими племенами халдеев, поэтому его называют еще и Халдейским. Халдейский царь Навуходоносор (Набу-кудурри-усур) захватил и уничтожил Иерусалим. Был разграблен и сёожжен храм Яхве, а все его сокровища вывезены в Вавилон. Все евреи, кроме крестьян-бедняков, были переселены в Двуречье. Такова же была судьба жителей Израиля. Для еврейского народа, лишенного своей родины, наступили тяжкие времена.

Вавилонский царь был предусмотрительным человеком. Среди покоренных народов он отбирал самых умных и сообразительных детей и приказывал воспитывать их в царском дворце, чтобы сделать их своими верными слугами и помощниками. Одним из таких царских воспитанников был юный Даниил.

«Сон снился мне, и тревожится дух мой». Однажды халдейскому царю приснился сон, после которого он встал с тяжелой головой и в дурном настроении. Царь смутно чувствовал, что сон этот очень важен, но, как ни старался, вспомнить его не мог. Тогда он вызвал к себе всех халдейских мудрецов и сказал им: “Сон снился мне, и тревожится дух мой; желаю знать этот сон”. Мудрецы отвечали: “Царь! Во веки живи! Скажи сон рабам твоим, и мы объясним значение его”. Однако Навуходоносор пришел в ярость: “Слово отступило от меня; если вы не скажете мне сновидение и значение его, то в куски будете изрублены, и дома ваши обратятся в развалины. Если же расскажете сон и значение его, то получите от меня дары, награду и великую почесть”.

Мудрецы вновь ответили: “Да скажет царь рабам своим сновидение, и мы объясним его значение”. Царь опять потребовал, чтобы они не тянули время и немедленно сказали, какой сон ему снился и в чем его смысл. Халдеи, чувствуя смертельную угрозу для себя, старались убедить царя, что он требует невозможного: “Нет на земле человека, который мог бы открыть это дело царю, и потому ни один царь, великий и могущественный, не требовал подобного. Дело, которого царь требует, так трудно, что никто другой не может открыть его царю, кроме богов. ”

Даниил истолковывает сон царя. Утром Даниил потребовал, чтобы его привели к царю, и сказал Навуходоносору: “Тайны, о которой царь спрашивает, не могут открыть царю ни мудрецы, ни обаятели, ни тайноведцы, ни гадатели. Но есть на небесах Бог, раскрывающий тайны; и Он открыл царю Навуходоносору, что будет в последние дни”.

Даниил рассказал, что царю снился огромный и страшный сверкающий истукан [то же самое, что идол или кумир]. Голова истукана была из чистого золота, грудь и руки из серебра, живот и бедра медные, голени железные, а ступни из железа и глины. И вдруг с горы сам собою сорвался камень, ударил в ноги истукана и разбил их. Статуя рухнула, рассыпалась в пыль, которую развеял ветер. Камень же, разбивший статую, стал огромной горой и заполнил всю землю.

Даниил так объяснил значение сна. Золотая голова истукана — сам царь Навуходоносор, “царь царей, которому Бог Небесный даровал царство, власть, силу и славу”. Серебро — следующее за Новым Вавилоном царство, после которого придет медное. “А четвертое царство будет крепко, как железо, ибо как железо разбивает и раздробляет все, так и оно, подобно всесокрушающему железу, будет раздроблять и сокрушать”. Следующее царство, наподобие железа, смешанного с глиной, будет частью крепкое, частью хрупкое. “И во дни тех царств Бог Небесный воздвигнет царство, которое во веки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу: оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно, так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками и раздробил железо, медь, глину, серебро и золото. Великий Бог дал знать царю, что будет после этого. И верен этот сон, и точно истолкование его!”

Выслушав Даниила, пораженный царь вскочил с трона, низко поклонился молодому пророку и сказал: “Истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну!” И Даниил был поставлен править всей Вавилонией, а заодно быть начальником халдейских мудрецов. Но тот упросил царя поручить управление Вавилонией трем своим друзьям, а сам остался при царском дворе.

«Мене, мене, текел, упарсин». Прошло много лет. Умер Навуходоносор, состарился Даниил, а Халдейским царством правил Валтасар. [Библия называет его сыном Навуходоносора, и это верно, но автор Книги Даниила путает умершего в 562 г. до н.э. завоевателя Иудеи с одним из его преемников, Набонидом (Набу-наид). Чтобы удержаться у власти, Набониду пришлось усыновить Валтасара (Бел-шарру-уцур), младшего сына Навуходоносора II.] Однажды он устроил огромный пир для тысячи своих вельмож. Когда царь выпил много вина, разум его помутился, и он приказал принести из царской сокровищницы те золотые и серебряные сосуды, что когда-то Навуходоносор захватил в иерусалимском храме Яхве.

Сосуды были принесены, все пили из них вино “и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных”. Вдруг на стене прямо перед царем человеческая рука стала писать какие-то слова. Увидев это, царь изменился в лице, затрясся от страха, стал громко звать мудрецов. Мудрецы пришли, но не могли сказать ничего определенного. И тогда царица вспомнила, что в Вавилоне есть человек, который способен объяснить любую загадку.

Привели Даниила. Царь Валтасар рассказал ему о странном происшествии и пообещал: если Даниил объяснит значение написанных на стене слов, то будет облачен в царскую одежду с золотой цепью и после царя и царицы станет третьим властелином на царстве.

Даниил отвечал: “Дары твои пусть останутся у тебя, и почести отдай другому; а написанное я прочитаю царю и значение объясню ему”. И сказал, что Валтасар провинился перед Богом, и за это Яхве послал кисть человеческой руки, которая написала: МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, УПАРСИН, что означает: “Подсчитано (Бог подсчитал царство Валтасара и положил ему конец), взвешено (царь взвешен на весах и найден очень легким), продано (царство Валтасара отдано врагу)”. [В более точном переводе с арамейского эти слова означают: “Исчислен, исчислен, взвешен и разделен”.]

Выслушав это, Валтасар надел на Даниила царскую одежду, золотую цепь и провозгласил его третьим властелином на царстве. В ту же ночь Валтасар, царь халдейский, был убит, а Вавилон захвачен персами.

Завоевание Кира. Из слов Библии неясно, почему Даниил был провозглашен третьим, а не вторым человеком в царстве. Оказывается, как выяснили историки, дело было в том, что официально царем Вавилона являлся Набонид, его приемный сын Валтасар был соправителем, так что Даниилу действительно оставалось только третье место. После захвата Вавилона и убийства Валтасара Набонид добровольно сдался в плен и был отправлен в почетную ссылку, где и окончил свои дни.

Завоевал халдейское царство персидский царь Кир. Он был мудрым человеком и старался расположить к себе новых подданных. Кир разрешил вернуться евреям из вавилонского плена и вновь отстроить Иерусалим. Позднее они восстановили храм Яхве; правда, новый дом Бога был намного беднее того, что когда-то возвел Соломон.

Но на родину вернулись только жители Иудеи. Что касается Израиля, то основное его население, угнанное когда-то ассирийцами на север Двуречья, растворилось там среди местного населения. А бывшее Израильское царство заселили другие люди. Они смешались с остатками израильского народа и восприняли его веру в Яхве. Однако евреи, вернувшиеся из вавилонского плена, презирали тех, кто оставался жить в Палестине, и не разрешили им участвовать в восстановлении храма. Теперь жителей юга Палестины называли иудеями, севера же — самаритянами (по названию старой столицы Израиля, Самарии).

Даниил во рву со львами. Когда Кир позволил иудеям вернуться домой, Даниил был уже слишком стар для такого путешествия. Он остался в Вавилоне и дожил до царствования персидского царя Дария. Дарий так уважал Даниила, что сделал его одним из главных помощников по управлению огромным царством.

Многие завидовали Даниилу, и нашлись люди, которые решили погубить его. Они подсунули царю на подпись указ, по которому каждый, кто в течение месяца будет просить о чем-либо кого-то еще, кроме самого Дария, должен быть казнен.

А Даниил три раза в день молился Богу у себя дома, открыв окна, обращенные в сторону Иерусалима. Так он делал и после объявления нового царского указа. Враги подсмотрели, как он просил у Бога милости для себя, и донесли царю. Царь опечалился и хотел спасти Даниила, но те люди сказали: “Знай, что по закону никакое определение и постановление, утвержденное царем, не может быть изменено”.

Дарий был вынужден распорядиться, чтобы Даниила бросили в ров, где жили львы. При этом он с робкой надеждой сказал: “Бог твой, которому ты неизменно служишь, Он спасет тебя!” Отверстие, куда опустили Даниила, заложили камнем, и царь приложил свою печать, чтобы ночью никто не мог отвалить его.

Всю ночь Дарий не спал, ему грезились кошмарные сцены растерзания Даниила. На рассвете царь побежал ко рву и жалобным голосом позвал: “Даниил, раб Бога живого! Бог твой, которому ты неизменно служишь, мог ли спасти тебя от львов?” Живой и здоровый Даниил отозвался: “Царь! Во веки живи! Бог мой послал ангела своего и заградил пасть львам, и они не повредили мне, потому что я оказался перед Ним чист, да и перед тобою, царь, я не сделал преступления”.

Обрадованный царь приказал вытащить Даниила и бросить в ров его обвинителей. Не успели они долететь до дна, как были растерзаны львами.

Даниил и четыре зверя. Однажды Даниилу приснился странный сон: будто на море налетели четыре вихря, и из моря вышли четыре зверя, которые стали бороться между собой, пока не пришел сам Бог Яхве и не уничтожил их всех. Затем к нему был подведен как бы Сын человеческий, которому Бог передал вечную власть над всей землей.

Даниил спросил одного из стоявших у трона Бога, что значит все это, и тот объяснил, что четыре зверя — это четыре царства, после которых установится вечное царство Бога.

Даниил и архангел Гавриил. В другой раз, еще во времена вавилонского плена, когда Даниил горячо молился Богу, чтобы тот сжалился над израильским народом и вернул ему свою милость, к пророку прилетел архангел [главный ангел] Гавриил и сказал, что еврейский народ возвратится на родину и храм будет восстановлен, но в трудное время. Пройдет еще много лет и явится Христос Владыка. [Христос — переведенное на древнегреческий язык еврейское слово “мессия” — “посланник, помазанник Божий”.] Затем Христос погибнет, город и храм будут вновь разрушены, и на месте Иерусалима воцарится “мерзость запустения”.

Последнее пророчество. И еще одно пророчество дано было Даниилу: о многочисленных войнах, из-за которых наступит такое тяжкое время, какого не видали никогда. И народ, избранный Богом, едва не погибнет, но поднимется “Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего…”. Тогда проснутся многие из давно умерших, Бог будет судить их, одних наградит вечной жизнью, других обречет на новую гибель.

Даниилу было велено скрывать это пророчество до тех пор, пока ему не придет срок исполниться. Он должен был прожить остаток своей жизни, умереть, а в конце времен встать из земли и узнать от Бога свою участь.

Книга пророка Даниила. Как считает библеистика, Книга пророка Даниила написана между 167 и 164 гг. до н.э. Описанные в ней события относятся ко времени Нововавилонского царства и начала персидского господства, т.е. имели место примерно за четыре века до времени создания этого произведения. Неудивительно, что автор плохо представляет себе ту историческую эпоху, о которой ведет речь. Так, царь Навуходоносор спутан с Набонидом. Дарий Мидянин — лицо, неизвестное науке, цари с этим именем жили позже и были персами, а не мидянами. Валтасар, как уже указывалось, будучи приемным сыном и наследником Набонида, не имел царского титула, родным же его отцом был Навуходоносор II.

Основная цель Книги Даниила — укрепить веру и надежду иудеев во времена гонений на их религию, предпринятых Антиохом IV. Поэтому в этом произведении все преследователи Даниила в конце концов либо погибают, либо признают силу истинного Бога. Бедствия должны прекратиться с наступлением царства, возглавленного таинственным Сыном Человеческим. Позднее Книга Даниила сыграла особую роль в становлении христианства, а Сыном Человеческим именовал себя Иисус из Назарета.

Читайте также другие темы главы VI «Время испытаний»:

Перейти к оглавлению книги Мифы народов Востока

Источник

Глава 2

1. Сновидение Навуходоносора во второй год царствования. 2–11. Бессилие вавилонских мудрецов открыть содержание сна и приказание об их истреблении. 12–24. Откровение Даниилу сновидения и его благодарственная молитва. 25–45. Истолкование Даниилом сновидения Навуходоносора. 46–49. Исповедание царем всемогущества и премудрости Бога Израилева и возвеличение им Даниила с друзьями.

Необычайностью образов, а вместе с тем общею загадочностью и таинственностью сновидение вызвало в душе царя чувство тревоги: «смутился дух его».

По взгляду Навуходоносора, сновидения были одним из средств, при помощи которых боги возвещают свою волю людям. Так, в одной из надписей, он обращается с молитвою к богу Самасу, чтобы тот возвестил ему во сне свою милость и благоволение. Рассматривая и новый забытый сон, как откровение свыше, царь естественно желает знать его, так как это равносильно знанию воли богов, и томится и мучится от неизвестности ( «тревожится дух мой, жела я знать этот сон» ).

Начиная речь обычным на востоке при разговоре с царем приветствием: «царь, во веки живи» ( 1Цар.10:24 ; 3Цар.1:31 ; Неем.2:3 ; Дан.3:9 ; Дан.5:10 ), мудрецы убеждены, что они приглашены для разъяснения хорошо известного царю сновидения.

Предъявленное мудрецам требование рассказать содержание забытого сна не представляло, по мнению Навуходоносора, чего-нибудь невозможного. Приписывая себе уменье открывать при содействии богов тайное и сокровенное, они, очевидно, могли узнать теми или другими путями и виденное им сновидение. И потому Навуходоносор считал себя в праве, назначая мудрецам в случае неисполнения ими своего требования обычное у вавилонян наказание, – рассечение на куски ( Иез.16:40 ; Иез.23:47 ).

Из ответа мудрецов Навуходоносор понял, что они не обладают высшим ведением, понял и то, что они не хотят сознаться в этом, надеясь тем или иным путем выйти из затруднительного положения («выигрывают время»). Мудрецы выжидают, «не переменится ли время», т. е. не выскажет ли сам царь что-нибудь определенное относительно виденного им сна, или не будет ли какого-либо обстоятельства, дающего возможность проникнуть в неведомую им тайну. Но составленный на основании таких намеков и догадок ответ должен быть далек от истины («собираетесь сказать что-то лживое, хитрое»). Поэтому Навуходоносор и требует от мудрецов, немедля, сообщить содержание виденного им сна. Это будет служить доказательством их высшего ведения и вместе с тем ручательством за то, что и самое объяснение свободно от ошибки.

Навуходоносор разоблачил замыслы мудрецов, и они, поняв бесполезность дальнейших отговорок, сознались в бессилии исполнить приказание царя. Их заявление, что он требует от них, простых смертных, невозможного и неслыханного, что его желание может быть удовлетворено одними лишь богами, является одновременно и оправданием и протестом против назначенного наказания. У Навуходоносора же оно отняло последнюю надежду узнать виденный сон и потому привело его в ярость, проявлением которое было приказание избить всех мудрецов. Если их представители оказались обманщиками, напрасно усвоявшими себе высшее ведение, то таковы же, очевидно, и их помощники, – второстепенные мудрецы.

И Ариох, начальник телохранителей (евр. рав. табахайа) один из важнейших сановников, так как данное название усвояется полководцу Навуходоносора Навузардану ( Иер.39:9, 11 ; Иер.41:10 ; Иер.43:6 ; Иер.52:12, 15 ), и сам Навуходоносор знал о выдающейся мудрости Даниила ( Дан.1:19–20 ). И это обстоятельство (Даниил «обратился к Ариоху с советом и мудростью» ) заставило первого приостановить исполнение царского указа, а второго согласиться с просьбою пророка. У царя вновь родилась надежда узнать забытый сон.

Основная мысль молитвы: прославление силы и мудрости Божией, проявившихся на открытом Даниилу сновидении.

Предвещающее великие перевороты в человечестве и говорящее о верховном владычестве Господа над судьбами мира, сновидение свидетельствует о силе Божией: Господь по Своей воле и власти «изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей» (Ср. 1Цар.2:7–8 ; Притч.8:14 ). Недоступное по своему значению для человеческой мудрости, открытое и разъясненное Даниилу Самим Богом, оно говорит о божественной мудрости ( Дан.2:22 ).

Благодарение за сообщение смысла сновидения.

Отсрочив на время смертную казнь ( Дан.2:13–15 ), Ариох совсем не должен приводить в исполнение царское приказание: Даниилу открыто содержание виденного Навуходоносором сна. По восточному обычаю, воспрещающему доступ и вход к царю без предварительного доклада ( Эсф.4:11 ), пророк вводится к Навуходоносору Ариохом, как лицом заинтересованным в таком или ином исходе всего дела. Он, приостановивший смертную казнь, как бы оправдывает данный поступок: приводит к царю человека, могущего открыть значение сна.

Непосредственно знакомый с мудростью Даниила, Навуходоносор однако не вполне еще уверен в том, что он, иноплеменник ( Дан.2:25 ), может открыть то, что оказалось не под силу вавилонским мудрецам.

Сомнение царя законно, если иметь в виду обыкновенную человеческую мудрость: она бессильна разрешить тайну. Последняя ведома одному лишь Богу. Он, пославши сновидение Навуходоносору, может разъяснить его. Своим органом Господь избрал в данном случае Даниила. Последний оказывается способным рассказать и объяснить сон, благодаря озарению свыше. Поэтому царь может быть уверен, что его сновидение будет открыто и объяснено.

Согласно вопросу Навуходоносора ( Дан.2:26 ), Даниил сперва излагает содержание сна, а затем ( Дан.2:36 ) переходит к его объяснению. В качестве ответа на думы царя о том, что будет после него ( Дан.2:29 ), т. е. останется ли созданная им монархия вершительницею судеб мира или же уступит место другим империям, сновидение излагает историю смены четырех земных монархий и водворения на земле Царства Божия.

Относя символ золотой головы к Навуходоносору ( «ты – это золотая голова» ), пророк разумеет в лице его всю вавилонскую монархию, на что указывают слова: «после тебя восстанет другое царство, ниже твоего» ( Дан.2:39 ). По указанию истории, это другое царство восстало не после Навуходоносора, а после всех его преемников по престолу, – сменило вавилонскую империю. В сновидении она олицетворяется в личности Навуходоносора, так как ему, «царю царей» (ср. Иез.26:7 ), всемирному завоевателю (ср. Иер.27:6 ; Иер.28:14 ), обязана своим существованием, могуществом, славой и всемирным характером. Как первая в преемственном ряду всемирных империй, вавилонская монархия изображается под видом головы; как отличавшаяся, особенно при Навуходоносоре, величием и блеском, она – золотая голова.

Символический образ непосредственно следующего за вавилонским государством – две серебряных руки, сходящиеся в одной груди ( Дан.2:32 ), указывает одновременно и на его двухсоставность, и на его единство.

Четвертое царство представлено под образом железных голеней и частью железных, частью глиняных ног истукана. По словам пророка Даниила, это значит, что, обладая всесокрушающею силою, оно будет так же хрупко, как глина. Совместное, единовременное проявление этих двух противоположных качеств недопустимо потому, что царство распадающееся не может быть в то же самое время всесокрушающим и истребляющим. Естественнее поэтому видеть в словах пророка указание на два различных момента в истории четвертой монархии: период необыкновенного могущества, силы и период упадка, разложения, вызванного невозможностью сплотить воедино разнородные части государства. Вначале твердое, как железо, оно превратится впоследствии в хрупкое железно-глиняное. Эти два момента различает и сам пророк Даниил, давая отдельное объяснение железных голеней и железно-глиняных ног истукана.

Более оснований разуметь под ним римскую монархию: ей принадлежат качества четвертого царства Даниила. Своей всесокрушающей, непобедимой на первых порах силой, всемирными опустошительными завоеваниями она превзошла все предшествовавшие государства. Но первоначально единое неразрывно целое и потому твердое, как железо, римское царство перешло затем в период хрупкости, самораспада, начавшийся с момента покорения разных народов. Вошедшие в его состав разнообразные народности не сплачивались воедино, и тем больше расширялись пределы государства, тем более входило в него элементов глиняных, содействовавших не упрочению власти, а ее ослаблению путем постоянных возмущений и многочисленных междоусобных войн. «Обращая в римских граждан Галлов и Египтян, Африканцев и Гуннов, Испанцев и Сирийцев, как могли императоры ожидать, говорит блаженный Августин, что такого рода разноплеменная толпа будет верна интересам Рима, который их преследовал?»

На время существования четвертой монархии (камень ударил в ноги истукана) падает появление нового царства, представленного под образом камня. Божественное по происхождению ( «Бог небесный воздвигнет царство» ), вечное ( «во веки не разрушится» ), само по себе неразрушимое, по отношению к земным царствам всесокрушающее ( Дан.2:35 ), оно постепенно превратится в царство вселенское ( «камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю» – Дан.2:35 ). Все эти признаки указывают на царство мессианское, основанное Богом небесным, явившееся во дни римского царства, сокрушившее своею высшею духовно-нравственною силою грубую силу языческого мира и наполнившее собою всю землю. Сообразно с представлением ветхозаветной церкви под образом горы ( Ис.2:2–3 ; Мих.4:2 ) малое при своем появлении мессианское царство изображается в виде камня. Он отрывается от горы ( Дан.2:34 ), – новозаветная церковь возникла из недр ветхозаветной. Впрочем, некоторые экзегеты на основании Ис.8:14 ; Ис.28:16 ; Мф.21:42 ; Мк.12:10 ; Лк.20:17 ; Деян.4:11 ; 1Пет.2:4 ; Рим.9:32 разумеют под камнем Мессию, а под горою – Деву Марию («камень нерукосечный от несекомые горы Тебе, Дево, краеугольный отсечеся»). При таком понимании мессианское царство олицетворяется, подобно первой монархии, в личности своего Основателя.

В лице Даниила, открывшего и объяснившего сон, Навуходоносор признал не обыкновенного мудреца, изучившего халдейскую мудрость, а человека одаренного высшим божественным ведением ( Дан.2:47 ; ср. Дан 4:5–6 ). Подобный взгляд он высказал тем, что воздал пророку божеские почести, на что указывает и еврейский глагол «сагад» ­­ поклонился (ср. Ис.44:15, 17, 19 ; Ис.46:6 ), и воскурение пред ним фимиама. По мнению блаженного Иеронима и Иосифа Флавия, Навуходоносор поклонился в лице Даниила обитающему в нем Богу, которого он признал высшим из всех богов.

Звание «главы вавилонских мудрецов» (ср. Дан.4:6 ) было для Даниила, кажется, только почетным титулом, но не сообщало ему прав действительной настоящей власти. По крайней мере из дальнейшей истории видно, что он стоит в стороне от халдеев: последние неоднократно являются во дворец по зову царя, но между ними нет пророка ( Дан.4:3–4 ). Номинальная принадлежность Даниила к касте халдеев вполне естественна, так как она была строго замкнутою и не допускала в свою среду иностранцев; мало того, по свидетельству Диодора, звание халдея переходило от отца к сыну.

Источник

Книга пророка Даниила

Сведения о пророке Данииле

Сведения о лице пророка Даниила находятся в самой книге его и отчасти у пророка Иезекиля. Пророк Даниил (с евр. Божий суд) происходил из знатного рода – вельможеского или даже царского; это видно из того, что он был приведен к царю Вавилонскому на службу в числе юношей «из племен царска и от князей» (гл. 1, 3). Он отличался превосходными дарованиями, в особенности любознательностью и обширным умом (ст. 4). Еще в цветущей молодости, в третьем году царствования Иоакима, Даниил переселен был в Вавилон вместе с первыми иудейскими переселенцами. Грозные суды, исполнявшиеся, по определению Божьему, над народом иудейским, должны были сильно действовать на молодую, сильно впечатлительную натуру пророка Даниила, глубоко смирять его пред Богом и побуждать молиться за народ. Поэтому пророк Иезекиль поставляет Даниила в числе праведников – ходатаев за народ (14, 14–20). В Вавилоне Даниил был скоро отличен за свои превосходные качества и призван к служению при дворе царском. Предварительно же, по обычаю, ему дано было высшее Вавилонское образование, которое удовлетворяло его любознательности и содействовало развитию его дарований. Воспитывался он три года. Это образование познакомило Даниила с языческой мудростью. Он вполне понял ее неудовлетворительность и следствием этого было то, что Даниил часто посрамлял языческих мудрецов в их ложных учениях, выказывая все превосходство веры еврейской и вообще совершая подвиги веры. Он превзошел учителей во всякой книжной премудрости десятерицею и даже достиг высшей духовной премудрости: «разумен быстъ во всяких видениях и сониях» (гл. 1, ст. 17). Истолкованием Навуходоносору сна Даниил достиг значительной придворной должности и поставлен был главою Вавилонской касты магов. После Навуходоносора Даниил был забыт (при Валтасаре о нем едва вспомнила жена царя, когда нужно было истолковать видение). Когда же Мидяне овладели Вавилоном, Даниил получил должность государственного министра (6, 1) и оставался в этой должности значительное время еще при Кире (1, 21; 6, 28; 10, 1). При Дарие, по интригам врагов своих, он был ввержен в ров львиный, откуда чудесным образом был спасен, и это обстоятельство послужило к его большему возвышению. Умер он и погребен в чужой земле, не воспользовавшись свободой возвратиться в отечество, или потому, что считал свое присутствие при Персидских царях гораздо полезнейшим для возвратившихся из плена иудеев, или потому, что занимаемая им высокая должность в царстве Кировом отнимала лично от него свободу возвратиться в отечество, потому что указ о возвращении евреев в отечество не простирался на служащих. Гробницу его указывают в Сузах, столице Персидского царства. Как пророк – писатель Даниил поставляется в 3-м отделе – агиографов. Таким образом, Даниил жил и действовал во время владычества Вавилонской и Мидо-Персидской монархий, власть коих простиралась на весь известный тогда мир.

Современное пророку Даниилу состояние язычества и иудейства

Служение пророка Даниила продолжалось во все время Вавилонского плена. Обстоятельства этого времени весьма важны не только в истории евреев, но и всего рода человеческого. Это было не только эпохой очистительного наказания евреев пленом, но также многознаменательное время, когда ветхозаветная церковь была потрясена во всем своем составе и на время водворилась пленницею среди языческого мира, чтобы привлечь его к себе.

Современное пророку Даниилу язычество весьма изменилось сравнительно с прежним временем. Вместо увлечения язычеством, какое представляли прежние времена, или даже вместо естественной силы привычки и авторитета предания, в языческих верованиях обнаруживается нередко чистый произвол. Так Навуходоносор воздвигает огромную статую и требует ей поклонения от всех подданных, под опасением грозной казни за противление его деспотическому произволу. Религиозные языческие уставы доходили в это время до очевидного и поразительного противоречия здравому смыслу, так что искренняя вера в подобные постановления безумия была уже совершенно немыслима. Это особенно видно на примере Дария Мидянина, издавшего указ о поклонении и молениях в продолжение некоторого времени только ему одному. Вообще касательно язычества в это время нужно заметить, что оно уже было близко к падению, так как оно доходило до такой безжизненности, что не давало и ложного удовлетворения религиозным потребностям человека. Видно, наконец, что язычники, по крайней мере, в лице высших своих представителей, начали с тоской ощущать свое удаление от истины и недоумевать о своей судьбе (см. Дан. 2, 29 ). Неудовлетворенный и неуспокоенный в самых существенных потребностях своих, дух человеческий, естественно, должен был в мире языческом предаваться или закоснению духовному, или же тяжелым недоумениям. Внешние политические судьбы язычества еще больше располагали к подобным недоумениям. Так еще недавно по праву силы Ассириане господствовали над народами, по тому же праву подавил их и вместо их распростер свой деспотизм над миром царь Вавилонский, который в свою очередь должен был уступить господство над миром Персидскому завоевателю; судьбами царств, таким образом, распоряжалась сила человеческая и произвол имеющих силу. Что же после этого мир сей? Что значит вся судьба и жизнь человеческая? Какой смысл и какие последствия всего бывающего в мире? Эти вопросы в самом язычестве должны были занимать, по крайней мере, лучших представителей его. Так мы видим, что Навуходоносор, великий завоеватель Вавилонский, один из мудрейших людей своего времени, предавался недоумением и размышлением о том, что будет за всем этим, к чему ведет настоящий порядок вещей? «Помышления твоя на ложи твоем взыдоша»,– говорит Даниил ему, – «чесому подобает быти по сих?» Что этот вопрос не должно понимать в смысле одного праздного любопытства, – это видно из того, что ответом на этот вопрос Навуходоносора последовало Божественное откровение, данное ему. – В таком состоянии духа язычников, если они, в самом деле, не были оставлены на произвол судьбы, а имели вступить в царство Мессии, благовременно было с силою напомнить им о Божестве, о владычествующей над всеми царствами и царями небесной державе, возвестить об определенном будущем спасение всего мира, – на что и был призван Даниил.

Что касается до иудеев, то это время было для них очистительной эпохой. Иудеи находились под великим гневом Божьим, были вне земли обетованной без храма и жертв, под игом иноплеменной власти. Все это сильно пробудило иудеев от духовного их усыпления, которого дотоле ничто не могло разогнать. Иудеи в это время раскаялись, перестали увлекаться идолопоклонством и уже твердо хранили отеческие предания, со слезами на реках Вавилонских вспоминая о Сионе (пс. 136). Это раскаяние евреев привело их к нетерпеливому ожиданию исполнения утешительных пророчеств о новой жизни, о новых благодатных временах; но эти откровения о восстановлении Феократии, о новом союзе народа с Богом у пророков, особенно у Исайи, тесно были соединены и даже слиты в одно с откровением об окончании Вавилонского плена. Если же, по словам ап. Петра ( 1Пет. 1, 11 ), и сами пророки в точности не знали, а только испытывали, на какое время указывает Дух Святый, глаголющий о Христовых Тайнах, то прочих членов церкви обетование об избавлении иудеев из плена и явлении Мессии, естественно, располагало к ожиданию явления обетованного Мессианскаго царства именно вместе с концом плена. Но этот плен во время Даниила уже оканчивался, а между тем не только не являлась обетованная благодать, но и самое феократическое устройство и управление было гораздо беднее прежнего. Одна за другой следовали почти всемирные, по тому времени, монархии, и Израилю невозможно даже было надеяться на совершенную гражданскую независимость. Таким образом, прежние пророчества не только не облегчали тогдашнего тяжелого испытания для веры еврейской, но ставили ее в еще более трудный и тяжелый подвиг. Сам Даниил при конце плена, предрекая об освобождении от которого прежние пророки предавались восторгу, восхищаясь созерцанием Христовой благодати, напротив находился в тяжелом недоумении, как говорит о себе: «в те дни аз, Данииил, бех рыдая три седмицы дней, хлеба вожделенного не ядох, и мясо и вино не вниде во уста мои, и мастию не помазахся, до исполнения трех седмиц» ( Дан. 10, 2–3 ). При таком состоянии духа народа Божия, необходим был свет новых откровений, и именно требовалось, чтобы обетованное время благодати и спасение было яснее прежнего разграничено от обстоятельств В. 3. гражданской Феократии, что и составляет главный предмет и задачу пророчеств Даниила (пророчество о 70 седминах и другие).

Разделение книги и обзор содержания

В книге Даниила, отличающейся особенной ясностью н отчетливостью пророческого созерцания, различаются три части: 1) первые шесть глав содержат в себе божественные откровения преимущественно язычникам; 2) 7–12 гл. – откровения, относящиеся, главным образом, к иудейской церкви; 3) 13–14 гл,– неканоническая часть книги, в которой содержится описание некоторых частных случаев из жизни Даниила. Часть книги с 4 ст. 2-ой главы по 6 гл. включительно написана на сиро-халдейском языке, последние две главы на греческом, а остальные на еврейском.

Изъяснение пророческих речей Даниила

Глава 2-я. Истолкование сна Навуходоносора

Во второй главе излагаются обстоятельства откровения Божия Навуходоносору о мире и его судьбах и само откровение. Навуходоносора даже в ночном успокоении преследовали вопросы и недоумении о мире и судьбах его: «помышления на ложи твоем взыдоша, чесому подобает быти по сих», т.е. невольно приходили, сами собой, как обыкновенно возникают неотступные глубокие и сильно озабочивающие думы. В таком его состоянии, когда он мыслил, можно сказать, за весь языческий мир о судьбах мира, следовательно не по внешности только, а в самом духе был представителем и главою язычников, Всевышний и благоволил ему, а в лице его и всему миру языческому, явить Свою державу и Свои тайны. Это было таким образом. Навуходоносор среди своих размышлений заснул, и, когда через это душа его отрешилась от внешних, развлекающих ее впечатлений, Господь открыл внутренние ее очи к созерцанию того, о чем он недоумевал (31–35). Так, соответственно Вавилонскому образу представления «возвести Бог Великий царю», а в лице его и всему языческому миру, «ижже подобает быти по сих» (45). Навуходоносор, потрясенный чрезвычайным видением до глубины души, проснулся, но только невольный трепет пред божественным откровением оставался в его душе, а самый сон вышел из сознания. Откровение, как молния, осветило душу заблуждавшегося язычника и сейчас же, как молния, скрылось, и затем, как бывает после сильного света, в его душе стало еще темнее. Неудовлетворенный, а только еще более раздраженный душевный голод Навуходоносора еще более томил его и приводил в страшное нетерпение. Он призвал магов. Но языческая провидящая мудрость сделала в этом случае только то, что не могла скрыть своей ничтожности и ложности. Мудрецы Вавилона, хвалившиеся ведением тайн, не могли угадать забытого Навуходоносором сна, а из этого он заключил, что они только обманывают народ, когда берутся открывать тайны, и потому грозно осудил их, а в лице их и самую языческую мудрость. Но вот является посланник от Бога, Даниил, и от имени Царя Небесного пересказывает не только сон, но и обстоятельства, предшествовавшие ему. Оживив в сознании Навуходоносора забытый им сон, Даниил так толкует его (38–45). Не внешние политические соображения Навуходоносора вызвали Божественное откровение, а духовное недоумение и думы о судьбе собственной и всего мира, потому главное и существенное в откровении – таинственный камень, или царство духовное, Божественное и вечное (44–45).

Следовательно, что говорится в этом пророчестве о царствах собственно земных или царствах мира сего, все это говорится по отношению к Божественному царству не от мира сего, а не по внешнему политическому значению и важности самих тех царств. По пророчеству, все враждебные царства разрушатся силой грядущего за ними Божьего царства (34, 43 и 55). Это означает не то, что они падут вдруг, ибо постепенность указана у самого пророка, а только то, что они будут низлагаемы силой грядущего за ними вечного царства. Низложение каждого из этих царств составляет торжество над ними царства Божия, имеющего открыться на земле. Под первым царством, по ясному указанию пророчества, разумеется Вавилонское; оно названо златой главой по величию его и беспримерной неограниченности его деспота, опустошившего св. землю и поработившего избранный народ Божий. Под царствами вторым и третьим, по указанию параллельных мест ( Дан. 8 и 10 гл.), разумеются Мидо-Персидское (8, 20) и Еллинское (8 21; 10, 23). Грудь и руки серебряные 2-го царства указывают на ограничение власти и меньшую деспотию; оно дало свободу иудеям, но все-таки было враждебно царству Божию, как представляется в 10 гл. 13–20 ст. При Дарии иудеи были еще в плену; при Кире, хотя и возвратились, но не были достаточно снабжены средствами и не были безопасны от неприятелей, оставаясь при этом подданными языческих царей. Медные чрево и бедра 3-го царства означают, что, хотя оно и подчинит иудею (при Александре Македонском), однако не будет иметь такого величия и такой прочности, какие имели Вавилонская и Персидская монархия. Действительно, Греки возмущались даже против Александра Македонского и только в великой личности его было основание силы и связи государства. Кроме того, оно, как состоявшее из разнородных элементов, не было сильно, и только Александр Македонский сдерживал эти элементы своей энергией (гл. 2; 40–43). Относительно 4-го царства существуют разные мнения: одни относят его к Римскому царству, другие к Сиро-Египетскому. Последнее мнение вернее, так как оно согласно с объяснением самого Даниила в параллельных местах его книги (7 и 8 гл.). В 7-й главе точно также описываются железный характер 4-го царства и сила над другими царствами (7 гл. 7, 23 ст); 10 пальцев ног в 7 главе заменяются 10 рогами (10 царей) 4 зверя, после которого откроется царство Божие. В 8-й главе описывается жестокий царь, имеющий явиться после Мидо-Персидского и Еллинского царства, после распадения царства Еллинского на 4 части (ст. 24 – Антиох Епифан); в 11-й главе говорится о 2-х элементах 4-го Боговраждебного царства (36, 39 и 41). Один из этих царей в 8 стихе 11-й главы по еврейскому подлиннику прямо называется Египетским царем, и по истории, после Греческого царства, Птолемеи Египетские (глина) владычествовали над Израилем вместе с Селевкидами Сирийскими (железо), где (в Сирии) действительно было 10 царей после Александра Македонского до Антиоха Епифана. И все почти толкователи согласно признают 7, 8, 9 гл. относящимися к Сиро-Египетскому преобладанию над иудеями. Напротив, приложение этого пророчества прямо к Римской Империи противоречит не только параллельным объяснительным местам, но и самому тексту пророчества. По тексту пророчества: а) Царство Христово откроется после всех 4-х царств, а не римскому кесарю едино начальствующему (церк. песнь) и не в пределах 4-го царства; б) по тексту – силой открывающегося царства Христова уничтожается и разрушается 4-ое царство, как и прежние царства, а Римская империя в силе Христовой получила оживление и подкрепление, так что после Христа могла существовать долее, чем от начала Рима до Христа, ибо Константинополь, новое средоточие Римской империи, взят уже во втором тысячелетии от Рождества Христова; в) по тексту – 4-ое царство частью сильно, частью слабо, вследствие двух совершенно разнородных элементов (железо и глина), а позднейшая слабость Римской империи была следствием не разделения ее на две половины (восточ. и западн.), а состава из множества народов и царств; таким образом, эти слова приложимы к царству Сиро-Египетскому, между двумя составлявшими его народами не было связи. Наконец, г) Римская империя, низложившая враждебную Христу иудею, только способствовала скорейшему распространению царства Христова на земле. Мнение о Римской империи явилось в последнее время по следующему поводу: некто ученый Порфирий доказывал, что книга пр. Даниила историческая, а не пророческая и написана в период господства Сиро – Египетской монархии, ибо в ней так ясно и в частностях изложена борьба Сирийцев и Египтян и особенно царствование Антиоха Епифана, что это мог писать только современник, а не пророк. Чтобы опровергнуть Порфирия, православные богословы впали в другую крайность, стали доказывать, что здесь вовсе нет речи о Сиро-Египетской монархии, а говорится о Римской. Таким образом, источник этого мнения случайный – борьба с Порфирием, опиравшимся, между прочим, на предание, что здесь, разумеется, Сиро-Египетская монархия. И действительно, как мы увидим при объяснении 11 и 12 главы, здесь так ясно описаны Сиро-Египетская борьба и царство Епифана, что не остается места никаким сомнениям. По учению церкви, отторжение камня от горы без рук означает выше естественное Боговоплощение (камень – Христос: Псал. 117, 22 ; Ефес. 2, 20 ).– При изъяснении сна Навуходоносора является вопрос: как Бог благоволил открыть тайну Навуходоносору, который был язычник? Это можно объяснить тем, что Бог, хотя и избрал Своим народом Евреев, но не забывал и язычников, имевших вступить в Церковь Христову (в цель пророческого служения входило отчасти и служение язычникам); откровение было дано Навуходоносору потому, что через царя оно могло скорее распространиться по всему миру. После этого первого откровения, Навуходоносор, а через него и все язычество, узнали, что Иегова есть Бог богов, т. е. высший всех богов (2, 47), понеже един возможе открыти тайну cию.– Из этой главы читается паремия на Р. Хр.

Глава 3-я. Чудо спасения трех отроков в пещи Вавилонской

Желая в религиозном настроении воздать славу и честь своему Вавилонскому богу, как бы высшему из всех других богов, зависимых от Израильского Бога, Навуходоносор ставит ему золотой истукан и требует под страшной угрозой от всех, бывших в Вавилоне почитателей и других богов, поклонения этому истукану. Это распоряжение не противоречило новой, исповеданной Навуходоносором, вере в Израильского Бога; царь думал, что, почитая своего бога, он тем почитает и Еврейского, к которому так близок вавилонский бог, ибо Иегова почитателю именно вавилонского бога дал откровение. Все народы беспрекословно исполнили волю царя, ни откуда не явилось протеста, что указывает на упадок языческих религий. Протест выразили только евреи. Три отрока, товарищи Даниила (сам Даниил или не был в то время в Вавилоне, или был болен), решительно отказались поклоняться тому богу, воздавая честь которому, они, по мнению Навуходоносора, воздавали бы честь и своему Богу, как Высшему, к которому столь близок вавилонский бог, высший из прочих богов. Такие упорные и решительные противники деспота, убедившегося в славе Бога Израильского и в славе своего вавилонского бога, не могли не быть брошены в печь. И вот великое чудо спасения трех отроков в пещи вавилонской явлением Сына Божия в виде Ангела (25–28) поражает царя и приводит к сознанию, что поступок отроков угоден высшему Израильскому Богу (18 евр. подлин.), а его неугоден, что нет иного Бога, столь могущественного, кроме Израильского (27), что царство Его и владычество над всеми народами вечно в роды и роды (ст. 29 – 32), что Он Бог не национальный – только Еврейский, а всего мира. Поэтому Навуходоносор, как в этой главе, так и во всей следующей, уже не называет более Израильского Бога Богом богов, а Богом единым и истинным. С 24 ст.–90 содержится хвалебная песнь Азарии и 3 отроков, которой нет в Еврейской библии, но она употребляется в Православной церкви и служит основанием 7 и 8 песни церковных канонов. Эта глава читается в церкви в Великую Субботу.

Глава 7-я. Видение 4-х зверей, символов 4-х царств, и открытие вечного царства Сына человеческого

В первый год царствования Валтасара, сына Навуходоносора, царя Халдейского, пророк Даниил во сне увидел видение. Четыре ветры небесные налегоша на море, т. е. поднялась необыкновенная буря на великом море, и из него вышли четыре великие зверя, непохожие один на другого. Море представлялось в древности царством злато духа ( Иов. 40–41 гл.). Следовательно, четыре зверя, вышедшие из моря, суть враги царства света (ст. 1 – 3). Первый зверь был подобен львице, но имел крылья, как у орла, я смотрел, пока вырваны у него были крылья, и он стал на ноги, как человек, и сердце человеческое дано было ему (ст. 4). Второй зверь был подобен медведице и имел три клыка во рту между зубами, ему сказано было: встань, ешь мясо много (ст. 5). Зверь третий был подобен барсу, на спине у него было четыре птичьих крыла и четыре головы было у него и власть дана была ему (ст. 6). После сего я увидел: вот зверь четвертый, страшный и ужасный и весьма сильный, у него были большие железные зубы, он все пожирал и сокрушал, остатки же попирал ногами и десять рогов было у него (ст. 7). Когда я смотрел на эти рога, вот вышел между ними еще небольшой рог и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были перед ним, и в этом роге были глаза, как у человека, и уста, говорящие высокомерно (ст. 8). Видел я, наконец, что поставлены были престолы и воссел Ветхий днями в белых одеждах и с белыми волосами; престол Его, как пламя огня, и река огненная перед Ним; тысячи тысяч ангелов служили Ему и тьмы тем их предстояли пред Ним; судьи сели и раскрылись книги (ст. 9–10). Видел я тогда, что за высокомерные слова, которые говорил этот рог, он был убит и тело его предано было на сожжение огню (ст. 11). И у прочих зверей отнята была власть и жить дано было им до определенного времени (ст. 12). Потом на облаках пришел к Ветхому днями (Первое Лицо Св. Троицы, Которое на основании этого видения и изображается в виде старца в белых одеждах, что служит символом вечности и святости) Сын Человеческий (Мессия), Которому и дана была власть над всем миром на веки (ст. 13–14). Увидевши такое видение, пророк пришел в трепет и, недоумевая о значении его, обратился к одному из ангелов, стоящих около престола, прося его объяснить смысл виденного (ст. 15–16). И сказал ангел: четыре зверя – это четыре царства восстанут на земле, которые потом уничтожатся и царство примут святые Вышнего (последователи Мессии), которые будут владеть им вечно (ст. 17–18). Под первым царством разумеется, как и в первом откровении, царство Вавилонское, свирепое и кровожадное, как львица, высокомерное, как орел, но потом оно унизится, сделается слабым, как человек. Под вторым царством разумеется Персидское, менее сильное и свирепое, как медведица слабее львицы, три клыка его – три составные провинции: Персидская, Мидийская и Вавилонская. Под третьим царством разумеется Греческое, энергичное, живое, как барс, но и менее сильное и славное, как барс пред львом и медведем, которое распадется на 4 царства. Царство четвертое – Сиро- Египетское, отличное от всех царств, будет попирать всю землю и сокрушать; десять рогов – десять царей этого царства (в Сирии было десять царей от Александра Македонского до Антиоха Епифана), после них восстанет иной царь и уничижит трех царей и будет хулить Вышнего и угнетать народ Его, даже возмечтает отменить у него праздничные времена и закон, и предан будет ему этот народ Божий (Евреи) на три с половиной года (время – год, времена–2 года, полувремени–половина года– Дан. 12, 11 и 12). Это Антиох Епифан. Потом гнев Божий постигнет его (престол и река огненные – символ гнева Божия, истребляющего злое и очищающего святое) и он погибнет, и тогда откроется вечное царство Мессии. Если и четвертое царство уничтожится до Мессианского, следовательно, оно не Римское, которое существовало вместе с Мессианским.

Глава 9-я. Изъяснение пророчества о седмидесяти седминах

1) Под именем седмин нельзя разуметь седмины дней, т. е. обыкновенные недели, потому что в столь короткое время (70 недель) не могло исполниться все то, о чем говорится в пророчестве, т. е. возвращение иудеев из плена, построение храма и города и пр. Нельзя разуметь недели еще потому, что Даниил, когда говорит о неделях, всегда прибавляет к слову седмина слово дней, как напр. в 3 ст. 10 гл. Нельзя также разуметь под седминами юбилейные годы, или 50-летие, потому что в таком случае эти седмины не окончились бы и теперь еще, и пророчество еще не исполнилось бы, между тем как события, о которых упоминается в пророчестве, уже совершились, напр. храм еще должен бы существовать, а он давно разрушен и пр. Таким образом эти мнения несправедливы. Следовательно, здесь должно разуметь седмины лет, каковой счет времени всегда употреблялся у евреев, потому что 7-й год назывался субботним и отличался от других лет многими особенностями, как праздничный год ( Лев. 25, 34 ). 70 седмин составляют, таким образом, 490 лет. 2) Началом семидесяти седмин полагается по пророчеству «исход словесе, еже отвещати и еже соградити Иерусалим». Здесь разумеется указ о построении Иерусалима, какой указ евреи могли, конечно, получить только от царей персидских, под властью которых они находились. Указов всего было пять: 1) Кира, 2) Лжесмердиса, 3) Дары Гистаспа и 2 указа Артаксеркса Лонгимана: в 7-ой год его царствования и в 20-й. В пророчестве говорится об указе относительно восстановления Иерусалима, т. е. построения его стен: «соградятся стогна и забрала», – что цари строго отличали от построения только храмы и города. Между тем в указе Кира позволялось евреям только возвратиться в Иерусалим и строить храм, но не позволялась постройка стен и города. Указом Лжесмердиса постройка стен даже строго запрещалась. Указ Гистаспа был только подтверждением предыдущих указов. Первым указом Артаксеркса Лонгимана позволялось иудеям получить от областных начальников в пользу храма некоторое количество золота и все потребное для жертвоприношений; левиты и все служащие при храме освобождались от податей и других повинностей. Только последний указ Артаксеркса Лонгимана вполне соответствует пророчеству, потому что им позволялось возобновление стен Иерусалима, что и исполнил Неемия, на имя которого был дан указ. Итак, началом седмин должно считать 20-й год царствования Артаксеркса Лонгимана. После этого, не трудно объяснить пророчество и указать его исполнение. В начале пророчество отделено пророком 7 седмин, т. е. 49 лет для восстановления народного быта и сооружения храма и города. Нам точно неизвестно, сколько времени все это продолжалось, но с достоверностью можно сказать, что не менее 49 лет, потому что храм строили 46 лет ( Иоан. 2, 20 ), и когда Неемия во второй раз возвратился в Иерусалим из Персии, то и тогда даже нашел в нем много неустройств. Впрочем, это обстоятельство не так важно; важно то, что пророк отделяет 69 седмин, т. е. 483 года, от времени издания указа до явления Христа – Мессии. Известно, что Персидская монархия сменилась Греческой, потом Римской, следовательно, для указания пришествия Мессии нужно летосчисление Персидское перевести на Греческое, потом на Римское. 20-й год царствования Артаксеркса Лонгимана есть 3-й год 81-й греческой Олимпиады и соответствует 299 году от основания Рима, по римскому летоисчислению. Если к 299 приложить 483, то получится 782 года от основания Рима. Этот год соответствует 15-му году царствования Тиверы Кесаря, в который, как известно, выступил на поприще общественного служения роду человеческому Спаситель наш Иисус Христос. Следовательно 69 седмин определяют время до явления Месииы на проповедь Евангельскую, а не до рождены Его. Последняя седмина предназначается пророком для величайших событий: «она утвердит завет мнозем», в продолжение ее исполнится все сказанное в 24 – 26 стихах. Особенно замечательна вторая половина седмины, т. е. 4 последние года (собственно 3 1 /2): в продолжение ее отнимется жертва и возлияние, очевидно, вследствие смерти Мессии, о Котором пророк говорит в 26 стихе; в конце этой седмины будет осквернен храм, на крыше святилища будет мерзость запустения (языческое знамя–пс. 73, 4), и потом разрушится город и храм и уже более не возобновятся. Действительно, это и исполнилось: через 36 лет но смерти Спасителя Тит, римский император, разрушил Иерусалим и храм до основания. Политическая самостоятельность евреев уничтожилась навсегда. Что касается утверждения Нового Завета, то обращаясь к Евангелистам, мы видим, что проповедь Спасителя продолжалась три года с половиной, и что Он пострадал и умер в определенное пророком время, т. е. в половине последней седмины Апостолы утвердили после Него окончательно Завет мнозем. Таким образом, пророчество о 70 седминах исполнилось на Христе Спасителе.

Пророчество о будущей судьбе церкви Христовой, воскресении мертвых и о пришествии антихриста

В 11 и 12 главах книги пророка Даниила содержится последнее пророчество о будущей судьбе церкви Христовой, о воскресении мертвых и о пришествии антихриста. Оно дано было в 3-й год царствования Кира Персидского (10, 1). Пророк 21 день постился и молился, томясь недоумением о будущей судьбе своего народа, и вот во время молитвы явился ему Архангел Гавриил (9, 21), который сказал, что с первого дня молитва его услышана, но он не пришел раньше потому, что боролся с князем царства Персидского и теперь оставил Архангела Михаила бороться с ним; следовательно, в борьбе царства света и царства тьмы принимают участие и Ангелы ( Апок. 12, 7 ), – а сам пришел сказать тебе, что ожидает людей твоих в последние дни (10, 2–21).– «Вот еще три царя восстанут в Персии потом четвертый (Ксеркс) превзойдет всех богатством и восстанет против царства Греческого (И, 2). Но этот поход, как известно из истории, был неудачен и послужил началом падения Персидской монархии от Греческой. Ст. 3. И восстанет в греческом царстве царь могущественный (Александр Македонский), который будет владычествовать с великой властью. Но когда он достигнет высшего величия, то погибнет, и царство его разделится на четыре царства и перейдет власть не к потомкам его (у Александра не было детей), но к чужим (полководцам – ст. 4). Из этих четырех царств пророк останавливается вниманием только на двух царствах – южном (Египетском) и северном (Сирийском), которые по преимуществу вели борьбу с царством света (Еврейским). Между этими двумя царствами будет постоянная борьба, в которой будет одолевать то одно царство, то другое, и оба они будут вредить царству Божию, находящемуся между ними. Хотя они и будут иногда стремиться сблизиться, и дочь южного царя выйдет замуж за царя северного, но и через брак соединены и сближение этих царств не будет достигнуто, как не могут соединиться железо (Сиры) и глина (Египет) по первому видению (5–20). В продолжающейся борьба некогда одолеет южный царь и все сокровища северного царства увезет к себе в плен в Египет (ст. 8). (Здесь один из царей 4-го царства прямо называется Египетским, а не Римским). Наконец в северном царстве восстанет презренный (Антиох Епифан), который коварством и лестью овладеет царством (ст. 21). Все потопляющие полчища врагов будут сокрушены им, даже и сам вождь завета (ст. 22). Одолевая южного царя, он встретит отпор со стороны кораблей Киттимских (Римских), упадет духом и озлобится на святой завет, здесь будет действовать обманом, войдет в соглашение с отступниками от святого завета (23–30). Он осквернит святилище, прекратит ежедневную жертву в храме и поставит в нем мерзость запустения (идола Юпитера –ст. 31). Поступающих нечестиво против завета он привлечет к себе лестью, а людей, почитающих истинного Бога и не приносящих жертвы Юпитеру, он будет подвергать мучениям и смерти (32–33). Эти страдания разумных (праведных) будут допущения Богом для испытания их, очищения и для убеления к последнему времени; во время страдания своего они получат малую (некоторую) помощь от Бога (ст. 34–35). С 36 стиха пророческий взор от времени Антиоха переносится ко временам антихриста и под образом Антиоха предьизображается далее антихрист. «И будет царь тот поступать по своему произволу и возвеличится выше всякого божества н о Боге богов будет говорить хульное (36). Он отвергнет всех богов (Антиох почитал Юпитера и стремился распространить это богопочтение по всему царству, след. разумеется антихрист); не будет иметь любви и чувственных влечений к женщинам (черта, не приложимая к Aнтиоху, но к антихристу), но будет обоготворять свою силу, или себя объявит богом (к антихристу), и тем, которые признают его богом, он увеличит почести, даст власть над многими и землю раздаст в награду (ст. 37–39; 2сол. 2,4, 3). Под конец времени он сразится с царем южным (к антихристу, ибо Антиох при конце жизни не воевал с южным царем) и завладеет его сокровищами, но слухи с востока и с севера встревожат его и он во гневе раскинет свои шатры в святой земле и здесь погибнет (погибель Антихриста от Христа при втором пришествии, а Антиох умер не в Палестине, а в Малой Азии – (40–45). Восстанет в то время Архангел Михаил на защиту народа Божия ( Апок. 12, 7 ) и будет тогда скорбь велия, якова не бысть, отнележе создася язык на земли, даже до времене оного (12, 1; Mф. 24, 21). В это время спасутся из народа Божия все, которые найдены будут написанными в книге; и многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление, а праведники будут сиять, как звезды на тверди, во веки» (ст. 2–3; Mф. 25, 46; 13, 43). Даниил получает после сего повеление записать все это в книгу для назидания и узнает от Ангела, что со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней (до очищения храма Иудою Маккавеем). «Блажен кто доживет до тысячи трех сот тридцати пяти дней (45 дней от очищения храма до смерти Антиоха), ибо тогда прекратятся гонения и страдания». Можно предполагать, что столько же времени (3 1 /2 года) будет продолжаться и владычество – антихриста, которого Антиох был прообразом (Mф. 24, 15; Мр. 13, 13 ).

Общий смысл книги пр. Даниила

Из обозрения содержания книги пророка Даниила открывается, что в первой исторической ее части повествуется о распространении славы истинного Бога в мире языческом через откровения о том, что Иегова есть единый истинный Бог, управляющий всеми царствами и народами, равно как и судьбой каждого человека (1–6 гл.); во второй части – пророческой – предъизображается не только судьба Еврейского царства от плена Вавилонского до Христа, но и открытию всемирного царства Христова и судьбы этого царства до кончины мира.

Указание неканонических мест в книги

Св Ефрема Сарина, бл. Феодорита, Иеронвма и др Из иностранных!–Lange–Theologisch–liomiledschcs Bibelwerk. Die heil Schriften des A. Testa- mentes; Кейля и Делича–Biblischer Commentar liber d. alt. Testament– 1813 г, Генгстенберга – Chrietologie des alt. Teefamentes nnd Commentar uber die Messianisch. Weissagungen–1854 г и др. Из русских Якимова–толк, на Исайю и Иеремию, Смирнова – Даниил и малые пророки–1873 г. Иринея Арх Псковского–толк, на 12 пр 1805 г Палладия еп. Сарапулъского– 1872 г и мн др.

Св Ефрема Сарина, бл. Феодорита, Иеронвма и др Из иностранных!–Lange–Theologisch–liomiledschcs Bibelwerk. Die heil Schriften des A. Testa- mentes; Кейля и Делича–Biblischer Commentar liber d. alt. Testament– 1813 г, Генгстенберга – Chrietologie des alt. Teefamentes nnd Commentar uber die Messianisch. Weissagungen–1854 г и др. Из русских Якимова–толк, на Исайю и Иеремию, Смирнова – Даниил и малые пророки–1873 г. Иринея Арх Псковского–толк, на 12 пр 1805 г Палладия еп. Сарапулъского– 1872 г и мн др.

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *