Прослушивание аудио во сне обучение
Прослушивание аудио во сне: реально ли что-то запомнить?
Ух, денек сегодня выдался. Работал практически с утра до вечера. Конечно, с перерывами, но всё же… Заработался.
Утром написал текст для сайта по теме строительства домов. Потом уделил время для некоторых технических моментов своего блога (потратил более 3-х часов). И затем снова тексты по строительству…
И вот сейчас (перед сном) решил написать этот пост. Хочу затронуть такой вопрос:
Реально ли научиться запоминать прослушиваемую во сне информацию?
Когда-то я прочитал статью о том, что вроде какие-то ученые доказали: человеческий мозг способен во сне воспринимать информацию. Якобы можно надеть наушники, запустить аудиоплеер и… получается своеобразное обучение во сне.
Имеется в виду не музыку слушать, а какие-нибудь обучающие лекции, аудиокниги…
Признаюсь: всё это мне сразу показалось сомнительным. После прочтения той статьи я подумал:
«Как можно запомнить прослушиваемую во сне информацию? Как? Ведь человек спит!»
Тем не менее, решил проверить. Несколько раз проводил такие эксперименты: перед сном включал свой плеер.
И что вы думаете? Утром просыпался — плеер на полу, наушники тоже непонятно где…
Но главное не это. Главное то, что прослушивание аудио во сне ничего мне не давало. Утром я ничего не мог вспомнить из того, что прослушивал во сне. Даже в полусонном состоянии толком не мог что-то запомнить, лишь какие-то обрывки фраз.
Несколько раз я пытался — ничего толкового не вышло.
Как же всё-таки некоторые люди проходят обучение во сне?
Может, стоит попробовать заснуть ДНЁМ с включенным плеером?
Такие вопросы у меня периодически возникали.
Попробовал лечь с включенным плеером днём. И… запомнил всё. Да, всё до тех пор, пока не заснул. Только засыпаю — ничего не помню. Помню лишь, что какое-то «бла-бла-бла» не давало мне нормально отдохнуть. )))
С тех пор прошло несколько месяцев.
И я вновь решил заняться прослушиванием аудио во сне
Да, сегодня решил продолжить свои эксперименты — устроить обучение во сне, попытаться запомнить хоть какую-то информацию.
Согласно результатам исследований ученых, таким образом можно успешно изучать иностранные языки. 🙂
В общем, запускаю свой плеер. А завтра напишу вам о своих результатах.
Плеер искал долго. Каким-то образом он оказался… в пододеяльнике. Наушники — на полу. И левый наушник начал барахлить (где-то контакт пропадает). Видимо, во сне хорошо дернул за провод…
Запомнил ли я во сне прослушиваемое аудио?
Нет. Ничего я не запомнил. Всё то же самое…
И на этом точка. Больше я экспериментировать не буду. Иначе окончательно доломаю свой плеер.
Для себя сделал такой вывод: спать — значит спать.
И не нужно пытаться что-то там наверстать за счет времени, необходимого для сна. Нужно дать организму полноценно отдохнуть, восстановиться, набраться сил для следующего дня.
Это же касается и дневного сна. Чувствуешь, что нужно днём немного поспать? Значит — нужно поспать. Без всяких МР3-плееров!
А ученые пусть проводят свои исследования, что-то обнаруживают, доказывают… Им же нужно как-то зарабатывать деньги на жизнь.
P. S. А каково ваше мнение на этот счет? Напишите. Вы пробовали проходить подобное обучение во сне? Прослушивали какие-нибудь полезные аудиолекции? Получалось что-то запомнить?
Прослушивание аудио во сне: реально ли что-то запомнить? : 15 комментариев
Интересно, надо попробовать. Но что то мне кажется, что много чего запомнить не получится, у меня крепкий сон.
Уж и не знаю, по-моему если всю ночь будет в ушах звучать что-то, то невозможно хорошо выспаться. Удивительно, что кто-то добивается хороших результатов.
Здравствуйте, Сергей!
У меня как-то было такое, что я прослушивал аудиокнигу во сне. Пока не спал, я что-то помнил, а когда заснул… наутро ничего не мог вспомнить.
Помню только, среди ночи проснулся и мне сильно мешал какой-то звук в ушах. А спать при этом хотелось по страшному.
И после того случая я для себя решил: или спать, или слушать.
А два в одном у меня не получается. Потому что, когда я начинаю слушать какаю-либо информацию, я при этом, как бы концентрируюсь на прослушивании. А во сне у меня такого не получается.
Я вот тоже слышал, что не рекомендуют читать книгу или журнал во время еды. Что нужно что-то одно делать.
Не знаю, правда это или нет?
При засыпании у человека отключается сознание. Поэтому ничему научиться во сне не получится. На эту тему уже много экспериментов проводилось. Результат всегда отрицательный. Так что днем надо работать (и учиться), а ночью крепко спать ни на что не отвлекаясь.
Что касается «не рекомендуют читать книгу или журнал во время еды» можно читать, слушать радио, смотреть ТВ. Это не мешает пищеварению. Вот только разговаривать не надо.
Обучающие, но скучные аудиокниги, напротив, усыпляют:)
А вот увлекательные полезно послушать полчаса перед сном. Причем выбирать стоит самое важное. Крепче запечатляется в памяти.
Когда-то давно, в молодости, мы с подружками проводили такие эксперименты: читали перед экзаменами во сне друг другу. Запоминалось только то, что перед сном читали, а остальное нет. Может быть нужно как то особенно читать?
Я уже очень давно слушаю таким образом аудиокниги, это не из-за того что мне хотелось что-то запомнить во сне или как-то повлиять на свой сон — просто я привык засыпать под музыку, а потом перешел на аудиокниги. Могу сказать с уверенность что это никакого результата, в плане запоминания информации во сне, не дает, по крайней мере, для меня. Но есть некоторые интересные моменты — я например научился улавливать этот ранее незаметный переход от бодрствования ко сну. Сначала я даже мог проследить его до самых снов — в смысле даже доходило до того что я например лежу на кровати беру телефон и начинаю в нем копаться хотя сам осознаю что я сейчас лежу с закрытыми глазами и с расслабленными руками. Потом это почему-то прекратилось и сейчас я только могу понять что засыпаю когда нить повествования перестает складываться в линию и мысли начинают путаться. В этот момент еще можно открыть глаза и отогнать сон или просто ничего не делать и уснуть
У меня сны довольно прозрачны, по этому МР3 плеер мне не мешает спать, если включить на минемальные настройки звука.
Попытаюсь провести опыт. Потом напишу что получилось.
Во сне со сновидениями отсутствует восприятие информации в той форме как мы ее воспринимаем в период бодрствования, при этом внешние раздражители, будто аудиокнига или просто набор звуков могут лишь повлиять на содержание ваших сновидений, причем врядли лучшим образом. Для этих целей еще сейчас есть всякие биунарные ритмы и прочее тому подобное.. В глубоком же сне восприятия нет вовсе, собственно как и воспринимающего, поэтому любой звук будет мимо и напрасно. Совет такой, засыпайте в полной тишине и темноте.
Я очень хорошо под спокойную музыку засыпаю в хороших полноразмерных наушниках. Где-то через час в полусонном состоянии их снимаю и засыпаю далее..
Я попробую, если получится то напишу. Мне это заинтересовала тогда, когда я посмотрела барбоскины. И там Роза хотела выучить физику за 5 минут,и нашла обучение во сне.
Я попробую…
Уроки музыки во сне и наяву
Американские исследователи выяснили, что музыке человека можно научить… во сне. Их эксперименты показали, что те люди, которым во время сна проигрывалась определенная мелодия, куда увереннее воспроизводили ее наяву. Но это вовсе не значит, что новичок, прослушав во сне «Рондо в турецком стиле» Моцарта, сможет потом исполнить его без запинки.
Впервые гипнопедию, то есть обучение человека тогда, когда он спит (причем здесь имеется в виду исключительно естественный сон, а не состояние, в которое погружает своих подопытных гипнотизер) впервые попытались применить еще в начале ХХ века. В 1923 году психолог Д. Финней устроил гипнопедические сеансы кадетам морского училища в Пенсаколе (США). Эту же методику использовал отечественный исследователь А. Свядощ в 1936 году.
Опыты основоположников и последующие эксперименты, правда, показали, что для массового обучения гипнопедия не подходит. Дело в том, что память каждого человека обладает индивидуальными механизмами обработки и сортировки информации, которые работают во сне точно так же, как и наяву. Поэтому из услышанного во время сна текста кто-то запоминает отдельные слова, кто-то — целый предложения, а кто-то помнит композиционную структуру и общий смысл, но не в состоянии воспроизвести детали.
Впрочем, неудачи гипнопедического обучения вовсе не говорят о том, что ее вообще нельзя использовать. Ведь все вышеописанные проблемы относились к экспериментам, в которых людям давали послушать фрагменты готового текста. В тоже время опыты по расширению во сне словарного запаса иностранных языков были достаточно успешны. То есть короткие фрагменты все люди запоминают так, как надо.
Недавно же американские исследователи из Северо-Западного университета (США) выяснили, что во сне люди могут обучаться… музыке. Ученые провели любопытный эксперимент — сначала несколько добровольцев пытались выучить две не слишком сложные мелодии. Следует заметить, что все испытуемые были правшами, так что для того, чтобы усложнить задачу, психологи предложили им играть тестовые мелодии только левой рукой. Эта часть эксперимента проходила по методике, напоминающей обучающую видеоигру Guitar Hero.
Но самое интересное началось после. Когда участники эксперимента отправились вздремнуть после трудов праведных, на их головы были надеты датчики электрического энцефалографа (ЭЭГ). Так вот, когда, по показаниям прибора, у испытуемых настала фаза медленного сна, ученые начинали прокручивать одну из двух мелодий, которые перед этим разучивали их подопечные.
Эта фаза была выбрана потому, что считается, что именно во время ее протекания происходит обработка впечатлений, полученных в бодрствующем состоянии. Это способствует эффективному переходу информации из кратковременной памяти в долговременную. Проще говоря, именно во время медленного сна гипнопедия дает максимальный эффект.
В результате выяснилось, что сон благотворно сказался на музыкальном обучении. Хотя все участники эксперимента теперь исполняли обе мелодии куда увереннее, но, по мнению музыкальных педагогов, лучше все-таки у них получалась та, которую им ставили во время сна. Значит, при помощи гипнопедии действительно можно добиться прогресса в области музыкального образования.
Впрочем, это вовсе не значит, что новичок, прослушав во сне «Рондо в турецком стиле» Вольфганга Амадея Моцарта, на следующий день сможет сыграть его без запинки. Авторы исследования утверждают, что таким способом можно лишь развить уже имеющиеся навыки, но не постичь все с нуля. Поэтому даже в области музыкального обучения гипнопедию можно использовать лишь как вспомогательный метод. Да и такая вещь, как отработка техники исполнения, во сне совершенно невозможна.
Ученые же полагают, что наблюдаемый ими эффект связан с так называемыми сонными веретенами или σ-ритмами (сигма-ритмами). Напомним, что так называют один из основных и наиболее четко выраженных элементов спонтанной ЭЭГ, регистрируемый в состоянии естественного сна. Причем этот ритм имеет частоту от 10 до 16 Гц, хотя в основном она принимает значения 12-14 Гц. Характерным признаком сигма-ритма является нарастание амплитуды в начале вспышки и ее убывание в конце — на ЭЭГ-самописце это дает картинку, напоминающую веретено, отсюда и название.
Так вот, ученые уже давно подозревали, что эти сонные веретена имеют отношение к процессам обработки информации в человеческой памяти. Нынешнее же исследование выявило интересную закономерность — чем больше σ-ритмов регистрировалось во время сна в премоторной коре, отвечающей за движения левой руки, тем лучше обстояло дело с музыкальным упражнением наяву. Впрочем, сами по себе эти веретеновидные колебания к процессу запоминания отношения не имеют — они лишь отражают активность различных групп нервных клеток во время сна. А вот каких именно — еще предстоит выяснить.
Любопытно, что эта же исследовательская группа установила, что если человеку во время сна дать услышать или понюхать некий звук или запах, то мозг лучше запоминает, где находится их источник. Это говорит о том, что во время сна мозг занимается сортировкой и анализом огромного количества впечатлений.
Поэтому приходящие в такие моменты сигналы из внешней среды недвусмысленно намекают нейронам мозга, на что следует обратить внимание в первую очередь. Эта закономерность также может быть использована при гипнопедическом методе обучения музыке.
Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.
Маникюр. Педикюр. Удаление волос. Косметология. Родинки. Прыщи
Выучить за 5 минут на сон. Прослушивание аудио во сне: реально ли что-то запомнить
Наверное, любому из нас хотелось бы сэкономить время на обучении и переложить этот, часто утомительный процесс, на сон. Рекламные обещания ласкают слух, рассказывая о 25-ом кадре.
Можно ли учиться во сне, не затрачивая время и силы, или это всего лишь красивые сказки?
Феномен обучения во время естественного сна получил название «гипнопедия», от греческих слов hypnos () и paideia (обучение).
Историки утверждают, что этот метод практиковался еще в Древней Индии: тексты старинных манускриптов нашептывались ученикам буддийскими монахами во время сна.
Возрождение и дальнейшее развитие гипнопедия получила в XX веке. В клинике г. Ленинграда провели оригинальный эксперимент: сон трех маленьких девочек сопровождался чтением интересной истории. Сновидения каждой из них, рассказанные утром, оказались похожи. Такой результат заинтересовал науку, и исследования были продолжены.
Работы ученого А.М. Свядоша показали, что человеческий мозг во сне воспринимает и запоминает информацию, поступающую извне. При этом она не искажается и доступна после пробуждения для воспроизведения.
Параллельно с А.М. Свядошем проводились научные изыскания профессором Л.А. Близниченко, который считал сон непозволительной растратой времени и предлагал использовать его более рационально: изучать во сне то, что поддается запоминанию особенно трудно, к примеру, лексику, иностранные слова, термины.
По его теории, память человека наиболее восприимчива:
Профессор Близниченко предлагает следующую методику:
Необходимый материал прочитывается, затем прослушивается по радио, громко повторяется следом за диктором, все эти действия сопровождаются успокоительной музыкой. Через четверть часа следует, выключив свет, лечь спать. В это время диктор продолжает читать текст, трижды повторяя, голос становится все тише, переходя в едва слышимый.
Утром диктор вновь читает текст, с нарастающим звуком, музыка будит спящих, за этим следует контрольный тест по проверке усвоенного материала.
Проведенный по этой методике эксперимент в Дубне, показал хорошие результаты: 90% участников усвоили информацию.
Важный момент: этот метод не исключает работу над материалом в бодрствовании, а признает ее важнейшим элементом процесса запоминания.
Интересный факт: женщины лучше воспринимают мужской голос, а мужчины – же нский.
Некоторые специалисты сна воспринимают гипнопедию как рекламный трюк и также высказывают мнение о возможном вреде для здоровья от подобных занятий: А. Борбели, известный сомнолог, считает, что ночью мозг должен отдыхать, а не учиться.
По-мнению Эдгара По, абсолютно новая информация тягостна для восприятия и усвоения. Запоминание неизвестного раннее материала требует энергетических и умственных затрат. Когда многократно повторяется новый материал, он легче переходит в память, ведь мозг его начинает «угадывать».
Какую роль играет в этом учебном процессе сон?
любая информация, воспринимаемая человеком за день, поступает сначала в кратковременную или сознательную память (в гиппокамп), объем которой ограничен. Затем она передается на хранение в память долговременную или бессознательную (записывается на «жесткий диск» мозга), ее объем безграничен. Передача происходит во сне, когда мозг человека отключен от внешних раздражителей.
Современные исследования калифорнийских ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера еще раз подтвердили справедливость информационной теории.
Они установили, что информация передается из гиппокампа в префронтальную зону коры головного мозга (так называемый «жесткий диск») во время сонных веретен, предшествующих дельта-сну, в котором происходит запись новых сведений в память навечно. Тем самым в гиппокампе освобождается место для новых впечатлений и знаний.
Сонные веретена представляют собой электрические импульсы (частота: от 11 Гц до 15, длительность: от 0,5 секунды до 1,5), повторяющиеся до 1000 раз за ночь. Наибольшее количество этих импульсов происходит во вторую половину ночи.
По утверждению ученых Брайса Мэндера и Мэтью Уокера, этим обстоятельством объясняется необходимость спать не менее 6 часов, чтобы дать сонным веретенам исполнить свою работу.
Нейрофизиологи с ними солидарны: информация при передаче на хранение в бессознательную память с языка электрических импульсов переводится на молекулярный уровень, записывается посредством кода, основанного на комбинации нуклеотидов. Для этого процесса необходимо определенное время: импульсы будут циркулировать по нейронным кругам до тех пор, пока информация не перейдет в белковые молекулы.
Если человек сокращает свой и встает раньше, чем того требует организм, этот важнейший процесс прерывается, отсюда и ощущение усталости после пробуждения: организм не получил должный отдых, мозг не освободился полностью от информационного перегруза предыдущего дня.
По мнению Уокера, сон в развитии человека занимает ключевые позиции, он помогает маленьким детям усвоить лавину знаний, навыков, впечатлений. Поэтому так много времени проводят во сне. Ученый предполагает взаимосвязь между нарушениями памяти и расстройством сна.
Так учимся ли мы во сне? Безусловно. Наш мозг во время сна производит обкатку тех знаний, которые мы хотим отложить в память на хранение.
Источники: «Ввод и закрепление информации в памяти человека во время естественного сна» Л.А. Близниченко, журнал «Современная биология» (Current Biology).
Если Вы, мой уважаемый читатель, студент или друг (родственник) студента, то следующее видео будет для Вас весьма познавательным:
Елена Вальве для проекта Сонная кантата.
Каждый студент или школьник был бы рад выучить за 5 минут во сне материал, сложно запоминающийся во время бодрствования. Поэтому столько учащихся и студентов хотели бы опробовать на себе этот способ. Что же означает загадочное слово «гипнопедия»? Этот термин обозначает любой вид обучения во сне. Это лечебный гипноз, различные внушения для коррекции психических процессов, а также усвоение новых навыков в бессознательном состоянии. Для успеха при обучении во сне необходимо, чтобы внушаемая информация после пробуждения не была забыта.
Запоминать при помощи аромата
Однако если сложную формулу или список иностранных слов и не удастся выучить за 5 минут во сне, то в разы повысить усвоение материала все-таки можно. Сейчас существует несколько методов, которые позволяют лучше запоминать информацию посредством мягкого воздействия на человека во время сна. Один из них носит название аромаметода. Ученые из Германии выяснили, что лучшему запоминанию способствует ощущаемый во сне запах. Если во время сна человек услышит тот же аромат, который он вдыхал при работе над информацией в состоянии бодрствования, то выученные днем факты усвоятся памятью прочнее. Это явление объясняется особенностями работы нейронов гиппокампа во время сна (напомним, что гиппокампом называется отдел мозга, который отвечает за усвоение и консолидацию информации, перенос ее в долгосрочную память).
А что говорят ученые?
Обучение во сне давно интересует представителей самых разных направлений, начиная с писателей-фантастов. Сейчас считается, что этот вид запоминания информации особенно эффективен для усвоения различных формул, слов иностранного языка, а также строго специализированной информации. Однако любители легких путей будут разочарованы, ведь выучить за 5 минут во сне поэму Пушкина или Налоговый кодекс не удастся. Ученые пришли к неутешительному выводу: этот метод годится только для закрепления уже усвоенного в процессе бодрствования.
В результате некоторых исследований выяснили, что во сне человек действительно может запомнить ту или иную информацию. Однако в действительности доказать, что он не слышал о ней ранее, не представляется возможным. Другие исследования, в процессе которых испытуемым проигрывали кассеты с информацией только во время сна, также показали несостоятельность этого метода. Проснувшись, подопытные ничего не помнили.
При этом даже для лучшей консолидации запоминаемых во время бодрствования фактов необходимо, чтобы они повторно демонстрировались во время быстрого сна. Потому этот метод запоминания невозможно осуществить с достоверной точностью в домашних условиях.
Наука или нажива?
Именно поэтому гипнопедия для изучения английского языка является еще одним способом заработать деньги на заведомо ложных представлениях. Изучить иностранный язык «с нуля», как и освоить любой другой навык, только лишь во время сна невозможно. Гипнопедию можно использовать только для того, чтобы полученные знания были закреплены. Нельзя и выучить за 5 минут во сне стих. Чтобы облегчить запоминание, лучше использовать метод, который советовали еще наши бабушки: днем стараться запомнить стихотворение, а перед отходом ко сну прочитать его, не прилагая усилий к запоминанию. Обычно наутро учащийся, применивший такой способ, обнаруживает, что информация усвоилась хорошо и прочно.
Еще одна методика запоминания
Некоторые ученые считают, что в целях консолидации выученных во время бодрствования фактов необходимо предъявлять информацию повторно не во время быстрого сна, а в периоды наибольшей восприимчивости памяти. Это пятнадцать минут до отхода ко сну, первый час после засыпания, а также тридцать минут перед пробуждением. Нужно отметить, что предъявление информации по этой методике ни в коей мере не исключает работу над запоминанием в дневные часы.
Ух, денек сегодня выдался. Работал практически с утра до вечера. Конечно, с перерывами, но всё же… Заработался.
Утром написал текст для сайта по теме строительства домов. Потом уделил время для некоторых технических моментов своего блога (потратил более 3-х часов). И затем снова тексты по строительству…
И вот сейчас (перед сном) решил написать этот пост. Хочу затронуть такой вопрос:
Реально ли научиться запоминать прослушиваемую во сне информацию?
Когда-то я прочитал статью о том, что вроде какие-то ученые доказали: человеческий мозг способен во сне воспринимать информацию. Якобы можно надеть наушники, запустить аудиоплеер и… получается своеобразное обучение во сне.
Имеется в виду не музыку слушать, а какие-нибудь обучающие лекции, аудиокниги…
Признаюсь: всё это мне сразу показалось сомнительным. После прочтения той статьи я подумал:
«Как можно запомнить прослушиваемую во сне информацию? Как? Ведь человек спит!»
Тем не менее, решил проверить. Несколько раз проводил такие эксперименты: перед сном включал свой плеер.
Но главное не это. Главное то, что прослушивание аудио во сне ничего мне не давало. Утром я ничего не мог вспомнить из того, что прослушивал во сне. Даже в полусонном состоянии толком не мог что-то запомнить, лишь какие-то обрывки фраз.
Как же всё-таки некоторые люди проходят обучение во сне?
Может, стоит попробовать заснуть ДНЁМ с включенным плеером?
Такие вопросы у меня периодически возникали.
С тех пор прошло несколько месяцев.
И я вновь решил заняться прослушиванием аудио во сне
Согласно результатам исследований ученых, таким образом можно успешно изучать иностранные языки. 🙂
В общем, запускаю свой плеер. А завтра напишу вам о своих результатах.
Запомнил ли я во сне прослушиваемое аудио?
Нет. Ничего я не запомнил. Всё то же самое…
И на этом точка. Больше я экспериментировать не буду. Иначе окончательно доломаю свой плеер.
А ученые пусть проводят свои исследования, что-то обнаруживают, доказывают… Им же нужно как-то зарабатывать деньги на жизнь.
P. S. А каково ваше мнение на этот счет? Напишите. Вы пробовали проходить подобное обучение во сне? Прослушивали какие-нибудь полезные аудиолекции? Получалось что-то запомнить?