Проснуться и прозреть словесный сон
💕 Любить иных — тяжелый крест
Стихотворение «Любить иных — тяжелый крест» написано в 1931 году на фоне любви Пастернака к Зинаиде Нейгауз, которую автор сравнивает с её предшественницей Евгенией Лурье. Это были полные антиподы, тем интересен анализ строк, ведь он поможет взглянуть на женские достоинства и недостатки глазами поэта.
Тяжёлый крест Лурье
Евгения Лурье была художницей, то есть, человеком творческим до мозга костей, как и сам Пастернак. Это помогало творить, поддерживать друг друга в творческих начинаниях по первому времени, но никак не стало основой быта. Евгения была отстранена от домашних дел, как янычар от благотворительного фонда, поэтому домашние хлопоты в совместной жизни легли на плечи Бориса Леонидовича.
Как говорят в народе «руки не отвалятся» от уборки дома и готовки, но это уже мешало творить самому поэту. Получается, что он вознёс себя на алтарь Лурье и стал её придатком, обеспечивая тыл в ущерб собственному таланту. Первая строка стихотворения посвящена именно ей:
Евгения не терпела компромиссов и не хотела не могла возложить на себя хотя бы часть домашних хлопот, что и стало причиной их расставания. Пастернак был не готов стать кухаркой для художницы, она не готова была быть домохозяйкой для поэта.
Красота без извилин Нейгауз
Совсем другой тип представляла собой Зинаида Нейгауз, которая была до банальности простой и искренней. Домашние дела не были для неё чужими, а лесть не имела места в обращении, что и подкупило Пастернака, несмотря на то, что на момент знакомства Зинаида была замужем.
Отношения стартовали и развивались, Нейгауз ушла от мужа и в СССР появилась ещё одна ячейка общества, в которой роли были расписаны согласно классическому представлению о семье.
Вторая строка стихотворения не должна быть оскорбительной для Зинаиды, ведь под словами:
Автор понимает не тупость, а простоту любимой. Она не пытается вступать в философские споры, белое называет былым, а чёрное чёрным. Зинаиде чужды поиски истины, для неё главное любовь любимого человека и благополучие в доме. Такой микс по душе Борису Леонидовичу, поэтому союз крепок и Зинаиде даже посвящено несколько стихотворений.
По мнению Пастернака, женщине не нужен большой аналитический ум, так как это отнимает у неё женственность и прелесть, делая «мужиком в юбке». С простой женщиной жить легко, ведь бытие не засоряется лишними спорами и домыслами, что оставляет больше простора для творчества.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Как отнеслись к строкам Лурье и Нейгауз, ставшая вскоре Пастернак, история умалчивает, но думается женщины адекватно отнеслись к своей оценке. В конце концов, в стихотворении нет ничего оскорбительного, автор лишь сравнивает свою новую любовь с предыдущей без перехода на неуместные детали.
Кстати, похоронена Зинаида Пастернак (Нейгауз) в 1966 году рядом с могилой мужа в Переделкино.
Краткий анализ
Стихотворение посвящено Зинаиде Нейгауз, ставшей впоследствии женой Пастернака, и содержит небольшое сравнение преимуществ новой любви перед бывшей – Евгенией Лурье. Образ лирического героя и автора строк полностью слит, форма представления монолог-обращение.
Стих написан в жанре элегии четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой (крест – извилин – секрет – равносилен). В качестве средств выразительности поэт использует сравнение, эпитеты (не большая хитрость, твой смысл бескорыстен) и метафоры (шорох снов, любить иных тяжёлый крест и др.).
Строфы легко запоминаются, не имеют скрытого между строк подтекста и мелодичны.
Текст
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — не большая хитрость.
Слушаем запись
Стихотворение и анализ «Любить иных тяжелый крест»
Любить иных – тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это – небольшая хитрость.
Краткое содержание
Б. Пастернак и З. Нейгауз. Фотография
Пастернак рассказывает читателям о том, как непросто любить. Дело в том, что в определённый момент жизни, супруга стала для поэта непосильной ношей, которую невозможно скинуть и приходится тащить, превозмогая боль и отчаяние. Первая строчка, которая стала крылатой, косвенно свидетельствует об этой сложной ситуации.
Во второй строке романтический герой повествует о своей новой избраннице, которая «прекрасна, без извилин». Несмотря на то, что с новой возлюбленной невозможно разговаривать на сложные философские темы, она от этого не теряет своей привлекательности. Лирический герой повествует о чувствах любимой женщины: она способна слышать новости, понимать сны и следовать истинам. Избранница романтического героя естественна, словно воздух. Она не требует никакой платы за свою любовь.
В рамках третьего четверостишия герой клянётся «вымести» из своего сердца весь лишний сор, желая начать жизнь с чистого листа. Герой мечтает «легко проснуться и прозреть». Он приходит к выводу, что гораздо проще жить без философских споров и разгадывания таинственных символов, ведь для всего этого не требуется никакая особая хитрость.
В финале произведения герой получает всё то, о чём так активно мечтал: дом, в котором возлюбленная мастерски ведёт быт. Герой счастлив, и его нисколько не смущает тот факт, что дама его сердца не обладает высоким уровнем интеллекта.
История создания
Первопричину появления на свет данного произведения следует искать в биографии автора. Первой супругой Пастернака была художница по имени Евгения Лурье. Всё своё время женщина посвящала живописи, категорически не желая заниматься бытом. Поэтому все житейские проблемы легли на плечи Пастернака. Поэт вынужден был заниматься домом: стирать, убираться, готовить и пр. Но, как показывает история, надолго его не хватило: поэт страшно устал от быта, и супруга стала раздражать его всё больше.
Судьбоносная встреча с Зинаидой Нейгауз случилась в жизни Пастернака в 1929 г. Зинаида являлась супругой Генриха Нейгауз, его друга пианиста. Женщина приглянулась поэту с первой встречи: она обладала миловидной внешностью и заметной скромностью. Особенно на Пастернака произвёл впечатление один забавный случай: как-то раз он прочёл Нейгауз свои стихи, но вместо ожидаемой похвалы либо критики, услышал от Зинаиды признание в том, что она ничего не поняла из прочитанных им произведений. Поэт был сражён естественностью, искренностью и простотой женщины. В ответ на её замечание, Пастернак пообещал писать стихи понятнее.
Любовная связь между Зинаидой Нейгауз и Борисом Пастернаком оказалась весьма прочной. Искренне полюбив, Зинаида призналась мужу в измене, и принялась строить отношения с женатым на тот момент Пастернаком, у которого помимо законной супруги имелся ещё и малолетний сын. Всё в их отношениях было невероятно сложно и неоднозначно. Данное произведение, написанное по мотивам всех вышеизложенных событий, появилось на свет в 1931 г.
Жанр, направление, размер
Данное стихотворение является ярким образцом жанра элегии: в нём лирический герой размышляет над вечной проблемой любовного выбора. Также, в стихотворном тексте легко заметить очевидные признаки лирического послания. Поэтический размер – любимый поэтом четырёхстопный ямб, рифмовка перекрёстная.
Композиция
Произведение короткое, насчитывает всего лишь три катрена. Исходя из того, что оно создано в форме монолога – обращения к возлюбленной, с композиционной точки зрения стихотворение можно разделить на две семантических части:
Образы и символы
Стихотворное «полотно», созданное Пастернаком, содержит широкую образную палитру:
Темы и настроение
Пастернак обращается в своём произведении к самой популярной теме не только русской, но и мировой литературы – теме любви. Чтобы осознать смысл стихотворных строк, следует понимать, какие события в личной жизни поэта побудили его взяться «за перо». Данное произведение невозможно читать вне контекста биографии Пастернака. Настроенческий пафос стихотворения жизнеутверждающий, благостный и миролюбивый. Автор признаётся в чувствах к своей новой избраннице, прекрасно осознавая все сильные и слабые стороны её натуры.
Основная идея
Главная идея произведения изложена Пастернаком в начале произведения, буквально с самых первых строк. Основная идея заключается в следующем утверждении: истинная красота женщины заключается в её естественности, искренности и простоте. Ни одну женщину невозможно понять в полной мере, так как «прелести её секрет разгадке жизни равносилен». Автор уверяет читателей: самое ценное, что даётся человеку от рождения – это способность любить. Только в любви люди проявляют лучшие стороны своей натуры.
Средства выразительности
С целью максимально полного раскрытия темы любви и формирования образа идеальной возлюбленной Пастернак обращается к следующим средствам художественной выразительности:
Любить иных, тяжелый крест
Любить иных — тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это — небольшая хитрость.
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.