Просветительская трактовка культуры руссо гердер

Концепции и трактовки культуры

Просветительские трактовки культуры как «возделывания» просвещённой личности. Классический эволюционизм Г. Спенсера, Э. Тейлора. Концепция культурно-исторических типов и экзистенциалистская концепция. Структурно-функциональный подход к изучению культуры.

РубрикаКультура и искусство
Видреферат
Языкрусский
Дата добавления16.11.2010
Размер файла25,1 K

Просветительская трактовка культуры руссо гердер. ba. Просветительская трактовка культуры руссо гердер фото. Просветительская трактовка культуры руссо гердер-ba. картинка Просветительская трактовка культуры руссо гердер. картинка ba. Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1) Просветительские трактовки культуры: культура как «возделывание» просвещённой личности (Вольтер, Ж.Ж. Руссо, И.И. Гердер)

2) Классический эволюционизм (Г. Спенсер, Э. Тайлор)

3) Концепция культурно- исторических типов в культурологической науке. (Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби.)

4) Кризис рационализма (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше)

5) Экзистенциалистская концепция культуры (С. Кьеркегор, Ж.-П. Сартр, К. Ясперс)

6) Структурно-функциональный подход к изучению культуры (Э, Дюркгейм, К. Леви-Стросс)

3) Николай Данилевский, известный социолог и общественный деятель, по праву считается первым отечественным культурологом, оказавшим значительное воздействие на развитие культурологической мысли 20 в. С полным основанием его считают предшественником О. Шпенглера и А. Тойнби, влияние его главного труда «Россия и Европа» безусловно прослеживается в творчестве указанных культурологов.

По мнению Данилевского, единой истории человечества, однолинейного культурного развития не существует, культуры носят обособленный характер. («Общечеловеческой цивилизации не существует и не может существовать, потому что это была бы только невозможная и вовсе нежелательная неполнота») *.

Перечисленные цивилизации выступают у Данилевского как «положительные деятели в истории человечества» (заметим, не народ, стало быть, субъект истории, а созданная им развитая культура). Однако есть и «отрицательные деятели», оказывающие разрушительное воздействие на цивилизации, («…есть еще временно появляющиеся феномены, смущающие современников, как гунны, монголы, турки, которые, совершив свой разрушительный подвиг, помогли испустить дух борющимся со смертью цивилизациям и, разнеся их остатки, скрываются в прежнее ничтожество») *. Наряду с ними существуют племена, которые «потому ли, что самобытность их прекращается в чрезвычайно ранний период их развития или по другим причинам» являются только этнографическим материалом, входящим в культурно-исторические типы. Таковы, по мнению Данилевского, финны и многие другие.

Зарождение и развитие культурно-исторических типов, по Данилевскому, подчиняется определенных законам. Их пять:

наличие у племени или народа близкого по фонетической основе языка,

выработка каждым культурно-историческим типом только ему присущих черт, не передаваемых по наследству и не воспринимаемых «в полной мере» другими цивилизациями),

5) процесс развития культурно-исторических типов подобен «тем многолетним одноплодным растениям, у которых период роста бывает неопределенно продолжителен, но период цветения и плодоношения относительно короток и истощает раз и навсегда их жизненную силу» *. Иными словами, культурно-исторические типы развиваются от «этнографического состояния» через государственное к цивилизации.

Таковы в самой краткой форме основные культурологические идеи Н.Я. Данилевского, многие из которых не теряют своей актуальности и в наши дни.

Концепция круговорота «локальных цивилизаций» Арнольда Джозефа Тойнби (1889-1975)

Заслуга английского историка и социолога Тойнби состоит прежде всего в создании концепции развития цивилизаций, позволяющей не только подробно охарактеризовать различные культуры, но и дать прогноз дальнейшему развитию цивилизаций.

Объектом анализа Тойнби является категория цивилизации. Он разделяет мысль Шпенглера о множественности и различии культур, каждая из которых обладает своей собственной характеристикой. Но в отличие от Шпенглера, Тойнби рассматривает цивилизацию не как обособленный и замкнутый биологический организм, а как социальную целостность, характеризующуюся совокупностью религиозных, территориальных и политических характеристик. Тойнби не считал цивилизацию упадком культуры, ее гибелью как Шпенглер. Понятия цивилизация и культура так связаны у Тойнби, что он не делает различия между ними.

Каждая цивилизация представляет собой локальную систему, обладающую специфическими характеристиками, отличающими ее от других цивилизаций. Единой, общечеловеческой цивилизации, по мнению Тойнби, не существует. Цивилизации различаются прежде всего «индивидуальным художественным стилем», присущим данной цивилизации, «эстетическим критерием», т.е. результатами духовного производства.

Типология цивилизаций Тойнби насчитывает 21 цивилизационную систему. В настоящее время, как считает Тойнби, существуют только 8 (западная, византийская ортодоксальная, русская, арабская, индийская, дальневосточная, китайская, японо-корейская).

Тойнби выступает против теории циклического развития цивилизаций (юность, зрелость, старость). Причину гибели цивилизаций Тойнби усматривает в утрате ими «жизненного порыва», который влечет цивилизацию не только к адекватному ответу, но и к принятию нового вызова, благодаря чему и осуществляется прогресс цивилизации. Таковы (в самой сжатой форме) основные положения культурологической концепции А. Тойнби.

Это философское течение возникло как реакция на кризис гуманизма, выражение глубоких социальных и политических потрясений в современную эпоху. Иногда экзистенциализм называют «философией кризиса», которая выражает бытие одинокого человека, заброшенного потоком времени в бесчеловечный социальный мир. В центре внимания экзистенциалистов оказались вопросы отчуждения человека в обществе, смысла жизни, свободы и ответственности. Центральное место в философии экзистенциализма занимает понятие «существование». На французском языке это слово звучит как экзистенция, отсюда и пошло название этого философского течения.

И среди этих переживаний, настроений у человека преобладают чувства тоски, тревоги, одиночества, разочарования, страха, паники, отчаяния, ужаса. Экзистенциалисты делают акцент на негативных эмоционально-психологических состояниях человека. Эти негативные эмоции возникают у человека в безысходных, трагических ситуациях. Экзистенциалисты называют их пограничными (это ситуации на грани между жизнью и смертью, бытием и небытием). Отрицательные эмоции, настроения отражают истинный смысл бытия, действительное положение человека в обществе. Что касается положительных, приятных эмоций (радости, удовлетворённости, восторга), они всегда более или менее поддельны, фальшивы.

6) Появление функционализма как способа изучения культур связывают с работами Б.Малиновского и А.Рэдклифф-Брауна. Сильное влияние на становление этого направления оказали Г.Спенсер и Э.Дюркгейм.

Подобные документы

Цивилизация как феномен культуры. Концепция культурно-исторических типов Н.Я. Данилевского, их взаимодействие. Концепция столкновения цивилизаций С.Ф. Хангтингтона. Концепция диалогизма при изучении взаимодействий культур. Универсальная модель культуры.

курсовая работа [72,4 K], добавлен 28.02.2016

Культурология. Эволюционизм. Исторические условия и теоретические предпосылки появления науки о культуре. Первые эволюционистские теории культур. Эволюционистская концепция культуры Э. Тайлора. Критика теории анимизма. Эволюционизм Г.Спенсера.

реферат [23,0 K], добавлен 04.06.2008

Направления формирования концепций типологии культуры и их положения, история их развития. Оригинальный взгляд на соотношение культуры и цивилизации в книге «Россия и Европа» Н.Я. Данилевского, особенности концепции, принадлежащей ему и последователям.

контрольная работа [44,7 K], добавлен 30.07.2012

Концепции культуры XIX-XX вв. Морфологическая концепция локальных культур Шпенглера. Социологическая концепция культуры Макса и Вебера. Игровая модель Хейзинги. Концепция Шубарта. Культурологические концепции 60-90-х годов XX в.: культура Тойнби.

реферат [25,8 K], добавлен 21.01.2008

Понятие игровой концепции культуры в целом. Игровая концепция культуры в осмыслении Й. Хейзинга, X. Ортега-и-Гассета и Е. Финка. Краткий сюжет и игровая концепция культуры романа Г. Гессе «Игра в бисер». Отражение проблемных мировоззренческих аспектов.

реферат [29,0 K], добавлен 10.11.2011

Формирование представления о локально-историческом подходе в контексте теории культуры. Н.Я. Данилевский и теория культурно-исторических типов. Законы развития культурно-исторических типов. Теория локальных цивилизаций. Глобальный культурный конфликт.

учебное пособие [162,9 K], добавлен 03.07.2013

Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского. Цикл жизни культурно-исторического типа. Понятия «культура» и «цивилизация». Анализ культуры в теории О. Шпенглера. Теория круговорота цивилизаций А. Тойнби. «Локальные цивилизации» А. Тойнби.

реферат [23,1 K], добавлен 15.07.2008

Источник

Тема 6. КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ И. Г. ГЕРДЕРА И ИДЕАЛЫ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Просветительская трактовка культуры руссо гердер. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Просветительская трактовка культуры руссо гердер фото. Просветительская трактовка культуры руссо гердер-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка Просветительская трактовка культуры руссо гердер. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Просветительская трактовка культуры руссо гердер. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Просветительская трактовка культуры руссо гердер фото. Просветительская трактовка культуры руссо гердер-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка Просветительская трактовка культуры руссо гердер. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Просветительская трактовка культуры руссо гердер. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Просветительская трактовка культуры руссо гердер фото. Просветительская трактовка культуры руссо гердер-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка Просветительская трактовка культуры руссо гердер. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны. Просветительская трактовка культуры руссо гердер. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Просветительская трактовка культуры руссо гердер фото. Просветительская трактовка культуры руссо гердер-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка Просветительская трактовка культуры руссо гердер. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Просветительская трактовка культуры руссо гердер. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Просветительская трактовка культуры руссо гердер фото. Просветительская трактовка культуры руссо гердер-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка Просветительская трактовка культуры руссо гердер. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Просветительская трактовка культуры руссо гердер. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Просветительская трактовка культуры руссо гердер фото. Просветительская трактовка культуры руссо гердер-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка Просветительская трактовка культуры руссо гердер. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Понимание культуры как самостоятельного явления в наследии

Просвещения. Теория культурного совершенствования человечества

в философии И. Г. Гердера.

Своими истоками «наука о культуре», т. е. культурология уходит в эпоху Просвещения. Именно в этот период развитие культуры начинает осознаваться как единый процесс, включающий в себя историческую периодизацию и внутренние закономерности.

Значительный вклад в этом направлении сделал немецкий философ и культуролог Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). В своем фундаментальном сочинении в 4-х томах «Идеи к философии истории» (1784-1791) философ дает свое видение общей истории развития человечества. Он представляет ее как органичный эволюционный процесс развития, как саморазвивающееся целое. Согласно Гердеру, человеческая история берет свое начало из истории развития природы, является ее продолжением, постепенно достигая более высоких ее ступеней. Последним звеном в этой эволюции является человек. Именно культура отличает его от животного. Культура истолковывалась Гердером как второе рождение человека.

Гердер подробно анализирует феномен культуры, подчеркивая, что в ней проявляют себя два начала:

— надприродная сущность культуры;

— историческая причина развития данного явления.

Философ выделяет основные, по его мнению, элементы культуры:

— религию, искусство, науку и т. д.

Наиболее обстоятельно Гердер анализирует европейскую культуру:

— выступая, при этом, против европоцентристской идеологии;

— подчеркивая, одновременно, азиатское происхождение многих культурных феноменов.

— разумные способности людей сделать разумом;

— данные человеку природой чувства реализовать в искусстве;

— влечения личности сделать свободными и красивыми.

Просветительская трактовка культуры руссо гердер. 640 1. Просветительская трактовка культуры руссо гердер фото. Просветительская трактовка культуры руссо гердер-640 1. картинка Просветительская трактовка культуры руссо гердер. картинка 640 1. Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Культурологические идеи И. Г. Гердера оказали значительное влияние на становление данной области гуманитарного знания. Активно используемый философом историзм в исследовании культуры:

— позволил увидеть ее сложную противоречивую сущность;

— явился попыткой выявить ее подлинные закономерности;

— содействовал формированию методов ее постижения.

Источник

Понятие Культуры в трудах просветителей

В отличие от эпохи Возрождения, когда гуманисты возвышали разум человека над природой, т.е. шли от разума к природе, в эпоху Просвещения возникает идея прогресса и просветители стали говорить о разумности природы, т.е. они шли от природы к разуму. Под влиянием этих идей формировалась модель культуры эпохи Просвещения.

Наиболее выдающимися мыслителями эпохи Просвещения 18 в. были Гердер, Руссо, Кант, Шиллер, Гегель.

И.Гердер, выдающийся немецкий просветитель, представил свою концепцию культуры. Его интересовали три главных проблемы:

• Что такое культура?

• Каковы её специфические признаки?

• В чём смысл культуры?

Признавая прогрессивность развития человеческого общества, Гердер выделил в культурологическом процессе несколько ступеней:

1.организация материи: теплота, огонь, свет, воздух, вода, земля, вселенная, электрические и магнитные силы;

2.организация земли по законам движения, всевозможное притяжение и отталкивание;

5.животные: тела, чувства;

6.люди: рассудок, разум;

Однако просветители не были единодушны в своих суждениях. Так, оптимизму одних противостояли пессимизм и критика культурных основ общества другими. Вдохновителем этой критики стал Жан Жак Руссо

Он считал современную ему цивилизацию плодом и источником неравенства, подчёркивал противоречивость и порочность общественного прогресса. Идея Руссо была обусловлена тем, что по мере развития наук, ремёсел и искусств возникало такое социальное явление как отчуждение, характеризующееся превращением деятельности человека и её результатов в самодовлеющую силу, господствующую над ним и враждебную ему. Возникновение отчуждения обусловлено тем, что объективное развитие общества и интересы индивида не совпадают. Поступая в распоряжение общества, научные изобретения и художественные произведения превращаются в средства социального прогресса, как бы уже не принадлежащие их создателям. Руссо утверждал, что виновниками несчастий и страданий являются сами люди: «Всё хорошо, что исходит из рук Творца всех вещей, в руках же человека всё вырождается.

Руссо открыл многогранную природу отчуждений: политическое, социально-экономическое, нравственное, психологическое (чувство одиночества) общекультурное(ложь, фальшь). Политическое отчуждение приводит к коррупции власти и бюрократическим злоупотреблениям. Нравственное отчуждение приводит к опустошённости личности и вместе с психологическим отчуждением, вызывающим одиночество, способствуют росту наркомании, алкоголизма и самоубийств. Отсюда и призыв Руссо к уходу от культуры назад к природе.

Заметный вклад в разработку вопросов культуры внёс ещё один замечательный немецкий мыслитель Ф. Шиллер.

Он придавал огромное значение искусству и культуре в целом, полагал, что искусство радикальным образом может покончить со многими пережитками, противоречиями и недостатками общества, ибо искусство покоряет и возвышает людей. Шиллер возмущён и огорчён тем, что польза, меркантилизм, предпринимательство оказывали губительное влияние на культуру. Чтобы противостоять этому, Шиллер предлагал концепцию эстетического воспитания. По его мнению, только красота ведёт к свободе, добру и справедливости, был убеждён, «красота спасёт мир».

У Гегеля получила завершение и наиболее полное воплощение идея западно-европейской культуры, основанной на принципах разумного, т.е. идея европоцентризма. Культура выступает у Гегеля как реализация мирового разума или мирового духа. Мировой разум или дух развёртывает своя сущность, проявляя себя в судьбе целых народов, воплощаясь в науке, технике, религии, искусстве, формах общественного и государственного строя.

Недостатком гегелевской концепции является её завершённость. Гегелевская абсолютная идея/мировая культура/ останавливается в развитии, так как мировой, дух развернёт всю полноту своих проявлений и окончательно воплотится в созданном им совершенном культурном мире, в котором будут познаны все логические законы, на основе которых он саморазвивался.

В гегелевской концепции нет места рассмотрению человеческой сущности. Ведь человек как существо противоречивое есть нечто большее, чем просто результат воплощения некоей логики, обусловленной разумом. В теории Гегеля нет места для подлинной самоценности отдельной человеческой личности. Поэтому Гегеля интересует коллектив, группа людей, в которой он обнаруживает единую логику действий, поэтому и свободу Гегель понимал, как безличную необходимость преодолевать или подавлять собственную волю.Исчерпала себя эволюционная теория и утвердилась теория нелинейного развития общества и природы. Поэтому дальнейшее рассмотрение культурологии было связано с обращением к отдельному человеку, взятому во всей сложности, глубине и противоречивости его и к народам с учётом многообразия их культур, т.е. преодолением в культурологии принципа европоцентризма.

Источник

Просветительская трактовка культуры руссо гердер

Концепция Вико сыграла очень важную роль в становлении культурологии, став, по существу, первым теоретическим исследованием проблем культур, до сих пор находившихся на втором плане в трудах мыслителей предшествующих поколений. С Вико складывается и классическое понимание культуры как развития человека — разумного существа. Культура стала пониматься как граница, отделяющая человека от остального мира природы. Но эта граница считалась не стеной, блокирующей и изолирующей человека от мира, а дорогой, которой человечеству следовало пройти, чтобы стать подлинно разумным, ибо именно разум понимался как чисто человеческое качество. Итак, культура — это духовное совершенствованиечеловеческого рода и отдельного индивида, орудием которого служит разум.

Эпоха Просвещения определила основные контуры и облик европейской культуры. На небывалую высоту поднимается авторитет знания, добываемого наукой. Развитие знаний, рост образования рассматриваются как движущая сила общественного прогресса. Поэтому французские просветители XVIII в. сводили содержание культурно-исторического процесса к развитию духовности человека. История общества и культуры понималась как постепенное развитие от невежества и варварства к просвещенному и культурному состоянию. Сама культура отождествлялась с формами духовного и политического развития общества, а ее проявления связывались с движением науки, морали, искусства, государственного управления, религии. Такова была позиция известных французских просветителей Тюрго, Вольтера, Дидро.

Но, усмотрев в человеке источник самостоятельных, творческих созидательных сил, классическое сознание должно было ответить на вопрос о мотиве человеческой деятельности, определить цели культуры. В зависимости от ответа на этот вопрос все концепции культуры, выработанные в XVIII — первой половине XIX вв., можно разделить на две группы:

― натуралистические концепции — их сторонники считали, что целью культуры является жизнь в согласии с запросами и потребностями своей природы;

― идеалистические концепции — определяли цель культуры, исходя из существования высшего предназначения разума, к достижению которого должен стремиться человек.

Таким образом, просветительские размышления о культуре — это не просто констатация фактов, но и разговор о высших целях человеческого рода, ориентирах и направленности человеческой жизни.

2.3. Просветительские и идеалистические концепции культуры

Основные положения просветительского подхода к пониманию культуры были представлены в трудах французских и немецких просветителей. Французские просветители верили в поступательное движение знания — прогресс, который только и сможет привести ко всеобщему счастью людей, которое понималось как жизнь в гармонии с требованиями собственной природы. Такое счастье было невозможным, пока устройство общества и государства не будет соответствовать разумной природе человека. Но для этого все люди должны осознать необходимость перемен, и поэтому нужно воспитать и образовать разум каждого человека. Тем самым свою особую миссию просветители видели в просвещении людей, так как только оно могло вывести их из состояния невежества.

На данном этапе развития культурологии наибольший интерес представляют взгляды Ж-Ж. Руссо и И.Г. Гердера, которые хотя и находились в рамках просветительской идеологии, но смогли показать основные трудности этой модели культуры, а также поставили перед их учениками и последователями множество новых проблем.

Одним из первых обратил внимание на проблему общности культур разных народов французский писатель и философ Жан-Жак Руссо(1712–1778). По его мнению, общие черты и признаки в культурах складываются из общности материальных условий жизни народов. Среди этих условий главная роль принадлежит географическому фактору, поэтому концепция Руссо носит название географического детерминизма. По мнению Руссо, географический фактор представляет единство климата и типа плодородия почв, свойственных для этой местности. Каждый из этих элементов по-своему отражается в культуре. Неблагоприятные почвы и климат тормозят развитие культуры, так как все силы людей данной территории идут на сохранение и поддержание жизни. Способ существования таких культур — стагнация, консервация, сохранение наличного бытия. Так живут северные народы и культуры. Благоприятные климатические условия и плодородные почвы (как во многих районах Африки) хороши для появления культуры, но не для ее дальнейшего развития. Поэтому эти культуры также находятся в состоянии застоя. Причина этому — комфортная угроза, связанная с тем, что поддержание комфортного существования в таких условиях не требует особых усилий, лень владеет людьми, которые превращаются в паразитов и теряют стимул к дальнейшему развитию. Поэтому и северные, и южные культуры находятся на ступени варварства.

Только разнообразные типы почв и климатических условий вынуждают человека соответствующим образом приспосабливаться к ним, создавая в каждом случае свои способы хозяйственной деятельности и орудия труда. Это и приводит к развитию культуры, которая представляет собой совокупность средств, обеспечивающих человеческое существование. Поэтому лишь умеренная климатическая полоса детерминирует развитие культуры и стимулирует переход от варварства к цивилизации.

В контексте этих рассуждений Руссо рассматривал вопрос о прогрессе в культуре. До него прогресс культуры оценивался как бесспорно положительный фактор общественного развития. При этом он связывался с количественным и качественным ростом производства. Но Руссо своей критикой комфорта отверг понимание прогресса как количественного роста благосостояния — это делало жизнь более комфортной, а значит, лишало людей стимула к дальнейшему развитию. Кроме того, люди становились более изнеженными, а значит, уже не могли выжить в естественных, природных условиях. Неприемлем для Руссо и прогресс как качественное возрастание сложности вещей, так как это приводит к еще большему отчуждению их от человека, а, следовательно, и к росту отчуждения между людьми, нарушению связей между ними, деградации морали и религии.

Таким образом, развитие культуры, по мнению Руссо, является негативным фактором в жизни общества, ибо она не объединяет, а разъединяет людей. Ее рост означает развитие тех качеств, которые делают из человека асоциальное существо, агрессивного индивидуалиста. Поэтому прогресса в культуре просто нет, ибо традиционное понимание прогресса неизбежно приводит к кризису культуры, к росту антиценностей как итогу культурного развития, отсюда необходимо вернуться «назад к природе», к патриархальному существованию в единстве с ней.

Отрицательно относясь к прогрессу, призывая вернуться в лоно природы, Руссо понимал, что реально можно лишь задержать проявление связанных с ним негативных факторов. Он считал, что это можно сделать с помощью процесса воспитания. Считая, что человек изначально зол по своей природе, Руссо ставит перед воспитателями проблему купирования этого зла. Не согласен он и с гуманистами, считавшими человека венцом творения. Более того, гуманизм, по его мнению, вреден, ибо ведет к воспроизводству зла. Так складывается его репрессивная модель воспитания, через которую человек должен овладеть многочисленными запретами. Важнейшим репрессивным элементом культуры является язык, через который в психику человека входят нормы и запреты. Поэтому, чем меньше человек будет знать о том, как функционирует язык, тем лучше, и знакомить ребенка с языком нужно в последнюю очередь. Еще больший вред несет обучение иностранным языкам, так как они разрушают внутреннюю структуру сознания, зафиксированные родным языком запреты, ведут к двоемыслию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *