Проваливаясь в сон слышу голоса
Слуховые галлюцинации
Слуховые галлюцинации – это расстройства слухового восприятия, при которых пациентам слышатся звуки различного типа без соответствующего внешнего раздражителя. Это могут быть шорохи, шумы, мелодии, оклики, слова и фразы. Различают галлюцинаторные голоса нейтрального типа, угрожающие, императивные. Больные воспринимают слуховые галлюцинации как часть реальности: испытывают страх, тревогу, совершают опасные для себя и окружающих действия. Обследование включает беседу, наблюдение, выполнение пробы Ашаффенбурга. Симптоматическая терапия основана на использовании нейролептиков.
Общая характеристика
Слуховые галлюцинации проявляются различными звуковыми феноменами – мелодиями, шумами, голосами, которые воспринимаются больными как истинные, реально существующие. Отношение к галлюцинаторным явлениям как к патологии формируется постепенно в результате убеждений со стороны близких людей, врачей. При психических расстройствах, когда галлюцинаторные звуки обосновываются бредовыми концепциями, пациенты продолжают верить в реальность слышимого, несмотря на уверения окружающих.
Слуховые галлюцинации бывают простыми и сложными. Простые представлены акоазмами – шумами, шипением, грохотом, скрежетом, жужжанием. Иногда больные не могут предположить, каким типом источника порожден звук, в других случаях четко определяют его «причины» – шорканье подошвы сапога, скрип половиц, гудение автомобиля. Еще один вид простых слуховых галлюцинаций – фонемы. Это речевые обманы слуха в виде окрика, отдельных гласных звуков, слогов, отрывков слов.
Сложные слуховые галлюцинации представлены музыкальными и вербальными образами. При музыкальных феноменах люди слышат игру на музыкальных инструментах, пение, мелодии. Словесные галлюцинации – отдельные слова, фразы, монологическая или диалогическая речь. Среди вербальных галлюцинаторных явлений выделяют комментирующие, угрожающие и императивные. Комментирующие голоса высказывают мнение о поступках пациента, угрожающие – запугивают, императивные – приказывают или запрещают что-то делать, например, требуют совершить самоубийство, отказаться от приема пищи.
Причины слуховых галлюцинаций
Слуховые галлюцинации чаще относятся к продуктивным психопатологическим симптомам, но могут возникать как проявление неврологической патологии, затрагивающей определенные структуры головного мозга, а также в отсутствие заболеваний. Базовые причины галлюцинаторных симптомов – аномальная, не связанная с воздействием внешних стимулов, активация слуховой коры и утрата способности распознавать внутреннюю речь как свою собственную. Факторы, провоцирующие слуховые галлюцинации – физиологические изменения, психические болезни, органические повреждения тканей мозга.
Физиологические причины
Согласно данным медицинских исследований, иногда слуховые галлюцинации возникают у совершенно здоровых людей. Они имеют преходящий характер, зачастую спровоцированы непривычными внешними воздействиями. Относительно сохранным остается критическое отношение к звуковым феноменам: в момент галлюцинирования люди не могут отличить слышимое от действительности, но позже начинают задумываться о нереальности произошедшего. Наиболее вероятные причины галлюцинаторных переживаний у здорового человека:
Психические заболевания
Самые распространенные причины стойких слуховых галлюцинаций – психические расстройства. Больные могут слышать шумы, звук шагов, скрипы, голоса, мелодии. В структуре галлюцинаторно-бредового синдрома фабула галлюцинаций перекликается с бредовыми идеями: усиливает их, направляет, подтверждает. Наиболее опасными являются императивные голоса, приказывающие больному выполнить действия, приносящие вред ему самому или окружающим. Возможные причины галлюцинаций слуховой модальности при психопатологии:
Неврологические болезни
Галлюцинаторные явления различной модальности могут возникать вследствие органического поражения центральной нервной системы: при нейродегенеративных патологиях, сосудистых заболеваниях, ишемическом, травматическом и опухолевом процессе в головном мозге. Происхождение слуховых обманов восприятия связывают с повышенной возбудимостью височных долей коры. Как причины галлюцинаций рассматриваются следующие патологии:
Диагностика
Слуховые галлюцинации часто являются симптомом психического заболевания или органической патологии мозга. Если есть подозрение на психопатологию, проводится клиническая беседа, патопсихологическое тестирование, позволяющее оценить изменения когнитивной и эмоционально-личностной сфер. Чтобы подтвердить или опровергнуть наличие органической причины, выполняются лабораторные исследования крови, мочи и ликвора, ЭЭГ КТ и МРТ мозга. Для обнаружения самих галлюцинаций врач-психиатр использует следующие методы:
Лечение
Основой симптоматической помощи больным с галлюцинациями является подбор антипсихотических препаратов, изменяющих метаболизм дофамина. Они уменьшают психомоторное возбуждение и расстройства мышления, купируют галлюцинаторно-бредовые явления. При выраженных эмоциональных расстройствах дополнительно назначается прием антидепрессантов, нормотимиков. В отдельных случаях эффективной оказывается когнитивная психотерапия, ориентированная на убеждение пациента в нереальности и патологической природе слышимых феноменов.
Проваливаясь в сон слышу голоса
В.И. Лебедев УЛЫБКА ЧЕШИРСКОГО КОТА
“Нередко со мной происходят странные явления. Когда я ложусь спать, то при свете ночника в постели с открытыми глазами начинаю видеть, как оживают рисунки на обоях. Они как бы выходят наружу, становятся объемными и даже шевелятся. В другой раз на обоях появляются разные рожицы, а иногда и чертики с рожками. Они скалят зубы, подмигивают, высовывают языки”.
“Однажды утром я проснулась и в открытую дверь, ведущую в коридор, увидела отчетливо повешенным моего отца. Я страшно испугалась. Но оказалось, что это на вешалке висел его плащ. В другой раз, тоже утром, увидела, как из шифоньера вышел незнакомый мужчина. Не успела закричать от страха, как видение исчезло”.
Из писем читателей
Необычные психические видения, о которых рассказывается в этих письмах, возникают в период засыпания или пробуждения. Эти видения называются гипнагогическими представлениями (гипнагогический — от греч. вызванный сном), которые появляются в дремотном состоянии. Сразу надо сказать, что гипнагогические представления бывают и мистического характера. Примером может служить рассказ верующей Н.: “В комнате полусвет-полутьма; влево от меня стоит совсем близко фигура, неплотная и телесная; шириной, как человеческая; закрыта черным сукном с пелериной, как с крыльями; головы и лица не видно. Чувствую, что меня охватил ужас, схватываю Евангелие и кресты — сатана не исчезает; читаю молитву — обет, встряхиваю головой, сатана исчез”.
Но вернемся к гипнагогическим представлениям, попытаемся объяснить причины их возникновения. У первого космонавта Юрия Гагарина при проведении различных исследований (в сурдо- и барокамерах, при парашютных прыжках и вращениях на центрифуге) была обнаружена высокоразвитая способность расслабляться даже в короткие паузы, отводимые для отдыха. Он мог заснуть, не успев донести головы до подушки, самостоятельно, как от толчка, проснуться в заданный срок и сразу же включиться в работу.
В отличие от космонавта № 1, не все люди так быстро засыпают и пробуждаются. У них при засыпании объекты реальной действительности начинают все менее и менее отчетливо восприниматься, как бы растворяются, и человек погружается в сон. При пробуждении — наоборот. Сонные грезы еще задерживаются, и человек постепенно начинает воспринимать окружающий мир.
Две формы пробуждения и засыпания можно сравнить с волшебной способностью Чеширского кота из сказки Льюиса Кэрролла “Алиса в стране чудес”. Помните, волшебный кот мог появляться и исчезать, когда ему вздумается. Иногда он делал это постепенно: исчезал плавно, и последнее, что оставалось от него, это была его улыбка, которая в виде “остаточного свечения” еще какое-то время “висела” в воздухе.
В просоночном состоянии реальная действительность не просто исчезает, “растворяется”. Правда, еще какое-то время она доходит до сознания, но воспринимается уже извращенно, смешиваясь с сонными грезами. Этот переход детально описал Л. Н. Толстой в романе “Война и мир”.
Пятнадцатилетний Петя Ростов находится в партизанском отряде Денисова. Он только что вернулся из разведки и дремлет, сидя на фуре. “. Ожиг, жиг, ожиг, жиг. — свистела натачиваемая сабля (казаком Лихачевым.— В. Л.). И вдруг Петя услышал стройный хор музыки, игравшей какой-то неизвестный, торжественный гимн. Музыка играла все слышнее и слышнее. Каждый инструмент, то похожий на скрипку, то на трубы — но лучше и чище, чем скрипка и трубы,— каждый инструмент играл свое и, не доиграв еще мотива, сливался с другим, начинавшим почти то же, и с третьим, и с четвертым, и все они сливались. то в торжественно-церковное, то в ярко-блестящее и победное”.
Музыкальные образы возникают сами собой. В этом смысле они похожи на сон. Но Петя еще не спит, он дремлет, и поэтому он еще может управлять течением образов. “Он попробовал руководить этим огромным хором инструментов. “Ну, тише, тише, замирайте теперь”. И звуки слушались его. “Ну, теперь полнее, веселее. Еще, еще радостнее”. И из неизвестной глубины поднимались усиливающиеся, торжественные звуки”.
Именно в промежуточной фазе между бодрствованием и сном, а не во время сна можно наблюдать изолированные четкие восприятия, не сложившиеся еще в сновидения. Они не сопровождаются чувством чужеродности, навязчивости и не ведут к пробуждению. Обычно образы, возникающие в дремотных состояниях, из-за их скоротечности не запоминаются. Их можно регистрировать, выработав навыки самонаблюдения и постепенного “ступенчатообразного” засыпания и пробуждения.
Вот одно из самонаблюдений психолога А. М. Халецкого, который посвятил несколько десятилетий изучению особенностей дремотного состояния сознания: “Стараюсь преодолеть сонливость, непрерывно наблюдая за ходом своих мыслей, за зрительными и слуховыми восприятиями. Как обычно, упускаю момент нарушения сознания. Восстанавливаю в памяти только что виденное. В светлом пятне, точно в облаке, появилась фигура, совершающая прыжок. В этот момент я знал, что фигура прыгает со стены или крыши третьего этажа. Само здание мысленно виделось под прыгающей фигурой. Хорошо помню, что видел здание, хотя взгляд не был на него направлен. Еще через 2 минуты вижу ноги мальчика в высоких чулках и шароварах желтого цвета (туловища не вижу). После сделанной записи вижу знакомую женщину, неподвижную, как портрет. Я исследую ее давление крови. На столе яблоко, то самое, что ел за полчаса до сна”.
Появление гипнагогических представлений И. П. Павлов объяснял развивающимся торможением в клетках коры полушарий головного мозга при засыпании, которое нарушает обычное для состояния бодрствования соотношение сигнальных систем в пользу первой. Это проявляется в оживлении представлений (часто они достигают степени непосредственных впечатлений), в то время как в бодрствующем состоянии хранящиеся в памяти образы тормозятся второй сигнальной системой.
При постепенном пробуждении сонное торможение “покидает” кору полушарий головного мозга, после чего появляется отчетливое восприятие окружающего мира и ясное понимание происходящего. В самонаблюдении психофизиолога Ф. П. Майорова, много лет изучающего сон и сновидения, можно отчетливо проследить этот процесс:
“Проснулся рано утром и поразился тому, что в комнате около зеркального шкафа стоит какая-то девушка. При внимательном разглядывании объекта иллюзия моментально исчезла: на высоком стуле висели дамский жакет и шляпа, а ножки стула были приняты за ноги девушки”.
При насильственном пробуждении в просоночном состоянии может иллюзорно восприниматься человек, который будит спящего, или его голос. И опять откроем ; страницы романа Л. Н. Толстого: “Все соединилось?— сказал себе Пьер.— Нет, не соединить. Нельзя соединить! мысли, а сопрягать все эти мысли, вот что нужно! Да, сопрягать надо, сопрягать надо!” —с внутренним восторгом повторил себе Пьер, чувствуя, что этими словами выражается то, что он хочет выразить, и разрешается весь мучивший его вопрос.
— Да, сопрягать надо, пора сопрягать.
— Запрягать надо, пора запрягать, ваше сиятельство! Ваше сиятельство,— повторил какой-то голос,— запрягать надо, пора запрягать. ” Это уже был реальный голос кучера., который наслоился на сонную мысль Пьера при пробуждении.
Герой романа Л. Толстого, вспоминая свои просоночные рассуждения, знал, что они были впечатлениями этого же дня, и в то же время был убежден, что кто-то вне его говорил ему о них. Никогда наяву, как ему казалось, он не мог так ясно выражать свои мысли.
Для раскрытия механизмов просоночных состояний эвристическую роль сыграла запись биотоков мозга — электроэнцефалография, впервые примененная на людях в 1929 году австрийским психиатром Гансом Бергером. Выяснилось, что биотоки бодрствования резко отличаются от ритмов сна. А в 1937—1938 гг. английские ученые Лумис, Хорвей, Хабарт, Девис попытались систематизировать и описать электроэнцефалографические кривые сна. Надо отметить, что работа была настолько добротна, что за последние годы в их классификацию вносились лишь несущественные дополнения. Ученые выявили, что засыпание происходит как бы по ступенькам различных стадий сна /I — расслабленное бодрствование; II — дремота; III — сон средней глубины; IV — глубокий сон). Если в начальный момент засыпания (расслабленное бодрствование) преобладают колебания так называемого альфа-ритма (8—13 колебаний в секунду), то с углублением сна появляются колебания тета-ритма (4—7 колебаний в секунду) и дельта-ритма (0,5—3 колебания в секунду). За каждой картиной биопотенциалов мозга стоят реальные гипнотические фазы, о которых мы уже говорили. Пробуждение идет ступенчатообразно, только теперь в обратном порядке. Более подробно о стадиях сна можно прочитать в научно-популярной книге советского профессора А. М. Вейна “Бодрствование и сон”.
Скорость спуска и подъема по этим ступенькам зависит как от индивидуальных особенностей человека (темперамент и др.), так и от различных внешних причин. Так, например, когда увеличивается время пребывания в условиях сенсорной изоляции, ритм сна — бодрствования нарушается, что приводит к “застреванию” той или другой гипнотической фазы на какой-либо из ступенек.
Здесь необходимо сказать, что при развитии гипнотических фаз могут появляться гипнагогические представления, которые, как правило, бывают скоротечны и человеком забываются. При нарушениях же процесса засыпания они как бы попадают “в поле внимания” и оставляют глубокий след в памяти. Для иллюстрации приведем выдержки из дневников двух испытуемых, проходивших исследование в условиях сурдокамеры.
Испытуемый Б.: “Только начал “проваливаться” в бездну сна — вновь эта музыка. Теперь я более внимательно начал прислушиваться к ней. Это была какая-то заунывная, довольно приятная мелодия, очень похожая на японскую музыку, которая то уходила на очень высокие ноты, то опускалась на самые низкие. Причем ее характер был какой-то неземной; она походила на ту музыку, которую сейчас воспринимают как космическую, или же ту, которую представляют в виде красок и изменения гаммы цветов. В следующий раз (через день или два) эти слуховые галлюцинации я нашел схожими с органной музыкой в помещении с хорошей акустикой. Мелодия была торжественная и очень, очень близкая моему сердцу. В следующий раз у меня в органную музыку влились голоса хора мальчиков — мелодичные, высокие, переходящие даже на пискливые тона. Честно говоря, я не очень люблю голоса мальчиков, а выступление хора Свешникова у меня всегда ассоциируется с чем-то неполноценным. А тут музыка вызвала у меня довольно положительные эмоции, хотелось ее все время слушать, слушать и слушать. Но сон, вероятнее всего, прервал это наслаждение. ”
Испытуемый Т.: “Уже целый месяц я слышу в нашей абсолютно звуконепроницаемой камере по ночам, в полной тишине, голоса, музыку, пение Козловского, хор, визг, завывание, возню животных в вентиляционной трубе. Я лежал с открытыми глазами, стараясь отогнать звуковые привидения,— ничего не получилось”. Такие необычные психические состояния, возникшие у испытуемых при переходе от бодрствования ко сну, и были обусловлены “застреванием” парадоксальной и ультрапарадоксальной гипнотических фаз. То, что музыкальные образы развились на фоне указанных гипнотических фаз, подтверждалось не только записями биопотенциалов мозга, но и характером гипнагогических представлений.
В обычных условиях органная музыка и хор мальчиков у испытуемого вызывали только отрицательные эмоции. Появление их в период засыпания говорит об оживлении “нежелательных”, заторможенных, но становящихся парадоксально приятными музыкальными образами. О развитии ультрапарадоксальной фазы в период засыпания наиболее отчетливо говорит следующая запись В.: “Но вернусь к моему сну. Эти странные явления со слуховыми галлюцинациями (иначе я не могу назвать) продолжаются по-прежнему. Вот вчера, засыпая, я опять услышал органную музыку на тему русских народных песен в такой фантастической вариации, что просто поразительно, как можно выдумать такие музыкальные образы. Затем все это перешло в траурную песню. В конце в музыку влились голоса мальчиков, и на душе стало так блаженно, что просто диву даешься. И это от такой-то песни. Вот же чертовщина какая напала на меня”.
Несмотря на то, что эти представления были непроизвольны, мы относим их к гипнагогическим, так как они вызвали у испытуемых критическое отношение.
В большинстве случаев галлюцинации возникают при нервно-психических заболеваниях. Но они могут появляться и у здоровых людей при выраженной тревожности и других эмоциональных состояниях. Их можно вызвать и специальными приемами. Одним из них является лишение сна.
Лишение сна в наши дни используется наиболее реакционными режимами ряда государств как средство получить сведения у политзаключенных, а также для того, чтобы сломить их психику. Вот что рассказал член ЦК Португальской коммунистической партии Педро Соариш, когда он вышел на свободу после свержения фашистского режима: “Меня беспрерывно мучили тем, что не давали спать. Охраняемый агентами, я не мог ни днем, ни ночью сомкнуть глаз. Комната была залита убийственно ярким электрическим светом. При малейшей попытке заснуть или задремать мои сторожа стучали ящиком стола или швыряли на пол пепельницу. На третьи сутки я стал ощущать первые результаты длительной бессонницы, хотя и не терял еще над собой контроль. Мне стало казаться, что на полу стали появляться трещины и темные пятна, что тут и там летают насекомые. Фигуры охранников я видел как бы сквозь стекло, которое резко уменьшало их размеры. Мне чудилось, что из соседних комнат до меня доносятся крики других заключенных. Какие-то шаги и шум, сопровождающие истязание”.
Воздействие лишения сна на психическое состояние человека изучалось и учеными в различных лабораториях многих стран мира. В нашей стране для выяснения сохранения работоспособности человека в аварийных ситуациях лишение сна изучалось О. Н. Кузнецовым в сочетании с одиночеством и тишиной при длительном пребывании в сурдокамере. Одиночество в сурдокамере и лишение сна взаимно потенциировались и довольно быстро вызывали гипнагогические галлюцинации даже у прошедших специальный отбор молодых людей. Вот как описывает это состояние испытуемый Г., участвовавший в опытах по лишению сна продолжительностью 74 часа: “В конце режима непрерывной деятельности я обнаружил такую способность. Сел я в кресло, в углу шумит вентилятор. и мне почудилось, что я услыхал какую-то нотку. Нотка эта сразу как-то ассоциировалась с песней “Горизонт-горизонт”. По сути дела, там шум какой-то, а я в этом шуме начал прослушивать песню “Горизонт”. Вот так же мне показалось, что я через вентилятор слышу, как тихонько играет приемник. ”
Если мы присмотримся к деятельности мистиков, то увидим, что для вызывания галлюцинаторных переживаний мистического характера они нередко используют бессонницу. Для этого они прибегают к изнурительным молитвам в ночное время. В состоянии измененного бессонницей сознания они умело в проповедях и других формах вводят нужную для них информацию, которая воспринимается без критического анализа.
Слуховые галлюцинации перед сном
Слуховые галлюцинации входят в группу расстройств восприятия, которые отражают нарушения в работе мозга. Нарушение интерпретации внешних стимулов (звуковых, зрительных, тактильных, обонятельных) – симптом многих болезней, в числе которых нейропатии, нейродегенеративные процессы, опухоли, инфекционные поражения и другие патологии ЦНС.
Характеристика
Восприятие – познавательная активность, когда в результате формируются чувственные образы, которые интерпретируются в объект при помощи органов чувств. Познавательная деятельность носит активный характер, а не рассматривается как пассивная фиксация впечатлений. Восприятие – процесс формирования образа из впечатлений. Процесс включает этапы:
Слуховые галлюцинации – это такое расстройство, которое отражает восприятие несуществующего звукового стимула, что сопровождается отсутствием критической оценки явления. Пациенты воспринимают подобные явления как существующие на самом деле, а не вымышленные. Попытки разъяснить больному, что звуковые стимулы являются воображаемыми, вызывают реакцию раздражения, агрессии и протеста.
Звуковые галлюцинации, появляющиеся перед сном и на протяжении дня – основной симптом психических заболеваний. Акоазмы – элементарные, простейшие звуковые неречевые явления, которые воспринимаются больным как реальные, включают звон, дыхание, шумы, постукивания. Фонемы состоят из вербальных компонентов, представлены словами, окликами, вздохами, смехом, плачем, восклицаниями.
Выделяют также сложные и простые, дневные и ночные галлюцинации. Простая форма представлена только звуковым феноменом. При сложной форме клинические проявления включают дополнительные стимулы – звуковые, тактильные, обонятельные. Сложные галлюцинации могут состоять из голосового компонента и видео ряда. Больной может одновременно видеть воображаемого человека, слышать его голос, ощущать запах, исходящий от него, чувствовать прикосновения.
Музыка относится к отдельной группе, в которой также выделяют пение – сольное и хоровое. Музыкальные галлюцинации обычно сопровождают шизофрению, психозы алкогольного и эпилептического генеза. Гипнагогические формы возникают в голове при засыпании или при пробуждении. Длительность воображаемых звуковых стимулов составляет несколько секунд или минут. В большинстве случаев речь идет о псевдогаллюцинациях.
Пациент осознает истинную природу звуковых феноменов. Гипнотическая форма встречается с частотой около 37% населения, нередко коррелирует с нарколепсией (патология, характеризующаяся дневной сонливостью с эпизодами внезапного засыпания). Истинным галлюцинациям свойственна живость, реалистичность.
Нередко воображаемые звуковые стимулы, невзирая на иррациональное содержание и смысл, более реалистичны для пациента, чем окружающая действительность. Когда реальные и вымышленные звуковые феномены противоречат друг другу, больной пребывает в крайнем замешательстве, значит, наблюдается выраженный конфликт сознательного и спонтанного, неосознанного.
Причины возникновения
Дневные и ночные слуховые галлюцинации отражают нарушение восприятия, причины возникновения подобных расстройств связаны с повреждением вещества головного мозга. Основная причина – экзогенные (продуцируемые внешней средой) психозы. Распространенные причины слуховых галлюцинаций, появляющихся в дневной период или во время сна:
В числе факторов, которые могут спровоцировать появление воображаемых звуковых феноменов, злоупотребление алкогольными напитками, употребление психоактивных веществ (наркотики, фармацевтические препараты – Псилоцибин, Мескалин, антидепрессанты, ноотропные средства, адаптогены). Часто причиной возникновения голосовых галлюцинаций до или после сна становятся факторы:
Шум в голове при засыпании случается на фоне недосыпания. Расстройства восприятия у здорового человека бывают от бессонницы, вследствие лихорадки, перегревания организма (тепловой удар). Звуковые стимулы, появляющиеся из-за хронического расстройства или длительного недостатка сна, отражают пограничное состояние пациента между сном и реальностью.
В этом случае стирается грань между сновидением и реальными образами. Отдельно выделяют психогенные формы, спровоцированные психотравмирующими ситуациями – нападение, потеря близких людей, участие в боевых действиях, хронические стрессы и другие психоэмоциональные потрясения.
Клинические проявления
Галлюцинации ночью или днем возникают как реакция на нарушение работы анализаторов и мозговых ассоциативных центров. Галлюцинации, появляющиеся в сонном состоянии, представляют собой ложные восприятия. Звуковые стимулы появляются без реального внешнего источника. Пациенты не способны различать реальные и воображаемые звуковые феномены.
Больной по просьбе врача может повторить слова и фразы, которые говорит голос, при этом может точно показать, откуда издаются звуки, где находится человек, разговаривающий с ним. Больные различают тембр голоса, могут установить его принадлежность мужчине или женщине, взрослому или ребенку.
Проецирование воображаемого звукового стимула в реальность препятствует коррекции нарушения, приводит к ситуации, когда пациент твердо уверен в объективности своих ощущений и происходящего. Появление звуковых феноменов всегда непроизвольно – пациент не способен их вызывать самостоятельно.
Пациент не может избавиться от слуховых галлюцинаций или управлять ими, потому как они возникают вопреки его воле и желаниям. Пациента невозможно убедить в том, что ему мерещатся голоса и посторонние звуки, возникающие после пробуждения ото сна или в другой период суток. Он твердо убежден в их реальности. Галлюцинации перед сном часто выражаются в форме:
Музыкальные галлюцинации появляются в форме некогда услышанных или незнакомых мелодий, отрывков произведений или отдельных музыкальных фраз. Музыкальные звуковые феномены бывают периодическими и постоянными. Самыми распространенными являются словесные (вербальные) формы. При этом часто наблюдаются элементы эхолалии (неконтролируемое повторение слов и фраз, заимствованных из чужой речи) и персеверации (устойчивое повторение слов и фраз).
Вербальные галлюцинации при засыпании обычно представлены голосами людей – знакомых и незнакомых. Голоса бывают единичными или групповыми, звучат рядом или из отдаления. Характер звуковых стимулов существенно различается, они бывают нейтральными, приглушенными, ритмичными, беспорядочными. Нередки случаи оскорбительного, агрессивного или принудительного тона.
Голоса нередко унижают или обвиняют пациента, указывают на совершенные им ошибки – реальные и вымышленные. Иногда звуковые стимулы носят позитивную окраску. Пациент может слышать, как ему вручают призы и награды, назначают на престижную должность, поручают ответственные, почетные задания. Например, голоса могут давать советы, обращаться с информационными сообщениями или задавать вопросы.
Нередки случаи антагонистических форм звуковых стимулов, когда содержание сменяется в противоположную сторону, к примеру, сначала носит угрожающий, затем защищающий характер, или сначала содержат обвиняющий, затем оправдывающий смысл. Примером могут служить случаи, когда больной слышит, как его в резкой, грубой форме бранят, ругают, а затем жалеют, мягко предлагают исправиться. Чаще в роли антагонистов выступают разные голоса.
Вербальные формы бывают автономными. В этом случае голосовое сообщение направлено не пациенту. Чаще голоса вступают с больным в диалог, спрашивают его, отвечают на вопросы, высказывают независимое мнение, рассказывают о себе, планируют будущее. Иногда послания представлены в виде предсказания, предвосхищения событий. К примеру, голоса предупреждают больного, что у него скоро заболит голова или он захочет спать.
Пациенты нередко считают голоса вестниками потустороннего мира. Наиболее опасные формы слуховых галлюцинаций – императивные (повелительные, не терпящие возражений), которые являются своеобразными приказами больному. Звуковые послания бывают безобидными, когда голоса приказывают пациентам совершить действие, не сопряженное с риском для здоровья больного или других людей. Примером служат приказы приготовить еду, надеть определенный предмет одежды, пойти в какое-либо место (магазин, парк), выбросить деньги.
Слуховые галлюцинации при засыпании нередко ассоциируются с угрозой для здоровья и жизни людей – самого пациента и окружающих (знакомых или незнакомых). Голоса часто приказывают больным совершить самоубийство или убийство, нанести телесные повреждения, сжечь одежду. Это самые опасные формы проявления. Больные не могут противостоять приказам, чаще беспрекословно следуют инструкциям.
Их поведение определяется голосами в голове, которые они слышат перед сном, когда засыпают или в течение дня. Часто пациенты отрицают наличие посторонних звуковых феноменов, однако манера держаться выдает их. К примеру, во время визита к психиатру они могут спонтанно сказать, чтобы кто-то не мешал им, потому что сейчас они заняты, при этом характер взаимоотношений с врачом не предполагает подобной реакции.
Диагностика
Постановка диагноза шизофрения или другого психического расстройства предполагает выявление истинности или ложности галлюцинаций. Истинные звуковые феномены характеризуются проецированием в окружающее пространство – они связаны с реальностью и напоминают ее. Истинные расстройства восприятия влияют на поведение пациента, которое соответствует воображаемым звуковым стимулам. Диагностические критерии псевдогаллюцинаций:
Псевдогаллюцинации – основной симптом эндогенных (обусловленных внутренними факторами) психозов, в том числе шизофрении. Если постоянно слышатся звуки в голове при засыпании и на протяжении дня, речь идет о галлюцинозе (синдром, проявляющийся повторными галлюцинациями простой формы).
Дифференциальная диагностика предполагает разделение таких понятий, как иллюзии и галлюцинации. В первом случае существует реальный раздражитель, однако пациент воспринимает информацию искаженно. Характер звуковых стимулов может указывать на вид заболевания. К примеру, угрожающее содержание чаще свидетельствует о параноидных настроениях.
При депрессии голосовые послания чаще призывают к самоубийству или содержат обвинительный смысл. При гипертимии (патологически повышенное настроение) текст сообщений благожелательный, одобрительный, поощрительный. Для выявления психических нарушений проводятся специальные тесты. Инструментальные методы нейровизуализации позволяют судить о структурно-морфологических изменениях и других патологических процессах в нервной ткани.
Лечение
Чтобы лечить слуховые галлюцинации, появляющиеся перед сном или в другое время суток, важно устранить причины, которые их провоцируют, исчезновение симптома возможно после того, как улучшится общее самочувствие пациента. Выяснив, почему пациент слышит один, два или более голосов, можно эффективно бороться с подобными проявлениями. Программу лечения врач разрабатывает индивидуально с учетом ведущих и сопутствующих симптомов, вида заболевания, возраста больного.
Для лечения больных шизофренией применяют препарат Налоксон (антагонист эндорфинов, опиоидных рецепторов), который ослабляет выраженность посторонних звуковых стимулов. Если галлюцинации появляются от недосыпания, они могут быть нивелированы при помощи полноценного, длительного отдыха и устранения провоцирующего фактора – физического, нервного перенапряжения. От неприятных симптомов удастся избавиться, если своевременно лечить депрессию и другие психические расстройства.
Слуховые галлюцинации – результат нарушений в работе мозга. Ложные звуковые стимулы возникают в молодом и пожилом возрасте, чаще не угрожают здоровью больного и окружающих.