Чья клубника сейчас продается в москве
Совхоз Грудинина пожаловался, что его клубнике в Подмосковье нет места. Обидчики находятся регулярно — то Москва, то ФАС
Сторонники Павла Грудинина заявили, что его сельскохозяйственному предприятию «Совхоз имени Ленина» не дают открывать точки продажи в Подмосковье. Но история не такая простая — у бизнеса Грудинина возникали проблемы и с антимонопольной службой, и с правительством Москвы, и с другими инстанциями.
При этом правительства Москвы и Московской области предлагают совхозу размещаться на всех доступных местах, где присутствуют и другие производители, — на рынках, ярмарках выходного дня и так далее.
Кроме того, ничто не мешает предприятию сотрудничать с различными магазинами, но бизнес Грудинина на это не идет принципиально — невыгодно.
«Перекупщики возьмут у нас по 100 рублей за килограмм, а продадут за те же 250. Для нас это не только нерентабельно, но и обидно», — заявлял раньше Грудинин.
Сейчас, в соответствии с заявлением администрации Ленинского городского округа, продукция Совхоза имени Ленина все же продается в розничных сетях.
При этом остальные производители клубники, наоборот, стремятся сотрудничать с торговыми сетями. Компания «Русская ягода» из Луховиц рассматривает их как основной канал сбыта и отправляет клубнику в магазины других регионов, даже на Сахалин.
«Основные точки нашей продажи — торговые сети, — рассказал „360“ гендиректор компании Иван Рябинин. — Мы сконцентрированы на том, чтобы продукция подходила под их требования, это основное направление компании. У нас и небольшие магазины закупают и реализуют продукцию через свои магазины и палатки. Можно и к нам на поле приехать — мы продадим».
2020. Нарушения при продаже
Один из пайщиков Совхоза имени Ленина рассказал «360» о нынешней ситуации на точках продаж клубники. По его словам, предписания по безопасности в период пандемии в фирменных ларьках-«клубничках» не соблюдаются.
«Нет социальной дистанции, масок и перчаток. А если что-то и есть, то они эти маски на подбородках просто носят», — сказал он.
Одна из точек продажи Совхоза имени Ленина расположена на Каширском шоссе, рядом с проезжей частью. Других продавцов в этой зоне нет.
«По Москве [ставить точки] было запрещено. Я думаю, что это самостав, то есть они ставят самостоятельно, потому что они так решили», — рассказал пайщик совхоза.
По его словам, две действующие точки на Каширском шоссе создают неудобства для водителей — большие очереди мешают транспорту, образуются пробки.
«На Каширке постоянные заторы. Водителей, по сути, принуждают, скажем так, вставать и нарушать правила дорожного движения», — добавил он.
Совхозу разрешили продавать клубнику, например, в Ленинском городском округе. Его администрация объяснила «360», что в муниципалитете официально согласована работа 32 нестандартных точек продаж. И шесть из них — то есть 20% — отдали совхозу и ФГБНУ «Всероссийский селекционно-технологический институт садоводства и питомниководства». «Более того, клубника Совхоза имени Ленина реализуется в торговых сетях и стационарных магазинах. На центральной ярмарке в Видном также предоставлено место совхозу в первой линии», — сообщила администрация Ленинского городского округа.
Впрочем, ситуация с пробками и желание Совхоза имени Ленина получить преимущество перед конкурентами не новы — у них и прежде возникали споры из-за этого с ФАС и властями Москвы.
2018. Грудинин против чемпионата мира
В 2018 году бизнесмен Павел Грудинин жаловался на проблемы из-за чемпионата мира по футболу, который проводила Россия. Совхозу запретили продавать клубнику на Каширском шоссе из-за того, что подобные точки реализации непременно создавали бы пробки на дороге к аэропорту Домодедово.
Грудинин заявил, что никаких официальных документов ему не предъявили, просто перевезли четыре палатки на территорию Совхоза. На это было дано устное распоряжение властей во время координационных советов с представителями МЧС, МВД и других ведомств.
Однако безопасность и комфорт на дорогах Грудинина и его предприятие волнуют мало. Он жаловался на то, что московские власти не поддерживают бизнес, а палатки якобы не мешали движению автомобилей. Власти же уверены, что останавливающиеся ради покупки клубники машины образовывали бы заторы на трассе.
2015. Грудинин против Москвы и ФАС
В 2015 году вокруг Павла Грудинина и его клубничного бизнеса развернулось сразу несколько скандалов. Сначала Федеральная антимонопольная служба заметила нарушения в том, как Совхоз имени Ленина продает свою продукцию на территории Москвы.
Предприятие привозило на продажу огромные лотки с ягодами к выходам из метро. В ФАС уверены — это нарушение здоровой конкуренции, ведь у других производителей таких точек реализации нет.
Причем отказали бизнесу Грудинина по весьма понятной причине: нельзя вокруг станций метро устраивать клубничные ряды. Для этого есть специально отведенные места, где каждый производитель может представить свой товар, например ярмарки выходного дня или рынки. По сути, власти отказались создавать особые условия для совхоза, ведь это бы нарушило права всех остальных производителей. В ответ предприятие заявило, что их ягоды будут гнить на полях из-за упрямства московских властей.
Позже глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк рассказал, что трудности реализации клубники Совхоза имени Ленина могут крыться совсем в другом: подмосковные ягоды оказались существенно дороже, чем такие же, но привезенные из других регионов — Чувашии, Краснодара, Волгограда.
Причем в 2015-м Грудинин тоже жаловался на то, что московские власти якобы запретили ему торговать на территории города. На самом же деле совхоз размещался как минимум на 30 столичных точках реализации, еще более 100 ярмарок выходного дня готовы были принять подмосковного производителя. Но компания Грудинина ограничилась только 15 из них. Немерюк объяснял это нежеланием торговать рядом с конкурентами, которые предлагали клубнику дешевле в полтора раза.
Эксперты рассказали, как выбирать клубнику
Первые 80 площадок по продаже клубники и земляники из запланированных 150 заработали в столице. Здесь можно приобрести ягоды более 20 разных сортов, которые привезли из Волгоградской и Астраханской областей, Ставропольского и Краснодарского краев, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Дагестана. А клубника из Подмосковья и других регионов Центрального федерального округа появится в продаже с 10 июня. Средняя цена за килограмм ягоды составляет от 170 до 350 рублей в зависимости от сорта. Эксперты рассказали Москве 24, как выбрать вкусную клубнику.
Фото: Москва 24/Лидия Широнина
Внешний вид
Биолог и агроном Михаил Воробьев рассказал, что первый показатель свежести ягоды – это зеленые хвостики, которые специалисты называют чашелистиками.
«Ягоды должны быть блестящие, семена – желтоватого цвета, а не зеленоватого. Клубника должна быть без помятостей, так как порченая ягода меняет свой вкус и становится не полезной: в ней происходит биохимический процесс, в котором сахара превращаются во что-то другое, и мы уже едим не совсем тот продукт, на который рассчитываем,» – пояснил эксперт.
В свою очередь, главный агроном Академии имени Тимирязева Вячеслав Маслов подчеркнул, что такие ягоды могут даже навредить здоровью.
Причем, по словам Воробьева, некоторые сорта «грешат» тем, что сначала краснеют, а уже потом полностью созревают. «Те самые пластмассовые ягоды, на которые обычно ругаются, они просто не дозревают», – подчеркнул он.
Фото: Москва 24/Лидия Широнина
Плотность клубники
Эксперты рассказали, что от плотности ягоды зависят вкусовые качества клубники. Биолог и агроном Михаил Воробьев пояснил, что качественная клубника должна быть жесткой и упругой, а также «не должна пружинить под руками».
А главный агроном Академии имени Тимирязева Вячеслав Маслов добавил, что мягкие ягоды могут быть вкуснее, чем плотные, однако они хуже хранятся.
Размер клубники
При выборе клубники не всегда стоит ориентироваться на размер ягоды, так как все зависит от ее сорта. По словам Воробьева, клубника не должна быть слишком большой.
Клубника появилась на столичных прилавках
«Некоторые сорта бывают более крупноплодные, некоторые менее крупноплодные. Иногда бывают гипертрофированные размеры из-за повышенного внесения нитратов, при этом у растения вырастает большим все. Однако по внешнему виду узнать, есть ли нитраты в ягоде, невозможно», – подчеркнул собеседник Москвы 24.
Содержание нитратов можно определить только с помощью нитратометра, который позволяет отличить нитратный фрукт или овощ от совершенно нормального, отмечают эксперты.
В магазине или на рынке?
По словам экспертов, клубника, продающаяся в магазинах и на рынках, имеет свои плюсы и минусы. По мнению Воробьева, в случае отравления магазинной клубникой, всегда можно найти человека, которому предъявить претензии.
«А на рынках часто бывает обман. Тут приходится лишь смотреть на то, какие у ягод чашелистики и хвостики. Если клубнику собрали в Краснодаре, то ее привезут на прилавки через один-два дня, и чашелистики будут зелеными. Если ее привезли издалека, то чашелистики будут подсыхать. Поэтому если выбирать, например, между краснодарской и турецкой клубникой, то турецкая будет выглядеть хуже,» – подчеркнул Воробьев.
Главный агроном Академии имени Тимирязева Вячеслав Маслов добавил, что в магазинах обычно продают хорошо хранящуюся плотную ягоду, которая долго не портится.
Фото: Москва 24/Лидия Широнина
Отечественная или импортная?
По мнению агронома Вячеслава Маслова, лучше покупать отечественную клубнику, так как она «не подвергается химическим обработкам для длительного хранения и, соответственно, более безопасна для здоровья».
Однако, биолог Михаил Воробьев отметил, что отличить российскую ягоду от зарубежной очень сложно. «Например, сорт «альбион» выращивают как в Краснодаре, так и в Турции, а также в Подмосковье, сорт один и тот же», – подчеркнул специалист.
Какой должен быть аромат у клубники?
Эксперты отмечают, что у зрелой и вкусной клубники должен быть яркий и свежий аромат. Как рассказал Михаил Воробьев, если клубнику сорвали относительно зрелой и она немного полежала, то она набирает аромат, «как будто созрела на грядке».
«Но если ее сорвали недавно розовой и недоспелой, то, конечно, аромат у нее будет нехарактерный и это должно несколько насторожить при выборе,» – отметил он.
Вячеслав Маслов добавил, что ягоды из открытого грунта, как правило, более ароматные, чем из теплицы.
На городских ярмарках можно купить ягоды сортов «альба», «виктория», «ольвия», «октава», «мальвина», «пегас», «зенит», «великобритания», «баунти» и другие.
Ранее мэр пообещал, что порядка 20 ярмарок выходного дня в Москве переведут в круглогодичный режим работы. Первая такая площадка появилась около двух лет назад на Семеновской площади. В этом году торговые точки открылись в Раменках, Рязанском районе и Кузьминках. Их размещают с учетом пожеланий горожан.
Откуда в Москву на самом деле привозят клубнику? The Village узнал, кто производит, поставляет и продаёт ягоды в шатрах под видом российских
1 июня в Москве открылись 48 точек-палаток по продаже ягод в рамках неофициального клубничного фестиваля. В раскрашенных в виде ягод шатрах с надписью «Клубника, земляника» вместе с земляникой и клубникой горожане могли купить малину и даже огородную рассаду. Цену устанавливал производитель — заявлено, что с 1 по 16 июня на клубничном базаре предлагали ягоды из южных российских регионов, в том числе Астраханской области и Краснодарского края. За килограмм ягод в среднем просили 270–300 рублей.
Подмосковная садовая земляника, клубника и малина должны были появиться на прилавках со второй волной торговли — 16 июня, но многие палатки открылись только в эту субботу, 18-го. В них можно купить ягоды за 200–300 рублей: малина стоит 200, земляника — 250, а клубника — около 300 рублей за килограмм.
По информации департамента торговли и услуг, в 60 новых палатках разместится подмосковный совхоз имени Ленина, а позднее торговые ряды пополнят представители других регионов России. The Village решил проверить, действительно ли все ягоды выращены на территории страны, и узнал, почему яркие палатки не приспособлены для продажи.
Павел Грудинин
директор совхоза имени Ленина
Департамент торговли и услуг условно делит продажи ягоды на две волны. В первую волну продавалась клубника из Астрахани, Кабардино-Балкарии и Краснодара. Но надо понимать, откуда на самом деле везли часть так называемой краснодарской и астраханской клубники. Я вместе с телеканалом «Россия-1» поехал к одной палатке, попросил у них накладную и сертификат. Так я узнал, что ягода продаётся по сертификату Астраханской области — производится предприятием «Астраханская ягода». Но, в свою очередь, торгует этой ягодой некое «ООО», которому раздали очень много торговых мест в Северном округе Москвы. Когда я стал разбираться, откуда у этого «ООО» ягода, выяснилось, что им эту ягоду, в свою очередь, дали из некоего «ООО „Тейт“».
Я позвонил в Астрахань, чтобы узнать, сколько у них в целом ягод. Выяснилось, что ягод всего 10 тонн, а сертификат при этом — на 20 тонн. Откуда взялись лишние 10 тонн? На сайте конторы «Астраханская ягода» значится, что ягоду привезли из Сербии. А в Сербии ягод (точно так же, как в Астрахани) немного, так что в конечном счёте под видом этой сербской ягоды к нам массово идёт греческая. Это всем известно: ящики приходят либо безо всякой маркировки, либо на многих почему-то стоит греческая. Везут всё в итоге через Беларусь.
Потом, когда я позвонил в Краснодар, местный производитель мне ответил, что в Москву они ягоду не везут — в лучшем случае она доезжает до Сочи. Смысла везти в столицу нет, когда по той же цене продукт продаётся и покупается поблизости. Значит, в Москве все массовые партии ягод приезжают из Греции и из Польши.
Второй волной чиновники считают нас с нашей подмосковной ягодой. Она сама по себе позже созревает, к середине июня; к тому же стояли холодные дни, и это происходит ещё медленнее. Так-то мы производим тысячу тонн ягоды в год, а весь экспорт из Беларуси — всего 1 100 тонн.
К сожалению, с департаментом у нас есть ряд проблем. Например, их палатки не приспособлены для продажи, но ставить нам свои при этом департамент не разрешает. Эти палатки не закрываются, а резина, из которой собраны шатры, в жару нагревается, так что палатка превращается в душегубку для продавца и ягод. Не может человек 12 часов стоять, не имея возможности закрыть палатку и отойти, грубо говоря, в туалет. Да и поставить в такой шатёр можно только 200 килограмм, а нам нужно, чтобы продавали 800. В общем, мы с чиновниками спорим, а они пока упираются.
Тарас Белозёров
пресс-секретарь департамента торговли и услуг
В этих палатках действительно продают клубнику и землянику, и торговля идёт уже давно. Первая волна проходила с 1 по 14 июня, работало 48 точек, теперь готовится вторая — на 60 точек, и по плану должна начаться 16 июня. Сейчас на площадки со своей ягодой выходит совхоз имени Ленина — тот, что с правой стороны на пересечении Каширского шоссе и МКАД. Павел Грудинин — директор совхоза. По его словам, они должны были выйти раньше, но земляника поспевает у них только сейчас. Поэтому откроется вторая волна палаток только в 20-х числах июня — 21–22 июня ориентировочно.
Цену определяет производитель. В первую волну вышли торговать представители южных регионов — Кабардино-Балкарии, Астрахани. У них, когда я в самом начале ездил по точкам, цена была в районе 270 рублей.