Малина ягода враг неприятель море океан тест
Малина ягода враг неприятель море океан тест
Готовы? Тогда начнем!
Начало теста:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Варианты ответов:
Идет подсчет результатов
Выберите, что Вас интересует:
Сообщить о нарушение
Ваше сообщение отправлено, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Попробуйте пройти эти тесты:
Тест на общие знания, который на 11/11 осилит лишь настоящий эрудит
Этот тест определит ваш кругозор
Проверьте свой интеллект
Тест на смекалку, в котором вы вряд ли наберете 8 правильных ответов, если ваш IQ ниже среднего
У вас должно быть как минимум два образования, чтобы пройти этот тест хотя бы на 9/12
Каково ваше имя, судя по вашему характеру
Главный тест на общие знания: насколько ты умён?
А насколько хорошо натренирован ваш мозг?
На какое животное вы похожи, когда злитесь?
Если вы закончите представленные 15 фраз, то вы настоящий интеллектуал!
Тест на сленг СССР, который вы завалите, если не жили в то время
Тест на общие знания: Просвещены ли вы настолько, чтобы пройти его на все 10/10?
Тест, который покажет, каким животным вы являетесь в душе.
Тест на общие знания, который по зубам не каждому
Тест на знание всего на свете: Осилите его на все 100%?
Ваш словарный запас на высоком уровне, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/11 — ТЕСТ
Вы гений, если пройдете этот тест.
Насколько хорошо вы знаете географию России?
В чём ваш мозг крут
Тест: Узнайте что говорит дата рождения о вашей Личности
Подписывайтесь на наши странички! Обязательно делитесь с друзьями! Впереди много новых интересных тестов! Ежедневные добавления! Страницы: Яндекс Дзен, ВКонтакте, Одноклассники, Facebook
Новые тесты от Андрей
Первое увиденное на картинке расскажет о вашем самом привлекательном качестве
Цветовосприятие расскажет, какой вы человек на самом деле
Ответьте хотя бы на 8/10 разнообразных вопросов для истинных знатоков
Чего мужчины разных знаков зодиака ждут от отношений
Родились и выросли в СССР? Ответьте на 7 вопросов на знание советского времени
Женский психологический тест: выберите картинку и узнайте, к какому из 3-х типов женщин вы относитесь
Что особенного в вашей дружеской компании?
10 нестандартных вопросов из разных сфер знаний для настоящих эрудитов
Хорошо ли вы считаете в уме?
Сумеете вспомнить советский шлягер, взглянув лишь на пару строк?
Первое увиденное на картинке расскажет о том, чего вам больше всего не хватает в жизни
Популярные тесты от Андрей
Если сможете закончить 13 крылатых фраз, то вы настоящий интеллигент
Непростой тест на общие знания: Пройдете его хотя бы на 7/10?
Тест на эрудицию, который мы с треском завалили. Что насчет вас?
Тест Роршаха расскажет, что сейчас творится у вас в голове
Не заглядывая в Гугл, сможете ответить хотя бы на половину вопросов этого теста?
Если вы закончите представленные 15 фраз, то вы настоящий интеллектуал!
Вы невероятно умны, если смогли пройти этот тест на 10 из 10
Тест на эрудицию: Ваш IQ высок, как Эверест, если вы сможете набрать 80%!
Если вы наберете 11/12 в этом тесте на эрудицию, то такого начитанного и разностороннего человека еще поискать
Сможете ли вы набрать 10/10 баллов в нашем тесте на общие знания?
Тест на общие знания, который по зубам не каждому
Сможете ли вы узнать 20 людей, определивших ход истории?
Популярные тесты
Тест на общие знания, который на 11/11 осилит лишь настоящий эрудит
Этот тест определит ваш кругозор
Проверьте свой интеллект
Тест на смекалку, в котором вы вряд ли наберете 8 правильных ответов, если ваш IQ ниже среднего
У вас должно быть как минимум два образования, чтобы пройти этот тест хотя бы на 9/12
Каково ваше имя, судя по вашему характеру
Главный тест на общие знания: насколько ты умён?
А насколько хорошо натренирован ваш мозг?
На какое животное вы похожи, когда злитесь?
Если вы закончите представленные 15 фраз, то вы настоящий интеллектуал!
Тест на сленг СССР, который вы завалите, если не жили в то время
Тест на общие знания: Просвещены ли вы настолько, чтобы пройти его на все 10/10?
Тест, который покажет, каким животным вы являетесь в душе.
Тест на общие знания, который по зубам не каждому
Тест на знание всего на свете: Осилите его на все 100%?
Ваш словарный запас на высоком уровне, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/11 — ТЕСТ
Вы гений, если пройдете этот тест.
Насколько хорошо вы знаете географию России?
В чём ваш мозг крут
Тест: Узнайте что говорит дата рождения о вашей Личности
Преимущества
Можете встраивать тесты на Ваш сайт. Тест показывается нашем и других сайтах. Гибкие настройки результатов. Возможность поделиться тестом и результатами. Лавинообразный («вирусный») трафик на тест. Русскоязычная аудитория. Без рекламы!
Пользователям
Вам захотелось отдохнуть? Или просто приятно провести время? Выбирайте и проходите онлайн-тесты, делитесь результатом с друзьями. Проверьте, смогут они пройти также как Вы, или может лучше?
Внимание! Наши тесты не претендуют на достоверность – не стоит относиться к ним слишком серьезно!
Малина ягода враг неприятель море океан тест
Начало теста:
- От команды разработчиков Конструктора Тестов: Посмотрите и пользуйтесь нашим новым проектом: Сборник всех промокодов Покупайте в известных магазинах с хорошими скидками!
Сообщить о нарушение
Ваше сообщение отправлено, мы постараемся разобраться в ближайшее время.
Попробуйте пройти эти тесты:
Ваш словарный запас на высоком уровне, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/11 — ТЕСТ
Тест на грамотность: Технарь вы или гуманитарий?
Хватит ли вашей эрудиции, чтобы пройти этот тест без помощи интернета?
Тест на сленг СССР, который вы завалите, если не жили в то время
Сможете ли вы узнать советских актеров по фото в молодости?
Сможете ли вы пройти этот IQ тест без единой ошибки?
Догадливы и эрудированны ли вы настолько, чтобы парировать 15 вопросов обо всём?
Если закончите цитаты из советских фильмов на 14/14, то вы наверняка родились в СССР
Элементарный тест на логику и интеллект, который заваливает большинство взрослых. А вы наберете 15 из 15?
Насколько вы привлекательны?
Тест на смекалку, в котором вы вряд ли наберете 8 правильных ответов, если ваш IQ ниже среднего
Умеете ли вы готовить? Сложный кулинарный Блиц-тест ресторатора Ивана Шишкина
Хватит ли вам фоновых знаний, чтобы ответить на рандомные вопросы из разных областей?
Тест на эрудицию: Ваш IQ высок, как Эверест, если вы сможете набрать 80%!
Насколько хорошо вы знаете географию России?
Сможете ли вы пройти тест для разведчиков?
Не заглядывая в Гугл, сможете ответить хотя бы на половину вопросов этого теста?
Вы гений, если пройдете этот тест.
Тест на общую эрудицию. Сумеешь набрать хотя бы 10 баллов?
Какое имя подходит вам по знаку зодиака
Подписывайтесь на наши странички! Обязательно делитесь с друзьями! Впереди много новых интересных тестов! Ежедневные добавления! Страницы: Яндекс Дзен, ВКонтакте, Одноклассники, Facebook
Новые тесты от Андрей
Первое увиденное на картинке расскажет о вашем самом привлекательном качестве
Цветовосприятие расскажет, какой вы человек на самом деле
Ответьте хотя бы на 8/10 разнообразных вопросов для истинных знатоков
Чего мужчины разных знаков зодиака ждут от отношений
Родились и выросли в СССР? Ответьте на 7 вопросов на знание советского времени
Женский психологический тест: выберите картинку и узнайте, к какому из 3-х типов женщин вы относитесь
Что особенного в вашей дружеской компании?
10 нестандартных вопросов из разных сфер знаний для настоящих эрудитов
Хорошо ли вы считаете в уме?
Сумеете вспомнить советский шлягер, взглянув лишь на пару строк?
Первое увиденное на картинке расскажет о том, чего вам больше всего не хватает в жизни
Популярные тесты от Андрей
Если вы родом из СССР, то точно сможете закончить фразы тех времен на все 10 из 10
Насколько чиста ваша карма?
Угадайте воинские звания России по погонам
Вы невероятно умны, если смогли пройти этот тест на 10 из 10
Как хорошо вы разбираетесь в географии?
Сможете ли вы узнать 20 людей, определивших ход истории?
Хватит ли вашей эрудиции, чтобы пройти этот тест без помощи интернета?
Тест на широкий кругозор: сможете ли вы ответить хотя бы на половину вопросов?
Тест на общую эрудицию. Сумеешь набрать хотя бы 10 баллов?
У вас должно быть как минимум два образования, чтобы пройти этот тест хотя бы на 9/12
Вас можно назвать ходячей энциклопедией, если сможете набрать восемь правильных ответов
Тест, который проверит вашу эрудицию: где вы на шкале от 0 до 12?
Популярные тесты
Ваш словарный запас на высоком уровне, если наберете в нашем тесте хотя бы 8/11 — ТЕСТ
Тест на грамотность: Технарь вы или гуманитарий?
Хватит ли вашей эрудиции, чтобы пройти этот тест без помощи интернета?
Тест на сленг СССР, который вы завалите, если не жили в то время
Сможете ли вы узнать советских актеров по фото в молодости?
Сможете ли вы пройти этот IQ тест без единой ошибки?
Догадливы и эрудированны ли вы настолько, чтобы парировать 15 вопросов обо всём?
Если закончите цитаты из советских фильмов на 14/14, то вы наверняка родились в СССР
Элементарный тест на логику и интеллект, который заваливает большинство взрослых. А вы наберете 15 из 15?
Насколько вы привлекательны?
Тест на смекалку, в котором вы вряд ли наберете 8 правильных ответов, если ваш IQ ниже среднего
Умеете ли вы готовить? Сложный кулинарный Блиц-тест ресторатора Ивана Шишкина
Хватит ли вам фоновых знаний, чтобы ответить на рандомные вопросы из разных областей?
Тест на эрудицию: Ваш IQ высок, как Эверест, если вы сможете набрать 80%!
Насколько хорошо вы знаете географию России?
Сможете ли вы пройти тест для разведчиков?
Не заглядывая в Гугл, сможете ответить хотя бы на половину вопросов этого теста?
Вы гений, если пройдете этот тест.
Тест на общую эрудицию. Сумеешь набрать хотя бы 10 баллов?
Какое имя подходит вам по знаку зодиака
Преимущества
Можете встраивать тесты на Ваш сайт. Тест показывается нашем и других сайтах. Гибкие настройки результатов. Возможность поделиться тестом и результатами. Лавинообразный («вирусный») трафик на тест. Русскоязычная аудитория. Без рекламы!
Пользователям
Вам захотелось отдохнуть? Или просто приятно провести время? Выбирайте и проходите онлайн-тесты, делитесь результатом с друзьями. Проверьте, смогут они пройти также как Вы, или может лучше?
Внимание! Наши тесты не претендуют на достоверность – не стоит относиться к ним слишком серьезно!
Сложные аналогии тест ответы
На нашем сайте представлены анкеты, тесты, опросники для психодиагностики для
Шкалы: уровень развития мышления
Методика используется для выявления того, насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Предназначается для испытуемых подросткового возраста и взрослых.
Описание теста
Методика состоит из 20 пар слов-логических задач, которые предлагается решить испытуемому. Его задача – определить, какой из шести типов логической связи заключен в каждой паре слов. В этом ему поможет «шифр» – таблица, в которой приводятся образцы использующихся типов связи и их буквенное обозначение: А, Б, В, Г, Д, Е.
Испытуемый должен определить отношение между словами в паре, затем найти «аналог», то есть выбрать в таблице «шифр» пару слов с такой же логической связью, а после этого отметить в ряду букв (А, Б, В, Г, Д, Е) ту, которая соответствует найденному аналогу из таблицы «шифр». Время выполнения задания ограничено тремя минутами.
Инструкция к тесту
«На бланке перед Вами 20 пар, состоящих из слов, которые находятся между собой в логической связи. Напротив каждой пары 6 букв, которые обозначают 6 типов логической связи. Примеры всех 6 типов и соответствующие им буквы приведены в таблице «шифр».
Вы должны во-первых, определить отношение между словами в паре. Затем подобрать наиболее близкую к ним по аналогии (ассоциации) пару слов из таблицы «шифр». И после этого в буквенном ряду обвести кружком ту из букв, которая соответствует найденному в таблице «шифр» аналогу. Время выполнения задания- 3 минуты».
1. Испуг – бегство
2. Физика – наука
3. Правильно – верно
4. Грядка – огород
5. Пара – два
6. Слово – фраза
7. Бодрый – вялый
8. Свобода – воля
9. Город – страна
10. Похвала – брань
11. Месть – поджог
12. Десять – число
13. Плакать – реветь
14. Глава – роман
15. Покой – движение
16. Смелость – геройство
17. Прохлада – мороз
18. Обман – недоверие
19. Пение – искусство
20. Тумбочка – шкаф
Ключ к тесту
Вопрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Ответ Д Б Е А Е А Г Е В Г
Вопрос 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Ответ Д Б Е А Г Е В Д Б В
Обработка и интерпретация результатов теста
Оценка результатов осуществляется по таблице:
Оценка в баллах Количество правильных ответов
9 19
8 18
7 17
6 15
5 12-14
4 10-11
3 8-9
2 7
1 6
Если испытуемый правильно, без особого труда решил все задания и логично объяснил все сопоставления, это дает право заключить, что ему доступно понимание абстракций и сложных логических связей.
Если испытуемый с трудом понимает инструкцию и ошибается при сопоставлении, только после тщательного анализа ошибок и рассуждений можно сделать вывод о соскальзывании умозаключений, о растекаемости мышления, о произвольности, нелогичности рассуждений, о диффузности, расплывчатости мысли на фоне понимания логических связей, о ложном понимании аналогии логических связей.
Наибольшее информативное значение имеет рассуждения испытуемого. Обычно наибольшую трудность вызывает соотношение понятий «бережливость – скупость», «прохлада – мороз».
Методика «Сложные аналогии»
Эта методика позволяет выяснить, насколько человеку доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей. Методика состоит из стимульного материала — двадцать пар слов (логических задач, которые нужно решить) и шифра с образцом аналогов для ответов (всего их шесть), они обозначены буквами А, Б, В, Г, Д, Е. Перед работой дайте инструкцию:
«Перед вами двадцать пар слов, которые находятся между собой в логической связи, рядом расположены шесть букв, которые обозначают шесть типов логической связи. Примеры этих связей приведены в таблице «шифр».
Ваша задача — определить отношения между словами в каждой паре и подобрать наиболее близкую к ним по аналогии пару слов из таблицы «шифр», после этого обведите кружочком ту из букв, которая соответствует найденному варианту в таблице «шифр» аналогу. Время выполнения три минуты».
После работы необходимо сверить ответы с ключом:
Оценка результатов производится при помощи таблицы, приведенной ниже. Если человек без видимых усилий решил все задачи, получив 7—10 баллов, уложившись в отведенное время, это говорит о том, что ему доступно логичное сопоставление, понимание абстракций и построение логических связей, его мышление не допускает диффузности, расплывчатости мысли, непроизвольности в рассуждениях.
Решаем сложные задачи Мы боимся сложных заданий только потому, что они таковыми кажутся. Но, возможно, детально разобравшись в ситуации, обнаружится, что это совсем не так. Не стоит сразу же опускать руки, если вы не знаете, с чего начать работу. Например, при необходимости
Метафоры и аналогии Пока вы работаете над ключевыми идеями и поддерживающими их пунктами, вам стоит задуматься над тем, какие риторические приемы сделают ваш сценарий более привлекательным. Аристотель, например, чрезвычайно важным инструментом считал метафору.
Сложные равенства – «А – значит Б» Слова-индикаторы: в речевой конструкции присутствует определяющее для нее слово «значит». Это слово соединяет два события – А и Б – и заявляет о их равенстве.Примеры Вы не смотрите на меня, когда я говорю, значит, вы меня не слушаете (не
3.4.1. Методика построения В этом пункте параграфа я предлагаю свой взгляд на описание системы (архитектуры) процессов компании.Подход к построению системы процессов организации можно сравнить с собиранием пазла. Чтобы собрать общую картинку из большого количества
5. Принцип параллели (аналогии) Этот принцип также близок к сравнению, но носит не такой прямолинейный характер. Например: «Мы приедем к вам так быстро, что вы поверите: мы прилетели» (доставка тайско-китайской еды).Одним из возможных кандидатов в президенты России в 1999
Сложные ситуации, с которыми мы столкнулись в ходе проведения этой рекламной кампании Системы статистики Как было сказано выше, основой для анализа результативности действий по продвижению сайта являлись данные, предоставляемые Google Analytics. Не секрет, что цифры Google Analytics
Одним из признаков зрелости мышления является умение устанавливать между понятиями логические связи. Оно формируется у человека постепенно, в том числе в процессе школьного обучения. Задача педагогов и психологов состоит в том, чтобы отслеживать становление мыслительных процессов ребёнка, с целью выявить отставание от возрастной нормы. Одним из тестов оценки способностей мыслить логически является методика «Сложные аналогии».
Тестирование «Сложные аналогии» является одним из распространённых способов исследования динамики умственной деятельности. Данная методика была разработана нашей соотечественницей Э. А. Коробковой — психологом, работавшим с детьми, имеющими проблемы в развитии интеллекта.
Тест направлен на изучение способностей ребёнка к построению логических умозаключений, абстрагированию и установлению связей между понятиями. Суть его состоит в том, чтобы обнаружить отношения между 20 парами понятий и типировать их в соответствии с предложенным ключом или «шифром».
Шифр состоит из 6 пар слов, обозначающих понятия, соотносящиеся между собой по определённому принципу:
При работе с детьми лучше всего проводить исследование в индивидуальном порядке или в небольших группах по 4–5 человек, поскольку разъяснение задание может потребовать пристального внимания экспериментатора к каждому из участников.
Тестирование рекомендуется проводить с детьми достигшими возраста 12–14 лет, а также старшеклассниками, верхней возрастной границы не предусмотрено. Данная методика может оказаться слишком сложной для детей более младшего возраста, т.к. их логическое мышление сформировано ещё в недостаточной степени, чтобы улавливать абстрактные связи между понятиями. Некоторые источники указывают на то, что с данным тестом не всегда хорошо справляются даже образованные взрослые, поэтому тестирование младшеклассников по этой программе не рекомендуется.
Для проведения тестирования потребуется:
На первом этапе тестируемому предлагается «шифр» к заданию — 6 пар слов, объединённых определённым типом логической связи. Подростку нужно установить, какие отношению существуют между представленными понятиями. В случае затруднений, экспериментатор задаёт наводящие вопросы (именно поэтому рекомендуется производить тестирование индивидуально).
Если ребёнок в силу возраста или личностных особенностей не может установить связей, между предложенными понятиями, дальнейшее тестирование не имеет смысла. Следует, однако, сделать оговорку, что трудности с выполнением задания могут быть сопряжены не только с нарушениями мыслительных процессов, но и со стеснительностью ребёнка, когда ему сложно войти в контакт с экспериментатором, а также со снижением мотивации, когда тестируемый не хочет сотрудничать или ленится выполнять задание.
Убедившись, что испытуемый понимает логические связи между предложенными парами понятий, экспериментатор открывает вторую часть бланка с 20 парами слов, находящихся в тех же отношениях, что и слова из первого списка. Ребёнка просят установить эти отношения и обозначить их буквой, соответствующей типу логической связи или же просто указать пару слов из ключей, имеющих тот же вид связи.
Можно в качестве примера разобрать две первые пары слов совместно, но оставшуюся часть заданий школьник выполняет самостоятельно. На прохождение теста отводится 3–5 минут в зависимости от возраста учащихся.
По ходу тестирования экспериментатор заполняет протокол: в нём он фиксирует не только ответы испытуемого, но и логические выводы, которые позволили ему отнести ту или иную пару к определённой категории.
Рассуждения тестируемого могут быть не менее полезны и показательны для оценки его логического мышления, чем сами ответы и их правильность. Обоснование выбора того или иного ответа позволяет выявить соскальзывания и растекаемость мышления, указывающие на его незрелость.
Экспериментатор подсчитывает количество правильных ответов: за каждый правильный ответ начисляется 1 балл, за неправильный — 0 баллов.
Результаты ответов суммируются и стандартизируются в соотвествии с десятибальной шкалой:
Полученные по десятибальной шкале результаты интерпретируются следующим образом:
Методика «Сложные аналогии» является распространённым способом исследования мышления. Однако, некоторые критики отмечают, что она довольно сложна — даже взрослые образованные люди без нарушений мыслительной деятельности не всегда выполняют её правильно на 100%. Поэтому, если школьник показывает низкие результаты, это не может интерпретироваться как диагноз об умственном отставании, но должно стать поводом к проведению дальнейшего обследования. Окончательные выводы и рекомендации по прохождению коррекционной программы обучения должны быть сделаны специалистом в области возрастной психологии.
Если Вам нравятся статьи, подпишитесь на наш канал в Яндекс Дзене, чтобы не пропустить свежие публикации. Вы с нами?
Аналогией называется сходство или подобие определенных понятий и явлений. С точки зрения психологии — это конкретное умозаключение о сходстве двух предметов и явлений по какому-либо признаку, которое появляется в результате сходства этих предметов или явлений по совершенно другому признаку.
По аналогии обычно рассуждают о том, что не является доступным напрямую. С помощью аналогий понятное становится ещё понятнее, абстрактные понятия становятся более ощутимыми, отвлеченное становится более конкретным. Задания на обнаружение аналогий применяются в психодиагностике.
Аналогии играют важную роль при уяснении общей картины проблемы и определении путей её решения. Но ввиду того, что аналогии не дают полной картины ситуации, применяются более сложные методы диагностики. Одним из них является метод «Сложные аналогии». Тест «Сложные аналогии» широко применяется в современной психодиагностике.
Методика определения умения находить простые и сложные логические связи между различными понятиями, а также определять абстрактные связи между разными явлениями окружающего мира впервые была введена Э.А.Коробковой, психиатром и психологом, которая долгое время занималась изучением особенностей психического и физиологического здоровья детей с отклонениями в развитии.
Эта методика называется «Сложные аналогии». Практическое значение этой методологии заключается в определении уровня интеллектуального развития подростка и соответствие этого уровня возрастным нормам. Но ценность этой методики состоит в том, что она применяется и для исследования взрослых людей.
Суть методики в том, что тестируемый получает бланк с заданиями. В каждом бланке — 20 пар слов. Эти пары имеют определенные связи между собой. Кроме этого, в бланке — 12 слов из особого шифра, который также содержит в себе пары слов, связанных между собой определенным образом.
Логические связи могут быть:
Продолжительность теста составляет 4-5 минут. Допускается индивидуальная и групповая форма исследования. Ответы даются в письменном виде.
Вот так выглядит обычный бланк тестового задания:
К каждой паре слов нужно подобрать аналогию из предложенного списка логических связей: А, Б, В, Г, В, Е
Вначале экспериментатор производит подготовительную работу с тестируемым по образцу (первым 6 парам слов). Выясняются виды и типы связей и отношений между словами в парах. Испытуемому дается понять, что данные в тесте 20 пар слов имеют такие связи. Он должен эти связи найти и обвести нужный ответ.
Руководителю эксперимента необходимо учитывать устные высказывания испытуемого для наиболее точной диагностики нарушений умственной и мыслительной деятельности. Поэтому экспериментатор должен быть специалистом по возрастной психологии.
Определив при помощи теста интеллектуальный уровень и соответствие уровня психического развития возрасту испытуемого, психолог разрабатывает индивидуальную программу работы с ним, а при необходимости проводится коррекционная работа.
Анализ проводился с 12 по 17 апреля 2009 г.
Пары терминов, используемые в тесте для выяснения способности респондента находить аналогии между отношениями, в большинстве своем составлены неудачно, вследствие чего тест следует признать концептуально невалидным. Анализ опирается на выборку из 99 человек, что позволило подтвердить выводы статистически. Высказаны предложения по модификации теста.
Дурак — это всякий инакомыслящий.
Заявленная цель теста — выяснить, насколько адекватно респондент находит «сложные аналогии». Аналогии называются сложными потому, что предлагается установить аналогичность отношений между терминами, а не между самими терминами. Или: аналогии между отношениями, а не между свойствами. Для этого строится два набора отношений, каждое из которых выражается в виде пары слов (терминов):
По тому, насколько точно респондент соотносит пары слов вопроса с шифром, оценивается, «насколько испытуемому доступно понимание сложных логических отношений и выделение абстрактных связей». Мерой служит число «правильных» отнесений — и только.
Цель данного исследования — установить, насколько предлагаемый тест концептуально валиден.
Основную роль в тесте, естественно, играют именно шифры, идентификация вопросов с которыми служит критерием умения респондента находить «сложные аналогии».
Таблица 1. Шифры («базовые» логические отношения)
Очевидны следующие требования к шифрам, невыполнение которых разрушает саму идею теста:
Если эти условия не выполнены, результаты теста могут говорить лишь о наличии различий в интерпретации отношений, а вовсе не о способности респондента устанавливать «сложные аналогии». Отметим, что второе требование, вообще говоря, применимо и к предлагаемым парам слов. При его невыполнении для пар речь тоже может идти лишь о различной интерпретации, а вовсе не о тестируемой способности.
Все шифры, кроме В, интерпретируются вполне однозначно (особенно после их обсуждения). Обратимся к формулировке шифра В. Википедия дает такое определение: море — часть [мирового] океана. Поэтому В вызывает сомнения в своей интерпретации. Его можно понять как отношение:
Т.о., следует ожидать «расщепления» ответов, считающихся аналогичными В — часть из них (при акценте на однокачественности слов в паре) будет отнесена к Е, а при акценте на различие между ними часть — к А, Б или даже к Г.
Обработанные результаты с сайта подтверждают данные предположения (см. табл. 2).
Таблица 2. Результаты теста (99 респондентов, по состоянию на 17:00 10 апреля 2009 г.)
Пояснения.
Вопросы отсортированы по мере «определенности» ответов так, чтобы выделить сходные группы.
Среди частот фоном выделены моды в распределении ответов по данной паре слов:
— cветло-оранжевым с числом ответов, превышающим 1/2 от числа респондентов (
49 чел.);
— cветло-желтым с числом ответов, превышающим 1/6 от числа респондентов (
17 чел., это число выделяет «бимодальные» ответы);
— светло-бирюзовым — составившие не менее чем 1/10 от числа респондентов (
Рассмотрим все пары с «двойными» ответами, которые расположены в нижней части таблицы 2. Их 9 из 20, причем 8 из них содержат в качестве одной из мод В, и только пара 20 имеет его первой модой.
Вопросы 14, 4, 6 и 9 первой модой имеют Е, а второй — В. При этом их средние значения отличаются более чем вдвое (65,5 и 26,8 для 1-й и 2-й мод соответственно). Соответствующие доли равны 66,3% и 27,1%, и различие по угловому критерию Фишера весьма значимо. Следовательно, отнесение этих пар к А или к В носит неслучайный характер и отражает различное понимание либо вопроса, либо шифра. Отметим, что по критерию хи-квадрат различие в распределениях частот по шифрам А и В незначимо (df=3, хи-квадрат=3,79, р=0,285).
Для вопросов 8, 13 и 16, образующих вторую подгруппу, средние доли 1-й и 2-й мод (55,8% и 27,2% соответственно) тоже значимо отличаются, а распределения частот — нет (df=2, хи-квадрат=3,605, р=0,165).
Вопрос 18 тоже «расщепился» надвое, в соотношении почти 3:1 (69,4%:23,5% для 1-й и 2-й мод.
Отметим, что этот вывод опирается, в основном, на анализ тех 9 вопросов, которые дали «явно» бимодальные ответы. Про более «слабые» расхождения (они выделены бледно-бирюзовым фоном ячеек) мы пока и не говорим. Но именно шифр В обусловил такой вывод, т.к. на него приходится 8 из 9 (т.е., 88,9%) «двойных» ответов. Он отличается от остальных шифров следующими особенностями:
Диагноз: шифр В явно отличается от остальных шифров.
Вывод: шифр В вносит неустранимые искажения в измеряемый показатель, и его следует заменить.
Как было сказано, наличие пар слов с семантически объяснимыми «двойными» ответами разрушает тест как таковой. Приведем примеры.
Итак, выясняется любопытная вещь — почти для каждого вопроса можно подобрать вполне разумную интерпретацию и тем обосновать его отнесение к различным шифрам! А если ещё и сам шифр допускает различное толкование — полная свобода творчества…
Т.о., ответы на вопросы данного теста зависят не только от «способности устанавливать сложные аналогии», но и от семантики терминов, примененных для формулировки как вопросов, так и шифров. Именно тут возможно существенное влияние некоторых факторов, и их исследование могло бы дать весьма любопытные результаты (а может и не дать… Кто знает!?).
Поскольку семантика терминов — дело «тонкое», она может значительно отличаться в возрастных, культурных и т.п. группах. К сожалению, у меня нет данных о возрасте и поле респондентов, но они д.б. у разработчиков сайта, поскольку эти данные запрашиваются при начале тестирования. Хоть эти два фактора и должны, по идее, сказываться на результатах, но насколько существенно — неизвестно без дополнительного исследования. А вот уровень образования, тип деятельности, … — сколько тут интересного можно было бы обнаружить (если бы разработчики интерактивного тестирования догадались задать соответствующие вопросы).
Тест в теперешнем виде невалиден.
Его применение в массовых опросах недопустимо.
Однако: идея теста вполне здравая, и при соответствующей переработке тест может вполне успешно использоваться, причем для многих целей.
Очевидно, как минимум — шифр В следует переработать. Убрать его совсем — жалко, все-таки ещё одно базовое логическое отношение. Лучше заменить его формулировку так, чтобы она недвусмысленно выражала заложенное в него отношение. «Недвусмысленно» в данном контексте означает, что любая другая интерпретация выглядит искусственно и вычурно, при всей неопределенности этих терминов. Это позволит отделить «креативный» подход к ответам от «нормального».
Можно интерпретировать это отношение и как часть-целое (А). Ведь можно полагать, что канат состоит из бечевок. Поэтому слова в паре шифра должны носить не «предметный», а «вещественный» характер, что затруднит их интерпретацию как часть-целое. Пара море-океан вполне подходила бы, если бы не было определения моря как части океана.
Проблема обусловлена тем, что мы пытаемся выразить количественное отношение, а оно невозможно без использования неких объектов. И тут встревает качественная определенность этих объектов, которая и «сбивает» на анализ именно этой качественной определенности. В частности, можно получить и ответ типа Е.
Все вышеуказанные для шифров требования, естественно, относятся и к парам слов, предлагаемых респонденту в качестве вопросов.