Мичурин упал с клубники

Советский анекдот (Указатель сюжетов) (244 стр.)

4097B. Ровинский Д.И. (1914 года рождения, еврей, учитель, г. Днепропетровск) говорил о притеснениях евреев в СССР, сравнивал их положение с положением негров в Америке, хранил пародию на стихотворение Алигер «Из Отечественной войны» националистического содержания, говорил, что для опубликования статьи не может подписаться еврейской фамилией, что в прессе публикуют лишь статьи под фамилией «Голопупенко». Рассказывал анекдот: «Во Франции в газетах появились заголовки «Слоны и любовь», в Англии – «Слоны и британский импорт», а в СССР начали печатать заголовки «СССР – родина слонов», «Слоны в борьбе за мир», «Классики марксизма-ленинизма о слонах»».

ДД: 16.05.1953 [КМЭ 1999: 119]

4097C. Несколько стран решили написать трактаты о слонах. Американцы издали однотомник под названием «Бизнес слоновой костью». Французы издали однотомник «Секс у слонов». Русские выпустили пятитомное издание, разные его тома назывались: «Слон до Великой Октябрьской социалистической революции», «Слон после Великой Октябрьской социалистической революции», «Слон в свете решений ХХV съезда КПСС», «Советский слон – самый большой слон в мире» и «СССР – родина слонов». Болгары издали маленькую брошюрку под названием «Маленький болгарский слоник – лучший друг и брат большого советского слона».

СБ: н.д. [ЛК *1991: без н.с.]

4097D. По линии ЮНЕСКО в Центральную Африку отправились ученые разных стран изучать жизнь слонов. Через три года каждый из них написал труд: немец – три тома «Введение в слоноведение», англичанин – «Слоны в Британской Африке», француз «Любовь у слонов», финны – два труда: «Как зарезать слона финским ножом пуукко» и «До скольких градусов нужно топить баню, чтобы слон мог попариться», шведы – тоже два труда: «Карл XII и слоны» и «С каких лет у слонов начинается пенсионный возраст», исландец – «Исландия и исландцы».

СБ: н.д. [ИА 198?: 21] 4097E. СБ: *1949[ШТ 1987: 394] 4097F. ММ: 1948 – 49 [СН 1981 – 1985: 15, 539] 4097G. ММ: *1948 [ЧБ 1999] 4097H. ММ: *1940-е [ЛН 2000(2): 480] 4097I – J. СБ: *1959 [СН 2000 – 2002: без н.с.]

4098. Академик Лысенко (/Чапаев): «Блоха вместе с ногами теряет слух».

4098A. Академик Лысенко демонстрировал аудитории результаты своих работ по изучению слуха у блохи. Он посадил блоху на правую руку и скомандовал: «Прыгать на левую!». Блоха перепрыгнула на его левую руку. Он скомандовал снова: «Прыгать на правую!». Блоха опять послушно перепрыгнула. Затем ученый осторожно оторвал задние ноги у блохи и скомандовал опять: «Прыгать на левую». Но блоха не пошевелилась. Он переложил блоху в другую руку и скомандовал: «Прыгать на правую», но и это не помогло. «Можно считать диалектически научно доказанным, – сказал великий ученый, – что блоха вместе с ногами теряет слух».

4098B. Василий Иванович ставит опыт. Взял зайца, оторвал ему ногу. «Ну, теперь ползи, заяц. (Заяц ползет.) Пиши, Петька: ползет. (Оторвал вторую ногу.) Ну, теперь ползи, заяц! (Заяц ползет.) Пиши, Петька: ползет. (Оторвал третью ногу.) Ну, теперь ползи, заяц. (Заяц ползет.) Пиши, Петька: ползет. (Оторвал четвертую ногу.) Ну, теперь ползи, заяц. (Заяц не ползет.) Пиши, Петька: оглох».

СБ: *1992 – … [СН 2000 – 2002: без н.с.] 4098C. СБ: н.д. [ВА 1980: без н.с.] 4098D. ММ: 1948 – 49 [СН 1981 – 1985: 763]

4099. По поводу критики генной теории: «Почему женщины родятся девушками, а евреи и мусульмане необрезанными?».

СБ: *1949 [ШТ 1987: 390 – 391]

*4100. Собрание академиков, на котором обсуждали вред, нанесенный Т.Д. Лысенко науке, – «Один день Трофима Денисовича».

*4100A. СБ: *11.1964 – 1965 [СН 2000 – 2002: без н.с.]

4101. А/р «Кто изобрел колючую проволоку?» – «Мичурин, который скрестил ужа и ежа».

4101A. СБ: *1948 [ШТ 1987: 393] 4101B. СБ: *1948 [СН 2000 – 2002: без н.с.]

4102. А/р «Отчего умер Мичурин?» – «Сломал себе шею, упав с клубники». (/Полез на березу за клубникой, тут его арбузом и накрыло).

СБ: *1971 [СН 2000 – 2002: без н.с.] 4102B. СБ: *1948 [ШТ 1987: 393]

*4103. «Почему у Мичурина не было детей?» – «Потому что он жене ноги скрестил».

*4103A. СБ: н.д. [РИ 2005: 383]

*4104. Ученик приносит в школу раков и говорит что это мичуринские тараканы.

*4104A. На урок зоологии учительница принесла арбуз. «Что это такое, дети?» – спрашивает. «Ха, это же арбуз, Марь Иванна!» – выкрикивает Вовочка. «Нет, это мичуринское яблоко», – с ехидной улыбкой говорит учительница. На следующий день учительница приносит дыню. «Дети! Что это?» – спрашивает. «Дыня!» – говорит Вовочка. «Неправильно! Это мичуринская слива». Вовочка на третий день приносит полный портфель раков и, высыпав их на стол учительнице, спрашивает: «Марь Иванна, а это вот что такое?» – «Как что? Конечно же раки!» – «Нет, Марь Иванна, неправильно! Это мичуринские тараканы!»

*4105. Две собаки в институте имени Павлова: «А что, у человека тоже есть условные рефлексы?» – «Думаю, да. Стоит мне нажать на кнопку, как он уже несет мне еду».

*4105A. СБ: *1961 [СН 2000 – 2002: без н.с.]

*4106. «Какой переворот совершил Сталин в науке?» – «Одну букву заменил на две. Было – марризм. Стало – марксизм в языкознании».

*4106A. ММ: нач. 1950-х. [СН 1981 – 1985: 834]

4107. Язык доводит не только до Киева, но и до Колымы.

4107A. Основное преимущество советской науки перед наукой всех других стран, как известно, заключается в том, что советская наука располагает универсальным методом для решения любых проблем – метод называется: «гениальность любимого вождя». Недавно повезло языкознанию. Все его проблемы были раз и навсегда разрешены статьей вождя «Относительно марксизма в языкознании» («Правда» 20 июня 1950). После этой статьи советские ученые стали говорить: «Язык доводит не только до Киева, но и до Колымы».

СБ: *1946 – 1951 [АЕ 1951: 133]

4108. А/р «Философия – ловля черного кота в темной комнате. Марксистская философия заключается в том, что кота в комнате нет».

4108A. Армянское радио «Что такое философия?» – «Это ловля черного кота в темной комнате. Марксистская философия отличается тем, что кота в этой комнате нет; а марксистско-ленинская – еще и тем, что один из ловящих то и дело кричит, что он поймал этого кота».

СБ: *1948 [ШТ 1987: 149] 4108B. СБ: н.д. [ЛК *1991: без н.с.]

*4109. «Идут один грязный и один чистый. Кто из них идет в баню?» – «А кто его знает. » – «Вот это и есть философия!»

4110. О машине для производства масла из дерьма: «Масло намазывается хорошо, но от вкуса, цвета и запаха еще не избавились».

Источник

«Природоподобные технологии — это не новый тренд»

Пресс-служба Глобального форума конвергентных и природоподобных технологий

Как разговор о будущем не ушел дальше настоящего, что нужно делать университетам, чтобы успешно готовить студентов к меняющимся условиям на рынке труда, и при чем тут упавший с клубники Мичурин — в репортаже Indicator.Ru с Глобального форума конвергентных и природоподобных технологий.

28 – 29 сентября в Сочи состоялся Глобальный форум конвергентных и природоподобных технологий. Среди спикеров были помощник президента Андрей Фурсенко, министр науки и высшего образования Михаил Котюков, президент Российской академии наук Александр Сергеев, председатель совета РФФИ Владислав Панченко, президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук. Приехали и иностранные гости: заместитель генерального директора ООН по промышленному развитию Хироси Кунийоси, профессор Института солнечной энергии Университета Эге (Турция) Ольгун Хаяти, директор по энергетике Fayat Group Кристоф Беар.

На сайте мероприятия говорится, что участники форума должны обсудить текущий статус развития конвергентных и природоподобных технологий, а также прогнозы их развития, барьеры для внедрения природоподобных технологий в промышленность, роль финансовых институтов развития и международных организаций в поддержке разработки технологий нового типа. Однако с самого начала форума стало ясно, что, скорее всего, никаких прорывных идей и откровений услышать не удастся.

Приветствуя участников форума, президент РАН Александр Сергеев говорил общие слова о важности природоподобных технологий: «Почему этот форум сегодня очень важен для нас? Человек всегда «подсматривал» что-то у природы, а потом реализовывал эту технологию. И такие природоподобные технологии обеспечивали развитие человеческой цивилизации. Сейчас требуется существенное расширение этого направления. В науке появляются инструменты для более детального исследования природы, мы видим такое ее устройство, какого наши предшественники не видели. … Второй момент: современные технологии позволяют более эффективно сконструировать и воспроизвести то, что мы увидели нового. … И мы можем не только повторить, но и усилить те решения, которые предлагает природа. Третье: в современных условиях, осваивая природоподобные технологии, мы должны понимать, что развитие нового автоматически нарушает равновесие в природе, и у нас больше нет времени ждать».

Президент РАН Александр Сергеев

Пресс-служба Глобального форума конвергентных и природоподобных технологий

Министр науки и высшего образования Михаил Котюков сообщил о более приземленных вещах, нежели развитие технологий будущего: «Мы сегодня завершаем формирование национального проекта в сфере науки, впервые в современной истории этой сфере уделяется такое внимание. Есть еще одно системное решение: формируется единая государственная программа развития высшего и профессионального образования. Мы понимаем системность и тесную взаимосвязь этих сфер деятельности».

Министр науки и высшего образования Михаил Котюков

Пресс-служба Глобального форума конвергентных и природоподобных технологий

После приветствий последовал программный доклад «Природоподобные технологии как ответ на глобальные вызовы». Начав с анекдота про клубнику («Знаете, как умер Мичурин? Он упал с клубники»), Михаил Ковальчук практически час говорил о том, что текущий этап развития человечества характеризуется стремительным «истреблением ресурсов» нашей планеты, и единственный выход из этой ситуации — создание природоподобной техносферы.

Кстати, и Михаил Ковальчук, и Екатерина Яцишина, заместитель директора по научной работе «Курчатовского института», выступавшая во второй день форума, обратили внимание на тот факт, что сейчас гуманитарные и естественнонаучные дисциплины все больше сближаются. «Мы сейчас стоим в самом начале прикладного слияния естественнонаучных и гуманитарных наук. Одна из технологий, которая сейчас развивается в «Курчатовском институте», — историческое материаловедение. Мы использовали нашу базу для изучения объектов культурного наследия. Одно из самых показательных — исследование древнеегипетских мумий из коллекции Пушкинского музея, когда мы использовали весь наш арсенал, начиная от компьютерной томографии, химических анализов, генетических исследований, — рассказала Яцишина. — И мы привлекаем специалистов разных профессий, от антропологов до криминалистов. Но для того, чтобы перейти на следующую ступень развития человечества (именно развития, а не стагнации), нам нужна радикальная трансформация сознания человека. Человек, безусловно, является элементом биосферы, как говорил Вернадский в свое время. Но он социальное существо, поэтому в новом мире ему нужно осознать свою новую роль, понять свою ответственность за развитие нового мира и нового общества».

Основная мысль доклада Ковальчука заключалась в том, что для выживания человечеству необходимо создать принципиально новые технологии, которые будут брать у природы не больше ресурсов, чем природные, естественные процессы. В качестве примера такой технологии президент «Курчатовского института» привел создание компьютера, который обладал бы производительностью человеческого мозга и при этом потреблял бы столько же энергии (невероятная вещь на данном этапе развития науки). Михаил Ковальчук разделил приоритеты развития технологий на два вида: тактические (нацеленные на конечный продукт и носящие рыночный характер, дающие возможность жить здесь и сейчас: производство еды, одежды и так далее) и стратегические (нацеленные на результат в средне- и долгосрочной перспективе, благодаря которым создаются новые технологии и которые приводят к созданию нового технологического уклада). Важно то, что эти новые продукты и технологии непрогнозируемые, потому что находятся на существенно более высоком качественном уровне. Они могут появиться как, например, последствие прорывных фундаментальных открытий.

Этот тезис входил в некое противоречие со всей концепцией форума: как можно обсуждать то, что принципиально непрогнозируемо? В итоге выступления спикеров на последующих двух сессиях свелись к кратким докладам о разработках, которые ведутся в университетах, институтах РАН, корпорациях, то есть о вещах, безусловно, важных и интересных, но опять-таки уже существующих.

После программного доклада слово снова взял Александр Сергеев, который сообщил, что и сама концепция природоподобных технологий в целом не нова: «Природоподобные технологии — это не новый тренд, и мы даже знаем по прошлому столетию, что это направление принимало различные названия (бионика, биогенетика и так далее). Я бы использовал термин «реинжиниринг природы». Слово «инжиниринг», особенно в последнее время, имеет не целиком позитивное звучание. Какого-то реинжиниринга мы боимся (знаем много примеров с Юго-Восточной Азией), какого-то реинжиниринга мы стыдимся, потому что не обладаем какой-то технологией. Природоподобные технологии — это тот реинжиниринг, которым надо гордиться».

Президент НИЦ «Курчатовский институт» Михаил Ковальчук

Пресс-служба Глобального форума конвергентных и природоподобных технологий

Спикеры не обошли вниманием и тему образования. Об этом говорил Игорь Ганьшин, директор департамента международного сотрудничества Министерства науки и высшего образования. Главная идея его доклада такова: в современном мире работники рутинного труда становятся не нужны, и человеку, чтобы оставаться «на плаву», требуется учиться на протяжении всей жизни. Для высших учебных заведений главное — готовить кадры креативного мышления, тех, кто будет придумывать новые технологии, и кадры, которые будут превращать технологии в новые продукты. Чтобы успешно справиться с этой задачей, университетам нужно подстраиваться под тенденции будущего рынка. Здесь Игорь Ганьшин обозначил проблему: аналитики не успевают угнаться за скоростью, с которой этот рынок меняется. «Когда материал обработают, он уже устаревает. Цикл производства продукции иногда меньше, чем цикл подготовки специалиста. Человек поступает в университет, а через пять лет, когда он закончит, эта специальность уже не нужна», — заключил спикер.

Далее Ганьшин перешел и вовсе к банальным вещам: что современному студенту нужно получать базовое образование, дополняя его отдельными образовательными модулями; что университетам нужно переходить от выпуска людей одной специальности к подготовке практически штучных специалистов; что учеба должна быть в цифровом формате; что образованию нужна практикоориентированность.

Тематику образования и необходимость комплексного подхода к обучению детей затронула и Елена Шмелева, руководитель образовательного фонда «Талант и успех». «Сегодня я показала некоторые примеры тех «Больших вызовов», которые заложены в Стратегию научно-технического развития России. Сегодня мы пересматриваем много методов по тому, как можно поддерживать ребят, которые идут со школьной скамьи в самые сложные направления подготовки. Но мы должны понимать, какие им нужны программы и кто их будет учить. Потому что нам хотелось бы, чтобы современные лидеры, которые будут развивать природоподобные технологии, были кумирами нашей сегодняшней молодежи, — заявила Шмелева. — А если бы этот ряд вызовов, стоящих перед ними, продолжили взрослые, они сказали бы еще о кризисе доверия, о разобщенности, о кризисе идентичности. И решать их нужно вместе, соответственно, нужно комплексное решение, что диктует новые требования к подготовке кадров, к их воспитанию. Я представляю уникальный проект — центр «Сириус». Он был основан в 2015 году, сюда приезжают самые мотивированные, самые сильные школьники. Они приезжают на программы, которые мы открываем вместе с партнерами. Проект поддержан и инициирован лично Владимиром Владимировичем Путиным. Весь тот формат, который мы предлагаем, полностью связан с прямым использованием олимпийского наследия. И в 2016 году журнал Nature назвал его одной из лучших мировых практик по увлечению и вовлечению молодежи в науку».

Источник

Мичурин. Сад его жизни при разных режимах

Ещё четверть века назад имя Ивана Владимировича Мичурина было известно всем, его открытия провозглашались высшим достижением науки, а любой садовод с гордостью называл себя «мичуринцем». Сегодня если кто и помнит это имя, то, среднестатистически, в виде мифа о чудаке, который непонятно зачем скрещивал яблоню с грушей.

«Мичура» из усадьбы «Вершина»

Чтобы понять Мичурина, нужно приглядеться к эпохе, с которой связано становление его личности. Реформы Александра II 1860-х годов вызвали к жизни поколение, отвергавшее идеалы отцов и наивно верившее во всесилие науки.

Таким был и отец Мичурина, которого тот в советское время лукаво называл «сельским работником». На самом деле Владимир Иванович принадлежал к старинному, хоть и обедневшему дворянскому роду. Мичурины, чья фамилия происходила от диалектного слова «мичура – что значит хмурый, неразговорчивый, – издавна владели деревенькой Долгое на Рязанщине. Там в октябре 1855 года и появился на свет будущий гений селекции. Его отец, не послушав родителей, женился на девушке Маше «из простых». За это был лишён наследства и вынужден зарабатывать садоводством в своей маленькой усадьбе «Вершина». Несмотря на дворянское звание, жили скудно и невесело – до Вани у супругов родились шестеро детей, но никто из них не прожил и года. В 1859-м умерла от горячки и сама Мария Петровна.

Под ударами судьбы Владимир Иванович не сломался. Он не только заботился о своей усадьбе, но и внедрял в округе новые методы садоводства, печатал статьи в петербургском журнале «Садоводство», а в свободное время учил грамоте крестьянских детей. Сын был предоставлен самому себе и с увлечением бегал в сад, на пасеку, в лес, изучая всё, что там жило и росло.

Ваня с детства любил работу в саду – даже несмотря на то, что в три года, когда родители высаживали рассаду, он всячески пытался поучаствовать в процессе, вертелся под ногами и в конце концов был побит. Горько плача, мальчик побрёл домой, вернулся оттуда с солонкой и начал сеять соль над взрыхлённой грядкой. Видя такое усердие, отец понемногу начал привлекать отпрыска к работе в саду. К двенадцати годам он знал и умел больше многих взрослых садоводов, в совершенстве владел сложными методами прививки растений. Не обошлось без вреда для здоровья: упав с яблони, он повредил колено и с тех пор ходил, опираясь на палку.

А вот в Пронском уездном училище Ваня был твёрдым троечником. Письмо и математика казались ему скучными, и он с нетерпением ждал выходных, чтобы убежать в родную усадьбу. Не раз получал замечания за непочтительность к педагогам.

Мичурин никогда не был благостным добрячком, каким его изображают советские биографы. Бесконечную доброту он проявлял только к растениям и животным. С людьми был неприветлив, а часто и груб – особенно когда ему мешали заниматься любимым делом. В этом он напоминал другого изобретателя-самоучку – Константина Циолковского. Их судьбы удивительно похожи: оба боролись с бедностью и непониманием окружающих, оба в конце жизни вкусили при советской власти государственных почестей и приобрели массу учеников. Даже умерли они в один год, хотя Циолковский родился на два года позже. Правда, Мичурин, в отличие от своего «близнеца», никогда не считал себя гением. Но имел заветную мечту – добиться созревания в холодных российских широтах южных персиков, лимонов, винограда. Насмотревшись на скудную жизнь земляков, он хотел подсластить её при помощи фруктов – что может быть благородней?

Отец вполне одобрял Ванино желание, но убеждал его, что вначале надо выучиться. Он начал готовить сына к поступлению в знаменитый Царскосельский лицей, но тут грянул гром – «прогрессивный хозяин» Владимир Иванович разорился. «Вершину» продали за долги, с мечтами о лицее пришлось расстаться. Дядя устроил его в местную гимназию, но уже через год Мичурин был оттуда изгнан – отказался снять шапку перед директором. В довершение бед отец слёг с тяжелой болезнью почек, и Иван стал кормильцем маленькой семьи.

В 1872 году он устроился конторщиком на железнодорожной станции в городе Козлове Тамбовской губернии. Этот небольшой городок стал его домом на всю оставшуюся жизнь. Здесь же он встретил спутницу жизни – дочь рабочего Александру Петрушину. Молодые поженились в 1875-м, вскоре родился сын Николай, за ним – дочь Мария. Двенадцати рублей в месяц, которые получал Мичурин на железной дороге, едва хватало на прокорм. А вскоре он вообще бросил работу, решив целиком посвятить себя любимому садоводству.

Козловские страдания в сыром шалаше

Улица, на которой Мичурин снял домик, называлась Питейной из-за обилия стоящих на ней кабаков. Однако козловцы не только пили, но и закусывали – город утопал в зелени деревьев, а овощи и фрукты отлично вызревали на местном чернозёме. Обрусевший француз Ромен Дюльно бойко торговал привезёнными из-за границы саженцами южных яблонь и вишен. Правда, очень скоро капризные гости вымерзали и чахли – зимы в Козлове были не по-южному суровы.

Мичурин решил исправить положение. Для опытов он арендовал у купца Горбунова пустующую усадьбу с садом и перевёз семью туда. Очень скоро в домике негде было ступить от горшков, коробок, ящиков с рассадой. В трёх комнатах, кухне, кладовке и, конечно, в саду разместились 600 видов растений – лимоны, апельсины, розы, магнолии, экзотические араукарии и юкки и даже вирджинский табак. Дети болели, жена начала ворчать. Пришлось перебраться в более просторный дом, но и он через пару лет оказался заполненным под завязку. Туго было и с деньгами, хотя у Мичурина были золотые руки – в свое время он один, без всякой помощи, провел на станции Козлов электрическое освещение. Начальник депо инженер Граунд тогда сказал: «Бросайте ваш сад, господин Мичурин! Вы же первоклассный электротехник». Вместо этого Иван Владимирович бросил работу и открыл мастерскую по починке часов, швейных машинок и прочей мелкой техники. Вдобавок он следил за исправностью часов на станции – вместе набегало около 40 рублей в месяц.

В 1887 году Мичурин узнал, что священник Ястребов продаёт большой участок земли недалеко от города, на берегу реки Лесной Воронеж. С трудом скопив деньги, садовод перебрался туда. Ради приобретения желанного участка он посадил всю семью на голодный паёк – белый хлеб и сахар по выходным, мясо по праздникам. Основной пищей надолго стали тюря из хлеба с луком и жидкий чай. Из экономии Мичурины вручную перетащили из города мешки с землёй и ящики с рассадой.

Дочь Мария вспоминала: «Отец забывал об одежде, о пище, о нужде и безденежье семьи и все свои мизерные доходы вкладывал в выписку интересовавших его семян. Мать шла ему навстречу, также отказывая себе во всём необходимом. Бесконечная подноска воды, посадка растений, перекопка и рыхление гряд днём, письмо и чтение по ночам уносили силы отца».

Усилия не пропали даром – через пять лет на бывшем пустыре появились стройные ряды молодых яблонь, груш, вишен. Впервые в Козлове здесь росли персики, абрикосы, виноград. В 1888 году Мичурин вывел свой первый морозоустойчивый гибрид – вишню «Княжна севера», после революции переименованную в «Красу севера».

Дело шло трудно – не имея нужного образования, самоучка доверился «авторитетному» мнению московского садовода Грелля. Тот утверждал, что вывести новые сорта легко – достаточно привить южные плодовые растения к местным, более неприхотливым. Мичурин долго пытался сделать это, но саженцы погибали.

Тогда он перешёл к более сложному методу – искусственному скрещиванию и долгому изменению свойств получившихся гибридов. Он видел, что разные сорта яблок или слив уже через несколько лет дают жизнеспособные гибриды. И чем дальше эти сорта по родству и географическому местоположению, тем лучше их гибриды приспосабливаются к местным условиям. Так случилось с яблоней-китайкой, к которой он привил нежные европейские сорта – кандиль, бельфлёр, пепин и другие. Гибридные яблоки были крупными, сочными и в то же время морозостойкими, как их китайский предок.

Ту же операцию Мичурин пытался повторить с грушами бере и дюшес, сливой ренклод и другими теплолюбивыми фруктами. Дело шло трудно, пока садовод не понял причину: чернозём на его участке был слишком жирным и «баловал» его гибриды, снижая их устойчивость к морозу. Пришлось опять искать новый участок, перевозить туда имущество, выкраивать из мизерного бюджета средства на семена и рассаду.

В 1899 года Мичурин перебрался в слободу Донское, ставшую его окончательным пристанищем. К тому времени дети, которым до смерти надоело возиться с садом, оставили его – дочь вышла замуж, а сын устроился механиком на станцию. Иван Владимирович и Александра Васильевна с трудом справлялись с большим хозяйством. Тяжёлый труд, недоедание, ночёвки в сыром шалаше подорвали здоровье обоих. Были и другие проблемы: к Мичурину повадился местный священник отец Христофор. Он просил, а потом и требовал оставить «богопротивное» выведение новых пород, смущающее умы прихожан. Садовод, не отличавшийся смирением, указал гостю на дверь. Мешали и мальчишки, таскавшие румяные мичуринские фрукты. Хозяин сада то бегал за ними с палкой, то пробовал увещевать, но толку было мало.

«Русские не продаются»

И все же к 1905 году Мичурин вывел уже немало гибридных сортов: яблони «Кандиль-китайка», «Ренет бергамотный», «Шафран северный», груши «Бере зимняя» и «Бергамот Новик», сливу «Ренклод реформа». Скрестив обычную рябину с чёрной аронией, он получил новую полезную ягоду – черноплодную рябину. Пытался выращивать морозостойкий виноград.

А цветы в его саду цвели такие, что француз Дюльно млел от восхищения: «Вам, мсье Мичурин, нужно торговать розами. Послушайте меня, и вы озолотитесь!» Но Иван Владимирович, как истинный фанатик науки, был равнодушен к деньгам. Конечно, он торговал своими саженцами и цветами, но неумело, чуть ли не себе в убыток. Намучившись с купчихами, по часу выбиравшими букеты – «Ах, сударь, эти цветы вовсе не в моем скусе!» – прекращал торговлю и убегал в любимый сад.

Официальная наука упорно не замечала Мичурина. Журнал «Садоводство» охотно печатал его статьи, но все попытки поделиться мыслями с коллегами встречались холодным молчанием. Только несколько учёных поддерживали «талантливого самоучку» и сообщали ему о новостях биологии.

На рубеже веков эта наука переживала настоящую революцию – опыты чешского монаха Грегора Менделя породили учение о генах. Мичурин этой теории не понял и не принял. Много лет возясь с растениями, он не видел никаких генов. Он знал, как получить новые сорта путем скрещивания и долгого отбора, и в духе Чарльза Дарвина считал этот отбор – природный или искусственный – главным двигателем эволюции. Учение о невидимых частицах, передающих наследственные свойства видов, казалось ему нелепым.

Однако накануне революции у Мичурина были заботы поважнее, чем борьба с генетикой. В 1915 году мощное половодье затопило его питомник, погубив многие ценные гибриды. Тем же летом на Козлов обрушилась эпидемия холеры. Помогая лечить больных, заразилась и умерла жена Ивана Владимировича – последний близкий ему человек. А вскоре он получил от властей очередной отказ в субсидии на развитие садоводческого хозяйства. Таких отказов было много, и каждый глубоко ранил Мичурина – неужели он не нужен своей стране?

Неожиданное признание пришло из-за океана. К Мичурину трижды приезжал представитель правительства США Фрэнк Мейер, который покупал саженцы выведенных им сортов. Позже садовод рассказывал, что американец склонял его к отъезду, сулил большие деньги и даже пароход для вывоза растений. Но в ответ получил гордое: «Русские не продаются!»

Обласканный Октябрём

Узнав об Октябрьской революции, Мичурин записал в дневник: «Буду работать, как и раньше – для народа». Скоро в питомник явились комиссары и объявили его государственным. Правда, хозяина оставили заведующим и выделили солидную зарплату – говорят, по протекции местного большевика, которого садовод когда-то прятал от полиции.

Питомник расширился – ему отдали земли ликвидированного монастыря. Мичурин уже не справлялся с хозяйством, и ему на помощь направили опытного агронома Иосифа Горшкова, а потом многочисленных студентов-практикантов. В 1921 году мичуринские яблоки и груши попали на выставку в Тамбов, а скоро о них узнали и в Москве. Секретарь Совнаркома Николай Горбунов, не чуждый садоводству, услышал от кого-то о козловском самоучке и рассказал о нем Ленину. Тот пришел в восторг и отправил к Мичурину в гости «всесоюзного старосту» Михаила Калинина. Старый интеллигент, кормящий народ чудо-фруктами, стал находкой для советской пропаганды. К тому же он охотно играл отведённую ему роль, вознося хвалы партии и её вождям.

За это Иван Владимирович получил не только славу, но и ощутимые материальные блага. Его питомник вырос с 8 до 20, а потом и до 100 гектаров. Там работало больше ста человек, которые днём и ночью следили за состоянием свежепривитых гибридов. Экспедиции доставляли Мичурину новые виды растений с Кавказа, Средней Азии, Дальнего Востока. Он проводил опыты с женьшенем, лимонником, актинидией. В 1928 году питомник переименовали в селекционную станцию имени Мичурина. Вскоре в Козлове был открыт первый садоводческий техникум – тоже имени Мичурина. А в 1932-м это имя было присвоено и самому городу, не переименовали и по сей день.

К чести селекционера, он не загордился, не превратился в крикливого барина. Человек, давший имя собственному городу, был всё так же скромен, ходил в неизменной потёртой парусиновой куртке и фетровой шляпе. По-прежнему каждый день выходил на крыльцо кормить воробьёв – их он знал «в лицо», и каждому дал свое имя. Подбирал в лесу раненых птиц, выхаживал и подолгу держал дома. Умудрился приручить даже лягушек – заслышав его шаги, они вылезали на берег и ждали угощения в виде сухих мух.

Заложник интриг

Тем временем вокруг старого учёного закипали страсти. В 1929 году молодой украинский агроном Трофим Лысенко прислал ему статью, посвящённую яровизации – новому методу превращения озимых культур в яровые. В письме Лысенко упирал на то, что его метод развивает мичуринское учение о решающем значении внешнего воздействия для эволюции. Прочитав письмо, старик пожал плечами: он не раз призывал продвигать новые сорта только после тщательных испытаний. Объяснял, что способы создания новых сортов работают только в опытных и неравнодушных руках – таких, как его руки.

Но Лысенко такие «мелочи» не интересовали – он верно понял генеральную линию партии. После коллективизации и голода первой половины 1930-х годов Сталину требовалось как можно быстрее повысить урожаи и накормить страну. Лысенко с его яровизацией пришёлся кстати, да и его метод нравился вождю – не выискивать под микроскопом какие-то там гены, а воздействовать на растения решительно и наступательно! Только так можно озимую пшеницу превратить в яровую, рожь в ячмень, а картошку – в ананасы…

Всё это Лысенко преподносил под именем «мичуринской биологии», хотя Иван Владимирович так и не признал его своим учеником. Прикрываясь портретом-иконой раскрученного селекционера, Лысенко сумел сместить академика Николая Вавилова с поста президента Академии сельскохозяйственных наук и вскоре занял его место, на двадцать лет став всесильным диктатором в биологии.

Но Мичурину уже не было до этого дела. В начале 1935 года врачи нашли у него рак желудка, но, несмотря на боль, он до последнего дня жизни работал в саду. 7 июня он скончался и был торжественно похоронен в сквере у основанного им техникума. По сторонам могилы, как стражи, встали четыре яблоньки – «Кандиль-китайка», «Бельфлёр-китайка», «Пепин-китайка» и «Пепин-шафран».

Мичурина не стало, а Лысенко продолжал разгром генетики, отбросив российскую науку в этой области далеко назад. Выдвигая свои теории, он неизменно прикрывался именем «учителя». Немудрено, что развенчание Лысенко в годы «оттепели» отразилось и на Мичурине. Его книги издавались всё реже, а критика в его адрес звучала всё чаще. Утверждали, что все его достижения – блеф партийной пропаганды. Его питомник – теперь Всероссийский НИИ генетики и селекции плодовых растений – не раз угрожали закрыть. А он работает и, что самое интересное, продолжает выводить новые сорта.

Ведь кроме путаных теорий Мичурин оставил своим ученикам и всем нам главный урок – сад даст плоды при любой вменяемой власти, только если за ним ухаживать с терпением и любовью. В таком случае сад тоже может стать опорой государства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *