Музей малины в инзе
Бренд, который сорвали с куста
Уникальный музей малины создан в Инзе на базе местного техникума отраслевых технологий, экономики и права.
Само название города переводится с мордовского как «малина», да и в здешних краях выращивают эту ягоду с давних времен. Изображение малины присутствует на гербах города и района. Иными словами, Инза — малиновый край.
Малина на протяжении многих лет ассоциируется инзенцами как «своя» ягода. Более того, ее считают символом единства. Как говорят сами жители Инзы, «сложный плод ягоды-малины, состоящий из отдельных костянок, символизирует единство, которое мы, инзенцы, воспринимаем как единство народов, проживающих на территории нашего района, как единство семьи, как объединение 8 сельских и городских поселений».
Сбор экспонатов для музея ведется уже четвертый год и представляет собой весьма интересную экспозицию. Кто бы мог подумать, что с малиной может быть связано столько всего: тут тебе и сувениры, и продукты питания, и даже… туалетная бумага.
— Мы долго думали, выставлять ли ее, — говорит преподаватель техникума Роман Заятдинов. — И в конце концов решились. Ведь бумага-то с малиновым запахом, так что ни к чему ханжить, подумалось нам, напротив, это лишний балл в пользу малины.
Экспозиция музея собиралась и собирается практически всем миром. Люди приносят и присылают кто что может. Есть на полках и стендах музея малиновые чаи, конфеты, газировка, есть даже торт, самый что ни на есть настоящий, испеченный учащимися техникума. Ну и, конечно, здесь можно увидеть массу предметов с изображением ягоды. К примеру, бокалы с «накатанной» на них малинкой, купленные специально для музея одной из инзенских семей. Или ваза с изображением ягоды, изготовленной — также специально для музея — на заводе хрустальных изделий в городе Никольске Пензенской области. Так что слава Инзы как «малинового края» вышла за пределы региона.
Визуальное же воплощение инзенского бренда являет собой «малиночеловечка», довольно симпатичного и дружелюбного. В настоящее время ведутся переговоры с местной фабрикой нетканых материалов, дабы те изготовили точно такой же символ… но двухметрового роста — для того, чтобы он «приглашал» посетителей.
Инициатор создания малинового музея, директор техникума, доктор исторических и педагогических наук Владимир Николаевич Шкунов считает развитие малинового бренда серьезным делом. В скором времени предполагается включить Инзу в туристические маршруты как внутриобластного, так и всероссийского масштаба, открыть памятник малине и школу малины, где желающие смогут обзавестись знаниями об этой ягоде, о ее полезных свойствах. Разумеется, будет развиваться производство продуктов и сувениров на основе малины; для этих целей, кстати, уже имеется инфраструктура.
Иными словами, Инзе не надо придумывать себе бренд, ибо он ей достался… как с куста. Исторически известный как малиновый край, Инзенский район вполне способен стать «Малиновой столицей России»!
Ягода малина нас к себе манила
Уникальный музей вот-вот откроет двери для жителей и гостей города Инза.
В городе Инза создается уникальный музей малины со статусом «общественный историко-краеведческий».
Идеей создания музея еще в 2006 году задался директор техникума отраслевых технологий экономики и права Владимир Шкунов. После того, как были приняты гербы района и Инзенского городского поселения: на них, наряду с другими элементами, присутствует ягода малина.
В переводе с эрзянского «инзей» – малина. С малиной связанно название реки и города Инза. Ягода малина изображена на гербе района, флаге и гербе муниципального образования «Инзенское городское поселение». Инзенский район давно уже называют не иначе как «малиновый край».
Идею Шкунова в 2006 году поддержали и в администрации района, и в администрации Инзенского городского поселения. Но дальше слов дело не продвинулось.
– Я тогда работал в администрации поселения, – рассказывает юрист техникума и куратор музея Роман Заятдинов. – Конечно, всем очень понравилась идея создать в малиновом крае музей малины. Но, если честно, мы долго не могли понять, нужно ли это и как это можно воплотить в жизнь.
В конце концов, инициативный Владимир Шкунов, догадавшись, что помощи от властей можно ждать бесконечно, несколько недель назад решил открыть музей при техникуме. Отдал под него одно из лучших помещений. В социальных сетях и на Интернет-портале «Малиновый край» разместили объявления о том, что музей примет в дар любые предметы, связанные с малиной. Народ откликнулся моментально – люди понесли в музей самые разные и самые неожиданные вещи.
– Например, – смеется Заятдинов, – принесли малиновую жевательную резинку «Dirol». Было очень смешно и непонятно – нужно ли это музею вообще. Потом я подумал, что нельзя же быть все время только серьезным. Надо иногда переключаться на веселую волну. Поэтому, когда через день-два нам подарили пачку малинового киселя, было уже не смешно, а просто радостно.
Впрочем, судя по тому, как быстро наполняется музей, инзенцы прониклись идеей его создания. По словам Романа Заятдинова, откликаются даже «очень серьезные люди».
– Недавно, – рассказывает Роман Фаритович, – позвонила Татьяна Васильевна Моисеева. Она некогда была мэром города и сделала немало для Инзы. Сказала, что у нее тоже есть несколько предметов, которые она хотела бы передать музею.
В числе других экспонатов музея, который планируется официально открыть в конце марта – начале апреля, – не только легкомысленные упаковки и обертки. Самый ценный экспонат – ваза с изображением малины, которую специально для музея изготовили художники из соседнего города Никольск.
Заятдинов утверждает, что малиновый бренд района и впредь будет активно продвигаться.
– У нас вообще интересная ситуация получилась, – улыбается юрист. – Когда губернатор области Сергей Морозов повел политику по продвижению брендов, многие районы задумались – что бы им выбрать. А у нас-то – бренд готов, но только как-то виртуально. А для реальности, видимо, толчка не хватало.
Губернаторская инициатива, видимо, и стала для инзенцев тем самым волшебным пинком. И на музее, по словам Заятдинова, они останавливаться не будут.
– У нас уже есть портал «Малиновый край», – говорит он. – Теперь вот появился музей – создаем его сайт. К осени этого года планируем начать вещание «Малинового радио». И работаем над созданием карты «Малинового края». Приедут туристы, спросят – где у вас тут малина? А мы им карту – вот здесь, пожалуйста!
То, что сейчас создано в музее, по словам Заятдинова, больших затрат не потребовало. Конечно, создателей смущает недостаток музейных стеллажей, специального освещения и некоторых других моментов.
– Но мы настроены серьезно, – утверждает Роман, и уверены, что выведем наш музей на достойный уровень.
В качестве отступления – газете стала известна еще одна новость. 18 марта в Инзенской районной администрации состоялся финал конкурса по выбору малинового бренда района. И победителем конкурса стал бренд, представленный на конкурс Романом Заятдиновым – веселая ягода малина.
– Члены комиссии, – говорит Роман Фаритович, – рассказывали потом, что смеялись над моим брендом от души. Настолько он им показался веселым и доброжелательным.
По условиям конкурса, его победитель получает премию в размере 10000 рублей. Неожиданную прибыл Заятдинов решил потратить на музей.
Музей малины, созданный в Инзе – второй такой в России. Первый в прошлом году открылся в Тверской области в городке Бежецк.