на чем можно писать темперой
53 способа рисовать: темпера
Для того, чтобы начать рисовать, мало бумаги и карандаша. Нужна смелость, желание выразить себя. Причём такое, когда уже не можешь себя сдерживать. «53 новости» знакомят читателей с проектом о художественном творчестве вместе с его ведущей Ольгой Ольской.
А сегодня вы узнаете о том, что такое темпера, на какие краски она похожа и при чем тут пиво.
Как вы уже поняли, в этой статье мы поговорим о таком арт-материале, как темпера. Темперные краски не пользуются большой популярностью. Они похожи на что-то среднее между акрилом, гуашью и акварелью.
Самое большое отличие у них, конечно же, в составе. Купить темперу можно в виде, вы не поверите, простого пигмента! Всё дело в том, что один из популярных способов применения темперы начинается с намешивания самой краски. Она кроющая, но продаётся, как уже было сказано, не только в тюбиках. Намешать её можно с помощью пигмента, яичного желтка и какого-нибудь консерванта. Например, пива. Проблема в том, что краска с таким составом используется, по большей части, в иконописи.
Конечно, это дело вкусовщины, но большая часть художников покупает уже готовую темперу в тюбиках на основе ПВА. Мне в руки попалась акриловая темпера, ей и будет выполнен рисунок, но об этом позже.
Темперу можно спокойно разбавить водой и использовать как акварель. Впрочем, гуашью тоже можно так пользоваться, но давайте, все же, использовать кроющие материалы как кроющие.
Кстати, о кроющих свойствах и экономии. Несмотря на свое использование, темпера очень экономная. Её действительно нужно мало на рисунок. Как нам известно из прошлых статей о гуаши и акриле, они имеют свойство темнеть или бледнеть после высыхания. Темпера если и темнеет, то совсем немного. Так, что этого на общем фоне картины даже не заметно. Использовать её можно на любых поверхностях. Правда, на одежде я бы не советовала. Это вам не специализированный акрил по ткани.
Так чем же темпера отличается от акрила и гуаши? Вспомним основное отличие акрила. После высыхания он образует некую резиновую плёнку. Это бесспорное преимущество, но есть люди, которые не любят акрил именно из-за этой особенности. Темпера же, в противоположность акрилу, наоборот оставляет за собой матовую приятную текстуру.
В гуаши главными недостатком, на мой взгляд, является то, что при нанесении очередного слоя, предыдущий можно смазать или смешать с текущим. Иногда это очень мешает и портит работу. Особенно, если речь идёт о высветлении небольшого участка. Более тёмный слой все равно будет просвечивать сквозь белила. Темперой же можно спокойно высветлять — предыдущий слой не только не смажется, но и будет незаметен под новым. Она быстро высыхает, и чтобы оттереть её после высыхания нужно постараться.
Ключевая прелесть этого материала заключается в матовости и бархатистости текстуры рисунка. К тому же, его можно смешивать с другими красками для получения новых цветов. Например, в темперные белила можно добавить немного гуаши нужного оттенка или акварели. Этим преимуществом художники тоже часто пользуются.
И, всё же, темперу считают краской для плоских работ. Очень сомнительное заявление. Проверять я его, конечно, буду. Но со временем.
Из кистей для темперы советуют брать синтетику. В принципе, тут подойдут всё те же кисти, что для акрила и гуаши. Акварельная белка будет не к месту, потому что ею выполняются большие фоновые заливки, проще говоря, применяется техника «по мокрому».
Для разогрева я набросала лёгкий скетчевый пейзажик. Работать я привыкла акварелью, так что по привычке небо красила с применением большого количества воды. В этом ничего плохого нет, но не делайте так. Кроющие краски предназначены для кроющих техник. Собственно, именно так я и действовала дальше.
Горы уже делала конкретными мазками. Их можно видеть на работе. Когда перекрывала подножия, боялась, что рваные линии будет видно под новым слоем. Они и правда были более заметны в сыром виде. Но после высыхания различить эти линии стало сложно.
Сейчас могу сказать, что работой с темперой я осталась очень довольна и если будет выбор между акриловой темперой или гуашью, то выберу первую. Эту краску довольно сложно размыть, хоть и вполне реально. Она очень укрывистая. Нанося даже пятый слой, ты не боишься, что он смешается с предыдущими. Итоговый рисунок имеет очень приятную текстуру, как на вид, так и на ощупь.
Мне темперная краска очень понравилась. Если вы фанат гуаши или акрила, то очень советую её попробовать.
Живопись темперными и гуашевыми красками: технические нюансы
Темперные и гуашевые краски во время работы разводят водой, в продажу же они поступают либо отдельными флаконами, либо целыми наборами.
Темпера применялась живописцами еще в глубокой древности. Чаще всего при ее изготовлении использовали в качестве связующего вещества состав, включающий куриные яйца (для получения яичной темперы), или раствор гуммиарабика, или казеина, которые образовывали эмульсию при соединении с небольшим количеством льняного масла. Способы изготовления темперных красок и необходимая рецептура приведены в специальных изданиях по технологии живописи.
Разновидности красок
Сейчас в продаже имеются широко используемые в оформительском деле гуашевые краски. Есть много различных рецептов их изготовления с применением гуммиарабика и декстрина, а в некоторых случаях также и примеси меда, напоминающих рецептуру акварели, но для более дешевых сортов гуаши применяют в оформительской работе краски, где связующее вещество часто содержит раствор крахмала в соединении с небольшим количеством клея и едкого натра. Такие краски менее прочны, чем темпера, так как после высыхания при прикосновении к ним часто пачкают и стираются. Поверхности этюда, покрытые густым слоем гуашевых красок, легко осыпаются.
Следует помнить, что при высыхании краски темперы и гуаши очень изменяют свои тона, светлеют. Сравнительно с маслом здесь сложнее добиваться плавных переходов светотени.
Свойства красок и их использование
По внешнему виду этюды, написанные темперными и гуашевыми красками, имеют бархатистую, матовую поверхность. Чаще всего эти краски используют при решении декоративных задач. Темперными красками пишут на плотной (иногда тонированной) бумаге, на картоне или на холсте с «тянущим» казеиновым или эмульсионным грунтом. Нужно, чтобы в грунте не было слишком много клея и он втягивал часть воды, образуя хорошее сцепление с красочным слоем.
Готовые темперные работы хранят в папках или вывешивают на стены под стеклом, так как иначе красочный слой будет пылиться и портиться. Протирать темперные работы влажной тряпкой нельзя. В древности готовую темперную живопись покрывали лаком или вареным и отбеленным льняным маслом, но при этом она резко изменяла свои живописные качества.
Гуашевые и темперные краски рекомендуется использовать в школе на уроках декоративного и тематического рисования, но в работе с натуры им следует предпочесть акварель, которая позволяет ученикам добиваться более тонкой лепки формы в цветовых решениях и подбирать в соответствии с натурой цветовые отношения, не изменяющиеся при высыхании красок.
Студенты художественных училищ и академий часто используют темперную живопись в работе над эскизами и для написания пейзажных этюдов в периоды летней творческой практики. Художники иногда применяют темперу вместе с другими материалами: акварелью, пастелью, углем и сангиной, что дает интересные фактурные возможности. Так как темпера по внешнему виду похожа на клеевую живопись, то ею удобно пользоваться для написания эскизов театральных декораций.
Обратите внимание, что гуашевые краски малопригодны для многократного повторного нанесения мазков. Техника напоминает мозаичную кладку.
Учитывая, что краски в значительной степени светлеют и изменяются в цвете при высыхании, для нанесения на поверхность берут более интенсивный оттенок, чем в натуре.
Этюд можно выполнить на холсте или картоне с «тянущим», то есть вызывающим пожухание живописи, эмульсионным грунтом, или на бумаге, слегка тонированной нейтральной акварельной краской.
Рисуем темперой.
МАТЕРИАЛЫ
Темперная живопись — одна из наиболее старинных техник, сейчас она широко используется в станковой живописи, в декорировании, сценографии, в иллюстрировании книг и журналов, а также для прочих целей. Это живая яркая техника, быстрая в своем исполнении. Цветные порошки превращаются в пасты и разводятся различными жидкостями: водой (темпера на водной основе, или гуашь), клеями животного происхождения, яичным желтком или белком, крахмалом, молоком, кровяной сывороткой и тому подобными средствами.
Рисовать темперой можно практически на любой поверхности, но лучше всего подойдут для этого бумага, холст, палитра, штукатурка и т. д. Бумага, как правило, используется белая гладкая или немного шероховатая, в листах или рулонах, в качестве основы для набросков также может использоваться и картон.
Подготовка бумаги заключается в прикреплении ее краев к раме или подрамнику; затем (как и для акварелей) ее нужно как следует намочить и дать немного просохнуть. В продаже сейчас можно найти специальный картон для темперных работ.
Для того чтобы рисовать темперой на холсте, его начала следует подготовить при помощи гипса и клея или желатина, который нужно растворить, нагревая на паровой бане; достаточно около 60—70 г клея на литр воды.
Для темперной живописи используются кисти из куньего, хоревого, беличьего меха и щетины. Вам понадобится несколько кисточек разной формы и толщины, в зависимости от рисунка, который требуется выполнить, а также размеров картины. Кисточки с заостренной формой используются для написания небольших работ и выполнения деталей, а для крупных композиций подойдут широкие кисти из щетины.
Палитры для темперы, как правило, сделаны из эмалированного железа, фарфора, дерева или пластмассы, но, работая в мастерской, можно использовать и просто стеклянную емкость для краски.
СПЕКТР ЦВЕТОВ
Краски — в продаже можно найти множество красок. Наиболее важные и необходимые для работы.
— Цинковый или титановый белый
— Светлый кадмий желтый, лимонный и темный
— Желтая охра
— Натуральная и темная желтая охра
— Пурпурный красный
— Алый красный, или киноварь
— Кармин
— Темный красный
— Коричневый зеленый
— Веронский зеленый (имитация)
— Изумрудный зеленый
— Синий кобальт светлый и темный
— Сиреневый
— Коричневый Ван Дейк
— Черный
Нужно иметь в виду, что темпера на водной основе (гуашь), высыхая, становится светлее, этот фактор надо учитывать в процессе выполнения работы.
Необязательно в точности следовать этому перечню необходимых красок, но для дальнейшей работы и смешивания красок вам понадобятся эти тона или их аналоги для получения оттенков.
Темперные краски в продаже бывают в тюбиках, флаконах или баночках; но для того, чтобы их было легче смешивать, краски разбавляют клеем или желатином, разведенным в воде и подогретым на водяной бане. Разбавлять краски нужно в такой пропорции, чтобы они не были ни слишком густыми, ни слишком жидкими, потому что в первом случае они будут слишком быстро высыхать и трескаться, а во втором — растекаться.
Темперные краски в некоторых случаях можно использовать так же, как и акварель, если очень сильно разбавить их водой, но не следует привыкать использовать темперу вместо акварели.
Для этой техники вам понадобятся две или три кисточки, которые нужно тщательно промывать, переходя от одного цвета к другому.
ПРАКТИКА
В этой технике, так же, как и в акварели, очень полезны упражнения с одним цветом на простые сюжеты, натюрморты, пейзажи и тому подобное. После этого можно начинать работу с двумя цветами, например желтым и коричневым, красным и синим, зеленым и охрой, а затем переходить к трем цветам, оранжевому, синему и желтому; сиреневому, желтому и темно-зеленому, а после и к четырем: синему, желтому, красному и темно-зеленому, или желтой охре, сиреневому и синему ультрамарину, или другим сочетаниям. Старайтесь выбирать несложные композиции, которые представляли бы для вас наибольший интерес. Ваза с цветами, несколько фруктов на столе, то есть такие предметы, которые несложно запечатлеть на рисунке.
В выполнении этих упражнений старайтесь как можно ближе следовать натуре. Внимательно изучите предмет, а затем пытайтесь в точности скопировать цвета, оттенки и игру светотени. Когда вы приобретете небольшой опыт, переходите к более свободным сочетаниям цветов и более широкому выбору натуры, но для начала, выбирайте предметы несложной формы и цветовых решений, чтобы потренироваться в «смешивании» тонов.
Темперой можно рисовать также на поверхностях цветных и даже черных, но для первых работ лучше брать белую основу. Рисуя темперой, можно допускать некоторые помарки, потому что она легко закрашивается. По сравнению с акварелью, которая, как мы уже говорили, прозрачна, эта техника является более простой.
На иллюстрациях 1 и 2 показано выполнение рисунка с маками. Начинать можно с более темных тонов, а затем, дав рисунку слегка подсохнуть, наносить более светлые оттенки и выполнять тени.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Иллюстрации 3 и 4 были выполнены на плотной бумаге.
Выполнение:
1) рисунок ручкой чернилами каракатицы,
2) закрашивание фона серым (цинковый белый и черный),
3) закрашивание грибов киноварью и желтым кадмием,
4) выполнение теней грибов на столе,
5) последние штрихи кармином красным и коричневым Ван Дейк.
Наиболее освещенные (светлые) части рисунка выполнены более жидкой краской, а более затемненные (тени) — более густой.
На иллюстрациях 5-8 показана последовательность выполнения пейзажа:
Выполнение:
1) схематичный рисунок ручкой,
2) начальное закрашивание деревьев, зданий и улицы,
3) основное нанесение цветов улицы и первые штрихи деталей деревьев,
4) окончательное нанесение оттенков и теней, а также прорисовывание деталей.
Использованные цвета: светлый желтый кадмий, красная киноварь и светлый красный, натуральная и темная желтая охра, изумрудный зеленый, коричневый Ван Дейк и цинковый белый.
На иллюстрации 10 использована темпера на водной основе, то есть гуашь, разведенная водой. В этом жанре живописи используется большое количество белой краски, поэтому рисунок и получается таким светлым и воздушным
Выполнение:
1) схематичный рисунок чернилами каракатицы,
2) начальное закрашивание деревьев и их отражений в воде,
3) основное закрашивание растений, крыши дома и отражений в воде,
4) прорисовывание теней, выполнение неба, отражений в воде и последние штрихи.
Использованные цвета: титановый белый, светлая зеленая киноварь, изумрудный зеленый, лимонный желтый, темный желтый кадмий, натуральная желтая охра, киноварь, светлый синий кобальт и коричневый Ван Дейк.
Темперные краски – особенность, состав и как ими пользоваться
Темперные краски — уникальный материал для творчества, который использовался еще во времена Древнего Египта. Именно с его помощью были созданы шедевры живописи Рафаэля, Микеланджело. Стойкость и долговечность таких красок поразительны, как и их декоративные свойства, поэтому темперная живопись остается популярной в наше время.
Особенности красок и их применение
В переводе с итальянского «темпера» означает «смешивать». По сути, под темперной техникой понимают вид живописи специальными эмульсионными красками на основе водорастворимых пигментов и различных связующих веществ, обладающих повышенной стойкостью. В качестве связующего компонента могут выступать как синтетические, так и натуральные вещества:
Пигменты в составе темперы тоже могут иметь разное происхождение — природное или искусственное. При соединении всех компонентов получается эмульсия, причем отдельные составляющие ее не смешиваются между собой полностью (например, вода и масло). Темперная живопись включает различные приемы, подразумевает применение разнообразных фактур. Лучше всего темперные краски подходят для рабочих основ с большой впитывающей способностью и для полотен, обработанных грунтом. После сушки картина становится матовой, бархатистой на вид и напоминает произведение, выполненное гуашью, только с несколько измененными оттенками.
Темперные краски очень быстро сохнут. Это нужно учитывать при смешивании и разбавлении тонов и подготовке рабочего материала. Смешивать краски на холсте, как масляные, практически невозможно. Такой материал нельзя наносить слишком толстым слоем: он малопластичен, поэтому может потрескаться. Лучше всего использовать темперу в лессировочной технике и для прорисовки мелких деталей.
Лессировка темперой
У темперных красок есть и другие особенности:
Работать с темперой довольно сложно, особенно для новичков. К такой краске нужно привыкнуть и все получится. Потренироваться стоит на гуаши, а после оттачивания мастерства можно переходить на темперные краски.
История появления темперы
Масляная живопись появилась в Европе в 15 веке и быстро стала популярной среди художников. До этого времени мастера прошлого использовали самодельные краски, которые смешивались вручную из самых разнообразных компонентов. Поэтому точный срок развития темперной живописи назвать сложно, но рисунки, сделанные такими красками, исходят еще из Древнего Рима, Египта, Греции. Археологи находят саркофаги, расписанные темперой, а также множество раскрашенных старинных фресок и предметов обихода. Возраст этих изделий составляет более 4000 лет.
Вплоть до 15 века темперные краски повсеместно применялись для написания икон, росписи стен и потолков храмов, создания настенной живописи и даже в народном творчестве. В краску добавляли вино, квас, яйца, воду и другие доступные и недорогие компоненты, что обуславливало высокую популярность материала. Темпера держалась хорошо, сохраняя свой вид в течение многих лет, а смешать ее было очень просто.
В 15 веке фламандский художник Ван-Эйк сделал состав материала более совершенным — добавил в него масло, после чего краски постепенно стали масляными, а темпера утратила актуальность. Впоследствии темперная живопись сохранилась преимущественно в Греции, России, а также стала применяться только для церковной росписи.
Современная темперная живопись
После серьезного спада востребованность темперы вернулась только к концу 19 века, когда многие художники разочаровались в масле. Так как старые виды темперы не удовлетворяли запросы мастеров, в состав стали добавлять все новые и новые компоненты. Основным изменением стало то, что многие натуральные вещества заменили искусственными. Готовая краска остается яркой и привлекательной долгие годы, и в этом отношении превосходит масло, а искусственные связующие делают ее еще более прочной, чем были первоначальные варианты.
Набор красок Tempera к содержанию ↑
Достоинства и недостатки краски
Темперные краски обладают рядом неоспоримых достоинств, которые привлекали живописцев во все времена:
Недостатки у темперы тоже имеются. Для защиты картин от механических повреждений все-таки стоит покрыть их лаком. На одной картине не рекомендуется использовать краски с разными составами, иначе есть риск расслоения или свертывания. Быстроту высыхания краски тоже можно отнести к минусам, ведь это усложняет работу для новичка.
Виды темперных красок
Материал может включать разные составляющие, от чего меняются его свойства. В зависимости от состава выделяют несколько разновидностей темперных красок.
На основе яичного желтка
В данном случае связующим веществом выступает желток яйца. Его соединяют с водой, уксусом, отдушкой и пигментом, иногда добавляют природные смолы. Яичная темпера очень эластичная и прочная, но может немного пожелтеть со временем. Чаще всего такие материалы применяются в иконописи. В современные яичные краски вводят консерванты и расфасовывают их в тубы. Также можно делать красящие смеси на основе целого яйца или одного лишь белка — они лучше подходят для рисования фресок.
С казеином — синтетическим белком
Казеиново-масляная темпера готовится из молочного казеина и отбеленного льняного масла, после чего в нее вводится цветной пигмент. В современные краски также добавляется фенол, который является антисептиком и позволяет продлить срок службы материала. Данный вид составов является довольно прихотливым в работе. Для него подходят только специально подготовленные холсты и картоны, бумага.
Объемные мазки таким составом лучше не делать, так как они быстро отслоятся от поверхности. Срок годности материала равен 6 месяцам, и по истечении пигмент начинает свертываться. Просроченной краской рисовать нельзя — она идет комками, расслаивается. Если же соблюсти все условия применения, то казеиново-масляная темпера будет прочно держаться десятилетиями, отлично сцепится с холстом и не потемнеет со временем.
На основе воска
Состав такой краски представлен пчелиным воском, растительными маслами, органическими смолами, водой и пигментами, а также рядом других компонентов. Восковая темпера считается современным видом красящих средств и обладает массой достоинств. С ней приятно и легко работать, она отлично ложится на загрунтованное основание, подходит для росписи стен. Благодаря прозрачности материал позволяет создавать сложные оттенки и переходы, а также объемные изображения. Такие составы сохнут дольше обычной темперы, при этом не менее стойки к факторам окружающей среды и могут смешиваться с водными и масляными красками.
Из клея ПВА и акрила
Поливинилацетатная темпера — это «родственница» акриловых красящих материалов. Она имеет среднюю стойкость к повреждениям и низкую светостойкость, поэтому больше подходит для росписи декора. Темпера с ПВА очень быстро сохнет, и применять ее надо максимально скоро. Зато средство идеально для создания эффекта лессировки из-за достаточной прозрачности. Краска не подвержена расслоению, отлично держится на поверхностях, а при покрытии лаком обретает очень красивый блеск.
Современные акриловые темперы являются самыми популярными среди профессионалов. Они обладают чистым цветом и могут пигментироваться в насыщенные оттенки. Акрил стоек к механическим повреждениям, не царапается. У акриловых красок есть ряд минусов. После высыхания они несколько светлеют, поэтому нижние слои начинают проступать на верхних. При работе с холстом вода из красок может вызвать его провисание. Отмыть краску от палитры довольно сложно, поэтому лучше не дожидаться ее полного засыхания.
Как рисовать темперными красками
Жидкие темперные краски обладают отличной текучестью, формируют тонкий, четкий штрих. Чтобы качество рисунка было высоким, основу (холст, бумагу, картон, штукатурку) обязательно покрывают специальной грунтовкой на клеевой или эмульсионной основе. Вместо грунтовки можно использовать разбавленную водоэмульсионную краску с акрилом. Также рисовать темперной краской можно по дереву, тоже пропитав его грунтом. Оттенки для работы заранее подбирают на палитре. Применяют кисти из щетины, а для прорисовки маленьких деталей — колонковые кисточки.
Для нанесения рисунка подойдут как жидкие краски, так и более густые — ими трудятся в пастозной технике. Если изображение светлое, грунт должен быть белым. Получить требующийся оттенок можно путем лессировки. Не менее часто наносят картинку грубыми, рельефными мазками. Сверху готовое изображение покрывают теми же лаками, что и для масляной живописи.
Вспомогательные средства для работы темперой
Для разбавления темперы подойдет обычная вода, а также другие краски на водной основе — акриловые, гуашь, акварель. Готовые материалы будут иметь еще более интересные оттенки, что позволит создавать оригинальные цветовые переходы и эффекты. Восковую темперу разводят даже растворителями — скипидаром, уайт-спиритом, но после высыхания такая картинка будет матовой. Если нужен глянцевый эффект, в основу добавляют мастичный или даммарный лак, а также льняное масло.
Как еще можно рисовать темперой
Краски такого типа отлично подходят для создания картин, икон, для росписи игрушек и предметов декора, статуэток, шкатулок, скульптур. В отличие от гуаши, они не смываются водой и отлично держатся на поверхности, в особенности если выполнены на основе акрила. При необходимости темперу можно использовать по маслу, правда, есть риск плохого сцепления двух слоев и скатывания состава. Лучше заранее обработать изображение мыльным раствором, а потом использовать приемы темперной живописи. Темперные краски можно смело назвать универсальным, оригинальным и высококачественным художественным материалом. При желании научиться работать с ним сможет каждый, даже новичок в данном виде искусства.