Натюрморт с ягодами смородины

Федор Толстой. «Ягоды красной и белой смородины».

Натюрморт с ягодами смородины. tolstoy. Натюрморт с ягодами смородины фото. Натюрморт с ягодами смородины-tolstoy. картинка Натюрморт с ягодами смородины. картинка tolstoy. Ф. Толстой. «Ягоды красной и белой смородины». Ф. Толстой. «Ягоды красной и белой смородины».

«Простое подражание легко воспринимающимся объектам –
возьмем хотя бы цветы и фрукты – уже может быть доведено
до высшей степени совершенства.
Мастер станет еще значительнее и ярче,
если помимо своего таланта,
будет еще и образованным ботаником».

Этими словами И.В. Гете можно предварить рассказ о русском художнике первой половины XIX векаФедоре Петровиче Толстом (1783—1873). Говорить об этом художнике можно долго, потому что на примере его творчества мы можем затронуть такие темы как иллюзорность и натурализм в живописи, тонкость рисовальной техники, формирование и развитие ботанического натюрморта в России и в Европе, возрождение медальерного дела и т.д.
Готовившийся к военной карьере, Толстой окончил Морской корпус и служил во флоте. Но вскоре он уходит в отставку – интерес к искусству и отличные способности привели его в Академию Художеств. Здесь он пользовался советами Ореста Кипренского, учился у скульптора Ивана Прокофьева. Толстой становится известнейшим российским медальером: он создал серию из 21 медали-медальона, посвященную войне 1812 года. Но в истории живописи он остался знаменитым автором рисунков-натюрмортов – «Ягоды красной и белой смородины», «Букет цветов, бабочка и птичка», и др.
С детства Федор Петрович был окружен особой атмосферой любительского искусства, дочь художника, М. Ф. Каменская вспоминала: «Его мать изводила иголкой и шелком по полотну такие пейзажи и цветы, что им дивиться надо». Именно цветы и фрукты считались наиболее легкой и приятной темой для рисования. На рубеже XVIII-XIX веков стали выходить руководства типа «Правила о рисовании цветов и фруктов к пользе и удовольствию прекрасного пола» – наподобие сегодняшних женских журналов по рукоделию. И здесь искусство дилетантское пересекалось с академическим, так как основным сюжетом натюрморта Академии Художеств еще с XVIII века считался «живопись цветов и плодов с насекомыми».
Изображения цветов фруктов в творчестве Толстого настолько притягательны в своем мастерстве, в своем натурализме, что они стали наиболее известными его рисунками. Хотя сам художник говорил, что занимался ими в свободное от работы время и серьезными работами не считал. Но тут он немного лукавил: если отвлечься от эстетической ценности работ, то, например, натюрморт «Ягоды красной и белой смородины» приносил и ощутимый доход семье художника – по воспоминаниям дочери Федора Петровича: «Целая семья питалась одной смородиной». Та же «смородина» принесла художнику и почет – рисунок был преподнесен в подарок императрице Елизавете Алексеевне, супруге Александра I.
По сути, натюрморт «Смородина» – это иллюзионистическая обманка, точное копирование натуры, если вернуться к мысли Гете – ботаническая зарисовка, но между тем, эта работа вызывает у зрителя чувства – нежности, любования, понимания хрупкости и красоты природы, те, о которых сам художник говорил так: «Каким рисунком выскажу я эту чистую радость, это светлое удовольствие, которыми наполняется моя душа и сердце в минуты, когда отбросив все заботы, беспечно любуюсь я прелестью природы…». Почитав подобные размышления Толстого, изложенные в письмах и воспоминаниях, начинаешь понимать, что его «Смородина» – это больше, нежели игра с натурой или точное копирование, это субъективное видение, особое мироощущение, попытка запечатлеть тленную и вечную красоту природы. Это своеобразное «спасибо» Создателю, выраженное на тонком альбомном листе …

Федор Толстой. «Ягоды красной и белой смородины».: 2 комментария

Как-то не слишком похоже на ягоды, скорее на стекляные бусы….

Источник

История о смородине, которая кормила графа Толстого и его семью долгие годы

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Натюрморт с ягодами смородины. tolstoyu 020. Натюрморт с ягодами смородины фото. Натюрморт с ягодами смородины-tolstoyu 020. картинка Натюрморт с ягодами смородины. картинка tolstoyu 020. Ф. Толстой. «Ягоды красной и белой смородины».

Натюрморт с ягодами смородины. tolstoyu 001. Натюрморт с ягодами смородины фото. Натюрморт с ягодами смородины-tolstoyu 001. картинка Натюрморт с ягодами смородины. картинка tolstoyu 001. Ф. Толстой. «Ягоды красной и белой смородины».

Окончив Академию художеств, Федор Толстой стал ярким и самобытным мастером.
А в 1810 году был назначен медальером при Петербургском Монетном дворе, где он был отмечен как лучший мастер, поднявший на достойный уровень медальерное искусство России.

Натюрморт с ягодами смородины. tolstoyu 003. Натюрморт с ягодами смородины фото. Натюрморт с ягодами смородины-tolstoyu 003. картинка Натюрморт с ягодами смородины. картинка tolstoyu 003. Ф. Толстой. «Ягоды красной и белой смородины».

Отказываясь от карьеры военного, чтобы посвятить себя искусству, Федор Толстой прекрасно понимал, что его ждет отлучение от дома знатных родителей, утеря благосклонности родственников, влиятельных друзей и знакомых, а одним словом нищета и лишения. Однако это не остудило и не остановило графа.

Натюрморт с ягодами смородины. tolstoyu 004. Натюрморт с ягодами смородины фото. Натюрморт с ягодами смородины-tolstoyu 004. картинка Натюрморт с ягодами смородины. картинка tolstoyu 004. Ф. Толстой. «Ягоды красной и белой смородины».

Натюрморт с ягодами смородины. tolstoyu 005. Натюрморт с ягодами смородины фото. Натюрморт с ягодами смородины-tolstoyu 005. картинка Натюрморт с ягодами смородины. картинка tolstoyu 005. Ф. Толстой. «Ягоды красной и белой смородины».

Федор Петрович помимо медальерного дела мастерски и скрупулезно писал натюрморты, которые отличались удивительной композицией, объемностью, изяществом, тонкостью линий и переходящих оттенков.

Натюрморт с ягодами смородины. tolstoyu 009. Натюрморт с ягодами смородины фото. Натюрморт с ягодами смородины-tolstoyu 009. картинка Натюрморт с ягодами смородины. картинка tolstoyu 009. Ф. Толстой. «Ягоды красной и белой смородины».

Как то раз преподнесенный в дар супруге императора Александра I натюрморт с веткой красной и белой смородины так понравился императрице, что та пожаловала Федору Петровичу со своей руки бриллиантовый перстень стоимостью в полторы тысячи рублей. Эта щедрая плата позволила художнику решить многие финансовые трудности и снять для своей семьи добротный дом в Петербурге.

Вскоре императрица Елизавета Алексеевна вновь пригласила художника и потребовала нарисовать еще такую же смородину. И за этот натюрморт, мастер получил снова такой же драгоценный перстенек.

Натюрморт с ягодами смородины. tolstoyu 008. Натюрморт с ягодами смородины фото. Натюрморт с ягодами смородины-tolstoyu 008. картинка Натюрморт с ягодами смородины. картинка tolstoyu 008. Ф. Толстой. «Ягоды красной и белой смородины».

И нужно сказать, что Елизавета Алексеевна была необычайно красива, умна и утонченна. И когда ей хотелось удивить своих заграничных высочайших родственников чем-нибудь новым и изящным, она каждый раз на подарок заказывала Федору Толстому еще и еще смородину, и за каждую из которых тот получал перстень. И это повторялось не раз, не два, а такое множество, что художник и счет потерял тому сколько нарисовал «смородинок» Елизавете Алексеевне и сколько перстней от нее получил.

И каждый раз, вспоминая начало своей художественной карьеры, художник говаривал: «Тяжело мне приходилось, да меня тогда моя смородинка выручала! Если бы не она, не знаю, как бы я вывернулся… Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной смородиной».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *