Перед тобой пять названий травянистых растений герань клубника хлорофитум
Олимпиада для 4 класса по окружающему миру
Задания олимпиады по окружающему миру 2014 – 15 уч. год
Обведи номер правильного ответа.
1.Великий путешественник, который доказал, что Земля имеет форму шара?
а) Фаддей Беллинсгаузен б) Михаил Лазарев в) Фернан Магеллан
3. Что относится к сезонным явлениям природы?
а) восход солнца б) миграция птиц в) приливы и отливы г) извержение вулканов
а) Всемирный фонд дикой природы. б) Международный союз охраны природы.
в) Международный союз охраны птиц.
5. Что является причиной смены дня и ночи на Земле?
а) вращение Земли вокруг Солнца б)вращение Луны вокруг Земли
в) вращение вокруг своей оси г) действие магнитного поля
2. Выберите правильный ответ.
1. Отличительный знак государства – это …
а) звезда; б) меч; в) герб, г) часы.
2. Сколько дней продолжалась Великая Отечественная война с Фашисткой Германией?
а) 1418дней б) 610 дней; в) 200 дней; г) 2382 дня
3. Укажите цифрами последовательность событий в истории нашего Отечества.
… Битва под Сталинградом; … Открытие Московского университета;
… Бородинская битва; …Объединение республик в Советский Союз;
… Битва на Чудском озере; … Полёт в космос Ю. Гагарина;
… Куликовская битва; … Первые печатные книги на Руси.
4. .Соедините линией определение и соответствующее ему понятие.
5. Выбери и вставь пропущенные имена в кратких рассказах об исторических деятелях России:
1.______________ высоко оценивал роль образования. Он считал, что во всяком деле нужно разбираться досконально. Например, он не только знал, как устроены корабли, но и сам мог обрабатывать дерево, сколачивать доски и выполнять другие «нецарские работы» при постройке корабля.
2.________ ______ много сделал для расширения территории России и защиты её границ, был образованным и эрудированным человеком, но с детства отличался хулиганским нравом и остался в истории как один из жестоких правителей.
3. Князь __________ _____ был прозван _________ за победу в Куликовской битве, одержанную над войсками Золотой Орды под предводительством Мамая.
4. На Красной площади Москвы стоит памятник __________ и ___________, которые в тяжёлое для России время организовали и возглавили народную борьбу против польских захватчиков.
Иван Грозный, Александр Невский, Петр I, Дмитрий Иванович Донской, Минин и Пожарский, Кирилл и Мефодий.
Дом Одинцова Реальное училище Покровский храм Ольгинская гимназия Преображенский собор
1. Какие корабли НЕ строились на Воронежских верфях в 1696 году?
а) Галеры; б) Галеасы; в) Крейсеры; г) Брандеры.
2. Какой материк напоминают очертания на карте Воронежской области?
а) Австралия; б) Африка; в) Евразия; г) Антарктида.
3. Как называют город Воронеж за его исторические заслуги?
а) «Люлька русской авиации»; б) «Колыбель русского флота» ;
в) «Ясли русской артиллерии»; г) «Манеж русской кавалерии».
4. Кто появился на свет в 1887 году на Дальней Чижовке (ныне Ленинский район города Воронежа)?
а) С.В. Михалков; б) С.Я. Маршак;
в) К.И. Чуковский; г) Б.З. Заходер.
8. Перед тобой пять названий травянистых растений: герань, клубника, хлорофитум, лютик, папоротник. Запиши названия растений в соответствующие клетки таблицы.
Растения открытых мест
9. Отгадайте животных по его описанию
а) Эти пресмыкающиеся населяют нашу планету уже 200 миллионов лет. Их обычный возраст около 150 лет. Населяют они и пустыни, и моря, и болота. Размножается, откладывая яйца только на суше
б) Этого животного обнаружили в 1977 году в слоях вечной мерзлоты на востоке Сибири. Длина его была 115 см, высота — 104 см, длина хобота — 57 см. Туловище покрывала рыжевато-бурая шерсть. Возраст находки — 13—14 тысяч лет. ________________________
10. Чему посвятил следующие строки В.В. Докучаев :
«… для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд; в нем – вековечное неистощимое русское богатство!». ________________
11. Выберите из приведенного ниже списка условия, от которых зависит жизнь растений.
Почва, облака, воздух, свет, ветер, вода, камни, человек, тепло.
12. Найдите общее для всех этих слов название, признак или свойство и запишите его.
Роса, град, снег, дождь — ________________________
Листопад, ураган, рассвет, ледоход — _____________
Нефть, уголь, мрамор, гранит — __________________
Волк, дельфин, зебра, обезьяна — _________________
13. Объедини слова в группы. Подпиши названия групп.
Евразия, тундра, луг, Африка, Земля, лес, Солнце, степь, Австралия, Венера, Полярная, пустыня, Юпитер, озеро.
14 . Прочитайте и ответьте на вопрос.
Интересный исторический случай.
Однажды к известному естествоиспытателю Чарльзу Дарвину пришли за советом фермеры. Они хотели узнать, как повысить урожай семян клевера. Ученый посоветовал: «Разведите как можно больше кошек». Дарвин имел в виду, что цветки клевера опыляются шмелями, норки которых разоряют мыши.
Но при чем тут кошки?
15. Дополни фразами, вставь название системы органов человека.
А) ________________________________помогает человеку ощущать окружающий мир.
Б) ________________________________ управляет всем организмом.
В) ________________________________обеспечивает организм кислородом и выводят углекислый газ.
Г) ______________________________переносят одни вещества к клеткам тела, другие – из клеток.
Д) ________________________создают опору тела и позволяют человеку двигаться.
Задания районного тура олимпиады
по окружающему миру «Мир природы»
для учащихся 4 класса
Осипова Л.Л., учитель начальных классов первой категории.
г. Нижний Новгород, 2016 г.
Тест. ( по 1 баллу за правильный ответ)
Подчеркни 1 правильный ответ
Ты думаешь, у тебя их только два? Нет, на самом деле не два, а шесть. Только два видимых, а четыре невидимых, спрятанных внутри. Что это?
А) лёгкие; Б) глаза; В) уши; Г) сосуды
Какой масштаб самый мелкий?
А) в 1 см – 950м; Б) в 1 см – 9500м; В) в 1 см – 95 м.
Как называется линия деления земного шара на Северное и Южное полушарие?
А) меридиан Б) экватор В) параллель Г) полюс
Каково происхождение торфа и каменного угля?
А). горная порода Б ). залежи останков древних растений В). минеральное вещество
Водяной бык — это:
Выпь (Botaurus stellaris), или бухало, или бугай, или водяной бык изображена на рисунке Д. Это крупная птица семейства цаплевых. Она отличается плотным телом, длинной толстой шеей, из-за которой выглядит очень «сутулой». Окраска рыже-бурая с густым рисунком из поперечных и продольных пестрин. Водится выпь в обширных и болотистых местах, поросших тростником, камышом, ивняком и другими болотными растениями, вблизи воды, богатой разной рыбой. При опасности выпь затаивается, замирает столбиком, вытянув вверх клюв, сливаясь со стеблями и покачиваясь в такт с тростником, а потом неожиданно взлетает из-под ног. Полёт вначале неуклюжий, потом лёгкий и быстрый, но обычно на небольшое расстояние. Крик выпи ни с чьим не спутаешь, уж очень он странен — гулкий отрывистый рёв, похожий на рёв быка или на звук, который получается, если подуть в горлышко бутылки.
Рыбам помогает ориентироваться в воде
А) плавники; Б) боковая линия ; В) хвост; Г) плавательный пузырь; Д) чешуя.
Рыбы прекрасно ориентируются и в прозрачной и в мутной воде и в полной темноте. Орган, делающий это возможным, называется боковой линией. Боковая линия – уникальная система органов чувств рыб и некоторых земноводных (у живущих на суше – на стадии головастика). Боковая линия ощущает водные колебания. Основная её функция – восприятие направления и скорости течения воды, она позволяет животным обходить препятствия и ориентироваться без помощи зрения, а также общаться с сородичами. С помощью боковой линии рыбы обнаруживают движущиеся объекты и узнают о приближении врага или жертвы. С учётом такого устройства боковой линии был разработан и используется сегодня метод отпугивания акул от морских пляжей: посылают в воду электрические импульсы, безвредные для человека, но воспринимаемые акулами как приближение какого-то большого хищника, почувствовав такой сигнал, акула уплывает прочь.
Из выхлопной трубы автомобиля зимой выходит белый дым, который быстро исчезает, это:
А) мелкие частицы сажи; Б) водяные пары, превратившиеся в мелкие капли;
В) не сгоревшие капельки топлива; Г) углекислый газ высокой концентрации;
Д) кристаллы замёрзшей воды.
Выдели несуществующее животное:
А) утконос ; Б) грифон ; В) муфлон; Г) архар; Д) лемур.
В повести Носова «Незнайка в Солнечном городе» Кнопочка говорит: «…солнце очень горячее и из него нельзя строить дома». Какова температура на поверхности Солнца?
А) около 600 градусов; Б) около 6 000 градусов; В) около 60 000 градусов;
Г) около 6 млн градусов;
Какая из цепей питания указана правильно?
А) сосна – дятел – жук-короед
По 1 баллу за правильный ответ.
Чему посвятил следующие строки В.В. Докучаев :
«… для России дороже всякой нефти, всякого каменного угля, дороже золотых и железных руд; в нем – вековечное неистощимое русское богатство!». чернозём
К какой группе растений относится банан ? трава
В каком месяце бывают “черёмуховые холода”? в мае
Какое дерево называют “спичечной королевой”? осина
Что называют «слезами моря»? янтарь
Кого в старину на Руси называли «запечным соловьём»? сверчок
Подумай, запиши свои ответы.
Объедини слова в группы. Подпиши названия групп. Что лишнее? К какой группе вы бы отнесли это понятие? (5 баллов)
Евразия, тундра, луг, Африка, лес, рассвет, Солнце, степь, Австралия, пустыня, Сириус, озеро, листопад, ледоход, роса, Антарес.
А) Евразия, Африка, Австралия – материки.
Б) Тундра, степь, пустыня – природные зоны.
В) Луг, лес, озеро – природные сообщества.
Г) Солнце, Сириус, Антарес – звезды.
Д) Листопад, ледоход, рассвет – природные явления.
2. Дополни фразами, вставь название систем органов человека.(2 балла)
А) ________________________________помогает человеку ощущать окружающий мир.
Б) ________________________________ управляет всем организмом.
В) ________________________________обеспечивает организм кислородом и выводит углекислый газ.
Г) ______________________________переносит одни вещества к клеткам тела, другие – из клеток.
Д) ________________________создает опору тела и позволяет человеку двигаться.
Перед тобой пять названий травянистых растений: герань, клубника, хлорофитум, лютик, папоротник. Запиши названия растений в соответствующие клетки таблицы. (2 балла)
4. Распредели данные растения по ярусам: (2 балла)
Мох, берёза, брусника, вишня, пижма, клён, малина
2 ярус брусника, пижма
3 ярус вишня, малина
4 ярус береза, клен
Определи какой злак идёт на производство следующих круп. Впиши в таблицу.
Геркулес, пшено, манная, саго, перловая, ячневая (3 балла)
Найди в тексте 7 названий птиц нашего края. Запиши их названия. Какую птицу издавна разные народы приручали, использовали для охоты? Подчеркни её название. (7 баллов)
Девочка устроила столовые для птиц. Во д вор она вышла, убрала в углу му сор. Ока залось, тут удобное, вооб ще гол ое место. Кормила здесь крупных птиц колба сой, ка шей. Другая столовая – вы соко, л учше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лест нице, ина че четка я подкормка не получится, кормушку не достать.
Найди и подчеркни ошибки в фенологическом очерке (5 баллов)
Поясни свои ответы.
Прочитай. Подумай. Реши задачи. Запиши ответ, объясняя свою точку зрения.
Летом группа туристов ушла из лагеря в северном направлении. Компас потеряли. По каким ориентирам можно определить направление, в котором надо вернуться в лагерь. Укажи как можно больше вариантов (количество набранных баллов совпадает с числом верных ответов).
Причем тут кошки? (3 балла)
Однажды к известному естествоиспытателю Чарльзу Дарвину пришли за советом фермеры. Они хотели узнать, как повысить урожай семян клевера. Ученый посоветовал: «Разведите как можно больше кошек».
Дарвин имел в виду, что цветки клевера опыляются шмелями.
Продолжите мысль Дарвина.
Шмелиные гнёзда разоряют мыши, поэтому клевера мало. Чтобы уничтожить мышей, нужно развести кошек.
Что нужно сделать, если ты: (3 балла)
Хлорофитум – описание, уход, полезные свойства
Хлорофитум (Chlorophytum) – многолетнее травянистое растение с узкими свисающими листьями и усиками, дающими начало новым кустикам. Варианты расцветок листьев – зеленые или бело-зеленые или кремово-зеленые. Это очень неприхотливое растение, которое может расти практически в любом грунте и при любой освещенности. Если же условия содержания хорошие, то вырастают поистине шикарные экземпляры со свисающими очаровательными листьями.
Если вы забыли полить хлорофитум, он может жить за счет влаги, накапливаемой в мясистых корнях. Так что это растение – для забывчивых. Если вам достались «детки» от хлорофитума – их можно посадить либо сразу во влажную землю, либо поставить в воду для образования корней. Хлорофитум очень легко приживается.
Родиной хлорофитума считается Африка, где он растет в тени, прямо на коре деревьев. В Европу был завезен в 19 веке и сразу покорил сердца любителей растений. Спадающие каскадом листья длиной до 80 см просто не могут оставить никого равнодушным. В диаметре здоровое взрослое растение может достигать полуметра. Живет хлорофитум более 10 лет.
Полезные свойства хлорофитума
О том, что воздух в закрытых помещениях накапливает в себе вредные вещества и испарения, известно давно. Бактерии, выхлопные газы, дым от сигарет пагубно влияют на здоровье человека. И здесь на помощь приходит целая группа комнатных растений, среди которых хлорофитум следует выделить особенно. Хлорофитум никогда не привлекает цветочных паразитов. Он активно очищает воздух от бактерий и токсинов, выделяемых отделочными строительными материалами. Считается, что несколько горшков с хлорофитумом в комнате способны полностью очистить воздух от всех вредных веществ.
Есть мнение, что если в горшок с хлорофитумом добавить немного угля, его очищающие свойства усилятся в несколько раз.
Если хлорофитум поливать почаще, он может даже увлажнять воздух. Поэтому он незаменим для людей с бронхиальными проблемами и аллергией разной этиологии.
Если вы живете в загазованном районе, без этого растения вам не обойтись. Считается, что он может собирать такие соединения, как угарный газ, аммиак, ацетон, бензол, формальдегид и др.
Уход за хлорофитумом
Хотя хлорофитум и неприхотлив к внешним условиям, все же некоторые условия содержания соблюсти желательно.
- Освещение. Хорошо переносит и солнце, и тень. На солнце – расцветка листьев ярче. Температура. Неприхотлив. Выдерживает прохладную температуру до 8 градусов. Подкормка. В теплое время года нуждается в подкормке минеральными удобрениями 1 раз в месяц. Влажность воздуха. В опрыскивании не нуждается. Только в качестве очистительного душа. Во избежание поломки листьев протирать не следует. Вполне переносит сухой воздух в квартире. Комфортный полив – зимой – 1 раз в неделю, летом – 2 раза в неделю. Почва. Неприхотлив. Хорошо растет в продаваемой универсальной почвенной смеси. Пересадка. Нуждается в пересадке только тогда, когда корни начинают выползать из горшка. Лучше всего пересаживать хлорофитум весной. Размножение. Во влажную землю или в стаканчик с водой помещаются «детки» — листовые розетки. Легко укореняются, растут быстро. Болезни и вредители. Поражается насекомыми трипсами. Меры предосторожности – регулярный осмотр и поддержание высокой влажности воздуха. Обработку растения следует проводить средствами против тли при первых признаках заболевания. Пораженные листья необходимо удалить.
Основные виды хлорофитума
Хлорофитум хохлатый (Chlorophytum comosum) – характеризуется укороченным стеблем и светло-зелеными листьями.
Имеет несколько декоративных форм:
- Разновидность «vittatum» — с продольной полосой посередине Разновидность «variegatum» — с беловатыми полосами по краям листьев Разновидность «maculatum» — листья с продольными желтыми полосами Разновидность «Curty Locks» — с закрученными в широкую спираль полосатыми листьями
Хлорофитум капский (Chlorophytum capense) – характеризуется узколанцетными листьями, сужающимися к основанию и утолщенными клубневидными корнями. Листья светло-зеленые с неострым килейным концом.
Хлорофитум крылатый (Chlorophytum amaniense) – характеризуется широкоовальными ланцетными листьями. Листья темно-зеленого цвета, суживаются к основанию. Есть несколько разновидностей — «Green Orange» и «Fire Flash». Эти сорта отличаются широкими листьями и оранжевыми черешками.
Олимпиада для 4 класса по окружающему миру
Обведи номер правильного ответа.
1.Великий путешественник, который доказал, что Земля имеет форму шара?
а) Фаддей Беллинсгаузен б) Михаил Лазарев в) Фернан Магеллан
2. Выбери самую большую планету:
а) Марс. б) Сатурн. в) Юпитер
3. Что относится к сезонным явлениям природы?
а) восход солнца б) миграция птиц в) приливы и отливы г) извержение вулканов
а) Всемирный фонд дикой природы. б) Международный союз охраны природы.
в) Международный союз охраны птиц.
5. Что является причиной смены дня и ночи на Земле?
а) вращение Земли вокруг Солнца б)вращение Луны вокруг Земли
в) вращение вокруг своей оси г) действие магнитного поля
2. Выберите правильный ответ.
а) звезда; б) меч; в) герб, г) часы.
2. Сколько дней продолжалась Великая Отечественная война с Фашисткой Германией?
а) 1418дней б) 610 дней; в) 200 дней; г) 2382 дня
3. Укажите цифрами последовательность событий в истории нашего Отечества.
… Битва под Сталинградом; … Открытие Московского университета;
… Бородинская битва; …Объединение республик в Советский Союз;
… Битва на Чудском озере; … Полёт в космос Ю. Гагарина;
… Куликовская битва; … Первые печатные книги на Руси.
4. .Соедините линией определение и соответствующее ему понятие.
5. Выбери и вставь пропущенные имена в кратких рассказах об исторических деятелях России:
1.______________ высоко оценивал роль образования. Он считал, что во всяком деле нужно разбираться досконально. Например, он не только знал, как устроены корабли, но и сам мог обрабатывать дерево, сколачивать доски и выполнять другие «нецарские работы» при постройке корабля.
2.________ ______ много сделал для расширения территории России и защиты её границ, был образованным и эрудированным человеком, но с детства отличался хулиганским нравом и остался в истории как один из жестоких правителей.
3. Князь __________ _____ был прозван _________ за победу в Куликовской битве, одержанную над войсками Золотой Орды под предводительством Мамая.
4. На Красной площади Москвы стоит памятник __________ и ___________, которые в тяжёлое для России время организовали и возглавили народную борьбу против польских захватчиков.
Иван Грозный, Александр Невский, Петр I, Дмитрий Иванович Донской, Минин и Пожарский, Кирилл и Мефодий.
Дом Одинцова Реальное училище Покровский храм Ольгинская гимназия Преображенский собор
1. Какие корабли НЕ строились на Воронежских верфях в 1696 году?
а) Галеры; б) Галеасы; в) Крейсеры; г) Брандеры.
2. Какой материк напоминают очертания на карте Воронежской области?
а) Австралия; б) Африка; в) Евразия; г) Антарктида.
3. Как называют город Воронеж за его исторические заслуги?
а) «Люлька русской авиации»; б) «Колыбель русского флота»;
в) «Ясли русской артиллерии»; г) «Манеж русской кавалерии».
4. Кто появился на свет в 1887 году на Дальней Чижовке (ныне Ленинский район города Воронежа)?
а) С.В. Михалков; б) С.Я. Маршак;
в) К.И. Чуковский; г) Б.З. Заходер.
8. Перед тобой пять названий травянистых растений: герань, клубника, хлорофитум, лютик, папоротник. Запиши названия растений в соответствующие клетки таблицы.
Растения открытых мест
9. Отгадайте животных по его описанию
а) Эти пресмыкающиеся населяют нашу планету уже 200 миллионов лет. Их обычный возраст около 150 лет. Населяют они и пустыни, и моря, и болота. Размножается, откладывая яйца только на суше
10. Чему посвятил следующие строки В.В. Докучаев :
11. Выберите из приведенного ниже списка условия, от которых зависит жизнь растений.
Почва, облака, воздух, свет, ветер, вода, камни, человек, тепло.
12. Найдите общее для всех этих слов название, признак или свойство и запишите его.
13. Объедини слова в группы. Подпиши названия групп.
Евразия, тундра, луг, Африка, Земля, лес, Солнце, степь, Австралия, Венера, Полярная, пустыня, Юпитер, озеро.
14. Прочитайте и ответьте на вопрос.
Интересный исторический случай.
Однажды к известному естествоиспытателю Чарльзу Дарвину пришли за советом фермеры. Они хотели узнать, как повысить урожай семян клевера. Ученый посоветовал: «Разведите как можно больше кошек». Дарвин имел в виду, что цветки клевера опыляются шмелями, норки которых разоряют мыши.
Но при чем тут кошки?
15. Дополни фразами, вставь название системы органов человека.
А) ________________________________помогает человеку ощущать окружающий мир.
Б) ________________________________ управляет всем организмом.
В) ________________________________обеспечивает организм кислородом и выводят углекислый газ.
Д) ________________________создают опору тела и позволяют человеку двигаться.