по каким признакам можно определить волшебную сказку
По каким признакам можно определить волшебную сказку?
Хоть я уже далеко не ребенок, но сказке люблю, и с удовольствием читаю своему ребенку, считаю, что в них много мудрости.
Сказка сказке рознь. Волшебные сказки так называются не потому что в них происходяю всякие чудеса и превращения, а потому что все в них от начала до конца вымысел и фантастика.
Герой живет в какое-то давнее прошлое время, живет он не рядом с нами, а в каком-то царстве-государстве. Далее отправляется он на поиски невесты, аленького цветочка или ковра-самолета в тридевятое царство-тридевятое государство. Для этого ему полагаются чудесные помощники в виде клубка ниток, сапог-скороходов и т.п. Пропутешестовав по свету, добыв все, герой сказки возвращается в свой мир. Обязателен счастливый конец сказки, добро обязательно побеждает зло. Сказка утверждает веру в торжество справедливости и счастья.
Волшебным сказкам присущи такие черты:
Волшебная сказка, это там где чудеса, добро и зло, что-то хорошее с героями и необычайные предметы:
Другие сказки с волшебством построены по аналогичному принципу.
Волшебные предметы (лампа Алладина, аленький цветочек, феи, колдуньи, волшебная палочка и т.п.)
Сказка происходит в неведомом придуманном месте. В большинстве случаев в русских народных сказках Иван Царевич отправляется за тридевять земель.
Используются предметы, наделенные волшебной силой. Скатерть-самобранка, волшебный клубочек, игла со смертью Кащея, летающая ступа, ковер-самолет.
В сказках добрые силы всегда одерживают победу над злыми героями, чары рассеиваются, герои счастливы.
В сказания присутствует доля правды. Этим сказка отличается от сказания.
Волшебная сказка повествует о том, что может быть в сказке, а в реальной жизни случается не часто.
В сказках есть присказка, мораль на будущее. Сказки учат, сказания рассказывают.
Сказку отличает наличие морали, понятной и полезной для ребенка.
Волшебство неотделимо от волшебной атрибутики: шапка-невидимка, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы и другое.
Часто встречается способность человека или животного перевоплощаться, менять свой облик.
В сказке есть добро, как есть и зло, и обязательно со стороны зла и добра выступают какие-либо персонажи, ведущие борьбу друг с другом.
Также читатель может наблюдать наличие и перекличку двух миров: настоящего, реального, и ненастоящего, волшебного.
Ну и какая сказка без чуда? Оттого она и сказка, что в ней часто в реальной жизни происходят чудеса, которых, казалось бы, и быть не может.
Почему-то много пишут не о признаках именно волшебной сказки, а о признаках сказки как таковой. Хотя само по себе слово сказка, сказочный, не подразумевает обязательного наличия в ней волшебства. Например есть целый пласт бытовых сказок, вроде той, где солдат сварил кашу из топора. Есть сказки о животных, в которых животные разговаривают между собой и совершают необычные поступки, но только по этому не обязательно их относить к волшебным.
Часто называют наличие троекратного повтора как непременный признак волшебной сказки, но это характерный признак, но не обязательный.
То есть волшебными оказываются те сказки, в которых есть место волшебству, чуду.
Признаков довольно много, перечислю лишь самые определяющие. Итак:
В такой сказке как правило присутствуют те или иные предметы, за счет которых в итоге и творится волшебство.
Очень часто, происходит перенос героев, из реальной действительности, которую демонстрирует сказка, в сказочную среду, где все в корне отличается от того что принято считать реальным.
Добро в таких сказках, однозначно доминирует над злом и в итоге всегда его побеждает и тем самым получается, счастливый конец, который так же явлется закономерным.
Очень часто, в таких сказках присутствуют супер герои, которые решают свои проблемы и проблемы остальных, вопреки всему реальному и за счет своей сверх силы.
Итак, волшебную сказку вы сможете запросто определить по вот таким признакам:
1) Обязательным является наличие каких-либо волшебных предметов, типа шапки-невидимки, волшебной палочки и тому подобного, в общем тех предметов, которые наделены необычными способностями;
2) В волшебных сказках могут быть разные превращения;
3) Всегда зло побеждено добром;
4) В сказках речь ведётся о выдуманных странах,государствах и дворцах;
5) Сказки всегда несут в себе нравственный поучительный характер;
6) Часто главные герои наделяются необыкновенной силой.
Урок литературного чтения «Признаки и особенности волшебной сказки». 2-й класс
Класс: 2
Цели: cтимулировать интерес:
— к содержанию и героям волшебной сказки;
— к определению признаков и особенностей волшебной сказке;
— о понятии: “волшебные помощники”, “волшебные предметы”, “троекратные повторы”.
— работать с текстом сказки.
— раскрывать значение слова “признак”, “особенности”, и использовать их в активном словаре;
— соотносить содержание пословицы и основную мысль сказки;
— определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;
— проводить сравнение сказок с учётом признаков и особенностей волшебной сказки и оформлять результаты в таблице;
— адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;
— выполнять взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания.
• проявлять интерес к содержанию и героям волшебных сказок;
• осознанно использовать в речи понятия “признаки” и “особенности”;
• определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать своё мнение;
• работать с содержанием волшебных сказок;
• находить признаки и особенности волшебной сказки и оформлять результаты в рабочем листе;
• адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога при работе в группах;
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
Наименование оборудования и материалов | Количество |
Компьютер | 1 |
Проектор | 1 |
Интерактивная доска или аудиторная магнитная | 1 |
Мультимедийная презентация | 1 |
Рабочие листы | 5 |
Ватман | 1 |
1 этап. Организационный момент
Приветствие гостей, мотивация детей на активное участие в уроке.
— Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего дня!
— С какими произведениями устного народного творчества вы знакомы? (Прибаутка, сказка, пословица…..)
В руках учителя “сундучок знаний”, из которого достаются названия-карточки. (…….)
На доске вывешиваются таблица “произведений устного народного творчества” и заполняется по мере их названия. (Приложение 1. Приложения)
— Прослушайте из словаря Ожегова эпиграф к нашему уроку.
— “Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил”.
— Определите, о каком произведении устного народного творчества пойдет речь на уроке? (О сказке)
— Верно. Мы поговорим сегодня о сказке. Слайд 1. Презентация
— Какие виды сказок вы знаете? На доску вывешивается таблица “Виды сказок”. Заполняется по мере их названия.
— Послушайте отрывок из сказки (“Теремок”). (Приложение 3)
— Как называется эта сказка?
— Определите, к какому виду сказок можно отнести сказку теремок? (О животных)
— Послушайте еще один отрывок. (“Каша из топора”). (Приложение 4)
— Как называется эта сказка?
— К какому виду сказок она относится? (Бытовые).
— Докажите. (Реальный мир людей, необычайная находчивость, диалог, два мира-богатый и бедный,,работник и барин, солдат и генерал).
— Послушайте еще один отрывок.
— Как называется эта сказка? (“Царевна-лягушка”). (Приложение 5)
— А эту сказку к какому виду сказок можно отнести? (Дети высказывают свои гипотезы, которые записываются на листы-тучки и вывешиваются на доску).
— Почему получились разные гипотезы? (Не хватает фактов)
— Что мы не знаем? (Признаки и особенности волшебной сказки).
— На какой вопрос урока будем искать ответ? (Учащиеся опираются на “ключи-помощники”, формулируют вопрос урока.) (Приложение 6)
— Какими признаками и особенностями обладает волшебная сказка? Вопрос записывается учителем на листе бумаги и вешается на доску.
— Что нужно сделать, чтоб ответить на вопрос урока?
— Я предлагаю вам поработать в группах с известной русской народной сказкой “Царевна-лягушка”.
2 этап. Основная часть
— Предлагаю поработать в группах и найти ответ на поставленный вопрос урока. Каждая группа получает задание.
— Вспоминают правила работы в группе. Учащиеся читают отрывок из сказки и заполняют рабочие листы, записывают вывод своей работы.
— На работу в группах отводится 10-15 минут. По мере выполнения работы, группа вывешивает свой номер на доску, определяя очередность защиты своей работы.
Физкультминутка. Слайд 3
3 этап. Защита работ
— Каждая группа выходит к доске по очереди и защищает свою работу. Остальные учащиеся заполняют итоговую таблицу по теме “Волшебные сказки”. (Приложение 8)
1 группа, 2 группа, 3 группа, 4 группа
4 этап. Обобщение
— Возвращаемся к вопросу урока. Зачитываем его. “Какими признаками и особенностями обладает волшебная сказка?”.
— Вывешивается лист бумаги, на котором записывается учителем обобщение, сформулированное детьми.
— Возвращаемся к вашим гипотезам. Кто верно предположил признаки и особенности волшебной сказки. Эти гипотезы вывешиваются к обобщению. Какие особенности и признаки волшебной сказки вам удалось открыть сегодня на уроке?
5 этап. Подведение итогов
— Предлагаю составить синквейн. Объясните значение этого слова. Тема “Сказка”.
— Синквейн записывается учителем на листе бумаги со слов учеников. Зачитывается учащимися.
Рассказывает, завораживает, поучает,
6 этап. Рефлексия “Волшебство настроения”
7 этап. (Домашнее задание)
Учитель предлагает детям найти волшебные сказки. Прочитать их и заполнить рабочий лист “Анализ волшебной сказки”. (Приложение 10).
Какие бывают сказки
Казалось бы, это простой вопрос. Однако далеко не все смогут ответить на него, не заглядывая в учебник.
Что они из себя представляют
В литературе определение следующее: сказка — один из видов народного искусства (фольклора). Прозаическое (реже — стихотворное) произведение, в котором изображаются бытовые, героические или волшебные сюжеты.
То есть это рассказ о магических приключениях. В нем множество событий, которые никак не могли бы произойти в реальной жизни. Почти всегда в нем добро сражается со злом, а честность с коварством. Причем светлая сторона всегда побеждает в конце, прививая читателям мораль и чувство справедливости.
Их различия и подвиды
В присказках невозможно выделить четкие и резкие отличия, они все в какой-то мере взаимодействуют друг с другом. Но несмотря на это, можно составить схему с общими чертами, по которым разделяются типы сказок во 2 классе:
Человек всегда жил рядом с природой, чувствуя с ней крепкую связь, поэтому неудивительно, что звери стали главными героями людских присказок. В них животные наделяются человеческими чертами, умениями и эмоциями.
В то же время у каждого животного сохраняется их образ поведения, «характер». Например: Кот в сапогах умел ходить на задних лапах и разговаривать, но вместе с тем имел тихий, вкрадчивый характер, ловил мышь, в которую превратился великан. Лисы изображаются хитрыми и проворными, а медведи — тугоухими и медленными, неуклюжими, но часто страшными в гневе. Это образы отражают взгляды людей, то, как они видят животных в своей жизни.
Этот тип сказок имеет свою отличительную особенность: люди действуют наравне со зверями, либо являются дополнительными, второстепенными персонажами, которые как-либо реагируют на происходящее.
Кроме того, можно выделить и подвиды, в которых главными героями являются:
Волшебные. Этот вид старше всех других, потому что он зарождался, когда люди только начинали узнавать окружающий мир в подробностях, поэтому все явления, что были необъяснимы и непонятны для них, люди приписывали магическим силам, богам и силам природы (в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» принц обращался к ветру и солнцу).
В этих рассказах люди добиваются своей цели, обращаясь к магическим предметам (волшебное зеркало, сапоги-скороходы) или помощникам, которыми обычно служат домашние животные — кошки и собаки. Предметы могут меняться с огромной скоростью, а неживые предметы становятся живыми. Например, Снегурочку изначально вылепили из снега, и она была обычной снежной бабой, но ожила и стала дочерью стариков.
Бытовые. Они рассказывают о повседневной жизни простых людей. «Злом» является нечестный, коварный, несправедливый человек, угнетающий крестьян. Часто это барин, который не заботится о людях и думает только о своих выгодах. Так было, к примеру, в рассказе про Мальчика-с-пальчик, где он боролся с несправедливыми замечаниями и требованиями от управляющего, пока тот не признал свою вину.
Структура произведения
Школьники учатся проводить анализ сказки во 2 классе. Это необходимо, чтобы уметь выделять основные части текста:
Кроме того, сказки бывают:
При этом повторяющиеся сказки заканчиваются после нескольких кругов, а докучные не прекратятся, пока слушателю или рассказчику не надоест.
Как написать свою историю
Можно выделить 2100 примет сказок и во 2 классе, поэтому написание презентации или самого произведения не станет проблемой. Это будет достаточно легко, нужно только соблюдать правила и не забывать про особенности. Наиболее быстро и успешно будет сочиняться рассказ у людей с хорошей фантазией. Если внимательно читать тексты, вполне возможно отметить отличительные черты волшебной сказки во 2 классе. Например:
Со знанием структуры и особенностей сказки от обычного рассказа ее сможет отличить каждый. А с помощью фантазии, добавив немного времени и труда, можно создать свою неповторимую волшебную историю.
3 класс. Литературное чтение. Бойкина, Виноградская. Рабочая тетрадь. Страницы 25, 26, 27, 28, 29
Ответы к страницам 25, 26, 27, 28 и 29
Сивка-Бурка
• Найди в сказке зачин. Запиши его.
Жил-был старик, и было у него три сына.
• Составь таблицу сказочных зачинов. Назови сказки.
Жить-поживать
Мудрая девушка
Весёлым пирком
Жили-были
В некоторой царстве, в некотором государстве
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается
В тридевятом царстве, тридесятом государстве
Ехал однажды мужик с базара
Название сказки | Зачин |
«Колобок», «Маша и медведь», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» | Жили-были |
«Царевна-лягушка», «Золотой конь» | В некотором царстве, в некотором государстве |
«Сказка о золотом петушке» | В тридевятом царстве, тридесятом государстве |
• По каким признакам можно определить волшебную сказку? Выбери словосочетания. Дополни своими словами и запиши.
троекратные повторы
чудеса и превращения
Баба-яга
особый сказочный зачин
волшебные слова
волшебные предметы
Бессмертие героя, воскрешения героя, говорящие животные и растения, летающие предметы.
• Вспомни сказку, в которой есть один из волшебных предметов. Как она называется? Кто является главным героем? Какие события происходят в ней? Составь рассказ и запиши.
скатерть-самобранка
ковёр-самолёт
сапоги-скороходы
шапка-невидимка
волшебная палочка
Скатерть-самобранка есть в сказке «Два Ивана». В сказке речь идет о двух братьях Иванах: бедном и богатом. Богатый брат обманом воровал у бедного волшебные вещи.
Ковёр-самолёт есть в одном из варианте сказки «Царевна-лягушка». Его использовала Елена Прекрасная.
Сапоги-скороходы (а также шапка-невидимка и ковёр-самолёт) есть в сказке «Вещий сон». Эти предметы помогали купеческому сыну Ивану выполнять задания Елены Прекрасной.
Шапка-невидимка (а также сапоги-скороходы и ковёр-самолёт) есть в сказке «Заколдованная королевна». Их использовал солдат для спасения прекрасной королевны от проклятия.
Волшебная палочка есть в сказке «Золушка». Ее использовала крёстная фея, чтобы преобразить Золушку для королевского бала.
• Рассмотри иллюстрацию художника В. Васнецова на с. 30 учебника (часть 1). К какому эпизоду сказки можно её отнести? Так ли ты представлял себе Иванушку и Елену Прекрасную? Используя данную иллюстрацию, перескажи эту часть сказки. Опиши героя.
Это эпизод, когда Иван в третей раз попытался на своем верном коне допрыгнуть до Елены прекрасной, которая сидела у окна высокого терема.
• Придумай свои вопросы по содержанию сказки. Запиши их.
1. Почему сказка называется “Сивка-бурка”?
2. Какие слова нужно было сказать Ивану, чтобы вызвать Сивку-Бурку?
3. Что случилось на пиру у царя?
4. Что передала Елена Прекрасная Ивану, когда он допрыгнул до ее оконца?
5. Чем закончилась сказка?
• Как бы ты сказал, что такое сказка? Дать определение тебе помогут опорные слова: это произведение; изображается чудесное, необычное; раньше передавалось из уст в уста. Запиши своё определение.
Сказка — это произведение устного народного творчества, в котором изображается чудесное, необычное, раньше передавалось из уст в уста.
• Напиши названия сказок, которые можно поместить в книгах.
Бытовые сказки | «Каша из топора», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Иванушка-дурачок» |
Сказки о животных | «Колобок», «Теремок», «Заячья избушка», «Три поросенка» |
Волшебные сказки | «Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка», «Иван-царевич и серый волк» |
• Рассмотрите иллюстрации к разделу “Устное народное творчество”. Какие из них тебе больше всего понравились? Сравни произведения художников Ивана Яковлевича Билибина и Виктора Михайловича Васнецова, которые создали много прекрасных картин и иллюстраций по мотивам русских народных сказок и былин.
Найди в энциклопедии сведения о жизни и творстве этих художник.
Составь рассказ об одном из них, используй следующие слова: годы жизни; создал много произведений на тему; мне больше всего нравится; на ней изображено.
Иван Яковлевич Билибин.
План:
1. Юношеские годы.
2. Художественный стиль.
3. Работы Билибина.
4. Работа за границей.
5. Возвращение на Родину.
6. Кончина художника.
Рассказ:
Билибин Иван Яковлевич родился в селе Тарховка, Санкт-Петербургская губерния, 4 августа 1876 года в семье военного врача. Когда ему исполнилось 12 лет, мальчика отдали в гимназию, которую он закончил с отличием. Затем Иван Билибин поступил в Петербургский университет. Но из-за увлечение живописью через год Иван Билибин отправляется в Мюнхен, чтобы взять уроки живописи у профессора Ашбе.
С 1898 года Билибин обучается у Репина и определяется с выбором живописной манеры после посещения выставки художника Васнецова. Его стиль сочетал национальные мотивы, динамичный рисунок, подробно вписанные детали, яркую цветовую гамму. В 1899 году он стал участником «Мира Искусств» Дягилева.
Иван Билибин создал много произведений на тему русских сказок. Первые иллюстрации вышли в 1901 году, после которых автор стал знаменитым. Ему принадлежит иллюстрирование таких сказок, как «Сказка о Иван-царевиче, Жар-птице и о Сером волке» (1899), «Сказка о царе Салтане» (1905), «Вольга» (1905), «Золотой Петушок» (1909), «Сказка о золотом петушке» (1910). Корме того, автор занимался оформлением журналов «Золотое Руно», «Мир Искусства», «Московского Книгоиздательства» и издания «Шиповника».
Кроме книжной иллюстрации Билибин создавал декорации и костюмы для театральных постановок, занимался преподавательской деятельностью.
После февральской революции 1917 года художник уезжает в Крым, а потом в Египет. За границей он продолжает оформлять спектакли, иллюстрировать русские и французские сказки, работать над частными заказами. Произведение Ивана Яковлевича Билибина в «стиле рус» было необычайно популярно в Европе.
В 1936 году автор принимает решение возвратится на родину, примирившись с советской властью. Его окружили почетом и приняли на должность профессора в Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде. Вскоре он получил степень доктора искусствоведения.
Жизнь художника Ивана Билибина оборвалась 7 февраля 1942 года в ходе блокады Ленинграда. Он не пережив холода и голода, умер на посту.
Рассказ:
Васнецов Виктор Михайлович родился 3 [15] мая 1848 года в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника. Ввиду своего происхождения образование будущий живописец получил в духовном училище, а позже продолжил его в духовной семинарии. Во время обучения одаренный юноша стал брать уроки рисования у гимназического учителя Н. Г. Чернышева. Наличие способностей к рисованию отметил даже отец Виктора и позволил ему оставить обучение в семинарии на последнем курсе для поступления в Петербургскую академию художеств. Там был полностью сформирован и отточен стиль живописца, основы которого были заложены еще в школе художеств, где юноша обучался у И. Н. Крамского.
Еще во время обучения в академии картины молодого художника Васнецова начали экспонироваться. Впервые они были представлены в 1869 году сначала в Академии, а позже и в других галереях благодаря сотрудничеству художника с товариществом передвижных выставок. Уже в раннем творчестве был заметен авторский почерк художника и его склонность к стилю модерна.
С 1893 года, как гласит краткая биография Васнецова, он становится действительным членом Академии Художеств России. Также он сотрудничал с Союзом русского народа, участвуя в иллюстрировании монархических изданий, наиболее знаменитым из которых является «Книга русской скорби».
На раннем этапе творчества Виктора Михайловича отмечается искание сюжетов и мотивов. Его ранним картинам свойственны бытовые сюжеты, отразившиеся в полотнах «Военная телеграмма», «Балаганы в Париже», «С квартиры на квартиру», «Книжная лавочка».
Круг творческих интересов выдающегося художника составляли исторические, фольклорные, а позже и религиозные темы. Одним из самых знаменитых полотен великого русского живописца являются картины по мотивам былин и произведений для детей: «Богатыри», «Алёнушка», «Иван-Царевич на Сером волке», «Кощей Бессмертный», «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем».
Творческое наследие великого русского художника Васнецова, биография, которого обрывается 23 июля 1926 года в Москве, занимает весомое место в истории национального художественного искусства. Память о художнике сохраняется благодаря открытию и функционированию четырех музеев: в Москве, в Санкт-Петербурге, в Кирове и селе Рябово Кировской области. В последнем также находится памятник Виктору и Аполлинарию Васнецовым – выдающимся деятелям русского художественного искусства.