почему финансы можно рассматривать как историческую категорию

Финансы как историческая категория

Финансы как историческая категория

1. Происхождение термина “финансы”

2. Предпосылки возникновения финансов

3. Зарождение налоговой системы в Древней Руси

Список использованной литературы

“Финаны” – система денежных отношений между государством и населением по поводу образования государственных фондов денежных средств. Данный термин отражал: во-первых денежные отношения между двумя субъектами; во-вторых субъекты обладают разными правами в процессе этих отношений, т.е. государство обладает особыми полномочиями; в-третьих в процессе этих отношений формируется общегосударственный фонд денежных средств; в четвертых регулярное поступление средств в бюджет не могло быть обеспечено без придания налогам и сборам и другим платежам государственно-принудительного характера, что достигалось посредством правовой нормотворческой деятельности государства и создания соответствующего фискального аппарата.

Финансы – это всегда денежные отношения, но не любые денежные отношения будут финансовыми.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляется формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для осуществления экономических, социальных и политических задач.

1. Происхождение термина “финансы”

История термина “финансы” прошла несколько этапов. По мнению проф. Б.М. Сабанти, сегодня трудно назвать автора, который ввел в обиход этот термин. Первоначально в XIII XV вв. он обозначал денежный платеж. Несколько позднее в научной литературе (с XVI по XIX в.) финансы стали связывать с формированием государственных доходов и их расходованием. В России на рубеже XIX XX вв. наука о финансах преподавалась как правовая дисциплина, изучающая правовые нормы в области государственных доходов и расходов. В результате традиция ограничивать круг финансовых отношений операциями, при которых одной из сторон обязательно выступает государство, сохранилась и в более позднее время. Так, Э. А. Вознесенский в качестве отличительной черты финансовых отношений выделил признак императивности, утверждая, что финансовые отношения формируются государством в государственно-властном порядке.

И в настоящее время многими авторами (Б.М. Сабанти, Т.В. Брайчевой, А.М. Ковалевой и др.) используется признак императивности при характеристике финансовых отношений, хотя он входит в некоторое противоречие с признаваемым этими же авторами объективным характером появления и развития финансов. Безусловно, в практике организации финансовых отношений они принимают конкретные организационно-правовые формы, но если финансы это объективно существующие экономические отношения, то их функционирование определяется в первую очередь закономерностями развития экономической системы, а не волевыми субъективными решениями органов государственной власти, установленными правовыми актами.

С XIX в. в экономической литературе понятие “финансы” распространяется на денежные операции отдельных компаний, фирм, банков, а не только на государственные доходы и расходы. При этом нередко отождествляются термины “банковский капитал” и “финансовый капитал”. В частности, Дж. М. Кейнс финансы также рассматривал как денежную форму капитала. Такое толкование финансов встречается и у современных авторов, специализирующихся на проблемах финансового рынка.

Возникновение большинства зарубежных научных экономических школ было связано с необходимостью решения конкретной экономической проблемы. Прикладной характер разработки экономических теорий предопределил рассмотрение финансов в зарубежной литературе в качестве средства решения задач на макро и микроуровне. Поэтому и в учебной литературе, и во многих современных зарубежных экономических словарях финансы определяются как наука по управлению денежными потоками или рассматриваются как один из экономических инструментов государственного регулирования. Определение финансов как метода управления денежными средствами встречается и в советской научной, а также справочной литературе в 1920-1930-е гг.

С 1940-х гг. отечественные экономисты начинают рассматривать финансы как экономическую категорию. Впервые финансы как систему экономических (производственных) отношений определил В.П. Дьяченко в монографии “К вопросу о сущности и функциях советских финансов”. С этого времени в советской литературе возникла дискуссия об области появления и действия финансовых отношений и их специфических чертах, позволяющих выделить финансы как самостоятельную категорию из многообразия экономических отношений. Так, в рамках трудовой теории стоимости сформировались две основные концепции сущности финансов: распределительная и воспроизводственная, представленные и в современной российской учебной литературе. Сторонники первой из них (В. М. Родионова, JI. А. Дробозина, С. И. Лушин и др.) связывают возникновение и функционирование финансов только со стадией распределения, не отрицая взаимообусловленности последней и процессов производства, обмена и потребления. В рамках второй концепции (Д. С. Моляков, Е. И. Шохин, Н. Г. Сычев и др.) финансы рассматриваются как категория, связанная со всеми стадиями общественного производства, в том числе обменом. Следствием этих противоположных позиций является разный состав финансовых ресурсов. В рамках воспроизводственной концепции денежные операции фактически совпадают с финансовыми, а финансовые ресурсы с денежными средствами. Но в этом случае, видимо, неверно говорить о самостоятельной категории, отличной от денег. С другой стороны, приверженцы воспроизводственной концепции ближе к некоторым современным подходам рассмотрения финансов как денежных потоков или как процессов создания фондов и капиталов для осуществления различных расходов, при которых не ставится задача разделения сущности явления и его внешних форм проявления.

Таким образом, финансы термин, в определении которого на сегодняшний день нет единой точки зрения. Разнообразие толкования финансов объясняется разными задачами использования этого понятия (академический или прикладной подход), различными философскими и экономическими школами.

2. Предпосылки возникновения финансов

Финансы являются исторической категорией, а так же появляются и поддаются каким-либо изменениям вместе с государством. Функциями и природой государства определяется сущность финансов, роль и сфера действия в процессе общественного воспроизводства, а так же закономерность их эволюции.

От общей совокупности денежных отношений финансы обособляются только в случае возникновения конкретных исторических предпосылок, которые оказывают значительное влияние на историю финансов в целом.

Первая предпосылка.Власть монархов была существенно ограничена в результате первых буржуазных революций. Главы государств не имели возможности единолично распоряжаться и пользоваться средствами из казны, не смотря на то, что монархические режимы сохранились. Последствием чего стало появление общегосударственного фонда денежных средств, то есть бюджета.

Регулярный характер носило формирование и использование бюджета, ч

то послужило почвой для возникновения системы государственных доходов и расходов, которая имела определенный состав, структуру и законодательное закрепление.

Исключительно в денежной форме стали взиматься все налоги, о чем нам рассказывает история финансов, были введены тесты по бухучету. Что стало значимым преимуществом, так как раньше государственные доходы формировались только при помощи трудовых повинностей и натуральных податей, то к концу девятнадцатого века доля денежных налогов составляла почти 90% всех доходов бюджета.

Этот этап развития денежных отношений и государственности в истории финансов стал возможным в полной мере для создания продукта в стоимостном выражении. Финансы выступают одновременно в исторической и экономической категориях, так как они имеют свойство возникать, развиваться и взаимодействовать со временем. История финансов выделяет во всем этом процессе два конкретных этапа. Первым из которых является этап неразвитой формы финансов, для которого характерно непроизводительное использование собранных средств, отсутствие развития в финансовой системе, слабое влияние бюджета на экономику, отсутствие других дополнительных звеньев, так как система состояла только из бюджета. Второй этап развития финансов обладает множеством звеньев, которые входят в состав финансовой системы, что позволяет оказывать высокую степень влияния на развитие экономики, а так же появляется большое разнообразие финансовых отношений.

3. Зарождение налоговой системы в Древней Руси

Финансовая система Руси стала складываться при князе Олеге, утвердившемся в Киеве в конце IX в. Он устанавливал дань, взимаемую с подвластных ему племен. Сначала дань была нерегулярной, затем стала систематическим прямым налогом. Этот период совпадает с периодом объединения древнерусского государства.

Дань взималась двумя способами: повозом, когда ее привозили в Киев, и полюдьем, когда князья и княжеские дружины сами ездили за ней.

Применялось в древней Руси и косвенное налогообложение в форме разнообразных торговых и судебных пошлин: за провоз товаров через горные заставы — “мыт”; за перевоз товаров через реки — “перевоз”; за право иметь склады — “гостиная”; за право устраивать рынки — “торговая”; при продаже взвешиваемых товаров — “номерное”; с измеряемых товаров — “осмичее”; при клеймении животных — “пятно”; при причаливании судов — “побережное”; за убийство — “вира”; за преступления — “продажа” и др.

Особое влияние на формирование российской налоговой системы оказало татаро-монгольское нашествие. В результате на русские княжества была наложена дань в форме прямого денежного налога — “выход”, взимаемого с каждой души мужского пола и с головы скота. Сначала дань взималась уполномоченными хана — баскаками, затем самими русскими князьями. Но существовал и другой способ взимания дани — откуп. Откупщиками выступали чаще всего хорезмские или хивинские купцы. Внося татарам единовременные суммы, они затем обогащались сами, увеличивая гнет на русские княжества. Во времена татаро-монгольского ига взимание прямых налогов в казну самой Руси стало практически невозможным, и главным источником внутренних доходов были торговые пошлины. финансы денежный налоговый пошлина

Избавление от татаро-монгольского ига не освободило население от налога, появившегося в форме дани, ее сбор был возложен на московского князя.

Уплата “выхода” была прекращена Иваном III (1440-1505) в 1480 г. но был введен новый прямой налог, имевший название “соха”. Его размер определялся на основании “сошного письма”, которое составлял писец, измерявший земельные площади, занимаемые дворами, и переводивший их в условные единицы — “сохи”. Соответственно на их основе писец определял величину налогов. “Соха” составляла около 0,5 десятины, ее размер был неодинаков и зависел от территории, качества почвы. “Соху” как единицу измерения отменили в 1679 г., когда единицей налогообложения стал “двор”. Косвенные налоги, в частности торговые пошлины, взимались через систему откупов, что служило серьезным препятствием для развития торговли в стране.

Необходимость содержать большую армию, вооружать и перевооружать ее вызвала необходимость введения налогов на покрытие военных расходов. К таким налогам можно отнести пищальные деньги, сбор на городовое и засечное дело, поляничные и стрелецкие деньги.

В структуре налоговых доходов русского государства значительную долю занимали косвенные налоги в виде таможенных и кабацких сборов, они давали казне более половины всех доходов. Практически каждый пятый рубль, собираемый в казну, использовался на военные цели, что свидетельствовало о военном характере российского бюджета.

В XV в. в нашей стране не была упорядочена ни финансовая, ни налоговая системы, что приводило к тяжелым последствиям. Так, во времена правления Алексея Михайловича (1629-1676) правительство для пополнения казны повысило косвенный налог (налог на соль — с 5 до 10 коп. за пуд). Расчет был на то, что соль потребляют все слои населения и налог разложится равномерно на всех. Однако на деле оказалось, что пострадало беднейшее население, которое кормилось главным образом рыбой из Волги, Оки и других рек. Выловленную рыбу тут же солили. После повышения налога солить рыбу оказалось невыгодным, она портилась в огромных количествах, население стало жить впроголодь.

В России соляной налог отменили после народных (соляных) бунтов в 1648 г.; началась работа по обоснованному упорядочению финансов. Прежде всего была введена четкая таможенная система вместо взимания случайных таможенных пошлин. Большое распространение получил введенный ранее налог на имущество, который взимался с переходившей по наследству земли со всех без исключения, даже с прямых наследников.

В эпоху Петра I (1672-1725) увеличились военные расходы, связанные с ведением войн, переоснащением армии, созданием российского флота. Все это происходило за счет увеличения налогов. Появились такие налоги, как драгунский сбор, гербовый сбор, сбор на постройку судов; значительно увеличились размеры уже существовавших налогов. Однако такие меры не решили основной задачи — пополнения государственной казны, и в 1717 г. было принято решение заменить огромное количество видов налогов одним прямым налогом (подушевой податью). Следует отметить, что в отличие от многих нынешних реформ петровская налоговая реформа была тщательно спланирована и продумана, в частности была проведена перепись населения с отдельным учетом душ мужского пола среди крестьян и иных категорий, которые должны были платить налоги. Петр I реорганизовал также управление финансами с учреждением камер-коллегий и штабс-контор, которые осуществляли непосредственный контроль за сбором налогов.

Введение подушевой подати кардинальным образом изменило структуру доходов, в которой этот налог занял главенствующее место и составил в первый год более 50% доходов российской казны. В это время косвенные налоги в общей структуре доходов равнялись четвертой части.

Итак, во время правления Петра I сформировалась принципиально новая налоговая система, в которой центральное положение было отведено подушевой подати. В первые годы ее введения поступления в бюджет резко возросли, но в последующие годы подушевая подать практически стала тормозом в развитии экономики России и многие годы оказывала негативное влияние на экономическое и социальное развитие страны. При Петре I проводилась активная протекционалистская политика, согласно которой устанавливались большие таможенные пошлины на ввоз импортных товаров в целях защиты отечественных производителей.

В царствование приемников Петра I кардинальных изменений в российской системе налогообложения не было, однако экономисты того времени уже осознали неэффективность подушевой подати как прямого налога без учета реальных доходов населения. Но подушевая подать продолжала существовать, хотя ее размер был уменьшен, в результате чего по сравнению с периодом правления Петра I доля прямых налогов снизилась почти на четверть. Был сделан акцент на увеличение косвенного налогообложения, вследствие этого доля косвенных налогов в доходах бюджета возросла до 31,8%.

При Екатерине II (1729-1796) проводились мероприятия по расширению сферы налогообложения. Так, в сферу налоговых отношений попали купеческие капиталы. Вследствие значительного роста расходов, связанных с ведением войн и содержанием двора, произошло увеличение размера подушевой подати и некоторых других налогов. Причем многие вопросы налогообложения вплоть до XIX в. решались зачастую в зависимости от потребностей власти. Серьезная проработка налоговых проблем началась лишь во второй половине XIX в.

Многие преобразования в области налогов относились к периоду правления Александра II (1818-1881). В частности, в это время были списаны все недоимки по налогам, при Министерстве финансов была создана специальная комиссия для пересмотра существующих податей и сборов, был усилен контроль за расходованием средств как в масштабах государства, так и в губерниях. С мещан вместо подушевой подати стали взимать налог с городской недвижимости (жилых домов, заводов, фабрик, складских помещений и др.). Многолетний опыт использования подушевой подати показал его недостатки, поскольку установление налога вне зависимости от возможностей населения рано или поздно обречено на неудачу. В России подушевая подать тяжким бременем ложилась на беднейшее население. Однако, несмотря на серьезную критику, она была отменена лишь в конце XIX в.

Важным шагом на пути налоговых реформ в царствование Александра II стала замена винных откупов питейными акцизами (1863), которые впоследствии приносили самые крупные доходы государству. Из-за системы винных откупов в государственный бюджет недопоступали огромные средства, происходило массовое казнокрадство, повышались цены на спиртное. Для обеспечения полноты сбора акцизов были образованы акцизные управления, которые контролировали сбор питейных акцизов.

Был отменен налог на соль (i88o), оказывавший негативное воздействие на уровень цен и уровень жизни малообеспеченного населения.

Наиболее крупные и прогрессивные изменения в налоговой сфере произошли в период правления Александра III (1845-1894)- Особенно весомые преобразования осуществлялись, когда Министерство финансов возглавляли Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте.

Н. X. Бунге большое внимание уделял улучшению налоговой системы, прежде всего за счет справедливого распределения налогового бремени с учетом возможности налогоплательщиков уплачивать конкретные налоги. Именно по инициативе Бунге началась поэтапная отмена подушевой подати (1883). Стали вводится новые налоги, такие как налог с наследства и дарений, 5%-ный налог на денежные капиталы, были повышены ставки поземельного налога, налога на недвижимость в городах. Бунге считал, что все эти новшества в дальнейшем должны будут привести к введению подоходного налога.

В 1885 г. были учреждены особые органы местного управления — податные инспекции. Главной задачей податных инспекторов стали наблюдение за правильностью распределения прямых налогов, изучение налоговых возможностей населения, контроль за ценами по важным товарным группам.

При И. А. Вышнеградском крупные изменения в системе налогообложения не проводились, в основном осуществлялась налоговая политика Бунге и увеличивались размеры уже действовавших налогов.

Существенные изменения в налоговой системе XIX в. произошли в бытность министром финансов С. Ю. Витте: проведена реформа торгово-промышленного налогообложения, предпринята попытка реализации принципа соразмерности налогообложения с учетом доходов населения. Например, был освобожден от налога безвозмездный переход сельской собственности к ближайшим родственникам, снижены ставки поземельного налога, установлен государственный квартирный сбор, повысились питейные акцизы, установлен табачный акциз.

В конце XIX в. в России сформировалась вполне цивилизованная налоговая система, взимались прямые и косвенные налоги, в определенной мере учитывалась налогоспособность населения (отменена подушевая подать), работала система контроля за сбором налогов. В структуре налогов основную доходообразующую роль играли косвенные налоги, в частности в 1897 г. их доля превысила 85%. В этом заключалась особенность российской налоговой системы — до этого ни в одной европейской стране косвенные налоги не играли столь значительную роль. Причина состояла прежде всего в отмене подушевой подати, а также в том, что потери не были возмещены введением других прямых налогов, т.е. основная налоговая нагрузка падала на беднейшее население.

Можно сказать, что отмена подушевой подати создала условия для введения подоходного налогообложения, возможность применения данного налога к тому времени была неплохо проработана теоретически, к тому же имелся опыт его использования в развитых странах. В конце XIX в. основным источником доходов бюджета служил питейный акциз, следующими по значению косвенными налогами были пошлины. Появились и новые акцизы, в частности нефтяной и спичечный. Введение новых налогов свидетельствовало о расширении сферы налогообложения. Увеличивались поступления от прямых налогов: промыслового налога, налога с городского недвижимого имущества, поземельного налога.

Начало XX в. для России — период бурного развития капитализма: подъем промышленности, торговли; концентрация производства и капитала; строительная лихорадка; громадный приток иностранного капитала.

Этому способствовали налоговые льготы. Доходы государственного бюджета стремительно увеличивались — только с 1907 по 1910 г. их прирост был таким же, как в 1891-1899 гг., и составил 4,1 млн руб. Сумма налогов на торговлю и промыслы также быстро росла не благодаря увеличению размера налогов, а именно за счет расширения сферы налогообложения (развития торговли). По-прежнему приоритет в общем объеме налоговых поступлений принадлежал косвенным налогам, среди которых выделялись акцизы и таможенные сборы. Среди прямых налогов лидирующее положение занимал промысловый налог.

К сожалению, плодотворное развитие экономики в общем и налоговой системы в частности было прервано Первой мировой войной, двумя революциями и Гражданской войной.

В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития финансовой сферы. Практиковались административные методы изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджеты страны, что в итоге привело к кризису.

В конце ХХ в. начался новый этап реформирования российской экономики и налоговой системы, связанный с переходом от административно-командной системы управления к современному рыночному хозяйствованию и построению цивилизованной налоговой системы.

Понятие “финансы” возникло ещё в XIII веке, а произошло это в итальянских торговых кругах. Первоначально, слово обозначало только то, для чего применялось, а именно: оплата совершенной сделки (примерно так и переводится слово “financia” с латыни)

Нововведение прижилось и популяризировалось, а значение слова “финансы” расширилось до глобального и многозначительного – “система денежных отношений”.

Возникали и развивались отношения в товарно-денежной сфере, укреплялась структура государств, а финансы, неразрывно связанные с этими процессами, прочно зафиксировались в словарях всего мира как базовый термин. При этом, для каждого государства, и сами финансы, и пути их формирования, и значение в обществе, получили признаки уникальности, обусловленные экономикой, географией и политикой конкретной страны.

Как категория, финансы вошли и в Мировую Историю, и это было связано с процессами разделения труда в обществе, расслоением самого общества на группы-социумы, возникновением государства, зарождением и становлением предпринимательства. Финансы в капиталистическом обществе совершенно необходимы. Без системы финансов невозможно урегулировать отношения в таком многогранном процессе, как создание и потребление Внутреннего Валового Продукта. И совершенно ясно: чем значительнее объёмы производства, тем шире возможности государства, поэтому роль финансов неумолимо возрастает и усиливается. Создаются централизованные фонды и бюджеты, средства которых идут, прежде всего, на военные и административные нужды. Также, важнейшие статьи расходов: инвестиции в энергоресурсы, в агропромышленный комплекс, в науку, здравоохранение, экологию, культуру… Но, баланс потребностей не является величиной постоянной на разных этапах развития общества.

Список использованной литературы

1. История финансового законодательства России: Учебное пособие. – М.:ИКЦ “МарТ”.- 2003

2. Коломиец А.Г. Становление финансовой системы русского централизованного государства и реформы середины XVI столетия. //Финансы. – 1995. – № 7. – С.56.

3. Коломиец А.Г. Государственные финансы России в XVII столетии. //Финансы. – 1995. – № 12. – С. 48.

4. Пушкарева М.В. Становление финансовой науки в России (1801-1860гг.) //Финансы. – №1, 2006.

5. Сабанти Б.М. История финансов России. М.: Финансы, 1994

Источник

Финансы как историческая категория

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие финансов

Финансы – это комплекс денежных отношений, возникающих между государством и частными лицами, экономическими субъектами по вопросам формирования государственных фондов финансовых ресурсов.

Так, данный термин на сегодняшний день характеризует:

Стоит отметить, что финансы всегда являются денежными отношениями, несмотря на то, что не все денежные отношения можно называть финансовыми.

Таким образом, финансы представляют собой комплекс денежных отношений, который организован государством, в результате которых реализовано формирование и расходование государственных фондов финансовых ресурсов для дальнейшего решения экономических, социальных и прочих задач.

Предпосылки возникновения финансов

Финансы выступают в качестве исторической категории, в связи с тем, что они возникают и изменяются вместе с государством. Функциями и природой государства в значительной мере предопределена сущность финансов, значение и сфера их действия в процессе общественного воспроизводства, а также закономерность их развития.

От системы денежных отношений финансы отделяются, как правило, только в случае возникновения определенных исторических предпосылок, оказывающих значительное влияние на историю развития финансов в целом.

Готовые работы на аналогичную тему

Рассмотрим основные предпосылки развития финансов.

Предпосылка № 1. Власть монархов была достаточно сильно ограничена в результате первых буржуазных революций. Монархи были не вправе единолично распоряжаться финансовыми ресурсами из казны, несмотря на то, что монархические режимы сохранились. Последствием чего стало возникновение государственного фонда финансовых ресурсов, то есть государственного бюджета;

Предпосылка № 2. Постоянный характер носило формирование и использование бюджета, что послужило почвой для возникновения системы государственных доходов и расходов, имеющей определенный состав, структуру и регулирование на законодательном уровне;

Предпосылка № 3. В ходе развития финансов все сборы, обязательные платежи и налоги стали взиматься только в денежной форме, были внедрены первые методы бухгалтерского учета, что стало значимым преимуществом, так как раньше государственные доходы формировались только посредством трудовых повинностей и натуральных податей.

Происхождение термина «финансы»

История термина «финансы» достаточно долгая, т.к. развитие данного термина прошло несколько стадий. По мнению проф. Б.М. Сабанти, на современном этапе развития достаточно сложно указать автора, который ввел в обиход это понятие. Первоначально в XIII XV вв. термин «финансы» подразумевал какой-либо денежный платеж. Несколько позже, а именно с XVI по XIX в., в научных трудах финансы стали связывать с формированием доходов государства и их дальнейшим расходованием.

В XIX в. в качестве одной из почтительных особенностей финансовых отношений ученые того времени выделяли признак императивности, утверждая, что финансовые отношения могут быть сформированы исключительно государством в государственно-властном порядке.

На современно этапе признак императивности в отношении финансовых до сих пор используются огромным количеством ученых, несмотря на то, что он входит в некоторое противоречие с признаваемым специалистами объективным характером возникновения и развития финансов.

С XIX в. в специализированной финансовой литературе понятие «финансы» относилось к совокупности денежных операций, отдельных хозяйствующих единица и экономических субъектов, коммерческих банковских структур, а не только на доходы и расходы государства. При этом довольно часто в этот период отождествляются термины «банковский капитал» и «финансовый капитал». Так, например, Дж. М. Кейнс финансы предлагал рассматривать как денежную форму капитала.

Возникновение огромного количества зарубежных научных школ было обусловлено необходимостью решения определенных экономической проблемы. Прикладной характер разработки экономических теорий в значительной предопределил рассмотрение финансов в научной литературе в качестве одного из инструментов решения задач как на макроэкономическом, так и на микроэкономическом уровне. В связи с чем, в большинстве учебников по экономике и прочих научных труда финансы определены как наука по управлению финансовыми ресурсами или рассматриваются как одно из наиболее эффективных средств государственного регулирования. Определение финансов как способов управления финансовыми ресурсами встречается и в советской научной, а также справочной литературе.

С 1940-х гг. российские экономисты начинают рассматривать финансы как одну из экономических категорий. Так, впервые финансы как систему экономических отношений определил В.П. Дьяченко в монографии «К вопросу о сущности и функциях советских финансов». Именно с этого момента в советской литературе возникла неутихающая достаточно долгое время дискуссия о сфере появления и действия финансовых отношений и их специфических чертах, которые позволяют выделить финансы как самостоятельную категорию.

Таким образом, можно сказать, что термин «финансы» является термином, в определении которого на современном этапе развития не сформировано единого мнения. Разнообразие толкования финансов связано с различными целями использования этого понятия разными философскими и экономическими школами.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *