почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту а можно лишь приближать к ней
Cборник
практических работ
по химии
9 КЛАСС
Продолжение. См. № 34, 35, 36, 37/2003
Практическая работа 12.
Получение и свойства аммиака
и его водного раствора
tсжиж = –33,35 °C (при p = 9•10 5 Па), tзатверд = –77,7 °С.
Хорошо растворим в воде (700 объемов NH3 в 1 объеме воды), спиртах, бензоле, ацетоне.
Неподеленная электронная пара атома азота усиливает полярность молекулы аммиака. С этим связана легкость его сжижения и высокая теплота парообразования. Жидкий аммиак, подобно воде, хороший растворитель ионных соединений.
Молекула NH3 cпособна к структурной инверсии (атом азота постоянно перемещается перпендикулярно плоскости основания пирамиды, оказываясь то над, то под ней). Инверсия сопровождается излучением в диапазоне сверхвысоких частот (СВЧ). Это послужило основой мазера – генератора излучения (аналогично лазеру).
Аммиак – очень реакционноспособное вещество.
Реакции присоединения
За счет неподеленной электронной пары атом азота (донор) способен образовывать координационную связь с атомом-акцептором (имеющим вакантные ячейки в валентном слое). Легче всего происходит присоединение протона (Н+) из воды и кислот:
Способность молекул NH3 притягивать протоны (Н + ) – свойство основания.
Реакции окисления
Аммиак – сильный восстановитель. При нагревании с хлором, бромом, кислородом, пероксидом водорода образуется свободный азот (N2):
В присутствии катализатора (сплав Pt и Rh) идет процесс:
В промышленности аммиак получают прямым синтезом из азота и водорода. Аммиак используется главным образом в производстве азотной кислоты и азотных удобрений – натриевой, калиевой, аммиачной селитры, сульфата аммония (NaNO3, KNO3, NH4NO3, (NH4)2SO4), карбамида (CO(NH2)2), аммофосов (NH4H2PO4, (NH4)2HPO4); применяется как хладагент в холодильных установках.
В лабораторных условиях аммиак получают из солей аммония.
Аммиак требует осторожного обращения из-за физиологической активности, он поражает дыхательные пути (обезвоживание).
Порядок работы | Задания | Наблюдения и выводы |
---|---|---|
(Прибор не разбирать.) |
.
На основе электронного баланса написать уравнение реакции, учитывая, что данный процесс ведется без катализатора
…
а лишь приближать к ним? Описать наблюдения и ощущения (нюхать осторожно!).
…
Практическая работа № 13.
Азотная кислота.
Нитраты
Цели. Закрепить знания о свойствах азотной кислоты, ее окислительной активности, свойствах нитратов, умение распознавать нитрат-анион.
Оборудование и реактивы. Шпатель (3 шт.), Г-образная газоотводная трубка, выпаривательная чашечка, железный штатив с кольцом и лапкой, штатив с химическими пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, санитарная склянка, лучина; азотная кислота (разб. и конц.), набор индикаторов, оксид меди(II), медь (стружки), FeCl3 (р-р), NаОН (р-р), Na2CO3 (крист.), Сa(OH)2 (известковая вода), дифениламиновый индикатор (C6H5)2NH в конц. H2SO4, сера, BaCl2 (р-р), водный аммиак, NaNO3 (крист.), уголь древесный (С), белок (p-р альбумина), AgNO3 (р-р), в пробирках № 1–3 – растворы нитрата, хлорида и сульфата натрия.
Диссоциация в воде:
4HNO3 = 2H2O + 4NO2 + O2
.
Подобная реакция происходит и на свету. Замерзает при –41,15 °С. Смешивается с водой в любых соотношениях. Устойчива лишь в твердом состоянии (при плавлении: 2HNO3 = H2O + N2O5). Массовая доля кислоты (HNO3), используемой в лаборатории, обычно 65% (
= 1,4 г/см 3 ). На воздухе «дымит», переливать только под тягой.
Сильная одноосновная кислородсодержащая кислота проявляет общие с другими кислотами свойства и, являясь сильным окислителем, специфические свойства.
Задание 1. К общим свойствам кислот относятся: окраска индикаторов, реакции ионного обмена с основными и амфотерными оксидами, основаниями (нерастворимыми и щелочами), солями более слабых и более летучих кислот. Выберите необходимые реагенты, проверьте опытным путем их взаимодействие с разбавленной HNO3, заполните таблицу и сделайте выводы.
Cборник
практических работ
по химии
9 КЛАСС
Продолжение. См. № 34, 35, 36, 37/2003
Практическая работа 12.
Получение и свойства аммиака
и его водного раствора
tсжиж = –33,35 °C (при p = 9•10 5 Па), tзатверд = –77,7 °С.
Хорошо растворим в воде (700 объемов NH3 в 1 объеме воды), спиртах, бензоле, ацетоне.
Неподеленная электронная пара атома азота усиливает полярность молекулы аммиака. С этим связана легкость его сжижения и высокая теплота парообразования. Жидкий аммиак, подобно воде, хороший растворитель ионных соединений.
Молекула NH3 cпособна к структурной инверсии (атом азота постоянно перемещается перпендикулярно плоскости основания пирамиды, оказываясь то над, то под ней). Инверсия сопровождается излучением в диапазоне сверхвысоких частот (СВЧ). Это послужило основой мазера – генератора излучения (аналогично лазеру).
Аммиак – очень реакционноспособное вещество.
Реакции присоединения
За счет неподеленной электронной пары атом азота (донор) способен образовывать координационную связь с атомом-акцептором (имеющим вакантные ячейки в валентном слое). Легче всего происходит присоединение протона (Н+) из воды и кислот:
Способность молекул NH3 притягивать протоны (Н + ) – свойство основания.
Реакции окисления
Аммиак – сильный восстановитель. При нагревании с хлором, бромом, кислородом, пероксидом водорода образуется свободный азот (N2):
В присутствии катализатора (сплав Pt и Rh) идет процесс:
В промышленности аммиак получают прямым синтезом из азота и водорода. Аммиак используется главным образом в производстве азотной кислоты и азотных удобрений – натриевой, калиевой, аммиачной селитры, сульфата аммония (NaNO3, KNO3, NH4NO3, (NH4)2SO4), карбамида (CO(NH2)2), аммофосов (NH4H2PO4, (NH4)2HPO4); применяется как хладагент в холодильных установках.
В лабораторных условиях аммиак получают из солей аммония.
Аммиак требует осторожного обращения из-за физиологической активности, он поражает дыхательные пути (обезвоживание).
Порядок работы | Задания | Наблюдения и выводы |
---|---|---|
(Прибор не разбирать.) |
.
На основе электронного баланса написать уравнение реакции, учитывая, что данный процесс ведется без катализатора
…
а лишь приближать к ним? Описать наблюдения и ощущения (нюхать осторожно!).
…
Практическая работа № 13.
Азотная кислота.
Нитраты
Цели. Закрепить знания о свойствах азотной кислоты, ее окислительной активности, свойствах нитратов, умение распознавать нитрат-анион.
Оборудование и реактивы. Шпатель (3 шт.), Г-образная газоотводная трубка, выпаривательная чашечка, железный штатив с кольцом и лапкой, штатив с химическими пробирками, спиртовка, спички, держатель для пробирок, санитарная склянка, лучина; азотная кислота (разб. и конц.), набор индикаторов, оксид меди(II), медь (стружки), FeCl3 (р-р), NаОН (р-р), Na2CO3 (крист.), Сa(OH)2 (известковая вода), дифениламиновый индикатор (C6H5)2NH в конц. H2SO4, сера, BaCl2 (р-р), водный аммиак, NaNO3 (крист.), уголь древесный (С), белок (p-р альбумина), AgNO3 (р-р), в пробирках № 1–3 – растворы нитрата, хлорида и сульфата натрия.
Диссоциация в воде:
4HNO3 = 2H2O + 4NO2 + O2
.
Подобная реакция происходит и на свету. Замерзает при –41,15 °С. Смешивается с водой в любых соотношениях. Устойчива лишь в твердом состоянии (при плавлении: 2HNO3 = H2O + N2O5). Массовая доля кислоты (HNO3), используемой в лаборатории, обычно 65% (
= 1,4 г/см 3 ). На воздухе «дымит», переливать только под тягой.
Сильная одноосновная кислородсодержащая кислота проявляет общие с другими кислотами свойства и, являясь сильным окислителем, специфические свойства.
Задание 1. К общим свойствам кислот относятся: окраска индикаторов, реакции ионного обмена с основными и амфотерными оксидами, основаниями (нерастворимыми и щелочами), солями более слабых и более летучих кислот. Выберите необходимые реагенты, проверьте опытным путем их взаимодействие с разбавленной HNO3, заполните таблицу и сделайте выводы.
«Практикум по химии» 9 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Практическая работа № 1
Решение экспериментальных задач
по теме «Электролитическая диссоциация»
Цель работы: опытным путем подтвердить случаи протекания реакций ионного обмена до конца.
Реактивы и оборудование: серная кислота, цинк, хлорид кальция, карбонат натрия, сульфит натрия, соляная кислота, гидроксид натрия, штатив с пробирками.
Налейте в пробирку 1-2 мл серной кислоты и опустите в нее кусочек цинка. Составьте уравнение реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде, покажите переход электронов и объясните, что в этой реакции является окислителем.
Осуществите реакции, схемы которых даны:
Составьте уравнение реакций в молекулярном и ионном виде.
Задание : сделайте вывод о проделанной работе.
Практическая работа № 1
Решение экспериментальных задач
по теме «Электролитическая диссоциация»
Цель работы: опытным путем подтвердить случаи протекания реакций ионного обмена до конца.
Реактивы и оборудование: гидроксид натрия, сульфат калия, карбонат натрия, штатив, 3 пробирки с раствором хлорида магния, гранулы алюминия, соляная кислота, хлорид меди, канцелярские скрепки, гранулы цинка.
В трех пробирках дан раствор хлорида магния. В каждую из пробирок последовательно прилейте следующие растворы: а) гидроксида натрия; б) сульфата калия; в) карбоната натрия. Составьте уравнения реакций, идущих до конца, в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Осуществите реакции, схемы которых даны:
Составьте уравнение реакций в молекулярном и ионном виде.
Задание : сделайте вывод о проделанной работе.
Практическая работа № 1
Решение экспериментальных задач
по теме «Электролитическая диссоциация»
Цель работы: опытным путем подтвердить случаи протекания реакций ионного обмена до конца.
Реактивы и оборудование: соляная кислота, карбонат калия, сульфид натрия, серная кислота, хлорид железа( III ), гидроксид натрия, хлорид меди, штатив, пробирки.
Даны растворы: а) карбоната калия и соляной кислоты; б) сульфида натрия и серной кислоты. Слейте попарно эти растворы, осторожно понюхайте и определите, в каких случаях реакции идут до конца и почему. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Пользуясь растворами, находящимися на столе, получите: а) гидроксид железа ( III ); б) гидроксид меди ( II ). Составьте молекулярные, ионные и сокращенные ионные уравнения соответствующих реакций.
Задание : сделайте вывод о проделанной работе.
Практическая работа № 1
Решение экспериментальных задач
по теме «Электролитическая диссоциация»
Цель работы: опытным путем подтвердить случаи протекания реакций ионного обмена до конца.
Реактивы и оборудование: сульфид натрия, серная кислота, сульфат меди, гидроксид натрия, гранулы цинка, штатив, пробирки.
Даны растворы: г) сульфида натрия и серной кислоты; д) сульфата меди ( II ) и гидроксида натрия. Слейте попарно эти растворы, осторожно понюхайте и определите, в каких случаях реакции идут до конца и почему. Составьте уравнения соответствующих реакций в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Проделайте реакцию между цинком и серной кислотой. Составьте уравнение реакции, покажите переход электронов. Что является окислителем и что — восстановителем?
Задание : сделайте вывод о проделанной работе.
Практическая работа № 1
Решение экспериментальных задач
по теме «Электролитическая диссоциация»
Цель работы: опытным путем подтвердить случаи протекания реакций ионного обмена до конца.
Реактивы и оборудование: гранулы алюминия, соляная кислота, хлорид кальция, карбонат натрия, штатив, пробирки.
Проделайте реакцию между соляной кислотой и алюминием. Составьте уравнение реакции, покажите переход электронов. Что является окислителем и что — восстановителем?
Пользуясь растворами, находящимися на столе, получите: в) оксид углерода ( IV ); г) карбонат кальция. Составьте молекулярные, ионные и сокращенные ионные уравнения соответствующих реакций.
Задание : сделайте вывод о проделанной работе.
Практическая работа № 2
Решение экспериментальных задач
по теме «Подгруппа кислорода»
Цель работы: опытным путем подтвердить качественный состав выданных веществ.
Реактивы и оборудование: в пронумерованных пробирках — растворы сульфата натрия, хлорида натрия, серной кислоты; индикаторы фенолфталеин и лакмус, серная кислота, штатив с пробирками.
Даны пронумерованные пробирки с растворами: а) сульфата натрия; б) хлорида натрия; в) серной кислоты. Пользуясь растворами, находящимися на столе, опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из указанных веществ.
Составьте уравнения проделанных вами реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
С помощью реактивов, находящихся на столе, проделайте опыты по осуществлению следующих превращений:
оксид меди ( II ) → сульфат меди ( II )
Составьте уравнения проделанных вами реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
Задание : сделайте вывод о проделанной работе.
Практическая работа № 2
Решение экспериментальных задач
по теме «Подгруппа кислорода»
Цель работы: опытным путем подтвердить качественный состав выданных веществ.
Реактивы и оборудование: гранулы цинка, растворы сульфата меди ( II ), хлорида бария, соляной кислоты, гидроксида натрия.
Дан раствор сульфата меди ( II ). Получите из него раствор хлорида меди ( II ). Составьте уравнения проделанных вами реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
С помощью реактивов, находящихся на столе, проделайте опыты по осуществлению следующих превращений:
цинк → хлорид цинка → гидроксид цинка
Составьте уравнения проделанных вами реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
Задание : сделайте вывод о проделанной работе.
Практическая работа № 2
Решение экспериментальных задач
по теме «Подгруппа кислорода»
Цель работы: опытным путем подтвердить качественный состав выданных
Реактивы и оборудование: 4 пронумерованные пробирки с растворами иодида калия, сульфата калия, хлорида калия, бромида калия; растворы серной кислоты, хлорида натрия, хлорида кальция, хлорида меди ( II ), гранулы цинка.
Даны четыре пронумерованные пробирки, в которых находятся следующие соли калия: иодид, сульфат, хлорид, бромид. Определите при помощи характерных реакций каждое из данных веществ.
Составьте уравнения проделанных вами реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
Даны вещества: серная кислота, цинк, растворы хлорида натрия, хлорида кальция, хлорида меди ( II ). Проверьте опытным путем, с какими веществами реагирует серная кислота. Почему? Какие реакции относятся к окислительно-восстановительным? Ответ мотивируйте.
Составьте уравнения проделанных вами реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
Задание : сделайте вывод о проделанной работе.
Практическая работа № 2
Решение экспериментальных задач
по теме «Подгруппа кислорода»
Цель работы: опытным путем подтвердить качественный состав выданных
Реактивы и оборудование: гранулы цинка, серная кислота, гидроксид натрия, соляная кислота, нитрат серебра, хлорид бария, индикаторы.
С помощью реактивов, находящихся на столе, проделайте опыты по осуществлению следующих превращений:
цинк → сульфат цинка → гидроксид цинка
Составьте уравнения проделанных вами реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
Проделайте реакции, подтверждающие качественный состав серной и соляной кислот.
Составьте уравнения проделанных вами реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
Задание : сделайте вывод о проделанной работе.
Практическая работа № 3
Получение аммиака и опыты с ним. Ознакомление со свойствами водного раствора аммиака
Цель работы: получить аммиак и ознакомиться со свойствами водного раствора аммиака.
Опыт 1. Получение аммиака и растворение его в воде.
2. Как только почувствуете острый запах ( нюхать осторожно! ), пробирку с газом, не переворачивая, закройте пробкой, погрузите ее в сосуд с водой и откройте пробку под водой.
3. После заполнения пробирки водой закройте ее отверстие пробкой и выньте пробирку из воды. В полученный раствор поместите красную лакмусовую бумагу – она синеет. Затем добавьте к раствору несколько капель раствора фенолфталеина.
З а д а н и я. 1. О выделении какого газа свидетельствуют ваши наблюдения? Напишите уравнение соответствующей реакции.
2. Какое вещество образуется при растворении полученного газа в воде? Какие наблюдения подтверждают этот вывод? Напишите уравнение данной реакции.
Опыт 2. Горение аммиака в кислороде.
Соберите прибор для получения газов. Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция слегка нагрейте. Газоотводную трубку введите в стеклянный цилиндр с кислородом и при помощи лучинки подожгите газ.
З а д а н и я. 1. Какие вещества образуются в процессе горения аммиака? Напишите уравнение соответствующей реакции, если известно, что при горении аммиака в кислороде выделяется свободный азот.
2. Подчеркните в уравнении одной чертой окислитель, а двумя – восстановитель.
Опыт 3. Взаимодействие аммиака с кислотами.
Соберите прибор, как для предыдущего опыта. Пробирку со смесью хлорида аммония и гидроксида кальция слегка нагрейте. Газоотводную трубку последовательно введите в пробирки, в которых налито по 1 мл концентрированных азотной, соляной и серной кислот. Конец газоотводной трубки должен находиться на расстоянии 5-6 мм от поверхности кислоты.
З а д а н и я. 1. Как объяснить появление «белого дыма»? Напишите уравнения соответствующих реакций.
2. Почему конец газоотводной трубки нельзя погружать в кислоту, а можно лишь приближать к ней?
Опыт 4. Свойства водного раствора аммиака.
В две пробирки налейте водный раствор аммиака. В одну из них опустите красную лакмусовую бумагу. В другую пробирку добавьте несколько капель раствора фенолфталеина, а затем немного разбавленной соляной кислоты.
З а д а н и я. 1. О каких свойствах водного раствора аммиака свидетельствует его действие на индикаторы? Как это можно объяснить с позиции теории электролитической диссоциации?
2. Что происходит при действии на водный раствор аммиака кислоты?
3. Составьте уравнение соответствующей химической реакции в молекулярном, ионном и сокращенном ионном виде.
Задание : сделайте вывод о проделанной работе.
Практическая работа № 4
Определение минеральных удобрений
Решение экспериментальных задач
Цель работы: опытным путем распознать выданные в пронумерованных пробирках минеральные удобрения, решить экспериментальные задачи по теме «Азот и фосфор».
Реактивы и оборудование: в двух пронумерованных пробирках образцы минеральных удобрений, вода, растворы хлорида бария, нитрата серебра( I ), соляной кислоты, кристаллические хлорид аммония и гидроксид кальция, индикаторы, таблица «Определение минеральных удобрений».
В двух пронумерованных пробирках суперфосфат и сульфат аммония. Определите, в какой пробирке находится каждое из указанных удобрений, используя таблицу «Определение минеральных удобрений» и характерные реакции (анализ начинайте с определения кислотного остатка). Составьте уравнения происходящих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Получите аммиак и проделайте с ним характерные химические реакции.
Составьте уравнения происходящих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Задание : сделайте вывод о проделанной работе.
Практическая работа № 4
Определение минеральных удобрений
Решение экспериментальных задач
Цель работы: опытным путем распознать выданные в пронумерованных пробирках минеральные удобрения, решить экспериментальные задачи по теме «Азот и фосфор».
Реактивы и оборудование: в двух пронумерованных пробирках образцы минеральных удобрений, вода, растворы хлорида бария, нитрата серебра( I ), серной кислоты, ортофосфорной кислоты, таблица «Определение минеральных удобрений».
В двух пронумерованных пробирках нитрат аммония и хлорид аммония. Определите, в какой пробирке находится каждое из указанных удобрений, используя таблицу «Определение минеральных удобрений» и характерные реакции (анализ начинайте с определения кислотного остатка). Составьте уравнения происходящих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
При помощи характерных реакций подтвердите качественный состав ортофосфорной и серной кислот. Составьте уравнения происходящих реакций в молекулярном, полном и сокращенном ионном виде.
Задание : сделайте вывод о проделанной работе.
Практическая работа № 5
Получение оксида углерода ( IV ) и изучение его свойств. Распознавание карбонатов.
Цель работы: 1) получить оксид углерода ( IV ) и опытным путем изучить его свойства; 2) с помощью характерных реакций распознать карбонат кальция.
Реактивы и оборудование: мел (мрамор ), соляная кислота, дистиллированная вода, раствор гидроксида натрия, в трех пробирках белые кристаллические вещества, пробка с газоотводной трубкой, индикаторы, штатив с пробирками.
Опыт 1. Получение оксида углерода ( IV ) и определение его свойств.
Поместите в пробирку несколько кусочков мела или мрамора и прилейте немного разбавленной соляной кислоты.
Пробирку быстро закройте пробкой с газоотводной трубкой. Конец трубки поместите в другую пробирку, в которой находится 2-3 мл известковой воды.
Несколько минут продолжайте пропускать газ.
Конец газоотводной трубки выньте из раствора и сполосните его в дистиллированной воде. Затем поместите трубку в пробирку с 2-3 мл дистиллированной воды и пропустите через нее газ. Через несколько минут выньте трубку из раствора, добавьте к полученному раствору несколько капель раствора синего лакмуса.
В пробирку налейте 2-3 мл разбавленного раствора гидроксида натрия и добавьте к нему несколько капель фенолфталеина. Затем через раствор пропустите газ.
З а д а н и я. 1. Что происходит, если на мел или мрамор подействовать соляной кислотой?
2. Почему при пропускании газа через раствор известковой воды сначала происходит помутнение, а затем взвесь растворяется?
3. Что происходит при пропускании оксида углерода ( IV ) через дистиллированную воду?
4. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
Опыт 2. Распознавание карбонатов.
В четырех пробирках даны кристаллические вещества: сульфат натрия, хлорид цинка, карбонат калия, силикат натрия. Определите, какое вещество находится в каждой пробирке.
З а д а н и я. 1. На основе выполненных опытов сделайте вывод, что является характерной качественной реакцией на карбонат-ион.
2. Составьте уравнения реакций в молекулярном, полном ионном и сокращенном ионном виде.
Задание : сделайте вывод о проделанной работе.
- почему колокола можно рассматривать как выдающиеся произведения декоративно прикладного искусства
- почему кость помещенная в соляную кислоту можно свернуть в кольцо