почему одним можно а другим нельзя
Что такое двойные стандарты, или Почему одним можно, а другим нельзя
Любовь Карась
В одинаковых обстоятельствах кто-то может выйти сухим из воды, а будет наказан. Политика двойных стандартов наблюдается не только в международных отношениях, но и в повседневной жизни. И причина такой несправедливой оценки связана с одним из когнитивных искажений. Рассказываем, почему возникают двойные стандарты, где они проявляются и как с этим бороться.
Откуда взялись двойные стандарты и почему это удобно
Двойные стандарты — это разные принципы оценки субъекта одной и той же ситуации в зависимости от его отношения к участникам и собственных предубеждений. И чаще всего ключевую роль здесь играют расовая принадлежность, национальность, пол, возраст. Одним поступок будет простителен, другие же подвергнутся осуждению. Также эта оценка зависит и от того, бывал ли сам субъект в той или иной ситуации. Причина возникновения двойных стандартов объясняется одним из когнитивных искажений — ошибкой атрибуции.
В социальной психологии под термином «ошибка атрибуции» подразумевают поиск причин поведения других людей. Они могут быть внешними и внутренними. К первым относятся факторы, вынудившие что-либо сделать. К внутренним — индивидуальные характеристики человека.
Например, если незнакомый человек сядет пьяным за руль, его сразу назовут преступником. Если же это совершит знакомый и симпатичный вам человек, то к подобному выводу вы, возможно, придете не сразу (или не придете вовсе). Начнете искать оправдания и делать предположения (например, у него могло произойти неприятное событие в жизни, из-за чего он оказался в таком состоянии).
Двойные стандарты помогают выбирать лучшие, наиболее выгодные условия. То, что запрещено одним, оказывается позволительно другим
Примеры двойных стандартов
Обратимся к ситуациям на работе. Если вы приходите в болезненном состоянии на работу, то ощущаете себя трудягой. Если же это делает кто-то другой, то его, скорее всего, назовут безответственным разносчиком вирусов. При этом смысла от работы в таком состоянии практически не будет.
Другой пример: девушка может обвинить флиртующего с ней коллегу в харассменте, если он ей несимпатичен. Однако обрадуется проявлению внимания со стороны приятного ей мужчины.
Освободиться от двойных стандартов позволяет развитие критического мышления: именно благодаря ему мы учимся объективно оценивать ситуацию и подвергать сомнению собственные суждения. Это, в свою очередь, позволяет составлять более правильную и цельную картину мира — без фейков, стереотипов и навязанных обществом установок.
Что такое двойные стандарты, или Почему одним можно, а другим нельзя
Любовь Карась
В одинаковых обстоятельствах кто-то может выйти сухим из воды, а будет наказан. Политика двойных стандартов наблюдается не только в международных отношениях, но и в повседневной жизни. И причина такой несправедливой оценки связана с одним из когнитивных искажений. Рассказываем, почему возникают двойные стандарты, где они проявляются и как с этим бороться.
Откуда взялись двойные стандарты и почему это удобно
Двойные стандарты — это разные принципы оценки субъекта одной и той же ситуации в зависимости от его отношения к участникам и собственных предубеждений. И чаще всего ключевую роль здесь играют расовая принадлежность, национальность, пол, возраст. Одним поступок будет простителен, другие же подвергнутся осуждению. Также эта оценка зависит и от того, бывал ли сам субъект в той или иной ситуации. Причина возникновения двойных стандартов объясняется одним из когнитивных искажений — ошибкой атрибуции.
В социальной психологии под термином «ошибка атрибуции» подразумевают поиск причин поведения других людей. Они могут быть внешними и внутренними. К первым относятся факторы, вынудившие что-либо сделать. К внутренним — индивидуальные характеристики человека.
Например, если незнакомый человек сядет пьяным за руль, его сразу назовут преступником. Если же это совершит знакомый и симпатичный вам человек, то к подобному выводу вы, возможно, придете не сразу (или не придете вовсе). Начнете искать оправдания и делать предположения (например, у него могло произойти неприятное событие в жизни, из-за чего он оказался в таком состоянии).
Двойные стандарты помогают выбирать лучшие, наиболее выгодные условия. То, что запрещено одним, оказывается позволительно другим
Примеры двойных стандартов
Обратимся к ситуациям на работе. Если вы приходите в болезненном состоянии на работу, то ощущаете себя трудягой. Если же это делает кто-то другой, то его, скорее всего, назовут безответственным разносчиком вирусов. При этом смысла от работы в таком состоянии практически не будет.
Другой пример: девушка может обвинить флиртующего с ней коллегу в харассменте, если он ей несимпатичен. Однако обрадуется проявлению внимания со стороны приятного ей мужчины.
Освободиться от двойных стандартов позволяет развитие критического мышления: именно благодаря ему мы учимся объективно оценивать ситуацию и подвергать сомнению собственные суждения. Это, в свою очередь, позволяет составлять более правильную и цельную картину мира — без фейков, стереотипов и навязанных обществом установок.
Ошибки: почему одним «можно», а другим «нельзя» и как это исправить?
Для многих из нас ошибка сродни катастрофе: допустив оплошность, одни люди бесконечно корят себя за провал, а другие могут вовсе уйти в депрессию. Однако психологами уже давно доказано, что самый здоровый подход к этой теме заключается в том, чтобы смотреть на ошибку как на зону роста. Кстати, этой концепции активно следует большинство продвинутых владельцев бизнеса, управляющих и HR-специалистов. Ведь ошибка, не возведенная в ранг катастрофы, позволяет сотруднику выучить урок, усовершенствовать себя. Именно так и готовят перспективных лидеров.
Интересный взгляд на то, почему в работе случаются неудачи
Причин «карьерных» неудач множество: не успел, не понял, не доделал, просто устал или был в плохом настроении. Но есть и другая причина, на которую обратил внимание профессор психологии бизнеса из Нью-Йорка Томас Чаморро-Премузич. Это несоответствие у самого сотрудника и лица, нанимающего его на работу, того образа, который соискатель нарисовал, тому, что получилось по факту. В психологических кругах это явление называют эффектом Даннинга-Крюгера.
Самый простой пример: на работу приходит новый сотрудник. Чтобы его «взяли», он слегка приукрашивает свою уверенность и целеустремленность (нет, он, без сомнения, компетентный, уверенный в себе профессионал, но ему хочется быть чуть лучше, чуть весомее). И людей, принимающих специалиста на работу, «представленная» картинка, конечно, привлекает: созданный образ невероятно обольстителен. Это происходит не из-за того что сам «нанимающий» некомпетентен, а из-за общественного стереотипа, что лидеру сначала нужна самоуверенность и напор, а затем уже другие качества (а может, они вообще не нужны). То есть управляющий видит ключевое качество и думает: ну вот же оно! Также на решение о принятии на работу влияет сходство «нанимающего» и «нанимаемого» — например, общие интересы, университет, в котором оба учились, похожий жизненный опыт.
К подобному выводу пришло и исследование популярного научного журнала Leadership Quarterly, проведенное в 2019 году: менеджеры, принимающие на работу, действительно охотно очаровываются приукрашенной уверенностью в себе и прочими лидерскими качествами.
Но реальная работа, как правило, имеет мало общего с красивой словесной картинкой. И когда случается неудача, человек, склонный к перфекционизму, погружается в глубокий стресс: как он мог, он же такой крутой, а вышло вон как – теперь все в нем разочаруются. В результате провал сказывается на всех: и на том, кто совершил ошибку, и на том, что принял его на работу. Но не ошибается лишь тот, кто ничего не делает, в конце концов! И это следует помнить всем и всегда.
У кого нет права на ошибку?
Как бы нам ни хотелось считать современный мир честным и справедливым, этому высокому званию он соответствует не всегда. Вспомните хотя бы свою школу. Наверняка, в Вашем классе был амбициозный, но не особо старательный и умный ученик, которому все прощалось из-за его «лидерского» обаяния. А были очень способные, но не такие «пробивные» ученики, которых за небольшую помарку клеймили так, будто они разнесли полшколы. Аналогичная ситуация нередко встречается и в карьере: одним ошибки прощают (но это неэффективная стратегия, ведь специалист ничему не научится), другие же «схватывают» по полной.
К сожалению, в группу риска попадают женщины. По статистике, при совершении оплошности на работе они больше порицаются со стороны других коллег и руководства. А еще они гораздо жестче, чем мужчины, корят себя сами (даже если ошибка уже исправлена и ситуация приведена к норме).
Это происходит по нескольким причинам. Первая – это вездесущие общественные стереотипы.
Уверенность, решительность, ответственность, целеустремленность, максимальная сосредоточенность на цели, самоотдача – это качества, которые нужны лидеру. Если этими качествами обладает мужчина, это великолепно: он босс, настоящий начальник, плечо, надежда и опора, да и вообще большой молодец. А если женщина? Тогда ее называют чересчур напористой, слишком агрессивной, да и вообще «скромнее надо быть» и «карьеристка». А еще ее считают слишком непредсказуемой, той, с которой сложно работать, да и не каждый уживется. Когда женщина совершает ошибку, большинство не качает грустно головой, а осуждает. В этом случае досадная оплошность превращается в крах, провал. Хотя именно женщинам в большей степени присущи другие качества, без которых не обойтись лидеру, – например, эмпатия.
Вторая причина – это эмоциональность. Даже если специалист понимает, что ошибка – это нормально, что ее можно исправить, расстройства в разных формах – от легкой тоски до настоящей трагедии – не миновать. А глубоко переживающий профессионал на время снижает свою эффективность. Но «на время» — это нормально и вовсе не страшно.
Как изменить ситуацию?
Основная отправная точка – это полная концентрация на компетенциях, опыте, полный отказ от «личной» оценки, максимальный уход от гендерных, возрастных, расовых стереотипов. Важно и сосредоточение именно на комплексе нужных для конкретной вакансии навыков – например, не только самоуверенность и амбициозность, затмевающие все остальное, но также эмпатия, честность, самоотверженность, стрессоустойчивость, адекватная реакция на противоположное мнение, умение работать в команде и другое.
Исследователи считают, что руководителям нужно чаще давать шанс тем, кто действительно увлечен работой и показывает отличные результаты (без упора на гендер, рост, вес, расу, любимый вид спорта и много чего еще). В мире знаменитостей куча примеров того, как кто-то добился успеха, когда в него просто поверили, просто дали шанс. «Игрой престолов» засматривались? Кроме Вас, еще полмира засматривалось. Между тем, соавторы сериала признались, что у них не было телевизионного опыта, который бы позволил самостоятельно сделать сериал одним из самых популярных в истории кино. Но в них поверили: пришлось много раз переписывать сценарий, учиться «на ходу» в процессе съемок, но ведь все получилось!
Еще один важный момент – создание на рабочем месте одинаковых условий для поддержки специалистов (не зависимо от того, мужчина это ли женщина, работник без опыта или «матерый» профессионал).
Суть в том, что ошибки действительно учат, они помогают взрастить не просто опытного профессионала, а специалиста, который умеет гибко, креативно мыслить, развивать свой талант. А если сотрудник заранее не боится провала, понимает, что из любой ситуации сможет извлечь урок, что даже ошибка «прокачивает» его профессиональные навыки, он не будет пребывать в состоянии стресса, а значит, сможет свободно творить, придумывать, креативничать, то есть эффективно работать. А это полезно как для самого сотрудника, так и для руководителя и компании в целом.
Самопрофанация. Или почему одним можно, а другим нельзя
В деревне Тарасово на карантин из-за коронавируса закрыли подъезд многоквартирного дома. Вот только постановление выдали не всем. Теперь одни живут в обычном режиме, а другие на самоизоляции.
О том, как в подъезде одной из пятиэтажек деревни Тарасово проходит карантин, «Тосненскому вестнику» рассказали наши подписчики. Своих имён они просили не называть.
— Началось всё в пятницу, 17 апреля. К нам пришли две женщины из Роспотребнадзора, показали удостоверения. Сотрудницы были в масках, но без перчаток. Объявили, что в подъезде выявлен человек, у которого подтверждён коронавирус. Выдали постановление, которое мы подписали. Сказано было сидеть дома и без лишней надобности из квартиры не выходить.
— То есть, покидать квартиру всё-таки можно?
— Сказали, что один член семьи может выходить в магазин, в аптеку, вынести мусор и погулять с собакой. Объяснили, что делать это надо со всеми мерами предосторожности: надевать маску и перчатки, соблюдать дистанцию.
— Довольно логично. В сложившейся-то ситуации.
— Согласны. Сейчас в такую ситуацию попасть может каждый. И каждый должен соблюдать предписания Роспотребнадзора. Но в нашем случае всё наоборот! Когда сотрудники приходили в первый раз, всех жильцов они не застали. Одни получили предписание, другие нет. И сложилась такая ситуация, что одни сидят по домам с бумажками, а другие спокойно выходят из квартиры, ходят по деревне, ездят на работу. К людям гости приезжают из других населённых пунктов, а потом обратно уезжают. Разве это правильно? Разве это справедливо? Получается какой-то геноцид.
Мы звонили в Роспотребнадзор, объясняли ситуацию. Ну, какой смысл в том, чтобы кто-то сидел взаперти, а кто-то гулял, где заблагорассудится. Нам ответили: ну, вот такие у вас соседи… А на вопрос, можно ли и нам так, сказали – у вас есть бумага, так что, сидите дома.
— Получается, что подъезд физически никто не закрывал? За жителями никто не следит?
— В том то и дело, что не совсем так. За теми, у кого есть на руках постановление, присматривают полицейские. К нам несколько раз приезжали. Сначала приходили в квартиру, смотрели, все ли на месте. Потом звонили по телефону, мы им ручкой из окна махали. Вот такая процедура.
— Человек, у которого подтвердился коронавирус, находится в больнице?
— Нет, дома. Насколько мы понимаем, там нет симптомов, человек чувствует себя хорошо. Ему из дома выходить вообще запретили. Выйти по необходимости может только один член семьи и, опять же, со всеми предосторожностями.
— До какого числа действует ваше постановление?
— Наше до 30 апреля. Но есть и такие, кому выдали до 27 апреля. Здесь мы тоже не можем понять, почему так.
— Обрабатывали ли ваш подъезд?
— Да. Здесь претензий нет. Каждый день обрабатывают.
— А что с больничным?
— Больничные получили без проблем. Позвонили в тосненскую поликлинику. Там уже были осведомлены о нас, попросили только зачитать номер постановления. Выписали электронный больничный и сказали сидеть дома в течение карантина. Если появятся симптомы, звоните – приедем. Если всё будет нормально, 30 апреля больничный закроем. Вот так почти две недели и сидим. А кто-то гуляет.
— У вас брали анализы на коронавирус?
— Особо никто этим заниматься не хотел. Звонили во все инстанции, требовали взять мазки. В итоге взяли, но не у всего подъезда, а выборочно. О результатах не сообщали. Уже когда сами позвонили, сказали, что в чёрных списках нас нет. Спрашиваем, как получить подтверждающую бумагу, говорят – приезжайте, забирайте. А у нас карантин! Ну как так? Что самое смешное, человек, который болел, уже сейчас гуляет, а нам со справками ещё сидеть. Где здравый смысл? Дали бумажку и сиди, как заключённый. Несправедливо.
Чтобы узнавать новости быстрее остальных, вступайте в наши группы в социальных сетях «ВКонтакте», Facebook, Instagram, «Одноклассники».
Право на независимость: почему одним можно, а другим нельзя?
Георгий Бовт
В начале ХХ века европейские социал-демократы, включая и российских, много говорили о праве наций на самоопределение, понимая это как часть революционной борьбы против «эксплуататорских государств». Соответственно, марксизм на первый план выдвигал принцип «пролетарского интернационализма» и социализма, считая, что «не может быть свободен народ, угнетающий другие народы». Маркс еще на фоне революции 1848 года требовал, чтобы Германия предоставила свободу всем «угнетаемым народам», затем он выступал за независимость Ирландии от Англии, а также Польши от России. Русские большевики в начале века, критикуя Российскую империю как «тюрьму народов», выступали за самоопределение наций вплоть до государственного отделения и критиковали тех, кто выступал лишь за «культурно-национальную автономию» как оппортунистов и соглашателей.
Влияние этих идей не могло не сказаться при строительстве Советского государства. С формально-правовой точки зрения образованный в 1924 году Советский Союз был договорным государством, где союзные республики имели формальное право на выход из его состава. Это сыграло потом с ним злую шутку. Его попросту распустили. Притом, что на практике большевики ведь вовсе не собирались это право гарантировать. Более того, произвольно меняли границы республик, в результате чего мы сегодня имеем, к примеру, нерешаемую Карабахскую проблему. Да и Абхазия с Южной Осетией в составе Грузинской ССР оказались примерно таким же образом.
После того, как колониальный вопрос был решен в мировом масштабе, когда было преодолено явное «угнетение» одних народов другими, никаких четких критериев, на основании которых новое государство может быть признано или не признано мировым сообществом, не осталось. Поэтому в зависимости от влиятельных на мировой арене политических групп приоритетным выступает то принцип территориальной целостности, то право наций на самоопределение.
И вот отделение Эритреи от Эфиопии в целом признается мировым сообществом относительно гладко в 1993 году, а самоопределение вплоть до государственного отделения Абхазии, Южной Осетии, Нагорного Карабаха, Самаленда и Турецкой республики Северного Кипра – практически нет. Отделение Косово от Сербии получило благословение ЕС, США и НАТО в целом, а Каталонии в таком праве те же структуры отказывают. Крым явно не был в составе Украины на тех же привилегированных правах, что Каталония в составе Испании, которой грех жаловаться хоть на какую-то дискриминацию. Крым же был на правах нищей и почти презираемой Киевом «Золушки». Однако применительно к крымчанам Запад, а вслед за ним мировое сообщество отказывают в праве признать итоги их референдума. Каталонский референдум, правда, тоже не признают.
Сейчас в мире – 200 государств. В их составе проживает примерно 5 тысяч наций и народностей. И более 90% этих народов живут в составе многонациональных государств. Что же теперь, каждому самоопределяться? Нет, не получится. На практике в современном мире это могут сделать те, кто может завоевать это право силой. Но для того, чтобы сражаться за независимость, нужно четко понимать, против чего именно и за что ты сражаешься. А после этого быть готовым, возможно, противостоять всему мировому сообществу. Которое в данном вопросе оказалось, как мы видимо, в буквальном смысле «беспринципным».
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции