почему сюжет светланы можно назвать балладным
Баллада — лиро-эпическое произведение, т. е. рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Вот такие дела Удачи извини но только сейчас увидела что у тебя нет ответа.
План Близость к народуВеликий талант простого мастераРавнодушие к богатству и комфортуЧерты характера Левши
Стирали на Грушевке бабы,
Подолы чуток подоткнув,
Водою осенней, озяблой
Смывали с одежки войну.
Из грубой дощатой колонки,
Устроенной возле моста,
Прерывистой ниточкой тонкой
В корыта струилась вода.
От взглядов работу не пряча
И лишь проклиная ее,
Стирали обноски ребячьи
Да мелкое что-то свое.
И дружно глазами тоскуя,
Глядели сквозь влажную даль
На ту, что рубаху мужскую
В тугую крутила спираль.
До чего правдива эта счастливая строка “И дружно глазами тоскуя. ”! “Два стихотворения”, “Автобус в пятьдесят четвертом”, “Двор шумел, от восторга хлопал. ”, “Это ж Грушевка. Изобьют”, “Зал ожидания”, “Общие вагоны”, “В сорок пятом. ”. все эти стихи — звенья в цепи воспоминаний поэта о его детстве и юности. Выстроив книгу по принципу спуска человека с горы, от последних сборников к первым (хотя обычно делают наоборот, чтобы самое лучшее оказалось впереди, чтобы был виден творческий рост поэта), Аврутин как бы бросает вызов самому себе: а почему первые стихи априори должны быть слабее последних? Напротив, хотя бы той же “Грушевкой” он поставил себе столь высокую планку, что должен был всю свою творческую жизнь помнить: выше можно, ниже нельзя. Поэтому “Наедине с молчанием” можно читать с конца. Упомянув название книги, не могу не сделать небольшое отступление, несколько уводящее от разговора о ее достоинствах
Ответы на вопросы по балладе В. А. Жуковского «Светлана»
Ниже приводятся ответы на вопросы по балладе В. А. Жуковского «Светлана», которые размещены в качестве примера подобного рода сочинений, не претендуют на идеальность и безошибочность, не предназначены для дословного копирования.
1. Вы прочитали балладу «Светлана» Жуковского. Какое впечатление оставило чтение?
Василий Андреевич Жуковский написал балладу «Светлана» более двух столетий назад: работу над произведением он начал в 1808 г., а закончил в 1812 г. В тексте мы встречаем слова и сочетания, вышедшие из употребления в современном русском языке («ярый воск», «песенки подблюдны», «песни круговой», «при святом налое» и др.), это дает читателю понять, что описываемые события относятся к далекому прошлому. В целом баллада создает ощущение страшной зимней сказки со счастливым концом. Сначала автор передает грусть и тоску героини, затем нагнетается атмосфера мрачной мистики, но последние строки внушают оптимизм и сглаживают тяжелое впечатление, позволяют порадоваться за Светлану.
2. В чем смысл баллады «Светлана»? Почему автор начинает ее с описания гаданий «в крещенский вечерок»? С чего начинается сон героини и чем он завершается?
В балладе «Светлана» В. А. Жуковский воплотил характер русской девушки, подчеркивая такие ее качества, как терпение, открытость любви, простодушие, вера в Бога. В итоге автор «вознаграждает» Светлану за её стойкость, показывает, насколько реальная жизнь лучше мрачных сновидений, желает ей светлой и весёлой жизни.
Описывая в начале баллады гадания, традиционные для крещенской поры, автор, с одной стороны, готовит правдоподобный переход от реальности к фантастическому миру ночных грёз, с другой – раскрывает внутренний мир Светланы, показывает, какие мысли беспокоят её. Так мы понимаем, что героиня переживает из-за разлуки с женихом и по поводу грядущих перемен в её жизни.
Сон Светланы начинается с появления в зеркальном отражении жениха, стоящего за её спиной. Суженый зовет героиню ехать в храм венчаться. Они едут туда на санях, но в церкви не слышно венчальных песен, там отпевают покойника. Кони отвозят Светлану в одинокую избушку, где также стоит гроб. Девушка узнает в покойном своего жениха и в этот миг просыпается перед зеркалом.
3. Жуковский признавался: «Я часто замечал, что у меня наиболее светлых мыслей тогда, как их надобно импровизировать в выражение и в дополнение чужих мыслей. Мой ум – как огниво, которым надобно ударить об кремень, чтобы из него выскочила искра. Это вообще характер моего авторского творчества; у меня почти все или чужое, или по поводу чужого – и всё, однако, моё». Замечали ли вы эту особенность поэта? В каких произведениях?
Многие произведения В. А. Жуковского – это переводы работ зарубежных авторов. Чужое творчество писатель переосмысливал, преобразовывал, дополнял своими идеями, превращал в достояние русской литературы. Первым широко известным произведением Жуковского стала элегия «Сельское кладбище», которая представляла собой перевод стихотворения английского поэта Т. Грея. Сюжет произведения немецкого автора Г.-А. Бюргера лег в основу балладу Жуковского «Людмила». Через творческое переосмысление поэта мы можем познакомиться с «Одиссеей» Гомера, с творчеством Вергилия, Овидия, В. Скотта, Ф. Шиллера, Дж. Г. Байрона. Безусловно, передать талант иностранных авторов в полной мере мог только переводчик, обладавший особым литературным и поэтическим даром.
4. Почему Жуковского называют новатором в области поэтического языка?
В. А. Жуковского называют новатором в области поэтического языка потому, что он первым из русских поэтов решает отказаться от рационалистической поэтики, характерной для XVIII века. Поэт расширяет выразительные средства лирический речи, уделяя большое внимание переживаниям персонажей своих произведений и лирического героя. Так внутренний мир человека стал достоянием русской поэзии.
Кроме того, новаторство Жуковского заключалось и в том, что в своих произведениях он представлял личность как неотъемлемую часть народа, а народ – как совокупность личностей. Таким образом, читатели могли лучше понять создаваемые поэтом образы, более глубоко им сопереживать. В русской литературе после Жуковского национальные традиции стали обязательными штрихами к портрету персонажей.
5. Расскажите о жанре баллады в творчестве Жуковского и назовите основные признаки его баллад. Аргументируйте суждение о том, что Жуковский – новатор и в области балладного жанра, что он создал национальную балладу. Подтвердите своё суждение цитатами из баллады «Светлана».
С творчеством В. А. Жуковского связывали начало романтизма в России. Баллады поэта, в отличие от произведений предшественников, обладали содержательной завершенностью и признаками, позволяющими выделить русскую балладу в отдельный жанр, сочетающий в себе традиции исторической песни и фантастический, мистический сюжета с ярким, чаще всего, пугающим событием.
В стихотворном произведении «Светлана» есть и четкая сюжетная линия, и мистика, и описание переживаний персонажа, ставшие характерными для русской баллады. Для того, чтобы передать читателю эмоции тревожности, страха, которые испытывает Светлана, автор использует эмоционально-окрашенные слова, например: «бледен и унылый», «печаль», «гроб», «взят могилой», «в страшных… местах», «страшен хижины пустой безответный житель» и др.
В сюжете используется часто встречающийся в германских сказаниях мотив похищения живой невесты мертвым женихом. Литературоведы называют балладу Жуковского символом российского романтизма.
История создания
Конец XVIII — начало XIX века стали расцветом эпохи романтизма. Ярким представителем этого жанра было произведение немецкого поэта Готфрида Бюргера — баллада «Линора».
Его считают основоположником этого направления в поэзии.
В основе сюжета лежит страшная история о том, как к девушке приезжает мертвый жених, погибший в сражении. Он привозит невесту к своей могиле и утаскивает в адскую бездну. Вина Линоры была в том, что она не могла примириться со смертью своего суженого, роптала и кляла Бога.
Поэма Бюргера заинтересовала Жуковского, и он сделал ее три перевода. Первые два поэт адаптировал к русской действительности и даже изменил имя главной героини.
Это следующие произведения:
Анализ и краткое содержание
В балладе «Светлана» Жуковского события происходят в ночь на Крещение.
В ней действуют следующие герои :
Крещенское гадание
Балладу «Светлана» изучают на уроках литературы в 6 классе средней школы. Ее краткое содержание состоит в следующем: крещенским вечером девушки собираются погадать на суженого. Они веселятся, поют «подблюдные песни», бросают на улицу башмачок, кормят курицу «счетным зерном». Лишь одной Светлане грустно.
Девушки пытаются ее развеселить, предлагают спеть вместе с ними песню. Но Светлана отказывается. Она грустит из-за того, что ее жених уже целый год не подает о себе вестей.
Тогда девушки предлагают ей совершить старинный обряд, чтобы узнать о суженом. Нужно постелить стол белой скатертью, поставить два прибора, свечу и зеркало. «В полночь, без обмана», в зеркале должен появиться жених и сесть за накрытый стол.
Светлана проводит обряд гадания. Она садится за накрытый стол и с робостью смотрит в зеркало. В полночь чудится шепот за спиной. Она оборачивается и видит своего жениха. Он предлагает ей немедленно ехать в церковь венчаться, так как там уже все подготовлено. Светлана выходит с ним во двор, где уже ждут запряженные сани. Они садятся в них и мчатся по заснеженной равнине. Но на сердце у девушки тревожно. Она смотрит на жениха и видит, что тот «бледен и уныл».
Светлана спрашивает, что с ним, но суженый не отвечает. Вскоре они проезжают мимо церкви, полной людей: там происходит отпевание покойника. Начинается метель, валит снег. Вокруг саней вьется и каркает черный ворон. Жених молчит.
Сани мчатся и вскоре подъезжают к одинокой хижине, занесенной снегом. Неожиданно кони и возлюбленный пропадают, и героиня остается в одиночестве.
Вернуться назад она не может, так как метель никак не стихнет. Тогда девушка, перекрестившись, отворяет дверь и входит в избушку.
Страшное видение и счастливый конец
В пустой хижине Светлана видит гроб, икону и свечку перед ней. Девушка молится на образ Спаса и робко садится в уголке, зажав в руке нательный крест. Неожиданно в избушку влетает белый голубок и садится ей на грудь, обняв крыльями. Воцаряется тишина.
Вдруг девушка с ужасом видит, что покойник в гробу начинает шевелиться. Он приподнимается, и девушка узнает своего возлюбленного. Мертвец пытается разомкнуть руки, из его уст доносится стон. Но тут голубок взлетает и садится на него, лишая сил.
Раздается крик петуха. Девушка просыпается и понимает, что это был всего лишь сон. Но на душе у нее тяжело. Ее мучают мрачные предчувствия. Чтобы развеяться, девушка садится у окна. Вдруг она слышит радостный звон колокольчика. К дому подъезжают сани, из них выходит ее возлюбленный, живой, невредимый, все так же влюбленный в Светлану.
В отличие от баллады «Ленора», где главную героиню за ропот на судьбу постигает страшная кара, концовка «Светланы» радостная и позитивная. Молодые идут под венец, их чествует стар и млад. Автор призывает не верить страшным снам и возлагать надежду на провидение.
Жанр и направление
Сюжет и стиль повествования «Светланы» полностью соответствуют жанру баллады. Его основные признаки: текст написан напевным лирическим языком, с героиней происходят сверхъестественные события. Размер стихов — хорей с перекрестной рифмой.
Фантастика произведения относится сразу к двум культурам:
Главная особенность произведения Жуковского — использование символики русского фольклора.
Это следующие образы:
Другие черты романтизма в балладе «Светлана» — это мотивация сном. Перед главной героиней встает выбор: либо отдаться сомнениям и разувериться в Божьей воле, либо верить, что провидение спасет жениха и вернет его живым.
Характеристика героев
В сюжете баллады Жуковского «Светлана» на первый план выведена лишь одна главная героиня. Прочие действующие лица самостоятельной роли не играют. Они как декорации в пьесе, их черты трудноразличимы. В первой части произведения читатель видит Светлану встревоженной и печальной. Она целый год не получает весточки от возлюбленного.
Девушка не может быть такой же веселой и беспечной, как ее подруги. Она постоянно молится о возвращении жениха. Но в крещенский вечерок любопытство одерживает верх над праведностью, и Светлана решает погадать. Согласно описанию, девушка не идеальна, но ее можно считать образцовой. В отличие от Леноры и Людмилы, Светлана не ропщет, а прилежно молится Богу.
Даже в момент страшного видения она скорее испытывает испуг, но не отчаяние. Девушка готова смириться с горькой судьбиной, но не роптать на Бога и не обвинять в том, что он ее не слышит.
Наградой за стойкость Светлане служит возвращение ее возлюбленного. В стихотворении лишь несколько слов посвящено описанию жениха, но по ним видно, что это человек честный и порядочный, достойный такой невесты, как Светлана.
Раскрытие темы и проблематика
Жуковский сделал три перевода немецкой баллады, но именно «Светлана» пользовалась наибольшей популярностью у публики. В отличие от мрачных «Людмилы» и «Леноры», благополучный конец больше нравился читателю.
В «Светлане» автор выразил мысль о том, что человек всегда стремится к свету. На примере героини он показывает, что спасительная сила искренней веры приносит благо. В своем произведении Жуковский раскрывает следующие темы:
Жуковского, как высокообразованного человека, не могла не беспокоить проблема суеверий, широко распространенных среди неграмотного народа. Люди верили в самые дикие и нелепые приметы, колдовство, гадания и сны. В своем произведении поэт не наказывает девушку за то, что в православный праздник Крещения она занимается языческими гаданиями. Он лишь мягко журит ее: «Что же твой, Светлана, сон?».
Основная мысль баллады состоит в том, что человеку не стоит верить в приметы и вещие сны. В трудный момент его поддержит вера в себя и Бога. Если он будет твердым в своих убеждениях, то все плохое обойдет стороной.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
УМК: под редакцией Г. С. Меркина «Литература 6 класс».
Тема: В. А. Жуковский баллада «Светлана». Особенности языка и образов.
· адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ
· Называть отличительные признаки баллады
· выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определяя своё к ней отношение, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
· характеризовать образ поэта, отраженный в посвященных ему стихотворениях и воссозданный на картинах русских художников
· рассмотреть народность и поэтичность баллады
· понимать душевное состояние персонажей текста,
· умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;
· формирование исследовательских навыков и логического мышления
· определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями
· умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному
· формирование читательского мастерства:
· умение дать доказательное суждение о прочитанном,
· определить собственное отношение к прочитанному
· адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности
· – следование в поведении моральным нормам и
· Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
· работать индивидуально и в группе: находить общее решение
· с оставление перечня основных при знаков баллады в ходе сообщения учащихся, словарная работа
· Составление ассоциативных рядов
· осмысленное чтение и адекватное понимание
· осмысление роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений
· самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале
· планировать пути достижения целей;
· устанавливать целевые приоритеты
Оборудование: мультимедийная презентация, интерактивная доска,рабочие листы группы, документ-камера, оценочные листы, MimioVote – беспроводная интерактивная система опроса учеников
І. Организационный момент.
II. Актуализация прежних знаний.
1.Вступительное слово учителя.
В.А.Жуковский считался одним из отцов русского романтизма. Благодаря его замечательным переводам отечественным читателям стали известны творения европейских романтиков. В 1808 г. Жуковский перевёл балладу немецкого поэта Г.А.Бюргера «Ленора», переименовав главную героиню в Людмилу. Перевод имел успех, но Жуковский продолжил разрабатывать немецкий сюжет, всё больше приближая его к русской действительности.
2. Что такое баллада? (Баллада – лирико-эпическое стихотворное произведение с ярко выраженным сюжетом исторического и бытового характера).
Есть баллады народные и литературные. К какому типу баллад можно отнести «Светлану» Жуковского?
К какому виду баллад относится «Светлана»?
В основе содержания «Светланы» (1808-1812 гг.) лежит немецкая баллада. Однако можно смело считать произведение Жуковского оригинальным. Эта баллада была создана на русском материале и сохранила лишь намёк на литературные мотивы первоисточника. Жуковский лишь заимствует у Бюргера традиционный для европейской литературы сюжет: возвращение мёртвого жениха. Как мы называем такой сюжет?
III. Анализ баллады В.А.Жуковского «Светлана». Работа в группах, работа в паре.
1. Сообщение темы, цели, плана урока.
Наша цель сегодня создать справочник, в котором мы разместим теоретические сведения по теме урока и к которым еще неоднократно будем обращаться. (Демонстрация справочника)
(Объяснение принципа работы в группе).
Правила работы в группе, паре.
1 группа: Отражение признаков жанра баллады в произведении Жуковского «Светлана» (карточка-слайд)
Баллада – это стихотворный рассказ, в основу которого положена легенда или какое-нибудь историческое событие.
• Реальное в балладе нередко сочетается с фантастическим.
• Баллада относится к лироэпическому жанру.
• Лироэпический – значит включающий в себя черты и лирики, и эпоса.
• Баллада как произведение эпическое имеет сюжет, героев, но как лирическое – выражает мысли и чувства автора по отношению к рассказываемому.
• Напряжённый драматический, таинственный или фантастический сюжет.
• Символический характер пространства и времени.
• Непредвиденное вмешательство сверхъестественных, роковых сил.
• Нередко (но не обязательно) присутствие фольклорного начала.
2 группа: Отражение народных традиций в балладе. Иллюстрации к балладе. (Из предложенных выбрать те, которые отражаются в сюжете баллады, мнение обосновать)
В балладе В.А.Жуковского «Светлана» перечислены самые распространённые гадания и приметы.
«За ворота башмачок, сняв с ноги, бросали», чтобы узнать, в какой стороне живёт суженый. Направление должен был указать носок обуви.
Кормили счётным курицу зерном» и считали, сколько зёрен склюёт. Чётное число – желание сбудется, нечётное – увы.
«Ярый воск топили», а по образовавшимся фигуркам судили о своём жребии: если похоже на церковь – к венчанию, если напоминает по очертаниям яму или пещеру – жди смерти. Изображение, похожее на дом, предрекает хорошее хозяйство; склонившиеся растения или деревья – грусть, прямые – радость; развалины города – к измене.
Подблюдное гадание было одним из самых распространённых. Девушки, сложив свои кольца в блюдо и накрыв его платком, «пели в лад песенки подблюдны». После каждой такой песни блюдо встряхивали, кольца перемешивались и гадальщица наугад вытаскивала одно из них. К его хозяйке относилось содержание только что исполненной песни, предсказывающей судьбу.
Пожалуй, самым интересным, но и самым страшным было гадание с зеркалом и свечой: девушка смотрела сквозь пламень свечи в зеркало, а в нём должен был появиться суженый…
Все названные детали создают неповторимую картину русского национального быта.
3 группа: Композиция баллады, (схема строения, основные части). Строение баллады В. А. Жуковского «Светлана»
Завязка – событие, с которого начинается действие в художественном произведении, влекущее за собой все последующие существенные события в нем (Светлана гадает перед зеркалом, появление жениха)
Развитие действия – структурный элемент сюжета: система событий, вытекающих из завязки. (Описание сна Светланы, сцена скачки, сцена в избе)
Кульминация – момент наивысшего в развитии действия художественного произведения ( Светлана в избушке одна с угрожающим мертвецом. Пробуждение Светланы)
Эпилог–заключительная часть произведения, может быть не связана с развитием действия. (Обращение к читателю, к героине)
4 группа: Образ главной героини, значение имени, составление ассоциативного ряда слов «свет», «тьма».Выписать из текста баллады слова, отно-сящиеся к понятиям «свет», «тьма»
Светлана – русское имя, обозначает «светлая». Жуковский дарит балладу своей любимой племяннице и любимой ученице Сашеньке Протасовой . Имя Светлана создаёт совсем не мрачное настроение. После опубликования баллады Жуковского это имя стало очень популярным.
В образе Светланы отразился образ русской девушки.
Душевный мир героини полон колебаний: она то соглашается присоединиться к гадающим, то отказывается. Девушка и боится, и надеется получить желанную весть.
Светлана, ожидающая жениха целый год, «молчалива и грустна», но душа её ясна, согрета добрым чувством к сегодняшнему дню, верой в день завтрашний: «Я молюсь и слёзы лью! Утоли печаль мою, ангел-утешитель».
Жуковский не случайно погрузил свою героиню в народный деревенский быт с его праздниками, гаданиями, обычаями. Он подчёркивает эти народные истоки романтических чувств Светланы. Счастье девушки зависит только от неё самой, от её внутреннего мира, от заложенных в нём нравственных ценностей, от способности девушки сопротивляться жизненным невзгодам и верить в благую волю Провиденья
Свет – счастье, надежда, молодость, беспечность.
Тьма – горе, несчастье, рок и др.
Работа в паре: Пара уч-ся работает над изобразительными средствами, заполняет таблицу тропов, указывает роль, тоже на документ-камеру.
Роль в художественном тексте
ФИЗМИНУТКА ПЕРЕД ВЫСТУПЛЕНИЯМИ ГРУПП
Каждая группа отвечает, высветить на документ-камеру
Подведение итогов: Почему против всех законов жанра Жуковский делает конец баллады оптимистичным?
Сон оказывается лишь отражением страхов Светланы. За сном следует пробуждение, и всё сразу меняется. Все страхи влюблённой Светланы развеялись. Вера в провидение означает веру в возможность счастливой жизни. Отступление от веры, живущей в душе, несёт гибель, а преданность ей, несмотря на все испытания и искушения, дари победу над тёмными, злыми силами. Светлана не потеряла надежды на счастье, и оно пришло к ней.
IV. Интерактивная система опроса.Тестирование по теме: «Баллада В. А. Жуковского «Светлана»
V. РефлексияПродолжите предложение:
Сегодня я повторил(а), (что?)
Сегодня я научился(лась)….
Я не совсем понял(а)…
Как я оцениваю свою работу на уроке?
VI. Домашнее задание.На слайде портрет В. А. Жуковского, обрати-те внимание на дарственную надпись к портрету «Победителю-ученику от побежденного учителя», прочитав страницы в учебнике, вы узнаете, кому она посвящена.Стр.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.