почему версаль можно отнести к выдающимся произведениям
Вопрос 2 Архитектура классицизма. Версаль.
Тема: Классицизм. 17 – начало 19 века.
Вопросы: 1. Теория стиля.
Архитектура классицизма. Версаль. Лувр.
Живопись. Никола Пуссен (1594-1665).
Театр классицизма. Великий Мольер (1622-1673)
Вопрос 1 Теория стиля.
Родиной классицизма является Франция. Классицизм – это не только художественный стиль, но и целое эстетическое направление, которое главенствовало в европейском искусстве с 17 по 19 век.
Наибольшего расцвета классицизм достиг во Франции в период правления Людовика XIV, самого великого из европейских правителей периода раннего капитализма (1638 – 1715). Людовик XIV или как его называли «король Солнце» правил 73 года: с 1643 по 1715год. Его кредо выражалось в словах: «Государство – это я». Французский абсолютизм сыграл исторически прогрессивную роль. Королевская власть в это время отвечала интересам национально-государственного единства, развитию национальной промышленности и торговли, играла ведущую роль в развитии искусства и культуры. При Людовике Франция достигла своего экономического расцвета: были проложены шоссейные дороги, построены мосты и каналы, сам король покровительствовал развитию капиталистических мануфактур. Во время правления Людовика XIV Франция была самым развитым государством Европы. Экономический расцвет обеспечил ей лидерство как морской, так и колониальной державы.
Художественный стиль классицизм возник как отражение нового стиля государственного правления – абсолютной монархии с её разумностью, целеустремлённостью и строгостью. Он отразил противоречие между культом власти и идеей просвещённого правления, вызванной развитием экономики и стремлением к власти буржуазии.
Особенностью классицизма как художественного стиля является слияние античного стиля и барокко.
Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Для классицизма интерес представляет только вечное, неизменное, случайное классицизмом отбрасывается. Эстетика классицизма огромное значение придаёт общественно-воспитательной функции искусства.
В центре всей жизни Франции был королевский дворец. Идеалы абсолютизма требовали художественных форм, которые ассоциировались бы с величием правителей Греции и Рима. Для классицизма образцом было античное искусство с его характерными чертами:
ВСЁ ЭТО отвечало ПРИНЦИПУ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ.
Но для пышности, и помпезности Людовика XIV строго рационального классицизма было недостаточно. В Париже была специально создана художественная академия с целью формирования нового государственного стиля. В результате, в 17 веке во Франции сложился один из самых ярких художественных стилей, получивший название «Большого королевского стиля», в котором совместились лучшие традиций классицизма и барокко. Демонстративная роскошь предыдущего стиля сменилась сдержанностью и величественностью. Легкомысленный стиль жизни королевского двора сменили спокойствие и утончённость.
Вопрос 2 Архитектура классицизма. Версаль.
Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма присуща регулярность планировки, геометрические формы и чёткие объёмы. Основой архитектурного языка классицизма стала ордерная система, в пропорциях и формах близкая к античным канонам. Для классицизма свойственны симметрично-осевые композиции, сдержанность декоративного убранства, дорогие качественные материалы, украшение лепниной и скульптурами.
В это время во Франции складывается регулярная система планировки городов.
1. Новый классический Париж возник как начало коренного преобразования
городской планировки. В основе планировки Парижа была заложена трёх лучевая система улиц из одного центра (в концепции – «солнце»). Парк Тюильри с центральным лучом – Елисейскими полями.
2. В это время возникает своеобразный вид архитектурного сооружения –
«французский отель», особняк торжественный и великолепный, созданный для жизни частного лица. Для этого нужно было вписать здание в ближайшие сооружения и создать комфорт, парадность и торжественность.
3. Вершиной светского сооружения стали великолепные дворцы,
грандиозные и высокохудожественные дворцово-парковые и градостроительные ансамбли.
Возрастающему интересу к древности способствовало открытие в 1755 г. древнеримского города Помпеи, засыпанного пеплом всего за несколько часов в результате извержения вулкана Везувия. Раскопки обнажили богатейшие художественные памятники, и дали богатый материал для изучения античной архитектуры и принципов обустройства пространства. На основе анализа результатов древнеримских раскопок формировались новые взгляды на архитектуру.
Лувр.
Королевский дворец в Париже. Его характеризуют строгость, торжественность, масштабность и предельная простота.
Версаль.
Версальский дворцово-парковый ансамбль является признанным шедевром мирового наследия. Планировка обширного парка, территории, связанной с Версальским дворцом, считается вершиной французского паркового искусства, а сам дворец – первоклассным памятником архитектуры. Над этим ансамблем работала целая плеяда блистательных мастеров. Они создали сложный, законченный архитектурный комплекс, включающий в себя монументальное здание дворца и целый ряд парковых сооружений «малых форм», и, главное, исключительный по своей композиционной целостности парк.
Версальский ансамбль представляет собой в высшей степени яркое произведение французского классицизма 17 века, оказавшее сильное влияние на градостроительную мысль 18 века. Версаль стал как бы «идеальным городом», о котором мечтали авторы эпохи Возрождения, причём в непосредственной близости от Парижа. Версаль стал образцом королевской резиденции для всей Европы 17-18 веков. По принципу Версаля в России Петром Первым будет создан в Петергофе на южном берегу Финского залива Петродворец, по пышности и значению не уступающий Версалю; его строили и русские инженеры, и архитекторы, и итальянские.
· архитекторы Луи ле Во и Арнуэн Мансар,
· садовник планировщик Андре Ленотр, заложил основы так называемого «французского регулярного парка»,
· автор росписей Шарль Лебрен,
· скульптор Франсуа Жирардон.
Как и Париж, Версаль строился по принципу лучей. От дворца идут три луча-проспекта: в Париж, в королевский дворец Сен-Клу, в королевский дворец Со. Все три проспекта сходятся в одной точке, где стоит статуя самого «короля-солнца» Людовика XIV.
— в центре дворца обширный Овальный зал,
— Зеркальный зал с зеркальной галереей,
— Зал Войны, где Людовик XIV представлен в облике бога Марса,
— Зал Мира, где он же представлен в облике Аполлона,
— главная святыня дворца – спальня короля, которая окнами обращена в сторону восходящего солнца; с восходом солнце освещало спальню и «король-солнце» вставал; затем солнце перемещалось на запад и по этому принципу шло расположение королевских апартаментов.
Версаль выглядел как театральные декорации, приёмы Людовик XIV проводил в виде пышных театральных действий; всё это отражало проблемы духовной жизни эпохи:
— культ власти, доходивший до крайности и вступавший в противоречие с
— идеями разумного просвещённого правления.
Скульптура.
Скульптура Версаля требовала эффектные и выразительные решения, и в этом помогли традиции итальянского барокко, и прежде всего творчество Лоренцо Бернини. Французский скульптор Франсуа Жирардон прошёл обучение в Риме у Бернини, и значительную часть своей жизни посвятил оформлению парка Версальского дворца.
Публичные памятники, получившие широкое распространение в эпоху классицизма давали скульпторам возможность идеализировать воинскую доблесть и мудрость государственных мужей. Верность античному образцу требовала от скульпторов изображение моделей нагими, что вступало в противоречие с принятыми нормами морали. Что бы разрешить это противоречие деятели современности первоначально изображались скульпторами классицизма в виде обнажённых античных богов: Суворов в виде Марса, Полина Боргезе – в виде Венеры. Впоследствии вопрос решился путём изображения деятелей современности в античных тогах: Кутузов, Барклай де Толли перед Казанским собором.
Классицизм во Франции-Версаль-презентация по мхк
» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2017-07-09_154200.jpg» data-large-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2017-07-09_154200.jpg» />
Классицизм во Франции-Версаль – презентация по мхк, которая познакомит с выдающимся памятником французского классицизма.
Классицизм во Франции-Версаль-Презентация по мхк
» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/Klassitsizm-vo-Frantsii.-Versal.jpg» data-large-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/Klassitsizm-vo-Frantsii.-Versal.jpg» loading=»lazy» title=» Классицизм во Франции-Версаль-презентация по мхк» src=»http://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/Klassitsizm-vo-Frantsii.-Versal-300×224.jpg» alt=» Классицизм во Франции-Версаль-презентация по мхк» width=»300″ height=»224″ srcset=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/Klassitsizm-vo-Frantsii.-Versal-300×224.jpg 300w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/Klassitsizm-vo-Frantsii.-Versal-768×576.jpg 768w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/Klassitsizm-vo-Frantsii.-Versal-400×300.jpg 400w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/Klassitsizm-vo-Frantsii.-Versal.jpg 1022w» sizes=»(max-width: 300px) 100vw, 300px» />
В европейском искусстве ХVII столетия сформировались и одновременно, но в разных странах, существовали два больших стиля. Стиль барокко, родившийся в Италии, определял искусство стран, находящихся под властью католической церкви. В странах с протестантизмом, где победили буржуазные революции, ведущим в художественной культуре стал классицизм.
Предлагаю посмотреть слайд-шоу, которое познакомит с классицизмом во Франции. В него я включила произведения живописи, скульптуры, садово-паркового искусства Франции ХVII века. Слайды сопровождаются музыкой придворного композитора Людовика ХIV Жана Батиста Люлли. Музыка этого композитора сопровождала все значительные события при версальском дворе: встречи послов, праздники, спектакли Мольера, в которых сам король-Солнце охотно принимал участие. Поскольку всё познаётся в сравнении (это аксиома), советую сравнить это слайд-шоу со слайд-шоу в записи «Барокко в Италии».
Классицизм во Франции –Версаль – дворец, город, парк
Классицизм во Франции-Версаль-дворец-город-парк-иллюстрация
В 1624 году в 17 километрах от Парижа в лесной и болотистой местности, богатой дичью, был построен охотничий замок Людовика ХIII. Людовик ХIV для того, чтобы показать могущество абсолютной обожествлённой королевской власти, решил построить дворец, который бы стал символом этой власти. Строительство началось в 1661 году. Главным архитектором Версаля стал Луи Лево, построивший уже множество дворцов для короля и его вельмож. Парк проектировал Андре Ленотр. Оформлением дворца занимался выдающийся французский живописец, основатель Французской Академии живописи, учредитель Королевской мануфактуры гобеленов, для которых создал картоны, Шарль Лёбрен.
Классицизм во Франции-Версаль-Живописные работы Шарля Лёбрена-иллюстрация
» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/Risunok1.jpg» data-large-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/Risunok1.jpg» loading=»lazy» title=»Классицизм во Франции-Версаль-Живописные работы Шарля Лёбрена-коллаж-иллюстрация» src=»http://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/Risunok1.jpg» alt=»Классицизм во Франции-Версаль-Живописные работы Шарля Лёбрена-коллаж-иллюстрация» width=»600″ height=»480″ srcset=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/Risunok1.jpg 1406w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/Risunok1-768×615.jpg 768w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/Risunok1-375×300.jpg 375w» sizes=»(max-width: 600px) 100vw, 600px» />
Версальский дворец
Строительство дворца Людовика ХIV начинал Луи Лево. После его смерти главным архитектором Версаля стал Ардуэн Мансар. Он расширил дворец, пристроив два корпуса – южный и северный. Шедевром архитектуры стала созданная им Зеркальная галерея с примыкающими к ней залами Войны и Мира. Росписи плафонов в Зеркальной галерее и залах Войны и мира созданы Лёбреном.
» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-07_001217.jpg» data-large-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-07_001217.jpg» loading=»lazy» title=»Классицизм во Франции-Версаль-Зеркальная галерея-иллюстрация» src=»http://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-07_001217.jpg» alt=»Классицизм во Франции-Версаль-Зеркальная галерея-иллюстрация» width=»600″ height=»449″ srcset=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-07_001217.jpg 1027w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-07_001217-300×224.jpg 300w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-07_001217-768×574.jpg 768w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-07_001217-401×300.jpg 401w» sizes=»(max-width: 600px) 100vw, 600px» />
Зеркальная галерея Версаля
Лёбрен не только создал живописное оформление дворца, но и украсил залы дворца замечательными гобеленами, картоны для которых написал сам. Особенно прославились серии гобеленов «Месяцы, или королевские замки», «История Людовика ХIV». Во дворце много шпалер со сценами охоты, с пейзажами, пасторальными мотивами.
» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/AutoCollage_9_izobr.jpg» data-large-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/AutoCollage_9_izobr.jpg» loading=»lazy» title=»Классицизм во Франции-Версаль-Шпалеры Версаля-коллаж-иллюстрация» src=»http://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/AutoCollage_9_izobr.jpg» alt=»Классицизм во Франции-Версаль-Шпалеры Версаля-коллаж-иллюстрация» width=»600″ height=»480″ srcset=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/AutoCollage_9_izobr.jpg 1500w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/AutoCollage_9_izobr-768×614.jpg 768w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/AutoCollage_9_izobr-375×300.jpg 375w» sizes=»(max-width: 600px) 100vw, 600px» />
Гобелены Версальского дворца
Внутреннее убранство дворца подчинено идее возвеличивания короля-Солнца. Строгий стиль классицизм не совсем соответствовал этой задаче, поэтому в Версальском дворце черты классицизма сочетаются с чертами итальянского барокко с его пышностью и театральностью. Специально для дворца в Версале был создан стиль мебели. Андре Шарль Булль использовал для отделки кресел, столов шкафов накладки из позолоченной бронзы, инкрустировал мебель перламутром, слоновой костью, серебром, панцирем черепахи. В Версале существовали комплекты мебели и посуды из чистого серебра. Шарль Булль создал новый вид мебели – комод.
» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/AutoCollage_17_izobr.jpg» data-large-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/AutoCollage_17_izobr.jpg» loading=»lazy» title=»Классицизм во Франции-Версаль-Мебель Шарля Булля-коллаж-иллюстрация» src=»http://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/AutoCollage_17_izobr.jpg» alt=»Классицизм во Франции-Версаль-Мебель Шарля Булля-коллаж-иллюстрация» width=»600″ height=»480″ srcset=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/AutoCollage_17_izobr.jpg 750w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/AutoCollage_17_izobr-375×300.jpg 375w» sizes=»(max-width: 600px) 100vw, 600px» />
Мебель Шарля Булля
Парк Версаля
Версальский парк с полным основанием можно назвать шедевром садово-паркового искусства. Творцом этого чуда стал Андре Ленотр. До парка Версаля он создал парки и сады Тюильри, Марли, Сен-Клу, Шантильи, Со, а также парк в поместье министра финансов Франции Фуке Во-ле-Виконт. В планировании парка Версаля Ленотр применил принципы классического искусства. Идея этого творения – власть человеческого разума над дикой природой. Аллеи, цветники, боскеты имеют строгие геометрические формы. Под его руководством были осушены болота, перемещены холмы, вырыт канал. Мелкий лес выкорчевали, из Фландрии и Нормандии были привезены грабы. Деревья и кустарники подстригли, придав и им формы конусов, шаров, кубов.
» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-07_014600.jpg» data-large-file=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-07_014600.jpg» loading=»lazy» title=»Классицизм во Франции-Версаль-Версальский парк-иллюстрация» src=»http://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-07_014600.jpg» alt=»Классицизм во Франции-Версаль-Версальский парк-иллюстрация» width=»600″ height=»450″ srcset=»https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-07_014600.jpg 1025w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-07_014600-300×224.jpg 300w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-07_014600-768×575.jpg 768w, https://jauchitel.ru/wp-content/uploads/2016/02/2016-02-07_014600-400×300.jpg 400w» sizes=»(max-width: 600px) 100vw, 600px» />
«Бриллиантовые струи фонтанов, зелень, мрамор и золото статуй, цветочные ковры боскетов сочетались с разноцветными голубыми, розовыми, зелёными, бархатными и шёлковыми кафтанами, расшитыми золотом и драгоценными камнями. И платья дам с широкими пышными юбками, блистающие драгоценностями, прекрасно гармонировали с пышностью ленотровских боскетов». Н. Верзилин
«Была природа в парке этом
Как будто неживой;
Как будто с выспренним сонетом,
Возились там с травой.
Ни плясок, ни малины сладкой
Ленотр и Жан Люлли
В садах и танцах беспорядка
Стерпеть бы не смогли.
Застыли тисы точно в трансе,
Ровняли строй кусты,
И приседали в реверансе
Заученном цветы».
Неплохие фотографии Версаля я нашла на сайте Дворцы Франции. Версаль.
Предлагаю совершить путешествие по Версалю.
Советую почитать о Версале:
Почему версаль можно отнести к выдающимся произведениям классицизма. плиз помогите кто нибудь.
Потому что он создан в эпоху классицизма, выполнен, естественно, в стиле классицизма, и является без сомнения выдающимся произведением!
История строительства Версаля:
Вторая половина XVII века период развития классицизма во французской архитектуре. Это эпоха абсолютизма, когда придворное становится синонимом национального, как сама личность короля воплощением государства. Абсолютизм в качестве государственной системы выступает носителем разумного начала в культуре и искусстве, предоставляя широчайшие возможности художественной реализации высоких идеалов рационализма в формах невиданного еще великолепия резиденции короля-Солнца. Так создается Версаль идеальное воплощение абсолютизма в архитектуре и высокий примет устремления архитектурного гения нации к созданию совершенных форм мира природы в соответствии с законами человеческого разума. Дворец и парк Версаля один из выдающихся архитектурных ансамблей в истории мирового зодчества. Планировка обширного парка, территории, связанной с Версальским дворцом, является вершиной французского паркового искусства, а сам дворец первоклассным памятником архитектуры. Над этим ансамблем работала плеяда блистательных мастеров. Они создали сложный им законченный архитектурный комплекс, включающий в себя монументальное здание дворца и целый ряд парковых сооружений малых форм, и, главное, исключительный по своей композиционной целостности парк. Версальский ансамбль представляет собой в высшей степени характерное и яркое произведение французского классицизма XVII века. История парка и дворца тесно связана с развитием абсолютизма.
История Версальского дворца начинается в 1623 г. с очень скромного охотничьего замка наподобие феодального, возведённого по желанию Людовика XIII из кирпича, камня и кровельного сланца на территории, купленной у Жана де Суази (Jean de Soisy), чья семья владела землями с XIV века. Охотничий замок находился в том месте, где сейчас мраморный двор. Его размеры были 24 на 6 метров. В 1632 г. территория была расширена за счет покупки Версальского поместья у Жан-Франсуа де Гонди (Jean-François de Gondi), и предпринята двухлетняя перестройка ставшего тесным замка. Фасад Версальского дворца
С 1661 «король-солнце» Людовик XIV начал расширять дворец для того, чтобы использовать его как свою постоянную резиденцию, так как после Фрондского восстания проживание в Лувре начало казаться ему небезопасным. Архитекторы Андре Ленотр и Шарль Лебрен обновили и расширили дворец в стиле барокко и классицизма. Весь фасад дворца со стороны сада занимает большая галерея (Зеркальная галерея, Галерея Людовика XIV), которая своими картинами, зеркалами и колоннами производит потрясающее впечатление. Кроме неё заслуживают упоминания также Галерея битв, дворцовая капелла и дворцовый театр. Зеркальный зал
Вокруг дворца постепенно возник город, в котором селились ремесленники, снабжающие королевский двор. В Версальском дворце также жили Людовик XV и Людовик XVI. За это время населения Версаля и прилегающего города достигло 100 тысяч человек, однако оно быстро сократилось, после того, как король был вынужден переселиться в Париж. Оранжерея
Версальский дворец (фр. Château de Versailles) — парадный дворец французских королей в пригороде Парижа Версале. С XVII века являлся образцом для дворцов многочисленных монархов и князей по всей Европе. С 1979 Версальский дворец включён в список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
Архитектурные ансамбли Парижа. Ампир
После окончания основных строительных работ в Версале, на рубеже XVII—XVIII вв., Андре Ленотр развернул активную деятельность по перепланировке Парижа. Он осуществил разбивку парка Тюильри, чётко фиксируя центральную ось на продолжении продольной оси Луврского ансамбля. После Ленотра был окончательно перестроен Лувр, создана площадь Согласия. Большая ось Парижа давала совершенно иную трактовку города, отвечавшую требованиям величия, грандиозности и парадности. Композиция открытых городских пространств, система архитектурно оформленных улиц и площадей стали определяющим фактором планировки Парижа. Чёткость геометрического рисунка увязанных в единое целое улиц и площадей на долгие годы станет критерием оценки совершенства городского плана и мастерства градостроителя. Многим городам мира впоследствии предстоит испытать на себе влияние классического парижского образца.
Новое понимание города как объекта архитектурного воздействия на человека находит отчётливое выражение в работе над городскими ансамблями. В процессе их возведения были намечены главные и фундаментальные принципы градостроения классицизма — свободное развитие в пространстве и органичная связь с окружающей средой. Преодолевая хаотичность городской застройки, архитекторы стремились создать ансамбли, рассчитанные на свободный и беспрепятственный обзор.
Ренессансные мечты о создании «идеального города» нашли воплощение в формировании площади нового типа, границами которой оказывались уже не фасады тех или иных зданий, а пространство прилегающих к ней улиц и кварталов, парки или сады, набережная реки. Архитектура стремится связать в определённом ансамблевом единстве не только непосредственно соседствующие друг с другом сооружения, но и весьма отдалённые точки города.
Вторая половина XVIII в. и первая треть XIX в. во Франции знаменуют новый этап развития классицизма и его распространение в странах Европы — неоклассицизм. После Великой французской революции и Отечественной войны 1812 г. в градостроении появляются новые приоритеты, созвучные духу своего времени. Наиболее яркое выражение они нашли в ампире. Для него были характерны следующие черты: парадный пафос императорского величия, монументальность, обращение к искусству императорского Рима и Древнего Египта, использование атрибутов римской военной истории в качестве основных декоративных мотивов.
Суть нового художественного стиля очень точно была передана в знаменательных словах Наполеона Бонапарта:
«Я люблю власть, но как художник. Я люблю её, чтобы извлекать из неё звуки, аккорды, гармонию».
Стиль ампир стал олицетворением политического могущества и военной славы Наполеона, послужил своеобразным проявлением его культа. Новая идеология вполне отвечала политическим интересам и художественным вкусам нового времени. Повсюду создавались крупные архитектурные ансамбли открытых площадей, широких улиц и проспектов, возводились мосты, монументы и общественные здания, демонстрировавшие императорское величие и силу власти.
Например, мост Аустерлиц напоминал о великом сражении Наполеона и был сооружён из камней Бастилии. На площади Каррузельбыла сооружена триумфальная арка в честь победы при Аустерлице. Две площади (Согласия и Звезды), отстоящие друг от друга на значительном расстоянии, были соединены архитектурными перспективами.
Церковь Святой Женевьевы, возведённая Ж. Ж. Суффло, стала Пантеоном — местом упокоения великих людей Франции. Один из самых эффектных монументов того времени — колонна Великой армии на Вандомской площади. Уподобленная древнеримской колонне Траяна, она должна была, по замыслу архитекторов Ж. Гондуэна и Ж. Б. Лепера, выразить дух Новой империи и жажду величия Наполеона.
Во внутреннем ярком убранстве дворцов и общественных сооружений особенно высоко ценились торжественность и величавая помпезность, их декор был нередко перегружен военной атрибутикой. Доминирующими мотивами стали контрастные сочетания цветов, элементы римского и египетского орнаментов: орлы, грифоны, урны, венки, факелы, гротески. Наиболее ярко стиль ампир проявился в интерьерах императорских резиденций Лувра и Мальмезона.
Эпоха Наполеона Бонапарта завершилась к 1815 г., очень скоро стали активно искоренять её идеологию и вкусы. От «исчезнувшей как сон» Империи остались произведения искусства в стиле ампир, наглядно свидетельствующие о её былом величии.
1.Почему Версаль можно отнести к выдающимся произведениям?
Как градостроительные идеи классицизма XVIII в. нашли своё практическое воплощение в архитектурных ансамблях Парижа, например площади Согласия? Что отличает её от итальянских барочных площадей Рима XVII в., например площади дель Пополо (см. с. 74)?
2. В чём нашла выражение связь между архитектурой барокко и классицизма? Какие идеи унаследовал классицизм от барокко?
3. Каковы исторические предпосылки для возникновения стиля ампир? Какие новые идеи своего времени он стремился выразить в произведениях искусства? На какие художественные принципы он опирается?
1. Проведите для своих одноклассников заочную экскурсию по Версалю. Для её подготовки можно использовать видеоматериалы из Интернета. Нередко сравнивают парки Версаля и Петергофа. Как вы думаете, какие основания имеются для подобных сравнений?
2. Попробуйте сравнить образ «идеального города» эпохи Возрождения с классицистическими ансамблями Парижа (Петербурга или его пригородов).
3. Сравните оформление внутреннего убранства (интерьеры) галереи Франциска I в Фонтенбло и Зеркальной галереи Версаля.
4. Познакомьтесь с картинами русского художника А. Н. Бенуа (1870—1960) из цикла «Версаль. Прогулка короля» (см. с. 74). Как в них передана общая атмосфера придворной жизни французского короля Людовика XIV? Почему их можно рассматривать как своеобразные картины-символы?
Темы проектов, рефератов или сообщений
«Формирование классицизма во французской архитектуре XVII— XVIII вв.»; «Версаль как модель гармонии и красоты мира»; «Прогулка по Версалю: связь композиции дворца и планировки парка»; «Шедевры архитектуры западноевропейского классицизма»; «Наполеоновский ампир в архитектуре Франции»; «Версаль и Петергоф: опыт сравнительной характеристики»; «Художественные открытия в архитектурных ансамблях Парижа»; «Площади Парижа и развитие принципов регулярной планировки города»; «Ясность композиции и уравновешенность объёмов собора Дома инвалидов в Париже»; «Площадь Согласия — новая ступень в развитии градостроительных идей классицизма» ; «Суровая выразительность объёмов и скупость декора церкви Святой Женевьевы (Пантеона) Ж. Суффло»; «Особенности классицизма в архитектуре западноевропейских стран»; «Выдающиеся архитекторы западноевропейского классицизма».
Книги для дополнительного чтения
Аркин Д. Е. Образы архитектуры и образы скульптуры. М., 1990. Кантор А. М. и др. Искусство XVIII века. М., 1977. (Малая история искусств).
Классицизм и романтизм: Архитектура. Скульптура. Живопись. Рисунок / под ред. Р. Томана. М., 2000.
Кожина Е. Ф. Искусство Франции XVIII века. Л., 1971.
ЛенотрЖ. Повседневная жизнь Версаля при королях. М., 2003.
Мирецкая Н. В., Мирецкая Е. В., Шакирова И. П. Культура эпохи Просвещения. М., 1996.
Уоткин Д. История западноевропейской архитектуры. М., 1999. Федотова Е.Д. Наполеоновский ампир. М., 2008.