политические взгляды горбачева можно назвать
Политические взгляды, позиция
В одном газетном интервью Горбачев сказал: «Потрясен масштабами продажности нынешних структур, которым мы сегодня доверили судьбу реформ и свою судьбу».
Считал, что не стоило тратить силы на работу над новой Конституцией; по его мнению, следовало принять закон о федеральных органах власти и провести одновременные досрочные выборы Президента и Верховного Совета РФ осенью 1993 г., отмечает центр «Панорама» в характеристике Михаила Горбачева.
Противостояние в 1992-93 гг. представительной и исполнительной властей расценивал как губительное прежде всего для экономики страны. По данным экспертного центра «Панорама», Горбачев не поддерживает контактов с бывшими членами ГКЧП, новыми коммунистическими партиями.
В феврале 1992 г. в интервью британской телекомпании «ITN» Михаил Горбачев назвал Бориса Ельцина «человеком, поддающимся влиянию разных течений», и предостерег, «чтоб не получилось, что он занял какие-то слишком авторитарные позиции».
Тогда же Михаил Горбачев заявил, что не собирается покидать свою страну и не намерен возвращаться к политической жизни.
В декабре 1992 г. в интервью британскому телевидению Горбачев заявил, что Ельцин должен взять на себя роль национального лидера и объединить все здоровые силы в обществе, включая консерваторов, которые также желают России лучшего. Как сказал Горбачев, «авторитарные методы, к которым прибегает Ельцин, не позволяют гражданам страны воспользоваться свободой, обретенной в результате горбачевских реформ».
По мнению Горбачева, бывший исполняющий обязанности главы правительства Гайдар сам подготовил свое падение своим циничным отношением к народу.
Горбачев считает, что СНГ не функционирует, власть Ельцина уменьшается, а экономические реформы угрожают расколоть страну и привести к гражданской войне.
31 мая 1996 г. в ходе предвыборной поездки по Уралу Михаил Горбачев заявил, что допускает возможность своего поражения на выборах президента. Он сообщил, что уже сейчас создает «мощное демократическое движение, которое будет альтернативой режиму Ельцина, если он сохранится, и власти коммунистов, если выборы выиграет Зюганов».
7 июня 1996 г. Михаил Горбачев заявил о своем отказе от участия в теледебатах, намеченных на 10 июня на ВГТРК и 14 июня на ОРТ, где предполагалось собрать всех зарегистрированных кандидатов в президенты Российской Федерации. Свой отказ Горбачев объяснил тем, что в его намерения входило принять участие в дискуссии с президентом России Борисом Ельциным, который, как стало известно, в теледебатах участвовать не будет.
17 июня 1996 г. на брифинге в Московской городской избирательной комиссии Михаил Горбачев, набравший менее одного процента голосов избирателей на президентских выборах 16 июня, выразил сожаление, что в ходе первого тура выборов главы государства «потерпела фиаско демократическая оппозиция».
Горбачев подчеркнул, что наиболее важную роль в создании демократической коалиции может сыграть Александр Лебедь, занявший третье место по итогам голосования. Комментируя успех генерала Лебедя на выборах, Горбачев высказал мнение, что тому не стоит идти на союз с какой-либо из «лидирующих сил». Подобный союз, по мнению Горбачева, «приведет к полной потере лица и самостоятельности» Лебедя как политика. Он высказал предположение, что к «раскрутке Лебедя приложил руку штаб поддержки президента, рассчитывая, что Александр Лебедь отберет часть голосов у лидера компартии Геннадия Зюганова».
Экс-президент отметил, что у него «не было разговора с Геннадием Зюгановым об участии в коалиционном правительстве», однако, по словам Горбачева, такой разговор можно было бы вести, при условии, что это правительство будет преследовать «общенациональные цели, предполагающие изменения в структуре власти и в социально- экономическом курсе реформ». По мнению Горбачева, «тот, кто победит, должен понять, что дальше править Россией и обеспечить выход из кризиса можно только на основе общенациональной коалиции не через реализацию программы победителя, а через реализацию программы общенациональных целей и задач».
Наталья Орейро в бикини и без.
Телефоны агропредприятий Ставрополья
Книгу можно купить, телефон (8652) 94-14-56
«Мы вступили в период распада» 35 лет назад началась перестройка. Как желание Горбачева сделать СССР лучше разрушило страну
Р овно 35 лет назад, 23 апреля 1985 года, состоялось историческое выступление генерального секретаря СССР Михаила Горбачева на пленуме Центрального комитета Компартии — именно на нем был провозглашен курс на перестройку. Само это слово также прозвучало в речи генсека, хоть и не в том значении, в каком мы его знаем сейчас. Горбачев говорил о необходимости ускорения социально-экономического развития страны и повышения благосостояния народа, заявлял, что он знает, что нужно делать дальше.
Едва ли Горбачев понимал тогда, чем закончится перестройка. Хотя и не признавал этого.
Но анонсированные в тот день преобразования в конечном счете привели к краху советской системы и потере страной примерно трети своей территории. В годовщину выступления Горбачева «Лента.ру» публикует воспоминания ближайших соратников и политических оппонентов генсека о том, какой должна была стать перестройка и когда она свернула не туда.
«Авторитет Горбачева в то время начал стремительно падать»
Анатолий Лукьянов, последний председатель Верховного Совета СССР (март 1990 — сентябрь 1991), был одним из сподвижников Михаила Горбачева, затем стал его оппонентом:
Так называемая перестройка открыла путь к капитализму. Ею занималась не партия, а группа людей вокруг Горбачева. Главной фигурой в этой группе был Александр Яковлев — заведующий отделом пропаганды ЦК, секретарь ЦК, и член Политбюро. Без него Горбачев шагу не делал.
Именно в кругу Яковлева начали говорить, что нам нужен иной социализм. А на самом деле главная цель у них была уйти от социализма совсем. Это были мечты появившейся в СССР мелкой буржуазии и интеллигентиков.
На каком-то этапе я и Николай Иванович Рыжков (председатель Совета министров СССР — прим. «Ленты.ру») поддерживали идеи реформ, но не Горбачева, а тех, которые были намечены при Андропове. Я свидетельствую, что план изменения экономической политики был разработан еще Алексеем Николаевичем Косыгиным, но ее проведению помешали события в Чехословакии. Наше Политбюро было практически едино в том, что реформы должны привести к упрочению социалистических общественных отношений, ускорению научно-технического прогресса, обновлению производства. Но это было мнимое единство, некоторые члены Политбюро только на словах поддерживали лозунг «Больше социализма», а сами проповедовали, как тогда говорили, «несомненные преимущества частного предпринимательства»: частную собственность, свободный рынок, капиталистический путь развития.
Кроме меня, против всего этого были старые члены Политбюро, это накаляло в нем обстановку и вынуждало Горбачева постоянно маневрировать между двумя группами.
Это было сложное время. Экономика трещала по швам. Горбачева бросало из одной крайности в другую. Стремясь примирить непримиримое, он метался, принимал под воздействием то одной, то другой стороны противоречивые решения, все дальше отступая от программы КПСС. Под влиянием Яковлева в его речах появились слова о приверженности социалистическому выбору при общем движении к свободному рынку. На этом фоне в стране нарастали межнациональные конфликты, но он не знал, что с ними делать. Авторитет Горбачева у населения и в партии в то время начал стремительно падать. Мы вступили в период распада, который закончился крушением не только партии, но и СССР.
Развал Союза начался с прибалтийских республик, потом их поддержали азиатские. Они хотели быть независимыми государствами, со своими представителями в президиуме Союза — то есть выступали за создание такой рыхлой конфедерации. Такие же идеи привели в свое время к Гражданской войне в США. Ситуацию можно было бы исправить, но Ельцин придал распаду Союза ускорение — он издал указ, что применение союзных законов может быть только с согласия республик. То есть начиналась война законов. Потом объявил, что предприятия, которые находятся на территории республик, теперь им и принадлежат. Важным шагом к развалу было изменение налоговой системы. Она строилась следующим образом: налоги поступали в Союз и потом распределялись по республикам. Ельцин же настаивал, чтобы была установлена одноканальная система, когда все налоги оставались бы в каждой республике, а они по своему усмотрению финансировали бы Союз.
29-30 июля 1991 года в закрытом режиме провели встречу в Ново-Огареве Ельцин, Горбачев и Назарбаев. В ходе нее Горбачев согласился с одноканальной системой налогообложения (СССР лишался бюджета, предприятий и банков) и на подписание конфедеративного договора фактически без участия представителей Верховного Совета СССР. Это был развал. Развал вопреки тому, что было решено народом на референдуме 17 марта 1991 года, на котором, напомню, 76,4 процента советских граждан высказались за сохранение СССР, а Верховный Совет СССР вслед за этим принял закон об обязательной силе решения референдума.
«Продержались до 1986 года, а потом все посыпалось»
Евгений Ясин, заведующий отделом государственной комиссии по экономической реформе при Совете министров СССР в 1989-1991 годах, в настоящее время — научный руководитель Высшей школы экономики:
Андропов был, конечно, неглупым человеком, не зря он говорил, что «мы не знаем общества, в котором живем». Но у него не было ясного понимания, что именно нужно делать. Юрий Владимирович пытался что-то предпринять — по его инициативе вышло совместное постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР об экономическом эксперименте в двух министерствах. В одном из них, министерстве электротехнической промышленности, я тогда работал. Но на самом деле этот эксперимент был продолжением совместного постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР от 12 июля 1979 года «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы». Ничего нового там не было.
Когда в 1985 году к власти пришел Горбачев, андроповский эксперимент еще продолжался, но уже было ясно, что необходимо проводить более серьезные преобразования. И в 1987 году меня вместе с Григорием Явлинским привлекли к подготовке материалов для июньского Пленума ЦК КПСС и июльской сессии Верховного Совета СССР, после которых Рыжков объявил о проведении в стране экономической реформы.
Дело в том, что до этого высокие цены на нефть держали на плаву громоздкую и неэффективную советскую экономику. Уже с шестидесятых годов она стала пробуксовывать, начались застойные явления. Думающие люди понимали, что надо что-то делать. Незадолго до отставки Хрущева в обществе бурно обсуждались предложения харьковского экономиста Евсея Либермана по совершенствованию экономической системы. Косыгинская реформа была свернута после ввода войск в Чехословакию в 1968 году, когда советское руководство испугалось, что экономическая либерализация неизбежно повлечет за собой и политическую. Наши вожди всерьез верили в угрозу повторения Пражской весны в СССР.
Поэтому к 1972 году экономика Советского Союза стала выдыхаться. Но нефтяной кризис 1973 года и последовавший за ним резкий скачок цен на нефть позволили Брежневу поддерживать народное хозяйство в приемлемом состоянии, ничего не делая для его развития. Вот и продержались до 1986 года, а потом все посыпалось. Стало очевидно, что «в рамках социалистического выбора» проблемы советской экономики не решить. Нужно было переходить к рынку, и чем раньше, тем лучше.
Перестройка сыграла очень важную роль в истории нашей страны. Причем нельзя сказать, что она определила ее будущее. Но перестройка создала обстановку перемен, подготовила к ним общественное сознание. К сожалению, она так не привела к подлинной демократической революции, как многими ожидалось.
«Если бы Андропов дольше прожил, у нас получился бы Китай»
Николай Рыжков, председатель Совета министров СССР (1985-1991), с 2003 года — член Совета Федерации:
Во-первых, я не был в восторге от слова «перестройка». Дело в том, что слово это не новое, оно было еще у Временного правительства Керенского, но журналисты подхватили — и понеслось. Мне больше нравится определение «реформы». Сначала я был категорически за реформы, даже был одним из их инициаторов, потому что мой жизненный опыт и работа на заводе, в министерстве и ЦК партии показали, что мы исчерпали возможности той экономической модели, в которой жили до войны, в войну, после войны. Жесткая плановая система была крайне необходима — без этого мы бы немца не победили, мы никогда не восстановили бы народное хозяйство. У кого-то, конечно, забирали, но кому-то отдавали — это естественно. Но позже многие, и я в том числе, стали считать, что эта система исчерпала себя — она была сильно забюрократизирована. Сколько рабочих надо держать, сколько основных, сколько вспомогательных, сколько инженеров, сколько техников, подсобных работников, уборщиц? У меня 52 тысячи работающих было на заводе… Поэтому мы очень настойчиво писали, что надо что-то делать. До меня и Горбачева уже были попытки реформ, например, у Алексея Николаевича Косыгина, который, кстати, для своего времени неплохо поработал. То, что он делал, — это огромный прогресс, его нельзя ни в чем упрекать и надо отдать ему должное: он был впереди своего времени. Потом еще была попытка после Косыгина — ее спустили на тормозах.
Меня в группу для разработки реформ включил Юрий Владимирович Андропов. Наша команда (Горбачев, Долгих и Рыжков) использовала те документы и идеи, которые накопились. Вот так в апреле 1985 года Михаил Сергеевич Горбачев выложил на стол для выступлений программу действий, над которой мы трудились три года.
Я поддерживал Горбачева до 1987 года, после наши пути разошлись. Благодаря торопливости, непродуманности и болтливости Горбачева и иезуитским методам «архитектора разрушения» Александра Яковлева перестройка провалилась. А раскол между нами произошел в 1987 году, когда мы подводили итоги работы (проводили эксперимент по министерствам с разными особенностями) и увидели, где хорошо, а где плохо. Стали думать, что делать дальше. Горбачев вместе с Шеварднадзе, Яковлевым, Медведевым готовили доклад в Волынском.
Мы действительно стали работать по заданию Андропова, меня избрали 22 ноября 1982 года (секретарем и заведующим экономическим отделом ЦК КПСС — прим. «Ленты.ру»), через две недели он пригласил Горбачева, Долгих и меня. Субординация была достаточно жесткая: один член Политбюро, один кандидат в члены и я, секретарь. И мы начали работать. Андропов — своеобразный человек, сейчас про него много пишут, я считаю, что даже слишком много пишут. Одни говорят, что он еврей был, другие — что русский, но это неважно. Да мы никогда и не задавались вопросом, кто какой национальности, главное было — кто как работал. Но то, что он до мозга костей политик, — это да. Он быстро схватывал принципиальные экономические вопросы, ему не надо было разжевывать. Например, звонит он мне по прямому телефону и говорит: «Чем занимаешься?» — «Работаю». — «Ну, подходи».
Это значит, что у него время освободилось, беру папку и иду к нему. А он мне говорит: «Оставь папку», — и начинает меня гонять по вопросам. «Что у нас в стране с концессиями делается?» — «Да по-моему ничего не делается». — «А что вы про это знаете?» — «Ровно то же, что и все, что в школе проходили». — «Знания у тебя не очень». Помолчал и добавляет: «У меня тоже. Давай, иди и изучи этот вопрос и приходи снова ко мне». Я пришел к своим в аппарате и говорю: «Ищите, какая литература по концессиям есть». Через день нашли в Ленинке — женщина какая-то защищала по этой теме работу.
После того как он умер, и я эти пять лет прожил и ушел в отставку, появилось время подумать, и я все больше приходил к выводу, что Андропов проводил бы в стране мягкие реформы, а не как Горбачев с Яковлевым.
При «раннем» Горбачеве страна уцелеть могла, при «среднем» — трудно, но могла, но при «позднем» — конечно, не могла. Понимаете, поздний Горбачев — как больной палач. Кризис — это что такое? Один после него выздоравливает, а другого — ногами вперед. Я не думаю, что Горбачев старался развалить Союз, это же тогда надо быть идиотом полнейшим. Ситуация сложилась такая, что он своими действиями — публикациями и прочим — к этому привел. А вначале, когда он только начал проповедовать, он мог сохранить Союз. Первую половину его деятельности, при всех его недостатках (словоблудие, славословие, шапкозакидательство — это всегда у него было), мы были довольны тем, что он новый человек, — сколько же можно старых! Но после 1987 года пошла трещина, и она больше не сходилась никогда. И этим воспользовался Ельцин.
«Ответа на вопрос, что такое перестройка, вы не найдете»
Юрий Афанасьев, историк, один из лидеров перестройки, основатель Межрегиональной депутатской группы, бывший народный депутат РСФСР, автор знаменитого выражения той поры «агрессивно-послушное большинство»:
Никаким «прорабом перестройки» я не был и никаким активным сторонником того, что делали в те годы Горбачев и иже с ним, тоже никогда не был. Наоборот, с самых первых дней я писал кое-что о происходящем, и это кое-что касалось несогласия и каких-то недоумений или сомнений относительно того, что происходит. А что касается уже непосредственного включения в то, что, опять-таки на мой взгляд, ошибочно часто называют «политическая жизнь» (1989 год, съезд народных депутатов, выборы, Межрегиональная депутатская группа), то тут мы открыто заявили: мы, МДГ, составляем политическую оппозицию курсу ЦК и Политбюро ЦК КПСС.
ЕГЭ. История Кратко. М. С.Горбачёв.
М. С.Горбачёв.
Основные направления деятельности Горбачёва М.С.
Экономическая сфера
Основные задачи курса:
Быстрейшее внедрение достижений НТР
Рост производительности труда
Повышение материальной заинтересованности работников
Борьба с уравнительной системой оплаты труда
Закупка за рубежом новейшего оборудования
Увеличение вложений в производство товаров народного потребления
Введение госприёмки, которая должна значительно повысить качество продукции.
Причины отрицательных результатов курса на ускорение
Проводилась на основе командно-административной системы
Неумелое руководство в новых условиях
1987-начало экономической реформы ( Абалкин Л.И.)
Основные направления реформы:
Расширение самостоятельности предприятий путём введения хозрасчёта и самофинансирования
Постепенное возрождение частного сектора в экономике
Отказ от монополии внешней торговли
Интеграция в мировой рынок
Сокращение количества министерств и ведомств
Развитие арендных отношений на селе.
Последствия реформы
Крайняя некомпетентность руководства, неумение ими руководить экономическими процессами в новых условиях привело к резкому снижению экономических показателей
Ухудшение уровня жизни людей.
Нехватка товаров, некоторые из них стали продаваться по талонам.
Начало легализации теневой экономики
На арендные отношения в селе перешло лишь 2 % колхозников.
Политическая сфера
Политика гласности:
Пересмотр многих событий отечественной истории
Реабилитация жертв сталинских репрессий
Критика «эпохи застоя».
В политике появились новые люди: Лигачёв Е.К., Рыжков Н.И. (Председатель Совета Министров, Ельцин Б.Н. – первый секретарь Московского обкома КПСС,
Шеварднадзе Э. А. – министр иностранных дел и др.
Направления политической реформы
Создание нового высшего законодательного органа власти – Съезда народных депутатов СССР
Проведение выборов на альтернативной основе
Отмена 6 статьи Конституции о руководящей роли партии.
Начало складывания многопартийной системы
Учреждение поста Президента СССР
Установление двухуровневой системы высшей законодательной власти: Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР ( постоянно действующего парламента)
Изменение структуры исполнительной власти : вместо правительства- Кабинет министров, подчинённый Президенту СССР.
Итоги политической реформы
Активизация политической деятельности народа
Подрыв авторитета правящего режима
Возникновение партий и общественных движений
Демократизация всех сторон жизни
Прекращение политических преследований
Возвращение из ссылки академика Сахарова А.Д. и других диссидентов и правозащитников.
Национальный вопрос
Обострение национальных отношений в СССР
Межнациональные столкновения и погромы(волнения в Алма-Ате, декабрь 1986;1988- карабахский конфликт( армянское большинство в Нагорном Карабахе- части Азербайджанской СССР, хотели присоединиться к Армянской СССР);1988- создание народных фронтов в Эстонии, Латвии, Литве, Западной Украине, Молдавии, Грузии, подавление демонстрации в Тбилиси в апреле 1989.
Деятельность ГКЧП( 19-21 августа 1991)
Состав ГКЧП:
Янаев Г.И. – вице-президент
Павлов В.С. – премьер-министр
Язов Д.Т.- министр внутренних дел
Крючков В.А.- председатель КГБ
Пуго Б.К. – министр внутренних дел и др.
Цель: не допустить подписания нового союзного договора, что означало бы потерю власти в стране.
Горбачёв М.С. был изолирован в Крыму, в Форосе.
Победа демократических сил.
Заголовок
Внешняя политика
«Новое политическое мышление»
Особенности:
Отказ от идеи о расколе мира на два лагеря
Отказ от силовых методов решения конфликтов
Признание приоритетными общечеловеческие ценности.
Направления внешней политики:
Нормализация отношений со странами Запада
Урегулирование региональных конфликтов
Установление взаимовыгодных контактов со странами
Положен конец «холодной войне»
Ослабла угроза ядерной войны
Начался процесс сокращения и уничтожения вооружений, в том числе и ядерных
СССР потерял статус сверхдержавы, лишился союзников, утратил былой авторитет в мире.
Многие мероприятия по сокращению вооружений проводились в одностороннем порядке
Примечание. Все даты по периоду правления Горабчёва М.С. здесь.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Плакаты периода перестройки
Перестройка — реформы горбачева
Перестройка Горбачева и ее итоги
После смерти в 1985 г. Черненко к власти пришел Михаил Горбачев. К тому времени СССР уже находился на грани глубокого кризиса, как в экономике, так и в социальной сфере.
Эффективность общественного производства неуклонно снижалась, тяжким бременем на экономике страны лежала гонка вооружений. Фактически в обновлении нуждались все сферы жизни общества.
Сложное положение СССР явилось причиной перестройки, а так же, изменения внешней политики страны. Современные историки выделяют следующие этапы перестройки:
В период начала перестройки с 1985 по 1986 гг. существенных изменений в организации управления страной не было.
В регионах власть, по крайней мере, формально, принадлежала Советам, а на высшем уровне – Верховному Совету СССР. Но, в этот период уже слышались заявления о гласности и борьбе с бюрократией.
Постепенно начался процесс переосмысления международных отношений. Значительно уменьшилась напряженность в отношениях СССР – США.
Масштабные изменения начались несколько позднее – с конца 1987 года. Этот период характеризуется небывалой свободой творчества, развитием искусства. На телевидении выходят авторские публицистические программы, журналы печатают материалы, пропагандирующие идеи реформ.
В тот же время, явно обостряется политическая борьба. Начинаются серьезные преобразования в сфере государственной власти. Так, в декабре 1988 г., на 11 внеочередной сессии Верховного Совета принимается закон «Об изменениях и дополнениях к Конституции».
Закон внес изменения в избирательную систему, введя принцип альтернативности.
Однако наиболее бурным оказался третий период перестройки в СССР. В 1989 г. полностью выводятся из Афганистана советские войска. Фактически СССР перестает поддерживать социалистические режимы на территории других государств. Лагерь социалистических стран рушится. Важнейшим, знаковым, событием того периода является падение Берлинской стены и объединение Германии.
Партия постепенно утрачивает реальную власть и свое единство. Начинается ожесточенная борьба фракций. Критике подвергается не только сложившаяся в СССР ситуация, но и сами основы идеологии марксизма, а так же октябрьская революция 1917 г. Формируется множество оппозиционных партий и движений.
На фоне жесткой политической борьбы в этот период перестройки Горбачева начинается раскол и в сфере интеллигенции, среди деятелей искусства. Если часть их была критически настроена по отношению к происходящим в стране процессам, то другая часть оказывает всестороннюю поддержку Горбачеву.
На фоне невиданной то этого времени политической и социальной свободы значительно уменьшаются объемы финансирования, как искусства, так и науки, образования, многих отраслей производства. Талантливые ученые в подобных условиях уезжают работать за рубеж, или же превращаются в бизнесменов.
Множество НИИ и КБ прекращают свое существование. Развитие наукоемких отраслей замедляется, а позже и совсем останавливается.
Пожалуй, ярчайшим примером этого может стать проект «Энергия – Буран», в рамках которого был создан уникальный космический челнок многоразового использования «Буран», совершивший единственный полет.
Материальное положение большинства граждан постепенно ухудшается. Так же, происходит обострение межнациональных отношений. Многие культурные и политические деятели начинают говорить о том, что перестройка изжила себя.
Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 – 1991 гг.
, привели к распаду СССР и обострению тлевших долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву научной базы и так деле. Несомненно, итоги перестройки и ее значение еще не раз будут переосмыслены будущими поколениями.
Ссср в годы перестройки. реформы горбачева
К осени 1986 года Горбачев окончательно сформулировал для себя девиз
нового этапа реформы — тотальная перестройка партии, государства, экономики.
Ее рычаг — демократизация Системы. В своих политических выступлениях он
определял свой новый курс опять-таки как «возвращение» к ленинской идее
поощрения «творчества масс». Для самых непонятливых в партийном аппарате
формулировал это более доходчиво: «Там, где сидишь, там и перестраивайся».
Идея перестройки как новой революции, нового «правильного» Октября увлекала
его все больше, тем паче, что на горизонте замаячила впечатляющая дата —
70-летие Октябрьской революции. И к юбилею надо прийти с новым
«исправленным» социализмом, возведенным по ленинским заветам, хотя и не
строго по его рецептам.
Лидер перестройки поставил перед собой грандиозную цель: добиться,
наконец, превращения социализма в реальную альтернативу капитализму. «Не
надо бояться сейчас громких слов. Беда, если ограничимся только словами,
какими бы правильными и красивыми они ни были». Одним из главных фронтов,
где, если уж речь зашла о демократизации Системы, важно было преодолеть
отставание от капитализма, были злополучные права человека. Выяснилось, что
в этой области даже проще перейти от слов к делу, чем в сфере экономики.
Требовалась лишь политическая воля руководителя. Первым было снято табу с
вопросов свободы выезда из СССР. К этой теме в свое время примерялся, судя
по его мемуарам, еще Н.Хрущев, высказывавший естественное для правоверного
коммуниста недоумение: «Если социализм — это рай для трудящихся, зачем
обносить границы колючей проволокой и удерживать здесь людей насильно? Они
сами должны сюда стремиться».
Менее простодушный Горбачев тоже начал с того, что поставил в повестку
дня вопрос «Об упрощении практики выезда и въезда в Советский Союз». Это
предполагало возможность двустороннего движения через советскую границу,
причем количество желающих въехать в страну «перестроенного социализма»
теоретически могло многократно превысить число выезжающих. «Кто-то хочет
ехать за границу на 3 месяца, а мы ему — месяц и баста! И вообще, если хочет
сбежать, велика беда! Это даже не потеря, а приобретение, чтобы всякая шваль
туда убралась. Всех, кого можно отправить за границу без ущерба для
безопасности, всех отправлять — метлой! Все это часть демократизации,
которая должна охватывать все сферы жизни».
Лукавство этого бравурного пассажа из выступления генсека на Политбюро
в том, что помимо заявленной им высокой цели — создать свою «концепцию прав
человека», отвечающую духу нового политического мышления, поднятый вопрос о
высылке «швали» преследовал вполне прагматическую цель: приближалась
очередная встреча с Рональдом Рейганом, а поскольку американцы, как обычно,
заранее подготовили к ней список советских «отказников», за которых
собирался ходатайствовать президент США, Горбачев хотел «вынуть у него изо
рта» эту острую тему.
Первым из заметных правозащитников получил свободу и смог выехать за
границу Юрий Орлов. Значительно более сложной с точки зрения внутренней
политики представлялась проблема самого знаменитого советского «узника
совести» — нобелевского лауреата Андрея Дмитриевича Сахарова.
Чтобы психологически подготовить Политбюро, Горбачев с немалой долей
актерства разыграл этот сюжет так, будто Сахаров чуть ли не «отсиживается» в
Горьком, в то время когда «вся страна пришла в движение». «Хватит ему там
сидеть без дела! Пусть Марчук (тогдашний президент Академии наук. — А.Г.)
съездит к нему и скажет, чтобы возвращался. Квартира, дача, машина — все в
Москве сохранено. И пусть Марчук скажет, что советовался в ЦК».
После того как ПБ, поморщившись, проглотило это заявление, возвещавшее
начало демонтажа уже не сталинского, а андроповского наследия, Горбачев
счел, что дальнейшая дорога разминирована, и решил, не прячась за спину, сам
сделать этот сенсационный политический жест.
16 декабря 1986 года немногословные люди в гражданской одежде, но явно
с военной выправкой, не спрашивая разрешения жильца одной хорошо охраняемой
квартиры в Горьком, установили в ней телефон. По нему позвонил Горбачев и
предложил «ссыльному» академику вернуться в Москву к своим профессиональным
занятиям и к «служению Отечеству». Для соблюдения приличий (как их понимало
партийное начальство) было «выпущено» никого не обманувшее короткое
сообщение ТАСС, в котором говорилось: «Академик Сахаров обратился к
советскому руководству с просьбой разрешить ему возвращение из Горького в
Москву. В результате рассмотрения этой просьбы компетентными организациями,
включая Академию наук СССР и административные органы, было принято решение
удовлетворить эту просьбу. Одновременно Президиум Верховного Совета СССР
принял решение о помиловании гражданки Боннэр. Таким образом, им обоим
предоставлена возможность вернуться в Москву, а А.Д.Сахарову — и активно
включиться в академическую жизнь, теперь — на московском направлении (?! —
А.Г.) деятельности АН СССР. Утром 23 декабря А.Д.Сахаров и Е.Г.Боннэр
поездом прибыли в Москву».
Возвращение в Москву после семилетней ссылки всемирно известного
ученого и правозащитника стало первым политическим сигналом Горбачева
Западу, подтверждающим серьезность его намерений в деле демократизации
режима. До сих пор к его декларациям по этому поводу там относились как к
очередной, лишь более изощренной пропагандистской кампании. Внутри страны
сенсационные сдвиги в отношении властей к «диссидентам», еще совсем недавно
воспринимавшимся как опасные государственные преступники, должны были
подтвердить объявленное с высоких трибун движение в сторону уже не только
«социалистического», а нормального правового государства. Его сущность для
доходчивости Горбачев выразил в броской, хотя и упрощенной формуле —
«Разрешено все, что не запрещено законом». Если учесть, что значительная
часть законов предыдущей эпохи находилась в процессе пересмотра, а само
соблюдение законов, будь то властями или населением, никогда не было
национальной российской традицией, легко понять, что от нового правового
государства повеяло бакунинским анархизмом.
Постепенно начали облетать «социалистические» обертки и с других
запущенных перестройкой в оборот политических понятий, включая самое
взрывоопасное — плюрализм. Когда же в январе 1987 года на Пленуме ЦК в своем
докладе Горбачев объявил о предстоящей глубокой политической реформе и
произнес роковые слова — «избирательная система не может не быть ею
затронута», — мраморный зал заседаний верхушки партии, с ленинских времен
единолично правившей страной, как будто наполнился запахом ладана, а
некоторым членам ЦК показалось, что они находятся внутри Мавзолея.
Дополнительным аргументом в пользу того, чтобы сосредоточиться на
политической реформе, отодвинув на второй план остальные аспекты
перестройки, стали проблемы с экономической реформой. Несмотря на то что в
своем докладе на XXVII съезде он назвал радикальную реформу экономики среди
приоритетов перестройки, дело в этой сфере практически не двигалось. Правда,
к лету 1987 года был подготовлен проект такой реформы, а в июле для его
одобрения созван специальный Пленум ЦК. По замыслу Горбачева, после
«политического» январского Пленума, расчистившего путь к демократизации
общественной жизни, настала очередь демократизировать экономику. Надо было и
в этой области разрушить монополию бюрократии, на этот раз хозяйственной, и
переходить от административных методов управления экономикой к
«товарно-денежным» (слово «рынок» даже с эпитетом «социалистический»,
по-прежнему вызывало аллергию у участников пленума).
В конце концов, после «трудной» многочасовой дискуссии с Н.Рыжковым на
сталинской даче в Волынском премьер уступил, и пленум дал зеленый свет
началу перестройки в экономике. Однако на практике экономическая реформа не
заработала, поскольку, по версии Горбачева, «Николай Иванович спустил все на
тормозах». В действительности же дрогнуло все политическое руководство. Едва
правительство заикнулось, что цены на хлеб и макароны будут
«скорректированы», пусть даже с выплатой компенсаций населению, как
поднявшийся ропот тогда еще не знакомых с императивами рынка советских
граждан заставил высшее руководство, а прежде всего самого Горбачева,
Пенять было не на кого. Разбуженное в соответствии с его сценарием
общество начало подавать голос и другие признаки жизни. Оказалось, что
политическая реформа не только усадила страну перед телевизорами, но и,
построив ее в пикеты, вывела на рельсы перед локомотивом экономической
реформы, пока еще разводившим пары. Прижатый к стене собственными
аргументами, Горбачев спасовал перед «творчеством масс» и публично пообещал,
что впредь никакого повышения цен «без совета с народом предприниматься не
будет». После такого обещания о движении к рынку можно было на время забыть.
Тем самым отодвигалась перспектива расширения социальной базы горбачевской
революции за счет формирования класса новых предпринимателей и собственников
в городе и на селе. Сетуя об «отложенных» преобразованиях в деревне, Михаил
экономически. Начать активнее строить там дороги, смелее раздавать земельные
участки для обработки. Я думал запустить туда такой вирус, как аренда — и в
земледелии, и в животноводстве. Ведь начали было, и дело пошло. Надо было
идти до конца, поощрять средний класс». А раз «до конца» не пошли,
послаблениями в прежде суровом законодательстве и дозированными льготами для
кооператоров смогли воспользоваться только вышедшие на белый свет
«теневики», ставшие зародышем «новой русской» буржуазии.
Поскольку из-за саботажа управленцев и недостаточной «сознательности»
Ссср в 1985-1991 гг. перестройка: реформы м.с. горбачева
В середине 1980-х годов в СССР наступил экономический кризис. Он выражался в падении темпов роста производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики. Ухудшилась трудовая дисциплина, массовым стало неуважение к честному труду.
Попытка партийного руководства сохранить власть путем «закручивания гаек», предпринятая Ю.В. Андроповым, оказалась безуспешной. Общество нуждалось в кардинальных переменах.
Начало нового этапа в истории СССР, получившего название «перестройка», связано с именем М.С. Горбачева (с марта 1985 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС). Главной задачей перестройки было остановить распад «системы» государственного социализма и обеспечить интересы его правящей элиты.
В 1987 – 1988 гг. перестройка сводилась главным образом к «радикальной экономической реформе», затем в нее включили реформу политической системы и курс на «обновление» идеологии.
Идея перевода централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции перестройки.
Первыми шагами к рыночной экономике стали Закон о Государственном предприятии (1987), предоставивший значительные права предприятиями и трудовым коллективам, Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (1989 г.
), открывшие простор для коллективного и частного предпринимательства.
Однако справиться с кризисом не удалось. Экономические реформы не давали желаемых результатов без обновления политической системы. Осознавая это, Горбачев и его сторонники решились на демократизацию политических структур.
Решение о реформе политической системы СССР было принято на XIX конференции КПСС (летом 1988 г.).
В качестве первоочередной задачи выдвигалось четкое разграничение функций партийных и советских органов, проведение демократических выборов народных депутатов, формирование новых органов власти. Был провозглашен курс на создание правового государства.
После партконференции началось изменение структуры управления в СССР. В советскую систему были привнесены элементы парламентаризма и разделения властей. Учреждается новый высший орган законодательной власти – Съезд народных депутатов СССР.
Из числа народных депутатов были сформированы постоянно действующие Верховные Советы. На Iсъезде Народных депутатов СССР (май – июнь 1989 года) М.С. Горбачев был избран главой государства – Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г.
Президентом СССР с правом издавать указы и постановления.
Важнейшим инструментом демократизации стала гласность – объективное освещение всех сторон жизни общества. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции СССР была исключена 6-ая статья о руководящей роли КПСС, ликвидирована однопартийная система руководства страной, стали создаваться различные партии и общественные движения.
Основные реформы перестройки 1985-1991 гг
Начальный этап деятельности нового руководства страны во главе с М. С. Горбачевым характеризуется попыткой модернизировать социализм, отказаться не от системы, а от ее наиболее нелепых и жестоких сторон. Речь шла об ускорении социально-экономического развития страны.
В это время была выдвинута концепция перестройки хозяйственного механизма, которая заключалась в том, чтобы расширить права предприятий, их самостоятельность, внедрить хозрасчет, повысить заинтересованность трудовых коллективов в конечном результате своего труда.
В целях повышения качества выпускаемой продукции была введена госприемка. Стали проводиться выборы руководителей предприятий.
Изначальная задумка реформы была весьма положительной — уменьшить количество потребляемого алкоголя на душу населения в стране, начать борьбу с пьянством. Но в результате слишком радикальных действий антиалкогольная кампания Горбачева и последующий отказ от государственной монополии привели к тому, что большая часть доходов ушла в теневой сектор.
В 90-е годы немало стартовых капиталов было сколочено частниками на «пьяных» деньгах. Казна же стремительно пустела. Происходила вырубка ценнейших виноградников, в результате этого исчезновение целых секторов промышленности в некоторых республиках СССР, например в Грузии. Рост наркомании, токсикомании и самогоноварения, а также многомиллиардные убытки бюджета.
Кадровые реформы в правительстве
В октябре 1985 года Председателем Совета Министров СССР был назначен Н. И. Рыжков. В декабре 1985 года секретарем московского городского комитета партии стал Б. Н. Ельцин. Министром иностранных дел вместо Громыко стал Э. А.
Шеварднадзе. В высшую партийную иерархию выдвинулись А. Н. Яковлев и А. И. Лукьянов. Фактически, 90% старого брежневского аппарата было заменено новыми кадрами. Сменился практически весь состав Президиума Совета Министров СССР.
Общественные и социальные реформы
В это время началась общая демократизация жизни в стране. Прекратились политические преследования. Ослаб гнет цензуры. Из тюрем и ссылок возвращались такие видные люди, как Сахаров, Марченко и т.д.
Политика гласности, начатая новым советским руководством, резко изменила духовную жизнь людей. Возрос интерес к печатным изданиям, радио, телевидению. Только за 1986 г. газеты и журналы приобрели более 14 млн. новых читателей.
Политика гласности подготовила почву для подлинной свободы слова, печати, мысли, что стало возможным только после крушения коммунистического режима.
Советское общество охватил процесс демократизации. В идеологической сфере Горбачёвым был выдвинут лозунг гласности.
Под этим подразумевалось, что никакие события прошлого и настоящего не должны скрываться от народа.
Гласность — ключевое слово перестройки, она позволила бессловесным массам говорить всё, что вздумается, критиковать кого угодно, в том числе и особенно самого Горбачева — человека, давшего им волю.
Реформы во внешней политике
В ходе встречи М. С. Горбачева с президентом США Рональдом Рейганом в ноябре 1985 года стороны признали необходимость улучшения советско-американских отношений и оздоровления международной обстановки в целом. Заключены договоры СНВ-1,2. Заявлением от 15 января 1986 года М. С. Горбачев выдвинул ряд крупных внешнеполитических инициатив:
СССР отказался от противостояния с Западом и предложил закончить «холодную войну». В 1990 году за вклад в ослабление международной напряженности Горбачев получил Нобелевскую премию мира. Во время его визита в Индию была подписана Делийская декларация о принципах свободного от ядерного вооружения и ненасильственного мира.
Реформы политической системы СССР
Борьба за политическую реформу, методы ее проведения развернулась на XIX всесоюзной партийной конференции летом 1988 г. К этому времени активизировались противники перестройки. Еще в марте 1988 г.
в газете ЦК КПСС «Советская Россия» статья преподавателя одного из ленинградских вузов Нины Андреевой «Не могу поступиться принципами», направленная против демократических преобразований, зовущая назад, к
Ленину и Сталину. На съезде также были попытки консерваторов переменить мнение большинства делегатов в свою пользу, но они ни к чему ни привели. 1 декабря Верховный совет СССР принял 2 закона «Об изменениях и дополнениях Конституции СССP» и «О выборе народных депутатов СССР». По первому из них высшим органом власти становится
Съезд Народных Депутатов СССР, состоящий из 2250 депутатов. Заседание должно было проводиться 1 раз в году. На нем избирался Верховный совет СССР. Второй закон определял порядок выборов народных депутатов СССР.
Новые законы имели множество недостатков, но были значительным шагом вперед к освобождению от тоталитаризма и однопартийной системы. 26 марта 1989 года прошли выборы народных депутатов СССР. В мае — июне 1989 года 1-ый съезд народных депутатов начал свою работу.
В него вошли Межрегиональная депутатская группа (Сахаров, Собчак, Афанасьев, Попов, Старовойтова), Депутатская группа «Союз» (Блохин, Коган, Петрушенко, Алкснис), Депутатская группа «Жизнь» и другие.
Завершающим этапом в сфере реформ политической системы можно назвать III съезд народных депутатов СССР, на котором Горбачев был избран президентом СССР, а также внесены некоторые поправки в Конституцию.
К середине 1990г. советское руководство приняло решение о введении частной собственности на средства производства. Начался демонтаж основ социализма. Президенту было предложено несколько экономических программ перехода к рыночной экономике.
Наибольшую известность из них получила программа под названием «500 дней», созданная под руководством молодого ученого Г. Явлинского. Свою программу предложило и правительство СССР. Программы отличались в основном по степени радикализации и решимости.
500 дней нацеливали на быстрый и решительный переход к рынку, смелое введение различных форм собственности.
Правительственная программа, не отрицая необходимости перехода к рыночным отношениям, стремилась растянуть этот процесс на долгое время, оставить значительный государственный сектор в экономике, всепроникающий контроль за ней со стороны центральных бюрократических органов.
Президент отдал предпочтение программе правительства. Ее реализация началась в январе 1991 года с обмена 50 и 100 рублевых купюр в целях изъятия денег, приобретенных с точки зрения властей незаконным путем, а также уменьшения давления денежной массы на потребительский рынок. Обмен проходил в сжатые сроки.
В сберкассах выстраивались огромные многочасовые очереди. Люди должны были доказывать законность своих сбережений. Вместо планируемых 20 млрд. рублей, правительство получило от этой операции только 10 млрд. рублей. 2 апреля 1991 года были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги.
Произошло падение жизненного уровня населения. По данным ООН, к середине 1991 года СССР по этому показателю занимал 82-е место в мире.
Официальное решение советского руководства о переходе к рыночной экономике позволило наиболее предприимчивым и энергичным людям создавать первые в стране легальные частнопредпринимательские фирмы, торговые и товарные биржи.
В стране появился и стал реализовываться слой предпринимателей, хотя существовавшие законы не позволяли им развернуть свою деятельность по производству товаров. Основная масса частных капиталов находила свое применение в сфере торговли и денежного обращения. Процесс приватизации предприятий проходил крайне медленно.
Вдобавок ко всему наблюдалось появление безработицы, преступности, рэкета. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е.
превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику. Неудачи в экономике все более подрывали позиции коммунистических реформаторов во главе с Горбачевым.
Можно сделать вывод, что в результате его реформ мир кардинально изменился и больше никогда не станет прежним. Совершить такое, не обладая мужеством и политической волей невозможно. К Михаилу Горбачеву можно относиться по — разному, но нет сомнения, что это одна из крупнейших фигур истории.
ПЕРЕСТРОЙКА
ПЕРЕСТРОЙКА в СССР (1985-1991), инициированный М. С. Горбачевым и его ближайшим окружением процесс реформирования системы в СССР.
На состоявшемся в феврале-марте 1986 27-м съезде партии была одобрена стратегия реформ.
1985 – рубежный в истории государства и партии год. Закончилась брежневская эпоха.
В марте 1985 Горбачев был избран новым Генеральным секретарем.
Он укрепил свой контроль в Политбюро, секретариате и государственном аппарате, убрав оттуда нескольких потенциальных противников и передвинув влиятельного министра иностранных дел А.А.Громыко на почетный пост председателя Президиума Верховного Совета СССР.
Многие министры правительства и первые секретари обкомов партии были заменены более молодыми людьми.
Началась пора перемен, попыток реформирования партийно-государственного организма. Этот период в истории страны был назван «перестройкой» и ассоциировался с идеей «совершенствования социализма».
27-й съезд КПСС состоялся в феврале-марте 1986.
На нем была одобрена стратегия реформ и принята новая программа партии, включавшая ускорение экономического роста и улучшение условий жизни населения. Вначале Горбачев склонялся к политике администрирования, таким мерам, как повышение дисциплины труда и антиалкогольная кампания.
Но позже Горбачев провозгласил курс на «перестройку» – реструктуризацию экономики и, в конечном счете, всего общественно-политического строя.
Однако эти реформы не имели достаточного экономического обоснования, не были тщательно проработаны и ограничивались идеями Ленина и Бухарина времен НЭПа (1921–1928).
Первым заметным в обществе изменением стала политика гласности (свобода слова и открытость информации). Появились многочисленные общественные группы, которые занялись различными видами культурной, спортивной, предпринимательской и политической деятельности.
Некоторые члены Политбюро, во главе с Е.К.Лигачевым настороженно относились к реформам, считая их непродуманными, поспешными и вредными для страны. Действия Горбачева вызвали волну нарастающей критики и среди населения.
Одни критиковали его за медлительность и непоследовательность в проведении реформ, другие – за поспешность; все отмечали противоречивость проводимой им политики.
Так, принимались законы о развитии кооперации и почти сразу же – о борьбе со «спекуляцией»; законы о демократизации управления предприятиями и одновременно – об усилении централизованного планирования; законы о реформе политической системы и свободных выборах, и сразу же – об «укреплении роли партии» и т.п.
Во внутренней политике, особенно в экономике, появились признаки серьезного кризиса. Возрос дефицит продовольствия и товаров повседневного спроса. С 1989 полным ходом шел процесс распада политической системы Советского Союза.
Летом 1990 Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Несколько групп экономистов разработали свои программы, в том числе С.Н.Шаталин и Г.А.
Явлинский в конце августа 1990 предложили свою радикальную программу реформ «500 дней».
По этой программе предполагалось провести децентрализацию экономики, затем последующую приватизацию предприятий, отмену государственного контроля за ценами и допускалась безработица.
Но к реализации была принята программа Рыжкова – Абалкина. Это был умеренная концепция, разработанная под руководством директора Института экономики АН СССР Л.И.Абалкина, в разработке принимал участие председатель Совета министров СССР Н.И.Рыжков. Государственный сектор сохранялся в экономике на более длительный срок с обязательным контролем со стороны государства над частным сектором.
Но реформы экономики не привели к улучшению, напротив, сократились доходы населения, сократилось производство, что в свою очередь вызывало рост социального недовольства. Размер внешней задолженности приближался к 70 млрд. долл., объем производства сокращался почти на 20% в год, а темпы инфляции превысили 100% в год.
Советский бюджет сильно зависел от мировых цен на нефть, поэтому мировые цены на нефть были искусственно обрушены. Чтобы спасти экономику, советское руководство, кроме реформ, нуждалось в серьезной финансовой помощи западных держав. На июльской встрече руководителей семи ведущих промышленно развитых стран Горбачев обратился к ним с просьбой о помощи, однако помощи оказано не было.
В такой обстановке готовился к подписанию новый союзный договор летом 1991.
Внешняя политика
Горбачев призывал к «новому мышлению» в международных отношениях, он пытался любой ценой улучшить отношения с Западом, чтобы снизить высокие военные расходы.
Новое мышление должно было заменить практику соперничества великих держав и доказывало, что общечеловеческие ценности должны стоять выше целей классовой борьбы. Поэтому советская дипломатия стала приобретать более открытый характер, но по сути это означало односторонние уступки со стороны СССР.
О европейцах и европейском континенте Горбачев говорил как о «нашем общем доме», имея в виду новый миролюбивый характер советской внешней политики.
Благодаря новому подходу, общественность европейских стран НАТО (особенно ФРГ), Северной Америки и других регионов стала относиться к СССР с большим доверием и доброжелательностью.
СССР попытался достигнуть новых соглашений с Соединенными Штатами в области контроля над вооружениями. Новая советская стратегическая доктрина подчеркивала свои оборонительные намерения, объявляя целью «разумную достаточность», а не превосходство в вооружениях.
В то же время новый советский руководитель не замечал, что, несмотря на смягчение позиций СССР по основным международным проблемам, позиция западных лидеров в отношении Советского Союза не становилась более компромиссной. Все договоры об ограничении вооружений подписывались на невыгодных для СССР условиях.
Впоследствии выяснилось, что Запад использовал «новое горбачевское мышление» для того, чтобы придвинуть свои военные базы к самым границам России.
В июле 1985 Горбачев объявил мораторий на дальнейшее развертывание ракет среднего радиуса действия (SS-20) в Европе. В марте 1987 Горбачев принял западную формулу «нулевого варианта», т.е. полного демонтажа таких ракет в Европе. В декабре 1987 Горбачев и президент США Рейган подписали в Вашингтоне договор о ликвидации всех баллистических ракет с радиусом действия от 500 до 5500 км.
С 1987 начался распад социалистической системы Восточной Европы и к осени 1989 во всех странах Варшавского договора (начиная с формирования нового правительства в Польше, которое возглавило движение «Солидарность») произошла смена руководства. В некоторых странах это произошло бескровно, в других, как в Румынии, режим был свергнут вооруженным путем.
Произошла «бархатная» революция в Чехословакии, народные восстания в ГДР, Болгарии и Румынии. Была разрушена Берлинская стена и начался процесс объединения Германии. США и ФРГ были согласны пойти на серьезные уступки, в частности, обсудить вопрос о нейтралитете единой Германии, что означало и ее выход из НАТО.
Но Горбачев согласился на объединение Германии и без ее выхода из НАТО.
В 1989 начался вывод советских войск из стран социалистического блока. В феврале 1990 были упразднены военные органы Организации Варшавского Договора, и вывод советских войск из Восточной Европы был активизирован.
Вывод советских войск из Афганистана закончился 15 февраля 1989. Стали сокращаться объемы помощи союзным странам, прекратилось военное присутствие СССР в Эфиопии, Мозамбике, Никарагуа. СССР перестал поддерживать Ливию и Ирак. Наладились отношения с ЮАР, Южной Кореей, Тайванем, Израилем.
Горбачев попытался нормализовать отношения с Китаем.
При содействии СССР из Кампучии были выведены вьетнамские, а из Анголы – кубинские войска. В июле 1986 Горбачев предложил Китаю сотрудничество в железнодорожном строительстве и совместном использовании водных ресурсов реки Амур и согласился с китайской позицией по главным спорным пограничным вопросам.
Численность советских войск, расположенных вдоль китайской границы, была сокращена.
Последствия нового мышления заключалось в том, что с одной стороны, ее главным итогом стало ослабление угрозы мировой ракетно-ядерной войны. А с другой – восточный блок прекратил свое существование, ялтинско-потсдамская система международных отношений была разрушена, что привело к однополярному миру.
Внутренняя политика
В конце 1986 Горбачев приступил к экономическим реформам. В стране, еще не пережившей шок от катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции, была начата широкомасштабная антиалкогольная кампания.
Были повышены цены на алкоголь и ограничена его продажа, виноградники по большей части были уничтожены, что породило целый комплекс новых проблем – резко увеличилось употребление самогона (соответственно, из магазинов исчез сахар) и всевозможных суррогатов, – бюджет потерпел значительные убытки.
Возросло употребление наркотиков. Продукты и потребительские товары стали «дефицитом», в то же время процветал черный рынок.
К осени 1987 стало ясно, что, несмотря на попытки реформ, экономика страны находится в глубоком кризисе. Темпы экономического роста страны снизились, и Горбачев выдвинул лозунг «ускорить социально-экономическое развитие».
Чтобы поощрить рабочих, была увеличена зарплата, но без увеличения производства эти деньги способствовали лишь окончательному исчезновению товаров и усилению инфляции.
Чтобы обеспечить себе поддержку интеллигенцией, Горбачев вернул А.Д.Сахарова из ссылки в Горьком.
За освобождением Сахарова последовало освобождение других диссидентов, а еврейским «отказникам» было позволено эмигрировать в Израиль. Была начата кампания «десталинизации» общества.
В конце 1986 и начале 1987 появились два знаковых антитоталитарных произведения – аллегорический фильм Тенгиза Абуладзе Покаяние и роман Анатолия Рыбакова Дети Арбата.
Перестройка активизировала рост национализма на периферии. Так, в прибалтийских республиках – Эстонии, Латвии и Литве – были созданы националистически настроенные народные фронты, чье руководство выступало с требованием экономической автономии, восстановления прав национальных языков и культур и заявляло, что их страны были насильственно включены в Советский Союз.
В конце 1987 население Нагорно-Карабахской автономной области провело массовые демонстрации, на которых было высказано требование об объединении с Арменией. Они были поддержаны мощным народным движением в самой Армении.
Правительство Армении формально потребовало предоставления независимости Нагорному Карабаху, однако азербайджанские власти категорически отвергли эти требования.
В Грузии вспыхнул конфликт между грузинами и меньшинствами абхазов и осетин, которые не желали находиться в составе республики и требовали автономии и включения в состав России.
В этих условиях обострились разногласия внутри партийного руководства. Они часто упрощенно изображались, как столкновение между реформаторами и консерваторами. Но конфликт был гораздо глубже. Т.н.
называемые консерваторы (куда входили Лигачев, Рыжков) считали, что нужно больше порядка, дисциплины, больше эффективности. Они выступали за борьбу с коррупцией, но основные параметры советского государства и его экономики, должны были сохраниться. Радикальное крыло (во главе с А.
Яковлевым) призывало к установлению в стране рыночных отношений и децентрализации производства, к радикальной демократизации государства и общества, т.е. к крайне решительным реформам. Б.Н.Ельцин, секретарь московской партийной организации, призывал к ликвидации «привилегий».
И хотя конфликт между Горбачевым и Ельциным становился все более очевидным, Горбачев рассматривал его как потенциального союзника в борьбе с теми, кто не поддерживал его идеи по реформированию.
Столкновение двух групп достигло апогея после опубликования 13 марта 1988 в главной партийной газете «Правда» статьи Нины Андреевой, в которой утверждалось, что перестройка подвергает опасности социализм, а сталинские достижения несправедливо принижаются.
Тезисам Андреевой симпатизировали многие в Политбюро. В течение некоторого времени казалось, что Горбачев может потерять контроль над аппаратом, но 5 апреля в «Правде» было опубликовано «опровержение», написанное группой авторов, возглавляемых А.Н.Яковлевым.
Письмо Андреевой было названо «антиперестроечным манифестом» и был подтвержден курс на перестройку.
Политическая реформа
В попытке перехватить инициативу, Горбачев в июне 1988 созвал партийную конференцию.
Конференция одобрила предложения по демократизации политических институтов Советского Союза и приданию перестройке необратимого характера. В октябре Верховный Совет избрал Горбачева главой государства.
Осенью 1988 Горбачев активизировал мирные инициативы Советского Союза по широкому кругу международных проблем.
Выборы и переворот
Первая и Вторая «Перестройка» — Хрущёва и Горбачёва — шаги одного пути развала СССР — Информационно-аналитический Центр (ИАЦ)
Последуйте за тем, кто не просит у вас награды и кто на прямом пути!
651 год, «Коран», сура 36: 20/22
Если обычного среднестатистического человека, пережившего вторую половину восьмидесятых в сознательном возрасте, сегодня попросить кратко охарактеризовать это время, то в ответ в большинстве случаев можно услышать что-то вроде «перестройка — это ужас и позор». Естественно, человеку не видевшему те годы, требуется более подробное изложение событий.
Вторая «Перестройка»
Большинство граждан погибшего СССР согласится с мнением, что перестройка М.С. Горбачёва стала катастрофой для десятков миллионов людей, а благо принесла лишь незначительной прослойке «новой буржуазии».
Сам М.С. Горбачёв, со свойственным ему красноречием, объяснял всегда столпившимся вокруг него «простым людям», что перестройка — это когда каждый делает своё дело. Возникал естественный вопрос: чем же все занимались до 1985 года? Но многоопытные советские граждане его не задавали.
Как и во времена предшествующие индустриализации СССР ощущал недостаток в модернизации и повышении уровня жизни. Пленум в октябре 1985 года поставил задачу роста индустриального производства на 70%. К девяностым годам планировался прорыв на мировой уровень, количественный и качественный.
Кадры и ресурсы для этого были. Почему это не произошло?
В партии появились свои демократы и радикалы, представляющие непримиримые идеологические направления. Тем временем привыкшая к покою и стабильности страна заволновалась. Воспитанные на коммунистических идеях представители старшего поколения болезненно воспринимали крушение своих представлений о справедливом обществе.
Люди зрелые, привыкшие к социальным гарантиям и уважению за свои трудовые достижения, испытывали материальные затруднения, усугубляемые видимым финансовым превосходством кооператоров — людей часто невежественных и грубых.
Молодёжь в период перестройки также ощущала духовный кризис, видя, что образование, полученное родителями, отнюдь не гарантирует достойной жизни. Устои рушились.
В августе 1991 года случился путч. Так закончилась перестройка, которая знаменовала развал СССР. Но это была вторая перестройка, вторая попытка Запада ослабить мощь нашего государства.
Но, прежде чем о ней говорить, необходимо вспомнить о первой «перестройке», которую возглавил Н.С. Хрущёв, и которая должна была уничтожить СССР ещё в 1960-е годы.
Однако тогда она до конца не прошла, общество не было готово к такому повороту событий и Хрущёва сместили, сменив планы.
Теперь ставка была сделана на медленное доведение общества до такого состояния, чтобы оно было нравственно готово ко второй «Перестройке» и «дикому капитализму» 90-ых годов. Как развивалась первая «Перестройка»?
Для начала силы стоящие за Хрущёвым (не до конца обезвреженная «пятая колонна», так называемые «неотроцкисты», действовавшие по сути не только в интересах США и Великобритании, но того явления, что называют «мировой закулисой»), устранили И.В. Сталина и Л.П. Берию.
В этом деле Хрущёв опирался не только на «троцкистов», но и на многих деятелей «старой закалки», вроде Маленкова и Микояна. Они должны были отправиться на почётный отдых, на смену шли талантливые и получившие образование уже в СССР молодые кадры.
Процесс смены кадров только набирал обороты, поэтому, вопрос, что делать с вождём, стал для партийных функционеров — барствующих партократов, уже привыкших жить на всём готовом, ребром.
Имела и ещё одна важная причина для ликвидации Сталина и его наследия. О ней обычно не вспоминают, хотя она имеет большое значение в деле понимания причин его убийства, поскольку для определённой категории людей свой карман важнее интересов государства и народа.
На октябрьском пленуме 1952 года Сталин высказал мнение, что примерно в 1962 — 1965 годах, при сохранении нынешних темпов развития народного хозяйства, станет возможным переход СССР от социализма к коммунизму. И начнётся этот переход с ликвидации в Союзе денег. Они останутся только для внешней торговли.
При этом многие из этого особого чиновничьего класса уже имели круглые суммы в рублях или ломящиеся от разнообразного скарба квартиры (яркий пример — Жуков, вывезший из Германии 7 вагонов всякого добра).
Если через 10 — 15 лет в СССР наступит коммунизм, то, что будет с этими деньгами? Бежать за границу? Значит, потерять свой высокий статус, все награды, титулы будут аннулированы. Единственный выход — как можно скорее избавиться от Сталина и его последователей и закрепить свой достигнутый «статус-кво».
Избавиться от Сталина «врагам народа» надо было и ещё по одной важной причине — Иосиф Виссарионович выдвинул идею постепенного преобразования компартии: она должна была потерять роль «управленца» государством, став кузницей управленческих кадров, воспитательная функция партии должна была выйти на первый план. Естественно, что многие партократы не хотели терять рычаги управления государством, отдать реальную власть выборным советским органам (СССР шёл по пути установления настоящей народной власти).
Эти и другие мероприятия были задуманы ещё до войны и рассчитаны были на среднесрочную перспективу, но заставили многих высших деятелей партии испугаться. Именно поэтому в 1936 — 1938 годах троцкисты сорвали общенародные открытые выборы, которые подразумевала Конституция 1936 года, запустив массовые репрессии, в жерновах которых многие из них были впоследствии перемолоты сами.
Посредством репрессий им удалось остановить процесс передачи власти от партии Правительству Советов нашего народа. Именно поэтому никто из старой ленинской гвардии не попытался остановить ликвидацию Сталина и Берии, или самостоятельно продолжить их дело строительства коммунизма. Их устраивало сложившееся положение и они хотели сохранить «статус-кво».
Понятно, что большинство высших партийных функционеров не имело отношения к заговору — их можно условно назвать «болотом». Некоторые знали о нём, другие догадывались, но их бездействие помогло активной группе заговорщиков (Хрущёв был вершиной «айсберга»).
Это был первый и самый важный шаг на пути скатывания с достигнутых высот, а значит и будущей «перестройки» Советского Союза на капиталистический лад.
Советский народ был лишён будущего, открывающейся блестящей перспективы, которая позволяла постепенно перевести человечество на новый этап развития, открыть своего рода «Золотой век» планеты.
СССР под руководством Сталина и его соратников мог и уже предлагал человечеству иную концепцию развития, более справедливую и человечную, чем Западная. Этим объясняется огромная популярность СССР и его модели развития в сталинскую эпоху.
Хрущёв и стоящие за ним люди перечеркнули эту возможность, отодвинули её более чем на 50 лет вперёд.
Фактически этот доклад стал своего рода точкой отсчёта начала антисоциалистических, антинародных реформ и экспериментов Хрущёва. Этим актом был подорван фундамент всей советской государственности. Миллионы людей, как в СССР, так и за рубежом, искренне принявшие идеалы коммунизма, были разочарованы. Сильно упал престиж СССР и авторитет советской власти.
Произошёл и определённый раскол в партии, многие коммунисты, возмущённые нападками на Сталина, стали выражать своё возмущение. В сердцах людей было посеяно недоверие к власти. В Чехословакии, Венгрии и Польше началось опасное брожение.
Раз курс Сталина был «преступным», зачем оставаться в социалистическом лагере? Западный мир получил прекрасный инструмент для информационной войны с СССР и соцблоком, стал умело подогревать «реформаторские», либеральные настроения.
С 1956 года первая «Перестройка» всё больше и всё увереннее начала набирать силу. Хрущёв, очевидно, не был гением разрушения, но за него хорошо поработали другие люди.
С какого конца взялся за своё разрушительное дело Никита Сергеевич? Понятно, что с наследия Иосифа Виссарионовича.
Чтобы советские люди разуверились и разочаровались в социализме, Хрущёв сразу нарушил основной его принцип: «каждому по его труду».
Особенно страшную опасность представляло изменение сознания советского человека. Хрущёвские реформы, в частности уравниловка и привилегированное положение номенклатуры, привели к тому, что духовные ценности значительной части советского общества изменились в худшую сторону.
Вирус «западничества», потребительства стал постепенно убивать души людей СССР. Распространяло его и кино, пропагандирующее бессмыленные попойки (особенно этим грешили разнообразные комедии) и потребительское отношение к государству и обществу в целом.
Многие советские граждане, особенно молодые, стали считать, что труд на благо общества — это обман, наглая эксплуатация, которую навязывают средства пропаганды. Что мечта о коммунизме — это химера, миф, который никогда не сбудется. А чтобы хорошо жить, надо стать чиновником или партийным функционером.
В результате советскую вертикаль власти стали заполонять приспособленцы, карьеристы, люди у которых материальное благополучие было высшим идеалом. Мало что изменилось в психологии общества с тех пор, только окружающие декорации.
Перестройка в СССР. М. С. Горбачев
Перестройка началась с попытки вывести экономику страны из кризисного состояния. В феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС была предложена концепция «ускорения социально-экономического развития страны». К 1990 г. стало очевидным, что политика ускорения социально-экономического развития СССР потерпела неудачу.
Но время для проведения реформы было упущено: шел распад экономики страны. К руководству страной пришли представители новой номенклатурной элиты: Е. К. Лигачев, Б. Н. Ельцин, А. Н. Яковлев, понимающие необходимость проведения реформ. В марте 1990 г.
III съезд народных депутатов СССР принял решение о переходе к президентской форме правления и избрал президентом страны М. С. Горбачева.
Придя к власти в 1985, М. С. Горбачев начинает проводить политику реформ, развитие которой во многих направлениях, особенно ускорившееся с 1989, увлекает СССР на путь радикальных изменений. 14–16 февр. Горбачев в присутствии А. Сахарова говорит о «необратимости» перестройки. 25–26 июня. Пленум ЦК, на котором позиции М.
Горбачева еще более укрепляются. В отставку уходят 5 членов Политбюро, в том числе последний деятель брежневской эпохи В. Щербицкий, первый секретарь компартии Украины. 9-11 апр. Визит М. Горбачева в Чехословакию. 29 мая-2 июня. Встреча на высшем уровне Рейган-Горбачев в Москве. 2–4 апр. Официальный визит М.
Горбачева на Кубу. Генеральный секретарь ЦК КПСС вместе с Кастро заявляет о «неизменной братской дружбе» между двумя народами. 4–6 июля. Визит М. Горбачева во Францию, во время которого президент Ф. Миттеран призывает страны Запада поддержать перестройку. 25–26 июня.
Пленум ЦК партии, посвященный вопросам коренной перестройки экономики.
Причины перестройки в СССР
Начало крупных реформ в Советском Союзе, как правило, связывают с приходом к власти М. С. Горбачева. Вместе с тем, некоторые эксперты считают «отцом Перестройки» одного из его предшественников — Ю. А. Андропова.
Горбачев выступил против гигантских союзных министерств. Подобная политика расколола трудовые коллективы. Новая цель экономической реформы потребовала новых законов. Горбачев в 1986 — 1987 гг. придерживался несколько иной позиции. СССР, руководители России во главе с Б. Н. Ельциным.
Несмотря на то, что Перестройка закончилась пагубно, ряд важнейших изменений в жизнь СССР, а затем отдельных его республик, она все же принесла. Появилось такое понятие, как свобода слова и взглядов, а цензура стала не такой жесткой. Золотовалютный запас страны снизился в 10 раз, что вызвало гиперинфляцию.
Политика гласности
Одной из целей горбачевской Перестройки было достижение определенной степени открытости руководства перед народом. Стало возможным открытое высказывание своего мнения, публикация запрещенной в СССР литературы, возвращение диссидентов.
В духовной же и политической жизни ее главным лейтмотивом стала так называемая «гласность». Горбачев заявил, что демократия невозможна без «гласности».
В публицистике и высказываниях партийных идеологов стали фигурировать идеи смены «казарменного социализма» на социализм с «человеческим обликом». Особых оборотов политика «гласности» набрала в 1987 году.
К советскому читателю вернулось наследие литераторов 30-50-х годов, и труды отечественных философов.
Без гласности нет и не может быть демократизма, политического творчества масс, их участия в управлении». Конференция по инициативе Горбачёва приняла решение о реформе политической системы.
Параллельно в крупных городах страны, в том числе Алма-Ате, где имелось русское большинство, несмотря на объявленный процесс коренизации, продолжалась реализация политики русификации. Вместе с тем, в первые два года горбачёвского правления внешняя политика СССР оставалась достаточно жёсткой.
Подписание соглашений вызвало негативную реакцию Горбачёва, однако после августовского путча реальной властью он уже не обладал. Ещё более красноречива была идеологическая кампания, направленная на свёртывание оборонной промышленности, созданной в СССР именно исходя из принципа сокращения страданий.
Объявив о формировании советского сообщества, правительство фактически начало разрушать традиционное хозяйство и быт многих народов государства.
Политика «гласности» дала зеленый свет для создания националистических и национальных общественных движений.
Усиление национальных движений, а также противостояния союзному Центру и власти Коммунистической партии стало определяющим фактором кризиса «верхов». Впервые со времен гражданской войны под националистическими лозунгами состоялись манифестации.
Вслед за гласностью новое руководство выдвинуло лозунг «ускорения», на первый взгляд, выглядевший вполне традиционно, как призыв к ускорению темпов социально-экономического развития. Речь шла о восстановлении роли Советов как органов социалистической власти и возвращении общественным организациям их первоначального значения. Весной 1990 г.
была определена новая цель реформы — создание правового государства, которое способно обеспечить переход к рынку и демократическому обществу. Стремление гарантировать права граждан и необходимость создания механизма правовой защиты экономических реформ стали основаниями для перехода к построению правового государства.
В период перестройки начинает меняться государственная политика в области духовной жизни. Правительственные и партийные органы стали отходить от административных методов руководства культурой. Это был курс на возрождение многопартийности в обществе.
Их экономическим и политическим планам в большей степени соответствовало не строительство новой, процветающей России, а поддержка сепаратизма в бывших советских республиках.
Во внешней политике Горбачев высказался в поддержку нового курса, получившего название «новое мышление». Горбачеву и его окружению пришлось объявить о переходе к политике гласности.
Однако гласность и демократизация поставили под сомнение монополию КПСС на власть, которая была основой советского государства. Экономические реформы (создание кооперативов, коммерческих банков) были не последовательны, часто вызывали резкое неприятие у общества.
К началу 1990-х годов доверие к политике перестройки и популярность Горбачева были подорваны.
В качестве «общечеловеческих» ценностей были признаны права человека, правовое государство, парламентаризм, разделение властей, политический плюрализм, многопартийность. Здесь же Ельцин публично сформулировал свой «фирменный» публичный лозунг: – «Борьба за социальную справедливость и ликвидацию привилегий бюрократической элиты».
Реформы политической системы, несмотря на имеющиеся разногласия, проходили под лозунгом «Вся власть Советам!». Воспользовавшись кризисом в КПСС, заметную роль в политической жизни страны стали играть Демсоюз, Либерально-демократическая и Демократическая партии.
Обострение экономической ситуации и политического противостояния вызвали рост сепаратистских настроений в национальных республиках и регионах. Инициатива в радикальном реформировании перешла к сторонникам рыночной экономики, выступающим за отказ от социалистических экспериментов.
После провала попытки государственного переворота начался заключительный этап распада СССР. М.С. Горбачев доказал свою полную несостоятельность как Президент СССР и реформатор.
Эти решения стали шагом на пути к организации альтернативной системы выборов. В состав съезда была включена легальная оппозиция.