политический процесс можно рассматривать как

Обществознание. 11 класс. Политический процесс.

политический процесс можно рассматривать как. %D1%8E23. политический процесс можно рассматривать как фото. политический процесс можно рассматривать как-%D1%8E23. картинка политический процесс можно рассматривать как. картинка %D1%8E23. Политический процесс – это совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей.

Обществознание. 11 класс.

Политический процесс.

Политический процесс – это совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей.

Политический процесс отражает технологию осуществления власти, принятия и воплощения в жизнь политических решений.

Структура политического процесса, то есть его элементы:
Субъекты политического процесса:

Главная задача субъектов политического процесса – реализовать свои интересы и требования посредством принимаемых государством управленческих решений.

Этапы принятия политических решений.

Подготовительный этап.

Содержание:

формирование круга проблем, которые необходимо решать политическим средствами.

Участники:

формальные и неформальные объединения политиков, экспертов, политические партии, государственные органы и должностные лица, СМИ.

Этап принятия решений.

Содержание:

Участники:

должностные лица государства, политики, политические партии.

Этап реализации политических решений.

Содержание:

Участники:

органы власти различного уровня, правоохранительные органы, социальные группы, политическая оппозиция.

Виды политических процессов.

По характеру участия масс:

По характеру протекания:

По общественной направленности:

Источник

Политический процесс

Содержание:

Политический процесс – процесс, в ходе которого изменяется политическая власть, представляя целую систему с изменяющимся состоянием и стадиями развития в политической системе. Политический прогресс также выражается в борьбе за власть, конкурентность, использовании коллективных или индивидуальных интересов. Процесс можно представить в виде цепи, где каждый элемент взаимосвязан, состоит из политических явлений и различных действий субъектов политической власти, направленный на захват, удержание власти.

Типология политических процессов

Согласно сравнительной концепции в политологии, разработанной Л. Пайем, различия в политических системах западных и «незападных» стран, обладающих своей культурой, которая определяет модель развития и нормы поведения в них, обладают некой связью.

Из-за неоднородности культуры западных государств создается база иных двух вариантов политического прогресс:

Максимальное достижение равновесия в политической сфере в ходе изменения всей системы:

Основные виды политических процессов

Считаясь 3 компонента обеспечивают постоянство политической жизни и её отношений, постоянное изменение и динамику.

Экстремальные виды политического процесса разделяются по социальным характеристикам, уровню интенсивности, длительности по времени, уровню достигнутого, организованности мероприятий, которые заинтересуют участников действий:

– мероприятие, которое имеет высокий уровень организованности, где руководители восстания определяют и назначают цели и задачи. Цели выражаются в социальных установках, листовках, лозунгах.

– характеризуется массовостью, интенсивностью действий, имеет большое количество участников и ограничено по времени существования. Бунты появляется в качестве реакции на какие-либо проблемы и причины, ноющие экстраординарные действия правительственных органов.

Восстание
Мятеж– по свойствам имеет схожесть с бунтом, но ключевая отличительная черта – меньшее количество участников. Мятеж возникает с спланированных условиях, чаще всего носящий вооруженный характер, где ключевым звеном представлена армия.
Путч– вооруженные действия, не находящие поддержки в массах, идеях, ценностях.

Основные компоненты политического процесса: деятельность социальных и политических институтов, которые представлены государством, правоохранительными органами, организациями и т.д.; действия, носящие как спланированный, так и стихийный характер, т.е. регулируются органами власти и стихийными акциями со стороны социальных групп.

Политическое решение – действия, имеющие спланированные цели, задачи, методы достижения запланированного, осуществимо в форме коллективного или индивидуального процесса, связанное с реализацией власти.

Функции политического процесса:

Планирование политического процесса

Политический порядок – совокупность действий, направленных на функционирование системы общества.

Источник

Политический процесс. Субъекты политического процесса

1. Структура, стадии, тины политического процесса

2. Понятие и классификация субъектов политического процесса

3. Политическое поведение. Политическое участи. Политические действия

1. Структура, стадии, тины политического процесса

Прежде чем дать определение понятия «политический процесс», необходимо уяснить общенаучное значение термина «про­цесс». Процесс (от лат. processus – продвижение) – последовательная смена явлений, состояний в развитии чего-нибудь; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата.

Зачастую определяют политический процесс как естествен­ный ход событий, обусловленный различными обстоятельствами. Если один из участников этих событий является субъектом поли­тики, то этот процесс является политическим. Рядовые граждане под политическим процессом понимают все, происходящее в по­литике.

Некоторые исследователи трактуют политический процесс как совокупность действий, направленных на решение политиче­ских целей; как определенный политический порядок; как процесс принятия и реализации решений.

Политический процесс рассматривается как способ функцио­нирования политически организованного общества, связанный с учреждением, осуществлением, эволюцией, изменением природы публичной власти.

Политический процесс представляет собой совокупную дея­тельность всех субъектов политических отношений, результатом которой является формирование и функционирование политиче­ской системы общества.

Рассмотрим структуру политического процесса. Во-первых, входит субъект – носитель власти. Различают официальных и неофициальных субъектов политического процесса. Официальные – лица и институты, которые наделены властными полномочиями. Неофициальные – группы интересов, политические партии, общественные движения, отдельные граждане, которые хотя и могут играть доминирующую роль в различных ситуациях, но не обладают официальными властными полномочиями. Во-вторых – объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса. В-третьих – средства, методы, ресурсы, исполнители процесса (ресурсы – знание, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и т.д.).

Можно выделить три уровня политического процесса в зави­симости от сферы участия, степени вовлеченности субъектов в решение проблем.

Политика существует в определенной среде, в которой функ­ционирует политический процесс. Среда может как сдерживать развитие политической системы, так и способствовать ему. Во внешнюю среду включаются такие характеристики, как географи­ческие (геополитика, наличие природных ресурсов), демографи­ческие (возраст, национальный состав населения), экономические (Уровень благосостояния, безработица, формы собственности), социальные, духовные и другие факторы.

Политический процесс можно рассматривать как взаимо­действие субъектов политики на центральном и региональ­ном уровнях, функционирование законодательных, исполни­тельных, судебных органов и административных служб. По значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений политические процессы можно поделить на:

базовые, связанные с включением граждан в отношен государством, формами преобразования интересов и требований населения в управленческие решения;

периферийные, которые раскрывают динамику формирования отдельных политических ассоциаций (партий, групп давления и т.д.), развитие местного самоуправления, другие связи и отношения в политической системе, не оказывающие принципиального влияния на власть.

Выделяют фазы (или этапы) политического процесса: форму­лирование или вызревание политической проблемы; выдвижение проблем на повестку дня политики; принятие политического ре­шения; исполнение принятых решений; оценка исполнения, эф­фективности и значения принятых политических решений.

Политическая деятельность начинается с четкого формулиро­вания целей. Это связано с этапом формулирования или вызрева­ния политической проблемы (policy formulation). Этап политиче­ского процесса, называемый «формулирование политики», связан с выработкой политического курса. В выработке политического курса принимают участие различные группы (государственные служащие, советники по политическим вопросам, политические партии; те, кто формулирует общественное мнение: СМИ, иссле­довательские центры). Государственная служба вносит вклад в выработку стратегического курса, поскольку призвана на практи­ке осуществлять все меры государственной политики и первой обнаруживать сбои в ее реализации.

Выдвижение проблем на повестку дня политики (policy agenda). Посредниками в выявлении значимых политических про­блем выступают институты представительства интересов различ­ных социальных групп: общественные объединения, политиче­ские партии, СМИ, избирательные кампании, аппарат государственного управления (бюрократия).

Политическая проблема рассматривается с точки зрения аль­тернативных путей достижения целей, последствий принятых ре­шений (decision making process). По сути это стадия разработки программ по различным направлениям государственной полити­ки.

Исполнение принятых решений (policy implementation) осно­вано на изыскании ресурсов и организации взаимодействия между различными уровнями государственной власти.

Заключительной фазой является оценка исполнения, эффективности и значения принятых политических решений (policy evalution). Разработка политической стратегии тесно связана с оценкой результатов, выходов политики. Они в свою очередь определяют среднесрочные перспективные задачи: механизм госу­дарственной власти должен обеспечивать демократически из­данному правительству возможность проведения в жизнь своей государственной программы, обеспечение контроля за результа­тами проводимой политики (например, используя индекс развития человеческого потенциала, который основан на учете средней продолжительности жизни населения, уровня материального дос­татка и образования).

2. Понятие и классификация субъектов политического процесса

Статус субъекта политики (или политического актора) обре­тается путем политического и идеологического воспитания, ус­воения политических норм и принципов, приобщения к одной или нескольким организациям или группам.

Классификацию субъектов политики можно провести по не­скольким основаниям (табл. 10.2). Так, по уровню субъектов вы­деляют: личность, социальные общности, политические институты.

когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на политическом собрании.

Таблица 10.2. Классификация субъектов политики

Политики по случаю

Политики по совместительству Политики по профессии

Общественные орга­низации, движения

Политики по совместительству – те, кто более активен в политической жизни. Такие люди стремятся попасть в руководящие органы партий, входят в группы поддерж­ки. Политики по профессии – это те, для кого политика становит­ся делом жизни.

Когда та или иная общность становится субъектом политики? Когда существует прочная связь между ее членами, осознание общих интересов, организация и координация действий руково­дящими центрами.

Страта (от лат. стратум – слой) – объединение людей по ря­ду характеристик: доходы, владение собственностью, социальный статус, образ жизни.

Народ – это население всей страны; вся совокупность групп, страт, этносов данного общества; множество людей, имеющих общую историческую судьбу, социальный опыт, территорию, со­циально-психологические черты.

Политический институт – это выражение формализации и де­персонализации политики. Возникновение института означает закрепление определенных правил и ритуалов поведения.

Можно классифицировать субъектов политики по их роли в политическом процессе (по Боднару):

Субъекты политики социального уровня

Субъекты институ­ционального уровня

Класс, группа, эт­нос, электорат и т.д.

Государство, партии, общественные движения и т.д.

Армия, СМИ, церковь, лоббизм

Функциональные субъекты становятся таковыми лишь в оп­ределенной ситуации, будучи вовлеченными в конкретные поли­тические события.

Выделяется марксистская классификация субъектов полити­ки. В марксистских концепциях субъектность индивидов и групп, непосредственно участвующих в политике, определена характе­ром потребностей и интересов больших социальных групп, уров­нем их сознания и интеграции. Конкретные личности-политики действуют эффективно, лишь выражая интересы крупных обще­ственных групп. Марксисты выделяли первичных субъектов по­литики – прогрессивные социальные классы и вторичных субъек­тов – институты государства, партии, конкретные лидеры.

В бихевиористских концепциях, напротив, индивиды являются реальными субъектами истории. Коллективные формы деятельности рассматриваются лишь как сумма единичных действий.

Главным персонажем политики всегда был и остается человек, первичны в политике действия личностей. Однако, чтобы стать реальным субъектом политики, человеку необходимо осознать свое место в обществе, осмыслить мотивы своего поведения.

3. Политическое поведение. Политическое участи. Политические действия

Политическое участие рассматривается как вовлеченность членов определенной общности на индивидуальной, классово-групповой, национально-этнической, религиозной или другой ос­нове в процесс политико-властных отношений.

Участие в политике – это конкретные практические действия, включенность индивида в политическую жизнь. Причем речь идет о целенаправленных действиях, сознательно совершаемых. На­пример, сознательно спланированный поход на митинг расцени­вается как политическое участие, а случайное появление там не относится к участию.

Политическое участие выражается в двух основных формах: прямой (непосредственной); опосредованной (представительной).

Прямое участие характерно для небольших политических об­щин, для местного самоуправления, референдумов, собраний, ко­гда граждане непосредственно принимают участие в решении го­сударственных и общественных дел. При опосредованном участии граждане выбирают своих представителей для осуществления по­литической власти. Опосредованное участие дает больше возмож­ностей для искажения воли масс, которые могут терять контроль над своими представителями. Тем не менее оно является единст­венно возможным в крупных политических системах. Посредни­ками участия в современном обществе выступают политические партии, общественные организации, а его основной формой вы­боры.

. ортодоксальное, обеспечивающее стабильность, устойчивость политической системы;

К протестным формам относятся митинги, демонстрации, ше­ствия. Факторами недовольства могут быть экономический спад, рост налогов и цен, утрата привычного социального статуса. Про­тест возникает прежде всего у тех, кто еще не потерял надежду улучшить свое положение, а не у тех, кто стабильно живет плохо. Возможна активизация протеста и при экономическом подъеме, когда рост ожиданий обгоняет экономические возможности удов­летворения потребностей.

Политическое участие позволяет выявить реальную роль гражданина, отдельных слоев, групп, классов, как на местном уровне так и в политической системе общества. Если граждане принимают активное участие в формировании элиты, в определении основных целей политики, контроле за ее осуществлением, то такую политическую систему можно считать основанной на участии R таком обществе политические элиты играют роль лояльных слуг общества, адекватно представляя интересы масс.

Понятия «политическое участие» и «политическая деятель­ность» в учебной литературе не всегда разводятся. Понятие «по­литическое участие» сложилось в политологической литературе в рамках поведенчески ориентированных исследований, где на­чальной точкой анализа является отдельный индивид. Понятие «политическая деятельность» формировалось в рамках исследова­ний, где анализ начинается не с отдельного индивида, а социума как целостности.

Итак, политическая деятельность социальных групп и инди­видов связана со стремлением усовершенствовать или изменить социально-экономический и политический порядок. Политиче­ские действия связаны с выражением интересов различных групп. От того, какой идеологии придерживаются участники политиче­ского процесса, зависит, направлена ли их деятельность на рево­люционные изменения общества или на его реформирование. В любой политической системе имеются также определенные нор­мы, правила игры, которые обязаны соблюдать участники поли­тического процесса.

Различают позитивное политическое действие, заключаю­щееся в том, чтобы сделать нечто для достижения определенной цели, и негативное, состоящее в том, чтобы прекратить что-то делать.

Политические действия можно разделить на рациональные иррациональные. Рациональное действие означает, что его агент (субъект) имеет четкое представление о целях, знает адекватные им целям методы, способен эффективно применять их, устанав­ливая систему приоритетов, а также способен менять стратегию, пи она не приводит к желаемым результатам.

Политические действия могут быть стихийными или организовоннылш. Как правило, действия элит более организованны, что чает им возможность сохранять свое господство, разрабатывать стратегию и тактику, претворять в жизнь свои планы.

Виды политических действий зависят от типа общественных преобразований, от отношения политических сил к действитель­ности. Максимальным радиусом влияния обладают революция, мятеж, восстание, контрреволюция, крестьянская война.

Второй тип политических действий составляют реформы. Они ведут к общественным переменам, не подрывая основ суще­ствующего строя и власти правящего класса. Классическим при­ором успешных реформ, проведенных в XX в., можно считать реформы в развитых странах, которые способствовали решению многих социальных проблем, предотвращению социальных конфликтов.

К третьему типу политических действий относятся политические перевороты: государственный переворот, путч, дворцовый переворот, военный заговор. Они ведут к переменам в сфере власти, в первую очередь персональным, путем использования физического насилия. Государственные перевороты – это, как правило дело рук представителей аппарата власти или самих правящих групп, тогда как путч – дело политических аутсайдеров.

Примером специфических политических действий служат ми­тинги, демонстрации, забастовки, собрания, пикетирование, шест­вия и т.д. Особыми видами политических действий являются вы­боры и проведение избирательных кампаний, референдумы официальные визиты государственных, партийных делегаций в другие страны, дипломатические переговоры.

Специфическим типом политических действий является попу­лизм, который принято определять как деятельность, имеющую целью обеспечить популярность в массах ценой необоснованных обещаний, демагогических лозунгов, апелляций к простоте и по­нятности предлагаемых мер. Популист в современной политике – это деятель, заигрывающий с массами.

Непрепятствование событиям идти своим чередом называется абстенционизмом. Люди, устраняющиеся от занятия гражданской позиции, иногда полагают, что находятся вне политической игры, вне интересов групп. Однако на практике такая позиция укрепляет определенную политическую линию. Абстенционизм практикует­ся изнутри и вне политической системы. Нейтралитет некоторых государств может рассматриваться как внешний абстенционизм.

Отказ от участия в выборах, голосовании называют абсенте­измом.

Источник

Особенности политического процесса

Политический процесс — определение и содержание

Политический процесс — это совокупность политических событий и явлений, изменяющихся в результате взаимодействия политических субъектов. Выступает как способ функционирования политической системы, обеспечивает ее развитие и существование.

Содержание каждого процесса зависит от черт отдельной системы и национального режима. В демократиях гражданам предоставляют широкие права, и они активно влияют на процесс. В тоталитарном государстве процесс протекает без участия населения, и все функции полностью принадлежат верховной власти.

Характерные черты процесса:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Структура:

Объектом является политическая проблема.

Субъекты:

Также существует еще одна классификация участников по уровню вовлеченности:

Виды процессов

По значимости для общества:

По масштабу действия и территории:

По публичности:

По способу достижения результата:

По степени правовой культуры и легитимности выделяют демократический и недемократический.

Признаки демократического:

Особенности недемократического:

По длительности существования различают долговременные и кратковременные.

По типу изменений различают избирательный механизм, революцию, контрреволюцию, восстание, реформы, прямые действия.

Относительно устойчивости протекания классифицируют стабильный и нестабильный политические процессы.

Для стабильного характерны устойчивые формы политических структур и определенность отношений между субъектами.

Нестабильный существует в условиях кризиса, когда прежний режим оказывается не в состоянии реагировать на потребности населения. Не поддается планированию.

Источник

Политический процесс

Содержание:

↑ Особенности политического процесса.

Взаимодействие субъектов политики (личность, группа, класс, государство) по вопросам завоевания, удержания и использования государственной власти порождает в обществе политические процессы.

Политический процесс представляет собой определённую технологию принятия и реализации властных решений.

Политический процесс – это деятельность общественных организаций, политических партий, социальных групп и индивидов, преследующих определенные политические цели.

↑ Структура политического процесса

1) Субъект политического процесса – это индивид или группа лиц, которые преследуют какие-либо политические цели.
Субъектами политического процесса также выступают: государство, политические элиты, классы, нации, мировое сообщество.

2) Участник политического процесса.
В отличие от субъекта участник политического процесса, как правило, не заинтересован в достижении политических целей, а зачастую случайно вовлечен в политические события (выборы, референдум).

↑ Типы (виды) политических процессов

С позиции осуществления власти политические процессы делятся на

1) Демократические
2) Недемократические

1) Внутриполитический процесс
2) Внешнеполитический (международный процесс)

С точки зрения значимости для общества тех или иных форм политического регулирования социальных отношений:

1) Базовые (характеризуют изменения в различных областях политической жизни);
2) Периферийные (выражают изменения в не столь значимых для общества областях);
3) Явные (интересы групп и граждан систематически выявляются в их публичных притязаниях к государственной власти);
4) Скрытые (опираются на деятельность публично неоформленных политических институтов и центров власти).

↑ Этапы (стадии) политического процесса

1) Формулирование политической проблемы;
2) Выдвижение проблем на повестку дня политики;
3) Принятие политического решения;
4) Исполнение принятых решений;
5) Контроль над функционированием и направлением развития политической системы общества
6) Оценка исполнения, эффективности и значения принятых политических решений.

Политико-управленческое решение — это осуществляемый в коллективной или индивидуальной форме процесс определения задач политического действия, этапов, способов их достижения, связь с реализацией власти.

Процесс принятия политических решений, его основные этапы:
1) Анализ потребностей общества, выработка решений
2) Выбор наиболее эффективного решения
3) Легитимация (принятия закона)
4) Реализация принятых решений и контроль за их исполнением.

Эффективность политического решения зависит от следующих факторов:

Координации — поскольку в политическом процессе всегда принимает участие множество людей с высокой степенью различия в интересах, то существует постоянная необходимость в согласовании их усилий;

Корреляции — внесение изменений в тактику движения, политического действия, ибо обстоятельства постоянно изменяются;

Программирования — осуществление выбора эффективного способа сочетания целей и средств, методов, ресурсов (знания, наука, технические и финансовые средства, общественное мнение и др.) для их реализации. Возможность выхода политического процесса из-под контроля ставит проблему ответственности за принятие политического решения. От рациональности и эффективности принимаемых решений во многом зависит устойчивость политической системы общества

Стадия контроля над функционированием политической системы общества завершает определённый цикл политического процесса. Однако политический процесс на этом не кончается. Вслед за ним (а вернее, не дожидаясь его окончания) начинается другой цикл политического процесса, затем третий и т. д. — пока длится существование самой политической системы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *