правильно мне можно верить
Как верить людям
Многие психологические и философские концепции говорят о том, что людям нужно верить. Это приносит мир собственной душе и облегчает существование. Недоверие во многом приносит переживания порой лишние, а часто когда эти переживания сильны и беспочвенны, то способны разрушить и любые отношения.
Потребность в наличии того круга, где возможно полное доверие обуславливает нормальное развитие личности, ее устойчивость и возможность адаптироваться к миру. Именно поэтому после череды столкновений с реальным миром, где возможно предательство и ложь, человек хочет вернуться в первоначальное состояние и ищет способы, как верить людям после предательства.
Необходимость в доверии людям
Доверие является исключительно психологической категорией, встречающейся у людей – в животном мире подобное чувство и отношения, выстраиваемые на нем, отсутствуют. Оно всегда подразумевает наделение человека уникальными, особыми полномочиями. Это может выражаться в полнейшей эмоциональной открытости, с не озвученным требованием секретности или отданные ключи от собственной квартиры – у каждого свой негласный свод подобных понятий, где не предадут.
Естественно, что поскольку понимания у всех разные, то и ведут люди себя различным образом, а также чистота и глубина чувств не всегда совпадают. Так и выходит, что оказанное доверие исчезает вследствие некоторых поступков. Чем больше человек обжигается, тем сложнее отдавать важные кусочки жизни других, но при этом момент возможности доверять остается весомым – оно дает ощущение защищенности и возможности психически расслабиться. Каждому необходимо место, где нет необходимости постоянно сканировать обстановку и защищаться.
Касается доверие всех сфер жизни или только одной, например человек может доверить кому-то секрет, но не деньги, а другому может поручить посидеть с детьми, но не расскажет ни грамма личных переживаний. Абсолютное и тотальное доверие, затрагивающее все жизненные сферы, встречается крайне редко, так как чаще всего люди не могут оправдать столь высокие ожидания других.
Обычно к середине жизни неприятного опыта появляется столько, что человек ищет в себе силы, как верить людям, если тебя обманули не раз и стоит ли это делать. Исчезает возможность делать это сразу и естественно, но никуда не пропадает потребность в человеке, стоящим за спиной. Доверие хотя бы к одному человеку помогает удерживать эмоциональное равновесие, укреплять нервную систему и не чувствовать себя одиноким. Именно такое общение делает жизнь наполненной, а не количество формальных знакомых и мнимых друзей, доверить которым нельзя даже малейшую информацию.
Существует еще особый механизм психики, увеличивающий коэффициент доверия людям в зависимости от длительности знакомства. То есть, к сожалению, даже самый надежный человек, присутствующий в нашей жизни пару часов не будет вызывать столько доверия, сколько знакомые со школы. Это понятно с той позиции, что за длительное время люди уже проявили себя и можно понимать чего от кого ожидать, но это никак не характеризует личностные особенности. Именно поэтому предательства друзей и семьи столь болезненно воспринимаются – уровень доверия этим людям был завышен изначально. Вспоминаются брачные аферы или намеренное втирание в доверие исключительно с целью наживы, а значит необходимо развивать в себе навыки не только подсознательного установления границ, но и сознательного контроля и оценивания человека, сколько бы времени ни прошло.
Неуместно доверять всем или делать это с первых минут знакомства, но также и губительно противоположное отношение, когда человек закрыт от всех и не может довериться даже тем, кто считается его семьей. Адекватность близости и уровня предоставляемого доверия напрямую характеризует психологическую зрелость человека, его умение прислушиваться к собственным ощущениям и оценивать окружающих людей. Это все приходит с определенным не столько жизненным, сколько душевным опытом (события личной жизни и окружающих, прочитанные книги и реальные истории – все это помогает формированию близких отношений и установлению их типа).
К сожалению, многие утрачивают способность доверять, поскольку неверно используют полученный опыт и вместо того, чтобы применять навыки оценки человека на первых этапах, просто тянут боль предательства, заранее закрываясь, даже не давая другому шанс продемонстрировать свои качества.
Причины, почему предают или обманывают
Можно ли верить человеку, который однажды предал, зависит от мотивации, причин и самой ситуации предательства или обмана, а также от личностных особенностей человека и присутствующих чувств. За исключением редких ситуаций спланированного предательства сами виновники не считают свои действия чем-то плохим, и если все-таки попытаться увидеть не только собственную пострадавшую сторону, но и причины того, кто якобы предал можно снизить уровень обиды и претензий.
Не только разные смысловые и жизненные концепции предоставляют почву для поступков, неожиданных для другого, но и эмоциональное состояние человека. Коллега не собирается вас намеренно сдавать перед начальством, но если на него уже двадцать минут кричат и обвиняют во всех грехах и провале корпорации, то сообщить о недочетах в работе других является защитной реакцией в стрессовой ситуации, попыткой как-то спасти свою же психику от фрустрации.
В принципе, доверяя, мы сами даем человеку возможность предать – доверие исчезает там, где другой не оправдывает наши ожидания, причем накладываем мы их на другого, не сообщая и не советуясь, сможет ли он их выполнить. Когда вы не расставили акценты, что не стоит обсуждать ваши переживания с другими, рассказ можно считать предательством. Но ведь вы не запрещали этого делать, а мотивы могли быть в поиске помощи выбраться вам из этой ситуации.
Если вы ни разу не обсуждали ваше совместное будущее, требования верности и вообще взгляды на взаимодействие, то наличие у него второй пассии можно рассматривать, как предательство, но это может оказаться для него нормальным. Это ведь только вы придумали верность, а для другого ваши отношения еще могут выглядеть, как начальная стадия, когда существует свобода выбора. Чтобы избегать подобного рода предательств, стоит постоянно прояснять свои требования и даже кажущиеся сами собой понятные моменты.
Иначе дело обстоит в ситуациях, где все действия вроде регламентированы, например, на войне. Там не принято бросать других, прятаться или сдавать важную информацию, это записано и озвучено, каждый человек следует данному кодексу. Однако бывают ситуации, когда личное преобладает – под угрозой жизни или здоровью близких, при длительных пытках, при посттравматическом стрессе и прочих других состояниях человек не способен волевым усилием контролировать свое поведение. Да, это можно считать предательством, но если поставить себя на место человека, может оказаться, что вы бы сдались быстрее.
Ну и конечно не стоит забывать о таких причинах предательства, как личная выгода и продвижение. Когда объяснение не включает в себя ни ситуацию, ни эмоциональное состояние, а человек просто идет к намеченной цели. Пожалуй, это и есть истинное предательство, осуществляемое осознанно.
Как начать верить людям
После многочисленных предательств хочется снова научиться верить, особенно актуально это становится, если рядом появляется достойный человек, никак не заставляющий сомневаться в его надежности, но прошлый опыт держит в постоянном напряжении. Тут не получится преодолеть состояние силой воли – необходимо искать первопричину и работать с теми травматичными отношениями, которые наложили такой отпечаток.
Иногда достаточно найти того, кто сделал больно и поговорить с ним о причинах поведения, возможно, все окажется проще или человек искренне извинится. В некоторых случаях не обойтись без психологической помощи профессионалов. На следующем этапе важно вспомнить опыт отношений, где доверие было оправдано, а возможно даже неожиданно для вас самих – это поможет видеть разные стороны.
Так актуализировав свой жизненный опыт, вы можете аккуратно подходить к новому общению. Изучайте человека, анализируйте его слова и поведение, а главное свои собственные ощущения рядом с ним – это поможет разобраться в каких вопросах и насколько тотально можно доверять конкретному человеку. Не спешите открывать сразу все замочки, лучше идти постепенно, получая положительные подтверждения того, что вас не предают. И так со временем можно все больше расширять границу.
Собственные чувства в моменте построения доверия могут сыграть злую шутку. Например, имея опыт неудачных отношений, девушка начнет сильно тревожиться и искать различные причины для недоверия именно тогда, когда близость будет становиться больше, когда парень будет окружать заботой. Это все страх отпустить свои эмоции и довериться, поскольку в памяти всплывает картинка, что так уже было и было очень хорошо, а потом стало больно. То есть удовольствие и боль в психике связываются, а чтобы начать доверять нужно уметь останавливаться и спрашивать себя о причинах страха – он из прошлого или что-то не то происходит сейчас.
Необходимо пробовать, а не просто сидеть в засаде, приглядываясь к человеку. Начинайте отдавать – свои чувства, вещи, поручения, просьбы, что угодно. Пусть это будут маленькие шаги, но если вы сами не предоставите людям ситуации, где смогут продемонстрировать свою надежность, то так и не узнаете насколько можно доверять. Чем быстрее вы это сделаете, тем лучше – и времени меньше потрачено и душа целее.
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Как научиться доверять Богу?
Ответы пастырей
Мы часто повторяем слова: «Всё в руках Божиих», но не стали ли они просто расхожей фразой? Готовы ли мы принять Божий Промысл о нас и отказаться от порой титанических, но бесплодных усилий построить нашу жизнь так, как она нам видится и нами разумеется? Как нам научиться вверять себя Богу и доверяться Богу, принимать с благодарностью то, что Он нам подает, будь это радости или скорби? Отвечают пастыри Русской Православной Церкви.
Нам, кроме Бога, некому доверять
Лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда он решается, по слову Спасителя, пойти по воде
– Я думаю, что лучший образ доверия Богу показывает апостол Петр, когда, напуганный бурей и видя Спасителя, идущего по водам, он решается, по Его слову, вступить на эту бурную воду на волнующемся море и по нему пойти. Вот так и человек должен решаться довериться Богу – поверить, что ты сделаешь шаг и не утонешь, потому что Господь тебя поддержит.
Есть такой образ мыслей, который, безусловно, помогает в вере в Бога укрепиться: нам на самом-то деле, кроме Бога, абсолютно некому доверять. Доверять людям? Но они существа непостоянные, несовершенные, они все время подводят. Иногда по собственной воле, иногда против собственной воли. Доверять самим себе? Но лучше нас никто не знает, насколько сами мы неверны и непостоянны. Некому доверять, кроме Бога. Господь нас любит, какими бы мы ни были, Он нас всегда хранит, спасает и защищает.
Доверяться надо Ему. И чем больше человек об этом размышляет, тем больше у него доверия к Богу. Хотя, безусловно, вначале доверие к Богу требует от человека некоего подвига, некоей решимости. А вот впоследствии, когда оно превращается в навык, то становится некоей, как говорил преподобный старец Паисий Афонский, ниточкой, которая постоянно протянута между нами и Богом, некоей непрестанной молитвой богообращенной. Потому что можно и не произносить никаких слов, но в этом чувстве доверия жить. Это то, что нас с Богом соединяет.
– Едва ты разучишься доверять себе и себе подобным, как тебе ничего не останется, как Единому Богу и Святой Его Церкви доверять!
Чувствовать Бога, служа ближнему
– По слову преподобного Марка Подвижника, «крестившимся во Христа таинственно дарована уже благодать; действует же она по мере исполнения заповедей и не перестает помогать нам тайно. Но в нашей власти состоит делать или не делать доброе по силе своей». А по слову Спасителя, «чистые сердцем Бога узрят» (ср.: Мф 5: 8). Тем самым путь к Богу – это путь, пролегающий сквозь себя. Это мы меняемся на таком пути. И мы же осознаём эти перемены. И мы обретаем новое зрение. И нам же открывается реальность Царствия.
Для того, чтобы на этом пути не ошибиться дверью, не впасть в самообольщение, не сломать себе душу, и существует аскетика, аккумулирующая опыт тех, кто дошел до Небесного Иерусалима, оставив нам указательные знаки и путевые заметки.
Впрочем, советуясь с подвижниками, не будем забывать о главном – о 25-й главе Евангелия от Матфея, в которой стихами с 31-го по 46-й всё сказано о том, какова дистанция между нами и Богом. Оказывается, это расстояние между нами и ближайшим нуждающимся в нас человеком. А всё то, что мы делаем для этого человека, Господь принимает как сделанное для Него.
Доверие Богу – дар Божий, который подается как плод молитвы
Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил нашу веру
– Нужно понимать, что добродетели (а вера – это добродетель) – это дары Божии. Нужно постоянно молить Господа, чтобы Он укрепил веру. Но верить-то сравнительно легко, сейчас неверующих практически нет. Атеисты существуют, но тех, кто сознательно считает себя атеистом, всего несколько процентов. Верующих очень много. Но верить в Бога и доверять Богу – это принципиально разные состояния. Вот если ты понимаешь – но, опять-таки, понимание – это нечто поверхностное, а мы ведем речь о чем-то более глубоком – так вот, если ты понимаешь, что Господь – это всесовершенная любящая всемогущая Личность, что Господу есть дело до тебя грешного, хотя ты такой ничтожный, маленький, что Господу есть до каждого из нас дело, что Господь о каждом из нас промысляет, Господь каждому из нас желает блага, и пусть путь, который ведет к этому благу, не совпадает с нашими представлениями – это просто говорит о том, что наши представления искаженные, – но ты готов идти этим путем, – это и значит доверие Господу.
О таком доверии нужно молить Господа. В Псалтири у царя Давида есть замечательные слова: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» – «Укажи мне, Господи, путь, по которому мне идти, потому что я Тебе вручил свою душу» (Пс. 142: 8). Вот вручи Господу свою душу – это и есть полное доверие, как у царя Давида: куда поведешь, туда и пойду, я Тебе абсолютно верю, не сомневаясь, не задумываясь. Но при этом нужно иметь какую чистую душу, чтобы чувствовать: тебя Господь ведет, а не твои «заморочки»! Это исключительно трудно, и это дар Божий, который является плодом молитвы. А молитва такая: «Помоги, Господи, дай мне от всей души уповать на Тебя!»; «Господи, дай мне силы доверять Тебе». И это должен быть постоянный молитвенный вопль. Постоянный молитвенный труд! И тогда в ответ на твою искреннюю просьбу – а она должна быть, конечно, искренней – Господь даст тебе это.
Быть внимательным к своей жизни
– Очень правильно сформулирован вопрос. Этому нужно именно учиться. Это не дано нам сразу, но это постигается по мере жизни в вере.
Как приходит осознание, что всё происходит по воле Божией? Как научиться довериться Ему во всем?
И нужно учиться это замечать.
Я пришел к этому осознанию только через несколько лет пребывания в вере и Церкви. И с тех пор каждый день укрепляюсь в этом осознании.
Порой жизнь встряхнет весьма ощутимо, и на какое-то время даже можно смутиться и не увидеть Бога в этих обстоятельствах. Важно все равно найти в себе силы остаться с Ним. Даже не понимая, даже не вмещая происходящего. Как Мать Его у Креста, как ученики… И смысл откроется. В свое время. Нужно просто остаться верным Ему и подождать.
Доверие Богу укрепляется духовной жизнью
– Чтобы научиться верить и доверять Богу, надо научиться искренне обращаться к Нему как к Отцу. «Господи, Ты знаешь, что для меня лучше. Предаю свою жизнь в Твои руки». Открытость Богу с готовностью принять Его волю и приводит к доверию. Перестает же человек доверять Богу тогда, когда полагается только на себя, когда он думает, что лучше всего сам устроит свою жизнь.
Доверие Богу укрепляется по мере духовной жизни. Этому содействует опыт услышанных молитв, когда ты усердно просил и Господь тебе ответил, действительно подал то, чего ты искал и просил. Но часто мы допускаем ошибку, упрямо требуя от Бога исполнить то или иное наше пожелание. Мы не всегда понимаем, что нам полезно. Лишь Господь Бог знает точно, что нам требуется в тот или иной момент нашей жизни.
Мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать, а просить Бога помочь, если Ему угодно
И это значит, что мы не должны подсказывать Богу, как нас спасать. В молитве важно не требовать безрассудно: «дай то и то, сделай так и так», но важно при каждом молитвенном обращении вверять себя в руки Божии, просить Его помочь, если это угодно Его святой воле, просить разрешить трудную ситуацию теми путями, которые полезны и спасительны для нас.
Проходит время, и человек начинает понимать, что Бог промыслительно не исполнял некоторых его пожеланий, что Господь вел его по более полезному для него пути, через трудности возводил к духовному и отводил от гибельных искушений и соблазнов. Такой жизненный опыт с наглядным постижением Промысла Божия самым лучшим образом укрепляет в доверии Богу.
Научить смирять свой ум
– Всякий мало-мальски внимательный и честный человек, наблюдая за собой, за событиями собственной жизни, за жизнью вообще неизбежно должен прийти к мысли, что многообразие и сложность этого мира не вписываются ни в какие «умные» схемы. Что тайны устройства мира бесконечно превосходят возможности человеческого о нем представления. К этому простому выводу задолго до нас пришел величайший мыслитель – античный философ Сократ. Подводя итог своим пытливым и настойчивым исканиям истины, он сказал: «Я знаю, что ничего не знаю». И это самый честный ответ «естественного» разума перед величием Божиего мира. В известном смысле – это залог смирения, которое есть первая и необходимая ступень к обретению веры.
А для чего, собственно, хочется что-то знать, для чего это устремление, эти поиски, эти сомнения и душевные муки? Что человек желает найти, чего ему так мучительно не хватает? Ответ, как правило, бывает один: человек жаждет Истины. Вот чего не хватает человеку, вот без чего его жизнь становится неполной, вот к чему стремится он всей душой, потому что именно в истине, в ее познании обретает он смысл и оправдание собственной жизни.
И следующий и очень важный шаг к обретению веры – это искреннее искание истины. Забегая вперед, скажем, что истина – это не есть какая-то абстракция, идея или квинтэссенция знаний – всё это не способно удовлетворить высшим запросам человеческого духа, потому что эти запросы, пусть даже неосознанно, но непременно должны быть устремлены к Высшей Личности. И именно в глубоко личных отношениях с Богом может человеческая душа обрести высший смысл своей жизни.
Если человек действительно ищет истину, а не подтверждение собственным умозаключениям и построениям, то Господь обязательно откликнется на такой искренний поиск, на такое искреннее устремление души и подаст добрую весточку, благой знак Своего присутствия. А дальше… если человек внимателен и чуток, если он готов принимать «оповещения» от Господа, то он непременно узнает, что Откровение о духовной жизни, о путях приобщения Богу может быть не только личным, но, если можно так сказать, и общим и даже вселенским. И это Откровение содержится в Священном Писании, в Предании Церкви, в Самой Церкви, которая есть «столп и утверждение истины» во всей ее полноте.
Это осознание – что истина пребывает в Церкви и именно в Церкви человек познает истину – очень и очень важно. Особенно в наше время, когда многие, увы, не понимают, что Церковь не есть какая-то чисто человеческая организация, а есть – Тело Христово. Вот это осознание важности Церкви и может послужить если не началом, то продолжением укрепления и возрастания в вере.
Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безоговорочно принять – даже вопреки голосу «здравого рассудка»
Но как же принять всю полноту Откровения, хранимого Церковью, если многим фактам церковной истории, многим событиям и обстоятельствам Откровения противится ум? Эта дилемма, думаю, неизбежно должна возникнуть перед каждым честным человеком. Кому доверять: собственному уму и опыту или тому, что говорит Откровение и что никак не вписывается в рамки повседневного человеческого опыта и привычных представлений о жизни? И вот здесь есть только один, но принципиально важный выход. Прежде чем начать изучать и познавать умом и разумом Откровение, прежде чем подвергнуть его логическому анализу – нужно сделать важный шаг на пути к Богу, важный шаг на пути восхождения по лестнице веры. Нужно всю полноту Откровения, хранимого Церковью, безусловно и безоговорочно принять. Принять даже вопреки возмущенному голосу «здравого рассудка» и «естественной логики». Надо принять Откровение всей душой и от души, всецело доверившись Богу. Это важнейшее решение и важнейший духовный шаг, свидетельствующий о подлинном смирении перед Богом в Его Церкви. Без этого смирения духовная жизнь попросту невозможна, как бы ни был умен и образован человек.
Об этом «безумии» много говорится в Евангелии. О том, что принятие всей полноты Откровения противно «нормальному» человеческому рассудку, потому что превосходит его настолько, насколько «пути Божии отстоят от путей человеческих» (Ис. 55: 9). Это самоотречение всецелое и искреннее совершенно необходимо, и именно на нем зиждется правая вера.
Другое дело, что человек должен безоговорочно принимать не какие-то частные мнения и суждения, которые также присутствуют в Церкви и принадлежат порой авторитетным и даже святым, но всё-таки склонным к ошибкам и заблуждениям людям, а только то, что принадлежит всей вероучительной полноте Православной Апостольской Церкви.
Можно сказать, что это безусловное доверие Богу неизбежно связано с жертвой. Мы приносим Богу в жертву наш разум, который, впрочем, не гибнет, но преображается чудесным образом и становится по милости Божией иным – просвещенным благодатью. Но это не значит, что он становится таким «автоматически» и навсегда. На протяжении всей жизни разум будет стараться выйти из «Божественного послушания» и занять главенствующее над душой место. Так – через разум – действует на душу (и продолжает действовать на протяжении всей жизни) дух противления. Но наша задача следить за его поползновениями и снова и снова исповедовать свое безусловное доверие Богу, пусть даже в ущерб житейской логике и рациональному мышлению.
Постоянство в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам – это и есть путь к доверию
Когда человек начинает сознательно, «без роптания и размышления» (см.: Флп. 2: 14) исполнять всё написанное в Евангелии, он пусть не сразу, но начинает видеть благие плоды такого послушания, благие плоды веры. Он обретает иной, действительно просвещенный разум. Это неизбежно происходит, но вот что важно нам понять и запомнить: наше «повседневное» измерение жизни отличается от духовного. И перемены в жизни, связанные с исполнением заповедей, со стремлением жить по-евангельски проявляются зачастую не сразу, как нам хотелось бы, а постепенно, на протяжении месяцев и даже лет. Это очень важно понять, потому что мы все нетерпеливы, и когда в ответ на наше «благое намерение» мгновенно не начинает к лучшему меняться наша жизнь, мы зачастую раздражаемся, отчаиваемся, теряем веру и, что называется, «машем рукой» на церковную жизнь. Но такое поведение означает только одно – мы не выдержали необходимого испытания, не были достаточно решительны и постоянны в делании добра. В делании добра не ради корысти явной или скрытой, а ради самого добра, ради Христа, ради Бога. Вот такое постоянство, терпение в доброделании, терпение, несмотря ни на что, а зачастую даже и вопреки обстоятельствам – это и есть еще одно после доверия Богу исключительно важное условие обретения веры.
Возможно, это звучит странно, но путь обретения веры – это путь не теоретический, а опытный. Только когда человек начинает исполнять заповеди Божии, старается поступать по-христиански, доверяет всецело Богу и Его Церкви… когда он проявляет терпение в доброделании, постоянно просит смиренно у Бога помощи, тогда вера, как ответ Бога на доверие Ему, терпение и смирение, – растет и умножается в человеке и вводит его в удивительный и непостижимо радостный мир, который и именуется на христианском языке Царствием Божиим.
Утвердить в сознании, что Бог – любящий
– Рассудочное доверие возникает из исследования Писания, из углубленного изучения истин веры, из утверждения в своем сознании, что Бог – любящий, благой и премудрый. Он всё ведет к лучшему. Он не допускает испытания сверх сил.
Опытное доверие формируется, как у детей, методом проб и ошибок. Мама запретила трогать горячий утюг, но я ведь любопытный, взял да потрогал. В результате – ожог пальца. Папа потребовал не отставать в супермаркете, а я не принял это всерьез и потерялся в толпе. И так далее. Постепенно мы понимаем, что лучше слушаться Бога, а не себя.
Но глубинное, незыблемое доверие – дар, о котором нужно молиться.