преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности

Тест «Человек»

Часть 1

К каждому заданию этой части даны несколько вариантов ответа, из которых только один верный.

А1. Представление о необходимости гармоничного развития всех способностей человека присуще мыслителям

1) Европы XIX в. 3) античным

2) христианским 4) эпохи Просвещения.

А2. И сознательное, и бессознательное проявляется в

1) логическом мышлении 3) проведении эксперимента

2) ассоциативном мышлении 4) интуитивном прозрении.

А3. Межличностное общение предполагает наличие

1) равного статуса 3) взаимной симпатии

2) престижной работы 4) мобильной связи.

1) объектом 3) субъектом

2) предметом 4) средством.

А5. Если при передаче информации отсутствует обратная связь, то такой процесс рассматривается как

1) формальное сообщение 3) игровая деятельность

2) целенаправленная коммуникация 4) творческое взаимодействие.

А6. И сознательное, и бессознательное проявляется в

1) интуитивном прозрении 3) нравственных заповедях

2) логических понятиях 4) художественном творчестве.

А7. Межличностное общение основано на

1) массовой культуре 3) экономической выгоде

2) общности интересов 4) деятельности объектов.

1) объектом 3) субъектом

2) предметом 4) средством.

А9. Если общение ценно для субъектов само по себе, то оно является

1) искусством коммуникации 3) видом деятельности

2) инструментом самовоспитания 4) психологическим тренингом.

А10. И сознательное, и бессознательное проявляется в

1) этических нормах 3) интуитивном прозрении

2) работе воображения 4) доказательстве гипотезы.

А11. Межличностное общение обязательно основано на

1) схожести характеров 3) пространственной близости

2) совпадении вкусов 4) интересе друг к другу.

1) объектом 3) субъектом

2) предметом 4) средством.

А13. Если в ходе общения партнеры обогащают свое сознание, то оно является

1) полноценным диалогом 3) обменом информацией

2) искусством коммуникации 4) психологическим тренингом.

А14. И сознательное, и бессознательное проявляется в

1) объективном анализе 3) целенаправленном действии

2) творческой фантазии 4) аффективном поступке.

А15. Межличностное общение основано на

1) близости ценностей 3) схожести объектов

2) экономической деятельности 4) внешней привлекательности.

1) объект 3) субъект

2) предмет 4) средство.

А17. Если в процессе передачи информации ее содержание вторично, то это является

1) актом коммуникации 3) внутренним диалогом

2) полноценным диалогом 4) психологическим тренингом.

А18. И сознательное, и бессознательное проявляется в

1) трудовой деятельности 3) работе интуиции

2) абстрактном мышлении 4) игровой деятельности.

А19. Межличностное общение основано на

1) взаимопонимании 3) знании иностранных языков

2) компьютерной грамотности 4) массовой культуре.

1) объектом 3) средством

2) результатом 4) субъектом.

А21. Если получателем информации является объект, то такая деятельность рассматривается как

1) активный диалог 3) производственный процесс

2) формальная коммуникация 4) творческое общение

А22. И сознательное, и бессознательное проявляется в

1) страстном влечении 3) нравственных заповедях

2) логических понятиях 4) изобретательской деятельности.

А23. Межличностное общение предполагает наличие

1) нескольких объектов 3) схожих объектов

2) нескольких субъектов 4) единственного субъекта.

1) объектом 3) субъектом

2) предметом 4) средством.

А25. Если информация существенно обогащается в ходе ее передачи, то этот процесс рассматривается как

1) формальная коммуникация 3) внутренний монолог

2) искаженное сообщение 4) полноценное общение.

А26. И сознательное, и бессознательное проявляется у человека в

1) интеллекте 3) психике

2) эмоциях 4) рефлексии.

А27. Межличностное общение основано на

1) исследовательской деятельности 3) досуговой деятельности

2) эстетических нормах 4) имущественном равенстве.

1) субъектом 3) объектом

2) предметом 4) средством.

А29. Если при передаче информации оба субъекта активно оперируют ею, то такой процесс рассматривается как

1) коммуникативное сообщение 3) средство самоанализа

2) полноценное общение 4) формальная коммуникация.

А30. Человеку как продукту социокультурной эволюции присуща способность к

1) адаптации к окружающей среде 3) целенаправленной деятельности

2) устойчивому прямохождению 4) добыванию пищи.

А31. Ответственность как социальное качество человека проявляется в

1) готовности следовать общепринятым нормам

2) ситуации выбора между личными и общественными интересами

3) критическим отношением к господствующим социальным нормам

4) форме отчета о своих поступках перед старшими.

А32. Формальной санкцией, направленной на поддержание социальных норм, является

1) моральное осуждение 3) устное порицание

2) награждение за заслуги 4) оценочное суждение.

А33. Исследования в области квантовой физики являются примером деятельности

1) военной 3) изобретательской

2) практической 4) интеллектуальной.

А34. Примером общения между реальными субъектами является

1) ритуальное действие 3) дипломатическая переписка

2) внутренний диалог 4) спортивный поединок.

А35. Человек в процессе социокультурной эволюции приобрел способность к

1) созданию форм общения 3) природной адаптации

2) чувственному восприятию 4) обучению потомства.

А36. Свобода как социальное качество человека проявляется в

1) ситуации постоянного соблюдения норм права

2) умении ограничивать себя в соответствии с интересами других людей

3) возможности отрицать господствующие социальные нормы

4) безграничном исполнении всех своих желаний.

А37. Неформальной санкцией, направленной на поддержание социальных норм, является

1) понижение в должности 3) устная похвала руководителя

2) выдача похвального листа 4) вручение денежной премии.

А38. Научное открытие в области генной инженерии является примером деятельности

1) материальной 3) социальной

2) практической 4) изобретательской.

А39. Общение между реальным субъектом и иллюзорным партнером может происходить в форме

1) дружеской переписки 3) полноценного диалога

2) дрессировки животного 4) внутреннего монолога.

А40. Только человеку как продукту биологической эволюции присуща способность к

1) присваивающей деятельности 3) созданию форм общения

2) устойчивому прямохождению 4) воспроизводству общества.

А41. Ответственность как социальное качество человека проявляется в

1) желании постоянно изменять господствующие социальные нормы

2) форме отчета о своих поступках перед старшими

3) оценивании своих поступков с точки зрения их последствий для окружающих

4) принятии новых законов.

А42. Формальной санкцией, направленной на поддержание социальных норм, является

1) моральное осуждение 3) устное порицание

2) награждение за заслуги 4) оценочное суждение.

А43. Привлечение инвестиций в строительство жилого фонда является примером деятельности

1) политической 3) социальной

2) экономической 4) интеллектуальной.

А44. Общение между реальным субъектом и воображаемым партнером может происходить в форме

1) дрессировки животного 3) акта коммуникации

2) дружеской переписки 4) внутреннего диалога.

А45. Только человеку как продукту биологической эволюции присуща способность к

1) повышению иммунитета 3) природной адаптации

2) развитию остроты чувств 4) совершенствованию кисти руки.

А46. Свобода как социальное качество человека проявляется в

1) осознанной необходимости своих действий

2) предпочтении своих интересов над общественными

3) осознании полной независимости от природы

4) отсутствие ответственности за свои поступки.

А47. Неформальной санкцией, направленной на поддержание социальных норм, является

1) понижение в должности 3) устная похвала руководителя

2) выдача похвального листа 4) вручение денежной премии.

А48. Идеи французских просветителей сыграли большую роль в формировании мировоззрения европейцев XVIII века, что является примером деятельности

1) познавательной 3) ценностно-ориентировочной

2) прогностической 4) социально-преобразовательной.

А49. Общение между реальными субъектами может происходить в форме

1) акта коммуникации 3) социологического анализа

2) внутреннего диалога 4) дипломатических переговоров.

А50. Человеку как продукту социокультурной эволюции присуща способность к

1) проявлению фантазии 3) повышению иммунитета

2) природной адаптации 4) естественному воспроизводству.

А51. Ответственность как социальное качество человека проявляется в

1) беспрекословном выполнении младшими требований со стороны старших

2) знании традиций своей национальной культуры

3) готовности принять на себя санкции за нарушение социальных норм

4) стремлении постоянно повышать свой социальный статус.

А52.Строительство гидроэлектростанций в СССР в период индустриализации является примером деятельности

1) познавательной 3) прогностической

2) материально-производственной 4) социально-преобразовательной.

А53. Примером общения между реальным субъектом и иллюзорным партнером является

1) игра ребенка с игрушкой 3) социологический опрос

2) психологическое тестирование 4) переписка по Интернету.

А54. Человеку как продукту социокультурной эволюции присуща способность к

1) присваивающей деятельности 3) природной адаптации

2) развитию остроты обоняния 4) воспроизводству традиций.

А55. Свобода как социальное качество человека проявляется в

1) осознании полной независимости от природы

2) безграничном осуществлении всех желаний

3) следовании принципу «цель оправдывает средства»

4) самостоятельном выборе основы своих действий.

А56. Создание древнегреческим поэтом Гомером поэм «Илиада» и «Одиссея» является примером деятельности

1) ценностно-ориентировочной 3) социально-преобразовательной

2) познавательной 4) прогностической.

А57. Общение между реальным субъектом и воображаемым партнером может происходить в форме

1) социологического опроса 3) ритуального действия

2) непосредственного диалога 4) переписки друзей по Интернету.

А58. Человеку как продукту биологической эволюции присуща способность к

1) специализации органов чувств 3) повышению иммунитета

2) развитию абстрактного мышления 4) художественному творчеству.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Сознание и деятельность

Информационное поведение человека определяется сознанием, которое представляет собой высшую форму развития психики животных, обладающих нервной системой, способных ощущать, воспринимать и представлять окружающую действительность.

Сознание человека основано на способности к словесно- логическому, «вербальному» мышлению, которая надстраивается над системой условных и безусловных рефлексов поведения и завершает собой простейшие формы «прологического»- наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

. Любой «ставший» человек в отличие от животного обладает некоторым минимумом абстрактного мышления, позволяющего ему отображать среду путем логических моделей, идеальных образов действий, относительно самостоятельных, независимых от сиюминутных поведенческих ситуаций.

Результатом подобной работы сознания оказывается наличие в человеческой деятельности особого рода целей, отличных от объективных целей адаптивной деятельности животных. Речь идет о сознательных целях деятельности, связанных со способностью человека анализировать ситуацию, т.е. раскрывать неявные, не поддающиеся «живому наблюдению» причинно-следственные связи ее значимых компонентов. Эта способность позволяет людям заранее предвидеть результаты своей деятельности, планировать их, т.е. продумывать наиболее целесообразные в данных условиях способы их достижения.

С6. Что, по мысли автора, сближает поведение животных и деятельность человека? Какими отличительными характеристиками автор наделяет сознание(мышление) человека, сравнивая с психикой животных?

С7. Как, по мысли автора, изменяется целеполагание под влиянием логического мышления? Приведите две характеристики.

С9. Приведите слова текста, в которых отражена связь сознания и речи. Опираясь на знания из курса обществоведения, покажите значение языка для совместной деятельности людей.

Содержательная линия «Человек» (занятие №3 ответы)

Часть 1

К каждому заданию этой части даны несколько вариантов ответа, из которых только один верный.

А1. Представление о необходимости гармоничного развития всех способностей человека присуще мыслителям

1) Европы XIX в. 3) античным

2) христианским 4) эпохи Просвещения.

А2. И сознательное, и бессознательное проявляется в

1) логическом мышлении 3) проведении эксперимента

2) ассоциативном мышлении 4) интуитивном прозрении.

А3. Межличностное общение предполагает наличие

1) равного статуса 3) взаимной симпатии

2) престижной работы 4) мобильной связи.

1) объектом 3) субъектом

2) предметом 4) средством.

А5. Если при передаче информации отсутствует обратная связь, то такой процесс рассматривается как

1) формальное сообщение 3) игровая деятельность

2) целенаправленная коммуникация 4) творческое взаимодействие.

А6. И сознательное, и бессознательное проявляется в

1) интуитивном прозрении 3) нравственных заповедях

2) логических понятиях 4) художественном творчестве.

А7. Межличностное общение основано на

1) массовой культуре 3) экономической выгоде

2) общности интересов 4) деятельности объектов.

1) объектом 3) субъектом

2) предметом 4) средством.

А9. Если общение ценно для субъектов само по себе, то оно является

1) искусством коммуникации 3) видом деятельности

2) инструментом самовоспитания 4) психологическим тренингом.

А10. И сознательное, и бессознательное проявляется в

1) этических нормах 3) интуитивном прозрении

2) работе воображения 4) доказательстве гипотезы.

А11. Межличностное общение обязательно основано на

1) схожести характеров 3) пространственной близости

2) совпадении вкусов 4) интересе друг к другу.

1) объектом 3) субъектом

2) предметом 4) средством.

А13. Если в ходе общения партнеры обогащают свое сознание, то оно является

1) полноценным диалогом 3) обменом информацией

2) искусством коммуникации 4) психологическим тренингом.

А14. И сознательное, и бессознательное проявляется в

1) объективном анализе 3) целенаправленном действии

2) творческой фантазии 4) аффективном поступке.

А15. Межличностное общение основано на

1) близости ценностей 3) схожести объектов

2) экономической деятельности 4) внешней привлекательности.

1) объект 3) субъект

2) предмет 4) средство.

А17. Если в процессе передачи информации ее содержание вторично, то это является

1) актом коммуникации 3) внутренним диалогом

2) полноценным диалогом 4) психологическим тренингом.

А18. И сознательное, и бессознательное проявляется в

1) трудовой деятельности 3) работе интуиции

2) абстрактном мышлении 4) игровой деятельности.

А19. Межличностное общение основано на

1) взаимопонимании 3) знании иностранных языков

2) компьютерной грамотности 4) массовой культуре.

1) объектом 3) средством

2) результатом 4) субъектом.

А21. Если получателем информации является объект, то такая деятельность рассматривается как

1) активный диалог 3) производственный процесс

2) формальная коммуникация 4) творческое общение

А22. И сознательное, и бессознательное проявляется в

1) страстном влечении 3) нравственных заповедях

2) логических понятиях 4) изобретательской деятельности.

А23. Межличностное общение предполагает наличие

1) нескольких объектов 3) схожих объектов

2) нескольких субъектов 4) единственного субъекта.

1) объектом 3) субъектом

2) предметом 4) средством.

А25. Если информация существенно обогащается в ходе ее передачи, то этот процесс рассматривается как

1) формальная коммуникация 3) внутренний монолог

2) искаженное сообщение 4) полноценное общение.

А26. И сознательное, и бессознательное проявляется у человека в

1) интеллекте 3) психике

2) эмоциях 4) рефлексии.

А27. Межличностное общение основано на

1) исследовательской деятельности 3) досуговой деятельности

2) эстетических нормах 4) имущественном равенстве.

1) субъектом 3) объектом

2) предметом 4) средством.

А29. Если при передаче информации оба субъекта активно оперируют ею, то такой процесс рассматривается как

1) коммуникативное сообщение 3) средство самоанализа

2) полноценное общение 4) формальная коммуникация.

А30. Человеку как продукту социокультурной эволюции присуща способность к

1) адаптации к окружающей среде 3) целенаправленной деятельности

2) устойчивому прямохождению 4) добыванию пищи.

А31. Ответственность как социальное качество человека проявляется в

1) готовности следовать общепринятым нормам

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Психологические особенности деятельности преподавателя при подготовке и чтении лекции

преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности. dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности фото. преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности-dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. картинка преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности. картинка dark fb.4725bc4eebdb65ca23e89e212ea8a0ea. К каждому заданию этой части даны несколько вариантов ответа, из которых только один верный. преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности. dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности фото. преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности-dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. картинка преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности. картинка dark vk.71a586ff1b2903f7f61b0a284beb079f. К каждому заданию этой части даны несколько вариантов ответа, из которых только один верный. преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности. dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности фото. преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности-dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. картинка преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности. картинка dark twitter.51e15b08a51bdf794f88684782916cc0. К каждому заданию этой части даны несколько вариантов ответа, из которых только один верный. преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности. dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности фото. преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности-dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. картинка преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности. картинка dark odnoklas.810a90026299a2be30475bf15c20af5b. К каждому заданию этой части даны несколько вариантов ответа, из которых только один верный.

преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности. caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности фото. преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности-caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. картинка преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности. картинка caret left.c509a6ae019403bf80f96bff00cd87cd. К каждому заданию этой части даны несколько вариантов ответа, из которых только один верный.

преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности. caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности фото. преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности-caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. картинка преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности. картинка caret right.6696d877b5de329b9afe170140b9f935. К каждому заданию этой части даны несколько вариантов ответа, из которых только один верный.

Как вид деятельности преподавателя лекция с психологической стороны характеризуется целями, мотивами, способами, функционированием познавательных процессов, напряжением сил и т.д.

Немало значат мотивы, постоянно действующие (чувство долга, чувство ответственности и др.) и ситуативные (ясное понимание задач очередной лекции, необходимость тщательной подготовки к ней и др.).

Способы подготовки и чтения лекции определяются на основе соотношения ее целей с конкретными условиями и задачами деятельности преподавателя (кому и какая лекция читается, желаемое содержание, учебные и воспитательные результаты и т.д.).

Преподаватель, готовясь к лекции, определяет ее место в курсе, связь с темами смежных дисциплин, составляет ее план, отбирает материал, пишет текст, вырабатывает модель своего выступления. При этом преподаватель решает, какие вопросы он будет освещать более обстоятельно, какие он предоставит студентам изучать самостоятельно, а какие рассмотрит на семинарском занятии.

Большинство преподавателей считают целесообразным писать полные тексты лекций, отрабатывать последовательность и стиль изложения, его логику, доказательства, факты и выводы. К каждой лекции, даже имея полный ее текст и уже прочитав ее, нужно готовиться снова, мысленно ее исполнить, обновить, улучшить, привлечь новый материал.

Если преподаватель из года в год накапливает факты по своему курсу, систематически разрабатывает его проблематику, подготовка очередной лекции становится творческим процессом, доставляющим удовлетворение.

Преподаватель обдумывает и вырабатывает установки, способы, как, делая вступление, заинтересовать, настроить аудиторию на слушание лекции, как доказательно и глубоко изложить основную ее часть и логически завершить лекцию, сделать заключение. Мысленно готовясь к лекции и настраивая себя на творческое ее чтение, преподаватель представляет себе аудиторию, ее возможное поведение и отношение. Как бы ни был опытен преподаватель, ему нельзя быть беспечным, несамокритичным, он должен всегда помнить об условиях коллективного внимания слушателей.

Большое значение придается выработке у студентов устойчивой привычки входить в состояние коллективного сосредоточения на предмете лекции обязательно с первого же учебного занятия.

преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности. 640 1. преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности фото. преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности-640 1. картинка преподавателя читающего лекцию можно рассматривать как деятельности. картинка 640 1. К каждому заданию этой части даны несколько вариантов ответа, из которых только один верный.

Практика преподавания свидетельствует, что лучше отработать текст лекции, завершить ее подготовку за несколько дней до выступления. В это время мышление на осознанном и неосознанном уровне продолжит работу, усилится самокритичность, возникнут уточнения, добавления к тексту.

При чтении лекции преподаватель создает проблемные ситуации, пробуждает у обучаемых познавательный интерес и желание найти способы для их разрешения. Ведущими здесь являются мотивы интеллектуального поиска, нахождения решения той или иной возникшей задачи.

Преподавателю не следует переполнять лекцию эмоциями. Усиление аргументации, обоснование положений, убеждение должны идти по двум направлениям: рациональному и эмоциональному. Иной раз эмоциональными приемами, нажимом на голос преподаватель надеется преодолеть «информационную пустоту», научную и логическую несостоятельность выдвигаемых положений, недостаток своей подготовленности. Однако доказано, что положительный эффект, который дает эмоциональный процесс при некоторой оптимальной интенсивности, может перейти в свою противоположность и дать отрицательный дезорганизующий эффект при чрезмерном усилении эмоционального возбуждения.

Ни деланное спокойствие, ни ложный пафос не могут дать положительных результатов, для этого нужны высокая культура, эрудиция, интеллигентность.

Оптимальной деятельность преподавателя во время чтения лекции будет тогда, когда он учитывает психологию аудитории, закономерности восприятия, внимания, мышления, эмоциональных и волевых процессов студентов. Лекция по содержанию, структуре и форме изложения должна способствовать восприятию и пониманию ее основных положений, развивать интерес к научной дисциплине, направлять самостоятельную работу студентов, удовлетворять и формировать их познавательные потребности.

Многообразие в построении и методике чтения лекций определяется не только особенностями научной дисциплины, но и профилем вуза, факультета, кафедры. Лекции по гуманитарным наукам всегда будут отличаться от лекций по естественно-математическим наукам, несмотря на то, что в тех и других соблюдаются одни и те же дидактические принципы. На одном и том же факультете, по одной и той же научной дисциплине лекции методически различаются в зависимости от того, читаются ли они для студентов младших или старших курсов, для студентов дневного или заочного отделения. Во всех этих случаях приходится учитывать особенности студенческой аудитории.

Лекцию надо записывать, а это очень трудное дело для первокурсников. В средней школе они записывали сравнительно мало и очень часто под диктовку учителя. Не имея опыта, студенты первых курсов пытаются записывать дословно все, допуская массу пропусков и искажений. Однако главная беда первокурсников состоит в неумении выделить в лекции главное, отличить второстепенное.

Не отступая в принципе от существа вузовского преподавания, в методике чтения лекций необходимо учитывать особенности первого курса. Здесь при чтении лекций нельзя игнорировать те навыки, которые приобретены учащимися в средней школе. Путем ряда приемов лектор может облегчить первокурсникам восприятие и усвоение лекционного материала:

1. Для раскрытия сложных теоретических положений следует приводить наиболее интересные факты, простые и яркие примеры.

2. При любой возможности необходимо показывать связь излагаемого научного материала с практикой, значение приобретаемых знаний в будущей практической деятельности по избранной специальности.

3. Максимально использовать в процессе чтения лекций наглядные пособия и технические средства обучения.

4. Темп лекции должен быть несколько замедленным; важнейшие положения необходимо повторить, специальные термины объяснить и правильно записать. В то же время лектор не может снижать темп изложения до диктовки.

5. Очень важно увязать содержание лекции с последующими за ней лабораторными и практическими занятиями.

6. В процессе чтения лекции рекомендуется ориентировать студентов относительно литературы и качества учебников и учебных пособий, тем самым направляя на самостоятельную работу.

7. Весьма эффективной является комбинация монологического и эвристического методов изложения лекционного материала.

Разумеется, лектор постепенно усложняет свои лекции по содержанию и по форме, подготавливая первокурсников к трудностям, неизбежным при глубоком изучении науки.

Учитывая особенности студенческой аудитории на первом курсе, лектор не имеет права поддаться искушению упростить свой предмет настолько, чтобы подойти к грани, за которой начинается «вульгаризаторство». Требование научности остается незыблемым для всех лекций независимо от того, на каком курсе они читаются.

Лекция на старших курсах отличается большей широтой и глубиной охвата научных проблем. Лекционное изложение здесь носит проблемный характер, исключающий упрощение и популяризаторский подход в освещении научных вопросов.

Чтение лекций для студентов-заочников имеет свою специфику и требует от лектора высокой квалификации и достаточного педагогического опыта. Лекционный курс на заочном отделении в объеме сокращен, но он не может в силу этого механически уменьшаться или облегчаться. Он должен носить установочный или обзорный характер по своему содержанию и иметь свою методику.

Профессор или доцент, читающий лекции студентам-заочникам, должен ставить перед собой следующие цели:

1. Дать общее представление о проблематике научной дисциплины.

2. Концентрировать главное внимание не на фактологии, а на методологии изучаемого предмета.

3. На основе анализа узловых проблем дать цельное представление о закономерностях развития науки в области изучаемой дисциплины.

4. Дать указания по основной методологической и специальной литературе, учебникам и учебным пособиям.

5. Направить самостоятельную работу студентов-заочников путем методических советов и рекомендаций.

Читать лекции заочникам сложно и трудно. Поэтому было бы ошибкой поручать чтение лекций начинающим и малоопытным преподавателям.

Выявление закономерностей психологической теории обучения в высшей школе, таким образом, тесно связано с рассмотрением особенностей психологии студенческого возраста (в среднем 17-23 года).

Простота и легкость изложения являются главным достоинством лекции в высшей школе. Путаное и неясное изложение имеет две причины: 1) недостаточно глубокое понимание лектором вопроса, о котором он говорит; 2) неумение лектора просто изложить слушателям понимаемую им мысль. В конечном итоге обе эти причины устраняются в результате упорной подготовительной работы лектора над содержанием и формой лекции.

С простотой и ясностью лекции тесно связана краткость изложения. Язык науки краток. В академической лекции надо многое сказать, но нельзя много говорить. Длинная водянистая речь лектора скучна и утомительна. К сожалению, в вузах встречаются и говорливые лекторы, которые пространно и многословно говорят о простых вещах, повторяют и разъясняют то, что само собою ясно.

Чтение лекции, как и всякое преподавание, не должно вестись шаблонно, по раз и навсегда сложившемуся стереотипу. Форма лекции может зависеть от ряда условий и прежде всего от характера темы и содержания материала. Шаблон в лекции создается в том случае, когда лектор излагает содержание готовыми книжными фразами.

В академической лекции, излагающей ту или иную науку, раскрываются методы и термины, знание которых совершенно необходимо для студентов. Однако лектор не должен злоупотреблять научной терминологией.

Язык науки не имеет ничего общего с «наукообразным» языком. Нельзя забывать о том, какое тягостное впечатление производит на студентов обилие в лекции специальных терминов. Следует продуманно и экономно пользоваться терминологией. В процессе подготовки лекции надо определить, какие новые термины будут введены и разъяснены.

Лектору не следует увлекаться употреблением иностранных слов, когда они могут быть заменены русскими. Иностранные слова, вводимые в изложение без толка и нарочито, засоряют лекцию. Нельзя забывать, что неправильное произношение иностранных слов и незнание их точного значения считается самой курьезной ошибкой лектора.

Лектор должен заботиться не только о том, что сказать, но и как сказать. К его речевой культуре предъявляются высокие требования. Лектора слушают десятки, иногда сотни студентов, которые воспринимают не только содержание лекции, но и язык. Правильный литературный язык лектора способствует обогащению и развитию речи студентов. Небрежность и неряшливость в речи лектора снижают качество лекции.

Важнейшими качествами хорошей лекции являются выразительность и образность, облегчающие студентам восприятие материала.

Соответственно типологии И. П. Павлова можно определить три основных стиля лекционного преподавания. Лекторы мыслительного стиля при чтении сосредоточивают внимание на содержание, заботятся о максимальной научности изложения. Они не придают большого значения внешней форме лекции. Лекторы художественного стиля в своих лекциях делают упор на изображение целостной картины излагаемого. Лекторы такого стиля обладают ярким образным словом.

Лекционный стиль среднего типа объединяет основные черты мыслительного и художественного стиля. Он соединяет в себе богатство содержания, прекрасную композицию лекции и выразительную речь.

Павловская типология людей умственного труда имеет ориентировочный характер. Поэтому было бы ошибкой механически делить всех научных работников на три типа, а лекторов соответственно на принадлежащих к трем стилевым группам. Еще хуже, когда лектор сам себя отнесет к какому-нибудь стилю. Но павловская типология лишний раз убеждает нас в том, что в каждой лекции проявляется личность лектора, и это обстоятельство надо учитывать.

Важно все: и содержание, и интонация, и манера изложения, и жесты, и мимика. Необходимо помнить, что почти половина информации передается через интонацию. Одни и те же слова, сказанные по-разному, могут привести к противоположным результатам. Говорить следует достаточно громко, ясно, отчетливо, выразительно и просто, чтобы обеспечить доходчивость, не монотонно, но и не усыпляющими «волнами» (то выше, то ниже). Эмоциональность выступления должна соответствовать содержанию и учитывать ситуацию. Не нужно стремиться к громкости за счет голосовых связок, необходимо научиться использовать резонаторы: полость рта, носоглотку, лобные пазухи, грудную клетку.

Необходимо научиться правильно дышать для регулировки дыхания в процессе выступления. Неподготовленный человек страдает от острого кислородного голодания; у него раздуваются вены, краснеет лицо, выступает пот, учащаются дыхание и пульс. Чтобы избежать подобного, необходимо работать над постановкой голоса и дыхания, научиться без ненужных пауз, незаметно между звуками делать вдохи.

Максимальная эффективность достигается при гармонии мысли и слова, обеспечивающей логическую перспективу речи и ясность в сочетании с простотой изложения. Чем суше и абстрактнее изложение, ниже его эмоциональность, тем слабее восприятие выступления. Но эмоциональность не ограничивается внешними проявлениями, важны сила и убежденность, которые могут быть подкреплены только внутренней потребностью высказаться, вызванной деловой необходимостью. Недопустимы поучения и нравоучения, но нельзя и льстить аудитории.

1. Вызов или обращение.

5. Побуждающий стимул.

6. Личное намерение.

Старайтесь выглядеть опрятно и изящно. Это повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе и вызывает уважение слушателей. Улыбайтесь и старайтесь вызвать положительную реакцию.

Внимательно слушающие люди обычно сидят на краешках стульев, пожирая вас глазами. Слушатели, внимание которых не захвачено выступающим, обычно зевают, смотрят в окна, ерзают на местах. Контролируя поведение слушателей, вы можете определить, какая корректировка, какие дополнения и изменения нужно сделать, что следует изъять из текста вашего выступления. В процессе приобретения практического опыта вы сможете с большей пользой для себя использовать информацию, полученную вами в процессе визуального взаимодействия с аудиторией.

А. Монро приводит следующие типы ораторов, чья речевая манера далека от совершенства:

• актерствующий краснобай, говорящий больше для демонстрации собственной персоны, чем для общения;

• прорицатель (оракул), демонстрирующий, что знает все и также больше заботящийся об аплодисментах, чем о понимании;

• отшельник, игнорирующий аудиторию;

• виноватый оратор, стыдящийся того, что он говорит;

• болтун, подавляющий аудиторию словесным потоком. Естественность и непринужденность выступления, размышление и выбор, рождение слова «на глазах аудитории» очень важны. Не помеха ли этому столь тщательная подготовка, о которой говорилось выше? Ответ всегда однозначен: чем основательнее подготовка оратора к выступлению, тем живей и непосредственней будет осуществляться им акт творения речи. Не следует, предупреждают все речеведы в один голос, выучивать заранее текст выступления. Это чаще всего выливается в неестественное, негибкое изложение. Оратор имеет склонность к поспешности, произносит слова, не обдумывая их значения. Кроме того, метод заучивания текста плох тем, что не дает возможности вносить изменения, требующиеся для адаптации речи к реакции аудитории. Метод чтения выступления такой же негибкий, как и метод запоминания, и также создает барьер между говорящим и аудиторией. Поскольку глаза говорящего должны быть прикованы к записям, он не может смотреть на своих слушателей, а лишь бросает на них быстрые взгляды. Если он не обладает особыми навыками чтения с листа, то не может использовать и достаточную голосовую гибкость, интонационное богатство, отличающее живую речь.

Большинство хороших лекторов использует метод импровизации. Надо подчеркнуть, что при этом речь очень тщательно планируется, но слова никогда не заучиваются на память. Вместо этого лектор откладывает план-конспект и практикуется в громком произнесении речи, меняя слова каждый раз. Тем самым он убьет сразу двух зайцев: речь его будет такой же выверенной и отшлифованной, как заученная, и, конечно, более выразительной, жизнерадостной, гибкой и спонтанной. Психологический анализ лекции предполагает:

1. Анализ занятий как вида деятельности преподавателя (содержание и структура этой деятельности, функционирование познавательных, эмоциональных и других психических процессов, применяемых способов и приемов управления доведением студентов и т.д.).

2. Анализ лекции как вида учебной деятельности студентов (ее цели, мотивы, способы, проявляемые психические процессы психические состояния, их динамика и т.д )

3. Анализ занятия как совместной деятельности преподавателя и студентов (согласованность активности, психические состояния преподавателя и студентов, контакт и взаимопонимание, взаимоотношения и взаимовлияние и т.д.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *