преподавание медийной и информационной грамотности можно изучать на скольки уровнях
Медийно-информационная грамотность педагога
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации
Цель программы – совершенствование у обучающихся профессиональных компетенций в сфере медиаобразования, повышение уровня собственной медийно-информационной грамотности, развитие когнитивных способностей, критического восприятия информации, умения эффективно и безопасно работать в медиасреде, а также формирование способности на профессиональном уровне вести педагогическую деятельность в организациях общего и дополнительного образования, используя приобретенные медиакомпетенции.
В результате освоения программы слушатель должен
Знать
— современные методики и технологии организации медиаобразовательной деятельности;
— способы и приемы формирования медиаобразовательной среды для реализации задач инновационной образовательной политики;
— технологии профессиональной коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности;
— основные тенденции современной науки в области медиа, образования и медиаобразования при решении профессиональных задач.
Уметь
— осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейшие образовательные маршруты в современной медиасреде;
— своевременно и профессионально использовать способы и приемы формирования медиаобразовательной среды для реализации задач инновационной образовательной политики.
Владеть
— технологиями разработки медиаобразовательных программ, проектов и в целом медиаобразовательной среды для реализации задач инновационной образовательной политики;
— способами и приемами личностного самообразования а медиасреде, технологиями проектирования образовательных маршрутов в современном информационном пространстве.
Документ, выдаваемый по окончании обучения:
Медийная и информационная грамотность в школьной программе
Навыки использования медиа не могут развиваться сами по себе, без целевого обучения. Это обусловливает необходимость систематического формирования навыков медийной грамотности. Обучение медийной грамотности — право, закрепленное в Конвенции ООН по правам ребенка.
Нельзя рассчитывать на то, что всем детям будут предоставлены равные возможности для освоения медийной или информационной грамоты вне школы. Более того, навыки, приобретенные за пределами школы, часто бывают спонтанными и односторонними. Важность включения медийной и информационной грамотности в школьный учебный процесс на систематической основе является несомненной. Главное, чтобы медиа образование находило свое выражение в практических результатах, например, школьных газетах и журналах, радиопередачах, аудиовизуальной продукции, мультимедийных презентациях, веб-сайтах и т.п.
Есть несколько способов решения этой задачи.
— Школа включает в конкретные предметы программу, связанную с медийной и информационной грамотностью, соответственно, определяя специальные предметы.
— Школа выбирает стратегию интеграции всех учебных программ, полагая, что обучение способности к критическому отбору информации из медиа и формирование навыков создания и обмена информацией при помощи ИКТ должны стать частью всех школьных предметов, причем учить этому надо как учеников, так и учителей.
— Школа принимает решение об интеграции медиа образования с дополнительным образованием и внеурочными занятиями.
В основе всех трех моделей лежит мысль о том, что медийная и информационная грамотность является базовым навыком, который является основой для всех остальных и, следовательно, ее не надо выделять в отдельный предмет, ни как навык, ни как коллективную практику.
Преподавание медийной и информационной грамотности
Каждый учитель может обучать медиа, передавать своим учениками навыки, необходимые для существования в медиа культуре. Чем разнообразнее медиасреда, с которой он знакомит учеников, тем богаче и глубже становится медиа образование.
Задача педагога — это обучение детей и молодежи ориентироваться в море информации. Формирование медийной и информационной грамотности требует от ученика участия в создании медиа контента. Эксперимент — важная методика формирования медийной и информационной грамотности. Важно, чтобы учащиеся регулярно получали новый опыт, важно научить детей находить ответ на вопрос: «Что я узнал о медиа в ходе выполнения данного упражнения?». Педагог выступает в роли наставника, который учит детей ставить вопросы о ценностях, размышлять о выборе конкретного медиаресурса, направляет ученика к надежной информации, оказывает поддержку в вопросах, связанных с публичностью медиа.
Рекомендуется начинать работу с размышлений о своих отношениях с медиа: Как я использую медиа? Как они отражаются на моей работе? Ответы на вопросы лучше всего обсуждать в форме коллективных дискуссий. Компетенция преподавателя медийной грамотности строится на личных медианавыках, на опыте и интересе к медиа, готовности обсуждать различные аспекты медиа, активном применении медиа в учебных мероприятиях. Преподаватель медийной грамотности не должен преуменьшать даже скромный опыт юных учеников; он предлагает информацию и навыки в достаточном объеме, чтобы учащиеся могли узнать, как защитить себя от вредоносного воздействия медиа.
Преподавание медийной и информационной грамотности можно осуществлять на трех уровнях:
1. Элементарный уровень:
— В классе используются преимущественно печатные материалы (комиксы, иллюстрации, книги).
— У учеников нет компьютеров, но есть компьютерное рабочее место учителя.
— Учитель устно излагает материал и использует сочинение историй как инструмент работы в классе.
— Периодически используются простые медиапрезентации, выход на источники информации в сеть школы, на сайт школы.
— Обсуждение медиа происходит в контексте индивидуального эмоционального опыта.
— Базовый опыт работы с оборудованием: ученики могут включать и выключать компьютеры, запускать программы.
— Доступ учеников к библиотечным услугам ограничен.
— Упор в медиа образовании делается на стратегию безопасного поведения, а не на анализ или создание собственного медиа контента.
— В классе используются электронные и печатные материалы.
— У учеников есть возможность часто работать с компьютерами и имеется доступ к Интернету.
— Учитель поощряет учеников к активным действиям с медиа: писать и слушать медиатексты, создавать иллюстрации, например, рекламу и постеры.
— Используются более сложные медийные формы, например, видео; ученики знакомы с простыми методами анализа медиа.
— Учащиеся приобретают простые навыки производства медиа (запись звука, фотографирование, работа с графикой, текстами, презентациями, сайтами).
— Медиа часто обсуждаются в ходе групповой работы и дискуссии.
— Учащиеся приобретают некоторый опыт в области более сложных технологий, например, создание анимации и коротких фильмов.
— Ученики имеют доступ к библиотечным услугам и источникам в Интернете.
— Основной упор делается на преимущества и ответственное применение медиа.
3. Продвинутый уровень:
— В классе доступны и используются разнообразные медиаисточники.
— Ученики могут использовать компьютеры и Интернет ежедневно.
— Учитель регулярно использует различные медиа технологии на уроках.
— В классе используются сложные медиапрезентации, созданные в других культурных контекстах, например, зарубежные медиаисточники.
— Учащиеся способны работать с различными медиаресурсами и создают школьный медиа контент (школьная телестудия и видеоочерки учеников, школьные издания, школьный сайт, школьный цифровой музей, цифровая медиалаборатория, блоги и т.п.).
— Учащиеся способны участвовать в дискуссии, обсуждать медиа в малых группах.
— Учащиеся работают над проектами, связанными с медиасредой школы.
— Библиотечные услуги доступны ученикам каждый день.
— Акцент делается на творчестве в медиасреде, юридические аспекты и критическое мышление.
Оценка медийной и информационной грамотности (МИГ)
Социальные компетенции и социокультурные факторы имеют очевидную связь с уровнем компетенций конкретного человека. Социокультурные факторы включают в себя ресурсы медиасреды, доступные в свободное время и, например, доступность и качество доступа к Интернету в конкретном месте. Более того, степень медийной и информационной грамотности педагогов является одним из социокультурных факторов, которые способствуют повышению уровня медийной грамотности учеников. Итак, уровень медийной грамотности учащихся может заметно варьироваться в зависимости от наличия возможностей использовать медиасреду и получить поддержку со стороны взрослых.
Стартовый уровень МИГ можно классифицировать следующим образом:
— Элементарный уровень: навыки чтения и письма отсутствуют, языковые навыки очень слабо развиты, как и базовые знания в области технологий использования медиа; ограниченные возможности или полное отсутствие возможностей для использования медиа дома.
— Базовый уровень: умеренно развитые навыки чтения и письма; наличие опыта использования медиа технологий (электронной почты, навигация в Интернете, общение онлайн); возможность использования медиаресурсов дома.
— Продвинутый уровень: развиты навыки чтения и письма, опыт самостоятельного использования медиа (видео, телевидение, радио); обширная практика использования разнообразных технических устройств; возможность использовать разнообразные медиаресурсы дома.
Навыки МИГ включают в себя:
— Творческие и эстетические навыки (составление сюжета, анализ текста, личные медиапотребности, самовыражение средствами медиа, правила цитирования).
— Интерактивные навыки (участие в дискуссии, ведение диалога, понимание публичных и личных медиа, выступление с медиа, коллективная работа с медиа).
— Навыки критического анализа (оценка информации, анализ источников, достоверность, надежность).
— Навыки безопасности (регламенты работы с медиа, конфиденциальность, нормы регистрации в медиа, правовые аспекты работы с медиа, этические аспекты использования Интернета).
— Навыки по управлению информацией (избирательность, оценка качества, сравнение, анализ, отбор, регулирование насыщением информацией, этика сетевого поведения).
Рабочая программа по курсу медиаобразования для 5 класса «Основы медиа и информационной грамотности»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«ОСНОВЫ МЕДИА И ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Количество часов: 68 (2 часа в неделю)
на 2016 – 2017 учебный год
Учитель Г.И. Пшеничная
Программу составила учитель
Пшеничная Галина Игоревна
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МЕДИАОБРАЗОВАНИЮ «ОСНОВЫ МЕДИА И ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ»……….……………….……………….….………………………………. 3
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО КУРСУ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ «ОСНОВЫ МЕДИА И ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ»…………………………………………………………………………..10
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПО МЕДИАОБРАЗОВАНИЮ
В результате изучения программы по медиаобразованию при получении среднего общего образования у обучающихся будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости медиа в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся приобретут начальный опыт использования медиатехнологий как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения медиатехнологиями.
Подача материала программы построена на инновационных подходах в образовании: интерактивные методы учебы, групповые и индивидуальные задания, игровые формы работы с привлечением современной медийной техники, экскурсий.
В результате освоения программы по медиаобразованию обучающиеся 5 класса достигают личностные, метапредметные и предметные результаты.
В процессе воспитания у обучающихся 5 класса будут достигнуты личностные результаты освоения учебного предмета «медиаобразование»:
-сформированы основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; гуманистические и демократические ценностные ориентации;
— сформирован целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
— сформировано уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
— сформированы начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
— развиты мотивы учебной деятельности и сформирован личностный смысл обучения;
— развиты самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
— сформированы эстетические потребности, ценности и чувства;
— развиты этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;
— развиты навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— сформированы установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
— любовь к своему народу, своему краю и своей Родине;
— уважение и осознание ценностей семьи и общества;
— любознательность, активное и заинтересованное познание мира;
— владение основами умения учиться, способность к организации собственной деятельности;
— готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
— доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение;
— следование правилам здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
— уметь самостоятельно мотивировать внеклассную деятельность;
— сознательно планировать, организовывать и анализировать свою деятельность;
— быть способным к объективному самооцениванию и самокорректировке результатов;
— работать индивидуально, в группе, полемизировать в рамках толерантных отношений;
— быть способным к выбору решения любой проблемы с точки зрения гуманистической позиции;
— понимать и реализовывать себя как субъект, способный к творческому изменению, самосозиданию.
Метапредметные результаты обучающихся:
— овладеют способностью принимать и достигать поставленные цели и задачи учебной деятельности;
— сформируют умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— сформируют умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
— освоят начальные формы познавательной и личностной рефлексии;
— будут активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
— будут использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;
— овладеют навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; будут осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
— будут готовы слушать собеседника и вести диалог; признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— смогут определять общие цели и пути их достижения; смогут договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
— будут готовы конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
— овладеют базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
— работать с различными видами информации (структурировать информацию, осуществлять маркирование, составлять тезисы, вопросы);
— общаться с другими людьми в рамках толерантных отношений;
— владеть приемами публичного выступления, уметь презентовать свою деятельность и свои результаты, формулировать проблемные вопросы, формулировать выводы, быть способным к корректировке и дальнейшему исследованию;
— решать проблемы с использованием различных источников информации, в том числе электронных;
— быть способным к индивидуальной учебной работе, а также при сотрудничестве в парах или группах моделировать и регулировать процессы взаимодействия;
— применять знания и умения, полученные на занятиях кружка в процессе обучения на всех предметах курса для выполнения домашних заданий, поиска информации, систематизации знаний по предмету.
— совершенствование компетентностей, необходимых для организации и анализа собственной деятельности;
— умение работать с анкетами, тестами, опросниками, каталогами;
— умение анализировать собственные результаты, находить пути решения проблемных вопросов, самовершенствоваться;
— умение систематизировать информацию и раскладывать документы (творческие работы, грамоты и т.д.) в нужные разделы папки;
-освоение выразительных средств экрана;
— знание экранных искусств в контексте других видов искусств;
— умение работать по анализу, обсуждению мультфильмов, фильмов, телепередач;
— совместная творческая деятельность;
— расширение зрительского опыта;
В результате изучения курса медиаобразования обучающиеся научатся:
— анализировать экранные произведения;
— работать в коллективе;
— выполнять творческие работы;
— активно смотреть и слушать;
— выражать свои эмоции;
— изображать визуальный образ по его словесному описанию.
— технологиям создания книги.
В процессе изучения данного курса ученики получат знания о:
— истории средств массовой коммуникации;
— этапы развития книгопечатания;
— выразительных средствах экрана и их влиянии на наши эмоции, на формирование восприятия разных медиатекстов;
— различие между фильмом и литературным произведением, живописью и фотографией;
— специальных компьютерных программах, на основе которых создаются современные книги и печатные СМИ;
Обучающиеся получат возможность научиться:
— анализировать печатные средства массовой коммуникации;
— работать в коллективе;
— активно смотреть и слушать;
— выражать свои эмоции;
— различать реальный и виртуальный мир, избегать манипулятивного воздействия рекламы и информации благодаря полученным знаниям;
— изображать визуальный образ по его словесному описанию;
— подбирать музыкальное сопровождение к видеоизображению;
— создавать несложные аудиовизуальные произведения в разной технике;
-пользоваться медийным оборудованием (фотоаппарат, видеокамера, компьютер, мобильный телефон) для выполнения учебных и практических заданий;
— использовать разные медиа для учебы, для получения информации, для развлечений, для творчества;
— работать с компьютерными программами для выполнения творческих заданий.
Введение в курс. Знакомство с миром масс-медиа.
Определение основных СМК через «брейн-штурм»; Игра «Откуда я получаю информацию?»)
Беседа о медиапредпочтениях учеников (презентации, использование наглядности).
Знакомство с печатными СМК.
Презентация периодики: газет и журналов. Сравнение с книгой.
Творческое задание: определение основных признаков разных печатных медиа (работа в мини-группах).
Какие бывают книги?
Творческие задания: Как мы выбираем книгу? Что мы узнаем из книг…); Экскурсия в библиотеку имени Франка. Рассматривание различных по типу книг. Сравнение.
Презентации: «Моя любимая компьютерная игра».
Практическая работа: анализ компьютерных игр.
Практическая работа: выделение полезной информации в ходе прохождения игры; применение на практике базовых знаний
Творческая работа: создаем игру по книге (работа в мини-группах)
Учимся презентовать книги.
Просмотр видеоматериала как создавать презентацию своей книги.
Творческая работа: подготовка презентаций для своих книг. Работа в мини-группах.
Просмотр и анализ буктрейлеров.
Творческая работа: создание буктрейлеров к книгам (работа в мини-группах).
Подготовка буктрейлеров к уроку литературы.
Участие в кинофестивале.
Мир анимационного кино
1. Беседа: «Виды и жанры анимационного кино»;
2. Просмотр и обсуждение фильмов – учимся анализировать фильмы.
3. Создание презентаций по темам.
5. Создаем движущиеся картинки – «пальчиковое кино».
6. Учимся сравнивать анимационные фильмы и книжки «Язык печатный и аудиовизуальный».
7. Творческие задания по характеристике героев – хорошие и плохие; по цветовому наполнению фильма; музыке в анимационном кино.
8. Творческие задания по теме «Формирование стереотипов средствами анимационного кино».
9. Создание мультфильмов по авторским сценариям.
10. Творческие встречи с режиссерами-аниматорами.
11. Экскурсии на природу – наблюдение за природой, сбор природных материалов для создания мультфильмов, украшений, поделок.
Участие в фестивалях, конкурсах.
1. Презентации: «Мой любимый фильм-сказка», «Мой любимый актер».
2. Просмотры фильмов-сказок с обсуждением.
3. Творческие задания по характеристике героев фильмов.
4. Работа с кадрирующей рамкой.
5. Работа с видеокамерой. Съемка и монтаж видеосюжета.
6. Занятия по актерскому мастерству.
7. Творческая работа с музыкальными фрагментами – озвучивание фильмов, выполнение заданий с музыкой в фильмах.
8. Творческие задания по сравнению печатного и аудиовизуального текстов – «Читаем сказки – создаем героев», «Разработка авторских сценариев по сказкам».
9. Экскурсии: на киностудию, по местам съемок фильмов-сказок в Крыму.
10. Творческие встречи с кинематографистами.
Участие в кинопраздниках, киноконкурсах, кинофестивалях
Телевидение с радостью
1. Просмотры с обсуждением телепередач.
2. Создание презентаций по темам: «Моя любимая телепередача», «Мой любимый телегерой».
3. Творческие задания, связанные с телепередачами.
4. Задания по теме «Манипуляции сознанием через телевидение.
5. Выставка рисунков по темам телепередач.
6. Игры по контенту разных телепередач.
7. Творческая работа по созданию телепередач – школьные/классные новости, интервью.
8. Учимся снимать и монтировать телепередачи – работа с монтажными компьютерными программами.
9. Разработка правил пользования телевидением «Азбука телезрителя».
«Наша школьная телепремия» (конкурс телепередач для начальных классов).
Основы компьютерной и информационной грамотности
1. Творческие задания по алгоритмам поиска информации.
2. Просмотр и обсуждение контента Интернет-сайтов для детей.
3. Разработка Правил поведения в Интернете для школьников.
4. Работа с графическими редакторами Paint, Photoshop, PowerPoint по созданию творческих работ.
5. Работа с монтажными компьютерными программами для создания собственных аудиальных, или аудиовизуальных медиатекстов.
6. Создаем школьный сайт сами.
7. Подготовка презентаций с помощью компьютерных программ.
8. Создание диафильмов.
Организация конкурсов, выставок детских работ.
1. Учимся смотреть и анализировать рекламную продукцию.
2. Создание презентаций на темы «Виды и жанры рекламной продукции», «Реклама, которую я смотрю с удовольствием», «Неудачная реклама», «Примеры манипулятивных технологий в рекламе».
3. Творческие игры по созданию рекламной продукции.
4. Социальная реклама – технология создания рекламной продукции.
5. Написание сценариев рекламных роликов.
6. Съемка и монтаж рекламных роликов.
7. Конкурс социальной рекламы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО МЕДИАОБРАЗОВАНИЮ «ОСНОВЫ МЕДИА И ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ»
Тема урока, содержание
Планируемые результаты освоения материала
Как мы познаем мир?
Что помогает нам получать информацию?
1. Определение основных СМК через «брейн-штурм»;
2. Игра «Откуда я получаю информацию?».
— что помогает нам получать информацию.
— аргументировано высказывать свои мысли;
-классифицировать источники информации;
-выполнять творческие задания для демонстрации своей аргументации.
Какие способы массовой коммуникации нам знакомы?
Беседа о медиапредпочтениях учеников (презентации, использование наглядности)
-основные способы массовой коммуникации;
— аргументировано высказывать свои мысли;
-классифицировать источники информации;
-выполнять творческие задания для демонстрации своей аргументации.
Тема 2. Знакомство с печатными СМК (10 часов)
Знакомство с печатными СМК – газеты, журналы, книги, буклеты, каталоги, открытки.
Презентация периодики: газет и журналов. Сравнение с книгой.
Творческое задание: определение основных признаков разных печатных медиа (работа в мини-группах)
— аргументировано высказывать свои мысли;
-выполнять творческие задания для демонстрации своей аргументации.
— Древность (таблички, свитки, кодексы, книготорговля)
— Средневековье (рукописи, ксилография и инкунабулы, наборная форма, Гутенберг, тираж)
— Новое время (периодика, масс-медиа)
(диакнига, цифровая печать, аудиокнига, блог, электронная книга)
Подготовка материалов для ознакомления.
Творческое задание: охарактеризовать основные признаки определенного печатного медиа (работа в мини-группах)
-виды современных книг;
-значение книг в нашей жизни;
-чему может научить книжка.
— аргументировано высказывать свои мысли;
-классифицировать книги по времени их создания и способу передачи информации;
-выполнять творческие задания для демонстрации своей аргументации.
Как печатные СМК к нам в дом приходят?
Профессии, типография, каналы распространения
Презентации по темам.
Экскурсия в типографию.
— как печатные СМК к нам приходят в дом;
-профессии, связанные с книгопечатанием;
-информацию о деятельности типографии;
— каналы распространения печатной продукции;
-как хранятся книги.
— аргументировано высказывать свои мысли;
-выполнять творческие задания для демонстрации своей аргументации.
Как хранятся книги?
Для чего нужно систематизировать информацию?
Презентации по темам.
— для чего нужно систематизировать информацию?
— аргументировано высказывать свои мысли;
-выполнять творческие задания для демонстрации своей аргументации.
Виды и жанры литературы.
Практическая работа по анализу интересных и неинтересных для детей книг.
— какие существуют виды и жанры литературы;
-жанровые особенности книги.
— аргументировано высказывать свои мысли;
-характеризовать жанровые особенности книги;
-выполнять творческие задания для демонстрации своей аргументации.
Что значит для нас книга?
Подготовка презентаций: «Книга, которую я читаю с удовольствием».
Работа в парах, группах, по желанию – индивидуально.
— как правильно подобрать хорошую книгу для прочтения.
— аргументировано высказывать свои мысли;
-характеризовать жанровые особенности книги;
— правильно подобрать хорошую книгу для прочтения;
-выполнять творческие задания для демонстрации своей аргументации.
Учимся систематизировать полезную информацию.
Экскурсия в библиотеку им. В.Орлова.
— для чего нужно систематизировать информацию.
— аргументировано высказывать свои мысли;
-выполнять творческие задания для демонстрации своей аргументации.
Практическая работа: делаем лэпбуки. Презентация работ.
Тема 3. Какие бывают книги (12 часов)
Какие бывают книги? (художественная литература, справочники, учебники, книги по искусству, альбомы…)
Творческие задания: Как мы выбираем книгу? Что мы узнаем из книг… ). Экскурсия в библиотеку имени Франка.
— какие бывают книги (виды и жанры литературы);
— особенности различных жанров;
— как мы выбираем книгу;
— что мы узнаем из книг.
— аргументировано высказывать свои мысли;
-уметь правильно подобрать книгу на определенную тематику;
— классифицировать книги по жанрам;
-выполнять творческие задания для демонстрации своей аргументации.
Как оформляются книги?
«Одежда» книги в зависимости от её типа (Суперобложка, переплёт, обложка, форзац, корешок, титульный лист, выходные сведения или импрессум, шмуцтитул, аннотация, вступление, книжный блок, предметный указатель (глоссарий), содержание (литература) или оглавление)
Рассматривание различных по типу книг. Сравнение.
— как оформляется книга;
-из каких частей книга состоит.
— правильно называть составляющие части книги;
Как сделать книгу своими руками?
Практическая работа: книжку делаем сами (изготовление книжки-малютки)
— как сделать книгу своими руками;
-как оформляется книга;
-из каких частей книга состоит.
— делать книги своими руками.
Иллюстрация в книге.
Что такое иллюстрация.
Практическая работа: анализ разных видов иллюстраций. https://www.youtube.com/watch?v=9Z8Dl18M5FQ
Творческая работа: создание иллюстраций к авторским работам. Презентация ученических работ – книжки, созданные учениками.
Книжная выставка в школьной библиотеке
-что такое иллюстрация;
— какой может быть иллюстрация в книге;
– техники: рисунок, фотография, коллаж, аппликация.
-создавать иллюстрацию к прочитанной книге;
Какой может быть иллюстрация в книге – техники: рисунок, фотография, коллаж, аппликация.
Просмотр учебных фильмов «Как создать и оформить электронную книгу»
Работа с компьютерными программами: http://www.sunrav.ru/create-e-book.html;
-что такое электронная книга;
-как можно создать электронную книгу;
-для чего нужны электронные книги;
-какие существуют программы для создания электронных книг.
-создавать электронные книги
Электронные книги в нашей жизни
Программы для создания электронных книг.
Электронные книги создаем сами
Электронный журнал – блог
Практическая работа: учимся создавать электронный журнал.
Творческая работа: работа в мини-группах по созданию тематических блогов
-что такое электронный журнал;
-как можно создать электронный журнал;
-для чего нужны электронные журналы.
-создавать электронные журналы
Тема 4. Компьютерные игры (4 часа)
Компьютерные игры по книгам
Презентации: «Моя любимая компьютерная игра».
-что такое компьютерные игры по книгам.
-анализировать компьютерные игры
Классификация игр. Маркировка игр.
Практическая работа: анализ компьютерных игр.
-какие бывают компьютерные игры.
-создавать компьютерную игру по предложенной схеме.
Познавательные и обучающие игры
Практическая работа: выделение полезной информации в ходе прохождения игры; применение на практике базовых знаний.
— выделить полезную информации в ходе прохождения игры.
— применять на практике базовые знания
Создание обучающих игр
Творческая работа: создаем игру по книге (работа в мини-группах).
-какие как создавать компьютерные игры по книге по предложенной схеме.
-создавать компьютерную игру по книге по предложенной схеме.
Тема 5. Учимся презентовать книги (8 часов)
Учимся делать презентации своих книг – (аннотация, рисунок, афиша, коллаж, мультфильм…)
Просмотр видеоматериала как создавать презентацию своей книги.
Творческая работа: подготовка презентаций для своих книг. Работа в мини-группах
-как правильно презентовать книгу;
-как создаются презентации книг.
-создавать презентацию книги.
Буктрейлер – мини-фильм о книге
Просмотр и анализ буктрейлеров.
Творческая работа: создание буктрейлеров к книгам (работа в мини-группах)
Подготовка буктрейлеров к уроку литературы.
Участие в кинофестивале
-что такое «Буктрейлер»;
-как создать «Буктрейлер» по книге;
— особенности создания «Буктрейлера».
-создавать «Буктрейлер» по книге
Тема 6. Мир анимационного кино (12 часов)
1. Беседа: «Виды и жанры анимационного кино.
2. Просмотр и обсуждение фильмов – учимся анализировать фильмы.
3. Создание презентаций по темам.
5. Создаем движущиеся картинки – «пальчиковое кино».
6. Учимся сравнивать анимационные фильмы и книжки «Язык печатный и аудиовизуальный».
7. Творческие задания по характеристике героев – хорошие и плохие. по цветовому наполнению фильма. музыке в анимационном кино.
8. Творческие задания по теме «Формирование стереотипов средствами анимационного кино».
9. Создание мультфильмов по авторским сценариям.
10. Творческие встречи с режиссерами-аниматорами.
11. Экскурсии на природу – наблюдение за природой, сбор природных материалов для создания мультфильмов, украшений, поделок.
Участие в фестивалях, конкурсах.
— виды и жанры анимационного кино;
— исторические этапы развития анимации;
— известных режиссеров-аниматоров и их фильмы;
— художественно-изобразительные средства анимации;
— профессии в анимационном кино;
— как отличаются анимационные фильмы от сказок в книжках;
— как анимационные фильмы формируют наши эмоции, кругозор, восприятие мира.
— анализировать анимационные фильмы;
— создавать презентации к занятиям;
— отличать печатне и аудиовизуальные медиатексты;
— работать с монтажными программами, создавая авторские анимационные фильмы;
— работать в мини-группах;
— активно смотреть и слушать;
— описывать свои эмоции;
— создавать героев фильму по описанию;
— озвучивать фильмы, подбирать музыку к фильму;
Анимационное кино: какое оно? Какие мультфильмы вы знаете? Кто герои анимационных фильмов?
История анимационного кино. Знаменитые режиссеры-аниматоры и их фильмы.
Мой любимый режисер.
Художественно-изобразительные средства в анимации: как они помогают понимать фильм?
Звук и музыка в анимационном кино. Как мультфильм формирует наши эмоции?
Фильм и сказка: что в них общего и в чем различие?
Стереотипы в анимации – это хорошо или плохо?
Комиксы – фильм в рисунках.
Виды и жанры кино. История киноискусства.
1. Презентации: «Мой любимый фильм-сказка», «Мой любимый актер».
2. Просмотры фильмов-сказок с обсуждением.
3. Творческие задания по характеристике героев фильмов.
4. Работа с кадрирующей рамкой.
5. Работа с видеокамерой. Съемка и монтаж видеосюжета.
6. Занятия по актерскому мастерству.
7. Творческая работа с музыкальными фрагментами – озвучивание фильмов, выполнение заданий с музыкой в фильмах.
8. Творческие задания по сравнению печатного и аудиовизуального текстов – «Читаем сказки – создаем героев», «Разработка авторских сценариев по сказкам».
9. Экскурсии: на киностудию, по местам съемок фильмов-сказок в Крыму.
10. Творческие встречи с кинематографистами.
Участие в кинопраздниках, киноконкурсах, кинофестивалях.
— известных кинорежиссеров-сказочников и их киносказки;
— художественно-изобразительные средства кино;
— основы сценарного мастерства;
— разбираться в видах экранизаций;
— роль музыки в фильмах;
— работать в мини-группах;
— смотреть и слушать;
— работать с кадрирующей рамкой;
— снимать небольшие сюжеты;
— работать с монтажными программами;
— характеризовать героев сказок;
— подбирать музыку к фильмам, видеосюжетам;
— выполнять задания по актерскому мастерству;
— переводить печатные тексты в аудиовизуальные в соответствии с законами экранизации;
— писать сценарные работы.
Кто создает кинофильмы? Знакомство с кинопрофессиями.
Фильмы-сказки и их литературная первооснова.
Великие кинорежиссеры-сказочники и их киносказки.
Герои фильмов, какие они?
Художественно-изобразительная основа фильмов. Музыка в кино.
Как снимается кино? Монтаж в кино.
Как книжка становится фильмом? Что такое экранизация, ее виды.
Тема 8. Телевидение с радостью (6 часов)
История детского ТВ. Современные телепередачи на российских каналах. Виды и жанры детских телепередач.
1. Просмотры с обсуждением телепередач.
2. Создание презентаций по темам: «Моя любимая телепередача», «Мой любимый телегерой».
3. Творческие задания, связанные с телепередачами.
4. Задания по теме «Манипуляции сознанием через телевидение.
5. Выставка рисунков по темам телепередач.
6. Игры по контенту разных телепередач.
7. Творческая работа по созданию телепередач – школьные/классные новости, интервью.
8. Учимся снимать и монтировать телепередачи – работа с монтажными компьютерными программами.
9. Разработка правил пользования телевидением «Азбука телезрителя».
«Наша школьная телепремия» (конкурс телепередач).
— историю детских телепередач;
— наполнение современного телеэфира России;
— как создаются телепередачи;
— тематико-жанровые особенности детских телепередач.
— смотреть и обсуждать телепередачи;
— анализировать контент передачи та работу ведущего;
— работать в мини-группах и самостоятельно;
— снимать и монтировать несложные телепередачи;
— работать в кадре как телерепортер;
— готовить выпуск классных новостей;
Моя любимая телепередача, телегерой.
Он-лайн телевидение для детей. Учимся смотреть телепередачи. Теледневник.
Мы – телерепортеры. Азбука телезрителя.
Как нами манипулируют через телевидение?
«Телевидение – это мир реальный, или воображаемый?»
Тема 9. Основы компьютерной и информационной грамотности (4 часа)
Что такое информационная культура? Виды информации.
1. Творческие задания по алгоритмам поиска информации.
2. Просмотр и обсуждение контента Интернет-сайтов для детей.
3. Разработка Правил поведения в Интернете для школьников.
4. Работа с графическими редакторами Paint, Photoshop, PowerPoint по созданию творческих работ.
5. Работа с монтажными компьютерными программами для создания собственных аудиальных, или аудиовизуальных медиатекстов.
6. Создаем школьный сайт сами.
7. Подготовка презентаций с помощью компьютерных программ.
8. Создание диафильмов.
Организация конкурсов, выставок детских работ.
— что такое информационная культура;
— какая бывает информация;
— как можно презентовать информацию через компьютерные программы;
— что такое Интернет и его особенности;
— какие профессии связаны с Интернетом;
— правила поведения в Интернете;
— алгоритмы поиска информации в Интернете;
— Интернет-сайты для детей и их контент;
— структуру графических редакторов и их технические характеристики;
— компьютерные монтажные программы для создания видеофильмов и телепередач.
— анализировать и критически обговаривать контент Интернет-сайтов для детей;
— работать с графическими редакторами;
— искать информацию в Интернете для учебы, для работы, для создания творческих работ;
готовить медиапродукцию для участия в конкурсах и фестивалях с помощью компьютерных технологий.
Что такое Интернет? Какие профессии связаны с Интернетом? Интернет-безопасность: Правила поведения в сети. Электронная почта, сетевые общения, вирусы, спам.
Поиск информации в Интернете: детский браузер: gogul.tv (http://gogul.tv/about/). Интернет-порталы для детей.
Компьютерные программы для Интернет-творчества. Создаем школьный сайт сами
Тема 10. В медиамастерской (4 часа)
Виды и жанры рекламной продукции.
Учимся смотреть и анализировать рекламную продукцию.
Создание презентаций на темы «Виды и жанры рекламной продукции», «Реклама, которую я смотрю с удовольствием», «Неудачная реклама», «Примеры манипулятивных технологий в рекламе».
Творческие игры по созданию рекламной продукции.
Социальная реклама – технология создания рекламной продукции.
Написание сценариев рекламных роликов.
Съемка и монтаж рекламных роликов.
Конкурс социальной рекламы
— какой бывает рекламная продукция;
— художественно-изобразительные средства для создания рекламы;
— роль музыки и звуков в рекламе;
— технологические приемы для создания рекламы;
— как пишется сценарий для аудиовизуальной рекламной продукции;
— манипулятивные технологии в рекламе.
— анализировать и критически осмысливать рекламную продукцию;
— собирать материалы к темам;
— выполнять творческие задания по теме «Реклама»;
— создавать рекламные материалы, как графические, так и аудиовизуальные;
— писать сценарий к рекламному ролику;
— работать с компьютерными монтажными программами;
работать с видеотехникой;
Как создается реклама? Художественно-изобразительные средства кино в рекламе. Музыка в рекламе.
Как нами манипулируют с помощью рекламы. Технологии создания рекламных роликов.