Приобрести клубнику в молдове
Клубника – один из первых плодов лета, которой можно увидеть в продаже даже в начале мая месяца. Этот вкусный, полный питательных веществ продукт идеально подходит для использования в различных десертах. Данная сельхоз-культура растет эффективно и в Молдове, имеет изысканный вкус и аромат, а также многочисленные полезные для здоровья свойства. Молдавский фермер Денис Апосту является одним из немногих отечественных производителей экологически чистой клубники, и это факт вызвал у нас особый интерес. Мы решили посетить плантацию в селе Бачой и узнать больше о сельскохозяйственной деятельности предприятия Дениса.
О плантации и сортах, которые на ней выращиваются
Денис Апосту выращивает клубнику уже около трех лет. Посадив на небольшой территории клубнику итальянского сорта Capri, фермер ожидает в этом году богатый урожай, учитывая и то, что этот сорт клубники дает плоды 2-3 раза в год. Клубника Capri выглядит очень привлекательно, она среднего размера и имеет повышенную устойчивость. Также плод имеет приятный вкус с высоким содержанием сахара и сильным ароматом. Как рассказал нам Денис, в этом году ожидаетcя богатый урожай, но из-за высоких температур в конце апреля-начале мая плоды в этом году не очень крупные.
Экологически чистые продукты, выращенные в Молдове
Денис уже три года в процессе получения сертификата Eco, который, в начале июня, наконец-то, будет ему выдан.
Фермер рассказал нам, что потребители по-прежнему недостаточно информированы насчет экологически сертифицированной продукции в Молдове и какое значение она имеет. Часто фермеры сталкиваются с недоверием со стороны населения: многие считают, что из-за бюрократии эти сертификаты могут быть подделаны или получены без выполнения всех необходимых условий.
Денис Апосту является одним из первых экологически сертифицированных производителей и может гарантировать, что его клубника являются экологически чистой. Денис решил заняться органическим сельским хозяйством, в первую очередь, для собственной семьи, его детей, которые должны расти здоровыми, потреблять безопасные и полезные продукты. Во-вторых, Денис считает, что данная сфера является прибыльной в стратегическом плане, потому что в настоящее время эко продукция начинает цениться все больше, особенно на европейском континенте.
Производство, реализация и клиентская база
Денис Апосту продает клубнику на Facebook-странице Capsune ECO, где присутствует активный контингент клиентов, большинство из них из Кишинева.
Денис рассказал, что его клубнику покупают беременные женщины, матери с детьми, и все те, кто предпочитает экологически чистую пищу и здоровый образ жизни.
Кроме того, предприятие из Бачой подписало контракты на поставку продукции с несколькими ресторанами и гостиницами из столицы, а также сотрудничает с оптовой базовой, поставляющей клубнику в несколько супермаркетов Кишинева.
Для Дениса Апосту экологически чистая продукция это синоним качества и подтверждается это и тем фактом, что его клубника все больше востребована различными категориями потребителей из Молдовы.
История успеха: Клубника, преобразившая село
Если многие села Республики Молдова сталкиваются с проблемой оттока молодежи в города или за рубеж, то в селе Кунича (район Флорешть) наблюдается противоположный процесс: молодежь возвращается домой и работает в сельском хозяйстве. Отчасти это объясняется сплоченной социальной структурой этого села, но в основном – интенсивным производством клубники, которое формирует перспективы на более обеспеченную жизнь населению Куничи.
По оценке Ассоциации производителей ягод «Pomusoarele Moldovei» земляника садовая (клубника) в Молдове выращивается на площади порядка 1,0-1,5 тыс. га, производство ягод ежегодно составляет 4-6 тыс. тонн. В Куниче сосредоточена примерно десятая часть всего «клубничного бизнеса» Молдовы. А начиналось все более чем скромно. Около пяти лет назад клубнику в Куничу привезли три человека – бывшие трудовые мигранты. Выращивали ее по самым простым технологиям, на площади менее гектара – для реализации только на внутреннем рынке. Конечно, вскоре возникла идея наладить экспорт. Однако выяснилось, что внешние поставки целесообразны, только если экспортер способен отправлять внешним покупателям не менее двух большегрузных автомобиля-рефрежиратора с продукцией в неделю. Чтобы обеспечить такой объем продукции необходим ягодник размером не менее 10 га. На этом бизнес мог и закончиться. Однако идею поддержали односельчане. К 2016 году общая площадь товарных ягодников в Куниче подросла до 17 га. Словом, на примере производителей ягод из Куничи убеждает, что в условиях нашей страны вполне возможно выстроить успешный агробизнес «с нуля».
Кунича располагает озером, созданным основателями села. Оно и сегодня служит основным источником воды для орошения садов и огородов. Очень пригодилось наследство предков и для развития ягодного бизнеса.
В нынешнем году сложности в Куниче теперь действует около сотни производителей ягод, площадь плодоносящих товарных плантаций клубники в селе превысила 70 га. Еще не менее 20-30 га клубники рассредоточено на приусадебных участках. Продажи тоже развиваются очень динамично. Так, если в прошлом году ягодники из Куничи отправили на экспорт в Россию около 200 тонн продукции, то в нынешнем – уже 650 тонн.
В Куниче – три точки накопления продукции, три холодильника, три трейдера-покупателя. Между ними распределены три группы производителей. Производители ягод скооперировались и определили для каждой группы фермеров того из «коллекторов» продукции, чей холодильник ближе к тому или иному полю. К слову, заготовители-трейдеры — тоже местные, у них есть и своя «первичка» — собственные ягодники.
Крупнейший холодильник (мощность холодильных камер – 2,5 тыс. тонн, есть система воздушного прекулинга) это совместная инвестиция нескольких крупных крестьянских хозяйств, образовавших кооператив.
Характерно, что одна инновация неизбежно влечет за собой другую. Холодильники необходимо стабильно снабжать большим количеством качественной продукции. А ее невозможно получить без изначально качественного, безвирусного посадочного материала. Его производители ягод в Куниче импортируют из Италии и Греции. Плантации формируются на основе современных технологий – удобрения, укладки защитной пленки, образования гряд.
Все эти технологии в ягодном секторе Куничи внедряются в том числе и с помощью Проекта «Развитое сельское хозяйство Молдовы» АРМ/USAID. «С экспертами из этого проекта мы познакомились, когда искали информацию о том, как правильно укладывать пленку на ягодниках, — рассказывает Илья Федорчуков, один из крупнейших производителей клубники в Куниче. – В ходе общения выяснилось, что нашу проблему может очень качественно и комплексно решить высокотехнологичный агрегат – рядообразователь: он одновременно и пленку выстилает, и трубы-капельницы систем орошения укладывает, и гряды формирует. Причем, важно учесть, что почвы у нас тяжелые, необходим мощный и, соответственно, дорогостоящий агрегат. Мы подали в АРМ/USAID заявку на грант для закупки такого оборудования – и выиграли. С помощью специалистов проекта провели тендер, лучшим оказалось предложение одного известного машиностроительного предприятия из Италии. Выполняя условия соглашения с АРМ/USAID, на базе нашего хозяйства мы организовали демонстрационный участок. На нем проводятся семинары и тренинги, люди из нашего и окрестных сел обучаются передовым технологиям производства ягод на практике».
Илья Федорчуков убежден, что именно с появлением ягодного бизнеса село преобразилось и получило шанс на лучшее будущее. В селе остается наиболее образованная и работоспособная молодежь. А также возвращаются люди, десятилетия проработавшие за рубежом, в основном – в России. Они cажают клубнику – сразу гектарами, поближе к озеру, приобретают системы капельного орошения, сельхозтехнику. Кунича — село большое, более 3 тыс. жителей. Однако плодоводство требует очень большого количества рабочих рук. Работу и заработок сады и особенно ягодники Куничи дают 12-13 окрестным селам, в радиусе 30-40 км. Причем с ранней весны до поздней осени – на полный цикл сельхозработ, от обрезки до уборки урожая и закладки рассады на будущий год.