Работа со словарным словом малина
Проект «В мире словарных слов. Малина»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Малина Презентацию приготовила ученица 2 «б» класса школы №60 города Брянска Мартынова Диана
Однокоренные слова м а лина м а линка м а линник м а линовый м а линина
Фонетический анализ слова малина- [ малина ]- 6 букв, 6 звуков, 3 слога
Перенос слова ма-лина мали- на
Сочетаемость слов Малина (какая?) хорошая, красная, спелая, вкусная, ароматная, душистая, лесная. Малина ( что делает?) растёт, зреет, спеет. За малиной ходить. Из малины сварить.
«О малине » Ходит солнышко высоко Тяжелей летит пчела, Налилась малина соком, Падать в травы начала. Автор: Е.Трутнева
«Песенка про малину» По малину в сад пойдём, В сад пойдём, в сад пойдём. Плясовую заведём, Заведём, заведём. Солнышко на дворе, А в саду тропинка. Сладкая ты моя, Ягодка-малинка! Автор: Т.Волгина
Из сказки «Про Иванушку-дурачка» … Поди-ка набери малины лесной, — детишки проснутся, я их вкусненьким угощу! — Ладно, это я могу! — сказал Иванушка.— А вы дверь постерегите! Пошел Иванушка в лесной малинник, набрал малины полное лукошко, сам досыта наелся, идет назад к медведям и поет во все горло
Пословицы Авдотьи малиновки, поспевает малина. Жаль Акулину, да посылать по малину. Зимой за малиной не ходят. Коси малину, руби смородину.
Скороговорки Вы малину мыли ли, мыли да не мылили. Марину и Милу малина манила. Марине и Миле малина мила. Звала по малину Марина Галину. Марину Галина звала по калину.
История появления В диком виде малина была известна еще древним грекам и римлянам. Они собирали её в лесах, готовили малиновый отвар и лечились им от многих болезней. Настойка из малиновых цветков считалась в древности противоядием от укуса змей. Первое упоминание о малине, как о культурном растении мы можем найти в старинных трактатах, относящихся к III в. до н.э. В Западной Европе малину начали выращивать уже с IV века новой эры, но лишь в конце XVI — начале XVI I столетия стали культивировать всевозможные сорта этой ягоды.
Отличные вкусовые и лечебные качества, нежный аромат сделали малину одной из самых любимых ягод. С раннего детства мы знаем замечательную песенку: «Сладкая ты моя, ягодка малинка». О том, что малина сладкая, знаем не только мы, но также медведи и дрозды – большие любители красных, сочных ягод.
Полезные свойства малины Полезные свойства малины обусловлены присутствием в ней витаминов С, А, В. Количество веществ с Р-витаминной активностью (то есть сосудоукрепляющих) в малине бьёт рекорды. Присутствие йода делает эту ягоду незаменимой при эндокринных заболеваниях. Сочетание фолиевой кислоты и железа в ягодах, даёт возможность широко использовать малину как диетическое блюдо при нарушении деятельности кроветворных органов. В плодах малины содержатся полезные сахара (до 11 %, глюкоза, фруктоза), органические кислоты (около 1-2%, лимонная, салициловая, винная), их соли, до 0,3% дубильных веществ
Презентация по русскому языку «Работа со словарным словом «малина» (3 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
Русский язык 3 класс УМК «Начальная школа XXI века»
ПОДБЕРИТЕ ПЕРВЫЕ БУКВЫ КАЖДОГО СЛОВА, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛИСЬ СЛОВА. В ПЕРВОМ СТОЛБИКЕ ВЫ ПРОЧТЁТЕ НОВОЕ СЛОВО. м а и л а н о р е и с т и п а р и с о т а т о м
Малина – кустарниковое растение со сладкими тёмно-красными ягодами, а также сами ягоды его.
ПРОИСХОЖДЕНИЕ: Общеславянское слово. Значение его окончательно не раскрыто этимологами. Связывают его с нашим корнем «мал» – малиновая ягода состоит из многих «малых» ягодок-зёрнышек.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ: Не жизнь, а малина. ( говорят об очень хорошей жизни) Малиновый звон. (приятный по тембру звон – звон колоколов, бубенцов, шпор)
СКОРОГОВОРКИ: Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила. Марина Галину звала по малину, Галина Марину звала по калину. Собрала Марина ягоду малину, В корзине у Марины много ягоды малины.
ЛИТЕРАТУРНЫЙ МАТЕРИАЛ: Солнце грело, всё грело и грело, Дождик падал, гулял ветерок. А малина взяла и поспела Точно-точно в положенный срок! ( Е.Благинина)
РАЗБОР СЛОВА: Ма/ли´/на
СПИШИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОКОРЕННЫМИ СЛОВАМИ, ВСТАВЬ ПРОПУЩЕННЫЕ БУКВЫ: Я пью м…линовый сок. В саду растёт вкусная м…линка.
Презентацию составила и провела учитель начальных классов МБОУ «Николаевская СОШ» Юкина Галина Александровна 3 класс 2016-2017 учебный год
Номер материала: ДБ-269192
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Малина (интегрированный урок)
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Окружающий мир, русский язык
— закрепить основные знания о видах предложений, о понятиях
художественного и научного текстов, познакомить со словарным словом
— развивать художественную речь учащихся средствами художественного
— воспитывать интерес к предмету, чувство прекрасного через средства
— индивидуальные тексты для каждого учащегося на парте
— Кому из вас, ребята, приходилось бывать на лесной полянке летом?
— Что вы там видели? На что обратили внимание?
— Давайте мы с вами пофантазируем и представим, что очутились на лесной полянке.
— Какие ароматы вы уловили? ( Аромат цветов и спелых ягод, запах прелой листвы).
— Давайте всмотримся в краски, которыми наполнена поляна. Какие цветы и ягоды вы видите? ( разнообразные оттенки зелени, лиловые колокольчики, белая кашка, …)
Давайте запишем следующие предложения:
Кому приходилось бывать летом на лесной полянке?
— Какова особенность этого предложения? Какое это предложение по цели высказывания? ( Вопросительное, т.к. содержит вопрос ).
Аромат цветущих деревьев разносится по округе.
— Какое это предложение по цели высказывания? ( повествовательное ).
— Подчеркните в нём грамматическую основу ( Аромат разносится ).
Как хорошо утром в лесу!
— Какова особенность этого предложения? Восклицательное, т.к. содержит эмоциональную окраску и произносится с определённой интонацией)
Постарайтесь обязательно сходить на лесную полянку и полюбоваться её утренней красотой.
( побудительное, т.к. побуждает к действию )
— Давайте обобщим знания о предложении.
— Какие предложения бывают по цели высказывания? ( Повествовательные, вопросительные, побудительные)
— Какие предложения бывают по интонации? ( Восклицательные и невосклицательные)
Выпишите из этих предложений три слова с безударной гласной и подберите к ним проверочные слова. ( Лесной, полянка, деревья, красота ).
А теперь обрати внимание на словарные слова, которые встречаются в этих предложениях, выпиши их ( аромат, хорошо ). Подчеркни гласные, которые обязательно надо запомнить.
На полянке много разных цветов и ягод. Но мы сегодня поговорим об одном растении, которое может расти в саду и растущем на окраине лесной полянки.
Бусы красные висят
Из кустов на нас глядят,
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. ( Малина )
— Прочитайте текст, который лежит перед вами.
Как-то раз забрел Медвежонок Ых в богатые заросли малины. Ягоды были такие большие, спелые и вкусные, что Ых даже закряхтел от удовольствия. Малина росла на довольно крутом склоне, и Медвежонок потихонечку полез вверх. Он собирал малину полными горстями и отправлял в рот, пока случайно не посмотрел вниз. И тут у Ыха от страха подкосились ноги. Ему показалось, что он стоит на самом краю пропасти, и если сделает хотя бы шаг, то кубарем покатится вниз.
Перепугался Ых не на шутку и начал звать на помощь, но кто его услышит так далеко от дома?
А в это время его уже давно искал Ежик. Он несколько раз подходил к домику Ыха, стучал в дверь, но никто не отвечал. Вскоре все зверята узнали о пропаже Ыха.
— А может он улетел на юг? – предположил Галчонок.
Тут на полянку спустилась вездесущая Сорока.
— И вовсе не на юг. Он у подножья Ягодной горы малиной лакомится, – застрекотала она.
— Ура! – радостно воскликнул Ежик. – Теперь ясно, где его искать!
— Медвежонок! Ых, ау! – кричали друзья.
— Я здесь! – раздалось из малинника, и зверята увидели Ыха.
— Ну, это проще простого! – рассмеялась Белочка.
Схватив кончик прихваченной с собой веревки, она рыжим пламенем мелькнула в малиннике и, обогнув дерево, росшее за спиной у Медвежонка, ловко обвязала ею незадачливого обжору под мышками. Зверята ухватились за другой конец и помогли сладкоежке спуститься вниз. Через несколько секунд счастливый Медвежонок уже стоял в окружении своих друзей.
— Как вы думаете, это научный или художественный текст? Почему?
— К кому жанру можно отнести это произведение? ( Авторская сказка о животных ).
— Почему Медвежонку малина показалась горькой?
— Какое новое словарное слово нам сегодня встретилось? ( Малина)
— Составьте предложение с этим словом. Запишите предложение.
Мама сварила вкусное варенье из спелой малины.
— Какое это предложение, дайте характеристику ( Распространённое, повествовательное, невосклицательное)
— Назовите грамматическую основу этого предложения. (Мама сварила.)
— Установите связь слов в предложении. Выпишите пары слов с вопросом.
сварила (что?) варенье;
варенье (какое?) вкусное;
варенье (из чего?) из малины;
малины (какой?) спелой.
По дорожке, по дорожке ( подскоки на правой ноге )
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке ( подскоки на левой ноге )
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим.
До лужайке добежим.
На лужайке. На лужайке ( Прыжки на месте на обеих ногах )
Мы попрыгаем. Как зайки.
И домой пешком пойдём. ( Ходьба на месте; руки в стороны, вверх, вниз, выдох)
— Послушайте ещё один текст.
— Чем отличается этот текст от предыдущего? (Этот текст – научный, в нём даётся информация о кустарнике, его плодах).
— Что нового вы узнали о малине из этого текста?
Мы говорили о кустарнике. А ведь слово «малина» имеет несколько значений:
1) род многолетних трав и кустарников;
3) нечто приятное, доставляющее удовольствие («всю малину испортил», (разг.).
Плоды малины — старинное и весьма распространенное лечебное средство. Их целебные свойства были известны еще в Древней Греции и Риме.
Свежие и высушенные плоды, а также консервы из плодов малины (компот, джем, варенье, сок) применяются в качестве жаропонижающего и потогонного средства при простудных заболеваниях. Обладают также мочегонным и слабым отхаркивающим действием. Из высушенных плодов готовят настой. Малиновый сироп добавляют к лекарствам для улучшения их вкуса и аромата. В народной медицине ряда стран используют также лекарственные свойства листьев малины. Так настой используют для полоскания ротовой полости и горла при стоматитах, фарингитах, ангинах. Аналогичное применение находят листья и в народной медицине Болгарии. Мазь из свежих листьев малины считается хорошим средством против угрей и кожной сыпи.
— На уроках литературного чтения, русского языка мы чаще всего используем художественный текст. А где можно применить научный текст о малине? (В энциклопедических или толковых словарях, в научной литературе).
— Много загадок, стихов и песен сложено об этой замечательной ягоде. Спишите стихотворение, вставьте пропущенные безударные гласные буквы.
Вот м.дведицу сынок
Лапою т.лкает в бок:
«Ну, когда т.плее станет,
Надоевший снег растает?
Скучно здесь в б.рлоге нам.
Мать в ответ ему: «Сынок,
Пот.плеют дни в свой срок,
Ждать недолго до в.сны.
Спи, гляди про лето сны!»
6. Домашнее задание (творческое).
Составить рассказ или сказку про малину. А если возникнет желание и вдохновение, то можно составить и стихотворение. Удачи вам!
Словарная работа на уроках русского языка в начальной школе
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.
В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.
1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.
2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).
3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).
4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий. Работа со словом должна являться обязательным компонентом в структуре урока по любому предмету, а не только по русскому языку.
Раскроем подробнее работу по первому и четвертому направлениям.
Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии. Великому русскому педагогу К.Д.Ушинскому принадлежат слова: “Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получило навыка распоряжаться им свободно в устной и письменной речи, всегда будет страдать от этого коренного недостатка при изучении всякого другого предмета”.
(Кроме отдельных слов, требуют разъяснения смысла и многие фразеологические обороты: белая ворона, ни свет ни заря, столбовая дорога и т. д.)
Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов.
Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.
Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.
Когда наглядное объяснение не представляется возможным, можно раскрыть содержание слова путём краткого словесного толкования.
Возможно применение следующих способов определений:
а) путём подбора к нему синонимов (изумрудный – ярко-зелёный);
б) путём перечислений предметов (признаков, действий), общую группу которых называют
в) описательным способом (адресат – тот, кому отправляют письмо, телеграмму);
г) путём родовидового определения (амбар – здание, постройка для хранения зерна).
Слово не может быть усвоено вне сочетания его с другими словами, без употребления его в речи, и главное – это учить детей правильному и точному употреблению слова.
Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.
Хорошо давать задания, которые направлены в комплексе и на усвоение орфографии, и на орфоэпическое произношение, и на правильное построение грамматических категорий, и на активизацию детского словаря, и на развитие связной речи. Мы используем следующие задания:
1) различные виды работы с орфографическим словарем (см.далее);
2) подбор к изучаемому слову однокоренных слов, а также образование от слов с непроверяемым написанием новых слов при помощи приставок и суффиксов; это не только помогает избежать ошибок при написании, но и значительно расширяет лексикон ребенка;
3) разбор слова по составу, что приводит к осознанию учащимися морфологической структуры слова. В процессе этой работы они осмысливают значение каждой морфемы в слове. Так, выделение в слове корня позволяет детям глубже понять основное значение слова, так как найти в слове корень – это значит найти главный внутренний смысл слова, это примерно то же, что зажечь внутри фонаря огонёк;
4) подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов, которые помогают нам передать свою мысль выразительно, ярко, красиво;
5) “проникновение в тайну” слова. Часто этимология слова помогает ученику понять, почему именно так мы пишем слово. Кроме того, узнавание происхождения слова очень увлекательно для детей младшего школьного возраста;
6) различные виды работы с фразеологическими выражениями, загадками и отрывками из стихотворений; разгадывание кроссвордов;
7) составление с изучаемым словом словосочетаний и предложений, а с группой слов мини-рассказы.
При обучении детей правописанию мы обязательно используем орфографический словарь, причем не только маленький, находящийся, как правило, в конце учебника, но и специальное издание для школьников (под ред. Грушникова и др.), и самодельный словарик с собственными иллюстрациями. Чтобы рационально и эффективно использовать словарь, ученику необходимо знать принципы его построения, лексический состав и структуру.
Из упражнений, связанных с использованием словаря, применяем следующие:
а) Устные упражнения в отыскивании в словарике слов, названных учителем, в нахождении
в них “опасного” при письме места.
б) Выписывание из словаря слов по определённым смысловым, грамматическим и
прочим признакам (по теме “животные”, “вежливые слова” и др.; наречия: быстро, вдруг; имена прилагательные: красивый, уважаемый; одушевленные имена существительные: ребята, заяц; имена существительные 1-го склонения: ягода, собака; слова с безударной гласной “а”: барабан, картофель; слова из трех слогов: малина, урожай, слова с ударением на первом слоге: русский, скоро и т. д. Приветствуются и собственные классификации детей).
в) Списывание слов с пропущенными буквами с заданием проверить написание по словарю. Пропуск трудных букв мобилизует внимание учащихся, а обращение к орфографическому словарю способствует закреплению правильного зрительного образа слова.
г) Упражнения в составлении словосочетаний и предложений со словами из словаря.
Постоянное обращение к словарю способствует созданию ценного навыка быстро схватывать и запоминать правильное написание слов. У нас словарь является постоянным спутником ученика в его повседневной работе на уроках.
Материал для работы со словарными словами.
Подбор однокоренных слов:
— Адрес, адресат, адресант, адресный, адресок, переадресовка.
— Берёза, берёзка, березонька, березник, березняк, березовый, подберёзовик.
— Борода, бородка, бородища, бороденка, бородушка, бородач.
— Воробей, воробьиха, воробьенок, воробушек, воробышек, воробьиный.
— Ворона, вороний, воронье, вороненок, вороненочек, проворонить.
— Жёлтый, жёлтенький, желтизна, желтоватый, желток, желтопузик, желтоцвет, желтуха, Желтухин (кличка воробья), пожелтеть, янтарно-жёлтый.
— Сахар, сахарок, сахаринка, сахарить, сахарный, сахарница.
— Серебро, серебрение, серебряный, серебристый, серебряник (мастер).
— Солдат, солдатский, солдатка, солдатушки.
— Соловей, соловьиха, соловьиный, соловушка, соловьенок.
Разбор слова по составу; для такой работы часто предлагаем слова, однокоренные тем, которые изучаются в словаре учебника:
Аптечный, багажник, валенок, газетчик, дорожный, железяка, заячий, интересно, картофелина, малинник, ореховый, погодка и др.
Подбор к изучаемому слову синонимов и антонимов.
богатство – бедность,
быстро – медленно,
весело – грустно,
город – деревня,
дорога – аллея, шоссе,
дорогой – дешёвый (товар),
женщина – мужчина,
здоровый – больной,
здравствуй – до свидания, прощай,
красиво – уродливо,
мороз – жара,
пришел – ушел,
рассвет – закат,
родина – чужбина,
спасибо – пожалуйста,
устный – письменный,
хорошо – плохо,
чёрный – белый.
аквариум (от лат. слова aqua “вода”)
аллея (от франц. слова allee “проход, дорога”)
балкон (заимств. из итальянского яз. balcone “балкон”)
бутерброд (из немец. яз. butter “масло” + brot “хлеб”)
велосипед (из франц. яз.; произошло от двух лат. слов velox “быстрый + pe “нога”)
вермишель (от лат. слова vermis “червяк”)
герой (от греч. слова heros “богатырь древних времён”)
гимназия (от греч. слова gymnasion “площадка для гимнастических упражнений”, позднее – “школа”, где философы вели беседы со своими слушателями)
зоопарк (образовано сложением слов: зоо (от греч. zon “животное”) + парк )
изумруд (заимств. из тюркск. яз. zumrud)
капуста (от лат. слова caputium “головка”)
карандаш (из тюркских языков кара – “чёрный”, даш – “камень”)
килограмм (от греч. слова chilioi “тысяча”)
колесо (от древнеславян. слова коло “круг”)
компас (от лат. слова compasso “измеряю”)
конверт (от франц. слова couvert “покрытый”)
корзина (от древнеслав. слова корза “древесная кора”)
корова (от древнеслав. слова корва “рогатая”)
космос (греч. kosmos “порядок, гармония, красота”)
пассажир (от франц. слова passer “проезжать”)
сметана (исконно русское, от глагола сметати “сгребать, собирать в кучу”, буквально “собранное молоко”)
спасибо (образовалось путём слияния русских слов “спаси богъ”, затем конечные г, ъ отпали)
телеграмма (состоит из двух греч. корней: tele “далеко” + gramma “запись”)
телефон (образовано сложением двух греч. основ: tele “далеко” + phone “звук”)
тетрадь (заимств. из греч. яз.: tetradion “тетрадь”, образовано от tetras “четвёртая часть листа”)
трамвай (анг. tramway, где tram “трамвай” + way “дорога, путь”)
тротуар (франц. trottoir “тротуар”, образованное от глагола trotter “ходить”)
футбол (заимств. из анг. яз. football, foot “нога” + ball “мяч”)
цирк (заимств. из лат. яз. сircus “круг”)
шахматы (персидское выражение “шах умер”)
Работа со словарными словами, входящими в состав фразеологизмов. Эта работа
работа не только укрепляет орфографический навык, но и обогащает словарный запас ребёнка, воспитывает внимательное отношение к слову и языковое чутьё. Предлагается списывание и толкование фразеологических сочетаний (поговорок), замена ими в тексте синонимичных слов или словосочетаний.
Без году неделя (совсем недавно).
Белая ворона (необычный, странный человек, который сильно выделяется среди других людей).
Беречь как зеницу ока (тщательно, заботливо оберегать что-либо).
Бросать слова на ветер (говорить впустую, необдуманно).
Галопом по Европе (поверхностно, несерьёзно).
Держать язык за зубами (молчать, не говорить лишнего).
Ждать у моря погоды (надеяться на что-либо, самостоятельно ничего не предпринимать).
Обвести вокруг пальца (обмануть).
Одного поля ягоды (похожи друг на друга, обычно отрицательными качествами).
От зари до зари (весь день).
Писать как курица лапой (писать очень плохо, неразборчиво).
Скатертью дорога (пожелание убираться вон, куда угодно).
Язык хорошо подвешен (умеет хорошо, гладко говорить).
С пословицами ведется подобная работа. Кроме того, с ними уместно предлагать и вставление пропущенных букв, и письмо по памяти, и т.д., а также выбор пословицы, подходящей по смыслу к тексту, из нескольких данных.
Аппетит приходит во время еды.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Тот герой, кто за Родину горой.
Декабрь – хвостик года.
Золото добывают из земли, а знания из книг.
Большому кораблю большое плавание.
Захотел медведь мёду, да вспомнил про пчёл.
Не разгрызёшь орешка, не съешь и ядра.
Растение – земли украшение.
Трава соломы зеленее.
Дружные сороки и гуся утащат.
Сам погибай, а товарища выручай.
Крепкую дружбу топором не разрубить.
Упустишь время, потеряешь урожай.
Хорошее начало – половина дела.
О человеке судят по его труду.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Письмо по памяти (отрывки включают словарные слова)
Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Вдруг забили барабаны.
Прибежали обезьяны. (К. Чуковский)
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Словно серебром. (С. Есенин)
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперёд. (К. Чуковский)
Бежит тропинка через луг,
Ныряет влево, вправо. (И. Суриков)
Осторожно ветер
Из калитки вышел.
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше. (М. Исаковский)
Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой …(А. Блок)
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана. (М.Лермонтов)
В рощах птичье пение,
А в классе – тишина. (Я. Аким)
Одеяло убежало,
Улетела простыня.
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня. (К. Чуковский)
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит. (А. Пушкин)
Петушок с высокой спицы
Стал стеречь его границы. (А. Пушкин)
Наш язык и скромен и богат.
В каждом слове скрыт чудесный клад. (Э. Куклина)
Отгадывание загадок и написание отгадок, которыми являются словарные слова.
Сам алый, сахарный.
Кафтан зелёный, бархатный. (Арбуз)
Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)
Это кто бежит такой
По лесной опушке,
Белый весь, как снег зимой,
Ушки на макушке? (Заяц)
Не снег, не лёд,
А серебром деревья уберёт. (Иней)
На грядке – зелёный, а в бочке – солёный. (Огурец)
За стеной костяной,
Соловейко, спой! (Язык)