с какого курса заочного обучения можно работать по специальности
Студенты педагогических направлений подготовки получили право преподавать в школах
Кроме того, согласно закону по окончании двух курсов успешно прошедшие аттестацию студенты смогут вести занятия по дополнительным общеобразовательным программам, соответствующим их специальностям и направлениям подготовки.
«Это отличная возможность, она открывает дорогу студентам к практическим занятиям, помогает им войти в профессию в наиболее комфортном режиме и в конечном счёте позволит привлекать всё больше и больше талантливой молодёжи в педагогическую среду. Я сам был педагогом и скажу, что, когда вы выходите из стен университета и сразу включаетесь в работу с детским коллективом с полноценным ежедневным расписанием, это требует очень серьёзной подготовки, в том числе и психологической. И такая возможность влиться в этот процесс постепенно, начиная с нескольких определённых занятий по своему предметному направлению под чутким руководством и наставничеством учителей с богатым педагогическим опытом, – это действительно помогает, – отметил Министр просвещения Сергей Кравцов. – Прежде всего, здесь возможно использовать потенциал талантливых студентов педагогических университетов».
Законодательные изменения нашли живой отклик в университетской среде.
«Безусловно, такие решения будут способствовать усилению практической подготовки студентов. Надо сказать, что в целом нынешнее содержание образования – это как раз и есть попытка соединить фундаментальную подготовку и практико-ориентированную направленность всего образовательного процесса. Поэтому, если студенты на втором или третьем курсе выбирают возможность работать в школе, это надо только приветствовать. И правовые решения, которые принимает сегодня государство, будут только способствовать углублению их профессиональной подготовки. Мы делаем всё и посредством наших стандартов, и посредством нашей внеучебной работы, чтобы студенты были подготовлены к работе в школе, с детьми, и были теми профессионалами, которые сегодня нужны стране», – рассказал ректор МПГУ Алексей Лубков.
«Это правильные и давно ожидаемые поправки. Во-первых, работа студента в образовательном учреждении повышает качество подготовки будущих специалистов. Выпускники, обладающие практическим опытом, у работодателей в приоритете. Во-вторых, право преподавать позволяет старшекурсникам иметь дополнительный доход, который в том числе может быть направлен и на оплату обучения. Кроме того, для нас важно, чтобы студенты работали по своей будущей специальности, а не занимались деятельностью, не имеющей ничего общего со школой. В-третьих, безусловно, очень важно дать возможность студентам легально работать с точки зрения решения кадровых проблем в отрасли образования. Очень часто в образовательных организациях небольшая нагрузка, которая не устраивает опытного педагога, а для студента такое трудоустройство, наоборот, важно, потому что ему приходится отдавать львиную долю времени учёбе. Приход студентов на подработку в организации образования, конечно, позволит смягчить кадровые проблемы отрасли. Но главное – привнесёт в школы энергию молодых специалистов, которые только недавно окунулись в новые технологии образовательного процесса и постоянно общаются, консультируются с преподавателями в высшей школе. Такое взаимодействие позволит построить мостик оперативной трансляции актуальной профессиональной информации из стен вузов в образовательные организации страны», – отметил ректор Новосибирского государственного педагогического университета Алексей Герасев.
По мнению ректора Ульяновского государственного педагогического университета имени И.Н. Ульянова Игоря Петрищева, появление студентов даст позитивный опыт и самим школам: «Важно, что этим наша система образования открывает двери для молодых людей, которые лучше понимают современных подростков, находятся с ними на одной «цифровой» волне. Уверен, что и педагогическим вузам придётся учитывать новые возможности при реализации своих образовательных программ. Эти программы, с одной стороны, должны носить практико-ориентированный характер, а с другой – учитывать индивидуальные запросы студента, работающего в конкретной школе».
«Новый закон легализировал уже существующую в разных вариантах практику, которая была жизненно необходима. Есть основания полагать, что принятие законопроекта позволит восполнить в школах кадровые запросы. Студенты, в свою очередь, получат возможность раннего входа в профессию и возможность в период учёбы искать оплачиваемую работу по своему профилю. Кроме того, ещё во время обучения будущие педагоги смогут оценить правильность профессионального выбора. Также очевидно, что допуск к преподаванию студентов позволит развивать наставничество в школах. А это – одна из задач национального проекта «Образование», – отметила ректор Липецкого государственного педагогического университета Нина Федина.
Бесплатное второе высшее в области искусств: как и где его все-таки можно получить
30 октября 2021 года Правительство РФ приняло постановление о бесплатном втором высшем.
Под вторым высшим образованием подразумевается получение образования того же уровня, что уже было освоено ранее. Например, если у гражданина уже есть диплом бакалавра по экономике, то получение степени бакалавра по юриспруденции — это второе высшее.
Прежде его нельзя было получить бесплатно, теперь же возможно, но только в нескольких творческих областях и только в форме специалитета.
В тексте документа от 30 октября утверждены:
Курс о больших делах
Правила приема
Бесплатное второе и последующее высшее смогут получить лица, у которых уже есть высшее образование, подтвержденное дипломом, то есть те, кто окончил бакалавриат, специалитет или магистратуру.
Прием на выделенные места будет вестись только по программам специалитета, а значит, учиться придется минимум пять лет. О форме обучения документ не говорит, соответственно, могут подразумеваться все: и очная, и заочная.
Количество мест для приема ежегодно будет определять Министерство культуры, но в постановлении нет информации о сроках публикации этих данных.
Прием осуществляется на конкурсной основе по результатам вступительных испытаний, которые проводят сами вузы. Результаты ЕГЭ не потребуются, даже если они еще действуют. В постановлении закреплены три вида вступительных.
Творческое испытание. Чтобы абитуриента допустили к экзаменам, он должен отправить в приемную комиссию портфолио. Во ВГИКе туда входят краткая биография, рассказ из жизни и 5—7 лучших фотографий, сделанных абитуриентом. Если портфолио поступающего понравится приемной комиссии, его пригласят на собеседование. Еще в творческое испытание входит письменная работа на предложенную тему.
Собеседование. Спросят о мотивах поступления и выбора творческой профессии, в случае ВГИКа «определят культурный уровень поступающего, склонность к художественному творчеству».
Профессиональное испытание во ВГИКе — на наблюдательность, образное мышление, фантазию плюс чтение вслух прозы, поэзии, басни.
В каждом конкретном случае точное содержание испытаний, размер минимальных и максимальных баллов для них будет устанавливать вуз. Еще абитуриенты могут заявить об имеющихся у них индивидуальных достижениях, например показать значок ГТО. Вуз учтет достижения, если они зафиксированы в правилах приема.
По результатам приема заявлений и экзаменов вуз формирует ранжированные списки поступающих. Конкурс на места для бесплатного второго высшего будет проходить отдельно от конкурса для тех, кто поступает в вуз на базе среднего общего или среднего профессионального образования — СОО и СПО.
Какие вузы участвуют в приеме
В постановлении указаны десять вузов: восемь московских и два петербургских. Так как постановление говорит о творческих специальностях, то и вузы в списке творческие.
Не лишнее высшее: 5 примеров, как вузовское образование помогает в реальной жизни
Востоковед, дизайнер, эколог и другие читатели Т—Ж о своем опыте
Статистика показывает, что более 40% россиян с высшим образованием работают не по специальности и только 20% довольны своим высшим.
Тем не менее не все читатели Т—Ж считают время в университете потраченным впустую. Мы нашли пять примеров, когда высшее образование принесло пользу.
Это истории читателей из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила текст по стандартам журнала.
На кого училась: менеджер
Кем работает: менеджер
Всю жизнь я считала получение высшего чем-то самим собой разумеющимся. У папы было только среднее специальное образование, но, став руководителем, он был вынужден окончить вуз в сфере менеджмента. Это показало мне, что диплом — не пустая «бумажка». Да и амбиции юности подсказывали, что для покорения высот нужны трамплины, и университет казался удачным социальным лифтом.
Некоторые люди плохо отзываются о ЮГУ, но я считаю, что тот, кто хочет получить знания, получит их в любом месте. Большинство наших преподавателей заинтересованы в развитии студентов, а это главное. Была и интересная проектная работа: нужно было планировать открытие собственного дела, готовить и оценивать бизнес-планы. Кто бы знал, что придется готовить похожие планы и на моей работе.
Кажется, я одна из немногих, кому нравится направление и кто по нему работает, так что пригодились все знания, полученные в вузе. Ожидала много нудной работы с цифрами. На практике специальность оказалась интереснее: работаю с финансами и разными экономическими инструментами. Карьера началась с банальной практики в организации: сначала работала по ГПХ, а после получения диплома устроилась официально. Диплом помог, но больше помогли связи и желание развиваться.
На кого учился: графический дизайнер
Кем работает: UX-дизайнер
Я поздно понял, чего хочу. После школы поступил в Тольяттинский технический колледж ВАЗа и получил профессию слесаря-ремонтника. Но затем решил стать графическим дизайнером.
В университет пошел ради необходимых навыков: постановки рисунка, понимания природы цвета и света, умения профессионально использовать графические редакторы. Насчет развития «художественного стиля» или «вкуса» ожиданий не было — не верил в эти вещи еще до поступления.
Поступил в Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна на факультет «Графический дизайн в рекламе» — увидел их баннер во «Вконтакте», и мне понравилось. Мечтал поступить в академию Штиглица, но не стал даже пробовать. Не было опыта в живописи и композиции: пока проходил практику на автомобильном заводе, получить такие навыки просто не было возможности.
Большинство дизайнеров со мной не согласятся, но из того, чему учили в университете, мне больше всего пригодились академические дисциплины: рисунок, живопись, композиция. Почему-то большинство студентов считали, что это рамки, ограничивающие творчество. Но именно изучение этих предметов позволило мне создавать по-настоящему реалистичные изображения.
Свою первую работу в рекламном агентстве нашел через «Хедхантер». Помогло портфолио, которое я собрал из своих студенческих проектов. Все свои работы я делал не для оценки, а для себя. Поэтому у меня было немало троек в дипломе, зато проекты нравились другим людям.
Сейчас я занимаюсь UX/UI-дизайном. Главный плюс вижу в том, что все мои решения можно проверить на эффективность. У любой правки есть логичная причина, которая выявляется с помощью исследований. Никакой вкусовщины, только точность.
Академические навыки, полученные в вузе, помогли мне с быстрой визуализацией идей. Я регулярно посещал занятия, посвященные наброскам обнаженной натуры. Нужно было за ограниченное время нарисовать как можно больше изображений человека. Это оказалось важным, когда мне выпал шанс создать серию анимационных роликов. Другой полезный навык — векторная графика. Научиться пользоваться любым векторным редактором можно и самостоятельно, но я освоил этот навык именно в вузе.
На кого училась: востоковед
Кем работает: менеджер проектов
После школы я успела окончить колледж, и поступление в вуз казалось естественным шагом. Но родители, наоборот, не одобрили решение и отказали в поддержке. Спасибо моему парню, который взял на себя мое обеспечение: бросил институт и пошел работать. Я тоже не сидела на месте: поступила на бюджет, получала повышенную и социальную стипендию, постоянно подрабатывала, а с третьего курса уже работала фултайм.
С моим образованием сложно работать по специальности, в трудовую книжку востоковедом не запишут. Но именно образование помогло мне найти работу. На третьем курсе заведующий кафедрой отправил меня на практику в агентство переводов, которым руководила одна из выпускниц факультета. Я проработала там больше пяти лет, прошла путь от практикантки до заместителя директора. Затем год поработала за границей, но решила вернуться. Поняла, что жизнь эмигранта не для меня.
После бакалавриата пошла в магистратуру ради годовой бесплатной стажировки в Стамбульском университете. Но произошел инцидент со сбитым бомбардировщиком, стажировку закрыли, и я осталась доучиваться три семестра в России. Магистерская программа ничего нового не дала, да и занятий было очень мало — пара вечеров в неделю. На работе в это время пошел карьерный рост, и учеба отошла на задний план. В результате польза магистратуры для меня заключалась в деньгах, сэкономленных на аренде квартиры, — общежитие обходилось всего в 10 000 Р в год, стипендии, а также в еще одной корочке. А она действительно потом пригодилась на работе: для участия в некоторых проектах было важно наличие диплома с определенными дисциплинами в нем. Так что о времени в магистратуре не жалею.
Рада тому, что мне действительно бывают нужны все три диплома, включая полученный в колледже: благодаря им я могу подтвердить свою квалификацию в государственных органах, что часто требуется по работе.
Что нужно знать о трудоустройстве после дистанционного обучения?
Прошли те времена, когда решающим фактором при приеме на работу был диплом об имеющемся образовании. Сегодня многие получают его «для галочки», «чтобы был». Но даже на собеседованиях редко спрашивают, где учился соискатель. В основном работодатель задает вопросы об имеющихся знаниях, навыках, личных качествах, которые помогают эффективно справляться с обязанностями. Обучение необходимо не просто для «корочки». Именно от уровня знаний во многом будет зависеть то, какую должность в итоге вы займете и какую зарплату будете получать.
Сегодня распространен формат дистанционного образования. Существует большое количество учебных заведений, которые предлагают разные курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки. На них слушатели изучают актуальную информацию по профилю, которая помогает им в будущем быть продуктивнее и эффективнее в работе.
Как работодатели относятся к программам дистанционного обучения?
Отношение работодателей к дистанционному образованию двоякое: одни сомневаются в квалификации специалиста, а другие, наоборот, приветствуют тягу к знаниям. На самом деле правы и те, и другие. Дистанционный формат предполагает самостоятельное изучение материала, и то, насколько качественно он будет усвоен, зависит от самого слушателя. Ответственность за стремление стать лучше в профессиональном плане полностью ложится на плечи работника.
Многие современные руководители все же понимают всю «прелесть» дистанта. Они отмечают следующие плюсы такой формы обучения:
Работодатели в своем большинстве приветствуют дистанционный формат получения новых знаний. Часто это инициатива самого специалиста – от начальника практически ничего не требуется, а в результате от получает более «совершенного» сотрудника для своей компании.
Как найти работу после дистанционного обучения?
Если считаете, что найти работу после дистанционного обучения очень сложно, то вы ошибаетесь. Опять же повторим, что руководители зачастую не смотрят на то, какое образовательное учреждение вы закончили. Они уделяют больше внимания вашей профессиональной компетенции.
Поиск работы начинается с составления резюме. В нем хочется рассказать о себе многое, но огромную «простыню» никто не будет читать внимательно. Постарайтесь сделать его максимально емким, но информативным. В резюме следует указать:
В резюме также можно указать контакты лиц, которые смогут порекомендовать вас как специалиста. Обязательно прочитайте написанное и отредактируйте недочеты.
Далее необходимо найти профильные сайты по поиску работы и разместить там информацию о себе. Не ждите, что вас сразу же завалят приглашениями на встречу. Проявляйте активность и самостоятельно просматривайте вакансии, отравляя отклики на подходящие. Посещайте тематические группы в социальных сетях, заходите на сайты компаний в раздел «Вакансии», в которых вам хотелось бы работать, поспрашивайте знакомых – используйте все возможности и не отказывайтесь от предложений, где уровень зарплаты не соответствует вашим ожиданиям. В этом случае вы сможете получить уникальный опыт и практику, что в будущем поможет устроиться на более высокооплачиваемую должность.
Особенности обучения с применением дистанционных образовательных технологий
На дистанционном обучении слушатель занимается в удобное для него время, находясь в любом месте. Весь процесс организован через интернет. Информация передается посредством электронных учебников и справочников, видео- или аудиофайлов, презентаций и т.п. Применяются такие методики, как лекции, вебинары, практические задания, самостоятельные исследования, опросы и пр. При необходимости организуются индивидуальные видеоконсультации с преподавателями. В конце обучения проводится проверка знаний. Как правило, это онлайн-тест, при прохождении которого выдается документ об образовании установленного образца.
Как выбрать место для дистанционного обучения?
Учебные заведения, практикующие дистанционное образование, должны соответствовать ряду критериев:
Дистанционное обучение – это хорошая альтернатива очному и заочному образованию, имеющая массу плюсов. Этот формат доступен каждому. Было бы желание!
Как получить диплом быстрее чем за четыре года?
Я бросила университет на четвертом курсе и пошла работать. Сейчас у меня за плечами 13 лет профессионального опыта и свой бизнес.
Хочу поступить в магистратуру или на MBA, но на все хорошие программы требуется диплом. Заново учиться четыре года кажется непозволительной роскошью, отсюда вопрос: можно ли как-то по-быстрому получить высшее образование?
Без диплома о высшем образовании действительно не получится поступить в магистратуру или на программу МВА в российский вуз. Хорошие новости в том, что высшее образование в России можно получить быстрее чем за четыре года. Расскажу, как это сделать.
Почему без диплома не обойтись
По закону, чтобы поступить в магистратуру, требуется высшее образование любого уровня: бакалавриат или специалитет.
Обучение по программам MBA регламентируется государственными требованиями к подготовке менеджеров высшей квалификации по программам «Мастер делового администрирования». Эти требования устанавливают, что на программы MBA принимаются руководители и специалисты с высшим профессиональным образованием по любой специальности.
Получается, если хотите учиться в России, сначала придется получить диплом.
Стандартный срок обучения на очном бакалавриате — четыре года. Вот как его сократить.
Попробовать восстановиться в своем университете
В некоторых случаях закон позволяет восстановиться на курс обучения, с которого вас отчислили. Так потраченные на обучение годы не пропадут. Порядок восстановления зависит от причины отчисления.
Если вы отчислились по собственному желанию или, например, по болезни, то вправе восстановиться с сохранением прежних условий обучения в течение пяти лет после отчисления. Но только при наличии свободных мест в вузе.
Если вас отчислил университет, например из-за неуспеваемости, то ваше восстановление зависит от его внутренних правил. По закону они должны быть опубликованы на официальном сайте вуза, в подразделе «Документы». По внутренним правилам срок возможного восстановления может быть больше пяти лет.
Пройти ускоренное обучение по индивидуальному учебному плану
Еще один способ получить диплом быстрее стандартного срока — перевестись на обучение по индивидуальному учебному плану.
По закону индивидуальный учебный план утверждается для конкретного студента, учитывает его особенности и образовательные потребности. А еще содержит порядок и сроки освоения образовательной программы.
Вот что надо сделать, чтобы перевестись на индивидуальный план:
Но это именно рекомендации, а не жесткие требования. Поэтому все зависит от вуза и вашей способности договариваться: есть шанс, что подойдет и диплом онлайн-курса.
Насколько можно сократить срок обучения
Срок ускоренного обучения зависит от того, сколько дисциплин вам зачтет вуз. Чем меньше осталось пройти по программе, тем меньше придется учиться.
У каждой дисциплины свой объем, который измеряется в зачетных единицах.
Образовательная программа — это набор дисциплин. У нее есть общий объем, годовой объем и максимальный годовой объем при ускоренном обучении. По закону превышать последний нельзя. То есть вы не можете выучить и сдать за год больше определенного количества зачетных единиц. Но в это ограничение не входят ранее сданные дисциплины — именно за их счет срок учебы сокращается.
Общий объем образовательной программы — 240 зачетных единиц. Годовой объем по очной форме обучения — 60 зачетных единиц. Годовой объем при ускоренном обучении — не больше 75 зачетных единиц.
Таким образом, без ранее зачтенных дисциплин минимальный срок обучения составит три года и два месяца: 240 / 75.
Как еще облегчить получение диплома
Напомню, что высшее образование в России бесплатно, если получаешь его впервые. Неоконченное высшее в этом смысле никак не ограничивает: пока диплома нет, его можно получать бесплатно.
Если диплом нужен чисто формально, то для бакалавриата можно выбрать специальность, которая хорошо соотносится с вашим профессиональным опытом и в которой вы, скорее всего, уже хорошо разбираетесь. То есть что-то в духе менеджмента, управления или экономики.
Что с зарубежными программами
В каждом государстве установлены свои требования к учебе по программе МВА. И как правило, наличие высшего образования в них входит. Так, для поступления на МВА в Гарвард потребуется диплом аккредитованного американского вуза или его эквивалент из другого государства. Сходные требования установлены и в бизнес-школе Стэнфордского университета.
Но бывают исключения. Например, мне удалось найти программу MBA в Manchester Worldwide Institute of Higher Education (South East Asia): для обучения на ней признанный диплом можно заменить управленческим опытом от 8 до 10 лет.
Так что если вы еще не настроились на конкретные бизнес-школы, то можете поискать подобные программы. Про алгоритм поиска мы рассказывали в статье «Как получить образование МВА».
Что делать? Читатели спрашивают — эксперты Т—Ж отвечают