с какого возраста можно быть вожатым в летнем лагере
Как стать вожатым
Надо понимать, что вожатый – это реальная профессия, и само собой, имеет место вопрос возраста – с 18 лет. Но эта профессия может стать хорошей стартовой площадкой в профессиональном росте, так как за время работы вожатым приходится заниматься самыми разными делами – от организационных вопросов, до творческих выступлений, и возможность показать свою готовность к трудовой деятельности, ответственность и самостоятельность.
Чтобы стать вожатым, не обязательно иметь незаконченное или законченное социально-педагогическое образование, однако перед работой обязательно необходимо пройти обучение, так называемые курсы вожатского мастерства, после окончания которых, выдаются официальные документы, дающие право работать вожатым в детских оздоровительных лагерях.
Во время курсов, посредством теоретических и практических занятий, слушателей знакомят с особенностями работы, с тонкостями общения с детским коллективом, учат с успехом выходить из сложных ситуаций. Эти курсы дают первое понимание профессии, подготавливают начинающего вожатого к работе в детском лагере, поэтому крайне важно пройти обучение.
Вожатый, как сотрудник, работающий в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления должен предоставить работодателю справку об отсутствии судимости в соответствии со статьей 351.1. Трудового кодекса РФ.
Особое внимание уделяется вопросу здоровья. Вожатый должен иметь личную медицинскую книжку с записями врачей, удостоверяющими, что поступающий на работу не имеет серьезных заболеваний, в том числе и инфекционных. Кроме того, не должно быть противопоказаний к работе с повышенной эмоциональной и физической нагрузкой.
В основном, требования для работы вожатым одинаковые во всех регионах, но, если есть желание работать в каком-то определенном лагере, то стоит заранее узнать требования, так как они могут немного отличаться наличием дополнительных пунктов.
Самое главное – наличие желания работать с детьми, обучать их и самосовершенствоваться.
Если вы решили, что работа вожатым вам подходит, прочитайте, как найти работу в лагере
Как стать вожатым
Итак, Вы решили стать вожатым! Что нужно делать?
Конкретный перечень ваших действий сводится к короткому списку: выбрать лагерь, попасть в Школу вожатых, начать работать. Тем не менее, имея желание работать с детьми, нужно учитывать требования, которые эта профессия предъявляет к вожатым.
Базовое
У всех лагерей, вне зависимости от специфики, существует несколько схожих требований к вожатым. Сведем их к трем пунктам.
Возраст. Работать вожатым берут с 18 лет. Было бы глупо отрицать исключения, однако в большинстве случаев для работы в лагере нужно быть совершеннолетним. Далее это требование может дополняться в зависимости от особенностей каждого лагеря. Кто-то берет на работу только молодых вожатых, кто-то – постарше.
Например: с точки зрения возраста для нашего лагеря наиболее важен жизненный опыт. Мы с радостью примем в команду человека, как 18, так и 99 лет, если тот имеет сильное и обоснованное желание работать с детьми.
Здоровье. Проходить проверку и медицинский осмотр, а также сдавать анализы, обязан каждый вожатый. Вам также предстоит пройти их перед началом смены. Убедитесь, что со здоровьем все в порядке перед тем, как поступать в Школу вожатых. Это также касается психологического здоровья.
Например: в Нити Ариадны мы обеспечиваем медицинский осмотр и получение санитарной книжки всем, кто прошел Школу вожатых и едет работать на наши смены.
Судимость. Тут все просто: если у Вас есть судимость, Вас, скорее всего, не возьмут работать в детский лагерь.
Личностное
У каждого лагеря есть свои собственные требования к вожатым. Они основываются на программе лагеря, ценностях организации и ее миссии, личном видении команды руководителей смен.
Требованием может быть любовь к спорту, знание иностранного языка, педагогическое образование или опыт. Кстати, чтобы быть вожатым далеко не всегда обязательно быть педагогом по образованию. Школа вожатых как раз и существует для того, чтобы дать педагогические навыки, необходимые для работы в лагере. Однако некоторые лагеря все же требуют, чтобы соискатели имели педагогический опыт уже на момент поступления в Школу.
Рассмотрим, какими могут быть требования к вожатому, на примере Нити Ариадны:
Таким образом, личностные требования к вожатому могут быть совершенно разными. Все зависит от лагеря. Чтобы наверняка попасть под требования лагеря, необходимо понимать, в каком именно месте вам хочется работать. О видах детских лагерей и их специфике мы уже писали в отдельной статье, найти ее можно на нашем сайте в разделе «Блог».
Школьное
Попасть в Школу вожатых можно, записавшись и пройдя собеседования. Бывает и так, что собеседование не требуется. Здесь все снова зависит от лагеря.
Например: раньше для поступления в нашу Школу требовалось пройти собеседование. Последние два года мы практикуем формат неформальных вечеринок, на которых знакомимся с будущими вожатыми в комфортной обстановке.
Пройдя собеседование, Вы попадете в Школу. Вот, к чему нужно быть готовым:
Программа. В нее входит все, чем необходимо овладеть будущему вожатому лагеря. Сюда входит педагогика и дополнительные знания, в зависимости от специфики.
Например: в нашу программу еще входят психологией, тренинг личностного роста, основы геймдизайна.
Встречи. Редко встретишь Школы, которые предполагают заочное обучение. Будьте готовы посвящать время для посещения занятий.
Например: наша программа подразумевает 1 встречу в неделю для Школы, а также еще по 1 встрече в неделю весной на каждую смену, на которую едет вожатый.
Домашняя работа. Иногда и она есть. У нас например 🙂
Практика. Школа предлагает освоение навыков на практике. У нас часть занятий – это проектная работа по направлениям, создание тестовых игр и отрядных концепций.
Трудоустройство. Пройти Школу значит осилить сложный путь. Не делайте это зря 🙂
Главное
Важно понимать серьезность своего выбора стать вожатым. Чтобы осознать свою готовность работать с детьми, задайте себе несколько простых вопросов: Почему вы решили стать вожатым? За что вы любите детей? Умеете ли вы общаться с детьми, понимаете ли их?
Дополнительное
Вы должны иметь очень четкую картинку желаемого. Понимать, что из себя представляет место, в котором вы хотите работать. И все это необходимо подкрепить осознанием сроков и своего свободного времени.
Если со всем этим проблем нет, то остается одно – действовать! Многие не начинают действовать и их мечта порастает мхом. Найдите подходящий Вам лагерь, изучите его и запишитесь в Школу!
Как подростку подработать на каникулах
На каких условиях и сколько за это платят
В 2019 году моя дочь Вероника окончила восьмой класс. И заработала за лето 56 000 Р на новый Айфон.
Когда дочь была маленькой, каждое лето я отправляла ее к бабушке на дачу. Но в 2019 году ей было уже 14 лет. Я боялась, что она начнет гонять там на мопедах, тусоваться с сомнительными подростками и нервировать бабушку. Поэтому вариант с дачей отпал. Поездок тоже не планировалось: хорошие детские лагеря стоили дорого, а семейный отдых мы перенесли на осень. Оставаться без дела в Москве было скучно, и я предложила дочери подработать.
В статье я расскажу, как подростки могут работать по закону и как все было у нас. Объясню, почему пришлось согласиться на зарплату в конверте и полный рабочий день. И опишу, какие сложности были у дочери из-за того, что она подросток.
Как по закону могла работать дочь
По закону подросток 14—18 лет может работать только в свободное от учебы время. И работа не должна вредить здоровью и нравственности. Например, запрещено поднимать тяжести, трудиться под землей, на химическом производстве и в казино. Можно, например, раздавать у метро листовки, работать курьером или расклеивать объявления.
Подросток может устроиться продавцом или кассиром. Но по закону не будет нести ответственности за доверенные ему деньги. Исключение — если он украдет их сознательно или потеряет под влиянием алкоголя или наркотиков.
Вероника могла работать и волонтером: помогать пожилым людям и ветеранам, организовывать спортивные мероприятия и концерты, сажать деревья на субботниках. Это расширяет круг общения и занимает свободное время. А еще можно получить бесплатные билеты на мероприятия или внедриться в организацию, где потом планируешь работать. Но официально за волонтерство не платят.
Сколько могут работать подростки
Возраст | Во время учебы | На каникулах |
---|---|---|
14—15 лет | До 2,5 часов в день, до 12 часов в неделю | До 5 часов в день, до 24 часов в неделю |
16—18 лет | До 3,5 часов в день, до 18 часов в неделю | До 7 часов в день, до 35 часов в неделю |
Подросток может сам подписывать трудовой договор с 14 лет. Но до 16 лет нужно еще согласие родителя и разрешение органов опеки. Исключение — если ему исполнилось 15 лет, но он окончил 9 классов или учится в вечерней школе, техникуме или колледже. Вероника под эти условия не подходила.
Я узнала, что согласие могу написать в свободной форме, разрешение выдают в соцзащите. Вероника должна была прийти туда вместе со мной, принести проект трудового договора и написать заявление. Сотрудник соцзащиты проверит документы и, если работа подходит, выдаст разрешение.
Кроме согласия родителя и разрешения опеки, на работе у подростка попросят следующие документы:
Дальше я расскажу, почему все эти условия нам не удалось соблюсти.
Как я искала дочери работу
В начале мая я изучила сайт Центра занятости молодежи, «Хедхантер», «Суперджоб» и «Авито». Везде выставляла фильтры «без опыта», «работа для школьников / студентов», «неполная занятость», «стажировка». Еще нашла две группы о работе для тинейджеров на «Фейсбуке» и во «Вконтакте».
Волонтерство я не рассматривала, потому что за него не платят.
Вот какие вакансии традиционно предлагают подросткам от 14 лет:
Работа везде была официальная, но зарплата маленькая: 5000—15 000 Р в месяц. Да и вакансии мне не понравились. Я не хотела, чтобы Вероника устроилась курьером и встречалась один на один с незнакомцами. Работа промоутером или оператором колцентра казалась не очень интеллектуальной. Как сео-стажер она бы целыми днями сидела за компьютером. А работа консультантом в магазине не нравилась самой Веронике.
Я стала расспрашивать знакомых: вдруг кто-то знает, куда можно устроить подростка. Рассматривала даже неофициальную работу — лишь бы она нравилась Веронике, была безопасной и хорошо оплачивалась. И скоро такой вариант появился.
Моя подруга работала в школе иностранных языков. Она рассказала, что каждый год там организуют городской летний лагерь, и туда нужен помощник вожатых. В прошлые годы на эту должность как раз брали школьников и студентов.
Работа подходила под мои требования, плюс школа была недалеко от дома. Один филиал — в пяти минутах пешком, а другой — на расстоянии трех станций метро. Я созвонилась с директором, и в середине мая мы с Вероникой пошли на собеседование.
Р » loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Как прошло собеседование
На собеседовании директор спросила у Вероники про учебу и увлечения. А меня — согласна ли я, чтобы дочь работала.
Директор сказала, что вожатой нужен помощник — в лагере его зовут волонтером. Это работа не по договору, и разрешение от соцзащиты не нужно — только мое письменное согласие. Зарплату директор обещала выдавать в конверте в конце каждой смены. Других достойных вариантов у нас не было, так что пришлось согласиться на эти условия.
получала дочь за работу в день
Мы решили, что дочь отработает первую и вторую смены, но пропустит третью. Отдохнет 2 недели и вернется на четвертую и пятую смены. В итоге потом она сама захотела отработать 2,5 месяца без перерыва.
Вероника произвела на директора хорошее впечатление, и ее пригласили на работу с 3 июня.
Как распределялись обязанности в лагере
В лагере работали директор, администраторы, преподаватели, вожатая и волонтер — Вероника. Директор отвечала за безопасность. Если бы кто-то заболел, отравился или травмировался, спрос был бы с нее.
Администраторы следили за чистотой и порядком в помещении. Преподаватели вели уроки английского и организовывали развлечения: квесты, творческие студии, занятия по изучению окружающего мира, химические опыты.
Вожатой была студентка последнего курса института. Она следила за дисциплиной, расписанием, играми на улице и водила детей в кафе на обед. Со всем этим вожатой помогала моя дочь.
Обязанности моей дочери
Рабочий день Вероники начинался в 9:00. Родители привозили детей. В группе было 15 человек. Детям выдавали завтрак: хлопья с молоком, печенье и чай. Сервировкой и уборкой должны были заниматься администраторы, но делала это только одна из них. Остальные оставляли кучу грязной посуды Веронике.
Потом дети шли на часовую прогулку. Дочь играла с ними на улице, развлекала, следила, чтобы они не разбежались и не растеряли вещи.
В полдень был обед в кафе в десяти минутах ходьбы от школы. Вероника и вожатая сопровождали группу и обедали вместе с ними. Дочь питалась за счет лагеря.
В течение дня у детей были мастер-классы, опыты, творческие занятия и урок английского. Вероника раздавала дидактические материалы, карточки и помогала делать творческие задания.
Работа кипела. Вероника постоянно что-то приносила, уносила, убирала, делала поделки, завязывала шнурки, вытирала носы и мыла посуду. Успокаивала детей вместе с вожатой, если они скучали по мамам, разбегались на улице или начинали беситься.
По факту Вероника была второй вожатой. Но из-за возраста называлась волонтером, работала без договора и получала в три раза меньше. Вероника это понимала, но никогда не жаловалась. Она воспринимала все это как обучение, любила коллектив и считала, что работать в лагере круто.
Что нравилось дочери в лагере
В первый день я сама проводила Веронику на работу и осталась за ней понаблюдать. В классе уже шел урок. Когда Вероника туда заходила, у нее был взгляд, будто она отправляется в клетку с тиграми. Но она взяла картинки для урока и стала раздавать их детям. Скоро я поняла, что она спокойна, понимает свои задачи и занятие нравится ученикам. А со временем и Вероника начала получать радость от работы.
Во время работы Вероника подтянула и свой английский. Некоторые преподаватели были носителями языка, а она любила с ними общаться. Так она закрепила то, что прошла в школе.
У Вероники сложились хорошие отношения с коллегами. Внутренние разборки ее не касались: она должна была всем помогать и хорошо с этим справлялась. Дочь неконфликтный человек, и ей нравилось проходить эту школу жизни.
Еще она проводила много времени на свежем воздухе. Например, последний день смены отмечали на поляне для шашлыков: жарили сосиски, танцевали и пели. С одной группой вожатые устроили праздник под моросящим дождем. Но пока разводили огонь, хлынул ливень. Дети надели на головы пакеты и побежали в лагерь. Вернулись насквозь мокрые, в хлюпающих кроссовках, долго сушились и кутались в пледы. Но выпускной все равно получился незабываемый.
Какие были сложности
Отношения с подопечными. Веронике было 14, а ее подопечным — от 7 до 12. И дети часто говорили: «Кто ты такая, чтобы нам указывать?» Ей приходилось жестко выстраивать границы и доказывать свой авторитет. Вероника объясняла, что она представитель директора и следить за ними — ее обязанность. А те, кто ее не слушает, будут иметь дело с руководством. В основном это действовало.
Постоянная бдительность. В группе было 15 человек. Вожатой и Веронике было сложно уследить за ними вдвоем, особенно на улице. Дети часто убегали играть на другие площадки. Тогда вожатая оставалась с ребятами, а Вероника искала беглецов по всему району. Дети обычно оказывались неподалеку, но каждый раз она боялась, что с ними что-то случится.
В первый же день один мальчик незаметно ушел домой и никого не предупредил. С мамой он не пересекся, и когда она за ним пришла, поднялась страшная паника. Оказалось, по дороге домой беглец встретил подругу и заигрался с ней на детской площадке. Его нашли там через полчаса. Вожатая и Вероника получили выговор.
Однажды детей водили на экскурсию в парк Горького. Когда вернулись, обнаружили, что один мальчик идет босиком. Он даже не запомнил, как и где оставил ботинки. Хорошо, что его мама с юмором восприняла ситуацию.
Трудные дети. Было два случая, когда родителям вернули деньги за лагерь и попросили забрать детей. Один мальчик избивал всю группу, а одна девочка вела себя асоциально и всем угрожала. Например, говорила, что в следующем году займет место Вероники и та будет прозябать на улице. На такие высказывания дочь просто не реагировала.
В другой смене был мальчик, который постоянно говорил, как радио. Поток слов не иссякал ни на минуту. Когда его смена закончилась, Вероника вздохнула с облегчением.
В лагере были и просто непослушные дети. На кухне был запас снеков и хлопьев для завтрака, и дети постоянно их воровали. Вероника не могла за этим уследить. А как-то мальчики играли в мяч прямо в кабинете и сделали вмятину в потолке из гипсокартона. Их папы потом только посмеялись.
Отношение родителей. Родителям нравилась Вероника, они видели, что дети тянутся к ней. Ее уважали за то, что она работает в 14 лет. Но были и те, кто показывал, что она — обслуживающий персонал, не преподаватель и не вожатая. Ей было неприятно, но она просто выполняла свои обязанности и старалась не обращать внимания.
Усталость. За 2,5 месяца работы с 09:00 до 18:00 Вероника очень устала. Директор не раз предлагала ей отдохнуть, но она не соглашалась. Дочь хотела заработать на Айфон, а еще не могла представить, что вместо нее в лагере будет другой волонтер.
Последняя неделя была самой трудной: сказывалась накопленная усталость. Вероника приходила домой и плакала или сразу ложилась спать. Но в итоге дошла до конца.
Дочь отдохнула только в конце августа, когда закончилась последняя смена. Она все-таки уехала отсыпаться к бабушке. Соблазны дачной жизни больше меня не пугали. Я увидела, что Вероника повзрослела, укрепила силу воли и подумает, прежде чем делать что-то опасное.
Что дала работа в лагере
Веронике повезло с работой. Конечно, она была неофициальная, а зарплату выдавали в конверте. Зато она была интересная, безопасная и находилась недалеко от дома.
Подруги Вероники устроились на лето не так удачно. Одна ездила на другой конец Москвы и раздавала листовки у метро. Стояла на ногах по 8 часов в день, а получала 15 000 Р в месяц. Вторая работала курьером в юридической фирме: 5 часов в день ездила по всему городу, получала 25 000 Р в месяц. Третья была консультантом в магазине одежды: работала по 10 часов в день, получала 30 000 Р в месяц.
Зарплата двух последних девушек была выше, чем у Вероники. Но они не получили от работы столько полезного. Вот что дала моей дочери работа в лагере.
заработала моя дочь за 2,5 месяца
Опыт. Вероника научилась находить подход к разным людям, и теперь ее терпению можно позавидовать. Нельзя сказать, что это лето помогло ей определиться с будущей профессией. Но она поняла, что общаться с людьми ей приятнее, чем сидеть за компьютером.
Еще Вероника получила благодарственное письмо, где сказано, что она работала волонтером. Это письмо и опыт волонтерства пригодятся, если она захочет поступить в иностранный вуз: там это ценится.
Возможности для будущих подработок. Во время третьей смены мама 9-летней девочки предложила Веронике подработку. Она привозила дочку к нам домой за полчаса до занятий и просила с ней посидеть. Девочка тихо играла в игры на телефоне, а потом шла с Вероникой в лагерь. За это ее мама платила 1000 Р в неделю.
Осенью, после лагеря, родители приглашали Веронику посидеть с их детьми. За бэбиситтинг платили 300 Р в час. Но если в лагере Вероника была авторитетом, то здесь — человеком, которого наняли родители. И дети вели себя хуже. К тому же родители часто задерживались в гостях за полночь, Вероника очень уставала, и следующий день был потерян. В общем, дочь посидела с чужими детьми всего пару раз, а потом отказалась.
Бережливое отношение к деньгам. Вероника перестала тратить деньги на ерунду типа попсокетов или ненужной косметики. И поняла, что получить желаемое можно, только приложив усилия. В конце лета она купила себе Айфон ХR.
Работа по раздаче листовок 100% вредит здоровью и нравственности.
Одно из самых адских занятий на этой планете.
Куча, и оно же максимально бесполезное для общества. Никому эти листовки не нужны же. Дополнительный источник мусора в метро и близ остановок.
Не понимаю, почему этот способ донесения рекламы еще не изжил себя.
Многие ребята соглашаются на раздачу листовок, потому что другой работы найти не могут. Хотя эта реклама не работает, и только мусор на планете накапливается!
Upi, 1. Опечатка будет исправлена)
2. Это был мой выбор и я не могу назвать свою работу «рабским трудом».
3. Не думаю, что у меня останется какая-либо травма из-за детей и в принципе какой-либо работы. По крайней мере это было намного лучше чем проводить время так, как проводят его мои ровесники.
4. Я успевала отдыхать и прекрасно проводить время))
Вероника, здорово, что пришли в комментарии!
А среди знакомых или одноклассников был у кого-то позитивный опыт подработки летом?
Желание и дальше подрабатывать на каникулах у вас сохранилось?
Николай, если не ошибаюсь, мама описала нескольких подруг, которые тоже работали. Им, правда, не особо понравилось. Но я очень хочу найти и на это лето какую-нибудь работу. Всё-таки детские мечты ещё не закончились😂
Умница и красавица:) Надеюсь, когда-нибудь и у меня будет такая дочка:)
Моя первая работа — в 5 лет продавали с подружкой на рынке пакеты и зеленый лук, который мама придумала выращивать в моей комнате. Зарабатывали 4 рубля в день на двоих. Прошло всего 20 лет, а я уже работаю в престижной группе компаний, увеличила доход в ТЫСЯЧИ раз и в моей комнате больше не пахнет луком
Может, благодаря торговле на рынке Вы выработались привычку трудиться, и благодаря этому смогли впоследствии добиться успеха. Все взаимосвязано!
+По программе work and travel моя подруга сажала клубнику где-то в английской глубинке с девочками из Испании. Не знаю, была ли она счастлива, и на знании языка это явно не сказалось.
И это тот самый 1998 год. В начале августа комп купили, а 17 августа. уже не купили бы.
Первая работа никогда не забудется! Она же первая 🙂
Вам повезло успеть до кризиса!
Георгий, я первое лето работал в магазине одежды, платили 150 руб в день + 5% от продаж, если продажи были ниже 15к то платили только 150 руб, собственно проедал я за смену рублей 250, то есть ничего не заработал, плюс все лето провел в душном ТЦ, даже сознание терял, были конечно и положительные моменты, научился общаться с людьми, разбираться в одежде и составе ткани, но все же своему ребенку бы такого не пожелал, на второе лето устроился в магазин электроники, вот там то уже удалось подзаработать, купил ноутбук, но тоже считаю, что ребенка гнать работать можно только в случае крайней необходимости. Ибо в 13-14 лет стоять 10 часов в душном помещении на ногах за копейки эта та еще каторга.
Upi, а если ребёнок сам хочет работать? Стоит ли отговаривать?
Георгий, и первый комп, наверное, берегли и ценили, потому что он достался таким трудом.
Анастасия, 2.000 в день, это хорошая зарплата для России 🙂
Анастасия, согласна с Вашей мамой 💯! Вещь будет цениться гораздо выше, если на неё заработал своим трудом.
Забавно, что в это же время работали «трудовые летние лагеря», где было примерно то же самое, но за это родителям приходилось доплачивать.
Алекс, прочитала Ваш комментарий и поняла, что наши дети росли бы более сознательными, если бы подработали, как вы. И на улицах было бы гораздо чище. Кстати, переживаю, что отменили дежурство по классу в школе: тогда мы реже клеили жвачки под парты, самим же отдирать)))