с какой этической системой можно соотнести философское учение утилитаризма ответ на тест
Информационный Вкус
Философские, социальные, психологические аспекты
Утилитаризм как этическое направление, утилитаризм Дж. Милля
В 19 веке составляется этика утилитаризма, она рассматривает любые социокультурные или природные феномены основываясь на их пользу, а не в соответствии с их объективными свойствами.
И. Бентам (1748-1832) — основоположник английского утилитаризма. Джеймс Милль (1773- 1836) и Джон Стюарт Милль (1806-1873) — его преемники — обосновали положение этого направления.
Работа И. Бентама «Введение к принципам моральности и законодательства» считается первым изложением концепции утилитаризма. Начало утилитаризма как направления моральной философии было положено в этом трактате.
И. Бентам полагал, что «принцип полезности» функционирует в четырех областях: политической, физической, религиозной и моральной. Он не прогнозировал, что опираясь на этот принцип все люди будут регулировать свое поведение. Этот принцип прежде всего касался законодателей и политических деятелей, которые вносят изменения в общество.
Говоря о личной этике «в ее типичном варианте», то она должна давать инструкции индивиду, каким образом увеличить личное счастье, которое есть частью счастья всего общества. В этом трактате была осуществлена классификация страданий — 12 видов и 14 видов удовольствий, проанализированы такие понятия, как «страдание», «эмоция», «жажда», «мотив», «зло», «благотворительность» и другие.
Дж. Милль разделяет «полезное» от чувственных удовольствий и выгоды. Он считает, что удовольствие бывают количественно и качественно разными. Те, которым отдает предпочтение большинство людей — считаются наиболее ценными. По возможности люди стремятся к удовлетворению чувства собственного достоинства, то есть, отдают предпочтение высшим потребностям.
По определению Дж. Милля, мораль — это такие правила для руководства в человеческих поступках, через их осуществление для всего человечества создается наиболее богатое наслаждениями и свободное от страданий существование. По мнению Дж. Милля утилитаризм развивает традиции стоицизма и христианства, идеал общечеловеческого единения и любви. Также не менее важно прилагать усилия для достижения личного счастья каждым человеком.
Кроме главного принципа полезности существуют также второстепенные принципы: «учитывай интересы ближних», «противодействуй несчастью», «не навреди». Образование этого направления происходило в споре с интуитивизмом и приоризмом, со взглядами Канта, в частности. Однако, эта теория не обошла и внутренних противоречий. Прежде всего это относиться к проблеме нахождения основоположений для оценивания поступков.
В классическом утилитаризме оценка поступка основывается на последствиях действия, взятого в качестве самостоятельного совершенного акта и соблюдения прав других людей в качестве одного из последствий действия. В то же время права человека выступают как стандарт, выполнение которого обязательно для всех людей.
Механизм, двигатель человеческих поступков по Бентаму — психика человека: страдания, чувства и удовольствие. Человек все время находится между этими психическими состояниями. Полезность поступков может дать чувство удовлетворения, что равнозначно понятию счастье.
Полезность — это то, что приносит благополучие, удовольствие, счастье и добро, а противоположным ему есть чувство несчастья. Бентам ставит понятие полезности в центр понимание мотивов поступков людей, считает, что с него целесообразно выводить законодательные и моральные нормы. Он считает, что понятие полезности лежит в основе природы человека.
Вопроса о связи общественных и частных интересов рассматриваются на основе понятия «сущность». Согласно Бентама существуют два типа сущностей. Первые — это те, которые реально существуют, или те, которые можно постичь здравым смыслом. Вторые — те, которые не существуют реально — это категории, в частности этические. Бентам опровергает существование нравственных связей между людьми, поскольку они, по его мнению – мнимая величина.
Джеймс Милль — последователь учения Бентама — выходил из идей Юма в проблемах гносеологии, что повлияло на этическую теорию философа. По мнению Милля, ощущение — это основа знаний о мире. Свое понимание основ познания он переводил и на мораль. Чувство неудовлетворенности и удовольствие – самые простые — соотносятся с определенным поступком.
Общность поступков и чувств составляет содержание нравственности.
Основой чувство удовлетворения есть власть, богатство, самоутверждения, — эти эгоистические причины поведения и является основой моральности. Милль путем воспитательного воздействия пытался разработать способы перевода субъективного эгоизма в общественно желаемое поведение. С этой целью он считал необходимым создать правовую систему наказаний и поощрений.
Сын Дж. Милля, Джон Стюарт Милль, продолжал развивать этическую систему утилитаризма в собственном труде «Система логики». К истории этики как разновидность моральной теории утилитаризм вошел благодаря Миллю. Он объясняет моральную ценность поступков их полезностью и рассматривает моральные правила и чувства как результат морального опыта человечества. Считает, что когда человек достигает «своего», то так он вносит свою часть в создание «мирового блага»; видит моральную значимость в любви к другому, как к самому себе; отвергает чисто количественный способ отношения к удовольствиям, подчеркивая их качественные параметры, отличая их от счастья.
Права человека по Миллю — определенный стандарт, его исполнение — обязанность для каждого. В отличии от своих предшественников, Милль не сводит полезность к эгоистическому наслаждения. В его этике речь идет об альтруистическом принципе, однако, не раскрываются переход эгоизма в альтруизм.
Дж. С. Милль разделяет удовольствие на высшие — интеллектуальные и на низшие — чувственные, что является отличительным от взглядов его предшественников. Основа общественных явлений — это общие законы человеческой природы, объект общественных наук. Этика же — это искусство, которое призвано реализовать совокупность норм, опираясь на которые человек имел бы возможность избавиться от переживаний и быть счастливым. Этика — способ морального самосовершенствования человека, а значит и всего общества.
На сегодня современные утилитаристы обсуждают качественную неоднородность удовольствий и желаний, которые вносят существенные коррективы в методику определения количественных показателей личностного благополучия. Последователи Дж. С. Милля определяют качественное отличие высших удовольствий от низших.
Многие современники признают общую правомерность разграничения Милля, но стараются избегать тезиса об основательной несовместимости различных удовольствий. Философы пользуются для объяснения относительного преимущества высших удовольствий следующими количественными параметрами — расширение общей восприимчивости и чувствительности человека. Дж. Дж. Смарт считает этот подход достаточно рациональным, ведь в реальной моральной практике качественный и количественный подходы к разграничению удовольствий не очень отличаются.
Тестовая работа по философии «Этические учения»
Тестовая работа по теме «История этических учений Древности и Нового времени» включает темы:
Этико-философские учения Древнего Востока,
Этические учения Античности и Средневековья,
Этические теории Возрождения и Нового времени.
ЭТИКО-ФИЛОСОФСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
1. Когда возникли первые этические учения в Древней Индии и Древнем Китае?
c. в I тысячелетии до н.э,
d. I тысячелетии н.э.
2. Соотнесите термин с его определением
в этике: закон справедливого воздаяния, обусловливающий характер реинкарнации;
материальный мир, все телесное, чувственное, представляющее собой «великую иллюзию»;
духовное первоначало мира;
«колесо перерождений», понятие, обозначающее идею посмертного переселения душ, реинкарнацию;
угасание чувственности, забвение майи, избавление от сансары, прекращение перерождений и слияние с брахманом, «высшее блаженство».
3. Представители какого этического учения Древнего Востока считали, что «жизнь — это непрерывное страдание, поскольку в ней существуют ложь, жадность, гнев и другие пороки. Человек может избавиться от страданий ненасилием, честностью, милосердием. Он должен вести аскетический образ жизни, а не стремиться к богатству»?
4. Этическая доктрина буддизма базируется на «четырех благородных истинах». Назовите эти истины.
жизнь в телесной оболочке есть страдание;
чтобы избежать страданий и новых физических рождений, следует избавиться от желаний;
5. Философия Древнего Востока отличается от западной тем что:
6. Кто является основателем Конфуцианства?
Главным текстом Конфуцианства является?
a. «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»),
+ b. «Лунь юй» («Беседы и высказывания»),
c. «Ицзин» (» Книга Перемен «),
d. «У-цзин» («Конфуцианское пятикнижие»).
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
… Идеалом конфуцианства выступает ___, который заботится о соблюдении социальных правил и ритуалов; он противопоставляется ___, думающему лишь о личной выгоде. Благородные люди должны подавать пример народу нравственный пример, что гораздо эффективнее, чем правовое принуждение, будет способствовать действенности государственного управления.
9. Кто является основателем Даосизма?
Главным текстом Даосизма является?
+ a. «Дао дэ цзин» («Книга о дао и дэ»),
b. «Лунь юй» («Беседы и высказывания»),
c. «Ицзин» (» Книга Перемен «),
d. «У-цзин» («Конфуцианское пятикнижие»).
ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ АНТИЧНОСТИ И СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Какой философ Древней Греции окончательно завершил оформление этики как научной дисциплины?
Основными ценностями какой философской школы считались: презрение к наслаждениям, жизнь без комфорта, свобода от других людей, самодостаточность, апатия и безразличие к обществу?
Представители какой школы считали высшим благом удовольствие, и чувственные удовольствия предпочитали духовным. Разум при этом служит тому, чтобы избегать страданий, связанных с избытком наслаждений?
Кто считается основателем рационалистической этики?
К какой этике относится данный постулат – “Любовь к ближнему”?
этике Нового времени.
Назовите не менее двух основных проблем средневековой этической мысли.
2) образ Христа как свидетельство единения человека с Богом и победы над силами зла;
Кто ввел понятие “греха”?
Основой средневековой этики является:
Соотнесите средневекового философа с его понятием добродетели
Добродетель человека состоит — в правильном направлении усилий собственной души.
Добродетель — это лишь стремление человека сохранить свое существование.
В этике этого философа высшее значение имеют как 3 христианские добродетели: вера, надежда, любовь, так и 4 философские добродетели древних: мудрость, мужество, справедливость, умеренность.
ЭТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
Что в этике Джованни Пико делла Мирандола является высшей добродетелью?
Вера, надежда, любовь,
Мужество и справедливость
+ Развитие творческих способностей
Назовите главный принцип, на котором базируется этика эпохи Возрождения.
Ключ: принцип гуманизма
Мишель Монтень выделил два вида добродетели. Соотнесите вид с его характеристикой.
Добродетель достигается не укреплением души, а составляет сущность души, ее обычное и естественное состояние, достигнутое постоянным духовным развитием.
Связана с испытанием человека жизненной трудностью, в борьбе с которыми приверженцы этой философии закаляли свой ум и верность моральным идеалам.
Соотнесите автора с его этическим произведением.
«О героическом энтузиазме»
Вставьте пропущенное слово.
… – это центральное и самое заметное течение в новоевропейской философии. В его основе находится вера в возможность разумного объяснения всех явлений мира. Но оно в этике означает нечто иное, а именно убеждение, что моральность – это жизнь, согласная с разумом, а благо – это разумное понимание действительности.
Родоначальником новоевропейской этики и самым влиятельным мыслителем XVII в. является:
Кто заложил основы натуралистической этики?
Отличительной чертой этики Просвещения (XVII–XVIII вв.) является:
Что означает социализация этики эпохи Просвещения?
Ключ: нормы морали становятся зависимы от гражданских прав и свобод и обязанностей индивидов.
Главным достижением в Новое время в истории этического знания стало то, что:
Важнейшей регулятивной идеей этики становится идея Бога. В этике в качестве основы и источника морали выдвигаются божественные заповеди, обязательные для исполнения верующими;
Происходит окончательное оформление этики как науки;
+ Впервые в истории этики обосновывается автономное самодостаточное существование и функционирование морали, которое не зависит от социальной среды и жизненного опыта личности.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1442046
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов
Время чтения: 2 минуты
Российские адвокаты бесплатно проконсультируют детей 19 ноября
Время чтения: 2 минуты
Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года
Время чтения: 1 минута
Попова предложила изменить школьную программу по биологии
Время чтения: 1 минута
ЕСПЧ запретил учителям оскорблять учеников
Время чтения: 3 минуты
Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Профессиональная этика. Тест с ответами #4
Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.
Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.
Патриотизм как нравственная ценность …
стоит у истоков всей европейской цивилизации
остался в наследство от империй
характерен для слабых государств
присущ большим народам
Ответственность — это …
решение личности в обеспечении защиты других людей
характеристика личности с точки зрения выполнения нравственных требований, предъявляемых обществом
правильный в материальном отношении выбор и желание выполнить его
способность личности взять на себя право ответа за любые действия других людей
Каждый день думай о том, что мог бы равнодушно распрощаться с жизнью, считал …
Гегель
Кант
Сенека
Маркс
Содержание профессиональной этики — …
объяснение простых профессиональных норм морали
раскрытие общественной морали в понимании добра и зла к данному виду профессии
прояснение норм и требований морали
раскрытие профессиональной морали и оформление профессионального кодекса
Принцип «максимум прогресса» предполагает …
соблюдение этических норм
развитие организации с моральной точки зрения
терпимое отношение к этическим нормам сотрудников организации
Этикет изучает …
взаимодействие двух и более людей
понятия о духовной красоте
моральные и нравственные устои общества
установленный порядок поведения
Авторитет родителей — это …
уважительное отношение к властным связям в семье
доверительное отношение ребенка к мнению матери
уважительно-доверительное отношение ребенка к мнению отца и матери
уважительное отношении ребенка к мнению отца
Сенека — стоик, писатель, оказавший большое влияние на формирование этики и догматики христианства является …
лидийским писателем
древнегреческим писателем
персидским общественным деятелем
римским философом
«Чтобы поступать морально, надо исходить из своих эгоистических интересов, но только при этом следует эти интересы понимать разумно» — принцип …
прагматизма
эволюционной этики
утилитаризма
разумного эгоизма
Создающиеся самим человеком факторы наступления счастья — это …
философские
правовые
субъективные
объективные
Деловой этикет – это …
умение вести себя в обществе
стройность и строгость правил поведения
свод правил поведения на деловых встречах
исполнение требований, необходимых в деловых отношениях
Правила использования визитной карточки нарушается в ситуации, когда …
первым вручает свою визитную карточку младший по возрасту среди равных по должности партнеров
владелец визитной карточки вручает ее и произносит свою фамилию
первым вручает свою визитную карточку старший по должности
при вручении визитной карточки партнеры обмениваются легкими поклонами
Гармония мыслей, чувств и поведения, выраженная в этикете, предполагает …
ошибочно совершенные действия
принципиальное поведение, оформленное по правилам этикета
максимально совершенные действия
раскрытие отрицательных последствий неправильных действий с точки зрения этикета
Руссо считал, что человек по природе …
не добр и не зол, все определяется воспитанием
добр
зол, а делается добрым в результате правильного воспитания
зол
«Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость», — сказал …
Сервантес
Авиценна
Д. Карнеги
Выготский
Конспект урока ОРКСЭ «Этнические нормы»
Модуль 1. Этические системы
Деонтологическая этическая система и естественное право. Категорический и гипотетический императивы. Представление о высшем благе И. Канта «summum bonum». Телеологическая и добродетельная логика. Теория божественного повеления и дилемма Евтифрона.
Лекция
Деонтологическая этическая система и естественное право
Гипотетический императив предписывает действие, предшествующее достижению цели: «хочешь купить дом – много работай, возьми ипотеку, своевременно выплачивай взносы» или «хочешь стать профессором – усердно учись, получи университетский диплом и защити диссертацию». Гипотетические императивы распространяются только на тех, чья цель четко определена. Но если я не забочусь о том, чтобы иметь в собственности жилье или же меня вполне устраивает карьера садовника, то такие предписания ко мне не относятся и не дают повода для движения в этом направлении. Мораль, согласно Канту, имеет совершенно иную природу. Мораль состоит из категорических императивов, она не зависит от условных фактов о нас (например, от наших субъективных мотиваций) и является абсолютной необходимостью для всех разумных существ априори . Категорический императив, в отличие от гипотетического, определяет то, что нужно делать независимо от нашего желания, как «действие, которое объективно необходимо само по себе в отрыве от его отношения к последствиям», « разумное естество существует как цель сама по себе »[5]. Некоторые действия, по мнению Канта, имеют такой характер, что, несмотря на явные противоречия, все равно задуманы как универсальный закон природы. Среди них: долг по отношению к самому себе, долг из обязательств по отношению к другим, « случайный (вменяемый в заслугу) долг по отношению к самому себе». Особое отношение высказывает Кант в отношении самоубийства: «Если он, для того чтобы избежать тягостного состояния, разрушает самого себя, то он использует лицо только как средство для сохранения сносного состояния до конца жизни. Но человек не есть какая-нибудь вещь, стало быть, не есть то, что можно употреблять только как средство; он всегда и при всех своих поступках должен рассматриваться как цель сама по себе. Следовательно, я не могу распоряжаться человеком в моем лице, калечить его, губить или убивать» [5].
поклоняться Богу;
жить в обществе, поскольку мы созданы как социальные существа;
создать новую жизнь и оставить после себя потомство, потому как Адаму и Еве было божье повеление “плодиться и размножаться”;
обучать детей, для того чтобы они знали что хорошо, а что плохо;
беречь жизнь и защищать невинных.
Это абсолютно деонтологические принципы, поскольку являются производными от основного предписания. В этой же традиции определяются добродетели: воздержание, трезвость, стойкость и справедливость. Аквинский видит разум и веру в качестве двух основных способов познания. «Разум» охватывает все то, что мы можем получить благодаря опыту и логике. «Вере» подвластно то, что можно получить через божественное откровение. Истина не постижима одним разумом, а лишь в гармонии с верой. Аквинский, полагаясь на аристотелевское разделение законов на естественные и писаные, вводит дополнительное разделение законов на человеческие и божественные.
Деонтологическую моральную систему можно обнаружить во многих религиях, которые предусматривают следование правилам и обязанностям, которые, как утверждается, были установлены Богом или церковью.
1.1.2. Кантианское представление о высшем благе
Наградой за добродетель является достижение счастья. Иными словами, счастье и добродетель может быть, и должны быть достигнуты вместе. « Summum bonum » делает мораль осмысленной.
Телеологическая этическая система
Телеологические этические системы на протяжении истории имели как сторонников, так и вызывали ряд критических замечаний, в числе которых следующие:
Моральный долг является производным от ряда обстоятельств, лишенных моральной составляющей. Например, когда телеологическая система заявляет, что выбор являются моральным, если он способствуют человеческому счастью, но не доказывает, что «человеческое счастье» нравственно само по себе.
Невозможно определить весь спектр последствий от какого-либо действия.
Вместе с тем, вопрос о том, действительно ли мы должны стремиться брать на себя ответственность за все последствия наших действий, является актуальным, хотя и не до конца ясным.
Добродетельная этика
В то время как первые две системы сосредоточены на вопросе «Что и зачем мне делать?», система добродетельной этики задает совершенно иной вопрос: «Каким человеком я должен быть?». Основанная на добродетели этическая теория не судит о действиях как правильных или неправильных, а фокусируется на характере человека, совершающего действия. Человек, в свою очередь, принимает моральные решения, основанные на том, какие действия делают его «хорошим человеком» в собственных глазах и глазах общества.
Добродетели свойственны следующие признаки:
связь с высшей целью;
наличие удовольствий особого свойства
добродетель существует как среднее состояние между порочными крайностями избытка и недостатка. Например, добродетель смелости стоит между пороками безрассудства и трусости, которые соответственно представляют собой избыток и недостаток.
добродетель появляется при соединении естественных инстинктов и нравственной определенности;
реализуется в поступках, в соотнесенности с практикуемыми в обществе образцами поведения;
свободна по своей природе;
противостоит пороку в реальных действиях.
Только добровольные действия заслуживают похвалы или порицания. Мы можем определить добровольное действие как любое действие, которое возникает у человека не под воздействием какой-то внешней силы, а как внутренний позыв. Однако есть пограничные случаи, когда кто-то вынужден вести себя бесчестно под серьезной угрозой. Добровольные действия характеризуются рациональным выбором, когда человек самостоятельно определяет принцип действий, рассуждая о том, как наилучшим образом достичь желаемых целей.
Теория божественного повеления
Проблема пустоты заключается в том, что при анализе нравственного блага божественного повеления такие утверждения, как «Бог хорош» и «Божьи заповеди хороши», превращаются в пустые тавтологии: «Бог действует в соответствии с его повелениями» и «Божьи заповеди соответствуют его повелениям».
Теория божественного повеления ни в коем случае не является единственной этической теорией в христианской традиции. Существуют, однако, теологические причины, по которым человек, исповедующий ту или иную религию, разделяет постулаты теории божественного повеления и поэтому хочет защитить их. Согласно религиозной традиции, Бог является создателем всего, и поэтому является создателем наших моральных обязательств, а также имеет полную власть указать нам, как должно жить.
При оценке философских достоинств и недостатков Теории Божественного повеления, необходимо рассматривать эту теорию в широком контексте и учитывать возможные связи между теорией и религиозно-нравственными вопросами, а также соответствующие эстетические, гносеологические и метафизические аспекты.
Литература, рекомендуемая для изучения
Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. — М.: Гардарики, 2000. — 472 с. – Режим доступа:
Кант И. Основы метафизики нравственности http://vehi.net/zph/ikant.html
Коновалов Л.В. Прикладная этика (по материалам западной литературы). Вып.1. –Биоэтика и экоэтика. –м.:ИФРАН.1998.-216 с. – Режим доступа: https://iphras.ru/uplfile/root/biblio/1998/Konovalova_1.pdf