с какой скоростью можно ездить на шипованной резине летом
Можно ли ездить на зимней резине летом?!
На этот вопрос многие автолюбители ответят утвердительно, сославшись на то, что ничего особо страшного не случится, ведь не прилипнет же автомобиль к асфальту, в самом деле. К сожалению, такое мнение глубоко ошибочно и что хуже всего, подобное безрассудство может быть даже опасным, и для самого водителя, и для пешеходов. Водители, эксплуатирующие летом зимнюю резину, поступают опрометчиво, учитывая что:
1. Это опасно – при возникновении непредвиденной ситуации в условиях летней жары зимние шины с высокой вероятностью подведут вас.
2. Это дорого – эксплуатация летом зимней резины обойдется вам значительно дороже любых возможных штрафов.
3. Это неприятно – даже ультрасовременная иномарка в условиях жары на зимней резине будет плохо управляемой.
И на этом последствия необдуманной езды не заканчиваются.
О прочих неприятностях, которые могут возникнуть, остановимся более подробно.
Аварийность.
Зимняя резина совсем не рассчитана на эксплуатацию при температуре, превышающей +7 градусов, и об этом производители заявляют открыто и не дают гарантию на их надежность. На эту тему журнал «За рулем» неоднократно проводил испытания.
В итоге: уже при температуре чуть более +10 градусов автомобиль на руль реагирует вяло, при маневрах заносит, ко всему прочему еще и плохо разгоняется. Тормозной путь значительно удлиняется (приблизительно на две длины корпуса).
Статистика ГИБДД неутешительна – поздней весной резко повышается случаи ДТП с летальным исходом для пешеходов, внезапно появляющихся перед машиной, вовремя не переобутой на летнюю резину. Летом ситуация еще более плачевная. В условиях жары зимняя резина имеет свойство размягчаться, и даже небольшой камешек на дороге, совсем незаметный для летней шины, приводит к такой неприятной ситуации как тотальный разрыв шины. И представьте себе, что это произошло на большой скорости, на оживленной трассе?
Расход топлива
Сам принцип устройства зимней шины предполагает применение дополнительного усилия, для максимальной сцепки шины с дорожным покрытием. Если выражаться образно, зимняя шина чем-то схожа с морским ежом с его подвижными шипиками. Где же взять это пресловутое «дополнительное усилие»? Естественно, от мотора, а ему в свою очередь для этого потребуется дополнительный расход бензина или дизтоплива.
Летом дела обстоят еще хуже: резина размягчается, от этого сцепляющие с поверхностью шипы ослабевают и требуется еще больше усилий, чтобы привести их в действие. Что мы имеем в итоге? Расход топлива закономерно увеличивается на 5-10 %, если дело касается шин-«липучек», и около 3% — на всесезонной резине. Теперь воспользовавшись простой арифметикой и зная расход топлива своего авто, вы можете подсчитать в какие затраты выйдет вам такая роскошь, как езда на зимней резине летом, и заодно сопоставить полученные значения со стоимостью работ по «переобуванию» вашего верного коня.
Можно ли ездить летом на зимней резине лишь изредка
Предположим, вы вовремя не заменили резину, а дела не терпят отлагательств. Если ехать аккуратно и совсем не часто, возможно ли избежать нежелательных последствий? Ну не облысеют же шины из-за разовой поездки на дачу!
Особенность износа зимней резины в условиях летней жары не ограничивается лишь только таким явлением, как «облысение». Если во время езды едва затронутый износом участок подвергается еще большему воздействию (скажем камень на дороге) запускается процесс так называемого креста напряжений на протекторе. В итоге, не проехав и 100 км, ваша шина может деформироваться и превратиться в «нечто» квадратной формы. Об уровне комфорта езды на таких шинах говорить не приходится. Тряска будет солидной. Плюс прямая угроза, для подвески и ходовой части. Итог, в целом предсказуем, когда вы решитесь и поменяете шины, с высокой степенью вероятности вам придется вплотную заняться устранением разнообразных дефектов, ну и заодно оплатой немаленьких счетов СТО.
Универсальные шины
На так называемых «всесезонках» (универсальных шинах) допускается езда круглогодично. С единственной оговоркой. Климатические условия должны соответствовать среднеевропейским, на этом базируется универсальность данной резины. По статистике уровень аварийности не превышает нормальные значения, если дело касается использования универсальных шин. Однако есть и свои минусы. Во-первых, стоят такие шины дороже, во-вторых, – изнашиваются по сравнению с сезонными шинами заметно быстрее. Говоря простым языком, универсальные шины – это выбор для тех, кто не любит трудности и живет в местах с довольно мягким климатом.
Немного о правовых аспектах вопроса.
Запрещает ли езду на зимней резине летом закон? Нет. Пока не запрещает. Хотя в Думе уже подумывают, чтобы сделать такую езду противоправной и наказывать нарушителей штрафами до 2 500 рублей. И для этого есть весомые основания, ведь шипованная зимняя резина в условиях летнего зноя способна прямо-таки «съедать» асфальтовое покрытие (до 2 см за сезон). Добавьте сюда и увеличение случаев ДТП с летальными исходами.
Сегодня во избежание проблем с представителями ГИБДД, вам достаточно налепить на лобовое и заднее стекло наклейку в виде треугольника с литерой «Ш». Хотя, даже нарушив это простое правило, оштрафовать вас не имеют право, лишь только провести разъяснительную беседу и предупредить.
Шипованная резина. Езда летом на шинах с шипами не является явным нарушением закона. Наказывать за это вас не станут. Вы сами себя накажете. К концу сезона такие шины растеряют все свои шипы и, в итоге, станут и не летними, и не зимними, а непригодными для дальнейшей эксплуатации. А расходы на ремонт дорожного покрытия обременят непосредственно вас, дорогие налогоплательщики. Думается, более о шипованной резине на летних дорогах говорить не имеет никакого смысла
Всем благ и удачи на дорогах!
Опасны ли зимние шины летом?
Для кого-то это может быть неожиданностью, но очень многие автомобилисты в порыве лени и экономии пренебрегают покупкой летней резины и до сих пор катаются на зимней. Разбираемся, чем рискуют такие водители.
Не запрещено ли использование зимних шин летом?
Увы, но нет. Закон об обязательной смене шин вступит в силу только 1 января 2015 года, вместе с техрегламентом Таможенного союза.
Правда, наказывать будут только тех, кто ездит зимой на летней резине, а также летом — на шипах.
Если следующим летом вы будете кататься на нешипованной «липучке», то вам ничего не грозит. С точки зрения закона.
Летние шины и «липучка»: в чем разница?
У летних шин рисунок протектора — с крупными гладкими «шашечками» и ярко выраженными широкими продольными канавками, которые служат для эффективного отвода воды из-под колеса в сырую погоду.
На зимние же покрышки наносится, как правило, тот или иной вариант «ёлочки» с диагональными канавками, идущими от центра к краю шины. «Шашечки» на зимних покрышках не гладкие, а испещренные множеством мелких зигзагообразных прорезей (так называемых ламелей). Подобный рисунок обеспечивает шинам хорошие сцепные свойства и управляемость на снегу, а также стабильность и устойчивость зимой на загородной трассе.
Другой состав резины
Зимние шины мягче, именно за счет этого качества они хорошо держат дорогу как в мороз, так и при легкой оттепели. Летние же — более жесткие, на морозе моментально «дубеют» и полностью теряют свои свойства.
Но летом излишняя мягкость покрышкам и не нужна: гораздо важнее грамотно рассчитанный под летние условия рисунок протектора и эффективный отвод воды. А вот с этим у зимних покрышек имеются проблемы.
Как ведут себя зимние шины летом?
Бытует мнение, что разница в поведении летних и зимних покрышек в летний сезон, конечно, есть, но рядовой водитель в штатных режимах движения ее может и не почувствовать. Однако независимые испытания показывают, что это — заблуждение. Причем весьма опасное!
Специалисты финского издания Tekniikan Maailma («Мир Техники») не так давно провели большой сравнительный тест летних и нешипованных зимних шин. Выяснилось, что наиболее ярко различия между летними и зимними шинами в летних условиях проявляются на мокром асфальте и при экстренном торможении.
Так, в тесте на аквапланирование летние шины «всплывали» на залитой водой трассе при скорости 84,1 км/ч. Тогда как для зимних покрышек этот порог оказался ощутимо занижен: неприятный эффект аквапланирования начинался уже с 69,5 км/ч.
В рамках испытаний на эффективность торможения с 80 до 5 км/ч автомобиль, оснащенный летними шинами, затормозил на дистанции в 28,9 м. В то время как машина, «обутая» во фрикционную резину, укатилась за отметку в 43 метра. Разница — три корпуса!
Вывод финских испытателей был однозначен: зимние шины непригодны для летней эксплуатации!
Что говорят производители?
Подобный вердикт, как ни странно, полностью соответствует рекомендациям компаний-производителей покрышек.
По словам руководителя службы технической поддержки клиентов Nokian Tyres Матти Мори, более мягкая резиновая смесь и структура протектора фрикционных зимних шин негативно влияют на сцепные свойства шин на мокрой дороге. Кроме того, реакции на рулевое управление замедляются, а устойчивость автомобиля существенно снижается.
Основной вывод, сделанный по итогам общения со специалистами-шинниками, таков: «переобуваться» к летнему сезону необходимо! Остаться же на «зиме» можно лишь на короткое время, а к зимним покрышкам придется относиться как к запаскам-«докаткам».
Главные опасности, подстерегающие тех, кто ездит летом на зимней резине:
недостаточное сцепление с асфальтом, особенно на мокром: на высоких скоростях автомобиль будет кидать из стороны в сторону;
замедленные реакции автомобиля на управление: об активной рулежке можно забыть;
более ранний эффект аквапланирования: в дождь придется не ехать, а «тошнить»
заметное увеличение тормозного пути: риск ДТП возрастает в разы;
повышенный износ покрышек: до следующей зимы комплект, не снятый в начале лета, может и не дожить…
Комментарии 26
Много лет так делаю: из поезженных зимних покрышек выдираю кусачками оставшиеся шипы и использую как летнюю. Прекрасно машина едет 180 км/ч на такой резине, управляемость отличная. И по мокрому асфальту хорошо едет. Машина hyundai getz.
Прошлым летом на ржавой волге 31029 проездил на зимних шипованных шинах. Моя машина оказалась идеальной, чтобы проверить, все мифы о замене резины. Конечно, половины шипов не было, а шины были старые, и они потрескались. Но несколько часовых поездок при скорости 125 км в час они вполне выдерживали. Это при том, что я накачивал до 3 бар. При меньшем давлении и скорости думаю у всех выдержат, но не утверждаю. Не сказал бы, чтоб машина плохо управлялось.Предыдущая машина была Сааб 900ll, а следующая Тойота — обе с усилителями. Волга была без усилителя. Но рушилась она хорошо, миф про руление я считаю мифом. Машина неплохо тормозила с 4 барабанами ( не хуже чем мой мерседес и лучше чем тойота с летними. Думаю, причина в мягком зимнем протекторе. Полагаю, что вопрос требует дальнейшего изучения. Есть предположение, что стабильный коэффициент трения дают зимние шипованные шины. Компания Мишлен проводила сравнительный анализ летних и зимних шин зимой. Наст заменили текущей водой по асфальту.(!) Таким образом они сами сказали, что их зимняя шина лучше едет под дождём, чем летняя. Вывод — летом лучше зимние, особенно если речь идет о бу резине. Летняя лысая будет аутсайдером с большим запасом, так как зимнюю до летней на исправной машине протирать придется много лет. Таким образом зимняя резина ещё и позволяет экономить. Также зимняя городская резина лучше городской летней едет по грязи, так как просектор глубже. Все вышесказанное не относится к гонкам и автобанам.
Городским водителям да с пробегом дом-работа-супермаркет точно сойдет липучка летом)
Кто часто и помногу по трассе ходит, там конечно другое дело — нужна летняя
Профанская статья начиная с фоток: про липучку и картинки шипованой резины. На всех машинах беру Конти викинг контакт, хватает на 3-4 года. Дольше на машинах не езжу. Зима на Урале с октября по май, причем в мае может навалить снег или подморозить, поэтому переобуваться на три месяца не вижу смысла. Да есть нюансы с управляемостью, но я их решил покупкой SSR версии резины (runflat). Так что ездить можно но законодательно все таки запретили в 16 году и если не дай бог дтп у страховой или ментов будут вопросы. Как вариант M+S но с нашими зимами наверное не стоит, а вот где помягче зима то можно гонять круглый год
«Главные опасности, подстерегающие тех, кто ездит летом на зимней резине:
недостаточное сцепление с асфальтом, особенно на мокром:
1. Мокрый асфальт: зимой видимо мокрого асфальта не бывает, только снег и лед (очень сомнительный аргумент).
на высоких скоростях автомобиль будет кидать из стороны в сторону;
2. 100 км/ч не будет ни куда кидать, 150км/ч вроде бы у нас ни где на территории рф нельзя ездить с такой скорость.
замедленные реакции автомобиля на управление: об активной рулежке можно забыть;
3. Активная рулежка, вы точно по дорогам общего пользования ездите или по треку ШСКГ?
более ранний эффект аквапланирования: в дождь придется не ехать, а «тошнить»
4. см. п. 1.
заметное увеличение тормозного пути: риск ДТП возрастает в разы;
5. В разы может отличаться качество летней резины разных производителей, так что здесь не все однозначно. У хорошей зимней резины тормозной путь будет меньше, чем на плохой летней.
повышенный износ покрышек: до следующей зимы комплект, не снятый в начале лета, может и не дожить…»
6.каждый решает для себя, что ему важнее. Лично я докатываю зимнюю резину летом. Зимой на ней уже не поездишь, а летом вполне нормально.
«По словам руководителя службы технической поддержки клиентов Nokian Tyres Матти Мори, более мягкая резиновая смесь и структура протектора фрикционных зимних шин негативно влияют на сцепные свойства шин на мокрой дороге.»
Можно и слукавить лишь бы резину продать…
Последние 15 лет катаюсь ТОЛЬКО на зиме!
Надоело колёса перекидывать, гараж продал, хранить колёса теперь негде, продал летний комплект и круглый год на липучке езжу, в основном в Москве, учитывая максимальную скорость 80 км/час разницы вообще не вижу, купил специальный прибор глубину протектора мерять, думал летом жрать резину будет, но нет, не жрет летом липучку
Всё время езжу на зимней круглый год и никаких проблем…
Забавно, что есть тысячи вариантов зимней резины разных моделей, и у каждой свои свойства, есть те, которые все хвалят, есть которые ругают. И вот почему-то всю зимнюю резину без шипов, которую народ использует летом загнали в одну-единственную «группу» под названием «зимняя резина летом», совершенно не обращая внимания, что резина-то зимняя вообще-то разная бывает. Просто, даже вспоминая о мягкости резины: разве вся зимняя резина одинаково мягкая? вовсе нет. Также точно это скажется и при движении в летнее время. Потом, комментарии Nokian Tyres, выпускающие лучшие и дорогущие покрышки вообще неуместны: никто и не сомневается, что лучше всего купить отдельно зимние и летние покрышки, и именно их фирмы. Но у людей нет особо денег на это. И в конце-концов зимняя резина летом — это не летняя зимой, я езжу уже второй месяц с зимней резиной с вывалившемися шипами на задней оси и по дождю, и по грязи бывало, на паршивом русском кардианте, никаких проблем. Может, потому что резина немного твердовата (зимой это чувствовалось), а в качестве летней только пошло на плюс.
Про зимнюю шину летом писал в БЖ.Съездил за два сезона
разница с летними покрышками чувствовалась?
Нужно выпустить ещё демисезонную резину, а потом ежемесячную и привести гору железных доводов, что это крайне необходимо! Наши деды и отцы катали по всей планете на всесезонках и всё было отлично! Лучше всего себя ведёт та резина, на которой едет хороший водитель, а не тупая обезьяна с покупным водительским!
во во) главное чтоб в голове побольше шипов было!
10 базовых вопросов о шипованных шинах
Вокруг шипованных шин ходит много вредных мифов. И живы эти мифы потому, что автовладельцы стесняются задавать вопросы, ответы на которые якобы всем известны. В этом посте мы ответим на 10 важных вопросов о шипах и шипованных шинах, расскажем, отчего вылетают шипы, правда ли на асфальте «шиповке» не место и можно ли вставить новые шипы взамен потерянных.
1) Из чего делают шипы?
Первые шипы в зимних шинах делали из обычной нержавеющей стали. Дешевый и доступный, но не лучший материал для шипа — даже самые высокопрочные марки стали не выдержат и одного сезона езды по асфальту. С тех пор шипы очень сильно изменились.
Современный шинный шип состоит из двух частей — корпуса и сердечника, — для каждой из которых подобран свой материал. Корпус с фланцами отливается из стали или алюминия с легирующими добавками. Это не тот беспомощно мягкий алюминий, знакомый многим по гнущимся ложкам в школьной столовой — современные алюминиевые сплавы немногим уступают стали. Тело шипа почти не касается дорожного полотна, бóльшая его часть находится в шине. Задача тела — держать в себе сердечник.
Шип, используемый в шинах MICHELIN X-Ice North 4, изначально разработан для раллийных гонок WRC. Благодаря большой разнице в диаметре между фланцем и горловиной шип очень крепко держится в своем посадочном месте. Источник: «Мишлен»
Сердечник — это как раз и есть рабочая часть шипа, которая принимает на себя весь груз ответственности за хорошее сцепление с обледенелой дорогой. Чтобы максимально увеличить срок службы сердечника, его изготавливают из карбида вольфрама — одного из самых твердых материалов с доступной ценой. Твердость этого сплава достигает 85-90 HRC (по шкале Роквелла), тогда как закаленная сталь имеет твердость порядка 60 HRC, а алмаз — 100 HRC. Из карбида вольфрама на 90% состоят сплавы семейства победит, которые можно встретить в сверлах, фрезах и дисках циркулярных пил.
В этих шипах производитель заявлял твердосплавной сердечник, но, по-хорошему, так истираться карбид вольфрама не может. Обломиться, вылететь, но не стереться за 20 000 километров. Источник: GAFVETER / DRIVE2
Недолговечные цельностальные шипы не ушли в небытие, их до сих пор можно встретить в дешевых ремонтных шипах, о которых мы поговорим чуть позже. В мире есть всего несколько компаний, занятых производством шипов, — их продукцию закупают все производители шин. То есть в шинах разных брендов фактически могут быть установлены шипы, вышедшие с одного завода.
2) Как шипы крепятся в шине?
Существует две технологии установки шипов в шину. Одна из них — установка шипов в мягкую невулканизированную заготовку и её вулканизация вместе с шипами. Другой более распространенный метод заключается во вдавливании шипа в посадочное место на специальном станке, который делает это автоматически, точно и очень быстро.
Отверстия под шипы образуются на этапе вулканизации: гладкая шинная заготовка (бандаж) вдавливается в пресс-форму, которая, помимо рисунка протектора, оставляет на шине отверстия.
В зимней шине MICHELIN LATITUDE X-Ice North 2+ (на смену которой пришла модель MICHELIN X-Ice North 4 SUV) шип располагается сразу в двух слоях резины с разной жесткостью. Нижний термоактивный слой по мере снижения температуры твердеет, чтобы шип не «прятался» внутрь отверстия при езде по льду в лютые морозы. Источник: «Мишлен»
Отверстия эти не простые, а с особым профилем, соответствующим профилю тела шипа. На теле шипа предусмотрены фланцы, которые и удерживают шип от вылетания. На шипе может быть от одного до нескольких фланцев. Одного опорного фланца, конечно, чаще всего недостаточно, но важно знать меру. Если превратить профиль шипа в «гребенку», то резиновые ребра между фланцами станут слишком тонкими и не смогут удерживать шип при быстром вращении колеса. В продающихся в России шинах MICHELIN X-Ice North 4 применены двухфланцевые шипы, причем с телом весьма необычной формы. Мы писали о его особенностях в одном из первых постов в нашем блоге.
3) Почему шипы выпадают?
Предположим, что вы приобрели гарантированно качественные шины от уважаемого производителя, а к концу сезона обнаружили, что на одном или нескольких колесах не хватает шипов. Если для бюджетных «ноунэймовых» шин это нормальная ситуациях, то для крупного бренда — нонсенс, так как и технологии, и культура производства, и контроль качества просто не позволят выпустить в продажу откровенный брак, «лысеющий» всего за несколько месяцев.
Самая частая причина потери шипов заключается в излишне агрессивной манере езды. И речь не столько о резких ускорениях или решительных перестроениях, сколько о торможении с блокировкой колес или старте с места с пробуксовкой. Пока колесо катится по дороге, на шип оказывается минимальная поперечная сила (то есть сила смещения вбок). Но стоит вам заблокировать колеса или как следует «шлейфануть», как шипы заскользят по дороге, испытывая колоссальную нагрузку в поперечном направлении. Тут уже не спасут никакие фланцы — несколько подобных испытаний шипы еще выдержат, но со временем их посадочные места растянутся и шипы начнут постепенно вылетать. Повороты колес на месте тоже вредят шипам, а в некоторых случаях приводят к их выпадению. Вспомните, что говорил инструктор по вождению — сначала приведите автомобиль в движение, потом начинайте вращать руль.
Отходив три сезона, шины драйвовчанина Dmitrii2015 лишились значительной части шипов. Источник: Dmitrii2015 / DRIVE2
Кстати, популярное среди автовладельцев мнение, что вылет шипов ускоряется при плюсовых температурах, на самом деле ошибочно. Зимняя шипованная шина не меняет своих прочностных свойств при потеплении даже до +10°C. Нагрев до положительных температур вообще является штатным режимом работы шины — из-за постоянной деформации при качении шина разогревается и даже становится чуть теплой. Поэтому если после «переобувки» в конце ноября неожиданно пришло «бабье лето», за сохранность шипов можно не беспокоиться.
Среди редких, но всё же реальных причин «облысения» шин стоит упомянуть разбалансировку и низкое давление в колесе. При дисбалансе пятно контакта шины с поверхностью получается неравномерным — часть шипов не работает, часть подвергается повышенной нагрузке. В результате шипы, выполнявшие работу «за себя и за того парня», быстрее изнашиваются и выходят из посадочных мест.
В случае недостаточного давления в колесе шина при качении деформируется сильнее, чем это предусмотрено. Чем больше деформация, тем сильнее растягивается отверстие с шипом и с тем большей вероятностью во время одного из таких растяжений шип покинет свое место.
4) Много или мало шипов — что лучше?
Если не углубляться в физику и не выдумывать крайности, то стоит принять за аксиому: чем больше шипов в зимней шине, тем лучше. Так как площадь контакта каждого шипа со льдом чрезвычайно мала, улучшать сцепление остается лишь увеличением числа шипов в пятне контакта.
Много шипов — это хорошо для водителя, но не для дороги. Чтобы хоть как-то снизить урон, причиняемый дорожному покрытию, в 2013 году в Европе ввели ограничение на количество шипов в шине: их должно быть не более 50 штук на погонный метр (в шине популярного типоразмера 205/55R16 около двух погонных метров). Проблема нововведения оказалась в том, что большинство зимних шин в этот норматив не вписывались. Производителям оставалось либо прореживать шиповку, снижая качество сцепления на льду, либо… обойти это ограничение с помощью сертификации в финской лаборатории Test World.
Для получение разрешения на установку большего числа шипов, чем положено, шине нужно пройти испытание в виде проезда по специальной гранитной плите 400 раз с соблюдением строгой методологии. Если эксперты Test World признают, что избыточная шиповка не причиняет покрытию урон больше допустимого, такую шину допустят к продаже.
По площадке из 15 таких гранитных блоков автомобиль с шинами-кандидатами должен проехать в рамках испытаний 400 раз. В конце испытания с плиток убирают крошку и пыль, взвешивают их и таким образом вычисляют процент износа поверхности от шипов. Источник: DRIVE2
Шине MICHELIN X-Ice North 4 удалось успешно пройти этот тест, а ведь число шипов в ней более чем вдвое выше разрешенного — 250 штук, больше, чем у любой другой серийной зимней шины c размером 255/55 R16. В пятне контакта MICHELIN X-Ice North 4 одновременно присутствуют 22 шипа, образуя 22 непересекающихся линии в продольном и поперечном направлении. По результатам тестов журнала «За рулём» и «Авторевю» X-Ice North 4 заняли первое место среди шипованных шин во многом благодаря невероятно плотной ошиповке.
5) Имеет ли значение форма шипа?
Круглый сердечник шипа — это классика, проверенная временем. Едва ли можно упрекнуть шины с круглым шипом в плохом поведении на дороге. В гораздо большей степени управляемость авто зависит от числа шипов, рисунка протектора, ламелей, состава резиновой смеси, давления в шине, исправности подвески, нежели от профиля сердечника.
Однако форма шипа действительно может вносить коррективы в поведение шин на льду. Круглый шип демонстрирует равномерное сцепление при любом векторе приложения силы. Квадратный, плоский, треугольный шип или шим с другим сечением может лучше сопротивляться смещению по оси движения (разгон и торможение) или боковому смещению (при вхождении в поворот). И хотя граненый шип может лучше держать дорогу при ускорении и торможении, его грани быстрее стачиваются и он раньше потеряет свои характеристики.
Круглый шип может немного проигрывать шипу иной формы при определенных обстоятельствах, но это легко компенсируется увеличением числа шипов в пятне контакта.
6) Почему шипы размещены несимметрично?
Начинающего автолюбителя, впервые купившего шипованные шины, может удивить странный рисунок ошиповки — словно шипы устанавливали наугад, без какой-либо системы. Кажется, что симметричная ошиповка выглядит очень красивой и логичной.
На самом деле «случайность» установки шипов отнюдь не случайна. Каждый металлический «коготь» с наилучшей эффективностью держится за гладкий, неповрежденный ранее лед — так же и колесо лучше едет по ровной дороге, а не по залитой грязью колее. Но если зимняя шипованная шина буксует или блокируется, на льду остается проделанный шипами след в виде характерной канавки. Если в эту канавку попадет следующий шип, его сцепление со льдом будет значительно хуже (если будет вообще), нежели при попадании того на неповрежденный лед.
Если провести линии через все «хаотично» расположенные шипы в пятне контакта, станет очевидно, что такой рисунок ошиповки максимально эффективно задействует поверхность дороги для улучшения сцепления. Источник: «Мишлен»
Несимметричная ошиповка шины как раз предотвращает ситуацию, когда один шип попадает в уже проделанную другим канавку. Кстати, создание схемы ошиповки — это очень важная и сложная задача, ведь от этого зависит не только качество сцепления, но и шум, издаваемый шиной при качении.
Компьютерный анализ позволяет математически точно определить уровень шума от будущей шины еще до того, как ее первый экземпляр выйдет из вулканизатора. Скажем, при создании MICHELIN X-Ice North 4 были проанализированы 1400 потенциальных позиций для шипов, после чего был выбран рисунок с наилучшим сочетанием сцепления и шумности. В принципе, компьютер может создать схему ошиповки, при которой шина будет лишь немного громче фрикционной, но ее сцепные качества не будут выдерживать никакой критики. Возможна и обратная ситуация: отличное поведение на дороге в сопровождении нестерпимого гула, выходящего за рамки самых пессимистичных ожиданий.
7) Можно ли ошиповать шины самому?
В зависимости от манеры езды и проблем, описанных выше, всякая шипованная шина со временем начинает терять шипы. Самые дешевые комплекты способны растерять до половины шипов уже через два сезона, особенно если водитель любит «притопить». Зимние шины — вещь не из дешевых. Вдвойне обидно, если высота протектора еще позволяет поездить несколько лет, а шипов остались считанные штуки.
Хотя производители шин это не рекомендуют и сами такое не практикуют, сторонние шинные мастерские предлагают восстановить шиповку с помощью ремонтных шипов. При этом фактически в опустевшие отверстия вставляют новые шипы.
Купленные шины — это собственность автовладельца, которой он может распоряжаться как ему угодно, в том числе перешиповывать на свой страх и риск. И даже в мастерской эта работа стоит относительно недорого, всего несколько тысяч рублей за четыре колеса. Увлеченные люди с прямыми руками дошиповывают шины самостоятельно, обходясь без пневматического инструмента — на DRIVE2 есть хорошие отчеты об этом.
Робот на заводе «Мишлен» в Давыдово (на фото) работает со скоростью 2-3 шипа в секунду. Мастер с пневматическим инструментом тратит на установку одного шипа около 5 секунд. С помощью подручных инструментов и отвертки в гараже на каждый шип будет уходить до полуминуты. Источник: «Мишлен»
Но надо помнить, что ремонтный шип не чета оригинальному заводскому шипу. Хороший заводской шип наилучшим образом сидит в предназначенном для него отверстии, ремонтный же пытается удержаться за счет более широкого фланца. Сердечник заводского шипа изготовлен из карбида вольфрама или высокопрочной стали, его ресурс составляет несколько лет. Ремонтные шипы могут быть как стальными, так и твердосплавными, но, судя по отзывам на DRIVE2, они заметно стираются всего за сезон. Ремонтный шип из-за несоответствия посадочному месту может разрушать резину вокруг себя и быстрее выпадать.
Ремонтный шип, прошедший всего 6000 км. Тут даже комментарии излишне. Источник: Futun007 / DRIVE2
Ремонтный шип — это способ спасти от преждевременной утилизации максимально дешевые и низкокачественные шины, теряющие заводскую ошиповку буквально на глазах. Шины крупных производителей за весь срок службы (4-5 лет) при отсутствии проблем обычно теряют не более 20% шипов.
Также существует редкая практика ошиповки нешипованных шин без заводских отверстий. Для этого в шине сперва вырезаются посадочные места, а затем в них вставляются шипы. Но такая процедура допустима только для всесезонных шин для коммерческого транспорта — ошиповать обычную зимнюю фрикционную шину невозможно как минимум из-за мягкости протекторной ленты, как максимум — из-за отсутствия в блоках протектора места для проделывания отверстий.
Так выглядит ремонтный шип: алюминиевое тело, твердосплавный шип и пластиковая манжета. На китайских маркетплейсах комплект из 100 шипов стоит около 1000 рублей. Источник: AliExpress
8) Нужна ли шипованным шинам обкатка?
Да, нужна. Это не легенда, ходящая среди автолюбителей, а рекомендация всех производителей. При заводской ошиповке шипы встают в посадочные места идеально, разница в их выступании над поверхностью протектора составляет считанные сотые доли миллиметра. Но для лучшего сцепления с дорогой даже эта ничтожная разница должна быть нивелирована. В ходе обкатки шипы занимают оптимальное положение в отверстиях, а шина выходит на свои рабочие характеристики.
Для обкатки стоит выбирать асфальтированные дороги без выбоин, ездить по ним спокойно, без резких торможений и ускорений со скоростью не более 70 км/ч. Укатанный снег или тем более ухабистые грунтовки для обкатки не подойдут. Достаточно проехать в таком режиме около 800 — 1000 км по одометру или два полных бака, чтобы все шипы заняли свое место. Часто вокруг шипа на резине можно увидеть рисунок, например, в виде снежинки или вафельной разметки. Это так называемый индикатор обкатки. Обкатка будет завершена, когда этот рисунок сотрется.
Но не стоит путать еле заметный индикатор обкатки с канавками для удаления ледяной крошки — например, на шинах MICHELIN «снежинки» выполняют функцию отвода льда от шипа, чтобы тот всегда оставался чистым. К индикации обкатки этот рисунок не имеет никакого отношения.
Если рисунок вокруг каждого шипа сделан достаточно глубоким, значит, перед вами не индикатор обкатки, а специальные дренажные каналы для очистки шипа, как на шинах MICHELIN X-Ice North 4. Источник: «Мишлен»
9) Как шипованные шины ведут себя на асфальте?
При сравнении эффективности торможения шипованных и фрикционных шин обозреватели часто забывают, что между двумя моделями разница может быть не только в наличии шипов, но и в разном рисунке протектора и составе резины. От протектора зависит поведение автомобиля на снегу, асфальте и талой снежной каше, а шипы чаще всего почти не вносят своей лепты в качество сцепления на этих поверхностях. Шип может «уцепиться» за текстуру асфальта, но пробить его так же, как лед, он не в состоянии.
На этом факте построено популярное заблуждение, что на асфальте шипы превращаются в своеобразные коньки, на которых шина буквально скользит при торможении. Если бы шипы выступали над поверхностью шины на добрый сантиметр, так бы оно и было, но высота сердечника над протектором обычно не превышает 1,1 мм. К тому же под нижним фланцем шипа обычно есть либо эластичная прокладка, либо полость, благодаря которым при наезде колеса на слишком твердую поверхность (асфальт, бетон) шип прячется внутрь.
Таким образом, на асфальте в шипованных шинах работает протектор, а шип углубляется в свое отверстие, не уменьшая пятно контакта и не снижая качество сцепления. Обратная ситуация возможна только на совсем дешевых шипованных шинах с непродуманной ошиповкой.
Если обратиться к тестам, на сухом и мокром асфальте у фрикционных шин действительно наблюдается чуть меньший тормозной путь, чем у шипованных, но эта разница укладывается в считанные проценты, тогда как разница в торможении на льду составляет десятки процентов (не в пользу фрикционок).
Но даже небольшое снижение эффективности на асфальте производители стараются нивелировать за счёт целого комплекса мер. Так, в MICHELIN X-Ice North 4 рисунок протектора получил ребро жесткости и более широкие сектора, чем на наших прошлых зимних шинах. В итоге в центральной части образовался особый кластер из плотно посаженных секторов блоков протектора, соединенных центральным ребром. Благодаря этому шипованная MICHELIN X-Ice North 4 стала стабильна на сухом и мокром асфальте.
10) Как шипы переносят сильные морозы?
В прошлом посте мы подробно рассказали о том, как себя ведут фрикционные шины на различных покрытиях. Стоит заметить, что на большинстве покрытий разницы между шипованными и нешипованными шинами практически нет. Вернее, на рыхлом снегу ее нет вовсе, на асфальте она минимальна (да-да!), а заметные различия между двумя типами шин проявляются только на голом льду или плотно укатанном снегу в околонулевую температуру.
Задача шипа — зацепиться за лед. Но все-таки автомобиль с шипованными шинами едет по льду не на одних лишь шипах, протектор и ламели тоже участвуют в сцеплении. Как мы писали в прошлом посте, по мере снижения температуры твердость льда увеличивается и шипу становится труднее пробивать поверхность. После –20 °C большинство шипованных шин превращаются во фрикционные — шип просто не может выполнить свою функцию, поэтому в лютые морозы фрикционные шины показывают лучшие результаты.
Но и тут есть приемы, позволяющие компенсировать изменение характеристик. В частности, в MICHELIN X-Ice North 4 и X-Ice North 4 SUV протекторный блок шин сделан из резины, которая способна деформироваться при температурах вплоть до –65 °C — ламели протектора цепляются за любую поверхность, даже за малейшие неровности льда.
При ускорении или торможении шип цепляется за лед не только сердечником, но и торцом фланца. Вот только в шинах MICHELIN фланец не мешает шипу уйти в лед на всю глубину (слева), тогда как фланцы в других шинах не дают шипу использовать полную рабочую высоту. Источник: «Мишлен»
Итак, вот минимальный набор знаний о зимних шинах, который позволит перед стартом сезона ответственно подойти к выбору шин. И тут, конечно, стоит помнить не все «шиповки» одинаково полезны, и бóльшая цена — это не только более известный бренд, но и вполне конкретные характеристики шины: долговечность, акустический комфорт, качество управления, разгона и торможения на любых покрытиях.
Если у вас остались еще вопросы, задавайте их в комментариях — постараемся ответить.