Шкатулка черная смородина роспись
Роспись шкатулок своими руками: мастер-класс с фото и видео
Новичкам в декоративном творчестве стоит обратить внимание на роспись шкатулок своими руками. Мастер-класс поможет подготовить необходимые материалы, а также расскажет, как задекорировать шкатулку в разных техниках росписи.
Что необходимо
Шкатулки традиционно делаются из дерева. Найти деревянную шкатулку под роспись не составит труда: в современных магазинах для хобби можно подобрать заготовки прямоугольных и круглых шкатулок разного размера. Также можно приспособить любые деревянные коробочки с крышкой, внешне напоминающие шкатулки.
Роспись обычно выполняется акриловыми красками для деревянных поверхностей. Они хорошо наносятся, держат цвет и достаточно быстро сохнут. Набор красок можно купить в любых магазинах для творчества. Также понадобятся натуральные или синтетические мягкие кисти разных размеров и форм.
Для получения лаковых шкатулок необходимо готовую роспись покрыть лаком в один или несколько слоев. Стоит обратить внимание, что деревянные изделия покрываются глянцевым лаком исключительно для деревянных поверхностей, например, паркетным или мебельным. Как правило, он сделан на водной основе, не имеет цвета и запаха. Лак не только защитит роспись и шкатулку, но и придаст ей приятный блеск и гладкость.
Начинаем творить
Рассмотрим, какую роспись и как можно сделать на деревянной шкатулке.
Расписать шкатулку можно разными способами, с применением различных техник: от свободной росписи до народных традиционных стилей. Роспись и покраску можно дополнить «старением», декупажем или всевозможной фурнитурой.
Прежде чем приступать к непосредственному раскрашиванию и декорированию шкатулки, следует обработать заготовку или деревянную коробочку и подготовить ее под роспись. Для этого выполнить следующие действия:
Грунтовка нужна для более ровного и яркого нанесения краски. Если заготовка достаточно ровная, гладкая и белая, то можно пропустить этот пункт. Также можно не грунтовать, если изначально планируется сделать темный общий фон.
Пожалуй, одна из самых простых, но при этом трудоемких техник – точечная роспись. Она выполняется при помощи контурных красок. Суть техники заключается в том, чтобы заполнить рисунок разноцветными точками. Наиболее подходящие изображения для этой росписи – сложные узоры и орнаменты, которые наносятся по трафарету или шаблону.
Художественная роспись делается от руки на свободную тематику и может содержать любые сюжеты и элементы. Если речь идет о шкатулке, то чаще всего на ней изображают цветы, листья, ягоды, птицы (можно использовать трафареты и шаблоны). Однако искушенные мастера могут дать волю фантазии и изобразить на небольшом формате шкатулки все, что душе угодно.
Не стоит также забывать, что существуют разные стили народной росписи. Шкатулки и сундуки для приданного расписывали простыми орнаментами еще в средние века. В каждой местности существовала своя традиция росписи деревянной посуды и утвари. Многие виды росписи, дошедшие до наших дней, можно считать культурным наследием.
Традиции из народа
Какой народной росписью можно украсить шкатулку?
Роспись из местности Палех (Владимирская губерния), пожалуй, самая узнаваемая. Такой росписью украшали не только шкатулки, но и броши, подносы, блюда и т.д. Основная особенность – тщательная детализация и прорисовка, при этом формат для росписи обычно небольшой. Частые сюжеты – иллюстрации быта и сказок.
Палехская роспись обычно выполняется темперными красками на черном фоне. Преобладающие цвета – зеленый, желтый, красный. По бокам, как правило, шкатулка украшается позолоченным орнаментом.
Городецкая роспись украшает шкатулки птицами, цветами и целыми сюжетами. Роспись можно узнать по ярким краскам, округлым цветам и частым изображением лошадей и людей.
Процесс создания оригинальной шкатулки в технике контурной росписи
В работе используются:
Заготовка для шкатулки собрана из трех элементов — трех небольших шкатулочек из полистирола и ПВХ.
Первые два элемента — это две одинаковые круглые заготовки для плоских шкатулок типа «крышка-дно».
А третья — мини-шкатулочка для колец.
Я решила собрать все три шкатулки вместе и сделать из них одну, в которой будет два отделения, например, для хранения свадебных украшений. А в верхнем сердце можно хранить обручальные кольца.
Материал шкатулки тоже необычен — это специальный пластик, который подходит под окраску акриловыми красками. При работе с ним мы избавлены от процессов шкуренья между слоями по сравнению с деревом или фанерой, так как нет ворса. Слои краски и грунта ложатся ровно и хорошо держатся.
Итак, я склеиваю между собой две круглые шкатулки.
На крышке верхней шкатулки находим с помощью линейки центр и, приложив на него, обводим шкатулку-сердце гелевой ручкой — она затем хорошо смывается с пластика.
Приклеиваем на суперклей третью заготовку.
Покрываем белым грунтом целиком всю получившуюся шкатулку. Грунт наносим плоской синтетической кистью.
После просушки грунта окрашиваем всю шкатулку акриловой краской. Накладываем два или три слоя с промежуточной просушкой, чтобы достичь равномерного цвета со всех сторон.
После высыхания краски покрываем одним тонким слоем акрилового лака.
Делаем разметку с помощью линейки — делим окружность на 8 равных частей.
Вдоль каждого радиуса от руки намечаем формы будущих лепестков росписи — абсолютная одинаковость не нужна, это лишь примерные границы.
Роспись выполняем акриловыми контурами. Ставим дугу из слипшихся точек контуром светлое серебро.
Пока краска не подсохла, с помощью зубочистки «распушаем» получившуюся линию к центру.
Параллельно первой линии, ближе к центру, аналогичным способом прорисовываем и «распушаем» второй слой лепестка — коричневый жидкий жемчуг.
Таким образом слой за слоем наращиваем первый лепесток к центру, немного сужая и меняя плавно цвета контуров в таком порядке: античная бронза, золото, светлое золото, снова коричневый жемчуг, античная бронза и так далее.
Выполняем рисунок для всех лепестков.
Размечаем гелевой ручкой радиусы, идущие между первых лепестков — вдоль них пойдут «перья». Чтобы изобразить перо, ставим по разные стороны от радиуса симметрично две точки контуром и зубочисткой вытягиваем из них хвостики к общему центру.
Плавно меняем переход цвета капелек: светлое серебро, светлое золото, золото, античная бронза, коричневый — затем в обратном порядке.
Немного не доходя до края, рисуем дугу жидким жемчугом и «распушаем» ее зубочисткой к центру.
Завершаем перо. Когда краска дуги подсохла, поверх нее накладываем вторую дугу из светлого серебра и «распушаем» поверх первой, создавая многослойность.
Добавляем по краям перьев крупные жемчужины золотистого цвета и от них — дорожки уменьшающихся точек к центру светлым серебром.
Рядом с золотистыми жемчужинами ставим по паре белых жемчужин и зубочисткой растягиваем их в капельки.
Роспись на крышке завершена, приступаем к росписи сердца.
С помощью линейки с окружностями размечаем от центра сердца несколько окружностей, чтобы дальнейшая роспись ложилась ровно.
В центр ставим белую жемчужину и далее начинаем роспись вокруг нее — от светлого к темному: светлое серебро, светлое золото, золото, античная бронза. Постепенно увеличиваем размер точек.
Коричневым контуром обрамляем маленькими точками бронзу.
Прорисовываем линию вдоль края жидким жемчугом и «распушаем» ее от центра.
Повторяем такие же линии коричневым и античной бронзой. По краю ставим ряды золотистых жемчужин.
Переходим к росписи боковинок шкатулки. На нижней части верхнего отделения и верхней части нижнего отделения гелевой ручкой размечаем завитки. На верхней части завитки прорисовываем рядом слипшихся точек светлым серебром.
На верхней части спускаем уменьшающиеся ряды точек — каждого цвета по две линии. Переход цвета также плавно меняем от светлого к темному, затем наоборот.
К завиткам добавляем в пустое пространство дополнительные элементы — коричневый жемчуг, золотые точки.
Аналогичным способом оформляем второй ряд завитков, только сменив цвет контуров.
В самой нижней части ставим коричневым контуром лепестки из точек и вытягиваем зубочисткой из них краску к центру в виде веера.
Между коричневыми каплями ставим золотые и так же вытягиваем их к центру.
Завершаем роспись золотистыми жемчужинами в центрах вееров, белыми жемчужными каплями между ними. Ставим ряд белых жемчужин вдоль средней линии боковины шкатулки и рядами таких же жемчужин на боковинах сердца.
Внутри я оформила дно и крышки кожей, чтобы украшения не царапались, и им было комфортнее.
После просушки краски останется на несколько слоев с промежуточной сушкой покрыть работу лаком.
Спасибо за внимание. Если мастер-класс понравился — нажимаем соответствующую кнопочку с пальцем.
Процесс имитации филиграни и роспись акриловыми красками шкатулки
В этом мастер-классе я покажу процесс имитации филиграни и роспись акриловыми красками. Рисовать будем сирень.
Узоры объемные, «металлические», роспись «свободная», акриловая.
Все по порядку. Вот объект реализации моих задумок, уже загрунтованный акриловой белой краской. Роспись я планировала разместить в двух овалах: большом на крышке и маленьком внизу. Так вот, овалы необходимого размера я вырезала вначале из бумаги, а потом приложив к шкатулке, обвела их. На фото это уже видно:
Материалы и инструменты:
Узоры я вначале отрисовала на бумаге,а затем перевела на шкатулку. Начала с обрамления овальных областей на шкатулке:
Шаг за шагом я выполнила всю узорчато-объемную работу. После высыхания я всю шкатулку дважды покрыла акриловой белой краской, чтобы сцепление узоров с поверхностью шкатулки было более надежным. Как хорошо смотреть на фото. когда уже все готово!
Наступил этап работы с красками. Эскиз рисунка с сиренью набросала простым карандашом прямо на крышке шкатулки, но все же нельзя так сильно давать на карандаш,т.к.его следы могут быть видны через слой краски. Чуть позже я ластиком это исправила
Приступая к рисованию очень полезно просмотреть фото с сиренью и вспомнить,какую она имеет внутреннюю структуру, это обычно внутри разветвляющиеся веточки..на которых «растут» цветочки. Можно,конечно, и без всего этого, под натиском вдохновения,но нет- я лично путаюсь)))
Приступаю к росписи. Круглой кистью №2 я ставлю несколько пятен,формирующих гроздь сирени. Делаю это ОЧЕНЬ разбавленной краской: ставлю пятно и чуть растираю границы.
Чуть посохло и я усилила все,добавив насыщенности:
Я чуть было не забыла про этот этап и сразу начала рисовать бутончики-цветочки, но после очередного забега сына ко мне на кухню с возгласом: «МАААААААМА. ПОСМОТРИИИИ!!» (он научился откручивать винтики)))) мне пришлось сделанное стереть. Ну не без этого)))
Не забываю и о маленьком овале,там все так же
Немного подустав,я переключаюсь опять на узоры. Развожу черную краску с сиреневой, делая лужицу грязную на палитре и кистью,зачерпывая из нее черной водицы,прохожусь по узорам,излишки тут же снимаю кистью (промываю кисть в воде для этого, затем обмакнув в тряпку,чтобы убрать воду, вытираю излишки). Нужно было,чтобы темная краска попала во все углубления,сделав еще объемней узор.
Вот самое начало этого процесса (начала с верхнего правого угла):
Вот примерно что получилось вцелом
Опять возвращаюсь к росписи и добавляю тени. К зеленой краски чуть черной и очень много воды. Тень нужно хорошо успеть растушевать,делается все быстро,пока краска не высохла. Постаралась заснять. но кажется не самый удачный случай,но все же понятно должно быть: под листом провожу кистью
быстро ополаскиваю кисточку и размываю границу тени.
Таким образом добывляю теней в разных участках.
Затем возвращаюсь к цветочкам,опять листочкам (набираю где нужно насыщенность цвета листа,рисую прожилки). Кое-где прорисовываю веточки внутри грозди сирени. По завершении в некоторых цветочка сталю желтые точки, обозначая серединки цветочков.
В общем, работу делать можно до бесконечности. )))
Итоговость такая. Внутри шкатулку еще нужно будет оформить сиреневым креп-атласом
Вот еще мои работы с сиренью. Сирень. сирень. май «на носу»
Спасибо за внимание! Надеюсь,было интересно и полезно
Мастер-класс: точечная роспись круглой шкатулки
Хочу представить вам мастер-класс по точечной росписи круглой шкатулки. В этом мастер-классе будет показано 2 способа переноса рисунка на поверхность и, собственно, сама точечная роспись.
Итак, начнем. Если шкатулка гладко отшлифована, то сразу приступаем к грунтовке. Наносим один слой грунта, даем высохнуть, затем немного шкурим наждачной бумагой, чтобы убрать поднявшиеся древесные волокна. Наносим еще один слой грунта. Для грунтования удобно использовать плоскую широкую кисть или спонж. Если грунт густоват, то можно немного разбавить его водой. Даем шкатулке полностью просохнуть и наносим лак в 2 слоя. Матовый или глянцевый — на ваш выбор, я выбрала матовый, чтобы не бликовал на фото. Грунтуем и лакируем шкатулку и внутри и снаружи.
Подбираем цвета для росписи. Я выбрала несколько металликов и 3 цветных контура, а также бирюзовый PerlenPen.
Далее придумаем узор для крышки. Кладем крышку на лист бумаги и обводим ее. Затем находим и отмечаем центр окружности (о том, как это делается, можно почитать в Интернете, это не сложно 🙂 Делим окружность на 4 части. В одной из этих частей намечаем будущий рисунок. Тут все зависит от вашей фантазии. Я выбрала просто узор, чтобы никого потом не запутать.
Вырезаем круг. Складываем его по линиям и вырезаем по наметке. Думаю, все делали «снежинки» к Новому Году, здесь тот же принцип. Чем-нибудь острым делаем отверстие в центре.
Затем прикладываем получившийся шаблон к крышке и прикрепляем его, чтобы не съезжал. Для этого я использую наклейки от кассовой ленты, очень удобно и не остается следов. Но подойдет и скотч или малярная лента.
Обводим шаблон. Я использую ручку для CD- дисков, она быстро сохнет и не смазывается. Но в этом и ее минус — ее не стереть, не испортив лакового покрытия. Поэтому, если боитесь ошибиться, то используйте простой мягкий карандаш, белый карандаш или гелевую ручку.
Не забудьте отметить центр окружности, именно для этого мы делали отверстие в шаблоне. Теперь при помощи линейки соединяем центр окружности с уголками самого большого выступа рисунка.
У нас образовались секции: с 1 вершиной и с 3 вершинами. В секциях с 3 вершинами отмеряем от центра 2 см и отмечаем эту точку. Затем соединяем эту точку с уголками. Какой результат должен получится видно на фото.
А теперь самое интересное — приступаем к росписи!
Обязательно держите под рукой салфетку, чтобы протирать носик контура от скопившейся краски. И прежде, чем ставить точку на изделие, сделайте пробу на черновике, чтобы приноровиться к консистенции краски, т.к. у разных производителей (а бывает и у одного) краска разной густоты.
Итак, в центр узора ставим большую каплю бирюзовым PerlenPen. Затем обводим эту каплю точками бронзового цвета и этим же цветом проходимся по границам больших лучиков (назовем их для удобства ромбами). Золотым контуром (Таир) очерчиваем границы маленьких ромбов.
Контуром голубого цвета проставляем точки по периметру внутри больших ромбов, а бирюзовым внутри маленьких. Затем соединяем большие ромбы с меленькими контуром золотого цвета (Idea).
Под получившейся дугой ставим ряд оранжевых точек, затем бронзовых.
Теперь работаем внутри маленьких ромбов. По периметру проходимся точками бронзового цвета. В верхнем углу ставим ряд точек золотого цвета (Idea), затем ряд оранжевым и ряд золотом (Таир), затем в уголке ставим большую бирюзовую каплю с помощью PerlenPen.
Затем золотом (Таир) проточкиваем линию, как бы закрывая треугольник. Проставляем ряд точек бронзового цвета, перпендикулярно этому ряду проводим 4 линии голубым цветом (именно линии). Далее ряд золотом (Idea), ряд золотом (Таир), отступаем расстояние 1-2 мм и снова ряд золотом (Таир), ряд оранжевым и ряд бронзой. Параллельно, перпендикулярно — ничего же непонятно — скажете вы. а вот тут на помощь приходит фото 🙂
Приступаем к работе внутри больших ромбов. Внутри по периметру проходимся точками золотого цвета (Таир), этим же цветом из верхнего угла проставляем несколько небольших линий, буквально в 1-2 точки.
В уголке ставим большую точку оранжевым контуром и от нее по три таких же точки в стороны. Затем ряд точек бронзой, ряд золотом (Idea) и линия бирюзой.
Дальше ряд золотом (Таир), отступаем 1-2 мм ряд бронзой, ряд крупных голубых точек, ряд золотом (Idea). В уголке ставим крупную бирюзовую каплю и закрываем треугольник рядом золотых точек (Idea), под ним ряд золотом (Таир).
Затем перпендикулярно проводим 4 линии оранжевым цветом, проставляем ряд точек золотом (Таир), ряд бронзой, ряд бирюзой, ряд золотом (Таир), отступаем 1-2 мм, ряд золотом и еще раз отступаем, снова ряд золотом. Как в танцах — раз, два, три, раз, два.
Теперь между маленькими и большими ромбами, под дугой проставляем ряд золотом (Таир), потом линию бирюзой, потом по периметру внутри проходимся золотом (Таир).
Пока что оставим рисунок и займемся пространством снаружи узора. Очертим рисунок рядом точек бронзового цвета, этим же цветом проставляем точки по окружности крышки в два ряда. Затем соединяем внешнюю границу рисунка и окружность множеством линий бронзового цвета.
Штрихуем обратную сторону прямоугольника белым карандашом. Если нет белого карандаша, то можно воспользоваться простым мягким карандашом/портновским мелом/цветной копировальной бумагой, наметив рисунок прямо на ней. Прикрепляем наш раппорт к шкатулке и переводим орнамент пока начало не совпадет с концом. Карандашную пыль легко убрать ватной палочкой.
И приступаем к росписи. Не устали? 🙂
Ограничим верх и низ рядами точек золотого цвета (Таир).
Этим же цветом пройдемся по полу-овалам, а ромбики обведем контуром бронзового цвета.
Затем бронзой пройдемся по внешней границе полу-овалов, соединяя их между собой. И этим же цветом по внутренней границе, но только по дуге. Между ромбами поставим крупные капли бирюзового цвета с помощью PerlenPen. Золотым цветом (Таир) обведем капли и ромбы.
Между полу-овалами проведем линию оранжевого цвета, затем ряд точек золотом (Таир) и ряд бронзой. Внутри полу-овалов, вдоль дуги проставляем ряд голубым цветом и ряд золотом (Idea).
Внутри ромбов очерчиваем оранжевым/бирюзовым (чередование через ромб) и затем ряд золотом (Idea). Будьте внимательны, чтобы получилось чередование, ромбов должно быть четное количество!
Далее вдоль нижней границы основания проставим ряд точек бронзовым цветом, ряд золотым (Таир), отступаем немного и еще ряд бронзой.
И выходим на финишную прямую 🙂
В отдельную емкость наливаем немного воды, добавляем в нее золотой акрил, хорошенько перемешиваем. Должен получиться как бы перламутр. По консистенции должна получиться прямо вода-вода. Берем мягкую кисть и наносим перламутровую водичку на оставшиеся незаполненными лучики на крышке, а также в ромбики и полу-овалы на основании шкатулки. Не берите на кисть много жидкости, буквально капельку и хорошо распределяйте. Количество слоев зависит от того, насколько насыщенный цвет вы хотите получить. Я наносила в 2 слоя. В итоге образуется очень интересный эффект — в зависимости от угла падения света мы видим разную насыщенность золотого цвета (почти стихи 🙂
С росписью все! Когда краска высохла, я покрыла лаком участки с золотой краской и цветные контуры, чтобы придать им больше блеска. По желанию можно покрыть лаком всю работу в 1-2 слоя, но следите, чтобы между точками не образовывались затеки лака.
Внутри можно оставить как есть или декорировать по вашему желанию. Я отделала бархатом дно и крышку.
Вот и все 🙂 Как видите, на фото видна разница в предаче цвета при съемке с искусственным освещением и с естественным.
В конце немного об исправлении ошибок.
Если вы использовали не тот цвет, который хотели или линия пошла неровно, не расстраивайтесь. Если рядом нет других расписанных элементов, то краску (пока она не высохла) легко убрать влажной ватной палочкой, если же пространство рядом уже заполнено узором, то подождите пока краска подсохнет (15-20 мин) и перекройте другим цветом или аккуратно снимите краску зубочисткой.
Не бойтесь ошибаться, пробуйте! Точечная роспись затягивает 🙂 и приводит мысли в порядок.
Спасибо за внимание! Мастер-класс получился довольно объемным, но надеюсь, вы найдете в нем полезную информацию. Если будут вопросы — задавайте, постараюсь ответить максимально подробно.