Шло детство поспевала клубника
Литературно-музыкальная композиция «Дети Сталинграда»
Литературно-музыкальная композиция «Дети Сталинграда»
Цель: формирование представления о Великой Отечественной войне.
Повышение интереса к прошлому нашей страны.
Воспитание чувства патриотизма, гордости за свою Родину.
Формирование активной гражданской позиции.
Развитие творческих способностей учащихся.
Звучит довоенная музыка. На сцену выходят девочка, ее мама. Накрывают на стол.
Девочка. Мама, мама! Мне сегодня исполняется 10 лет! Я уже совсем взрослая. Посмотри, клубника поспела. А гости скоро придут?
Мать. Конечно, доченька. Вот уже и стол почти накрыт. Какая ты у меня взрослая стала!
Внезапно музыка обрывается. Звучит запись голоса Юрия Левитана об объявлении войны.
Мать. Как война? Горе-то какое! Война!
Девочка. Шло детство, поспела клубника…
Нам день обещал тишину.
И было нелепо и дико,
Что вдруг объявили войну.
И мама, начав хлопотать у стола,
Смотрела так пристально прямо
И слёз удержать не могла.
И болью огромного роста
Набат поднимался, как крик
И было нам, детям, непросто
Понять этой скорби язык.
Война надвигалась столико.
Родной закручинился кров…
На блюде забытом клубника
Сочилась, как алая кровь. (Уходят)
Школа. Зима. Звук ветра. Выходят учительница и ученики. Дети садятся за стол.
Учительница. Холодный декабрь выдался в этом году. Ребята, приготовьтесь к уроку.
Ученица. Клавдия Ивановна, а скоро фашисты уйдут из Сталинграда?
Учительница. Конечно! Газета «Правда» сообщает: «10 декабря в районе Сталинграда уничтожено 400 немецких солдат и офицеров, 2 танка, 42 пулемета, 16 автомашин, сбито 2 немецких самолета».
Ученик 1: А у меня папка на фронте фрицев бьет!
Ученик 2: А мой папка пишет, что война скоро кончится, и он домой вернется.
Учительница. Конечно, ребята, наша армия победит врага. Но давайте займемся уроком.
В классе очень холодно,
На перо дышу,
Опускаю голову
И пишу, пишу.
Первое склонение —
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу — «война».
Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет — чего?— «войны».
А за словом воющим —
Мама умерла.
И далекий бой еще,
Чтобы я жила.
Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну».
Может, для примера мне
Выбрать «тишину»?
О «войне» тот горестный,
Гордый тот урок,
И его запомнила
Я на вечный срок.
Учительница. Алеша, а что ты там пишешь?
Ученик 3. А я пишу письмо папе на фронт.
Выходят чтецы (старшеклассники). Становятся в линию, за ними становятся «ученики военной школы».
До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники и друзья. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.
Мальчишки. Девчонки. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими. Сражались повсюду. И ни на миг не дрогнули юные сердца!
Дети, опалённые войной,
Вы сражались вместе со страной,
Дерзко партизанили в лесах,
Храбро воевали на фронтах.
Вы прошли блокаду Ленинграда,
Выжили в подвалах Сталинграда,
Вам пришлось в лишениях, невзгодах
Вкалывать в колхозах, на заводах.
Дети войны, вы детства не знали.
Ужас тех лет от бомбёжек в глазах.
В страхе вы жили. Не все выживали.
Горечь-полынь и сейчас на губах.
В детских глазах испуг все читали.
Как же понять, что такое война.
Взрослые дяди в них просто стреляли,
Их убивали, сжигали дотла.
Дети войны, как же вы голодали.
Как же хотелось собрать горсть зерна.
На зрелых полях колосья играли,
Их поджигали, топтали. Война.
Учащиеся меняются местами. Теперь перед чтецами становятся младшие учащиеся.
Была зима и жесткой и метельной,
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе – детство и война.
И нас большая Родина хранила,
И нам Отчизна матерью была.
Она детей от смерти заслонила,
Своих детей для жизни сберегла.
Года пройдут, но эти дни и ночи
Придут не раз во сне тебе и мне.
И, пусть мы были маленькими очень,
Мы тоже победили в той войне.
Звучит песня «Дети войны». Затем выступают чтецы (старшеклассники).
Сталинградская битва…Переломный момент в ходе ВОВ.
Мужество и отвагу проявляли сталинградские пионеры в борьбе с врагом. Они вели разведку в тылу врага, добывая важные сведения о расположении фашистских частей. Наносили заметный урон людским и техническим силам врага. Они помогали освобождать советских военнопленных, совершали дерзкие диверсии.
Вспомним их имена: Миша Романов, Саша Филиппов, Витя Громов, Сережа Алешков, Володя Дубинин, Коля Красавцев, Люся Ремизова и другие.
Все это вселяло страх и сеяло панику среди фашистов. Они были уверены, что действуют партизаны.
Ребята готовились уйти в лес, но не успели. Староста хутора и гитлеровцы все-таки догадались, кто являлся «партизанами».
4 ноября 1942 г. мальчишек схватили. Несколько суток жестоко пытали, а потом на глазах хуторян дети были расстреляны.
Звучит печальная мелодия. Выступают младшие учащиеся.
Слушайте, люди, печальный рассказ. Были фашисты когда-то у нас.
Грабили жителей, мучили, били. В наших домах кровопийцы те жили.
Там, где в колхозе силосная яма, днём разыгралась кровавая драма.
Драма кровавая, жуткая драма: стала могилой силосная яма.
Десять мальчишек бандиты убили. В яму, как кошек, бедняжек зарыли.
Десять мальчишек: Ивана, Семёна, Васеньку, Колю, Емелю, Аксёна.
Руки пред казнью бандиты связали, пули фашистов сердца пронизали.
Горько рыдали их мамы. Нет! Не забыть нам аверинской драмы.
Шумела гроза над землею,
Мужали мальчишки в бою:
Знает народ: пионеры-герои
Навечно остались в строю!
Я хочу, чтоб на нашей планете
Никогда не печалились дети.
Чтоб не плакал никто, не болел,
Только б хор наш ребячий звенел.
Чтоб навек все сердцами сроднились.
Доброте чтобы все научились.
Чтоб забыла планета Земля,
Что такое вражда и война.
Все участники исполняют финальную песню «Играют дети всей земли в войну».
Литературно – музыкальная композиция: «Дети войны»
Литературно – музыкальная композиция:
Для учащихся 9-11 классов
Оформление: плакат «Никто не забыт, ничто не забыто», рисунки детей «Мы рисуем мир», выставка книг о пионерах-героях.
Год 1941 лето. Время отбивало последние минуты мирной жизни страны. Двадцать второе июня… четыре часа.
(«Священная война» муз.А.Александрова, сл. Лебедева-Кумача.)
Шло детство, поспела клубника…
Нам день обещал тишину.
И было нелепо и дико,
Что вдруг объявили войну.
Мы ждали гостей. Наша мама
Начав хлопотать у стола,
Смотрела так пристально прямо
И слез удержать не могла.
И болью огромного роста
Набат поднимался, как крик.
И было нам, детям, не просто
Понять этой скорби язык.
Война надвигалась столико
Родной закручинился кров…
На блюде, забытом клубника
Сочилась, как алая кровь.
Война… Жесточе нет слова.
Война… Печальней нет слова,
Война… Святее нет слова.
В тоске и слова этих лет
И на устах у нас иного слова
Ещё не может быть и нет.
А мы не будем памяти перечить
И часто вспоминаем дни, когда
Упала нам на слабенькие плечи
Огромная, недетская беда.
Была земля и жёсткой, и метельной
Была судьба у всех людей одна.
У нас и детства не было отдельно,
А были вместе детство и война.
В годы войны было горя много,
И никто никогда не сочтёт,
Сколько раз на своих дорогах
Оставляла война сирот.
Юные безусые герои!
Юными остались вы на век,
Перед вашим, вдруг ожившим строем
Мы стоим не поднимая век.
Боль и гнев сейчас тому причина,
Благодарность вечная вам всем,
Маленькие стойкие мужчины.
Девочки достойные поэм.
Сколько вас? Попробуй перечислить-
Не сочтешь, а впрочем, все равно
Вы сегодня с нами, в наших мыслях,
В каждой песне, лёгком шуме листьев
Тихо, постучавшихся в окно. ( Звон колокола)
«Люди добрые, помните: любили мы жизнь и Родину нашу, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне. Наша просьба ко всем: пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу, чтобы смогли вы утвердить навечно мир и покой на Земле! Чтобы отныне нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умерла. (Материалы из сожженной Хатыни (старик держит на руках умершего ребенка.)
Что может быть страшнее смерти ребёнка
Есть поговорка: «На войне детей не бывает». Те, кто попали на войну, расстались с детством навечно.
Женя Баковец – белорусский пионер, стал партизаном. Однажды, направляясь на боевое задание, небольшая группа партизан попала в засаду. Последнюю гранату Женя бросил в фашистов, а сам крикнул: «Живым не сдамся!» Он выхватил кинжал и вонзил себе в сердце. В отряде Женю звали «наш Орленок»
(Песня «Орленок» муз.В.Белого, сл. Я.Шведова)
По доносу провокатора была арестована вся семья Герасименко. Юную подпольщицу Люсю пытали, но она молчала. Фашисты убили её. Писатель А.Сурков посвятил Люсе стихотворение:
Белая берёзонька у хаты.
Наклонила ветви до земли.
Мимо хаты пьяные солдаты
Юную разведчицу вели.
Больно тело девичье томили,
И огнём пытали, и водой.
Никакие муки не сломали
Верность партизанки молодой.
Мать – Отчизну девушка любила,
Ей верна, осталась до конца.
Не сломала вражеская сила
Молодые, детские сердца.
(Снимки: партизаны в годы войны. )
(Песня «На безымянной высоте» муз.В.Баснера, сл. М.Матусовкого).
Дети войны… Сколько их, маленьких отважных сердец, сколько любви и преданности своей Родине… Кто они, эти мальчишки и девчонки? Бесстрашные герои… Орлята Великой Отечественной войны.
Вспомним их поимённо,
С горем вспомним своим…
Это нужно не мёртвым,
Леня Голиков – погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука Новгородской области.
Марат Казей – погиб в мае 1944 г. в бою с фашистами близ села Хоромищин в Белоруссии.
Валя Катик – погиб 17 февраля 1944 года при охране склада с боеприпасами в селе Изяслово.
Володя Дубинин – погиб 4 января 1942 года в г.Керчи, помогая саперам расчистить заминированные тропы.
Зина Партнова – расстреляна фашистами осенью 1943 года в г. Полоцке.
Осенние ветры шумели, как стрелы
В горелых, в обветренных реках вода.
Мальчишек фашисты вели на расстрелы
Те рассветы забыть?
Удар колокола сменяется ударами метронома.
«Бухенвальдский набат» муз.В.Мурадели, сл. А. Соболева.
В лагерях смерти детей заставляли выполнять непосильную работу, производили над ними медицинские опыты. Когда крематории не справлялись с людским потоком, то эсесовцы бросали живых людей в раскалённые печи.
«Ах война, что ты сделала» муз. и сл. Б.Окуджавы.
Уходили мальчики – на плечах шинели.
Уходили мальчики – храбро песни пели.
Отступали мальчики пыльными степями,
Умирали мальчики – где не знали сами.
Попадали мальчики в страшные бараки,
Догоняли мальчиков лютые собаки.
Не хотели мальчики поддаваться страху,
Поднимались мальчики по свистку в атаку.
Повидали мальчики – храбрые солдаты –
Показали мальчики за четыре года,
Кто такие мальчики нашего народа.
«День Победы» муз. Д. Тухманова, сл. В.Харитонова.
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!
Пусть память верную о ней
Хранят об этой муке
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки.
Проходит время, годы пролетают, десятилетия, а боль не утихает. Мертвых не воскресить, но пусть венки, которые ложатся на их могилы, вплетается весть о суровом возмездии убийцам…
«Никто не забыт, ничто не забыто» муз. А.Новикова, сл. В. Харитонова.
Плакат «Памяти павших будьте достойны»
Знаем мы всех героев бесстрашных.
Преклоняем колена перед памятью павших,
И ложатся цветы на гранитные плиты…
Да, никто не забыт, и ничто не забыто.
Вечную Славу поёт вам народ.
Память о вас никогда не умрёт.
«Никто не забыт» муз. Ю. Чичкова, сл. Ю. Разумоского.
По рассказам и книжкам я знаю войну,
Что сиротами сделала многих детей.
Что заставила плакать седых матерей.
По рассказам и книжкам я знаю войну.
По рассказам и книжкам я вижу войну.
Вижу стены, разорванный бомбами дом.
Дым пожарищ, чернеющий пепел кругом.
По рассказам и книжкам я вижу войну.
По рассказам и книжкам я слышу войну.
Слышу грохот орудий и раненый крик.
Слышу вздох партизан, замеревших на миг.
По рассказам и книжкам я слышу войну.
Я не знаю войны. Да зачем она мне?
Я хочу мирно жить, гимны петь красоте.
Надо мир укреплять, чтоб всегда и везде
Знали люди лишь о прошедшей войне.
«Нам мир завещали беречь» муз. Ю. Чичкова, сл. М. Пляцковского.
Да будет светлой жизнь детей!
Как светел мир в глазах открытых!
Земле достаточно убитых.
«Хозяева – дети» муз. И.Асеева, сл.В.Орлова.
Год 1941 лето. Время отбивало последние минуты мирной жизни страны. Двадцать второе июня… четыре часа.
(«Священная война» муз.А.Александрова, сл. Лебедева-Кумача.)
Шло детство, поспела клубника…
Нам день обещал тишину.
И было нелепо и дико,
Что вдруг объявили войну.
Мы ждали гостей. Наша мама
Начав хлопотать у стола,
Смотрела так пристально прямо
И слез удержать не могла.
И болью огромного роста
Набат поднимался, как крик.
И было нам, детям, не просто
Понять этой скорби язык.
Война надвигалась столико
Родной закручинился кров…
На блюде, забытом клубника
Сочилась, как алая кровь.
Номер материала: 508170
Не нашли то что искали?
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.