свастика можно ли показывать
Является ли свастика на аватарке нарушением закона?
Этот символ пережил свое возрождение в конце девятнадцатого века, в частности после обширных археологических раскопок, проведенных известным археологом Генрихом Шлиманом. Шлиман обнаружил крест с загнутыми концами на месте древней Трои. Он сравнил его со знаками похожей формы, нарисованными на глиняных изделиях, найденных в Германии, и предположил, что это был «важный религиозный символ наших далеких предков».
В начале двадцатого века свастика широко использовалась в Европе. Этот символ имел много значений, но наиболее известен был как символ удачи и успеха. Однако труды Шлимана вскоре взяло на вооружение народное (нем. völkisch) движение, для которого свастика стала символом «принадлежности к арийцам» и националистической гордости немецкого народа.
Гипотеза об арийском происхождении немецкого народа, вероятно, стала одной из главных причин того, что в 1920 году свастика, или Hakenkreuz (нем. «крест с загнутыми концами»), была официально принята нацистской партией в качестве своего символа.
Нацистская партия, однако, была не единственной партией, использовавшей свастику в Германии. После Первой мировой войны свастика была принята в качестве символа несколькими ультраправыми националистическими движениями. Как символ она стала ассоциироваться с идеей расово «чистого» государства. К тому времени, когда нацисты получили контроль над Германией, значения свастики изменились навсегда.
В книге «Майн Кампф» Адольф Гитлер писал: «Тем временем я после многочисленных попыток определил окончательную форму: флаг с красным фоном, белым кругом и черной свастикой в середине. После долгих попыток я также нашел определенную пропорцию между размером флага и размером белого круга и определил форму и толщину линий свастики».
Изображаемая на флаге, упоминавшемся Гитлером в «Майн Кампф», а также на предвыборных плакатах, нарукавных повязках, медалях и эмблемах военных и других организаций, свастика стала наиболее узнаваемым символом нацистской пропаганды. Могущественный символ был призван вызывать гордость у арийцев, а также внушать ужас евреям и всем остальным, считавшимся врагами нацистской Германии.
Несмотря на происхождение, свастика стала так часто ассоциироваться с нацистской Германией, что ее использование в наши дни часто вызывает разногласия.
Всем адекватным пользователям Пикабу удачи, мира и процветания!
Роскомнадзор объяснил, как можно показывать свастику
Роскомнадзор заявил, что демонстрация нацистской символики не нарушает закон «О противодействии экстремизму», если не является пропагандой.
Чтобы внести ясность в трактовку закона, ведомство заказало специальное исследование.
Специалисты кафедры судебных экспертиз МГЮА имени Кутафина дали следующее заключение. В законе для связки понятий «пропаганда» и «публичное демонстрирование» использован соединительный союз «и». То есть понятия не просто перечисляются они грамматически соединены между собой, и термин «пропаганда» находится в приоритетной позиции по отношению к термину «публичное демонстрирование», сообщается на сайте Роскомнадзора.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций: «Лингвистически это означает, утверждают эксперты, что само по себе публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики без целей пропаганды не является проявлением экстремизма».
То есть использование нацистской символики в исторических, научных и других подобных целях признается допустимым. При этом нацистская символика не может быть использована для оскорбления советского народа и памяти жертв Великой Отечественной войны, для популяризации идей нацизма, расового превосходства и оправдания военных преступлений фашистов.
Отметим, что в последнее время случилось несколько громких историй, связанных с демонстрацией нацистской атрибутики. Так, в магазине «Детский мир» на Лубянке изъяли из продажи солдатиков в форме вермахта. А в Смоленске суд оштрафовал девушку, которая выложила в соцсеть историческое фото своего двора времен фашистской оккупации.
Роскомнадзор разрешил демонстрировать свастику, но без пропаганды
Накануне 70-летия Победы в Великой Отечественной войне Роскомнадзор решил заявить свою позицию по теме демонстрации нацистской символики. О ее запрете говорится в федеральном законе «О противодействии экстремистской деятельности». В пункте 1 статьи 1 сказано, что экстремистской деятельностью признается «пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения».
Ведомство заказало специальное юридико-лингвистическое исследование у специалистов кафедры судебных экспертиз Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. Эксперты пояснили, что в законе между понятиями «пропаганда» и «публичное демонстрирование» стоит соединительный союз «и». То есть понятия не просто перечисляются, они грамматически соединены между собой, утверждают эксперты. А порядок их употребления таков, что термин «пропаганда» находится в сильной, приоритетной позиции по отношению к термину «публичное демонстрирование».
Кроме того, сотрудники кафедры судебных экспертиз указали, что использование нацистской и сходной с ней до смешения символики или атрибутики в исторических, научных и тому подобных целях признается допустимым.
«Роскомнадзор намерен использовать в своей правоприменительной практике именно такую трактовку соответствующих норм закона «О противодействии экстремистской деятельности», — сообщили в ведомстве.
При этом демонстрация нацистской символики не должна использоваться для оскорбления советского народа и памяти о понесенных в ВОВ жертвах, а также для популяризации идей нацизма, теории расового превосходства и оправдания военных преступлений фашистов, отмечают в ведомстве.
Роскомнадзор опирается также на разъяснения Конституционного суда РФ, который указывает, что демонстрация нацистской символики подпадает под понятие «экстремизм», если она возбуждает ненависть и вражду, разжигает рознь и пропагандирует социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство. А чтобы точно установить, есть ли подобные признаки в демонстрации символики, необходимо изучить «все значимые обстоятельства каждого конкретного дела: формы и содержания, адресатов и целевой направленности, общественно-политического контекста, наличия реальной угрозы, в том числе призывов к противоправным посягательствам на конституционно охраняемые ценности, либо их оправдание».
Таким образом, получается, что игрушечные немецкие солдатики, которые продаются в магазинах без цели пропаганды, не попадают под экстремистскую статью.
О необходимости конкретизировать статью о запрете пропаганды нацизма в начале недели заявил замглавы Минкомсвязи Алексей Волин.
Действительно, в России развернулась настоящая облава на свастику и другую нацистскую символику и атрибутику. После изъятия игрушечных солдатиков из Центрального детского магазина на Лубянке в Москве антиквары и коллекционеры пришли в ужас. «Все, моделисты, прощайтесь с наборами солдат и техники Третьего рейха, — писали они на своих форумах. — Теперь понятно, почему в магазине хобби, исчезли с прилавка все модели люфтваффе».
Только за последние два дня в новостях появилось более десятка сообщений о фактах обнаружения предметов и изображений со свастикой и о привлечении к ответственности за это. В среду, 15 апреля, пользователи твиттера распространяли в сети красочный логотип фестиваля «Пермский калейдоскоп», уверяя, что на нем есть свастика. На логотипе дизайнеры изобразили стилизованное колесо обозрения. Накануне прокуратура Забайкальского края начала проверку продажи в магазинах детских игрушек советского самолета Пе-2, на крыльях которого была нанесена свастика. В Екатеринбурге члены «Уральского родительского комитета» заявили о массовой проверке всех магазинов с игрушками, включая специализированные для коллекционеров. В Сочи владелец магазина «Лавка старьевщика» был оштрафован за продажу военной формы морского кадета с эмблемами в виде орла, держащего в когтях свастику.
В интервью «Газете.Ru» Волин указал, что публиковать фотографии из архива Минобороны, на которых есть нацистская символика, можно совершенно спокойно.
«Людям, которых возмущает любое использование нацистской символики, надо иногда включать голову, — пояснил замминистра связи.
— Если на витрине выставлены солдатики в фашистской форме, мы понимаем, почему люди возмущаются. Странно иметь магазин, торгующий исключительно нацистскими солдатиками — тем более накануне Дня Победы. Для игры в войну нужны разные солдатики — должны быть и наши. О чем, кстати, продавцам было сказано. Они ответили, что советских еще не подвезли. В общем, надо, чтобы подвозили быстрее».
Госдума разрешила демонстрировать свастику, но без пропаганды фашизма
Вячеслав Тихонов в роли Штирлица в телефильме Татьяны Лиозновой «Семнадцать мгновений весны» (1973)
Депутаты Госдумы в третьем чтении внесли поправки в статьи 6 ФЗ «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и 1 ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Теперь нацистская символика может присутствовать в произведениях искусства, литературы и науки, а также сообщениях СМИ при условии, что к идеологии формируется негативное отношение, и отсутствия признаков ее пропаганды или оправдания.
«Такая демонстрация возможна только при условии, что она не является ее пропагандой или не содержит оправдания преступлений фашистской Германии», — говорится в тексте закона.
Первоначально авторы инициативы предлагали разрешить демонстрацию нацистской и экстремистской символики «при условии осуждения нацизма», но затем эту формулировку убрали.
«Кусок абсурда»
Депутаты обратили внимание на расхождения в законах «О противодействии экстремистской деятельности» и «Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». В обоих законах формулировки выглядят по-разному. В первом обозначен запрет на демонстрацию нацистской атрибутики или символики, а во втором — нацистской символики в любой форме. В таком случае, как отметила одна из авторов инициативы Елена Ямпольская, советские фильмы о войне должны быть запрещены.
«Никто в тот момент не дал себе труда задуматься: а к чему приведет полный запрет на демонстрацию нацистской символики? Что дальше будет с фильмами о Великой Отечественной войне, в том числе — входящими в золотой фонд нашего кинематографа? — отметила председатель комитета Государственной думы по культуре.
— Очень важно, что принятие инициативы произошло сейчас, когда страна начала готовиться к 75-летию Великой Победы. Публикуя кадры из советских фильмов, плакаты, фотографии военных лет, наши граждане чтут подвиг предков и, безусловно, формируют негативное отношение к идеологии нацизма».
По мнению Ямпольской, принятые поправки помогли убрать «кусок абсурда из нашей жизни». При этом в информационно-аналитическом центре «Сова» (внесен в список иноагентов Минюста) заметили, что непонятно, кто и каким образом будет устанавливать наличие «негативного отношения» к нацизму.
«Вопрос в том, кто будет решать, формируется ли негативное отношение или нет? Нередки случаи нейтральных публикаций, в которых демонстрируется нацистская символика. Например, случай журналистки из Смоленска Полины Данилевич (оштрафована за фотографию своего двора времен войны, на которой была видна свастика — «Газета.Ru»). Она же никак не демонстрировала свое отношение к нацизму, при этом сам снимок был взят с сайта исторической фотографии, — отметила руководитель раздела «Неправомерный антиэкстремизм» в центре «Сова» Мария Кравченко.
— Исторические снимки не содержат оценочную характеристику. Исходя из этого, должен ли обязательно присутствовать комментарий, из которого ясно следует отношение публикатора? Если комментария не будет, человека нужно наказывать?»
По мнению эксперта, лучшим вариантом реформирования законодательства было бы внесение цели пропаганды как условия запрета наказания за публичное демонстрирование символики. «Если демонстрирование запрещенной символики делается в целях пропаганды идеологии соответствующей организации, то да, за это можно наказывать. Такой формулировки было бы достаточно», — пояснила Кравченко.
Актер Михаил Крылов, сыгравший лидера Третьего рейха в фильме «Гитлер капут!», также отреагировал на внесение Госдумой поправок.
«Я не понимаю, если свастика есть, то зачем ее замазывать? Кроме того, возникает вопрос, как определить, что именно является пропагандой, а что — негативным отношением? Где эта параллель?» — сказал «Газете.Ru» Крылов.
При этом до внесения поправок вопрос со свастикой и вовсе решался при помощи ретуши.
Так, в 2018 году депутаты заметили, что, согласно действующему законодательству, невозможно показывать классику советского кино — например, культовый фильм «Семнадцать мгновений весны» или документальную картину «Обыкновенный фашизм» Михаила Ромма. В произведении последнего, в частности, используется личный фотоархив Гитлера. При этом, по своему художественному замыслу, картина Ромма является абсолютно антифашистской.
«Из огромного количества материала мы отобрали то, что показалось нам самым поразительным, что дает нам возможность вместе с вами поразмышлять», — рассказывал режиссер.
В 2018-м в ходе работы над законопроектом депутаты решили, что регламентировать использование свастики необходимо также в музеях, реконструкциях, компьютерных играх и учебной литературе. По словам члена комитета Госдумы по безопасности Анатолия Выборного, современная молодежь должна знать историю Великой Отечественной войны и понимать смысл нацистской символики, однако в условиях законодательства у учителей при подаче материала могут возникнуть проблемы. Именно поэтому было разрешено использование свастики в учебных и просветительских целях.
Лайки, репосты и игрушки
Наиболее полное определение «нацисткой символики» содержится в утратившем силу законе от 15 января 1997 года. Согласно нему, под понятие подходят «знамена, значки, атрибуты униформы, приветствия и пароли», свастика, приветственные жесты и «всякая другая символика и атрибутика, напоминающая нацистскую (фашистскую)».
Что касается наказания, то за публичную демонстрацию и пропаганду предусмотрен штраф в размере до 2 тыс. рублей (организациям — до 50 тыс.) или до 2,5 тыс. рублей в случае сбыта продукции. Вместе с тем применяется и административный арест на срок до 15 суток.
По данным Судебного департамента при Верховном суде РФ, число россиян, привлеченных к ответственности за использование нацистской символики, с каждым годом растет. В 2018-м это были 1639 человек, в 2015-м — 1183.
При этом возбуждают дела по совершенно разным и порой абсурдным поводам: например, за репост фото со свастикой или лайки к содержащему символику снимку. Наибольший резонанс вызвала ситуация с журналисткой Полиной Данилевич и уголовное дело по статье «возбуждение ненависти и вражды» из-за продажи в московском «Центральном детском магазине» на Лубянке солдатиков в нацистской форме.
«Пропаганда» и «демонстрация»
В 2018 году сенатор Антон Беляков внес в Госдуму законопроект, ограничивающий действие ст. 20.3 КоАП случаями пропаганды запрещенной символики или ее демонстрирования в пропагандистских целях. Беляков обратил внимание на то, что под действие закона попадают не только реальная пропаганда нацизма, но и, например, исторические и просветительский материалы.
«И на трофейном оружии, и на фотографиях и знаменах присутствует нацистская символика. Это действительно чисто юридическая проблема. Второпях приняли юридически некорректный текст, который нуждается в исправлении», — цитировал члена Совета Федерации ФАН.
Автор законопроекта подчеркивал, что из-за неясной формулировки «пропаганда» и «демонстрация» требуется уточнение.
Еще в 2015 году Роскомнадзор представил результаты юридическо-лингвистического исследования Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина. Эксперты пояснили, что в законе между понятиями «пропаганда» и «публичное демонстрирование» стоит соединительный союз «и». То есть понятия не просто перечисляются, они грамматически соединены между собой. Порядок же их употребления таков, что термин «пропаганда» находится в сильной, приоритетной позиции по отношению к термину «публичное демонстрирование».
Тогда в ведомстве заявили, что намерены использовать в своей правоприменительной практике именно такую трактовку соответствующих норм закона «О противодействии экстремистской деятельности». При этом показ нацистской символики не должен использоваться для оскорбления советского народа и памяти о понесенных в ВОВ жертвах, а также «для популяризации идей нацизма, теории расового превосходства и оправдания военных преступлений фашистов».
Госдума отменила штрафы за демонстрацию свастики без признаков пропаганды нацизма
Депутаты Госдумы в окончательном чтении одобрили изменения в статью 20.3 КоАП РФ, исключив административную ответственность за использование нацистской символики без признаков пропаганды. Трансляция заседания ведется на сайте нижней палаты парламента.
Изначально предлагалось исключить наказание за использование нацистской или любой другой запрещенной символики в произведениях науки, литературы, искусства, СМИ, а также в учебных и просветительских целях образовательными организациями. Ко второму чтению в законопроект была внесена расширительная поправка, которая в итоге и была принята.
В ноябре 2019 года парламентарии приняли закон, который уточняет действующие нормы демонстрации нацистской символики и предполагает, что эта атрибутика может присутствовать в произведениях искусства, литературы и науки, а также в сообщениях СМИ при условии, что отсутствуют признаки пропаганды или оправдания идеологии нацизма, а также преступлений фашистской Германии.
Впоследствии подобных скандальных и даже курьезных случаев было много, хотя против слишком широкой трактовки статьи «О демонстрировании нацистской символики» высказались даже Роскомнадзор и Минкомсвязи. В феврале 2017 года заключенных в Кировской области и СИЗО Татарстана оштрафовали за татуировку со свастикой.
В Чебоксарах суд постановил «содрать кожу» с заключенного ИК-6, на груди которого было две татуировки, напоминающие свастику. Позже Верховный суд Чувашии отменил это скандальное постановление, дело было прекращено.
В Чите коммуниста и активиста межрегионального профсоюза «Рабочая ассоциация» Николая Коновалова оштрафовали за публикацию в соцсети карикатуры на лидеров Турции и Украины Реджепа Тайипа Эрдогана и Петра Порошенко, на рукавах которых была пририсована свастика, а также фотографии бойцов украинского батальона «Азов» и антикварных елочных игрушек, сделанных в нацистской Германии.
В марте 2015 года суд в Смоленске оштрафовал на тысячу рублей местную журналистку Полину Петрусеву за публикацию на сайте, где она работает, копии архивного снимка, сделанного во дворе ее дома во время оккупации этого города немецко-фашистскими войсками. На снимке виден нацистский флаг и группа немецких военных.
По словам журналистки, она напомнила силовикам про творения художников из знаменитого советского творческого коллектива Кукрыниксы, которые использовали свастику в своих карикатурах, высмеивающих нацизм, но в ответ ей обещали «привлечь» и известных художников.
Месяцем ранее прокуратура Красноярского края предупредила о недопустимости экстремистской деятельности редакции двух местных СМИ, разместившие в интернете снимки с нацистской символикой.
Под запретом фактически оказался и буддистский символ просветления и счастья, изображенный на стопе Будды, который тоже является свастикой. Когда в Сети следователи нашли фото омского художника Никиты Позднякова с обнаженным торсом, то оштрафовали его на 1000 рублей. На груди Позднякова был тот самый буддистский символ. В Санкт-Петербурге организаторам выставки, посвященной Великой Отечественной войне, даже пришлось заклеить бумажками свастику на сохранившихся нацистских листовках, чтобы не попасть под статью и обвинения.
В начале сентября 2018 года житель Новокузнецка Олег Астафьев стал фигурантом дела о пропаганде и демонстрации нацистской атрибутики из-за того, что перепостил у себя на странице «ВКонтакте» клип группы «Красная плесень», музыканты которой по сюжету спасают землю от «попсы» в лице Гитлера и нацистов. В итоге у мужчины изъяли системный блок со зловредной информацией и оставили дома, наказав дожидаться звонка. А в октябре того же года во Владивостоке оштрафовали местного жителя, перепостившего фото полицейского в нацистской каске.
В ноябре 2019 года кузбасского юриста и правозащитника Дмитрия Миропольцева обвинили в демонстрации нацистской символики из-за фотоснимка флешмоба. Он связал преследование со своей общественной деятельностью и проведением антикоррупционных расследований.
Полиция города Калтан Кемеровской области составила протокол по ч. 1 ст. 20.3 КоАП (демонстрация нацистской символики). Претензии вызвала фотография флешмоба, посвященного 55-летию первого полета человека в космос, который прошел в Пензе в 2016 году. Флешмоб проводило реготделение движения «Российские студенческие отряды», основанного российскими властями. Участники выстроились в число 55.