Комаровский сайт официальный компот
4.6. Питание
Количество рекомендаций по кормлению ребенка, как больного
так и здорового, многократно превышает количество имеющихся
Диетотерапия инфекционных болезней выделяет, в первую
очередь, состояния, связанные с поражением органов,
непосредственно обеспечивающих процесс пищеварения
(гастроэнтероколиты, гепатиты). Актуальность лечебного питания в
этом случае бесспорна.
Принципиально иные походы имеют место при кормлении детей с
ОРВИ (круп в данном аспекте, должен рассматриваться лишь как
частный случай ОРВИ, не требующий каких-либо специфических
Человеческий организм в подавляющем (!) большинстве случаев
вполне приспособлен к тому, чтобы без всякой посторонней помощи
справиться с ОРВИ. Если принять указанное положение за аксиому,
то станет понятным следующее: любые врачебные усилия должны
осуществляться в направлении, подсказываемом инстинктивными
действиями, а, следовательно, доказавшими свою правильность в
ходе естественного отбора.
Отсутствие аппетита у ребенка, заболевшего любой острой
симптом. Относиться к нему можно по-разному. Но обычные
логические рассуждения подсказывают: отсутствие стремления к
приему пищи обусловлено, прежде всего, биологической
целесообразностью. Для того чтобы объяснить эту
целесообразность, необходимо учесть следующее:
1. Непосредственные энергозатраты на переваривание пищи.
2. Печень, осуществляющая огромную дезинтоксикационную
деятельность, является, помимо всего прочего, одним из важнейших
участников процесса пищеварения. Очевидно, что уменьшение
нагрузки в последнем направлении, неминуемо будет способствовать
активизации усилий по обеспечению других функций, среди которых,
наряду с дезинтоксикационной, следует выделить синтетическую
3. Гипоксия, нередко сопровождающая синдром крупа,
исключительно часто приводит к расстройствам деятельности
4. Ухудшение реологии крови реализуется в расстройствах
реологии практически всех секретов. Но, если патология
бронхиальной секреции клинически вполне очевидна, то убедиться в
нарушении функции печени, поджелудочной железы, желез кишечника,
на первый взгляд, не так уж просто. В то же время, возникшие
после плотного обеда на фоне ОРВИ диарея (в лучшем случае) или
парез кишечника (в худшем), невольно подтверждают правоту
приведенных выше рассуждений. Спровоцированный кормлением парез
кишечника и последующее нарастание ДН за счет подключения ее
компрессионного компонента, встречаются настолько часто, что
являются одним из основных моментов, способствующих
госпитализации детей в реанимационное отделение.
Абсолютно здоровый ребенок и мать, жалующаяся на отсутствие у
еды ребенка больного воспринимается как непоправимая трагедия.
Грустное зрелище, когда вокруг заболевшего Ванички водят
хороводы многочисленные бабушки, умоляющие несчастного съесть
еще кусочек, вызывает острое чувство жалости по отношению ко
всем участникам этого процесса. Увы: убедить родственников
больного ребенка в том, что цитрусовые и шоколад гораздо опаснее
голода бывает, порой, исключительно трудно.
Перечисление причин, подтверждающих нецелесообразность
насильственного кормления детей в остром периоде инфекционных
болезней, можно было бы продолжить. Но, поскольку вывод
очевиден, то следует заметить, что лучше потратить 15 минут на
беседу с матерью, чем несколько дней на борьбу с кишечными
расстройствами!
Практический опыт однозначно показывает:
1. Чем больше выражено у ребенка снижение аппетита, тем
быстрее заканчивается острый период инфекционной болезни.
2. Чем больше родители «любят» своего ребенка, тем чаще и
длительнее он болеет. Это неудивительно, с учетом
«классического» проявления родительской любви: обильное
продуктов при этом, возрастают пропорционально нарастанию
Итоговые рекомендации по питанию ребенка с крупом на фоне
ОРВИ, могут быть сведены к двум простым правилам:
1. Главным критерием частоты и объема кормления является
2. Попытки насильственного кормления абсолютно недопустимы.
Следует отметить, что подобные выводы вступают в некоторое
противоречие с информацией, получаемой при чтении руководств по
детской диететике [120]. Столь настоятельно рекомендуемые водно-
обосновывается тяжестью состояния вообще, а не желаниями
конкретного ребенка в частности.
его мама, стремящаяся внести свой посильный вклад в лечебный
процесс, задает вполне резонный вопрос: «Доктор, так чем же его
кормить?». По возможному ответу часто формируется заключение о
действиях врача, так что недооценка этого фактора, по меньшей
Прежде всего отметим, что если ребенок находится на
естественном вскармливании, то любая не молочная пища ему
противопоказана. На время острого периода болезни следует забыть
о желтках куриных яиц, овощных супах, картофельных пюре и мясных
бульонах. Оспаривать это довольно трудно, ибо продукта,
усваиваемого более полно и с наименьшими энергозатратами, чем
материнское молоко, пока еще не существует. В том случае, когда
материнского молока не хватает или оно отсутствует вообще, в
если до болезни ребенок получал смесь «Малыш», то факт
заболевания не может быть поводом для экспериментирования с
другими смесями, главной отличительной особенностью которых
является более привлекательная упаковка.
Продукты, дополняющие вскармливание грудным молоком или
молочными смесями, немногочисленны. К ним можно отнести кефир,
творог, молочные каши (гречневая, рисовая, овсяная) Рассуждения
о «привычности» полностью правомочны и в данном случае.
Для детей, вышедших из грудного возраста, принципиальной
основой питания служит тот факт, что при акценте на углеводную
пищу энергозатраты минимальны, а усваиваемость максимальна. С
учетом этого положения, качественный состав продуктов становится
Немаловажным условием рационального питания, является
стремление к уменьшению разового объема пищи при соответствующем
возрастании частоты кормлений.
Реализация всех приведенных выше рекомендаций, возможна лишь
при соблюдении одного, но исключительно важного условия:
обеспечения ребенка количеством жидкости, адекватным его
физиологическим потребностям и патологическим потерям.
Правильное решение этого вопроса является основой диетотерапии
любого патологического состояния в детском возрасте.
Восполнить потери и обеспечить физиологические потребности
можно двумя основными путями: естественным, т.е. посредством
питья, и с помощью инфузионной терапии. Очевидно, что
естественный путь более прост, более целесообразен и
используется несравнимо чаще. При его рассмотрении можно
выделить 2 принципиальных момента, относящихся к качественным и
количественным характеристикам растворов, используемых для питья.
В начале о количестве.
Можно, конечно, вооружиться калькулятором и рассчитать, в
соответствии с литературными данными, потребности ребенка в
жидкости [47,53,91,95]. Указания по этому поводу напоминают
кулинарные рецепты: «Взять вес, умножить на физиологические
потребности. Добавить потери на лихорадку. Не забыть про одышку.
(в мл) необходимо ввести в ребенка любой ценой».
Математические подходы к детскому организму сложны хотя бы
потому, что требуют учета огромного числа сопутствующих условий.
А истина, по-видимому, состоит в том, чтобы основываясь на
клинико-лабораторной информации, проводить индивидуальную,
физиологически обоснованную регидратационную терапию (если она
Влажность языка и слизистых оболочек, диурез (частота и объем
мочеиспусканий, внешний вид мочи), лихорадка, тахикардия, жажда,
симптомов позволяет сделать достаточно обоснованное заключение о
количестве необходимой ребенку жидкости. Следует только
поскольку предвидеть возможные потери и ответные реакции очень
трудно. Успех легко достижим, при динамическом контроле за
упомянутыми симптомами и параллельной коррекции терапевтических
Исключительно осторожный подход необходим к оценке такого
показателя, как вес ребенка. С одной стороны, потеря веса на
фоне любого инфекционного заболевания биологически целесообразна
одним из критериев тяжести состояния и выраженности
патологических потерь. Но принципиальное значение имеет не
столько конкретная информация о весе ребенка, сколько оценка
динамики этого показателя, позволяющая относительно достоверно
охарактеризовать правильность лечебных действий.
Очень и очень опасно, обосновывать объем регидратационной
терапии динамикой веса, без ее увязки с другими симптомами!
При достаточном диурезе, влажных слизистых, нормальной
температуре тела и стабильной гемодинамике, потеря веса, как
правило, связана с «точностью» весов или с очистительной
клизмой. Напротив, при нарастании веса, нередко выясняется, что
за последние 6 часов ребенок ни разу не мочился.
Необходимо признать, что увеличение массы тела на фоне ОРВИ
симптом гораздо более тревожный, чем ее снижение, поскольку
является отражением неадекватности либо ответных реакций
организма, либо проводимой терапии.
Качественная характеристика растворов, используемых для
питья, более конкретна и доступна анализу. Прежде всего отметим,
что эти растворы должны обладать следующими свойствами:
1. Содержать необходимые электролиты.
2. Иметь удовлетворительные вкусовые качества.
3. По возможности, хотя это и не самое главное, включать в
себя углеводы, например, глюкозу, рассматриваемые как источник
Первый пункт особенно важен и позволяет сразу же исключить
кипяченную воду из списка жидкостей, хоть в какой-то степени
пригодных для регидратационной терапии.
Наиболее целесообразно использование сбалансированных солевых
сложности связаны, главным образом, с их вкусовыми качествами,
но если ребенок любого возраста 1согласен 0 на такой вариант питья,
то лучшего, пожалуй, не придумаешь. Слово «согласен» здесь
ключевое: имеется достойная всяческого восхищения
закономерность, многократно проверенная практическими
«регидрон» с частотой, прямо пропорциональной степени
электролитных потерь. Кстати, именно с этим моментом связан тот
факт, что чем младше ребенок, тем охотнее он пьет солевые
Очень хорошо зарекомендовали себя отвары фруктов и ягод,
прекрасные вкусовые качества. Особенно удобен отвар изюма:
промытый изюм заваривается из расчета одна столовая ложка на
стакан кипятка (можно сразу в термосе). При необходимости
применяются шиповник, калина. Возможностей для фантазии в этом
направлении предостаточно [120].
Отдельно хотелось бы отметить такой популярный напиток, как
чай. Под чаем в наших больницах обычно понимается кипяченная
вода с небольшим количеством сахара, окрашенная различными
веществами в соломенно-желтый цвет. Рекомендовать указанный
продукт к употреблению по-видимому не имеет смысла.
Настоящий же чай, действительно хорош. Главное здесь не
увлекаться крепостью напитка и не поить ребенка одним только
чаем. Отметим также, что, по своим фармакологическим
характеристикам, зеленый чай на фоне ОРВИ явно предпочтительнее
И, в заключение настоящей главы, обратим внимание на такой
существенный фактор, как температура раствора, используемого для
питья. Всасывание жидкости из желудочного-кишечного тракта в
кровь начинается только после того, как температура этих сред
сравняется. Очевидный вывод: чем быстрее мы хотим получить эффект
от проводимой регидратации, тем ближе должна быть температура
напитка к температуре тела.
Докорм и прикорм.
Два очень часто употребляемых слова, требующих объяснения, поскольку это совсем не одно и то же.
Если материнского молока не хватает, ребенок докармливается либо молочной смесью, либо донорским молоком, либо молоком сельскохозяйственных животных (коровьим, козьим). Все эти продукты и являются докормом. Принципиальное положение: докорм — это когда маминого молока не хватает, т. е. докорм имеет место только при смешанном вскармливании.
С учетом приведенных выше определений тему докорма можно считать исчерпанной. С тем, что давать, мы уже разобрались.
Теперь подробнее про прикорм. Итак, истинная суть прикорма состоит в том, что одной мамкиной сиськой всю жизнь сыт не будешь.
Когда начинать прикорм?
Родители, как мы уже упоминали, неоднократно (и от медицинских работников, и от друзей-соседей, и от бабушек-дедушек) будут выслушивать советы касательно того, что, дескать, уже пора — пора давать сок, пюре, желточек. Услышат они эти советы и в месячном возрасте, и в двухмесячном и т. д. Чем старше будет ребенок, тем большее число окружающих будут высказывать свое возмущение и указывать родителям на их жадность, леность и педагогическую несостоятельность. Окружающие не виноваты — все они хотят как лучше. Просто следует знать, что сама практика кормления грудных детей соками и желтками зародилась именно в те времена, когда без этого невозможно было обеспечить ребенка полноценным питанием.
В недалеком прошлом (какие-то 30—40 лет назад!) при отсутствии или нехватке материнского молока ребенок получал различные разведения молока коровьего или донорское молоко. И первое, и второе нуждалось в обработке — прежде всего, в кипячении. Большая часть витаминов при этом разрушалась. Неудивительно, что в этих условиях недостаток витаминов, железа, минеральных солей очень быстро проявлялся в виде различных болезней — гиповитаминозах[1], снижении гемоглобина, плохой прибавке в весе, рахите, отставании в развитии. И в ответ на это возникли грамотные и разумные по тем временам рекомендации — и про соки, и про овощные пюре, и про желток, и про рыбий жир.
Нельзя забывать и о том, что особенности питания жителей страны победившего социализма не всегда позволяли обеспечить кормящую мать полноценными, качественными и разнообразными продуктами. В подобной ситуации — когда материнское молоко просто не могло удовлетворить всех детских потребностей — раннее назначение ребенку соков, пюре и желтков было вполне логичным и вполне оправданным.
Еще раз повторимся:
если кормящая мать может позволить себе полноценное и разнообразное питание (т. е. и овощи, и фрукты, и мясо, и хлеб, и рыбу), если родители в состоянии приобрести для своего ребенка качественную адаптированную молочную смесь, так вот при соблюдении всех этих условий
до достижения младенцем возраста шести месяцев ничем прикармливать не надо.
По поводу сроков начала прикорма еще несколько дополнительных абзацев в качестве информации к размышлению.
Мнение автора вполне может показаться спорным, особенно с учетом того факта, что уже процитированное нами «Руководство по детской диететике» указывает: с месячного возраста следует давать яблочный сок, а с четырех месяцев — овощной отвар.
Изучая подобные инструкции, постоянно испытываешь глубочайшие сомнения. Совершенно непонятно, как ухитряются до настоящего времени существовать другие млекопитающие? Нет, можно, конечно, допустить, что мать-волчица употребляет какую-то неведомую траву, дабы помочь волчатам встать на ноги (точнее, на лапы). Начитавшись научной фантастики, можно даже представить, как двухнедельному волчонку папа-волк приносит с охоты ценные витаминосодержащие овощи. Но даже при максимальном напряжении умственной деятельности не удается понять — где «достает» витамины белая медведица? За что умная Природа так наказала человеческих детенышей, откуда эта неполноценность? Почему все остальные звери могут жить без овощных супов, а наши дети не могут? Но допустить, что ошибся Создатель, автор не может.
Как начинать прикорм?
Любая новая пища включается в рацион постепенно и с осторожностью. Вначале несколько ложек (вариант — несколько глотков) и докормить привычной едой (материнским молоком, смесью). Оценить реакцию — поведение, сыпь на коже, сон, стул. Если все нормально, то увеличиваем дозу. Что-то не так — повремените с этим продуктом и не начинайте новых экспериментов до исчезновения болезненных проявлений. Никогда не кормите малыша ничем новым, если он заболел, а также в течение трех дней до и трех дней после любой профилактической прививки.
Если ребенок отказывается от какого-либо прикорма, не настаивайте! Его организм сам и лучше вас знает, надо или нет. Хотя обмануть Природу несложно. После мандаринового сока (например) малыш наверняка будет улыбаться. Вот только слишком вероятен тот факт, что спустя некоторое время всем членам семьи будет не до улыбок.
Следует также учесть, что прикорм это не только изменение состава пищи, но и изменение ее физических характеристик — т. е. от исключительно жидкой еды мы переходим к более плотной и часто неоднородной — со всякими там комочками и другими включениями. Отсюда потребность в ложечках, «слюнявчиках», чашечках, тарелочках и т. п.
Продукты для прикорма: с чего начать и как продолжить?
Ни педиатры, ни ученые-диетологи не имеют на этот счет единого, согласованного мнения, хотя состав и возможные варианты продуктов в целом определены и общепризнаны.
2) творог и кисломолочные продукты;
3) молочно-крупяные каши;
4) мясные (рыбные) блюда и яичный желток.
Каждый конкретный автор любых «питательных» рекомендаций вполне убедительно обосновывает правильность именно своей схемы. Рассмотрим следующий пример. По количеству железа, минеральных солей и витаминов овощные пюре заметно лучше, чем, к примеру, кисломолочные продукты. Напрашивается вывод — начинать с овощных пюре. С другой стороны, ребенок очень плохо переносит резкое изменение состава продуктов питания. Понятно, что между молоком и кисломолочными продуктами разница заметно меньше, чем между молоком и овощами. Следовательно, овощные пюре теоретически более полезны и более целесообразны, но практически вероятность кишечных расстройств, в свою очередь, будет заметно выше. Автор, будучи врачом практикующим, предлагает читателям определенный вариант действий. Главный, опять-таки практический, плюс именно этого варианта — наименьшая вероятность возникновения нежелательных реакций.
Итак, стратегия и тактика прикорма или, проще говоря, конкретная последовательность действий с пояснениями и комментариями.
Любые запреты на использование творога (наиболее частая мотивация — быстрое зарастание родничка, нельзя много кальция, а в твороге его много) не имеют под собой никакой логической основы. В 30 г творога количество кальция ориентировочно 47 мг, а в 50 г, соответственно, 78 мг. Сравните сами: в 100 г коровьего молока — 120 мг, в 100 г женского молока — 35—50 мг.
Рецепт: КАШИ
10 г (приблизительно 1,5 чайные ложки) соответствующей муки (гречневой, рисовой, овсяной) и 1/2 чайной ложки сахара растворяем в 20—30 мл кипяченой воды комнатной температуры. Полученный раствор при постоянном помешивании вливаем в кипящее молоко (количество молока — 100 мл). Варим 3 минуты. Готово. Поскольку сахар штука не стандартная, может быть, придется еще немного добавить.
Касательно приготовления каши на основе смеси. Варим кашу из соответствующей муки на воде, а когда остынет — добавляем смесь в половинной пропорции: т. е. если на 100 г воды необходимо 3 ложки смеси, то на 100 г каши на воде — 1,5 ложки. Вот и вся премудрость.
Читатели, скорее всего, удивятся, не обнаружив в списке рекомендуемых продуктов манной каши. А ведь именно каша из манной крупы и раньше, да и, пожалуй, сейчас, используется чаще всего и остается самой любимой, истинно народной детской кашей. Все в ней хорошо: цена, легкость приготовления, консистенция, вкус. И дети ее любят. Одна маленькая проблема: манная крупа богата клейковиной. Белок клейковины — на умном медицинском языке он называется глиадин — иногда провоцирует возникновение довольно серьезных болезней кишечника. Это происходит в ситуациях, когда имеется непереносимость глиадина. Имея в виду эту информацию, не следует, тем не менее, отрицать манную кашу. Просто безопаснее прикармливать кашами другими, а манную использовать чуть попозже — после восьми месяцев.
Рецепт: ОВОЩНОЙ ОТВАР
Картофель + морковь + лук + капуста: мелко-мелко порезали, залили кипящей водой, закрыли крышкой и кипятим до полного разваривания. Процеживаем через марлю, еще раз доводим до кипения и наливаем в бутылочку. Пропорция, ориентировочно, такова: на 50 г овощей 100 мл воды.
Рецепт: ОВОЩНОЕ ПЮРЕ
Разные овощи порезали, добавили немного кипящей воды и тушим; по мере выкипания воды добавляем кипяток. Готовые к употреблению горячие овощи протираем через сито, добавляем горячее молоко и щепотку соли. Хорошо взбиваем и доводим до кипения. В готовое блюдо добавляем растительное масло. Овощей — 100 г (картофель — не менее 20 г); молоко — 25 г; растительное масло — 3 г.
Осуществляя любые «питательные» пробы и нововведения, помните:
наша главная задача — сохранить малышу здоровье, а чем ребенок старше — тем менее опасны для него эксперименты, связанные с питанием.
Но всегда будьте очень осторожны с генетически неродными продуктами (помните, в главе «Беременность» — чего не ела прапрабабушка, и нам не надо). Дети в малообеспеченных семьях реже болеют прежде всего потому, что не хватает средств на заморские деликатесы.
Детская печень — один из наиболее слабых органов и даже у абсолютно здорового и нормально развивающегося ребенка окончательно «дозревает» и становится, как у взрослого, где-то к 12-ти годам. Любые недопереваренные частицы (те самые, что вызывают аллергию) должны быть нейтрализованы и выведены из организма. И печени отводится в этом процессе первостепенная роль. По мере роста ребенка многие продукты, вызывавшие ранее сильнейшую аллергию, начинают вполне нормально переноситься — дозревает печень. Бабушки говорят: «перерос». Правильно говорят. Поэтому, если от шоколада, клубники или апельсинового сока у ребенка возникли признаки аллергии (сыпь, зуд, расстройство кишечника при нормальной температуре тела), это не значит, что малыш обречен на разлуку с шоколадом до конца своих дней. Потерпите. И не надо смотреть по сторонам, причитая: «Почему всем можно, а моему нельзя?»
Любой педиатр знает: по понедельникам дети болеют чаще. А знаете почему? Потому что в воскресенье ходят в гости к бабушкам, а мерилом любви у нас, к сожалению, принято считать еду.
[1] Гиповитаминоз — заболевание, причиной которого является недостаточное поступление в организм какого-либо витамина.
[2] Соевая смесь, как мы уже знаем, используется при непереносимости белка коровьего молока. Не часто, но чаще, чем хотелось бы, встречается другой вариант непереносимости — непереносимость молочного сахара (лактозы). Для подобных ситуаций и созданы низколактозные и безлактозные смеси.
[3] Отсутствие биологического смысла отражает тот факт, что прекращение кормления материнским молоком никоим образом не отражается на росте и развитии ребенка. Тем не менее, многие мамы с огромным удовольствием продолжают детей кормить в течение довольно длительного времени, находя в этом множество удобств и плюсов (все удобства и плюсы описаны в разделе о кормлении по требованию).
Прикорм: сроки и правила
Все, что ребенок первого года жизни получает в дополнение к материнскому молоку и молочным смесям, — это и есть прикорм. Посредством прикорма дитя сознательно прикармливают — готовят к взрослой жизни и к взрослой еде.
Сроки начала прикорма
До настоящего времени единого мнения о сроках начала прикорма не существует.
Авторитетные организации, занимающиеся вопросами детского питания (ВОЗ, ЮНИСЕФ, Американская академия педиатрии и др.), дают различные советы, но все имеющиеся рекомендации сводятся по сути к двум принципиально разным мнениям:
В последнее десятилетие второе мнение однозначно преобладает.
Таким образом, с точки зрения большинства авторитетнейших экспертов по вопросам детского питания:
Продукты для прикорма
Продукты прикорма на зерновой и молочно-зерновой основе — молочные и безмолочные каши, изготовленные из муки различных зерновых культур (овес, рис, пшеница, гречиха, ячмень, рожь), печенье, макаронные изделия.
Принципиальный момент: для приготовления каш на молочной основе используются адаптированные к детскому питанию молочные смеси. Применение цельного коровьего молока до достижения ребенком возраста одного года не рекомендуется.
Зерновые продукты — важный источник микроэлементов и пищевых волокон. В их составе 6–12% — это белки, 1–5% — жиры и 65–75% — углеводы. Почти все углеводы — это медленно перевариваемый крахмал, который при термической обработке превращается в быстро перевариваемый.
Продукты прикорма на плодоовощной основе — фрукты, овощи и ягоды в виде свежеприготовленных и консервированных соков и пюре.
Все они являются источником витаминов, минералов, крахмала, пищевых волокон, антиоксидантов. Как правило, имеют низкое содержание жиров.
Продукты прикорма на мясной основе — пищевые продукты, приготовленные из кролика, мяса птицы, говядины, свинины, баранины.
Главное достоинство мясных продуктов — присутствие биологически ценных белков, а также минералов с высокой биологической доступностью — железа и цинка.
Продукты прикорма на рыбной основе — продукты, изготовленные на основе морской и пресноводной рыбы.
Количество ценных белков в рыбе и мясе практически одинаково, но и морская, и пресноводная рыба в большом количестве содержат незаменимые аминокислоты и полиненасыщенные жирные кислоты. Концентрация микроэлементов в рыбе меньше, чем в мясе, но в морской рыбе относительно много йода.
Птичьи яйца (как правило, куриные, реже перепелиные) — универсальный продукт с высокой биологической ценностью. Содержат разнообразные аминокислоты, фосфолипиды, микроэлементы.
Кисломолочные продукты (кефир, йогурт, творог, сыр и др.) — продукты, получаемые из молока сельскохозяйственных животных (ферментация под действием разнообразных кисломолочных бактерий). Присутствие бактерий в значительной мере определяет специфическую пользу (влияние на процессы пищеварения, иммунная защита и др.). По составу во многом аналогичны исходному сырью, но некоторая часть лактозы расщеплена на глюкозу и галактозу.
Комбинированные продукты — как правило, представляют собой смесь мяса (рыбы) и круп, мяса (рыбы) и овощей, кисломолочных продуктов и фруктов.
Последовательность и сроки введения продуктов прикорма
Хотя состав и возможные варианты продуктов в целом определены и общепризнаны, единого и согласованного мнения о последовательности и сроках введения прикорма не существует.
Отечественное Министерство здравоохранения предлагает следующую схему: