Коммерческая фотография рецепт успеха
Интервью с Олегом Шатохиным
Как фотографу научиться вести переговоры с клиентами, особенности рынка и главные тренды коммерческой фотографии, чек-лист по ценообразованию — все самое важное и интересное в нашем интервью с Олегом Шатохиным.
Коммерческая фотография — что это за направление и чем оно отличается от других?
О коммерческой фотографии и ее позиционировании мне на своем опыте рассказал талантливый фотограф Олег Шатохин. Читаем и вдохновляемся!
Кто такой коммерческий фотограф?
Для меня коммерческий фотограф — это человек, который создаёт фотопродукт, воплощая не собственные идеи, а идеи своих клиентов, получая за это адекватную оплату.
Его талант служит людям. Свобода фотохудожника в выборе идеи для фотографии. У коммерческого фотографа свобода заключается в выборе средств исполнения заказа. Тут, я считаю, нужно уметь вдохновляться не своей идеей, а воплощать её так, будто она твоя.
Как коммерческому фотографу найти первых клиентов?
Сам я первых клиентов нашёл среди знакомых. Это была свадьба. Оплата была символичная. Я так часто говорил о своей любви к фотографии, что не пригласить меня было невозможно. Потом эти фотографии стали основой моего первого портфолио. Поэтому, я думаю, что, если фотограф хочет найти клиентов, ему нужно больше общаться и говорить о себе, как о фотографе.
Сейчас я иногда беру с собой на съёмки начинающих фотографов, чтобы они могли «набить руку». Я получаю бэки, а новичок получает опыт. И портфолио.
Но к съёмкам TFP я, почему-то, отношусь с предубеждением. На этих съёмках обесценивается сама профессия фотографа и его продукт. Сейчас можно услышать такие слова — «А что, вы мне за эти деньги ТОЛЬКО ФОТОГРАФИИ отдадите»? Чувствуете? На съёмках TFP слишком непредсказуемый результат и работать бесплатно — это всё-таки бесплатно работать.
Сейчас очень много площадок для продвижения услуг фотографов — после того, как у вас появятся первые фото, постарайтесь, чтобы ваше портфолио максимально «засветилось» везде, где это возможно.
Единственное, помните, однажды сняв человека за 500 рублей, вы так и будете его снимать за 500 рублей. И советовать вас будут не как профи, а как дешевого фотографа. Из этой ловушки можно и не выбраться.
Как правильно оформить портфолио и преподнести его клиенту?
Я думаю, что у фотографа должно быть несколько разных портфолио. Свадьбы, студийная съёмка, корпоративные репортажи — это разные виды фотографии, предназначенные разным клиентам. Не секрет, что к свадебным фотографам относятся с предубеждением в корпоративной среде, поэтому этих клиентов вы можете потерять. А фото в стиле fashion напугают маму невесты до полусмерти, которая как раз фотографа и оплачивает. Вдруг вы и на свадьбе решите снимать её доченьку полуголую в ванне с молоком?
Я ношу с собой бумажное портфолио, показываю его, ведь держать в руках красивые фото — это бесценно. Также у меня есть презентация о моих достижениях в формате pdf, есть, наконец, мой сайт, куда я загружаю свои работы. wfolio — просто идеальный для этого конструктор. Огромное спасибо разработчикам.
Принципы работы коммерческого фотографа
Для многих фотографов может быть, достаточно сложно зарабатывать себе на жизнь фотографией, необходимо постоянно искать себе работу и быть лучше своих конкурентов. Тем не менее, ответ иногда лежит на поверхности. Работа в качестве коммерческого фотографа, может не просто обеспечить хорошей заработной платой, но и позволит развиваться творчески, работая над различными проектами.
Коммерческая фотография
В западном мире, реклама окружает нас повсюду. На экранах наших домашних ПК, планшетах, или телефонах, в газетах и журналах, мы постоянно сталкиваемся с рекламой. Но мало кто принимает во внимание тот, факт, что для создания большинства реклам, необходим фотограф.
Есть огромное количество продуктов, которые размещены в каталогах, как в печатном виде, так и в электронном, например, на сайтах Amazon или eBay. Для создания этих каталогов потребовалось множество фотографий, которые, естественно, делали фотографы. У каждого есть возможность стать одним из таких фотографов. В Интернете можно найти огромное количество статей, которые помогут научиться правильно и качественно фотографировать продукты, то есть, освоить, так называемую предметную съемку
Изучите основы рекламного бизнеса
Убедитесь в том, что вы знаете, что необходимо делать и чего от вас ожидают, а еще, старайтесь поддерживать хорошие отношения с агентством, которое взяло вас на работу.
Жизненно важно, четко знать, как лучше преподнести товар для потребителя, иметь хорошие познания в маркетинге и рекламе. Изучите рынок, выясните, как снимали подобные товары до вас, и к какому результату это привело. Узнайте, хочет ли ваш клиент придерживаться старой рекламной стратегии, или вы должны придумать что-то новое. Во многом, в ваших руках дальнейшая судьба этого продукта. Если вы снимите его плохо, люди просто не захотят его покупать.
Отдавать ли предпочтение только студийной съемке?
Решением о том, где должна проходить съемка, принимается, исключительно ориентируясь на товар. Иногда, очень важно сфотографировать продукт, в контексте окружающей среды, а иногда, для съемки необходим чистый белый, или черный фон. Выбор места съемки, играет важную роль в получении хороших результатов.
Как лучше преподнести товар?
Важным аспектом является еще и то, как вы видите продукт, который снимаете. Подумайте, где его чаще всего используют. Хочет ли компания получить простой снимок товара, или в фотографии должен быть сюжет. Если в фотографии должен быть сюжет, то кто нужен в качестве актера, и что использовать в качестве антуража. Если это серьезная рекламная компания, то, обычно, актер, он же лицо бренда – не меняется в течение нескольких лет.
Фотографии, которые просто изображают товар, намного дешевле. Но перед вами стоит серьезная задача – без привлечения каких-либо сторонних объектов продемонстрировать продукт с лучшей стороны, показать его качественность, уникальность и т.д.
Стоит ли всё внимание акцентировать на товаре?
В большинстве случаев предмет рекламной съемки занимает главнейшую позицию, на предмете акцентируют внимание, подчеркивая это светом, ракурсом, или его расположением по отношению к другим объектам.
Тем не менее, есть случаи, когда на товаре, не акцентируют внимание покупателя. Обычно это касается очень дорогих и качественных продуктов, которые принято фотографировать не навязчиво и деликатно.
Например, речь идет о рекламе дорогих часов. Намного ярче и более влиятельной на покупателя будет фотография, на которой изображен успешный и знаменитый человек, где-нибудь на яхте, или в номере дорогого отеля, на руке у которого видно часы. Такая реклама подчеркивает ценность товара, его роскошь.
Подчеркните особенности
Бывает так, что заказчик не хочет, делать рекламу, направленную на продукт целиком. Он ставит перед вами задачу, выделить только специфические особенности продукта, которых до этого не было. То есть показать только то, чем был усовершенствован товар.
Возьмите, к примеру, новую рекламу Apple MacBook Pro. На протяжении всего рекламного ролика, наше внимание акцентировали не на всем ноутбуке, а только на самой главной его особенности – высоком разрешении экрана. С точки зрения фотографии, такую особенность предать было бы очень сложно, но смысл вы уловили. Например, фотографируя туфли с красивым, необычным каблуком, сфотографируйте их со стороны каблука, делая акцент именно на нем.
Рекламируйте бренд
Мы уже обращали ваше внимание на то, что делая рекламные снимки, вы должны быть в курсе основных правил рекламного бизнеса. Фотографируя товар, вы должны быть в курсе его характеристик, особенностей и компании, которая его выпускает. Делая снимки, позаботьтесь и том, что бы логотип фирмы, представляющей продукцию, тоже попал в кадр. Вы рекламируете не просто новую товарную единицу, вы рекламируете бренд, который выпустил новый продукт.
Точка съемки
Подумайте о том, с какой стороны лучше подойти к товару. Чего вы хотите добиться, если ваша задача состоит в том, что б показать товар реалистично, вы можете смело фотографировать его стоя просто напротив. Но все же, всегда лучше изучить объект со всех сторон. Может быть, фотографируя предмет сверху, или снизу, вы обнаружите что-то новое.
Можно сфотографировать товар так, что бы он казался намного больше, чем окружающие его объекты, так вы привлечете к нему внимание, и как будто, подчеркнете его значимость.
Сделай сам
Оборудование, важнейшая составляющая съемки. Есть несколько основных, обязательных предметов, которые могут сильно облегчить вашу фотографическую жизнь. Первое, о чем необходимо позаботится, это наличие штатива, который позволит вам размещать камеру в заданном положении и не беспокоится о смазанных изображениях и не четкости снимков.
Вам понадобится хорошее, качественное освещение. Снимая на студии, позаботьтесь о том, что бы свет равномерно попадал на продукт. Даже, если вы снимаете не на студии, проследите, что бы освещения было достаточно для съемки качественных фотографий.
Вы можете организовать небольшую студию, даже не выходя из дома. Для этого вам понадобится чистая белая поверхность, которая может гнуться в разные стороны, к тому же, можно использовать однотонную ткань темных, или светлых оттенков и хорошее освещение. В организации домашней студии вам могут очень пригодиться светоотражатели, которые тоже можно сделать самому.
Будьте креативным
В каких бы условиях не проходила съемка продукта, какое бы решение, относительно принципа съемки вы не выбрали, главное, будьте креативным, мыслите творчески. Хорошие рекламные фотографии, получаются только тогда, когда их автор подошел к делу с долей энтузиазма. Придумайте для одного продукта несколько идей, совершенно разных, испробуйте их, решите, что подходит лучше, что хуже, мыслите, творите, экспериментируйте на протяжении всей съемки!
Не переборщите с пост обработкой
Работа в рекламном бизнесе, предполагает создание фотографий, на которых изображены идеальные, отшлифованные и отполированные вещи. Фрукты, идеальной свежести, кулинарные блюда выглядят так, что их хочется съесть прямо с картинки, а украшения или одежда с рекламного каталога становятся пределами наших мечтаний. Но, во всем этом есть одно маленькое но. Зачастую в жизни, всё это выглядит немного по-другому, а идеальность достигается с помощью графической обработки.
Что подумает человек, которые приобретая товар с обложки, в реальной жизни получит совсем не то, что он видел на картинке? Он будет, как минимум, расстроен. По этому, обрабатывая рекламные фотографии в редакторах, не перебарщивайте. Подчеркните естественную привлекательность товара. Фотографируйте изначально с лучшей стороны, и тогда обрабатывая снимок, вам не придется заново вырисовывать продукт.
Пять профессиональных секретов для фотографирования коммерческой продукции
С повсеместным развитием и ростом популярности интернет-продаж появилась необходимость подачи товаров наиболее соблазнительным и «вкусным» способом. Все чаще производители обращаются к профессиональным фотографам, чтобы сделать свою продукцию привлекательнее, а следовательно – коммерчески успешнее.
Дэвид Батлер (©David Butler) – профессиональный фотограф и художник компьютерной графики, специализируется на съемке высококачественных, дорогих коммерческих продуктов и натюрмортов. Он ведет интересный блог, где подготовил пять подробных лайфхаков для коллег и тех, кто хочет повысить свое мастерство в съемки предметов для продажи.
У продукта есть собственная история, но верно ли вы ее рассказываете?
Каждая деталь в кадре должна что-то сообщать аудитории и играть на ощущениях. Для фотографа это, конечно, означает муки выбора – света, тональности, точки фокуса и прочих нюансов. Первое: нужно подучить теорию цвета и использовать ее в своих целях. Цвет сам по себе может быть прекрасным инструментом, так как способен создать гармонию, чувство доверия и единения аудитории с изображением, дать ощущение роскоши, напряжения или брызжущей энергии.
Цвет также помогает запомнить бренд – это удивительный визуальный инструмент коммуникации. Одни и те же тона могут передавать разные эмоции в паре с разными оттенками.
Например, изображения в красно-белой или красно-черной гамме совершенно разные: первое наполнено счастьем, свежестью и чистотой, а второе таинственно, соблазнительно и чуть рискованно.
Работа со светом – второй важный момент. Невероятный дар природы может быть лучшим другом или злейшим врагом фотографа. Однако, коммерческая съемка чаще всего происходит в студии, а там можно контролировать свет. Дэвид чаще всего устанавливает один базовый источник, а затем выстраивает от него всю схему.
В сложной схеме легко увязнуть, так что не стоит слишком перегружать ее. Если работать с каждым источником по отдельности, легко обнаружить нежелательные блики, тени, отражения и видеть, как именно тот или иной источник влияет на общую картинку.
Работа с коммерческим продуктом – процесс больше технический, чем художественный, в особенности, если речь идет о многостраничных каталогах. Тем не менее, и в такой «прозаичной» съемке возможно достичь артистичности. Если речь идет о свете, нужно точно понимать, что он делает, и ответить на вопросы:
Естественное освещение против искусно выстроенного
Единого руководства, как правильно – не существует. Правило простое: пользуйтесь тем, что подходит в конкретной ситуации. У естественного света много преимуществ: это простое, незатратное решение, а продукты выходят красиво и органично подсвеченными. Он эффективен в съемке для социальных медиа, электронной коммерции, различных СМИ. Однако, у естественного освещения есть и недостатки:
Итог: если вы фотографируете изящный женский кошелек в теплом свете ясного утра, он, скорее всего, будет выглядеть отлично. Тем не менее, если вам надо снять целую серию таких кошельков, но солнце будет постоянно менять свое положение, а значит изменится тип, температура и яркость освещения. К вечеру придется добавлять искусственный рассеянный свет. Ну, а затем еще потратить прорву времени при постредактировании, чтобы привести все к единообразию. Просто предупреждаем.
Вот пример того, как освещение изменяет общее ощущение от фотографии – в естественном свете все выглядит знакомым, а студийный подчеркивает тона и текстуры.
Искусственный свет, напротив, всегда одинаковый. Последовательно соблюдение единых правил освещения – ключевой момент для коммерческого фотографа по многим причинам. Если вы снимаете каталог, важно, чтобы цветовой баланс был везде точным, и достичь этого можно только с постоянным источником. Кроме того, если сессию придется повторить, вы сможете это сделать без труда, просто просмотрев настройки камеры и освещения. Искусственный свет делает фотографа в какой-то степени более свободным, независимым, он может работать без оглядки на время суток.
Еще одна причина использовать искусственное освещение – полнота контроля над ним. Есть множество приборов, модификаторов, аксессуаров, что делает процесс съемки гибким, но регулируемым. С другой стороны, у такого способа есть и недостатки:
То, что вы умеете делать что-то эффектное, не означает, что это нужно делать
На изображении слева – пример брызг и всплесков, символизирующих чистоту, и сообщающих о ней потребителям. Справа всплеск снят только потому, что фотограф умеет это делать. Не становитесь жертвой тенденций, используя популярные эффекты фильтров, техники или другие «модные сенсации». Если это очевидно нужно – вперед, но вписывается ли прием в идентичность бренда и концепцию продукта? Кроме того, с фильтрами «смазывается» тяжелый труд и мастерство фотографа.
Стилизация – потенциально полезный прием, но непростая задача. Для нее нужен натренированный глаз и изрядное терпение. Нужно помнить о нескольких моментах:
Рассказывайте историю с помощью визуальных инструментов
Дэвид Батлер говорит, что всегда держит в голове историю и особенности бренда во время всего процесса работы. Он стремится захватить детали, как фотограф-портретист – в каждой строчке, изгибе, миллиметре текстуры должны прослеживаться цель и характер. Глядя на хороший снимок коммерческого продукта зритель практически ощущает, как шипит и пахнет газировка или мягко тикают наручные часы.
Снимайте, редактируйте, печатайте, опять редактируйте и снимайте
Дэвид считает, что классический процесс печати готового результата, который занимает пару дней, а потом еще пару для уточнения настроек, – ошибочно воспринимают как что-то слишком устаревшее для современного быстрого мира. Да, это непрактично, но необходимо и полезно, даже если снимок не предназначен для коммерческой публикации. Просмотр напечатанных фотографий – особый опыт, непохожий на просмотр кадров на цифровом дисплее или мониторе. Прикрепив рабочее изображение к стене и отступив от нее на шаг назад, можно увидеть упущения, которые были незаметны ранее. Если вы снимаете для крупноформатного каталога, такие вещи имеют огромное значение. Галерея изображений также позволяет увидеть кадры, выбивающиеся из общей концепции – и улучшить результат вашего труда, насколько это возможно.
Видеоканал Фотогора
Коммерческая фотография: как выбрать своё направление
Fashion, food, art, travel: что общего? Расскажем начинающему фотографу про актуальные направления в фотографии.
Фотография используется везде: упаковка продукции, журналы, сайты. Снимки рассказывают о приятных моментах, помогают вести бизнес, через них можно передать мироощущение… Направлений так много, что не сразу понятно, куда двигаться начинающему. Рассказываем про основные специализации в современной фотографии.
Fashion-фотография
Это съёмка, связанная с демонстрацией одежды, аксессуаров и других элементов моды. Мы видим fashion-фотографии на разворотах журналов, на сайтах модных брендов, в наружной рекламе и в аккаунтах кутюрье. Это одно из самых ярких, оригинальных и креативных направлений в фотографии. Говорят, что fashion-фотографии «продают» мечту и стиль жизни — показывают реальность, которую покупатель получит, купив одежду.
Работать с фототехникой, делать и обрабатывать рекламные фотографии, продюсировать съёмки и работать с брендами можно научиться на курсе «Профессия Коммерческий фотограф с нуля».
Что посмотреть по этой теме:
Рассказывает про дизайн, фотографию и ретушь, всем этим занимается сама. Автор социальных фотопроектов, фоторепортëр федеральных СМИ.
Окончила консерваторию по классу скрипки и больше никогда не играла.
Предметная фотография
Это съёмка для производителей товаров: предметы интерьера, техника, одежда, обувь. Предметная фотография востребована, потому что создаётся всё больше интернет-магазинов, рекламных сайтов. Нужны качественные снимки, которые показывают товар в выгодном ракурсе и лучше, чем у конкурентов.
У фотографа могут заказать фотографии предметов на белом фоне или попросить снять серию художественных композиций с товарами.
Хороший предметный фотограф:
Что посмотреть по этой теме:
Подборки с фотографиями — например, предметов быта или косметики. Старайтесь обращать внимание на то, как размещены в кадре разные по форме товары, с каких углов их снимают.
Фуд-фотография
Относится к предметной фотографии, но давно получила статус самостоятельного направления. Каждый ресторан, кафе и производитель еды хочет показать и прорекламировать свою продукцию. Для этого зовут фуд-фотографа. Снимки используют в меню, в рекламных публикациях, на сайтах и в соцсетях.
Основная задача фуд-фотографа — показать блюдо или продукт красиво, оригинально и аппетитно.
Минимум, необходимый для этого:
Что посмотреть по этой теме:
Фотограф для стоков
Фотобанк или сток — сайт, где можно продать или купить фотографию. Эти снимки используют новостные сайты, производители продукции, веб-студии, журналы. Для них это иногда выгоднее, чем заказывать съёмку.
Чтобы заработать на стоках, требуется делать и выкладывать снимки хорошего качества на разные тематики. Здесь публикуются фотографы со всего мира, и конкуренция очень высокая.
Стоковому фотографу нужно:
Предметная, фуд-фотография и съёмки для стоков достаточно близки. Все они связаны с составлением композиций из предметов, работой с импульсным светом. Они требуют сходных навыков, поэтому фотографы часто совмещают оба направления. А предметные снимки, которые почему-то не принял заказчик, с его согласия можно загрузить на сток.
Что посмотреть по этой теме:
Фотографии на стоковых сервисах. Например, Shutterstock, Depositphotos, Adobe Stock — среди самых популярных в мире. Смотрите, какие работы востребованы, анализируйте и пробуйте снять лучше.
Интерьерная фотография
Если нужно продать какую-то вещь, её нужно красиво показать — это касается и недвижимости. Агентства и частные лица нанимают фотографов, чтобы сделать фото интерьеров.
Ещё одна группа заказчиков — это архитектурные бюро, дизайнеры интерьеров и журналы. Им нужны фотографии для портфолио и публикаций.
Курс «Интерьерная фотография» поможет разобраться в особенностях съёмки интерьеров, научит работать с декором и обрабатывать снимки.
Что посмотреть по этой теме:
Фотокорреспондент
Иллюстрации на новостных сайтах, медиаресурсах, в газетах — это работа фотокорреспондента. Он ходит на мероприятия, концерты, спортивные события. Его снимки передают настроение, рассказывают истории и иногда говорят больше, чем текст. Часто один фотокорреспондент сотрудничает с несколькими изданиями.
Кроме умения снимать, фотокорреспондент:
Подборки авторитетных международных конкурсов по фотожурналистике:
Клубная съёмка
Услугами клубного фотографа пользуются рестораны, ночные клубы, танцевальные заведения. Все хотят показать свою уникальную атмосферу: как у них весело, безбашенно или, наоборот, спокойно и расслабленно. Клубные фотографии должны убедить человека прийти в заведение.
Что посмотреть по этой теме:
Снимки на портале GEO.PRO. Это медиаресурс с фотоотчётами из клубов, с мероприятий. Здесь публикуются работы профессиональных фотографов. Также можно подписаться на соцсети ночных клубов, которые тоже выкладывают интересные снимки.
Свадебная фотография
Свадебные снимки — среди самых ценных для заказчиков, и за них готовы хорошо платить. Поэтому и конкуренция среди свадебных фотографов очень высокая.
Чаще всего фотограф снимает церемонию регистрации и сам праздник. Но иногда молодожёны заказывают постановочную фотосессию на другой день, чтобы фотограф не спешил и всё прошло в спокойной обстановке.
Особенности работы свадебным фотографом:
Минус свадебной съёмки — сезонность. Большая часть свадеб проходит в тёплое время года. Поэтому фотографы часто сочетают свадебную съёмку и семейную.
Что посмотреть по этой теме:
Семейная съёмка
Яркие моменты жизни, поцелуи влюблённых, улыбки детей, лица близких людей — все те фотографии, которые мы будем хранить долгие годы. Семейная съёмка делится на love-story, детскую съёмку, студийную постановку. Одни фотографы работают только с естественным светом, другие — исключительно в студии, а кто-то совмещает оба варианта.
Семейный фотограф может снимать в разных стилях (репортаж, постановка) или специализироваться на чём-то одном.
Профессиональный семейный фотограф:
Что посмотреть по этой теме:
Travel-фотография
Покупатели travel-фотографий — журналы, сайты о путешествиях, турагентства. Фотограф передаёт эмоции, свои ощущения от посещения страны. Показывает колорит, обычаи людей и далёкие места, которых зритель никогда не видел.
Скиллы, необходимые travel-фотографу:
Что посмотреть по этой теме:
Арт-фотография
Стоит отдельно от других направлений в фотографии. Это художественные снимки, которые передают субъективный взгляд автора на реальность, его мироощущение. Часто выставляются в галереях, музеях.
В этом направлении нет заказчика. Фотограф создаёт работы, которые потом приобретаются для коллекций — личных или музейных — или для оформления интерьеров. Арт-фотографией может стать и натюрморт, и пейзаж, и street-фото, и постановка. Главное здесь — творческая идея фотографа.
Начать продавать такие работы достаточно сложно. Арт-фотографу сперва нужно получить признание искусствоведов, критиков, публиковаться в специализированных журналах.
Что посмотреть по этой теме:
Первые шаги в профессию
Первые несколько лет фотограф пробует себя в разных направлениях. Лишь со временем он выбирает основную специализацию, в которой ему нравится работать, или совмещает близкие по задачам. Но какое бы направление ни выбрал фотограф, на начальном этапе он осваивает три ключевых скилла:
Пробуйте, тренируйтесь, самостоятельно экспериментируйте и получайте удовольствие от фотографирования — это самое важное. А на курсе «Профессия Фотограф» опытные преподаватели поделятся знаниями и опытом и помогут быстрее освоить профессию.