Кому дают бесплатные рецепты

Какие лекарства можно получить бесплатно в 2021 году, кому они полагаются и что делать, если в аптеке нет нужного препарата

Отдельные категории граждан в России вправе рассчитывать на получение льготных рецептов. Но несмотря на наличие такого права, провизоры в аптеках нередко отказывают выдать бесплатный препарат или заявляют об отсутствии необходимых лекарств. Кому полагаются льготные лекарства или скидка на них? Как их получить и как долго будет действовать рецепт? Что делать, если в аптеке нет нужного лекарства и как подать жалобу?

Ситуация, когда гражданину выписали рецепт, а нужного лекарства нет в наличии, является достаточно распространенной. На самом деле Росздравнадзор разработал четкую инструкцию действий для провизоров аптек, где не нашлось подходящего лекарства, хотя не все сотрудники его придерживаются. А сами граждане зачастую не проинформированы о своих правах.

Кому выписывают бесплатные лекарства или дают скидку на них

Перечень льготных препаратов ежегодно утверждается Правительством. Он именуется «Перечнем лекарственных препаратов для медицинского использования». Список льготных лекарств был утвержден на 2020 год Распоряжением Правительства №2406-р, а на 2021 год изменен и дополнен, согласно Распоряжению Правительства №3073-р.

На получение лекарств из утвержденного списка могут рассчитывать только льготные группы населения:

По медицинским показаниям (например, при индивидуальной непереносимости определенных лекарств или по жизненным показаниям) по решению медицинской организации можно назначить лекарства, не входящие в стандарты медпомощи (те, которые не входят в жизненно необходимые), либо на основании конкретных торговых наименований.

Снабжение лекарствами за счет средств федерального и регионального бюджетов. Полный список льготников

Федеральный бюджет закупает лекарства из списка, который неофициально именуется «12 высокозатратных нозологий». Сюда входят дорогостоящие лекарства для лечения отдельных групп болезней, в числе которых:

Региональная программа обеспечения льготными препаратами распространяет свое действие на пациентов с редкими заболеваниями, а также:

Некоторые регионы предоставляют расширенные государственные гарантии по обеспечению медицинскими препаратами. Они содержатся в территориальной программе по обеспечению лекарствами.

Если льготник относится одновременно к федеральным и региональным, то он может выбрать источники финансирования. Но федеральная система обеспечения лекарствами сегодня более отлажена.

Порядок получения

Лекарство можно получить бесплатно на основании рецепта, выписанного врачом. Получение льготных препаратов должно опираться:

Порядок действий будет следующим:

Обратиться можно и в частную клинику, если она работает в системе ОМС. Если пациенту назначили препарат в каком-либо платном центре, который не обслуживает по ОМС и не вправе выдавать льготные рецепты, то пациенту нужно идти со всеми необходимыми документами к врачу из поликлиники или больницы по месту проживания. В ряде случаев врач отказывается продублировать это назначение.

В случае когда пациент имеет инвалидность или прочие основания для социальной помощи, то нужно проследить за тем, чтобы его внесли в соответствующий регистр. Например, регистр по инвалидности ведет Пенсионный фонд. Есть и другие регистры. В частности, регистр по жизнеугрожающим, хроническим, прогрессирующим редким заболеваниям и «12 высокозатратным нозологиям». Важно помнить, что пациент получает право на рецепт только после того, как он попадет в регистр. Сначала пациента включают в региональный регистр, затем – федеральный. На это есть 5 дней после принятия врачом всех нужных документов.

Регистры ведутся для того, чтобы исключить ситуации, когда за получением лекарств обращаются граждане, получающие материальную компенсацию за отказ от лекарственного обеспечения.

Федеральные льготники, которые постоянно проживают за пределами региона, где они обращаются за льготными лекарствами, дополнительно должны предоставить комплект документов, который дает им право на льготы. Это:

На рецепте делается отметка о том, что он выдан иногороднему. В остальном он оформляется по стандартным правилам.

Кому дают бесплатные рецепты. Medical Care.F14. Кому дают бесплатные рецепты фото. Кому дают бесплатные рецепты-Medical Care.F14. картинка Кому дают бесплатные рецепты. картинка Medical Care.F14. Отдельные категории граждан в России вправе рассчитывать на получение льготных рецептов. Но несмотря на наличие такого права, провизоры в аптеках нередко отказывают выдать бесплатный препарат или заявляют об отсутствии необходимых лекарств. Кому полагаются льготные лекарства или скидка на них? Как их получить и как долго будет действовать рецепт? Что делать, если в аптеке нет нужного лекарства и как подать жалобу?

Как врач выбирает лекарство для рецепта

Лекарство, на которое выдает рецепт врач, должно входить в утвержденный Перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов или в перечень по территориальной программе государственных гарантий. Оно также должно быть перечислено в стандарте оказания медпомощи.

Чтобы получить рецепт на другой препарат, необходим созыв врачебной комиссии и получение от нее заключения о потребности в ином препарате по медицинским показаниям.

Для получения незарегистрированного в РФ препарата нужно заключение консилиума регионального, а также федерального учреждения и разрешение от федерального Минздрава. Процедура достаточно трудоемкая, но она позволяет получить пациентам лекарство без риска привлечения к ответственности, на что указывает определение Верховного суда.

Детям до 3 лет бесплатно полагаются препараты железа, антибиотики, иммуностимуляторы, муколитики, антигистаминные и пр.

Диабетикам 2 типа бесплатно полагаются инсулин, таблетки для снижения уровня глюкозы, шприцы для инъекций и тест-полоски.

Беременным женщинам бесплатно выдают препараты йода и железа, фолиевую кислоту, поливитамины, антибиотики и гормональные средства (при угрозе прерывания).

Сроки действия льготных рецептов

Обычно рецепт действителен в течение 30 дней после его выписки. Но в некоторых случаях указанные сроки могут быть изменены. Например, если рецепт был выписан пенсионеру, ребенку-инвалиду, инвалиду 1 группы, страдающему хроническим заболеванием, ребенку до 3 лет, то срок действия рецепта составляет 180 дней для лекарств в целях лечения хронических болезней и 90 дней – на все остальное.

Некоторые рецепты предъявляют с дополнительной отметкой statim («немедленно») – их должны обслужить в аптеке в течение одного рабочего дня со дня обращения, рецепты с пометкой cito («срочно») – обслуживают в течение двух дней, рецепт на лекарство из минимального ассортимента препаратов обслуживается в течение 5 рабочих дней после обращения.

Где получить льготные лекарства

Лекарства, медицинские изделия по льготным рецептам выдаются только в специализированных аптечных пунктах или из аптек в непосредственной близости от них. Например, для Москвы полный перечень таких аптек можно найти на портале открытых данных или на сайте Департамента здравоохранения.

Перед обращением в аптеку целесообразно уточнить о наличии данного препарата по телефону.

Что делать, если препарата нет в наличии

Если гражданин исполнил все предусмотренные законом действия и получил рецепт на льготные лекарства (или лекарства со скидкой), собрал необходимые документы и обратился в аптеку, то провизор не вправе отказать в выдаче лекарства. Но на практике не всегда нужный препарат оказывается в наличии.

Провизор не вправе навязывать клиенту замену препарата и принуждать его к покупке, он может только предложить другой альтернативный вариант. А пациент имеет право отказаться от него. При отказе от лекарства-аналога фармацевту нужно действовать следующим образом:

Возможна ситуация, когда лекарственный препарат имеется в аптеке, но его дозировка отлична от рецепта. В таком случае провизор вправе заменить препарат на медикаменты с меньшей дозировкой, но с большим объемом (увеличение объема допустимо до того показателя, который достаточен для терапии). В большей дозировке лекарство не выдается: провизор не имеет на это права. Увеличить дозировку пациент может только после визита к своему врачу.

Сроки доставки отсутствующих препаратов

После поступления рецепта на отсроченное обслуживание сотрудники аптеки в установленные сроки должны завезти данное лекарство. Для препаратов из федерального перечня сроки доставки составляют не более 10 дней (речь идет о рабочих днях, т. е. фактически сроки могут длиться до 14 календарных дней), для лекарственных препаратов, назначенных врачебной комиссией, – до 15 рабочих дней (до 21 календарного дня) после обращения пациента. О поступлении лекарства в аптеку необходимо сообщить клиенту по телефону.

Нарушение установленных 10-дневных (15-дневных) сроков является нарушением и может быть обжаловано.

Если за период доставки истекли сроки действия рецепта, то переоформление его не требуется.

В Москве сегодня действует удобная схема, когда лица с диабетом могут получить компенсацию за оплаченные из своих денег лекарства сразу, но сумма компенсации является фиксированной.

Куда жаловаться на отсутствие лекарства

Если в процессе получения льготного лекарства возникли проблемы с назначением лекарственных препаратов, или они долго отсутствовали в аптеках, то гражданин может обратиться в Департамент здравоохранения муниципального образования.

При отказе врача выписать положенный льготный рецепт можно обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения или в суд. В Росздравнадзоре действует электронная приемная, куда можно пожаловаться на небросовестную работу. В обращении нужно написать свои контактные сведения и адрес аптеки. Также граждане вправе жаловаться на нарушение положений законодательства в прокуратуру.

Таким образом, в России действуют федеральные и региональные перечни льготников, а также ежегодно утверждается перечень лекарств, которые можно получить бесплатно. Для получения льготных лекарств необходимо первоначально обратиться к врачу за оформлением рецепта, а затем – в аптеку за получением нужного лекарственного препарата. Когда выписанного препарата не оказалось, то фармацевт обязан поставить данный рецепт на отсроченное обеспечение и внести сведения в специальный журнал, если клиент отказался от альтернативного варианта или визита в другой аптечный пункт. На доставку лекарства из утвержденного федерального перечня аптеке отводится не более 10 дней. Если в аптечном пункте отсутствовали льготные лекарства, и провизор не принял необходимых мер для их доставки, то пациент может пожаловаться в контролирующие инстанции в сфере здравоохранения или в прокуратуру.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *