Консервация и реставрация отличия
Консервация вместо реставрации
Консервация/реставрация археологических объектов
Отличие консервации от реставрации
Отличие консервации от реставрации
Отличие консервации от реставрации
Консервация (от латинского слова „conservare“) обозначает оберегать, сохранять. Консервационные меры обеспечивают сохранение материального наличия памятника и предотвращают дальнейшие потери субстанции. Консервация направлена лишь на сохранение чистой субстанции, не обращая при этом внимания на эстетические улучшения.
К консервации относятся и превентивные меры сохранения. Например, оптимизация климатических условий. А также различные консервационные работы, проводимые непосредственно на объекте. Например – очистка и закрепление оригинальной субстанции. При консервации нужно, по возможности, использовать традиционные материалы и методы, опробованные десятилетиями и подтвердившие себя в практике. В целом, эти меры должны обеспечивать определённую обратимость («Reversibilitat») проводимой работы. Современные материалы и методы нужно применять с особой осторожностью.
Тщательный уход и регулярный контроль над объектом приводит к уменьшению риска больших вмешательств и помогает сохранить, по возможности, наиболее достоверный облик и следы (отпечатки) прошедшего времени на данном объекте.
Цели реставрации, правда, не в создании нового блеска, что непременно приводит к фальсификации, а в сохранении эстетических и исторических ценностей любого памятника, делая при этом соответствующие выводы (заключения). Она основополагается на уважении и передаче исторического фонда следующим поколениям и основывается на оригинальных документах (материале).
К задачам реставрации относятся реконструкции, замещение отсутствующих частей, которые влияют на эстетический облик и читаемость (понимание) объекта. При этом замещения должны, при близком взгляде, быть однозначно отличимы и состоять из материалов, которые можно без последствий убрать.
В последнее время, реставрация часто занимается тем, что исправляет ошибки предыдущих поколений реставраторов.
К негативным примерам старых времён можно отнести так называемую «Ре-Реставрацию» или пуристическую реставрацию. Примеры можно найти во всех областях, будь то деревянная скульптура, у которой все слои краски были удалены до самого дерева, или средневековая каменная крепость, где штукатурка с остатками настенных росписей была целиком сбита, чтобы показать всю «красоту» камня, или теже самые монеты и находки из различных металлов, которые при помощи электролиза или различных химических веществ, были «раздеты» то металла. При всём этом историческая и эстетическая ценность того, что было удалено, не принималась во внимание.
Отличие консервации от реставрации
Отличие консервации от реставрации
Консервация (от латинского слова „conservare“) обозначает оберегать, сохранять. Консервационные меры обеспечивают сохранение материального наличия памятника и предотвращают дальнейшие потери субстанции. Консервация направлена лишь на сохранение чистой субстанции, не обращая при этом внимания на эстетические улучшения.
К консервации относятся и превентивные меры сохранения. Например, оптимизация климатических условий. А также различные консервационные работы, проводимые непосредственно на объекте. Например – очистка и закрепление оригинальной субстанции. При консервации нужно, по возможности, использовать традиционные материалы и методы, опробованные десятилетиями и подтвердившие себя в практике. В целом, эти меры должны обеспечивать определённую обратимость («Reversibilitat») проводимой работы. Современные материалы и методы нужно применять с особой осторожностью.
Тщательный уход и регулярный контроль над объектом приводит к уменьшению риска больших вмешательств и помогает сохранить, по возможности, наиболее достоверный облик и следы (отпечатки) прошедшего времени на данном объекте.
Цели реставрации, правда, не в создании нового блеска, что непременно приводит к фальсификации, а в сохранении эстетических и исторических ценностей любого памятника, делая при этом соответствующие выводы (заключения). Она основополагается на уважении и передаче исторического фонда следующим поколениям и основывается на оригинальных документах (материале).
К задачам реставрации относятся реконструкции, замещение отсутствующих частей, которые влияют на эстетический облик и читаемость (понимание) объекта. При этом замещения должны, при близком взгляде, быть однозначно отличимы и состоять из материалов, которые можно без последствий убрать.
В последнее время, реставрация часто занимается тем, что исправляет ошибки предыдущих поколений реставраторов.
К негативным примерам старых времён можно отнести так называемую «Ре-Реставрацию» или пуристическую реставрацию. Примеры можно найти во всех областях, будь то деревянная скульптура, у которой все слои краски были удалены до самого дерева, или средневековая каменная крепость, где штукатурка с остатками настенных росписей была целиком сбита, чтобы показать всю «красоту» камня, или теже самые монеты и находки из различных металлов, которые при помощи электролиза или различных химических веществ, были «раздеты» то металла. При всём этом историческая и эстетическая ценность того, что было удалено, не принималась во внимание.
Консервация и ремонтно-реставрационные работы на объектах культурного наследия
Чтобы обеспечить сохранность объектов культурного наследия, требуется периодическое осуществление различных мероприятий, основными из которых является проведение работ по консервации, ремонту и реставрации памятников культуры.
Перед началом любого вмешательства на территории охраняемого объекта необходимо выполнить ряд обязательных действий, в числе которых научно-исследовательские, инженерно-технические изыскания, разработка детальной проектной и производственной документации. Причем эти исследования проводятся не только во время подготовительного этапа намеченных действий, но и во время всего процесса их осуществления.
Существующие различия цели охранных мероприятий позволяют определить два основных направления деятельности: консервация, ремонт и реставрация.
Консервация предусматривает действия для сохранения здания или сооружения в том виде и физическом состоянии, в котором он находится к моменту начала работ. В этом случае существующий облик постройки не претерпевает никаких изменений, а только проводятся противоаварийные мероприятия для предупреждения его дальнейшего разрушения.
Ремонт ориентирован на поддержание оптимального состояния сооружения для его безопасной эксплуатации и сохранности памятника без нарушения изначального историко-культурного облика.
Реставрация объекта наследия предполагает восстановление или воссоздание первоначального вида всего здания, а также его отдельных частей, например, оригинальной кровли, фасадного декора и т.п. Чаще всего это делается в едином комплексе с ремонтом памятника, поэтому обычно их объединяют под понятием ремонтно-реставрационные работы.
Если какой-либо особо ценный историко-культурный объект находится в полностью разрушенном состоянии, то может быть принято решение по воссозданию памятника. Такой вариант действий возможен только при условии наличия достоверных научных данных, без которых воссоздание утраченного памятника невозможно. Речь идет не о строительстве копии, а о детальном, максимально точном восстановлении утраченного сооружения.
В процессе ремонта или реставрации все применяемые технологии, приемы и методы должны проводиться только в строгом соответствии с существующими нормами и правилами, которые утверждены центральными органами охраны объектов наследия. Для того, чтобы соблюсти подлинный облик сооружения на всех стадиях выполнения работ, предусматривается осуществление научного руководства на протяжении всего срока реставрационных мероприятий. Кроме этого, авторы или разработчики проекта ремонта или реставрации обеспечивают постоянный надзор прямо на месте их проведения. Эти меры необходимы, так как авторский надзор и научное руководство являются обязательным элементом научно-исследовательского обеспечения сохранности исторических оригинальных элементов сооружения и соблюдения требуемого качества реставрационных мероприятий.
Специфика организации и осуществления консервационных и ремонтно-реставрационных работ требует специальных навыков, поэтому разработка проектной документации, проведение научно-изыскательских исследований на таком объекте и выполнение самих работ разрешено исключительно организациям или предпринимателям, которые получили лицензию на такую деятельность и имеют возможность ведения таких работ. Соответственно научный руководитель тоже должен быть квалифицированным и аттестованным специалистом.
Готовый проект, разработанный с учетом полученных данных проведенных изысканий, должен пройти историко-государственную экспертизу, а затем согласовывается с органами государственной охраны объектов культурного наследия.
По окончанию ремонта или реставрации оформляется научно-реставрационный отчет, где дается оценка проведенных мероприятий, указывается их соответствие с проектными. Если на стадии реализации проекта произошли отступления от первоначального плана, то дается обоснование этих действий.
Последовательность проведения консервации, ремонта или реставрации должна соответствовать установленным правилам. Первый этап включает в себя предварительные действия, во время которых проводятся первичные исследования, начинает разрабатываться необходимая документация. На втором этапе осуществляется комплекс научных и инженерно-изыскательных исследований с привлечением материалов архивов и специализированной литературы, натурными (полевыми) изысканиями. На третьем этапе формируется научно-проектная документация запланированных мероприятий, которая проходит государственную экспертизу, корректируется, оформляются необходимые допуски и разрешительные документы. После чего начинается выполнение работ по утвержденному и согласованному с профильными органами проекту. Завершающим этапом является научно-реставрационный отчет.
Консервация вместо реставрации
Консервация/реставрация археологических объектов
Консервация монет. Вопросы и ответы.
Консервация монет. Вопросы и ответы.
Консервация монет. Вопросы и ответы.
Консервация монет ничем не отличается от консервации любых предметов из меди и её сплавов. Хотя такие находки и относятся к «массовому археологическому материалу», но это не даёт повода обращаться с ними, как попало.
Что скрывается под словом «консервация»? Консервационные меры обеспечивают сохранение материального наличия памятника и предотвращают дальнейшие утраты оригинала. Консервация направлена лишь на сохранение чистой субстанции, не обращая при этом внимания на эстетические улучшения. Многие считают, что консервацией монет – это всего лишь нанесение покрытия. Это далеко не так. К консервации относятся различные консервационные работы, проводимые непосредственно на объекте. Например – расчистка и закрепление оригинальной поверхности, а так же превентивные меры сохранения. Например, оптимизация климатических условий, правильная упаковка, презентация и хранение.
Что представляет собой оригинальная поверхность? Изначальная металлическая поверхность монеты в процессе коррозии замещается солями металла. Из-за того, что это преобразование происходит очень медленно, такой слой передаёт нюансы изначальной поверхности. Но, к сожалению, продукты коррозии и частички почвы не редко накрывают детали рельефа и искажают форму. Оригинальная поверхность не только является носителем рельефа, но и даёт нам хороший ориентир при расчистке монеты. Это своего рода граница, за пределы которой нам нельзя заступать (за исключением редких случаев). Всё что находится выше оригинальной поверхности можно назвать загрязнениями, всё что находится ниже – является оригиналом.
На снимке представлен срез монеты, сделанный при помощи электронного микроскопа. Хорошо прослеживается граница между оригинальной поверхностью и отложениями (загрязнениями) на поверхности. Под оригинальной поверхностью находится слой, состоящий из продуктов коррозии.
Re: Консервация монет. Вопросы и ответы.
Часто, прежде чем монета попадёт на стол реставратора, проходит довольно много времени. В этом промежутке, монеты в плохой сохранности могут получить значительные необратимые повреждения. Главным образом здесь задействовано несколько факторов, одним из которых является неправильное обращение с нестабильной патиной. Более подробно о том, как сохранить оригинальную поверхность вы сможете прочитать по этой ссылки.
В общих словах на эту тему можно сказать следующее:
2. Постарайтесь сразу определить состояние патины и в случае обнаружения повреждений (пористая структура, трещины и сколы, шишки и наросты, отсутствующие фрагменты поверхности и т.п.) в плотном слое патины обязательно обверните объект во влажную смоченную дистиллированной водой салфетку (или просто влажную землю) и положите в плотно закрывающуюся коробочку. Таким образом, мы предотвращаем высыхание патины. Помимо этого, минимируется риск физических повреждений патины вызванных вибрацией и сотрясением.
3. Постарайтесь сократить срок до минимума между извлечением находки и началом обессоливания (промывки). Долго находка не должна находиться во влажной салфетки, иначе существует риск последующей коррозии. В особенности это относится к предметам, которые имеют активные очаги бронзовой болезни.
4. Производите предварительную расчистку (промывку от земли) только в том случае, если патина стабильна.
5. Для всех находок имеющих повреждённую патину (не важно, отслаивается она или нет) обязателен процесс промывки солей. Но надо учесть, что длительная промывка негативно сказывается на состоянии патины. Важно: оптимально определить время промывки. Обычно у находок имеющих тонкий слой патины этот срок не превышает двое суток. Если состояние патины позволяет, то рекомендуется удалить свободно лежащие загрязнения мягкой кисточкой и дистиллированной водой. Если существует вероятность отслаивания патины, то ни о какой предварительной расчистки и не может идти речи.
Хочу остановиться на промывке дистиллированной водой. Цель промывки – не размягчение окислов и остатков почвы, а удаление растворимых солей находящихся в капиллярной системе патины. Для этого подойдет любая пластиковая коробка с плотно закрывающейся крышкой. Крышка не только предотвращает испарения воды, но и препятствует поступлению газов и солей из воздуха. Емкость должна быть полностью заполнена водой, в противном случае существует риск поступления вредных веществ из воздушной прослойки. Монеты должны находиться как можно ближе к поверхности воды. Для этого можно использовать пластиковое ситечко. По ходу обессоливания, необходимо хотя бы раз перевернуть монеты, так процесс выхода солей с нижней стороны монеты идёт намного быстрее. Делать это надо не руками, а пинцетом. В воду пальцами лазить нельзя.
Сколько точно монеты должны находиться в промывке, можно определить только опытным путём, измеряя концентрацию солей солиметром или же определяя их количество и качество другими способами. Как правило, слой загрязнений, в том числе и окислов на поверхности монеты не превышает нескольких миллиметров. В связи с этим, процесс выхода солей идёт относительно быстро и занимает от 24 часов до нескольких дней.
Для улучшения результата, по истечению срока промывки, необходимо достать пинцетом монету и обернуть в мокрую, смоченную дистиллированной водой салфетку (чистую, без добавок парфюмерии или же масел). Чуть прижать кисточкой размоченную целлюлозу к монете, так что бы она полностью контактировала с поверхностью. Можно использовать и туалетную бумагу, но не отбеленную хлором. После этого необходимо поместить обёрнутые целлюлозой монеты на решеточку в сухое место. Нужно обязательно дождаться, чтобы поверхность компресса полностью высохла и лишь затем аккуратно снять его. При высыхании, происходит миграция солей из капиллярной системы в компрессный материал.
Цели и задачи консервации и реставрации
Консервация и реставрация памятников имеют общей целью сохранение памятников как произведений искусства и как свидетелей истории. Целью консервации является изучение, регистрация, поддержание в надлежащей форме и восстановление культурно-значимых свойств культурной ценности, воплощенных в ее физической и химической структуре, при наименьших вмешательствах. Целью реставрации является раскрытие культурно-значимых свойств памятника. Реставрация основывается на бережном отношении к материалу оригинала и точных данных о прежнем виде объекта.
К задачам консервации и реставрации относится:
— осуществление постоянного контроля за состоянием музейного собрания (отбор предметов нуждающихся в консервации и реставрации);
— сохранение музейных предметов в условиях режима, тормозящего процессы их естественного старения;
— приостановление уже начавшегося разрушения с последующим укреплением предметов;
— принятие мер по устранению причин разрушения предмета, укрепление его материала и структуры, снятие деформирующих и вредных налётов;
— устранение искажений, вызванных естественным старением, нанесёнными повреждениями или преднамеренными изменениями.
2.Организация работы
Организации работы по консервации и реставрации музейных ценностей в Инструкции по учёту и хранению посвящены пункты с 34 по 74.
Работы по консервации и реставрации музейных ценностей выполняются специализированными государственными учреждениями системы Министерства культуры, реставрационными отделами (мастерскими) крупных музеев и отдельными штатными реставраторами музеев.
Для рассмотрения и обсуждения мероприятий в области консервации и реставрации музейных памятников, годовых планов работ реставрационных отделов и мастерских, рассмотрения и рекомендации способов и методов консервации и реставрации памятников, составления заключений о выполнении реставрационных работ, о качестве реставрации и о выдаче экспонатов на выставки, об аттестации реставраторов и т.п. – в музеях должны быть созданы специальные реставрационные советы, возглавляемые заместителем директора по научной (или учётно-хранительской) чести музея или главным хранителем.
В крупных музеях совет может организовать из состава своих челнов и работников музея реставрационные комиссии или секции по отдельным специальностям, которые будут определять задания по отдельным памятникам, а также наблюдать за ходом реставрационных работ и принимать работы, выполненные реставратором.
Протоколы реставрационного совета и его комиссий или секций должны иметь подписи всех лиц, присутствовавших на заседании.
Для рассмотрения наиболее сложных реставрационных вопросов, связанных с применением необычных технологических решений, с удалением позднейших дополнений памятника или записей, а также с проектами воссоздания внешнего вида памятников, имеющих обширные утраты, и их существенных конструктивных деталей создаётся расширенный реставрационный совет с привлечением авторитетных специалистов истории и культуры из крупных музеев, научно-исследовательских институтов или специализированных реставрационных учреждений.
Также рассмотрению на расширенном реставрационном совете подлежат реставрационные предложения, вызывающие сомнения с точки зрения их обоснованности или возражения со стороны отдельных членов реставрационного совета. В случае отсутствия в музее такого совета спорный вопрос может быть передан на рассмотрение расширенного совета одного из центральных музеев или специализированных учреждений.
В музеях, имеющих реставрационные отделы, их заведующие подчиняются главному хранителю или заместителю директора по учёту и хранению.
Заведующий отделом реставрации составляет календарный план реставрационных работ на определённые отрезки времени (месяц, кварта, год), причём очерёдность реставрации музейных предметов устанавливается с учётом их состояния и музейной значимости.