Консервация изделий военной техники
Военная техника с консервации
На протяжении последних пары десятков лет спецтехника с консервации, и в особенности автомобильная техника с военного хранения, пользуется большим спросом на рынке. Чаще всего мы встречаем продающиеся на различных сайтах грузовые автомобили таких марок как ГАЗ, Урал, Камаз и ЗиЛ. Частенько можно даже встретить БТР или БМП, конечно демилитаризованные варианты (т.е. снято все вооружение и военная «начинка»).
Попадаются и иностранные бренды, к примеру, чешская Tatra, в общем все то, что производилось и поставлялось между странами внутри «советского лагеря». Вся эта военная техника находилась на длительной консервации, т.е. больше одного года. Дата выпуска с завода может быть как в этом веке, скажем 2005 год, так и в прошлом, 1981 к примеру. Частенько мы встречали экземпляры, которые сошли со стапелей завода практически в середине прошлого века.
Как то покупали для заказчика ГАЗ-66 1968 года выпуска. И машина была в отличном состоянии. Конечно же, была заменены колеса, все резинотехнические изделия (шланги, патрубки и т.п.), аккумулятор. Было проведено полное техническое обслуживание с заменой всех технических жидкостей и расходных материалов, фильтров и т.п. В итоге эта «Шишига» получилась как новая, хотя правильнее сказать именно НОВАЯ. Пробег у нее был что то около 100 км., а цена заметно ниже выпущенной пару-тройку лет назад. Покупка получилась очень удачной.
Как военную технику готовят к консервации или длительному хранению
Вся техника перед консервацией обязательно должна пройти минимальную необходимую обкатку, чтобы убедиться, что все узлы и агрегаты функционируют нормально и в штатном режиме. Так же перед постановкой на хранение проводится очередное техническое обслуживание, если военная техника уже некоторое время эксплуатировалась. Если же на тот момент она была новой, то этого делать не нужно.
В случае если консервации подлежит техника проработавшая один год и более, то у нее разбирается вся подвеска, проверяется ее состояние. Не рабочие поверхности открашиваются, а рабочие смазываются. И все собирается и ставиться назад. Снимаются колеса и шины с колес. Все очищается от ржавчины и грязи и протирается на сухо. Собирается в обратном порядке и устанавливается на автомобиль.
Порядок работ по консервации
Регулярное обслуживание техники в течение всего периода хранения
Для достижения отличного результата работами по консервации все не ограничивается. Обязательно необходимо проводить периодические работы в течение всего срока, на которые техника поставлена на хранение.
Один раз в месяц проверяется состояние кузова и всех наружных поверхностей. Осматривают и проверяют состояние герметизирующих оклеек и состояние аккумуляторной батареи. Очищают автомобиль от пыли или снега, если он храниться вне закрытого помещения.
Два раза в год проверяют и заряжают аккумулятор. При необходимости доливают электролит до нормального уровня. Проверяют состояние трубопроводов и резиновых уплотнений, запасных частей и инструментов. Все должно быть в полном комплекте.
После одного года хранения расконсервировать автомобиль (как это сделать смотрите ниже), запустить двигатель, прогреть его до нормальной температуры, дать ему поработать на разных режимах и проверить все узлы и агрегаты во время работы. Так же проверяется корректность показаний всех контрольно-измерительных приборов. После всего этого автомобиль снова законсервируют.
Порядок расконсервации техники
Расконсервация может проводиться как для периодических работ так и для подготовки военной техники для дальнейшей, регулярной эксплуатации.
Как видно, достаточно большой объем работ проводится как при первоначальной постановке техники на длительное хранение, так и при периодическом обслуживании. Машину не просто смазывают и оставляют в таком виде на 30-40 лет. О ней постоянно заботятся, чтобы в случае необходимости она была готова к работе в короткий срок и работала исправно и ни в коем случае не подвела в самый не подходящий момент, что для военной техники очень критично, даже спустя может и 100 лет. Вот поэтому техника, и не только военная, с консервации пользуется таким спросом. За малую цену вы получаете новый автомобиль. И по факту нет никакой существенной разницы, выпущен он в 2015 году или в 1965. Функционировать он будет точно так же.
Консервация и переконсервация, материалы, применяемые при ее проведении
Для консервации специального оборудования машин войск РХБ защиты применяют два способа:
Консервация с герметизацией корпусов машин методами «чехол», «получехол», «заклейка» с использованием осушителей и ингибиторов коррозии.
Консервация без герметизации корпусов методом нанесения консервационных смазок, масел и полимерных покрытий.
Консервации методом «чехол» подвергаются главным образом малогабаритные специальные машины типа УАЗ-469рх.
Консервации методом «получехол» подвергаются машины РХБ разведки, имеющие герметичные днища.
Консервации методом «заклейка» подвергаются специальные машины с кузовами типа К-131, К-66 герметизация которых может быть достигнута путем заклейки щелей и отверстий специальными материалами.
Консервации без герметизации корпусов посредством нанесения консервационных масел и смазок подвергаются, как правило, машины специальной обработки, дымовые машины, механические смесители.
При консервации машин РХБ разведки без герметизации для длительного хранения приборы РХБ разведки консервируются методом зачехления в полимерную пленку.
Допускается в необходимых случаях, по особым указаниям, хранить приборы РХБ разведки внутри негерметизированных машин при обязательной консервации каждого прибора методом зачехления в полимерную пленку с осушителем.
Консервация с герметизацией методом «заклейка» заключается в герметизации щелей и отверстий в кузове машины и размещении внутри кузова осушителя
(силикагеля). Указанным способом могут быть законсервированы подвижные ремонтные химические мастерские, автодегазационные станции, дымовые машины, автолаборатории, кабины управления машин ТМ.С-65, боковые ящики и отсеки специальных машин и другие.
При применении метода «заклейка» щели в кузовах шириной до 10 мм и отверстия диаметром до 20 мм герметизируются замазкой ЗЗК-Зу, а неплотности больших размеров — липкой полиэтиленовой лентой или герметизирующими прорезиненными тканями ТТ, МВКШ, БЦ-УТ, 780, раскроенными по размерам мест герметизации с расчетом перекрытия щелей и отверстий на 60—70 мм с каждой стороны. Места приклейки герметизирующей ткани тщательно очищаются от загрязнений, обезжириваются уайт-спиритом и насухо протираются ветошью. Герметизирующие полоски прорезиненных тканей и места их приклейки дважды промазываются клеем ХВК-2а с выдержкой каждого слоя на воздухе в течение 2—5 мин. Герметизация производится наложением лент тканей и их прикаткой резиновым валиком. Края приклеенной ткани промазываются ровным слоем замазки ЗЗК-Зу.
В качестве влагопоглотителя применяется силикагель мелкопористый КСМ, ШСМ в количестве 1 кг на 1 м 3 загерметизированного объема. Влажность воздуха в герметизированных объемах контролируется с помощью индикаторной бумаги или взвешиванием контрольного мешочка.
Консервации летучими ингибиторами подвергаются внутренние поверхности цистерн, трубопроводов, камер, емкостей, шкафов специальных машин и приборов при наличии соответствующих требований в инструкциях по эксплуатации.
При применении летучих ингибиторов коррозии для консервации спецоборудования, размещенного внутри кузовов машин, все щели, отверстия, зазоры должны быть загерметизированы с помощью пробок, заглушек, люков, проклеенных лент, замазок.
Силикагель, ингибиторы коррозии на силикагелевой основе расфасовываются в мешочки из неплотной ткани (бязь отбеленная, марля отбеленная и другие), которые размещаются внутри загерметизированных объемов вблизи наиболее чувствительных к коррозии частей или равномерно по загерметизированному объему.
Применение летучих ингибиторов коррозии возможно и без силикагеля. В этом случае ингибиторы коррозии наносятся на консервируемые поверхности способом распыления.
Содержание работ, выполняемых при консервации, изложено в инструкциях по эксплуатации.
Переконсервация машин осуществляется согласно ПЛАН-ГРАФИКА комплексного ТО и опробывания ВВТ, находящихся на длительном хранении.
Учебный вопрос
Организация и планирование контроля за состоянием ВиС РХБЗ
Для определения технического (качественного) состояния ВиС РХБЗ при приеме, в процессе хранения, перед отправкой, при проведении проверок, ревизии, инвентаризации, передаче ВиС РХБЗ должностными лицами проводится выборочный или сплошной контроль.
При выборочном контроле техническое (качественное) состояние партии ВиС РХБЗ определяется по результатам проверки одной или нескольких выборок (образцов, проб) из партии. Объемы отбираемых из партии образцов (проб), подлежащих проверке при выборочном контроле, указаны в Руководстве по хранению ВиС РХБЗ, например фильтрующие противогазы подвергаются осмотру и периодическим испытаниям 2 % от партии, но не менее 2-х ящиков 1 раз в 2 года.
Выборочный контроль является основным видом для определения технического (качественного) состояния ВиС РХБЗ, не бывших в пользовании, изготовляемых и учитываемых по партиям.
При сплошном контроле техническое (качественное) состояние ВиС РХБЗ определяется по результатам проверки каждого образца.
Количество образцов (проб) ВиС РХБЗ, подлежащих контролю при проведении проверок, ревизий, инвентаризаций, при передаче дел должностными лицами, определяется соответствующими приказами или планами проведения этих мероприятий.
Выборочный и сплошной контроль технического (качественного) состояния ВиС РХБЗ осуществляется двумя методами:
· контрольно-техническим осмотром ВиС РХБЗ, тары и упаковки с определением их состояния по внешнему виду;
· проведением периодических испытаний (поверка приборов РХБ разведки, опробование специальных машин, лабораторные испытания и др.).
Периодичность и объем контроля технического (качественного) состояния ВиС РХБЗ при приеме, хранении и перед отправкой указаны в приложении 11.
Выборочный и сплошной контроль ВиС РХБЗ осмотром осуществляется на специально отведенной площадке, на хорошо освещенных местах, защищенных от прямых солнечных лучей. В зимний период осмотр проводится в теплых помещениях, куда ВиС РХБЗ при необходимости должны быть перемещены для отогревания за сутки до начала работ. Если при осмотре ВиС РХБЗ окажутся увлажненными, то перед упаковкой в тару их необходимо тщательно просушить; одновременно просушке подвергается и тара.
При выявлении в результате выборочного контроля дефектных образцов ВиС РХБЗ проводится повторный контроль удвоенного количества образцов.
При повторном обнаружении дефекта в удвоенной выборке принимаются следующие меры:
· если гарантийный срок хранения (годности) партии ВиС РХБЗ не истек, она рекламируется в установленном порядке;
· если гарантийный срок хранения (годности) ВиС РХБЗ истек, партия подвергается сплошному контролю с разбраковкой изделий по категориям, выявлением дефектов внешним осмотром или испытаниями неразрушающими методами.
Для неремонтируемых ВиС РХБЗ, а также если дефекты выявлены испытаниями разрушающими методами, партия признается негодной.
Кроме двухступенчатого контроля с удвоенной повторной выборкой могут применяться другие виды контроля, которые устанавливаются соответствующими инструкциями или другой нормативно-технической документацией.
При сплошном контроле партии ВиС РХБЗ последовательно вскрываются все ящики и осматривается (испытывается) каждое изделие отдельно. Изделия, упакованные в герметичную укупорку (запаянные коробки, банки, барабаны и др.), из укупорки не извлекаются, а проводится только внешний осмотр состояния самой укупорки.
Специальные машины, химические лаборатории, дымовая аппаратура и регенеративные установки при приеме, в процессе хранения и перед отправкой подвергаются сплошному контролю.
Выявленные в процессе контроля технического (качественного) состояния ВХВ и СЗ незначительные дефекты, не влекущие за собой снижение категории изделий, устраняются.
ВиС РХБЗ одного наименования, но разных партий, которые поступили на базу (склад) от воинских частей или других складов в небольших количествах и у которых истекли гарантийные сроки хранения, после сплошного неразрушающего контроля могут быть сведены в сборные партии по годам изготовления с учетом категории. В этом случае сборной партии присваивается новый номер с припиской к нему индекса «сб» например «25 сб».
Контроль технического (качественного) состояния ВХВ и СЗ осмотром, опробованием и проверке работоспособности специальных машин и приборов проводится непосредственно воинскими частями и отделами хранения баз и складов.
Периодические испытания ВиС РХБЗ и поверка приборов РХБ разведки и дозиметрического контроля проводятся, как правило, в лабораториях и ремонтно-градуировочных мастерских центральных, окружных, групповых и флотских баз и складов. Указанные работы могут проводиться и в воинских частях при наличии соответствующих специалистов и технических средств.
Сроки подачи ВиС РХБЗ из воинских частей для проведения периодических испытаний и поверки в лабораториях и ремонтно-градуировочных мастерских баз и складов устанавливаются начальником войск РХБ защиты военного округа.
В целях экономии образцы средств защиты кожи, отбираемые для периодических испытаний в лабораториях, должны использоваться для последующих испытаний не менее трех раз. Для этого образцы после испытаний укладываются и хранятся в тех же ящиках, из которых они были взяты, и учитываются как лабораторные (пятой категории). В учетных данных к цифре наличия таких образцов добавляется буква «Л». Ящики с лабораторными образцами маркируются буквой «Л» в квадрате со стороной 12 см.
При хранении одной партии ВиС РХБЗ на складах нескольких воинских частей одного гарнизона допускается по решению начальников окружных (групповых, флотских) довольствующих органов направлять для периодических испытаний образцы из того склада, где имеются наиболее неблагоприятные условия хранения. При выявлении несоответствия качества отобранных образцов установленным требованиям должен бытьпроизведен отбор образцов данной партии и со складов остальных воинских частей.
Результаты контроля технического (качественного) состояния ВиС РХБЗ записываются в формуляр (паспорт) или складской формуляр. Если в результате контроля ВиС РХБЗ с истекшими гарантийными сроками подлежат переводу в низшую категорию, то составляется акт изменения качественного (технического) состояния в двух экземплярах, которые представляются в довольствующий орган. После утверждения первый экземпляр акта возвращается на базу (на склад, в воинскую часть) и на его основании вносятся изменения в формуляры (паспорта) и учетные документы..
Для ВиС РХБЗ, которые переводятся в низшую категорию по результатам испытаний, к акту прилагается заключение лаборатории. В заключении лаборатории указываются: формулярные данные испытанных партий ВиС РХБЗ; даты испытаний и номера анализов; количество образцов (проб) ВиС РХБЗ, подвергнутых испытаниям; результаты испытаний в лаборатории по всем показателям; выводы о качестве каждой в отдельности партии, включенной в акт.
Основными планирующими документами по контролю за состоянием ВиС РХБЗ являются:
1. План-график работ по контролю технического (качественного) состояния, ТО и ремонту ВиС РХБЗ, находящихся на хранении.
2. План-график комплексного технического обслуживания и опробования вооружения и военной техники, находящихся на длительном хранении войсковой части
3. План-график периодических испытаний ВиС РХБЗ в лаборатории воинской части
Командир войсковой части
«__» ________ 200 _ г.
работ по контролю технического (качественного) состояния, техническому обслуживанию
и ремонту ВиС РХБЗ, находящихся на хранении воинской части
№ п/п | Наименование ВиС РХБЗ | Номер партии | Срок хранения, лет | Наименование работ | Количество образцов (проб) ВиС РХБЗ, ед. измер. |
1. | ПМГ-2, шт. | Пер. исп. | 5шт. в 04 мес. | ||
. | |||||
5. | ИМД-21,шт. | Пров, работоспособности | 2 прибора в 08 мес. | ||
. |
Заместитель командира войсковой части________________ по вооружению
Командир войсковой части
«__» ________ 200 _ г.
комплексного технического обслуживания и опробования вооружения и военной техники,
находящихся на длительном хранении войсковой части (на 10 лет)
(наименование специальной машины, военный номерной знак, номер спец. оборудования, год изготовлении)
Номер, и дата приказа о постановке на хранение, условия хранения, годы | Технич. обслуживание | Опробование | Освежение | Проверка СИ | Испытание рукавов | Переконсервация | Номер и дата приказа о снятии с хранения | ТО-1х | ТО-2х | РТО | пуском двигателя, на месте | пробегом | пуском спец. оборудования | На. средствах подвижности | На спец. оборудовании | шин | АКБ | горючего | масел | Спец. жидкостей | Комплект инд. средств | Инд. трубок | АКБ источников питания | Масел в агрегатах | моторных | трансмиссионных | гидравлических | охлаждающих | тормозных |
Пр’№ 05 от 5.06, 8 лет, открытая площадка, без герметизации, ОЖУ | + + + + + | + + + + + | + | + | + | + + + | + | + + | + + + + + + + + + + | + + + | + + + | + + + | + + + | + + + | + + + | + + + | + + + + + + + + + + | + + + |
Заместитель командира войсковой части_______________ по вооружению
Командир войсковой части
«__» ________ 200 _ г.
ПЛАН-ГРАФИК
периодических испытаний ВиС РХБЗ в
лаборатории воинской части _________на 200 __ г.
Наименование ВиС РХБЗ | Откуда поступает (номера отделов хранения, в/ч) | Номер партии (заводской номер) | Год изготовления | Количество образцов (проб) ВиС РХБЗ, единица измерения | январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь |
(должность, воинское звание, подпись, фамилия)
Тема № 1 Общие положения по организации эксплуатации,
технического обслуживания, хранения и ремонта вооружения и средств РХБ защиты
Занятие № 4 Общие положения по организации эксплуатации,
технического обслуживания, хранения и ремонта вооружения и средств РХБ защиты
Консервация военной техники
Консервация военной техники с использованием термоусадочной пленки и барьерной – вакуумной упаковки поможет обеспечить надежную защиту даже того транспорта, который предназначен для хранения в полевых условиях без использования сухих помещений. Прочное покрытие защитить машины от проникновения влажности, позволит снизить скорость окислительных процессов при использовании вакуумной упаковки, что продлит срок использования металлических элементов.
Каждый вариант материала обеспечит разные преимущества в процессе хранения техники. Чтобы сориентироваться, правильно подобрать покрытия, стоит разобраться в основных этапах консервации машин, уточнить особенности каждого материала.
Технология консервации военной техники
Планируя длительное хранение машин вне помещения, необходимо их правильно подготовить, упаковать. Это позволит избежать порчи имущества, сохранение работоспособности механизмов, минимизировать неполадки, возникающие по причине длительного простоя. Чтобы обеспечить сохранность военной техники потребуется:
Сам процесс консервации предполагает:
Закончив нижеуказанные мероприятия, можно приступать к консервации военной техники с использованием термоусадочной пленки и барьерной – вакуумной упаковки.
Преимущества термоусадки
Термоусадочная пленка представляет собой полимер, способный сжиматься под воздействием тепла. Обеспечить надежную защиту, точно повторяющую все контуры военной техники легко благодаря использованию промышленного фена.
Перед началом воздействия на упаковку необходимо определиться с размером пленки, при необходимости, спаять несколько полотен, чтобы получить покрытие с запасом. Материал может быть прозрачным или светонепроницаемый. Последний вариант поможет скрыть технику от любопытных глаз, а также защитить от негативного воздействия ультрафиолета. По желанию заказчика, пленка может остаться белой или будет выполнена в заданном цвете.
Выбирая термоусадку для консервации военной техники, пользователь получает следующие преимущества:
Термоусадка используется в различных сферах, ее популярность растет.
Достоинства вакуумной упаковки
Вакуумно-барьерная пленка имеет алюминиевую основу, состоит из 3 слоев. Она также выпускается в рулонах, может быть спаяна для достижения нужного размера. Помимо защиты от влажности, вакуумная упаковка станет препятствием для доступа кислорода. Это серьезно замедлит все окислительные процессы, позволит сохранить корпус от коррозии.
Для создания надежного покрытия потребуется специальное устройство для спайки швов, а также промышленный пылесос, который поможет откачать воздух.
Достоинства вакуумно-барьерного покрытия сложно переоценить:
Специалисты отмечают, что высокий уровень консервации машин достигается благодаря:
Использование вакуумно-барьерной пленки обеспечивает защиту от резких перепадов температуры, перегревания или перемерзания механизмов.
Готовимся к зиме: консервация техники и оборудования
К консервации техники и оборудования на зиму часто относятся как чему-то архаичному, оставшемуся в двадцатом веке. И очень зря: далеко не каждое предприятие располагает идеальным сухим, отапливаемым помещением, где техника и оборудование ручного класса может без вреда для своего состояния перезимовать и весной снова быть в строю. С наступлением нового сезона — будь то строительные или садово-парковые работы — такое легкомыслие приносит свои недобрые плоды: не запускающийся двигатель, вышедшая из строя аккумуляторная батарея, следы коррозии на корпусе, потрескавшиеся и лопнувшие шланги и прокладки — только некоторые из них. Чтобы этого избежать, необходимо соблюдать хотя бы наиболее общие рекомендации по зимнему хранению техники, о которых мы сегодня вспомним.
Первое. Хранение техники под навесом или в неутепленном металлическом ангаре крайне нежелательно. Крыша, возможно, закроет машину от осадков, но не спасет от действия влажности и перепада температур. Как следствие — образование конденсата, поврежденные резиновые детали, коррозия и, повреждение лакокрасочного покрытия.
В идеале техника и оборудование зимой должны находиться в капитальном обогреваемом помещении со стенами из блоков, кирпича или дерева. Конечно, это не всегда возможно, особенно для габаритной спецтехники. Если ей все-таки приходится зимовать в металлическом ангаре или под навесом, ее следует тщательно укрыть, чтобы минимизировать влияние природных условий. И такой распространенный материал, как брезент, для этих целей — не лучший вариант. Дело в том, что при хорошей плотности он неплохо пропускает влагу вовнутрь и гораздо хуже — наружу. При потеплении влага начинает испаряться, и под брезентом возникает пресловутый парниковый эффект. Насколько это губительно для техники — лишний раз, пожалуй, говорить не стоит. Еще худшим вариантом хранения является целлофан.
Какой же материал в таком случае лучше использовать? Хорошим вариантом замены брезенту может стать полимерная термоусадочная пленка. Одна из ее разновидностей — пленка Shrink Wrap, которую предлагает российская компания «ТермоКокон». Этот материал годится как для консервации, так и для перевозки техники и оборудования на открытой платформе, при этом размер техники и ее форма значения не имеют. Интересно заметить, что эта пленка имеет не только антикоррозийные, но и огнезащитные качества, а также обеспечивает защиту от ультрафиолетового излучения.
При термической обработке пленка Shrink Wrap усаживается, плотно облегая технику. Никакие пропитки и масла в процессе такой консервации не применяются. В результате получается плотное покрытие без швов и дыр, которому нипочем снег, ветер и дождь. Единственное, что нужно сделать перед такой консервацией, — помыть технику и дать ей хорошо просохнуть. После периода консервации машина легко освобождается от пленки.
Есть особый вариант термоусадочной пленки — с антибактериальным покрытием, которое защищает машины и оборудование от размножения спор плесени и грибка. Это актуально для спецтехники, работающей в водоемах либо в непосредственной близости от них, где влияние этих вредоносных факторов традиционно сильное.
Добавим, что кроме свойств, обеспечивающих надежную консервацию техники, термоусадочная пленка позволяет выявить попытки незаконного доступа к технике и оборудованию во время их консервации.
Кстати, навесное оборудование — ковши, гидромолоты и прочее — перед консервацией лучше снять, привести в порядок, высушить и поместить на поддоны или специальные деревянные колодки.
А вот ставить на колодки саму технику, например, вахтовый автомобиль для перевозки дорожной бригады с оборудованием, для длительного сбережения вряд ли стоит. Есть ошибочное мнение, что таким образом можно разгрузить пружины и подвеску, которая якобы в свободном состоянии сохраняется лучше. На деле результатом таких манипуляций может стать ремонт ходовой части, который обойдется в немалую сумму. При поднятом кузове из корпуса выходит шток амортизатора — и, если влажность в гараже выше нормы, весной амортизаторы придется менять.
А вот что точно нужно снять прежде, чем поставить технику на консервацию, так это аккумуляторную батарею. Ведь от бездействия в холодное время года аккумулятор не только полностью разрядится, но и может потерять мощность, производительность и вообще прийти в негодность. Поэтому его лучше снять и хранить отдельно, в сухом и темном месте. Или, по крайней мере, снять провода с клемм. В течение холодного сезона аккумуляторную батарею неплохо периодически подзаряжать и проверять плотность электролита в ней с помощью ареометра.
Совет, известный любому автомобилисту-любителю, — не оставлять на зиму воду в радиаторе — в полной мере касается и спецтехники. Антифриз или тосол, используемые в системе охлаждения двигателя спецтехники, также необходимо слить прежде, чем поставить машину на длительное хранение. То же касается жидкости, находящейся в бачке омывателя (если, конечно, в нем не находится незамерзающая жидкость). Выхлопную трубу лучше заткнуть куском ветоши, свернутым в виде пробки. То же самое следует сделать с воздуховодом: сняв воздушный фильтр, заткнуть его отверстие промасленной ветошью. Она поможет не пропустить внутрь не только воздух, но и влагу. Что касается топливного бака, лучше, если он будет полностью заполнен топливом — во избежание коррозии и появления воды. Конденсат, образующийся в пустом баке в течение нескольких месяцев, может привести к необходимости просушивать бак и промывать всю топливную систему. Разумеется, если вы упаковали транспортное средство целиком в термоусадочную пленку, весь этот абзац можно пропустить.
Большинство вышеперечисленных мер применимы как к спецтехнике, так и к любому другому транспорту. Однако есть и специфичные рекомендации, относящиеся к машинам специального назначения. Нередко производитель подробно прописывает, что именно следует сделать с техникой, которая не эксплуатируется в течение долгого времени или холодного сезона. Но есть и советы более общего характера, касающиеся, например, бетоносмесителей, независимо от их марки. Вот некоторые из них.
Все поверхности бетоносмесителя необходимо очистить от бетона и пыли. Внутренние полости барабана очищаются вращением с водой и щебнем. Перед консервацией производится полная замена смазки согласно карте смазки. Поврежденные крепежные детали заменяются, поверхности, на которых повреждена краска, — прокрашиваются. В остальном необходимо следовать рекомендациям изготовителя и советам общего характера, собранным нами в первой части статьи.
Что касается консервации оборудования ручного класса, к его подготовке к холодному времени года требуется особо тщательный подход. Ведь некоторые из типов этой техники, закончив работать осенью, понадобятся уже только ближе к лету — то есть период их консервации длится почти полгода. В первую очередь это относится к садово-парковому оборудованию и ряду наименований сельскохозяйственной техники. Но и оборудование для дорожного ремонта имеет свою специфику в том, что касается его сбережения на холодное время года, когда ремонтные работы на дороге, как правило, не выполняются.
К примеру, бензиновая виброплита перед тем, как будет поставлена на длительное хранение, нуждается в тщательной очистке струей воды от камней, грязи, мусора. Двигатель оборудования очищается щеткой и ветошью. Топливо из бака, вода из бака для воды сливаются. После тщательной просушки виброплиту помещают на ровной твердой поверхности. Неокрашенные поверхности оборудования покрывают тонким слоем масла.
Масло и топливо из бензопилы на зиму также сливают. Фильтры-наконечники извлекают и моют, а при необходимости меняют. Пильную цепь и шину чистят от остатков древесины, грязи и пыли. Крышку тормоза снимают и чистят. Червячную передачу и винт системы бокового натяжения пильной цепи обильно смазывают. Воздушный фильтр промывают и сушат, а затем устанавливают на место. Свечу зажигания выкручивают, освобождают от следов нагара и остатков топлива. Поршень стартером подводится к верхней мертвой точке — после чего в свечное отверстие вливают приблизительно 10 граммов моторного масла и несколько раз медленно проворачивают коленвал стартером, чтобы смазать цилиндропоршневую группу. После этого свечу устанавливают на место, но не затягивают. В идеале в течение всего срока консервации ежемесячно снимать свечу и делать несколько оборотов коленвала, обновляя таким образом смазку в цилиндре. Двигатель бензопилы необходимо обернуть плотной тканью или мешковиной, чтобы не образовывался конденсат и влага не попадала вовнутрь. Пильную шину и цепь покрывают защитной смазкой и хранят в промасленной бумаге или ткани.
Из мотопомпы сливают остатки воды; насос продувают сжатым воздухом с помощью компрессора. Рукава отсоединяют. Высушивают и тщательно пакуют. Что касается топливной системы, ее освобождают от топлива, а затем нажимают на сливной клапан в нижней части поплавковой камеры карбюратора. Сделать это необходимо, так как при долгосрочном хранении в баке образуются смолянистые отложения, которые засоряют карбюратор и топливную систему.
Масло в мотопомпе перед консервацией меняют или доливают до нужного уровня. Зеркало цилиндра необходимо смазать, так как при длительном хранении оно полностью стекает в картер двигателя, и первый же сухой пуск силового агрегата станет для него большим стрессом. Поэтому необходимо залить масло непосредственно в двигатель. Для этого отсоединяется высоковольтный провод свечи зажигания, вынимается свеча и в отверстие с по мощью шприца и гибкой трубки заливают 30 граммов масла. После этого нужно чистой ветошью прикрыть отверстие свечи, чтобы не разбрызгивалось топливо, взяться за ручку стартера и плавно потянуть на полный взмах руки 2 раза. Масло при этом распределится по зеркалу цилиндра. После этого свечу устанавливают на место и присоединяют высоковольтный провод. Всю эту процедуру желательно повторить после расконсервации оборудования — в этом случае двигатель мотопомпы прослужит значительно дольше. Хранят мотопомпу в горизонтальном положении в сухом помещении — однако не рядом с печью, котлом или оборудованием, способным произвести искру.
Культиватор и мотоблок перед консервацией также очищают от земли и масляных пятен. Засохшую землю с фрез и редуктора аккуратно очищают — так, чтобы не осталось царапин и, соответственно, не образовалась ржавчина. Охлаждающие ребра двигателя и глушитель также тщательно очищаются. Пластмассовые детали, защитные кожухи и рукоятки управления можно протереть влажной губкой. Фрезы у культиватора и редуктор снаружи протирают салфеткой, смоченной машинным маслом, — оно создаст защитную пленку, предохраняя металл от коррозии. Маслом смазывают и металлические части дополнительных насадок, после чего помещают их в деревянный ящик, проложив упаковочной бумагой. Тросик переключения движения снимают и также хранят отдельно, иначе за время консервации он может растянуться. Что касается двигателя, с ним проделывается примерно та же операция, что и с силовым агрегатом культиватора, чтобы после окончания консервации обеспечить его безболезненный пуск. Воздушный поролоновый фильтр промывают в воде с моющим средством, насухо высушивают и слегка пропитывают машинным маслом. Если фильтр бумажный, его просто меняют. В том случае, если модель культиватора предусматривает также магистральный топливный фильтр, необходимо прочистить и его. Масло из картера сливают и меняют на новое.
Завершая тему консервации техники и оборудования, отметим, что кроме рекомендаций общего характера мы подробно коснулись вопроса подготовки к долгосрочному хранению лишь ряда типов оборудования, используемого для дорожного ремонта и садово-парковых работ. Вместе с тем, описание этих процедур дает довольно ясное представление о том, как именно какие части конструкций машин разного назначения консервируют на холодное время года, чтобы по его окончании обеспечить надежную, бесперебойную работу всей имеющейся в арсенале того или иного предприятия техники и оборудования.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.