Консервация катера на зиму
Консервация катера на зиму
Рулевой 3-го класса
Рулевой 1-го класса
Не дождались. А мне теперь узнать бы как это все расконсервировать?
С двигателем ничего делать не нужно, если консервировали спец средством, то ничего и не заметите. Если маслицем то пыхнет облачком разок. Водоснабжение, просто слить и разок другой ззаполнить и снова слить. Как правило они заливают слабый спиртовой раствор подкрашеный кофе)) Это для определения что система заполнена. Тоже самое в толчёк, но там вообще ничего делать не нужно, заполнится откачаете в штатном режиме.
Систему охлаждения тоже заливают чем то там, и перекрывают выходные клапаны (если двухконтурная). Соответственно нужно их просто открыть, и система готова к действию.
Рулевой 3-го класса
Рулевой 1-го класса
Это все делается на берегу,в какие-то емкости-или на воде?
Да где угодно. Там запорные краны удерживают консервирующую жидкость в системе. Открытие их освободит прямоток. Спиртовая жидкость природе не навредит)))
Я консервировал в Вольво Пента. Сначала услуги предложила фирма находящаяся прям на стоянке. Мы априоре думаем, что фирмачи дороже. Но ценник напряг и я позвонил официалам. Подъехали на красивом авто в красивых камбезах. Всё сделали быстро и в два с лишним раза дешевле. Про расконсервацию, сказали всё что я вам написал: воду с питьевой системе заменить. В охлаждающей системе открыть выпускной. Точка!
Рулевой 2-го класса
Охлаждающую систему чем консервиривали?Тоже спиртом?
Обычно антифризом или тосолом проганяют.
Рулевой 2-го класса
Рулевой 1-го класса
Про двигатель не буду
А вот про питьевую воду и прочее водоснабжение вот что скажу.
Весной еще раз заливаем воду, белизну, и прокачиваем 2-3 бака. Запаха нет.
консервация всех систем катера должна производится «пищевым»АНТИФРИЗОМ!который полностью биологически распадается.по поводу спирта? ВЗРЫВАЕТСЯ падла. Р.S.проверено лично.весной не дощитались 1-го катера.
Наврядли охлаждающую систему заливают тосолом. Так как это второй контур. Но за совет спасибо. Солью в бочку на берегу)))
двигатели генераторы и кондициогнры можно консервировать тосолом,пропиленгликолем,этиленгликолем. а водяную систему только пропиленгликолем или спиртом. но спирт сушит резиновые шланги и прокладки.
двигатели генераторы и кондициогнры можно консервировать тосолом,пропиленгликолем,этиленгликолем. а водяную систему только пропиленгликолем или спиртом. но спирт сушит резиновые шланги и прокладки.
Рулевой 1-го класса
Рулевой 1-го класса
2. Открыть все дренажные отверстия на движке, они указаны в инструкции к движку. Дать стечь воде, потом запустить движок на 10-15 сек и он выплюнет остатки воды из помпы. Только после этого вернуть все пробки на место.
4. Это надо впрыснуть в дроссельный узел при снятом фильтре http://www.bch5.ru/i. 20&prod_id=2503
Впрыскиваю так: Завожу движок, на тосоле, движок надо прогреть или он уже прогрет перед сменой масла, потом начинаю впрыскивать, движок начинает захлебываться, подгазовываю тросом, продолжаю впрыскивать, разгоняю до повышенных оборотов и в этот момент напарник выключает зажигание, раскрученный двигатель продолжает по инерции некоторое время крутиться, а я ещё в это время впрыскиваю до полной остановки двигателя.
После чего затыкаю дроссельный узел промасленной ветошью.
Зимняя консервация катера и яхт
Консервация судов перед зимой — обязательная процедура для сохранения электроники, двигателя и других конструкционных элементов перед длительным хранением. Необходимо заблаговременно подготовить все необходимое и начать лучше летом, не дожидаясь холодов. Срочная консервация катеров на зиму особенно принципиальная для стран с холодными природно-климатическими условиями. Перед началом зимней консервации необходимо очистить внутреннее пространство палубы. Целесообразно в таком случае воспользоваться профессиональной химчисткой яхт и катеров. Если палуба выполнена из тикового дерева, необходимо нанести на его поверхность защитное покрытие либо сделать восстановление тиковой палубы.
Какие части необходимо законсервировать?
Наиболее важными конструкционными элементами судна, которые необходимо законсервировать, являются:
Цена на консервацию катера и яхт напрямую зависит от цен на пропиленгликоль — наиболее эффективного и безопасного средства, в отличие от тосола.
Также следует защитить от мороза всю электронику и электропроводящие элементы. Аккумуляторные батареи демонтируются и хранятся в теплых, хорошо вентилируемых помещениях.
Консервация катеров из полимеркомпозитных покрытий: стеклопластиковые судна
Перед длительным хранением палубы из полимерных материалов, стеклопластика следует хорошо промыть, удались грязь, пыль и следы водной живности. Рациональнее использовать продувное и промывочное оборудование с высоким напорным давлением. В процессе мытья используйте специализированные моющие средства, щетки с мягкими ворсинками, чтобы не повредить поверхность. Люки и иллюминаторы советуем оставить как есть или использовать при мытье мягкие губки. Нередко после летнего сезона на палубе обнаруживаются следы осмоса, когда на поверхности появляются еле заметные пузырьки воздуха. Подобные проявления устраняются при помощи герметиков, после чего производят обычную промывку органическими растворителями и оставляют просохнуть не менее недели (7–9 дней). Значительные неровности и пробоины заполняют полиэфирными смолами на основе эпоксида. Полностью обработанную палубу накрывают чехлом из плотной ткани или брезентом. Швы жестко фиксируются скобами.
Консервация деревянных яхт на зиму
Деревянная палуба в отличие от полимерных покрытий менее подвержена загрязнению, но очистить ее гораздо сложнее. Морские водоросли, грязевые крупицы и песок могут глубоко проникнуть в структуру материала, а под действием воды дерево легко набухает, теряя прочность. Деревянные палубы обрабатывают защитным составом, чаще используется слабый раствор сульфата меди (медного купороса, 10%).
Резиновые детали, прослойки пропитывают специальным защитным раствором, который предотвращает оледенение и сохраняет эластичность резины в условиях пониженных температур. Внутреннее пространство обрабатывается дезинфицирующими хлорсодержащими составами, проветривают, после чего катер покрывается слоем брезента. Для достаточного притока воздуха в брезенте оставляют небольшие отверстия.
Консервация двигателя и генератора
Наиболее важным конструкционным элементом судна является двигатель. Перед длительным хранением следует слить остатки старого масла, заменить форсунки и фильтры. Сепараторные узлы извлекаются, тщательно высушиваются от следов воды. Металлические элементы обрабатывают антикоррозионными растворами, а системы охлаждения заливают антифризом. Полностью законсервировать двигатель технически невозможно, поэтому придется периодически прогонять механические элементы и производить смазку посредством масляных трубок. Цены на консервацию двигателя и генератора составляют в среднем 5000 рублей по Москве и МО.
Топливная система
Перед хранением необходимо заполнить бак свежим топливом, установить стабилизатор уровня жидкости, а топливные шланги отсоединить и убрать в теплое место.
Паруса
Эта часть требует особого подхода. В первую очередь следует снять их и вымыть, а затем тщательно просушить. Следы морской живности, плесневые образования удаляются при помощи хлорсодержащих средств. Разводы и потеки вымывают слабоконцентрированным раствором хлороводорода (соляная кислота). Загрязнения красками и лаками выводятся трихлорэтаном (соблюдайте меры защиты). После обработки паруса просушивают, чтобы не осталось малейших следов воды.
Защита швартовых, якорных концов, такелажа
Все эти части следует тщательно промыть и просушить. Цель якоря снимается и хранится в теплом помещении. Также отсоединяется шпиль. Составные части шпиля, разбираются и подвешиваются на пронумерованные крюки. Поверхность можно обработать тефлоновым покрытием. Все детали хранятся в просторном, хорошо вентилируемом помещении.
Консервация рангоута, мачт
Все детали подлежат демонтажу, после чего хранятся в вертикальном положении на специальных подпорках. Количество и расположение подпорок влияет на ровность демонтированных частей в процессе длительного хранения. Металлический рангоут промывается, сушится и покрывается слоем парафина.
Заключение
Зимняя консервация яхт, катеров — принципиально важная процедура, от которой зависит сохранность и работоспособность всех конструкционных деталей судна. Начинать процедуру следует уже в конце лета. Не стоит относиться к процессу халатно, малейший недочет приведет к нарушению защиты и поломке важных частей. В процессе хранения могут повредиться определенные части судна. В таком случае оставляется специальная дефектная ведомость, которая поможет легко идентифицировать неполадки перед следующей навигацией.
*Нажимая на кнопку, вы подтверждаете согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Подготовка катера (яхты) к зимнему хранению
Обладание яхтой – это не только возможность наслаждаться роскошным отдыхом и коктейльные вечеринки до утра, но и необходимость в квалифицированном сервисе. С похолоданием любой владелец катера или яхты начинает задумываться о том, где хранить свое сокровище в конце водномоторного сезона, который длится с мая по ноябрь. Если с небольшой лодкой все довольно просто, то зимнее хранение габаритного катера требует определенных знаний и условий. Его нужно поднять на берег и «законсервировать», ведь низкие температуры могут негативно сказаться на механизмах и системах водной техники, что создаст много лишних хлопот при дальнейшей эксплуатации.
Основные проблемы хранения катеров и яхт на воде
1. Нарушение целостности днища катера после контакта с водой.
В реках и озерах содержится большое количество биохимических примесей, которые меняют свойства воды. Это негативно влияет на состояние днищ яхт и катеров, а именно на днище образуется нарост или корпус подвергается коррозии. Для уменьшения последствий вышеперечисленных факторов днища обрабатывают специальными составами, например, необрастающей краской.
2. Необходимость выбора надежного места для швартовки.
Оставлять водную технику на воде без качественного закрепления не стоит даже на короткое время. В лучшем случае он может повредиться после ударов о соседние судна, а в худшем – отправиться в самостоятельное плавание.
3. Повышение вероятности сжатия корпуса льдом.
Оставлять яхту или катер на воде зимой опасно, поскольку льды могут раздавить корпус водного транспорта. Предусмотрительные судовладельцы поднимают его на сушу, а с наступлением весны снова спускают на воду. Для этого можно приобрести специальную телегу либо использовать плавающий судоподъемник, с которым не пришлось бы арендовать место на берегу.
Как подготовить яхту или катер к зимней парковке?
В зависимости от технических возможностей и погодных условий, существуют варианты зимней консервации суда в эллинге, на открытом воздухе или под навесом. Первый способ является самым безопасным, поскольку в эллинге высыхание яхты происходит быстрее, что благоприятно влияет на ее техническое состояние. К тому же, это дает возможность на ранних стадиях начать ремонтные работы и обслуживание водной техники перед спуском на воду.
Для подготовки судна к зимовке следует выполнить несколько шагов
1. Сменить масло.
Поскольку кислоты и вода могут привести к коррозии двигателя, нужно сменить фильтр и очистить его от влаги, продув мощной струей воздуха. Только после этого заливается новое масло.
2. Залить новый антифриз.
Чтобы уберечь элементы двигателя от коррозии и замерзания, рекомендуется сменить антифриз, который лучше выбирать в соответствии со спецификацией производителя.
3. Использовать масло для консервации.
Вращающимся запчастям двигателя не будут страшны холод и морозы, если распылить консервационное масло на вращающийся, но не заведенный двигатель.
4. Снять ремни привода.
Постоянно натянутые ремни привода могут треснуть в любой момент, особенно под сильной нагрузкой. Поэтому желательно ослабить либо полностью удалить их на зиму.
5. Смазать рулевую систему.
Чтобы в начале нового сезона яхта плавно шла по воде, желательно смазывать механизмы рулевого управления. Все области соединения должны быть хорошо обработаны водоотталкивающей смазкой.
6. Следить за аккумулятором.
С наступлением холодов важно следить, чтобы аккумулятор не разряжался полностью и периодически заряжать его. Достаньте его и заполните его дистилированной водой.
7. Запечатать выхлопное отверстие.
На большинстве лодок отверстия выхлопа настолько большие, что в двигатель могут легко проникнуть животные-вредители. Поэтому выхлопное отверстие нужно герметизировать. Для этого подойдет клейкая лента.
8. Убрать элементы интерьера, чувствительные к холоду.
На зиму необходимо снять электронику, которая может выйти из строя под воздействием избыточной влажности и низких температур. Также важно снять парусину, кожу и прочие органические материалы, поскольку они легко подвергаются гниению в условиях повышенной влажности.
9. Прогнать антифриз через водопроводные трубы.
Вылейте воду из баков для воды и пустите антифриз по водопроводным трубам.
10. Вымойте яхту и покройте корпус воском.
Тщательно вымойте яхту внутри и снаружи. Во избежание образования ржавчины при хранении лодки на открытом воздухе навощите корпус. Чтобы обеспечить защиту судна от плесени и грязи, нужно надеть на него чехол.
Придерживаясь данных правил, вы сможете обеспечить долгую жизнь катеру или яхте.
Готовим катер к зиме
Подходит к завершению сезон жидкой воды — самое время заняться подготовкой моторной лодки или катера к зимнему хранению. Чтобы избежать проблем следующим летом, потребуется консервация и генеральная уборка. Регламентные работы не ограничиваются сменой масла в двигателе — необходимо уделить внимание корпусу, вспомогательным системам, салону и предметам для водных развлечений.
Порядок подготовки лодки к зимнему хранению
Начинать сезонное обслуживание следует из дальних уголков, переходя от «грязных» работ к наведению чистоты. Если вы не располагаете местом, свободным временем или навыками — отвезите лодку в сервис, либо пригласите специалистов к себе в эллинг. Но даже в этом случае материал статьи поможет вам правильно принять работы и проверить качество их выполнения.
Обслуживаем силовую установку
Большинство действий по силам выполнить человеку, имевшему в пользовании отечественный автомобиль или садовую технику. Перед подъёмом катера с воды оценим работу моторов. Не должно быть посторонних шумов и утечек жидкостей. Наличие в «отработке» металлических частиц или эмульсии — повод задуматься о предстоящем ремонте механизма.
Во время прокручивания двигателя стартером со снятыми свечами не забываем выдернуть «чеку», чтобы не повредить катушки зажигания.
Обслуживаем вспомогательные системы
От исправности дополнительного оборудования зависит комфорт пребывания на судне — регламентные работы не откладываем на следующий год.
Наводим чистоту в салоне
Чтобы весной было приятно ступить на сверкающую палубу и с комфортом отдохнуть в чистой рубке, позаботимся о наведении порядка заблаговременно.
Использовать бытовой и автомобильный антифриз для питьевых ёмкостей запрещается — гликолевые жидкости токсичны!
Обслуживаем электрооборудование
От исправности электрики зависит безопасность плавания. Чтобы отказ не произошел в самый неподходящий момент, в спокойной обстановке проведём ревизию проводки и электроники.
Уход за корпусом
Пока обросшее днище и борта не высохли, тщательно убираем налёт ниже ватерлинии. Пластиковый корпус осматриваем на предмет осмоса, металлический — на отсутствие трещин сварки, деформаций, коррозии. Особое внимание уделяем килю и килевой накладке. Проводим ремонт сколов, восстанавливаем необрастающее покрытие.
После завершения процедур тщательно высушиваем лодку. Полируем борта и палубу, наносим защитное восковое покрытие. Перед постановкой на зимнее хранение откроем сливные шпигаты, чтобы слить остатки подсланевых вод.
Готовим к хранению водные аттракционы
Летом они доставляют немало радости судовладельцам и гостям. Чтобы не тратиться к следующей весне на покупку новых «ватрушек» и «бананов» взамен покрытых плесенью, вымоем баллоны, постираем матерчатые чехлы. Проверим целостность буксировочных фалов, креплений водных лыж и вейков. Убедимся, что тесьма «бублика — плюшки» надёжно вшита и нитки не торчат наружу.
Все предметы тщательно сушим и убираем на хранение в недоступное для грызунов место.
Подготовка прицепа к зиме
Подшипники ступиц нуждаются в ежегодном осмотре на предмет отсутствия коррозии и люфтов. Пополните смазку, даже если трейлер не выезжал за пределы яхт-клуба.
Противоугонные мероприятия
Увы, число краж водномоторного имущества неуклонно растёт, а процент раскрываемости крайне низок. Чтобы ваше имущество внезапно не сменило владельца, позаботьтесь о его сохранности.
Сделайте фотографии лодки на стоянке с привязкой к стационарным точкам – строениям, мачтам освещения, природным объектам.
Зимнее хранение
Идеальное место для зимовки — тёплый эллинг. При его отсутствии укройте катер дополнительным тентом, исключающим провисание под весом снега. Выставьте раму трейлера на надёжные подпорки так, чтобы обеспечить наклон назад.
Нет прицепа — подготовьте кильблок с таким расчетом, чтобы судно стояло с небольшим дифферентом на корму. Вкупе с открытыми сливными шпигатами это даст возможность стекать конденсату и воде, неизбежно попадающей под тент.
Упаковка в термоплёнку — отличная альтернатива ПВХ-баннеру. При выборе этой услуги обратите внимание на установку вентиляционных клапанов и «входа» на случай, если вам что-то понадобится в лодке.
Посвятив два выходных уходу за лодкой, вы приобретёте уверенность в том, что на следующий год техника вас не подведёт и будет готова к новым интересным походам.
Удачи на воде и скорейшего завершения межсезонья!
Зимовка катера
Итак, почему вообще надо доставать на зиму катер из воды? Потому что его подстерегают следующие опасности:
— разрыв некоторых полостей при «размораживании» двигателя
— коррозия отдельных деталей двигателя
— повреждение резиновых деталей двигателя и катера
— повреждение корпуса катера льдинами и плавающими во время таяния снегов посторонними предметами
Ну и вообще, я не думаю, что вам было бы приятно осознавать, что ваш любимый катерок находится где-то в середине вот этого месива из льдин, деталей пирса и стальных полуржавых КаЭсок:
Усилившись нештатными лебёдками, мы, в итоге, достигли своей цели:
Впредь, однако, решили больше не ходить по такому тонкому льду, и изготовили свой собственный прицеп (получился в два раза дешевле фабричного, но без документов и оптики). Сама по себе конструкция впечатляет размерами:
После того, как катер оказывается на суше, нужно провести удаление воды из тех мест, где она может замерзнуть и разорвать полости. Таких критичных систем у нас две: охлаждение двигателя и система водоснабжения.
Это охлаждаемый водой выпускной коллектор, после того, как катер «забыли» на открытом воздухе при небольшой отрицательной температуре, не слив воду (работа «профессионалов», однако). Штука не дешёвая, пришлось варить. А кто варил чугун, знает, какое это веселье.
Чтобы закрыть тему «страшных» двигательных фото: вот, что будет, если конденсат окажется в самом двигателе на продолжительное время (наш левый двигатель):
После этого, катер можно упаковывать. Прекрасно, если у вас есть бокс (тёплый или холодный), который защитит судно от непогоды. Но у нас такого не было (да и маловероятно, что у вас найдётся), так что будем зимовать под открытым небом. Кстати, некоторые рекомендуют в этом случае в каюту класть силикагель, но толку от него будет, если хоть где-то протечет талая весення вода, а если герметично упаковать, то и смысла особо нет в этом.
В результате получили порванный тент и болото (с ватерлинией!) в каюте:
Соответственно, нужен не только тент, но и плёнка. Причём так, чтобы исключить возможность скопления снега в каких-то локальных точках. Вот так примерно (делается силами двух человек за час-другой):
После этого можно выдохнуть спокойно, и морально готовиться к следующему сезону.
Найдены возможные дубликаты
Ещё раз убедился, что такие катера слишком неудобны для наших замерзающих рек, да и возни с ними больше, чем удовольствия. Да и бенза жрут много.
Джета не предвидится, но про гидросамолёт не исключено, что запилю )
Катер хоть можно увезти и закутать. Я в свое время морочился с триандцатиметровой яхтой и платным доком на лодочной станции. Не для наших широт удовольствие.
Еще можно по рундукам распихать мешочки с селикагелем чтобы влажности небыло и запах кстати тоже убирает, главное чтобы мешочки были из материи а не полиэтилен. Щас кстати продаётся наполнитель для кошачего туалета с селикагелем, так что воплне доступно.
Зима без гаджетов. Ледояхта. Украина, 1930 гг
Вот так развлекалась молодежь 30-40гг зимой, строили такие яхты.
Фото почти из «личного архива»
Уснувший на зиму
Стоянка водного транспорта
Еще бы статус типа «Ну вот я и на Ибице»
Печаль-беда(
Красота
Мой маленький плот
«- Капитан! Якорь всплыл.
— Мдааа, скверная примета. «
. приезжает наш «зав.клубом» в контору, говорит:
— Макс, смотри чё шефу покупаем. В инете открывает страничку с каталогом.
— Плот. Катамаран на двух поплавках. Сказал, что заебало его на катере гонять, давай купим эту шаланду. По-пенсионерски дошлёпать до точки, удочки закинуть и бухать отдыхать культурно. Типа нафиг мне эта скорость, не мальчик уже. Там палуба ровная 12 квадратов, диванчики, столики, вся ботва. Человек 7-8 запросто можно брать на борт. А то в катере каюта тесная, палуба маленькая.
— Ну понятно. Чё, когда привезут?
— Да через недельку. Приезжайте с «выездной проверкой из холдинга», проведем отчетно-выборное собрание с шашлыками) Только не как в прошлый раз. Пьяному Васе гидроцикл больше не давать!
— Да ладно, ладно. Подумааааешь! Не так он сильно его и расхуярил. Приедем.
Приезжаем, солнышко светит, пацаны яхты драют, зав.клуба травку косит. Идиллия. У причала, среди элегантно-стремительных катеров стоит эта шаланда, с поднятым тентом. Кирпич кирпичом, размером с микроавтобус.
Радость американского пенсионера, ога
Внезапно! эта ебала привстает вдыбы и, весело припрыгивая по волнам, уходит в точку. Быстрее не то что катер, а обгоняя скутеры.
Можете представить лицо водителя БМВ, которого со светофора сделал ПАЗик? Я теперь могу.
Путь речного волка
Я не люблю воду. Ну в смысле, пить люблю, а так — не очень. Скажи мне кто-нибудь лет пять назад, что я по собственной инициативе захочу осваивать водные пространства родной страны за собственные же деньги — не поверил бы. Но среди моих друзей есть два энтузиаста этого дела. Их водномоторная история к моменту моего примыкания к «клану» уже просилась быть экранизированной, и в один прекрасный момент они решили, что, во-первых, пора расти и переходить от формата «пьянь в болотниках» к формату «пьянь на капитанском мостике», а во-вторых, чтобы не надорвать бюджет и, возможно, печень, было бы неплохо пригласить в состав концессии ещё одного-двух проверенных людей. Я как раз маялся чувством «что-то скучно живём», и предложение вписаться в проект принял с большим энтузиазмом (подкрепленным небольшим количеством виски внутрь и свободных денег в «общак»).
Аргументы о целесообразности покупки катера у меня были (и есть на момент написания этих строк) такие: 1. Можно отдохнуть на природе с комфортом (душ, туалет, диванчик мягкий), т.к. палатки — вообще не моё; 2. Значительно облегчается доставка тушек туристов к месту отдыха, а, значит, и потенциально увеличивается частота выездов; 3. Свой катер (не «прогресс» какой-нибудь, конечно) — это круто, и вообще, русский понт дороже бакса.
В то же время, не стоит забывать о «подводных камнях» вопроса: 1. Всё стоит денег: сам катер, аренда боны (для сухопутных — это обустроенное стояночное место на воде), эксплуатация и техуход, 2. Я вообще про катера знаю мало, прав у меня нет, а значит, надо будет вникать в нюансы.
К концу 2013 года сформировался уставной капитал проекта и понимание того, что мы хотим купить. Нам нужен был весьма быстрый катер (потаскать плюшку), удобный как для отдыха небольшой компанией, так и для рыбалки, с нормальным уровнем комфорта, способный укрыть нас от непогоды, и не доставляющий нам больших проблем с обслуживанием и ремонтом. Размер — в районе 28 футов (около 8 метров). Ну и не дорогой, конечно (поэтому вариант за 57 миллионов, продававшийся на тот момент прямо в Красноярске, было решено не рассматривать). Полистав гугл, мы обнаружили пару основных вариантов: Yamaha FR27 и Bayliner 2556. Причем американец сразу же вышел в лидеры по причине на голову превосходящего комфорта.
Первоначальные общие вложения в проект должны составить в районе полумиллиона рублей, за эти деньги местных адекватных вариантов не оказалось, поэтому была спланирована и снаряжена экспедиция в водномоторную мекку — город Владивосток, в которой я, к сожалению, из-за занятости на одной из работ не смог принять участия (о чём жалею до сих пор). В феврале в восточные ворота страны вылетели оба моих компаньона.
2. Глава первая. Покупка.
Так, главное — не попасть на Русский остров, потому что туда не стоит попадать, а если туда не попадешь, — все будет нормально.
Е. Гришковец, «Как я съел собаку»
Прибыв в пункт назначения, оперативная группа очень быстро обзавелась транспортом, явочной квартирой и начала отрабатывать обозначенный план действий (не забывая совершать ежедневный налет на алкогольный отдел местного супермаркета). Катера — не автомобили, единой «барахолки», где бы можно было «всех посмотреть» не существует, поэтому был исследован не только Владивосток, но ближайшие к нему населённые пункты. Как обычно, хорошо всё выглядит только в объявлении, а в реальности, как сказал бы прапорщик Задов, «не обходится без нюансов». Запросто можно было обнаружить как катер со снятым двигателем («да щас поставим! тут делов-то — на полдня!»), так и, например, катер, владелец которого не в курсе своих намерений о продаже, не говоря уже о неадекватности цен и состояний некоторых экземпляров.
Кроме того, выяснилось, что решение о покупке именно американского катера было стратегически верным. Мало, что японские от американских отличаются в плане комфорта «как королла от крауна» (по выражению одного из продавцов), так и японские катера четко заточены на японцев, причем значительно сильнее, чем японские автомобили. Например, в японский гальюн среднестатистический русский рыбако-турист может просто не поместиться. Да и внешне в японских катерах нет нужного русскому человеку уровня лоска и пафоса.
Вот сравните, ямаха:
Рассмотрение других вариантов, аналогичных по характеристикам и стоимости, тоже не возбранялось. Так были просмотрены различные чаппаралы и веллкрафты, и к моменту, когда все планируемые сроки пребывания во Владивостоке уже были практически исчерпаны, обозначились два варианта, выбор между которыми оказался делом крайне непростым:
1. Bayliner 2556 собственной персоной. Добротный катер в неплохом состоянии, с откапиталенным мотором… который стоял около катера. Кроме этого к недостаткам можно отнести явную нехватку мощности штатного 250ти сильного мотора (подтверждением чему стали нарощенные транцевые плиты, видимо, люди что только не делали, чтобы оно вышло уже на глиссирование, сцуко!). Компоновочные преимущества этого катера (модели, а не конкретно экземпляра): флайбридж (верхняя палуба), два поста управления (солнышко светит? залезай на верх, рули и поплевывай всем на лысины; дождик? рули из каюты, попивая свежесваренный кофеёк: плита-то рядом), заточенность на рыбалку.
2. Wellcraft Prima 2600. Спортивно-туристический крузер, имеющий в активе два мотора по 175 сил, ощутимо большее внутреннее пространство, человеческий проход на нос и такой силуэт корпуса, что встав за штурвал сразу начинаешь чувствовать себя Доном Джонсоном. И козырь в рукаве конкретно этого экземпляра: катер не видел солёной воды, и в РФ на воду тоже не спускался (ах, это почти забытое слово «беспробежка»! как от него веет успехом и элитарностью 90ых-00ых!).
Три дня красноярский офис концессии вел эмоциональные переговоры с оперативной группой, в ходе которых я пару раз залезал в сердцах на сайт по продаже авиабилетов с целью срочно вылететь во Владивосток и лично всё там посмотреть. Чтобы решение всё-таки было взвешенным, и никто из участников мероприятия не оказался бы обиженным, были сняты два эпичнейших видеообзора (редакция журнала «Катера и яхты» должна плакать от зависти), которые дают весьма неплохое представление не только о конкретных экземплярах, но и моделях этих катеров в целом (а также о том, какой катер можно купить, имея около 400 тысяч рублей). Внимание! Ненормативная лексика и идиоматические выражения в обзорах присутствуют в необходимом для создания должной атмосферы объёме.
В тяжелой практически равной борьбе по очкам победил катер Wellcraft Prima 2600. Забегая вперёд, скажу, что второй участник и так бы был дисквалифицирован по техническим причинам, потому что тем славным парням, которые на фоне обзора катера экстренно прикручивают мотор, удача так и не улыбнулась.
На этом этапе снова происходит пара заминок, которые едва не стали фатальными для всего предприятия: владелец катера не может найти документы о прохождении катером таможни (а других документов на катер просто нет), и ВНЕЗАПНО выясняется, что варианты доставки катера в Красноярск «отвалились».
Тут нужно уделить пару слов принципиальной сложности доставки таких катеров. Сложность эта заключается в том, что катера такой длины — «негабариты», причем, по ширине. ЖД компании моментально теряют интерес к перевозке такого груза, как только узнают размеры (в вагон-то не влезет, а на платформу поставить — вообще нереальная сумма глубоко за 300К), а автоперевозчики оживляются и сходу оглашают суммы от 250К.
Чудом у продавца катера оказался знакомый транспортный магнат Васо (компания которого называется с грузинской же поэтичностью — ООО «Пената Васо»), который, проявив чудеса логистики, огласил ценник за доставку в 150 тысяч рублей. В этот момент неделя внезапно подошла к концу, жизнь в дальневосточном городе замерла (она вообще там внезапно замирает, что по вечерам, что по пятницам) и концессионеры, коротая непривычно тянущиеся выходные, попали-таки на Русский остров:
В начале следующей недели документы на катер наконец-то нашлись, перевозчику был вручен задаток, сделаны необходимые водномоторные покупки (в основном, мелкие з/ч, но, главное — ЯКОРЬ!) и, оставив на явочной квартире суровое напоминание о сибрских парнях в виде батареи пустых коньячных бутылок, оперативная группа из двух человек, пребывая во вполне довольном расположении духа, вылетела обратно.
3. Глава вторая. В сухой док.
Не хвались отъездом, хвались приездом.
Русская народная пословица
Немного потрепав нам нервы невнятными задержками, Васо сотоварищи загрузил катер на трал. Компанию катеру составили два небольших экскаватора, и всё это негабаритное хозяйство двинулось на запад.
Впоследствии, мы несколько пожалели, что не забросили в катер GPS трекер, который бы позволил так не волноваться во время возникшей задержки, когда у тягача срезало полуось и наш груз томился в ожидании другого экипажа. Из-за этой же проблемы непредсказуемо сдвинулся срок прибытия в Красноярск, что сыграло злую шутку с нами и катером. Но об этом – позже.
Пока что нужно было решить насущный вопрос с сухим доком. Проблем было три: катер надо охранять, для работы над катером нужна вода (двигатели охлаждаются забортной водой, и заводить их без охлаждения нельзя) и электричество, катер надо на что-то поставить (стапелей в комплекте не было).
Первые два вопроса мы решили очень удачно: место размещения было выбрано рядом с коттеджем одного из концессионеров в закрытом посёлке на окраине города. Вода, свет и охрана в виде сторожа на въезде и дружелюбной, но громкой собаки в коттедже, имелись. Оставалось только расчистить площадку, чем мы и занялись за пару дней до расчетного времени прибытия катера.
Со стапелем сложнее. Были даже мысли быстренько освоить ремесло сварщика и скидать чудо-конструкцию из чугунных труб. Но поразмыслив, мы поняли, что на трале же катер как-то закрепили, значит и мы чего-нибудь наколхозим аналогичное, и вычеркнули проблему из списка актуальных.
«Ожидание всегда долго» — гласит японская пословица, но мы всё же дождались момента, когда нам позвонил человек, непосредственно занимающийся перевозкой катера (как выяснилось позже, это был не просто водитель, а владелец достаточно большой транспортной конторы, который поехал вместо одного из своих сотрудников непосредственно за рулем) и сказал, что буквально завтра в пять ждите.
Нюанс был один – завтра было воскресенье, и первоначальный план, заключавшийся в том, чтобы перегрузить на въезде в город катер на большую воровайку, которая довезет судно до места временной дислокации и разгрузит, оказался под большим вопросом. Работы у воровайщиков столько, что им просто влом куда-то ездить по выходным. После длительного обзвона объявлений была найдена единственная работающая в воскресенье воровайка подходящего тоннажа и вызвана на место ориентировочной перегрузки.
Через некоторое время все участники операции, включая трал с катером и воровайку, были в сборе и выяснилось следующее: перегружать там, где мы хотели изначально, нельзя, ибо уклон и «лапы» не расставить; трал оказался складным (и очень дорогим на вид, причём), а так как катер на нём уже был единственным пассажиром, то размеры автопоезда были не намного больше среднего камаза. В связи с этим срочно был принят план «Б», по которому мы должны были перегрузиться намного ближе к точке выгрузки.
Успешно запарковавшись под знаком “стоянка грузового транспорта запрещена”, начали готовиться к перегрузке, когда водила воровайки походив вокруг и поцокав языком сказал “не, ребята, не моё пальто”, сел в машину и уехал. К такому повороту мы готовы не были, поэтому провели безуспешный ритуальный поиск кранов по местам их стихийной дислокации, и приняли решение ждать до утра, искать нормальный кран, а катер везти прямо к месту выгрузки на трале.
Утром весьма быстро был найден “Ивановец”, вся процессия двинулась по посёлку, нарушая элитное утреннее спокойствие ревом моторов и треском ломающихся веток.
Описывать детально нюансы финальной стадии операции я не буду, лучше посмотрите шикарный ролик: http://www.youtube.com/watch?v=CpXHfRIGkF0
Да, крановщик оказался «краном», и как в плохом фильме ужасов, в тот момент, когда все уже выдохнули, разворачиваясь в транспортное положение свернул противовесом катеру нос (точнее, в основном пострадало леерное ограждение, но приятного тоже мало). Сказать, что было обидно – это практически не сказать ничего. Перевезти всё в целости за несколько тысяч км, филигранно проехать между коттеджами, аккуратно поставить катер на покрышки и так тупо закосячить всё в самом финале – это надо умудриться! Крановщик был оштрафован и послан подальше, дрова разгружать.
Кроме того, сам трал застрял при попытке выехать: не загруженный тягач беспомощно крутил колесами на весеннем льду. Но сила японского автопрома оказалась непобедима, и трал (!) был вытащен из сугроба микроавтобусом (!) мицубиси делика.
Всё же, пусть и с некоторыми потерями, но желаемый результат был достигнут: катер был установлен там, где нужно, с целым корпусом, ровно, готов к техуходу и подготовке.
4. Глава третья. Техуход.
Ален ноби, ностра алис! Что означает — если один человек построил, другой завсегда разобрать может!
Бегло осмотрев катер сразу после прихода, мы определили очень примерный перечень работ и в ближайший свободный день, что называется, зашли на объект: http://www.youtube.com/watch?v=weN_eHiUMbE
Осмотр показал, что хоть состояние было и не удручающее, но всё, что могло сгнить и заржаветь – сгнило и заржавело. Первым делом притащили аккумулятор и решили найти что-то работающее. Результаты не очень впечатлили: двигатели на повороты ключа не реагировали, из двух «ног» двигалась одна, и та только вверх, электрика гальюна была разворочена, зато в салоне работала магнитола (правда, через раз). Вообще говоря, было впечатление, что предыдущий владелец пытался привести кое-какие вещи в рабочее состояние «малой кровью», но ему это откровенно не удалось.
Для начала решено было всё почистить и безжалостно помыть отбойником, а потом уже смотреть, что куда. Параллельно с мойкой демонтировали всякие диванчики и креслица на палубе, под ними скопилось достаточно много грязи, да и работать без них было не в пример проще. Также полностью демонтировали остекление кокпита, надо было всё под ним помыть, да и один фрагмент был проломлен и предстояло его изготовить заново, и одно из окон каюты, которое просто развалилось на пять частей. А вот так мы убираем лишнее с палубы: http://www.youtube.com/watch?v=6HvJcSY2ogM
В салоне воняло сыростью. И даже какой-то затхлостью. Поэтому вынесли из салона, всё что можно было вынести. А потом открутили всё, что вынести было нельзя, и тоже вынесли.
Для того, что бы понять, насколько много у нас проблем с основным – с двигателями, предстояло их хотя бы провернуть стартером. Но ни один из стартеров не работал. Надо сказать, что в плане электрики катер устроен весьма примитивно, но принципиально не так, как автомобили. Нет такого понятия как «масса» вообще, что вызывало некоторые проблемы в совершенно неожиданных случаях, как, например, покупка лампочек. Помимо этого, нигде не используются реле, только соленоиды, даже если сие вроде бы и не особо обосновано (как в механизме трима). Соленоиды эти, являясь устройствами, во-первых, электромеханическими, а во-вторых, изначально не разборными, заржавели и закисли напрочь. Поэтому пришлось пойти на пару авантюр: заменить соленоиды в системе зажигания на реле (их скорую кончину нам предсказали все знакомые электрики, но пока ни одно не сгорело), разобрать и почистить те, которые заменить на реле не удалось. Так в катере начали появляться детали от российского автопрома.
Однако, самая потенциально серьёзная опасность крылась в возможном появлении ржавчины внутри двигателей. Всё же, не очень было похоже, что их заводили, хотя продавец и уверял в этом. Пришлось выкрутить все свечи и обследовать внутренние поверхности эндоскопом. Ко всеобщей радости, явных проблем обнаружено не было, и двигатели небольшим консилиумом акционеров были признаны вполне работоспособными. Первоначально был запланирован запуск правого двигателя, как выглядящего более «живым». Подали воду через отверстие на месте снятой «ноги», с помощью «заводной» отвертки перемкнули контакты стартера, подгазовали вручную, и случилось практически чудо! http://www.youtube.com/watch?v=6qyp4qxIIlQ
Запуск двигателя придал всем огромную долю энтузиазма и уверенность в том, что в этом сезоне мы всё-таки выйдем на воду. С левым двигателем всё вышло не в пример сложнее. Во-первых, он просто отказался даже «схватывать». Здесь мы в полной мере оценили плюсы двухдвигательной компоновки: можно спокойно перекидывать заведомо исправные детали с одного двигателя на другой. Таким образом было выяснено, что приказал долго жить коммутатор – часть весьма дорогая (полшутки баксов) и редкая. Немного покручинившись, вызвонили знакомого автоэлектрика-кудесника, который, недолго подумав, выдал решение на основе коммутатора от «девятки». И это заработало не хуже оригинала!
На радостях попробовав запустить двигатель, обнаружили заклинившую вусмерть помпу, отремонтировать которую уже было абсолютно невозможно. Надо сказать, что ремонтировать подобный катер методом крупноузловой замены абсолютно не выгодно. Каждая более-менее крупная деталь стоит непомерных денег. Пришлось искать аналоги в автомобильных запчастях. Аналог нашли, но не полный: при том же расположении всех посадочных отверстий и шкива, глубина автомобильной помпы оказалась больше, и решить проблему удалось только изготовив проставки под генератор, и переделав приводные ремни.
Когда всё-таки завелся второй двигатель, радости было несколько поменьше, так как сразу вылезла третья проблема: перелив в карбюраторе. Здесь пришлось сдаться и заказать новый карбюратор, который ехал весьма и весьма неспешно.
Завершилась вся эта феерия прикручиваением всех деталей назад и мега-уборкой, после которой доступ на катер в обуви был строго-настрого запрещен кому бы то ни было. Фактически, работы заняли около четырёх месяцев, точные затраты неизвестны, но огромное количество денег удалось сэкономить благодаря приложению собственных рук и вполне адекватному и уместному колхозу. Самое главное, что при этом катер не превратился в “рыбацкую лодочку”, а стал вполне солидно выглядящим плавсредством. Доработок ещё масса, включая электрику и полноценный запуск второго двигателя, но основное готово и можно спускаться на воду.
5. Глава четвертая. Уходим завтра в море.
Отдать кормовые и носовые. Поднять якорь! Гафеля-гарделя, топсель-шкота перетяжка. П-паруса Па-а-а-адняять, раз — два. Полный. стоп. Что? А, да!! Нет. Полный вперёд.
м/ф Остров Сокровищ
С местом на лодочной нам откровенно повезло: случайно на аукционе нашли объявление о сдаче в аренду подходящей боны, связались с владельцем (который оказался вполне адекватным человеком) и поехали на разведку. Лодочная станция на Шумихе оказалась весьма не маленькой, с судами совершенно разного размера и состояния. Наше место оказалось вполне «козырным» — около основного пирса, там где происходит вся основная «движуха», в ряду с судами аналогичного и большего размера. Нам, правда, пытались активно сосватать другое место, поплоше и подальше (наше администрация втихушку от владельца сдавала другим людям), но мы на провокацию решительно не поддались.
Перевезти катер к месту дислокации оказалось задачей, почти сопоставимой по сложности с доставкой его из Владивостока. Рассматривали даже самые экзотичные варианты вроде установки катера с кильблоком на трал. Но в итоге пришли к классической связке «большой грузовик + кран». Доставка до места особых проблем не вызвала, воровайщик всю дорогу, по его собственному признанию, пел песни «от ментов» (ещё бы: негабарит, права только так отлетят), и мы нестройной колонной прибыли в Шумиху (местную лодочную станцию на Красноярском водохранилище).
Здесь начались первые неприятности: этот крановщик тоже оказался «краном», и никак не мог сообразить как надо разгрузиться. Попытка выехать боком на берег привела к тому, что кран тонул в грунте и не мог зафиксироваться, на слипе кран фиксироваться не хотел, т.к. был под наклоном и т.п. Побежали искать прицеп с кильблоком, чтобы поставить на него катер и скатить его на этом прицепе в воду, в ответ на что местные аксакалы рассказали нам про главное правило водномоторника («Не ссать!») и про то, что в разы большие катера спускают прямо со слипа. В итоге, выработали финальную конфигурацию (при этом так прониклись основным правилом водномоторника, что разгружаться стали непосредственно рядом с новеньким кайеном какого-то другого водномоторника).
Поставив катер около пирса, попытались завести двигатели, чтобы аккуратно и красиво зайти в бону, но не тут-то было! Двигатели отказались заводиться напрочь! Оперативные меры по реанимации не давали никакого эффекта, заряд аккумулятора от постоянного кручения стартера постепенно снижался, из моторного отсека неслась приглушенная матерщина, солнце медленно закатывалось за сосновую гребёнку на ближайшей горе, а катер всё ещё напоминал масштабную модель несамоходной баржи (хорошо хоть день был будничный, и мы никому не мешали своей вознёй). Через некоторое непродолжительное время наш друг-концессионер, отвечавший за всю операцию доставки, сказал, что видал он всё это в белых тапках, и вообще у него в пять утра самолёт, взял веревку и поплыл к боне: http://www.youtube.com/watch?v=9_WfTakI50U
Таким образом, первый раз на место летней стоянки катер заехал как большая детская лодочка на веревочке.
Надо сказать, что у пирса мы заглохи ещё разок, через неделю, при заправке. Но тут, хоть и пришлось немного попрыгать в воду, мы уже смогли завестись и отойти с гордо поднятой головой (честолюбиво заметив, что в течение этого процесса на фоне нашего катера у кого-то состоялась мини-фотосессия).
Заправка, кстати, отдельная история. На лодочной есть своя заправка. Она находится близко к лодкам, и на этом её преимущества заканчиваются. Для заправки надо сначала очень медленно накачать бензин из колонки в специальный прицеп, а затем как-то этот прицеп допереть до катера и из него уже залить топливо в бак. Но основной проблемой является цена: на это лето она составила 36 рублей за литр 92го (что на тот момент было просто жутко дорого, рубля на 4 больше, чем на обычной заправке). Поэтому было решено заправляться из канистр, заполняемых на обычной АЗС, а для ускорения процесса был куплен 12в насос, который по факту отбился на первой же заправке.
Пару недель мы провозились непосредственно на лодочной. Добились относительно стабильной работы двигателей, промыв карбюраторы, обнаружили причину по которой не подавался бензин, заменили оставшиеся компоненты зажигания, магнитолу с колонками и прочие мелочи. Заодно развлекли соседей по пирсу такими фокусами как регулировка клапанов на работающем двигателе или проверка работы привода КПП на привязанном в боне катере, чем заслужили репутацию местных механиков-самоделкиных (правда, немного отмороженных).
Между делом я сдал экзамен на водномоторные права, про который хотел написать отдельно, но, по факту, это оказалось так не сложно, что даже на страничку текста не наберу интересностей. Так что, скажу, что бюджет мероприятия встал в 9000 рублей и больше не буду об этом.
А затем последовали ходовые испытания, которые повергли нас в некоторое уныние: как мы ни крутили карбюраторы, дико обогащая смесь и устремляя расход бензина в плюс-бесконечность, как ни играли углом поднятия ног и транцевых плит, развить скорость более 52 км/ч у нас не получилось, да и на глиссер мы выходили с огромным трудом и миграцией бортовых хомяков (всей команды, кроме рулевого) в нос.
Тут мы сделали то, что надо было по-хорошему сделать ещё весной, при первом запуске: промеряли компрессию. Левый двигатель оказался практически в аварийном состоянии, показав отсутствие компрессии в двух цилиндрах и не нормально низкую ещё в одном. Правый двигатель оказался вполне здоров (не считая карбюратора, который хоть и работает, но вызывает вопросы).
Немного погрустив в обнимку с парой виски, мы оценили всё преимущество двухмоторной схемы, решив отложить все ремонты до конца сезона, а пока изображать не скоростной, а прогулочный катер на одном двигателе, любуясь природой в водоизмещающем режиме. И могу точно сказать, что это было абсолютно верное решение!