Консервация месторождений полезных ископаемых
4.5. Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых
и иных подземных объектов
Требования по ликвидации и консервации предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных объектов установлены в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и Законом РФ «О недрах». В соответствии со ст. 26 Закона РФ «О недрах», предприятия по добыче полезных ископаемых и подземные сооружения, не связанные с добычей полезных ископаемых, подлежат ликвидации или консервации по истечении срока действия лицензии или при досрочном прекращении пользования недрами. Целями мероприятий по ликвидации объектов недропользования является обеспечение безопасности жизни и здоровья населения, охрана окружающей природной среды, зданий и сооружений, а мероприятий по консервации – также сохранность месторождения, горных выработок и буровых скважин на все время консервации. Ликвидация или консервация объектов недропользования производится по инициативе недропользователя, юридических или физических лиц, на балансе которых находится объект (владельца), или в случаях, установленных законодательством.
При принятии решения о ликвидации предприятия по добыче полезных ископаемых или его части учитывается полнота отработки балансовых запасов полезных ископаемых по действующему проекту, экономические последствия от утраты промышленного значения запасов полезных ископаемых, перспективы их прироста, возможность и целесообразность повторной разработки месторождения и вовлечения в добычу забалансовых запасов. Ликвидация допускается после полной отработки балансовых запасов полезных ископаемых при отсутствии перспектив их прироста, невозможности и нецелесообразности повторной разработки месторождения и вовлечения в добычу имеющихся забалансовых запасов. Решение о ликвидации объекта, связанного с добычей полезных ископаемых, с числящимися на его учете запасами полезных ископаемых согласовывается с органами государственного управления фондом недр после полного списания в установленном порядке запасов полезных ископаемых.
Консервация объекта недропользования или его части допускается в случаях временной невозможности или нецелесообразности дальнейшей разработки месторождения или отдельных его участков по технико-экономическим, экологическим, горногеологическим и иным причинам. Консервации подлежат горные выработки и буровые скважины на ликвидируемых предприятиях, перспективные и пригодные для использования в иных целях. Так же проводится консервация объекта недропользования, строительство которого завершено, до передачи его заказчику.
Консервация объекта недропользования производится на срок от 6 месяцев до 15 лет. Если срок консервации объекта превысил 15 лет и по заключению независимой экспертизы возникает реальная угроза нанесения вреда окружающей природной среде, имуществу, жизни и здоровью населения, то, по требованию органа государственного управления фондом недр, недропользователь обязан разработать и реализовать дополнительные меры безопасности, исключающие риск возникновения аварийной ситуации, или ликвидировать объект. Допускается временная приостановка деятельности объекта по экономическим причинам (отсутствие спроса на сырьё, иные причины) на срок до 6 месяцев без проведения его консервации.
— обеспечению устойчивости горных выработок или их искусственному обрушению в целях предотвращения образования провалов и недопустимых деформаций земной поверхности;
— сохранности месторождения, горных выработок и буровых скважин на весь период консервации;
— предотвращению загрязнения недр и водных объектов;
— предотвращению проникновения вредных газов в поверхностные сооружения и атмосферу;
— ликвидации провалов, трещин, ограждению опасных участков;
— рекультивации нарушенных земель;
— предотвращению затопления, заболачивания земной поверхности, нарушения гидрогеологического режима подземных вод;
— предотвращению попадания в горные выработки, провалы людей и животных;
— предотвращению повреждений зданий, сооружений, подземных и надземных коммуникаций, расположенных в зоне вредного влияния ликвидированного и законсервированного объекта;
— сохранности геодезической и маркшейдерской опорной сети;
— ликвидации имеющихся очагов подземных пожаров;
— предотвращению активизации опасных геомеханических процессов (оползней, обвалов и др.);
— обеспечению безопасности работ при ликвидации или консервации объекта.
При ликвидации или консервации объекта недропользования с неотработанными в пределах горного отвода запасами полезных ископаемых в проект включается технико-экономический анализ целесообразности их отработки, списания или дальнейшего учета в государственном балансе полезных ископаемых. Обязательной частью проекта является проект рекультивации отработанных территорий. Мероприятия по рекультивации нарушенных земель должны предусматривать последовательно два этапа: технический и биологический. Технический этап предусматривает планировку территории, формирование откосов, снятие и нанесение плодородного слоя почвы, устройство гидротехнических и мелиоративных сооружений, захоронение токсичных вскрышных пород, а также проведение других работ, создающих необходимые условия для дальнейшего использования рекультивированных земель по целевому назначению или для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв (биологический этап). Биологический этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий, направленных на улучшение агрофизических, агрохимических, биохимических и других свойств почвы. Биологический этап рекультивации проводится только в случае дальнейшего использования территории в целях ведения сельского или лесного хозяйства и других целях, требующих восстановления плодородия почв.
Проект ликвидации или консервации объекта недропользования утверждается организацией, принявшей решение о его ликвидации или консервации при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы, экспертизы промышленной безопасности и согласования с компетентными государственными органами. Работы по ликвидации или консервации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, выполняются после утверждения в установленном порядке проекта.
Для проведения технических работ по ликвидации или консервации объекта создаётся специальная комиссия. Состав комиссии и положение о ее деятельности утверждается организацией, принявшей решение о ликвидации или консервации объекта, по согласованию с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, федеральными органами государственного управления фондом недр, горного контроля, экологического контроля или их территориальными органами. Выполненные ликвидационные работы или работы по консервации объекта принимаются комиссией на основании непосредственного осмотра и оценки полноты и качества выполненных работ, а также изучения представленных документов. В актах приемки выполненных работ указываются произведенные работы и дается оценка качества их выполнения. Приемка работ, выполненных с отступлениями от проекта ликвидации или консервации объекта, нарушениями установленных нормативных требований, не допускается. Подписанные членами комиссии акты утверждаются руководителем организации, принявшей решение о ликвидации или консервации объекта. К актам прилагаются необходимые горнографические материалы, документы и справки, подтверждающие полноту и качество выполненных работ. Приёмка рекультивированных территорий производится специальной Постоянной комиссией в составе органа местного самоуправления в месячный срок после завершения рекультивационных работ. Результаты работы комиссии оформляются актом установленной формы.
Ликвидация и консервация предприятия по добыче полезных ископаемых или подземного сооружения, не связанного с добычей полезных ископаемых, считаются завершенными после подписания акта о ликвидации или консервации установленной формы. Материалы на ликвидацию или консервацию объектов недропользования для их утверждения представляются в орган государственного управления фондом недр или его территориальный орган. В состав данных материалов входят:
— проект акта о ликвидации или консервации объекта недропользования;
— акты по приемке выполненных работ по ликвидации или консервации объекта;
— акты по приемке-передаче рекультивированных земель;
— основная графическая документация (вертикальные проекции, разрезы), топографические планы земной поверхности, погоризонтные планы горных работ, геологические и гидрогеологические карты участка недр, на которых указываются горные выработки различного назначения, фактически выполненные работы, предусмотренные проектом, и размещение оставшегося оборудования. В указанной документации отражается состояние запасов и разведанности месторождения полезных ископаемых, или изученности участка недр, используемого в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых состояние горных выработок, рельеф и ситуация земной поверхности;
— экспертные заключения организаций, имеющих соответствующую лицензию;
— технико-экономический расчет, обосновывающий необходимость ликвидации или консервации объекта.
Акт о ликвидации или консервации объекта недропользования должен быть принят не позднее одного месяца после получения указанных выше материалов. Акт подписывается недропользователем, органами, предоставившими лицензию, и органом государственного горного надзора. Учёт
LAWFIRM.ru
Консервация месторождений полезных ископаемых
Forum’s God |
Зарегистрирован: 15 окт 2001 18:24
Сообщ.: 1175
Кто-нибудь сталкивался с порядком консервации месторождений распространенных полезны ископаемых? Разработка велась карьерыным способом Ссылочки бы на нормативку А то нас хотят нагнуть за «нерекультивацию», А мы хотим отбиться тем, что у нас консервация месторождения в связи необходимостью получения лицензии на новый вид ПИ. |
Newbie |
Зарегистрирован: 20 июн 2007 10:34
Сообщ.: 23
Enjoy. Также рекомендую почитать законодательство соотв. субъекта. Статья 12. Статья 4. Статья 26. Ликвидация и консервация предприятий по добыче полезных ископаемых и подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых 2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ О РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ, СНЯТИИ, СОХРАНЕНИИ МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ПРИКАЗ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ О 4. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ 5. | |
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 14
Единые правила безопасности при разработке месторождений полезных ископаемых открытым способом Астана
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Консервация и ликвидации объектов разработки месторождений полезных ископаемых открытым способом
629. Консервация или ликвидация объектов разработки месторождений полезных ископаемых открытым способом должна проводиться по специальным проектам, разработанным и утвержденным в установленном порядке.
630. Консервация объектов должна осуществляться после прекращения добычных или подготовительных работ с соблюдением мер обеспечения возможности приведения вскрывающих и подготавливающих горных выработок, технических буровых скважин, поверхностных сооружений в состояние, пригодное для эксплуатации в случае необходимости возобновления добычи или иных целях.
631. Ликвидация объектов должна осуществляться с принятием мер, предупреждающих:
нарушение гидрогеологического режима подземных и поверхностных вод, земель, лесов и других объектов;
активизацию опасных геомеханических процессов (оползней, обвалов);
нарушение геодезической и маркшейдерской опорной сети;
загрязнение и истощение запасов подземных вод питьевого назначения.
632. Консервация или лквидация объектов разработки месторождений полезных ископаемых открытым способом должна обеспечиваться принятием мер по предотвращению падения людей и животных в выработки ограждением или обваловкой высотой не менее 2,5 м на расстоянии 5 м за возможной призмой обрушения верхнего уступа или выполаживанию бортов уступов, исключающие несчастные случаи с людьми и животными. Оценка устойчивости бортов должна производиться с учетом возможного затопления выработок. В наносах должны быть выположены борта уступов.
633. Консервация или ликвидация объектов, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых открытым способом, находящихся над действующими подземными горными выработками, производится с учетом исключения возможности прорыва воды, а также обрушения пород.
634. Ликвидация объектов, связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых открытым способом, должна завершаться проведением работ по рекультивации нарушенных земель.
635. Консервация хвостохранилищ должна осуществляться после естественного уплотнения намытых материалов.
Законсервированное хвостохранилище с радиоактивными отходами, расположенное на расстояние 2 км от населенных пунктов должно быть ограждено по периметру сборной железобетонной оградой, высотой не менее 2 м. При расположении законсервированного хвостохранилища более 2 км от населенных пунктов допускается выполнение ограждения по его периметру из двух рядов колючей проволоки на железобетонных столбах, на расстоянии более 5 км от населенных пунктов и транспортных путей в местности, непригодной для народно-хозяйственного освоения (горные, пустынные районы), допускается по согласованию с органами санэпиднадзора и местными органами власти не ограждать. По периметру законсервированного хвостохранилища выставляют соответствующие предупредительные или запрещающие надписи.
Ответственность за нарушение правил безопасности
636. Должностные лица организаций, ведущих разработку полезных ископаемых открытым способом, а также инженерно-технические работники
учреждений, осуществляющих проектирование, конструирование, исследования и другие работы для этих организаций, виновные в нарушении настоящих Правил, несут личную ответственность, независимо от того, привело или не привело это нарушение к аварии или несчастному случаю.
Выдача должностными лицами указаний или распоряжений, принуждающих подчиненных нарушать настоящие Правила, самовольное возобновление работ, остановленных территориальными подразделениями уполномоченного органа или инспекцией труда, а также непринятие этими лицами мер по устранению нарушений, которые допускаются в их присутствии, являются грубейшими нарушениями Правил.
В зависимости от характера допущенных нарушений и их последствий руководители, специалисты и рабочие привлекаются к дисциплинарной, административной, материальной или уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан.
по составлению планов ликвидации аварий для драг и земснарядов
2. ПЛА разрабатывается ежегодно с учетом фактического состояния сооружений дражного полигона, драги (земснаряда) и возможных нарушений производственных процессов или режимов работы машин, оборудования и коммуникаций, отключения подачи электроэнергии, а также мер по предупреждению и тушению пожаров.
В ПЛА указывается система оповещения производственного персонала об аварии.
4. Поправки и дополнения, вносимые в ПЛА в течение года, согласовываются и утверждаются в соответствии с п.3 настоящих Указаний.
5. В ПЛА предусматривается:
а) возможные аварии, опасные для жизни людей (пожар, затопление или опрокидывание, срыв с якорей, прорыв понтона, плотин и дамб, посадка на мель и др.) и места их возникновения;
б) мероприятия по спасению (эвакуации) людей, застигнутых аварией на драге или земснаряде;
в) мероприятия по ликвидации аварии в начальной стадии ее развития;
г) действия специалистов и рабочих при возникновении аварии;
д) места нахождения средств спасения людей и ликвидации аварии;
е) действия подразделения военизированной аварийно-спасательной службы (ВГСВ или ВГСО) при ликвидации аварии.
6. План ликвидации аварии должен содержать:
а) оперативную часть, составленную по форме 1;
б) распределение обязанностей между отдельными лицами, участвующими в ликвидации аварий, и порядок их действий (согласно формы 2);
в) список должностных лиц, организаций и учрежден
К оперативной части плана ликвидации аварий должны быть приложены следующие документы:
а) план горных работ с нанесением мест расположения подсобных построек, плотин, дамб, перемычек, переправ и отметок уровня воды и глубин водоема;
б) попалубную схему драги (земснаряда) с нанесением расположения основного оборудования и мест установки автоматического пожаротушения,
в) схему расположения запасных выходов;
г) схему расположения дорог, примыкающих к водоему, места расположения плавучих средств;
д) схему противопожарного трубопровода, места хранения средств первичного пожаротушения;
е) схему электроснабжения;
ж) схему аварийного освещения;
и) схему расположения водонепроницаемых переборок, люков, монтажных проемов.
Порядок оповещения лиц и организаций об аварии устанавливается при казом по организации в трехдневный срок после утверждения ПЛА.
7. Экземпляры ПЛА со всеми приложениями находятся технического руководителя организации, на драге (земснаряде) у технического руководителя драги (земснаряде) и командира аварийно-спасательного подразделения (ВГСВ или ВГСО), обслуживающего объект. Кроме того, оперативная часть плана вывешивается в драгерском помещении.
8. Копии списка лиц и учреждений, которые должны вызываться при
аварии, хранятся на телефонной станции организации (диспетчерской).
9. Ответственным руководителем работ по ликвидация аварий является технический руководитель драги, земснаряда. До прибытия технического руководителя драги ответственным руководителем работ по ликвидации авария является сменный драгер (багермейстер).При необходимости технический руководитель организации может принять руководство работами на себя, о чем делается запись в оперативном журнале.
10. При изменениях фактического состояния горных работ, в том числе при изменении схемы подпадающего под действие позиции ПЛА, изменения в план ликвидации аварий должны быть внесены в суточный срок. С каждым изменением, внесенным в ПЛА, должны быть ознакомлены специалисты и рабочие под роспись перед допуском к работе.
11. Работники сторонних организаций и служб, привлекаемые к ликвидации аварий, независимо от их ведомственной принадлежности поступают в распоряжение ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.
Ответственный руководитель работ по ликвидации аварии согласовывает действия привлеченных сил и средств сторонних организаций.
12. В период ликвидации аварии на командном пункте могут находиться только лица, непосредственно связанные с ликвидацией аварии.
При ведении спасательных работ и ликвидации аварии обязательными к исполнению являются распоряжения ответственного руководителя работ по ликвидации аварии.
II. Оперативная часть ПЛА
13. Оперативной частью ПЛА должны быть охвачены все горные работы и все виды возможных аварий на драге или земснаряде, угрожающие безопасности людей или окружающей среде.
l4. Оперативная часть ПЛА не должна содержать мероприятий, не имеющих прямого отношения к ликвидации аварии, указаний о восстановительных работах и др.
15. В мероприятиях по спасению людей, застигнутых аварией на драге или земснаряде, следует предусматривать:
а) способы оповещения об аварии, работающих на всех производственных участках, пути выхода людей из аварийных мест, действия специалистов, ответственных за вывод людей из опасной зоны, вызов подразделения военизированной аварийно-спасательной службы (ВГСВ или ВГСО) и маршруты его следования для спасения людей, локализации и ликвидации аварии;
б) использование транспортных средств для быстрой эвакуации людей из опасной зоны и доставки аварийно-спасательного подразделения к месту аварии;
в) назначение лиц, ответственных за выполнение отдельных мероприятий, расстановка постов охраны опасной зоны;
г) необходимость и последовательность прекращения подачи электроэнергии на аварийный участок;
д) методы и средства спасения людей в зависимости от вида аварии;
е) список должностных лиц, организаций и учреждений, подлежащих немедленному оповещению об аварии.
16. В мероприятиях по ликвидации аварии в начальной стадии ее развития в оперативной части ПЛА необходимо предусматривать:
способы и средства ликвидации пожара в начальной стадии; мероприятия по предупреждению взрыва и загорания воспламеняющих веществ; порядок использования средств пожаротушения, специальных противопожарных устройств и трубопроводов; способы и средства быстрого проветривания помещений; действия пожарной службы и лиц добровольной пожарной дружины;
б) при других авариях:
способы и средства для предупреждения увеличения размеров аварии;
мероприятия по предупреждению тяжелых последствий и осложнений аварий; действия персонала, пожарной службы, аварийно-спасательных подразделений по ликвидации аварии.
17. Во всех случаях предусматриваются мероприятия по предотвращению загрязнения источников питьевого водоснабжения сточными водами или пульпой.
18. Оперативная часть ПЛА, распределение обязанностей между ответственными лицами, участвующими в ликвидации аварий, порядок их действия должны быть изучены всем технологическим персоналом драги (земснаряда)
III. Распределение обязанностей между должностными лицами, участвующими в ликвидации аварий и порядок их действий
Ответственный руководитель работ по ликвидации аварии:
а) ознакомившись с обстановкой, немедленно приступает к выполнению мероприятий, предусмотренных в оперативной части ПЛА (в первую очередь по спасению людей, застигнутых аварией на объекте открытых горных работ), и контролирует их выполнение.
При ведении аварийно-спасательных работ и работ по ликвидации аварии обязательными являются только распоряжения ответственного руководителя работ по ликвидации аварий;
б) организует командный пункт, сообщает о месте его расположения всем исполнителям и постоянно находится на нем.
Для оперативного ведения работ по спасению людей и ликвидации аварии, ведения документации на командном пункте устанавливается не менее двух параллельных аппаратов связи.
В период ликвидации аварии на командном пункте могут находиться только лица, непосредственно связанные с ликвидацией аварии.
При ликвидации продолжительных аварий ответственный руководитель работ имеет право кратковременно оставлять командный пункт для отдыха, назначив вместо себя заместителя технического руководителя организации или другое лицо технического надзора, подготовленное для выполнения этих обязанностей. О принятом решении ответственный руководитель обязан сделать соответствующую запись в оперативном журнале или издать распоряжение;
в) проверяет вызваны ли аварийно-спасательная служба, пожарная команда, должностные лица, обеспечено ли оповещение производственного персонала драги (земснаряда) и организаций (учреждений) согласно списка (форма 2);
г) контролирует выполнение мероприятий, предусмотренных оперативной частью ПЛА, и своих распоряжений и заданий;
д) выявляет число рабочих, застигнутых аварией и их местонахождение;
е) дает указание об удалении людей из всех опасных и угрожаемых мест и о выставлении постов на подступах к аварийному участку, обеспечивает допуск людей на аварийный объект по пропускам;
ж) назначает ответственное лицо для ведения оперативного журнала (по форме 3);
и) принимает и анализирует информацию о ходе спасательных работ, проверяет действия служб и должностных лиц по ликвидации аварии и спасению людей, отдает распоряжения по организации взаимодействия служб организации;.
к) по окончании аварии дает разрешение на проведение восстановительно-ремонтных работ.
Командир аварийно-спасательного подразделения:
а) находится на командном пункте;
б) руководит работой аварийно-спасательного подразделения в соответствии с планом ликвидации аварии; выполняет задания ответственного руководителя работ по ликвидации аварии и несет ответственность за выполнение спасательных работ;
в) систематически информирует ответственного руководителя работ по ликвидации аварий о ходе спасательных работ.
В случае разногласия между командиром аварийно-спасательного подразделения и ответственным руководителем работ по ликвидации аварии обязательным для выполнения является решение ответственного руководителя.
Командир аварийно-спасательного подразделения обязан выполнить принятое решение. Если указанное решение противоречит Уставу аварийно-спасательного подразделения, командир обязан выполнить это решение, при этом зафиксировать особое мнение в оперативном журнале по ликвидации аварии.
- Консервация мембраны обратного осмоса
- Консервация металла от коррозии