Консервация мотора ямаха зимой
Консервация лодочного мотора
Время постоянное использование лодочного мотора в течение всего сезона, с весны по позднюю осень, в итоге сменяется межсезоньем, когда ваша лодка и мотор вообще не используются (конечно если вы не живете в теплых странах или далеко на юге). И если вы хотите, чтобы весной ваш лодочный мотор без проблем завелся и не причинял вам хлопот, то позаботиться об этом надо осенью. Ни в коем случае нельзя оставлять мотор на зиму подвешенным на судне в рабочем положении. Настоятельно рекомендуется произвести консервацию лодочного мотора, подготовить его к зимнему хранению.
Во время работы мотор находится в защищенном состоянии. Коррозийные процессы и агрессивная среда на него практически не влияют, т.к. все внутренние детали защищены масляной пленкой и он постоянно находится на открытом воздухе. Влага нигде не застаивается (Эксплуатация иностранных лодочных моторов). Зимой же все детали его неподвижны, масляная пленка постепенно истончается и исчезает и на деталях начинаются коррозийные процессы. Проводка от большой влажности зимой намокает. Если вы не провели подготовку мотора к зиме, то остатки воды и солей, топливные смолы, конденсат и сильные перепады температуры могут пагубно повлиять на состояние мотора. Влага легко может добраться до дорогостоящего электронного блока и весной вы можете получить “коротнувший” мотор и “попасть” на большие деньги с ремонтом.
Бытует мнение, что современные лодочные моторы иностранного производства могут работать год за годом без какой либо консервации, не причиняя владельцу каких либо хлопот. Но это в первую очередь зависит от условий хранения. Если местом хранения мотора будет теплое и сухое помещение, то достаточно просто удалить остатки топлива из топливной системы, чтобы смолянистые осадки не осаждались на жиклерах. Но такие условия хранения доступны далеко не каждому любителю водно моторной техники. Большинство же хранит свои лодочные моторы зимой в холодном гараже или даже на балконе. Такое вот хранение без предварительной консервации приведет к значительному сокращению ресурса даже самого надежного и дорогого мотора. Хотя незаконсервированный мотор и заведется весной, но каждый ход поршня и оборот коленвала будет постепенно снимать окислившуюся поверхность металла и ржавчину и зачастую это будет происходить неравномерно. В итоге мотор потеряет компрессию из-за саморасточившихся цилиндров. Встречались еще такие заботливые владельцы, которые на зиму оборачивали наглухо свой не дешевый лодочный в полиэтилен и оставляли в таком состоянии в холодном гараже. Конденсат и морозы завершали “черную работу” и мотор уже не всегда удавалось оживить.
В конце сезона, перед зимним хранением рекомендуется проводить ТО и консервацию одновременно. Даже если вы храните мотор у себя в теплой квартире, не стоит отказываться от консервации мотора и ТО. В этом случае вы на 99% избавите себя от возможных проблем весной и даже в течении всего срока службы мотора.
Консервация лодочного мотора на зиму. Расконсервация
Зачем нужна консервация
Приобретение или постройка тёплого помещения или бокса для маломерного плавсредства не по карману большинству охотников и рыболовов. Это становится причиной хранения лодки и двигателя в обычных гаражах, сараях или на балконах.
Но на зиму бросать на морозе нельзя даже автомобильный транспорт. Воздействие низких температур и её перепады могут привести к поломкам. Сложность двигателей для водного транспорта нисколько не уступает автомобильным моторам, поэтому отнестись к их хранению нужно очень серьезно.
Причина всех возможных вариантов выходов из строя заключается в разрушительном воздействии коррозии и конденсата. Зимний период может преподнести много сюрпризов в виде значительных колебаний температуры. Все это приводит к скоплению большого количества влаги. Конденсат проникает внутрь двигателя, где многократно замерзает и отмерзает. Это производит свое разрушительное воздействие на все элементы мотора, что в свою очередь потребует проведения дорогостоящего ремонта.
Не допустить плачевных последствий и незапланированных затрат на ремонт призвана консервация двигателя. Для того чтобы провести ее правильно, потребуется приложить определенные усилия и приобрести некоторые средства. Обслуживание лодочных моторов имеет свои особенности, которые необходимо учитывать в ходе производства работ.
Зачем нужна консервация лодочного мотора на зиму
Двигатели для лодок обладают сложной конструкцией со множеством агрегатов, деталей и механических узлов. Естественно, что для стабильной и долгой работы движка важно отличное состояние и четкое взаимодействие всех компонентов устройства. И для достижения этой цели при длительных простоях в межсезонье следует правильно законсервировать лодочный мотор. Рассмотрим, что представляет собой данный процесс.
Итак, консервация подвесного лодочного мотора на зиму – это действия по подготовке двигателя к безработному периоду, направленные на максимальное сохранение ресурса всех комплектующих. Обычно данная процедура проводится в несколько этапов:
Однако, часть владельцев ПЛМ ограничивается лишь внешней очисткой от пыли и грязи, да покупкой средства для консервации лодочного мотора. Движок протирают влажной тряпочкой, купленным спреем покрывают наиболее уязвимые механизмы, и на этом вся подготовка заканчивается. А некоторые пользователи и вовсе не балуют мотор бережным отношением: дескать, импортные устройства сделаны по новым технологиям и вся защита у них продумана автоматически. Но, к сожалению, зачастую такие любители уповать на «бренды» и «умные технологии» и становятся по весне первыми клиентами сервисов диагностики и ремонта водно-моторной техники.
Если же вы не хотите оказаться в рядах таких «счастливчиков», то лучше не слушать подобных советов и правильно подготовить лодочный мотор к зимнему хранению. Иначе…а давайте узнаем подробнее, что же ждет тех, кто поленится провести консервацию и оставит ПЛМ храниться без всякой подготовки.
Что будет, если не готовить лодочный мотор к зиме
Чтобы выяснить пользу от зимней консервации, нужно немного разобраться в специфике работы движка.
Итак, когда мотор активно используется он защищен от появления «болячек» частой эксплуатацией: узлы и агрегаты в движении, топливо и масляная смазка постоянно сменяются, влага не застаивается, а сам двигатель проветривается на свежем воздухе, что тоже приносит пользу. В результате на ведущих деталях и узлах постоянно держится масляная пленка, защищающая компоненты от воздействия агрессивной водной среды и предупреждающая возникновение коррозии и окислительных процессов.
А вот во время простоя, наоборот, лодочный мотор становится уязвимым. Дело в том, что та самая масляная пленка со временем истончается, т.к. комплектующие неподвижны и нет нового вброса масла и топлива. А если при этом движок еще и не был капитально прочищен, то внутри 100% остались частицы топливных смол и масла, капли попавшей влаги и даже морские соли. Соответственно, все эти вещества с течением времени окислят незащищенные металлические детали и приведут к появлению ржавчины. В итоге после такого «хранения» двигателю гарантированы износ цилиндров и значительная потеря компрессии.
Усугубляется долгий простой мотора и зимними перепадами температур. Дело в том, что даже малейшие частицы оставшейся в движке жидкости при минусе превращаются наледь, которая с повышением температуры оттаивает и приводит к образованию конденсата. А уж последствия от постоянной влажности и испарения для механического прибора могут быть самыми непредсказуемыми. От обыкновенной коррозии до попадания водяных паров в электронный блок и, как следствие, короткого замыкания. И далеко не каждый лодочный двигатель можно «оживить» после такого повреждения.
Так что неважно, используется на лодке брендовый движок от Ямаха, Тохатсу и Mercury или бюджетный китаец от SEA-PRO и Ханкай – на зиму консервация лодочного мотора должна проводиться обязательно. И осуществить ее совсем не сложно, даже если в этом деле вы новичок. Тем более что чуть позже мы подробно распишем, как правильно законсервировать лодочный мотор на зимний период. А пока рассмотрим один небольшой нюанс.
Есть ли разница в консервации двухтактного и четырехтактного мотора
Итак, для ПЛМ подготовка к зиме необходима, но прежде чем приступить к ее описанию, остановимся на еще одном важном моменте. Дело в том, что двухтактные и четырехтактные модели лодочного мотора отличаются впрыском консерваторов. И обусловлено это отличие конструкционными особенностями агрегатов.
Возможно будет интересно: Лодочные моторы HDX — преимущества и недостатки, обзор моделей
Модели с двумя тактами не оснащены отдельным масляным картером, поэтому чтобы обеспечить защитный слой в кривошипной камере необходимо распылять спрей для консервации лодочного мотора через диффузор карбюратора. При этом сам движок для достижения большего эффекта должен быть в рабочем состоянии, т.е. включен на холостой ход. Другое дело лодочные моторы, работающие в 4 такта: их консервация проводится без запуска движка, т.к. защитный спрей без труда покроет все уязвимые узлы на выключенном приборе.
В остальном этапы подготовки лодочных моторов к зиме одинаковы, поэтому перейдем к подробному описанию процедуры.
Что представляет собой консервация
Консервация — это определенная последовательность действий, включающих в себя слив остатков топлива и моторного масла, снятие резиновых прокладок, во избежание нарушения их герметичности.
Затем следует залить механизмы специально разработанными консервантами. Их использование упрощает процесс консервации, повышает ее эффективность.
Нет никакой необходимости в полной разборке лодочного ПЛМ для того, чтобы обработать все механизмы каким-то чудо-раствором. Промышленность выпускает консерванты в виде жидкостей и спреев, с помощью которых их легко наносить в самые труднодоступные места.
Но частично разобрать механизм всё же придётся. Такой спрей нужно нанести в карбюратор, обработать им изнутри цилиндры мотора. Детали, которые могут каким-то образом заржаветь, также нужно обработать толстым слоем консерванта.
В использовании консервирующего спрея нет ничего сложного, поскольку его он просто разбрызгивается в наиболее уязвимых и удаленных частях лодочного двигателя. Важно чтобы консервант попал на сам карбюратор, все крепежные элементы, которые чаще всего страдают от воздействия влаги. Необходимо помнить и о других металлических деталях, в том числе и о корпусе.
Не менее актуальной остается и тема замены масла в редукторе. Каждый пользователь задается вопросом «когда лучше всего слить старое масло и залить новое, весной или осенью?».
Лучше менять масло в конце сезона. Причина лежит на поверхности — в отработанном масле содержится большое количество окисляющих элементов. Данный факт давно не является чем-то новым в области наземного транспорта. Те же правила действуют и в отношении транспорта водного. Если долго не менять масло, то существует большая вероятность того, что в редукторе образуется ржавчина, или зимой конденсат кристаллизуется.
Пока масло новое, содержащиеся в нем щелочные присадки не допускают ее появления. Однако по прошествии времени, от них практически ничего не остается. Определить по видимым признакам степень пригодности смазки лодочного мотора невозможно. Поэтому, чтобы избежать разочарований и неожиданностей, следует просто поменять ее в конце сезона. Это придаст консервации на долгий срок дополнительный сберегающий эффект. При наличии в двигателе масляного фильтра, он меняется в обязательном порядке.
Подготовка мотора к хранению
Когда с выбором лучшего места, где хранить лодочный мотор зимой, вы уже определились, можно приступать к консервации прибора. Начинается она с банальных процедур: очистки от загрязнений и внутренней промывки. Сперва влажной тряпкой протираем корпус мотора, удаляя пыль, пятна и засохшую грязь. Затем устраняем засоры с внутренней стороны: тщательно промываем движок с помощью бочки или штуцеров. Наконец, оставляем прибор сушиться на несколько часов, подвесив его в вертикальном положении – также, как хранится лодочный двигатель зимой. А после полного высыхания агрегата переходим к проведению основных операций.
Редуктор двигателя
По окончанию сезона обязательно нужно заменить масло в редукторе, т.к. старая смазка за время простоя окислится и нанесет вред комплектующим.
Итак, аккуратно и не в полную силу откручиваем болты, чтобы старое масло начало стекать медленно. Такой подход поможет оценить взглядом состав смеси: если в смазке присутствуют капельки воды или частички металлической стружки, значит 99, 9% потребуется замена сальников или редукторных шестеренок. В первом случае достаточно иметь запасной комплект, а вот шестеренки можно заменить только в сервисном центре. И это еще одна причина, почему менять масло нужно перед тем, как хранить мотор лодки зимой, ведь весной на ремонт движка уже не останется времени.
Если же на вид с маслом все нормально, то открываем пробки на полную силу, дожидаемся стекания смазки и заправляем двигатель новой смазкой. Сейчас масло выпускают в удобных тубах, так что остается лишь вставить штуцер в нижнее отверстие и залить достаточно смазки (желательно до уровня верхнего отверстия).
Замена масла в редукторе лодочного мотора
Гребной винт
Далее проводим внешний осмотр «ноги» мотора. Гребной винт оказывает большое влияние на работу двигателя, поэтому профилактика этой детали очень важна. Если на лопастях виднеются сколы и потертости краски, то обязательно нужно проводить реставрацию или полную замену детали. В противном случае с началом эксплуатации не только снизится КПД мотора, но и резко повысится риск разбить подшипники и износить сальники редуктора.
Гребной вал
Профилактического осмотра требует и вал винта. Для его проверки вставляем винт обратно и начинаем вращать в рабочем направлении. При неисправности вала движение будет идти не по кругу, а с перекосом в какой-либо точке. Иными словами, траектория вращения лопастей станет подобна эллипсу. Такая неполадка говорит о том, что вал получал высокие ударные нагрузки, вследствие которых произошло искривление или деформация гребного вала. Исправить эти недостатки лучше сразу, т.к. в дальнейшем ситуация будет ухудшаться и приведет к несопоставимо большим тратам.
Проверка электронной и топливной системы лодочного мотора
Топливная система
Невыработанный бензин следует устранить из лодочного мотора, и здесь есть два варианта действий.
Отметим, что если выработать бензин полностью все же не удалось, то можно воспользоваться стабилизатором топлива. Это средство предотвратит разложение горючего и образование конденсата. Но для двухтактных лодочных моторов все же крайне рекомендуется проводить слив топлива, т.к. стабилизатор в этом случае не воздействует на 100%.
Возможно будет интересно: Подготовка и консервация лодочного мотора на зиму
После завершения работ по спуску бензина, переключаем свое внимание на топливный фильтр. Эту деталь необходимо отсоединить и тщательно продуть воздухом. Причем «продувку» делать следует в направлении противоположном стрелке фильтра.
Заводские и самодельные напольные стойки для хранения лодочного мотора
Как хранить законсервированный двигатель
Казалось бы, консервацию можно было бы считать законченной. Необходимо лишь собрать двигатель. Затем необходимо произвести подготовку помещения, в которое поступит на хранение законсервированный агрегат. Важно учесть, что оптимальным вариантом будет вертикальное положение. Не стоит оставлять двигатель на боку на долгое время.
В случае отсутствия подходящего помещения, следует упаковать агрегат в плотный полиэтилен. Затем его можно просто поставить в шкаф или высокий ящик. В ходе хранения всё же не следует допускать резкого перепада температуры в помещении. В крайнем случае, когда соблюсти это условие не получилось, необходимо еще раз проделать всю процедуру с помощью консервирующего спрея. Тогда есть гарантия, что удастся не допустить негативного развития событий.
При отсутствии возможности хранения двигателя в вертикальном положении, можно (хотя и нежелательно) разместить его на боковой части со стороны румпеля. Периодически рекомендуется переворачивать мотор в вертикальное положение.
Где и как хранить лодочный мотор зимой
Начнем с того, что определим подходящее место для хранения движка. И если вы хотите хранить лодочный мотор зимой правильно, то место хранения должно защищать прибор от воздействия следующих факторов:
Однако, воссоздать перечисленные выше идеальные условия довольно сложно. Тем более что выбор мест для хранения невелик: гараж, квартира с балконом или какое-нибудь уличное хозяйственное помещение.
Зимнее хранение лодочного мотора в квартире – вариант наиболее безопасный, но роскошь мало для кого позволительная. Не в каждом доме найдется свободное местечко, да и соседство со смазанной и пахнущей топливом техникой не обрадует ни одну хозяйку. Конечно, можно убрать движок в кладовку или на балкон, но тогда лучше укрыть его защитным чехлом, не пропускающим пыль и свет. Кроме того, стоит следить за влажностью: при сильном перепаде температур не поленитесь осмотреть движок на наличие конденсата.
Бывает и так, что хранить двигатель кроме уличных неотапливаемых помещений и нигде. Конечно, такие условия нежелательны, но если нет других вариантов, то остается надежно укутать движок в плотную воздухопроницаемую ткань и подвесить в вертикальном положении на полку. Причем после каждого скачка температур придется обязательно проверять состояние двигателя и при необходимости повторять процедуру консервации.
Большинство же владельцев предпочитают хранить лодочный мотор зимой в гараже, поскольку это наиболее оптимальный вариант между квартирой и улицей. Если гаражный бокс отапливается, то проблем с хранением и вовсе не возникнет. Ну а для неотапливаемых помещений используется «уличный» метод: укутывание мотора в ткань и частые проверки.
Таким образом, важно не столько где хранить зимой лодочный мотор, сколько как его беречь от износа. А как раз для сохранения ресурса и проводится консервация двигателя на зиму. Рассмотрим проведение этой процедуры поэтапно.
Возможно будет интересно: Скорость катера — что влияет на скорость и как ее изменить
Когда можно обойтись без консервации
При наличии сухого и теплого помещения, хлопот по консервации мотора можно избежать, оставив его в любом положении. Это утверждение в равной степени относится ко всем видам двигателей. Безусловно, необходимо хорошо его помыть и почистить от загрязнений. После чего нанести консервирующий спрей на незащищенные поверхности.
Мотор все-таки придется снять с лодки, даже если хранение планируется в отапливаемом боксе. Рекомендуется закрыть его плотным пакетом или чехлом, который бы предохранял его от проникновения влаги.
Консервация любых типов двигателей производится в обязательном порядке, если в помещении высокий уровень влажности. Иначе, сочетание положительной температуры и высокой влажности приведет к результату, которого вы совсем не ждете.
Правила хранения
В зависимости от способа и вида хранения лодки, а также от ее модификации могут предъявляться различные требования к ее консервации. Все нижеописанные правила хранения являются базовыми и в большинстве случаев являются обязательными для выполнения.
Расконсервация лодочного мотора
Наконец пришло время рассмотреть процесс расконсервации. Ведь прежде чем с наступлением теплого времени года начать пользоваться лодочным мотором, необходимо произвести ряд действий. Нельзя просто завести его, предварительно залив топливо, и поехать на рыбалку или охоту. Придется немного потрудиться, чтобы подготовить мотор к сезону.
В случае хранения двигателя в отапливаемом боксе, в вертикальном или полулежачем состоянии, его можно использовать по назначению без какой-либо предварительной подготовки. Безусловно, на выхлопе будет идти дым черного цвета, который перестанет поступать через несколько минут. Причиной тому, является активное выгорание находящегося внутри консерванта, которое быстро пройдет.
Если же мотор хранился в холодном месте, то предварительно стоит как минимум сделать осмотр его деталей и выполнить обкатку.
Консервация лодочного мотора на зиму. Расконсервация
Подготовка к хранению и расконсервация подвесного лодочного мотора
Консервация лодочного мотора
По окончанию рыболовного сезона необходимо обязательно провести работы по подготовке лодочного мотора к хранению.
Что мы рекомендуем сделать:
— Если вы обладатель 2-тактного мотора, смажьте внутренние части двигателя во избежание коррозии металла. Если вы владеете 4-тактным мотором, необходимо смазать стенки цилиндров и заменить масло в картере.
— Обязательно слейте из бака топливо, а также из карбюратора и фильтра отстойника.
— Произведите замену масла в редукторе. В случае если вы подозреваете, что в редуктор попала вода, то утечку нужно ликвидировать (перед заправкой маслом).
— Промойте подкапотное пространство и внешние поверхности пресной водой.
— Прошприцуйте водоотталкивающей смазкой все точки смазки и смажьте все подвижные соединения.
— Самое оптимальное положение для хранения лодочного мотора – вертикально подвешенное. Храните мотор в сухом помещении, желательно накрыть его непрозрачным чехлом. Благодаря этому, пластмассовые детали и лакокрасочное покрытие будут защищены от грязи и солнечных лучей.
Подготовка к рыболовному сезону – расконсервация лодочного мотора
Для того чтобы начать использовать лодочный мотор после длительной консервации, обязательно подготовьте его во избежание проблем на воде, а также для обеспечения надежной и длительной работы двигателя.
— Проверяем редуктор на наличие подтеков масла. При наличии подтеков необходимо устранить причину.
— Выкручиваем свечи зажигания и несколько раз прокручиваем двигатель ручным стартером, предварительно убедившись, что шнур безопасности не одет на аварийный выключатель двигателя. Это нужно для того чтобы выдуть из картера и цилиндров двигателя излишки масла. Вкручиваем обратно старые свечи зажигания.
— Проверяем уровень масла в картере двигателя (4-тактные моторы), в случае необходимости доливаем до необходимого уровня.
— Заполняем топливную систему бензином. Проверяем отсутствие утечек топлива. В случае обнаружения утечки устраняем причину.
— Проверьте, что дроссельная заслонка вращается свободно, не заедает.
— После того как запустили мотор со старыми свечами зажигания (чтобы выработать смазку), меняем свечи зажигания.
— Если перед подготовкой к консервации не выполнялось ТО, то выполните его сейчас.
Смазочные материалы
Масло в картер для 4-хтактных лодочных моторов:
• API: SE, SF, SG, SH
• SAE: 10W-30 или 10W-40
Масло для 2-тактных моторов:
• API: TC-W3
Размешивается в пропорции (масло/бензин): 1/25 – на период обкатки, 1/50 –обычная эксплуатация
Масло в редуктор (для 2-тактных и 4-тактных) – масло для гипоидных (шестеренчатых) редукторов:
• SAE: 90, 80W90
Пожалуйста, внимательно выбирайте масло для своего двигателя. Порошковая сажа со временем превращается в окаменевший, трудновыводимый налёт. Прочность его настолько велика, что приводит к деформации деталей, преждевременному выходу двигателя из строя.