Консервация объекта строительства пример

Консервация строительства

Тухватуллин Р. Ш., начальник отдела аудита ООО «Аудиторский и консультационный центр» (г. Казань)

В связи с экономическим кризисом многим компаниям приходится «замораживать» строящиеся объекты. При этом процесс консервации незавершенного строительства требует соблюдения определенных процедур и вызывает трудности в отражении расходов, связанных с приостановкой строительства. Решению данных вопросов посвящена наша статья.

Алгоритм действий

Руководство для заказчика

Если заказчик по тем или иным причинам примет решение о консервации объекта строительства, он должен письменно уведомить об этом подрядчиков.
О каких обязанностях следует знать?

Согласно статье 752 Гражданского кодекса РФ, при консервации строительства заказчик обязан оплатить подрядчику в полном объеме выполненные до момента консервации работы, а также возместить расходы, вызванные необходимостью прекращения работ и консервацией строительства, с зачетом выгод, которые подрядчик получил или мог получить вследствие прекращения указанных работ.

При этом перевод объекта строительства на консервацию с позиций гражданского законодательства не связывается непременно с окончательным прекращением договорных отношений сторон. Во избежание спорных ситуаций целесообразно уточнить данный момент отдельно в договоре строительного подряда (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 октября 2006 г. № А-29-11601/2005-2э).

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, при необходимости прекращения работ или их приостановления более чем на шесть месяцев заказчик должен обеспечить консервацию объекта капитального строительства.

Руководство для подрядчика

На практике все работы по переводу объекта строительства на консервацию обычно выполняет подрядчик.

Поскольку сметой и договором строительного подряда расходы на консервацию не предусмотрены, при возникновении необходимости в приостановке работ и консервации незавершенного объекта нужно согласовать механизм действий сторон договора строительного подряда.

Расходы по консервации строительного объекта должны быть оплачены заказчиком.

Для этого нужно составить дополнительную смету на подготовительные, строительно-монтажные и иные работы, связанные с консервацией строительства. Состав работ и условия их осуществления следует определить в дополнительном соглашении к договору строительного подряда.
На основании соглашения (либо отдельного договора на дополнительные работы) подрядчик будет выполнять СМР, которые будут в нем оговорены.
В дополнительном соглашении устанавливают сроки выполнения работ и сдачи заказчику законсервированных объектов, оборудования и материалов.
Кроме того, в нем могут быть указаны сроки, в которые заказчик возместит убытки, а также предусмотрена его обязанность возобновить (продолжить) договор с данным подрядчиком на прежних или других условиях.

Что такое консервация?

Консервация объекта, а также охрана законсервированных объектов и их поддержание в надлежащем состоянии могут осуществляться силами подрядчика.

Проводим инвентаризацию

При переводе объектов строительства на консервацию обязательно проводится инвентаризация.

Порядок ее проведения по незавершенному строительству регулируется пунктами 3.32-3.34 Методических указаний. (утверждены приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49).

В состав инвентаризационной комиссии, по мнению автора, целесообразно включить представителей всех сторон, которые участвуют в строительном процессе (заказчика, генерального подрядчика и др.).

На незаконченные строительством объекты составляются инвентаризационные описи.

— наименование объекта и объем выполненных работ по этому объекту, по каждому отдельному виду работ, конструктивным элементам, оборудованию и т. п.;
— стоимость выполненных работ;
— причины и основание для консервации.

Для этого должны использоваться: соответствующая техническая документация (чертежи, сметы, сметно-финансовые расчеты), акты сдачи работ, этапов, журналы учета выполненных работ на объектах строительства и другая документация.

Инвентаризация проводится путем проведения осмотров, контрольных обмеров и других необходимых мероприятий.

При этом фактические объемы выполненных строительно-монтажных работ должны быть сопоставлены с данными локальных смет, а также данными учета соответствующих служб заказчика и подрядчика.

Результаты инвентаризации незавершенного строительства оформляются с помощью унифицированных форм, утвержденных постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 (№ ИНВ-1, № ИНВ-3 и др.).

Оформляем документы

Кроме инвентаризационных ведомостей потребуются и другие документы.

Остановка строительства (в целях консервации или прекращения строительства) оформляется актом о приостановлении строительства (форма № КС-17).

Он составляется заказчиком при получении от инвестора решения о консервации.

В шапке акта указываются участники строительства (инвестор, заказчик, подрядчик, субподрядчик), наименование и адрес стройки, основания для приостановления строительства.

А в основной его части следующие данные:

— наименование объектов, работ и затрат, приостановленных строительством;
— полная сметная стоимость договора;
— сметная стоимость выполненных работ;
— фактические затраты на приостановку строительства;
— средства, необходимые для расчетов с подрядчиком;
— стоимость работ и затрат, необходимых на консервацию объектов, и др.

Акт заполняют на основании первичных документов по строительству, таких как общий журнал работ (форма № КС-6) и журнал учета выполненных работ (форма № КС-6а).

А вот сведения о затратах на консервацию заносятся в акт на основании дополнительно составленной сметы.

Обратите внимание: в форме № КС-17 обязательны подписи руководителей, главных бухгалтеров заказчика-застройщика и подрядчика и печати обеих организаций.

Акт хранится в бухгалтерии заказчика и подрядной организации. Он подтверждает приостановление строительства (консервацию или прекращение строительства) и используется для проведения расчетов, а кроме того, может служить основанием для истребования от инвестора дополнительных ассигнований.

Передачу законсервированного объекта заказчику также нужно подтвердить документально.

Поскольку, как мы уже сказали, заказчик обязан оплатить все выполненные на момент принятия решения о консервации объекта работы, сторонами договора в обязательном порядке оформляются и подписываются обычные для приемки выполненных работ документы: акт о приемке выполненных работ (форма № КС-2) и справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма № КС-3).

Однако здесь есть один нюанс: сами по себе эти формы о переходе права собственности и рисков гибели имущества не свидетельствуют (если договором не предусмотрена поэтапная сдача работ).

Но здесь случай особый.

Поэтому переход права собственности на результат всех принятых работ по незавершенному объекту необходимо подтвердить в дополнительном соглашении к договору. В противном случае (если договор не расторгается) вплоть до принятия в эксплуатацию законченного строительством объекта риски гибели и случайного повреждения всего объекта или отдельных его частей будут лежать на подрядчике.

Унифицированной формы акта приемки незавершенного объекта строительства нет, она существует только для законченного строительством объекта (форма № КС-11).

Форма утверждена постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71а.

Но можно воспользоваться ею для подтверждения факта передачи объекта. На ее основе организация вправе разработать и утвердить в учетной политике необходимую для данного случая форму, внеся соответствующие изменения.

Учет у заказчика-застройщика

Затраты по консервации объекта, а также все дальнейшие расходы по его содержанию (на охрану, освещение, водоснабжение и т. п.) несет заказчик (если договор не содержит иных условий).

Однако в сметах их, как правило, не предусматривают.

Ведь сводные сметные расчеты стоимости строительства зданий, сооружений и т. д. рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства объектов в соответствии с проектом. А в данном случае строительство фактически не ведется.

Не предусмотрен учет таких расходов в стоимости строительства и Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации (МДС 81-35.2004), которая утверждена постановлением Госстроя России от 5 марта 2004 г. № 15/1.
Поэтому затраты, связанные с консервацией объекта, и не должны учитываться в составе сводных сметных расчетов.

Бухгалтерский учет

Указанный выше вывод подтверждает и пункт 3.1.7 ПБУ по учету долгосрочных инвестиций.

Положение утверждено письмом Минфина России от 30 декабря 1993 г. № 160.

В нем сказано, что затраты на консервацию строительства не предусматриваются в сводных сметных расчетах и они, соответственно, не включаются в стоимость строящегося объекта.

Поэтому данное ПБУ рекомендует заказчику учитывать такие затраты обособленно от затрат на строительство объектов, включаемых в их стоимость. То есть на отдельном субсчете «Затраты, не увеличивающие стоимость основных средств», открываемом к счету 08 «Вложения во внеоборотные активы», причем с дальнейшей их разбивкой на затраты, предусмотренные и не предусмотренные в сводных сметных расчетах.

В то же время Планом счетов бухгалтерского учета предусмотрено отражение затрат на консервацию объекта и его содержание на счете 91 «Прочие доходы и расходы».

Решение этого вопроса, по мнению автора, зависит от характера строительства и от условий договора.

Если строительство ведется за счет инвестиционных средств и инвестор возмещает заказчику затраты на консервацию и содержание законсервированных объектов строительства, то применяется порядок, предусмотренный ПБУ по учету долгосрочных инвестиций (затраты учитываются на счете 08).

Если же строительство ведется не по инвестиционному договору, например объект строится компанией для собственных нужд, то данные затраты отражаются заказчиком на счете 91.

ПРИМЕР 1

Налог на прибыль

Как было отмечено ранее, в соответствии с правилами бухгалтерского учета затраты на консервацию и содержание объекта незавершенного строительства, произведенные в периоде, когда строительство не осуществлялось, не могут рассматриваться как капитальные затраты по строительству объекта основных средств, формирующие его первоначальную стоимость.

Данное утверждение применимо и для целей налогообложения: указанные затраты не должны формировать первоначальную стоимость объекта строительства.

Затраты на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов включаются в состав внереализационных расходов (подп. 9 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса РФ).

Необходимо отметить, что данный пункт распространяется на объекты, уже принятые в качестве основных средств, участвующие в производственном процессе. А объект незавершенного строительства не может рассматриваться как производственный объект, поэтому указанная норма в данной ситуации неприменима.

В то же время расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком. Консервация незавершенного строительства предполагает лишь временное его приостановление, а не отказ от его дальнейшего использования в производственных целях.

К тому же перечень внереализационных расходов в Налоговом кодексе РФ является открытым.

Таким образом, по мнению автора, если организация в дальнейшем (после расконсервации и достройки) будет использовать данный объект в производственной деятельности, то расходы, связанные с его консервацией и сохранностью, могут быть признаны в целях налогообложения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

Официальных разъяснений по этому поводу нет.

Учет «входного» НДС

Предположим, объект незавершенного строительства является зданием производственного назначения, и, допустим, компания планирует использовать его только в облагаемой НДС деятельности. Следовательно, затраты на содержание имущества, предназначенного для будущей производственной деятельности, связаны с ведением деятельности, облагаемой НДС. А то, что они отнесены к внереализационным, данному утверждению не противоречит и не препятствует применению вычета.

Таким образом, по мнению автора, «входной» НДС по работам (услугам), связанным с консервацией строительного объекта (при выполнении условий ст. 171 и 172 Налогового кодекса РФ), может быть правомерно принят к вычету. Вместе с тем необходимо отметить, что у организации могут возникнуть налоговые риски и такую позицию придется отстаивать в суде.

Если организация решит не принимать «входной» НДС к вычету, то данную сумму она спишет за счет собственных средств, не учитывая ее при исчислении налога на прибыль:

ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 19
— списан «входной» НДС, не принимаемый к вычету по работам (услугам), связанным с консервацией объекта строительства.

Учет у подрядчика

Заказчик может привлечь подрядчика к выполнению работ по переводу объекта незавершенного строительства на консервацию (в соответствии с дополнительным соглашением к договору строительного подряда).

Для подрядчика это будут работы в рамках обычной деятельности. Поступившая за них оплата подрядчиком признается выручкой от реализации в соответствии с нормами ПБУ 9/99 с учетом особенностей ПБУ 2/2008.

ПБУ 9/99 и ПБУ 2/2008 утверждены приказами Минфина России от 6 мая 1999 г. № 32н и от 24 октября 2008 г. № 116н соответственно.

Учет по таким работам нужно вести отдельно. Согласно пункту 6 ПБУ 2/2008, в случае, когда при исполнении договора в техническую документацию вносятся дополнительные работы, для целей бухучета их выполнение должно рассматриваться как отдельный договор при соблюдении хотя бы одного из следующих условий:

а) дополнительный объект (работы) по конструкционным, технологическим или функциональным характеристикам существенно отличается от объектов, предусмотренных договором;

б) цена дополнительных работ определена на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.

Расходы будут относиться к расходам по договору согласно пункту 11 ПБУ 2/2008. Подрядчик отражает их на счетах учета затрат. Признаются они в том отчетном периоде, в котором понесены. При этом расходы, относящиеся к выполненным по договору работам, учитываются как затраты на производство (п. 16 ПБУ 2/2008).

Вычет НДС по товарам, работам, приобретенным у сторонних организаций для осуществления операций, связанных с консервацией объекта, производится в общеустановленном порядке.

Подрядчик также может рассчитывать на компенсацию (возмещение убытков) вследствие досрочного расторжения (приостановления) договора строительного подряда. Полученные средства будут признаны подрядной организацией в составе прочих доходов.

ПРИМЕР 2

Воспользуемся условиями предыдущего примера, дополнив их.

Подрядчик (ООО «Лика») был письменно уведомлен о переводе объекта, на котором он выполнял строительные работы, на консервацию. Заказчик-застройщик заключил с ним дополнительное соглашение о проведении работ, связанных с консервацией объекта.

Фактические затраты составили 468 000 руб., из них:

После окончания работ по консервации объекта договор строительного подряда был расторгнут, при этом подрядчик получил от заказчика-застройщика компенсацию в сумме 236 000 руб.

Бухгалтерские записи в ООО «Ника» будут выглядеть так:

Налоговая база по НДС увеличивается на суммы, полученные за реализованные товары (работы, услуги), в счет увеличения доходов либо иначе связанные с оплатой реализованных товаров и др. (подп. 2 п. 1 ст. 162 Налогового кодекса РФ).

Аналогичная точка зрения приведена в письмах Минфина России от 24 октября 2008 г. № 03-07-11/344, от 29 июня 2007 г. № 03-07-11/214 и др.

Источник

Консервация объекта строительства пример

Консервация объекта строительства пример. p1110798(1)(1). Консервация объекта строительства пример фото. Консервация объекта строительства пример-p1110798(1)(1). картинка Консервация объекта строительства пример. картинка p1110798(1)(1). Тухватуллин Р. Ш., начальник отдела аудита ООО "Аудиторский и консультационный центр" (г. Казань)

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Консервация объекта строительства пример. www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90. Консервация объекта строительства пример фото. Консервация объекта строительства пример-www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90. картинка Консервация объекта строительства пример. картинка www garant ru files 8 7 381678 makovlevaee 90. Тухватуллин Р. Ш., начальник отдела аудита ООО "Аудиторский и консультационный центр" (г. Казань)

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Консервация объекта строительства пример. gor doc obzor. Консервация объекта строительства пример фото. Консервация объекта строительства пример-gor doc obzor. картинка Консервация объекта строительства пример. картинка gor doc obzor. Тухватуллин Р. Ш., начальник отдела аудита ООО "Аудиторский и консультационный центр" (г. Казань)Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. № 802 “Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства”

В соответствии с частью 9 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые Правила проведения консервации объекта капитального строительства.

Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Путин

Правила
проведения консервации объекта капитального строительства
(утв. постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. № 802)

I. Общие положения

2. Решение о консервации объекта принимается в случае прекращения его строительства (реконструкции) или в случае необходимости приостановления строительства (реконструкции) объекта на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

4. Решение о консервации объекта (за исключением объекта государственной собственности) и об источнике средств на оплату расходов, связанных с консервацией объекта, принимает застройщик (заказчик).

5. В решении о консервации объекта должны быть определены:

а) перечень работ по консервации объекта, сформированный с учетом требований пункта 9 настоящих Правил;

б) лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, в том числе конструкций, оборудования, материалов и строительной площадки (должностное лицо или организация);

6. В настоящих Правилах под технической документацией понимается комплект документов, разрабатываемых проектной организацией по договору с застройщиком (заказчиком), включающих графические, расчетные и текстовые материалы, необходимые для организации и проведения работ по консервации объекта.

7. На основании принятого решения о консервации объекта застройщик (заказчик) совместно с подрядчиком проводит инвентаризацию выполненных работ по строительству (реконструкции) объекта с целью зафиксировать фактическое состояние объекта, наличие проектной документации, конструкций, материалов и оборудования. При этом:

а) выполняются схемы и чертежи с описанием состояния объекта и указанием объемов выполненных работ;

б) составляются ведомости, в которых указываются сведения:

о конструкциях, оборудовании и материалах, примененных (смонтированных) на объекте, в том числе о конструкциях, оборудовании и материалах, не использованных на объекте и подлежащих хранению;

о наличии сметной документации;

о наличии исполнительной документации (включая журналы проведения работ, в том числе общий журнал работ), актов освидетельствования скрытых работ, актов проведенных испытаний, опробований и иных первичных документов.

8. После принятия решения о консервации объекта застройщик (заказчик) обеспечивает подготовку технической документации. Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).

9. В состав работ по консервации объекта входят в том числе:

а) выполнение конструкций, принимающих проектные нагрузки (в том числе временных);

б) монтаж оборудования, дополнительно закрепляющего неустойчивые конструкции и элементы, или демонтаж таких конструкций и элементов;

в) освобождение емкостей и трубопроводов от опасных и горючих жидкостей, закрытие или сварка люков и крупных отверстий;

г) приведение технологического оборудования в безопасное состояние;

д) отключение инженерных коммуникаций, в том числе временных (за исключением тех, которые необходимы для обеспечения сохранности объекта);

е) принятие необходимых мер, препятствующих несанкционированному доступу внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

10. Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору.

11. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) законсервированного объекта (за исключением объекта государственной собственности), а также об источнике средств на оплату расходов, связанных с приведением объекта в состояние, при котором возможно продолжение строительства (реконструкции), принимает застройщик (заказчик).

12. В случае возобновления строительства (реконструкции) на ранее законсервированном объекте застройщик (заказчик) осуществляет:

а) техническое обследование объекта, по результатам которого определяются необходимый объем и стоимость работ по восстановлению утраченных или разрушенных за период консервации конструктивных элементов или деталей объекта;

б) внесение (при необходимости) изменений в ранее подготовленную проектную документацию с последующим проведением государственной экспертизы и государственной экологической экспертизы этих изменений, если законодательством Российской Федерации предусмотрено проведение такой экспертизы, либо подготовку новой проектной документации.

13. Застройщик (заказчик) обязан заблаговременно, но не позднее чем за 7 рабочих дней до возобновления строительства (реконструкции) объекта, направить в орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию) объекта, а также в орган государственного строительного надзора в случае, если строительство (реконструкция) объекта подлежит государственному строительному надзору, уведомление о возобновлении строительства (реконструкции) объекта.

II. Особенности принятия решения о консервации объекта государственной собственности

14. Решение о консервации объекта государственной собственности принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

16. Главный распорядитель средств федерального бюджета направляет субъекту бюджетного планирования согласованный в установленном порядке проект акта о консервации, который вносится в установленном порядке субъектом бюджетного планирования в Правительство Российской Федерации.

Одновременно с проектом акта о консервации в Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство финансов Российской Федерации вносится на согласование проект акта о внесении изменений в соответствующий акт или решение, которым было предусмотрено предоставление за счет средств федерального бюджета бюджетных инвестиций в строительство (реконструкцию) объекта.

17. Финансовое обеспечение расходов, связанных с консервацией объекта государственной собственности, или расходов, связанных с приведением ранее законсервированного объекта государственной собственности в состояние, при котором возможно продолжение его строительства (реконструкции), осуществляется за счет средств федерального бюджета.

18. Решение о возобновлении строительства (реконструкции) ранее законсервированного объекта государственной собственности за счет средств федерального бюджета принимается в форме акта Правительства Российской Федерации.

Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2011 г. № 802 “Об утверждении Правил проведения консервации объекта капитального строительства”

Текст постановления официально опубликован не был

Обзор документа

Установлен порядок консервации объекта капстроительства.

Решение о консервации принимается застройщиком (заказчиком) в 2 случаях. Если строительство (реконструкция) прекращается или приостанавливается на срок более 6 месяцев с перспективой его возобновления в будущем.

Застройщик (заказчик) приводит объект и стройплощадку в состояние, при котором обеспечиваются прочность, устойчивость и сохранность конструкций, оборудования и материалов. Также они должны быть безопасны для населения и окружающей среды.

В решении указываются перечень и сроки работ по консервации, лица, ответственные за сохранность и безопасность объекта, время подготовки необходимой техдокументации, сумма затрат. Последняя определяется на основании акта, составленного подрядчиком и утвержденного застройщиком (заказчиком).

Объем и содержание технической документации определяются застройщиком (заказчиком).

В ходе работ по консервации, в частности, выполняются конструкции, принимающие проектные нагрузки (в том числе временные). Освобождаются емкости и трубопроводы от опасных и горючих жидкостей. Закрываются или свариваются люки и крупные отверстия. Отключаются инженерные коммуникации (за исключением тех, которые обеспечивают сохранность объекта). Следует исключить несанкционированный доступ внутрь объекта и на территорию строительной площадки.

Застройщик (заказчик) в течение 10 календарных дней после принятия решения о консервации объекта уведомляет об этом подрядчика, орган, выдавший разрешение на строительство (реконструкцию), а также орган государственного строительного надзора (если он должен проводиться).

Урегулирована процедура возобновления строительства (реконструкции).

Установлены особенности принятия решения о консервации объекта госсобственности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *