Консервация основных средств 2016
Консервация основных средств
Из-за растущей неплатежеспособности населения учреждения вынуждены сокращать объемы приносящей доход деятельности и, соответственно, консервировать объекты основных средств.
Отдельные подразделения учреждения, а также находящееся в них оборудование могут быть отнесены к опасным производственным объектам, например:
научные и медицинские лаборатории;
котельные и газораспределительные пункты;
участки магистрального газопровода и теплосетей;
склады медицинских препаратов,
хранилища горюче-смазочных материалов.
Консервация таких объектов относится к видам деятельности в области промышленной безопасности и требует особого документального оформления. В частности, документация на консервацию опасного производственного объекта подлежит экспертизе промышленной безопасности. При этом без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, внесенного в соответствующий реестр, консервация не допускается.
В процессе консервации опасного производственного объекта организации, разработавшие соответствующую документацию, осуществляют авторский надзор. Такой надзор представляет собой комплекс мероприятий, осуществляемый для обеспечения соответствия технологических (строительных) и других технических решений показателям, предусмотренным в утвержденной заказчиком документации. Соответственно, авторский надзор также имеет свои особенности документального оформления. Однако на счетах бухгалтерского учета стоимость авторского надзора находит отражение на основании вполне привычных унифицированных форм:
справки о стоимости выполненных работ по форме КС-3.
Если консервируемые нефинансовые активы не входят в состав опасного объекта, то документальное оформление их консервации упрощается. Оно будет таким, каким установит его учреждение в своей учетной политике – нормативно-правовыми актами перечень документов в данном случае не определен. В частности, учреждению придется разработать акт о переводе объектов на консервацию (его подписывают члены специальной комиссии и руководитель), так как его форма отсутствует среди унифицированных документов, однако состав сведений об объекте, подлежащих отражению подробно изложен в инструкции по бухгалтерскому учету, это:
первоначальная (балансовая) стоимость;
сумма начисленной амортизации;
сведения о причинах консервации и сроке консервации (должны соответствовать сведениям, указанным в приказе о консервации).
Для проведения расконсервации объекта необходимо утвердить аналогичный акт. Нуждается в доработке и инвентарная карточка, так как в ней отсутствует возможность отражения нахождения объекта на консервации. Так как все происходящее с основным средством должно быть отражено в такой карточке, то необходимо:
добавить графы или предусмотреть возможность проставления отметок;
дополнить учетную политику в части утверждения первичных учетных документов и графика документооборота.
Указанные дополнения не будут считаться изменением учетной политики. По сути утверждается способ ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее (например, до вступления в силу новых форм первичных учетных документов) или возникли впервые в деятельности учреждения.
Отметим, что никаких бухгалтерских записей, соответствующих новым записям об объекте в инвентарной карточке, оформлять не нужно. Законсервированный объект не снимается с баланса учреждения и продолжает числиться на счете 0 101 00 000 «Основные средства».
Благодаря изменениям в инструкции по бухгалтерскому учету, вступившим в силу 16 ноября 2014 года порядок бухгалтерского учета консервации регламентирован довольно подробно. Неизменным остается правило, согласно которому приостанавливается начисление амортизации, если:
объект передается на консервацию сроком более трех месяцев;
период восстановления объекта после консервации превышает 12 месяцев.
Если законсервированный объект использовался в ПДД, то изменение его статуса необходимо учесть при налогообложении. Бухгалтерский и налоговый учеты полностью совпадаю в отношении:
прекращения начисления амортизации с первого числа месяца, следующего за месяцем исключения объекта из состава амортизируемого имущества;
При консервации объекта с неоконченным сроком амортизации, в отношении которого сумма НДС ранее была принята к вычету, восстанавливать такой налог не нужно. А вот после снятия с консервации необходимо проявить внимательность. Если актив не будет использоваться в деятельности облагаемой НДС ( например, найдет свое применение исключительно для выполнения государственного задания), то сумма налога подлежит восстановлению. Размер восстановленного НДС определяется пропорциональном остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки.
Расходы учреждения, связанные с консервацией основного средства собственными силами объектом обложения НДС не являются. Такой вывод следует не только из анализа норм налогового законодательства, но и из арбитражной практики При этом скорее всего не получится принять к вычету НДС с расходов учреждения на содержание законсервированных основных средств, так как Налоговый кодекс содержит закрытый перечень мероприятий, при которых НДС можно принять к вычету и расходы на консервацию в нем не предусмотрены.
Однако затраты учреждения при консервации актива вполне можно рассматривать как затраты на поддержание таких основных средств в должном состоянии. Такие расходы непосредственно относятся к производственной деятельности, которая направлена на получение дохода. Таким образом, если после расконсервации объект будет использован по-прежнему в ПДД, то НДС со стоимости расходов можно принять к вычету. Такой вывод подтвержден арбитражной практикой
Минфином России вопрос с налогом на имущество решен давно. Так как указанным налогом облагается стоимость объектов, которые числятся в бухгалтерском учете как основные средства, то вне зависимости от его использования указанный налог платить нужно, если нет никаких других оснований для льготирования. Также придется заплатить и транспортный налог, если законсервирован, например, автомобиль.
Консервация основных средств — что это такое, порядок и причины
Здравствуйте! В этой статье мы расскажем о консервации основных средств.
Сегодня вы узнаете:
Содержание
Что такое консервация ОС
Консервация – это совокупность мер по временному прекращению использования одного или нескольких основных средств организации. Консервация предполагает возобновление эксплуатации ОС через документально обозначенный срок.
Само слово происходит от латинского conservatio – «сохранение», что указывает на конечную цель всего мероприятия – сберечь как сам объект, так и часть средств на расчетных счетах предприятия, благодаря уменьшению расходов.
Консервацию объекта можно сравнить с анабиозом крокодила, когда при неблагоприятных условиях это животное закапывается в песок и все его жизненные функции замедляются. Так и объект замедляет свою жизнь внутри предприятия и – главная характеристика – временно не приносит своим владельцам экономической выгоды. По закону эта «спячка» не может превышать трех лет. Но практика показывает, что срок консервации основных средств можно продлить.
Причины проведения консервации ОС
Это мероприятие используется, например, в таких случаях:
А что означает консервация на деле?
Для этого вы должны предусмотреть план действий в двух направлениях:
К первому пункту относятся все действия, связанные непосредственно с вашим основным средством. Пока имущество будет простаивать, нужно поддерживать его в сохранности и исправном состоянии.
Например, в сельском хозяйстве используется особая техника по обработке полей гербицидом. Эта техника нужна только весной и летом, в холодное время ей нужно отвести место в закрытом ангаре, периодически запускать двигатель, охранять ангар от воров.
С другой стороны, консервацию необходимо зафиксировать в документах – недостаточно только на деле перестать пользоваться имуществом и поставить его под замок.
Последствия проведения консервации
Консервация – процедура добровольная. Даже если вы не используете ваше здание, оборудование или автомобиль для нужд организации, и они покрываются пылью – налоговые органы не могут обязать вас провести эту процедуру.
Напрашивается вопрос – если закон не обязывает переоформлять статус неиспользуемого актива, зачем вам лишние хлопоты? Пусть стоит, пока снова не понадобится. Склонить вас в пользу документальной консервации могут только выгоды, которые будут существенно перевешивать неудобства и траты на нее.
Каждое предприятие должно просчитать плюсы и минусы для своей конкретной ситуации и принять решение, какой путь станет экономически оправданным.
И все же существуют некоторые общие пункты:
Пункт
Если обойтись без консервации
Уход за основным средством
Платить такой же налог на прибыль, как и при действующей эксплуатации ОС. Без официальной консервации все расходы по этому ОС будут признаваться тратами на осуществление основной деятельности компании. Следовательно, вам не удастся уменьшить на сумму этих расходов базу налогообложения при расчете прибыли
Начисляется каждый месяц из расчета срока полезного использования. Таким образом, ежемесячно уменьшается база для расчета налога на имущество – то есть вы платите все меньше и меньше за конкретное ОС. И в то же время приходится считаться с иногда существенными ежемесячными расходами в связи с амортизацией
Срок полезного использования
Идет своим чередом, пока не закончится. СПИ для конкретного ОС утверждается самой организацией, но в пределах временной вилки для каждой амортизационной группы, предписанной законом в Классификации
Учет ведется без обособлений ОС. В 1С по умолчанию на ОС начисляется амортизация
Какое имущество можно подвергнуть консервации
Если имущество относится к основным средствам – то есть в учете отражено на счете 01 – консервацию провести можно.
Напомним, что не любое имущество компании можно отнести к ОС.
Для этого должны быть выполнены четыре условия:
№ условия
Примеры. Да – условие выполняется (относится к ОС), нет – не выполняется, не относится к ОС
Да: служебный автомобиль. Нужен в управлении – возит руководителя по служебным надобностям
Нет: мраморный монумент на территории предприятия, оставшийся от предыдущих владельцев
Да: здание, в котором расположена компания
Нет: упаковка для продукции
Да: компьютеры для офисных сотрудников
Нет: партия компьютеров, закупленных компанией для реализации
Да: многолетние плодовые деревья (для продажи фруктов)
Нет: однолетние насаждения для украшения территории
Примеры ОС: дома, конструкции, транспорт, инструмент, оргтехника, хозинвентарь, земля, вода, недра.
Не относятся к ОС: готовая продукция, материалы и товары на складе. Материалы или объекты в пути или на монтаже.
Никто не проводит консервацию природных ресурсов (земли, воды, недр), что легко объяснимо: по закону РФ амортизация на эти объекты не начисляется. Так как зачастую ОС консервируют с целью приостановить амортизационные отчисления – в данной ситуации эта причина не действует.
Почему не амортизируют природные ресурсы? Считается, что их можно использовать бесконечно и они не «износятся», хотя на деле при активном использовании могут истощиться.
Порядок оформления консервации
Процедура консервации строго регламентирована для бюджетных и государственных учреждений. Что касается коммерческих предприятий, практика показывает, что налоговые органы относятся к оформлению консервации более лояльно.
Для того чтобы консервация считалась законной и вы с чистой совестью могли бы перестать начислять амортизацию на ОС, необходимо сделать несколько шагов:
Характеристика
Акт консервации основных средств
Подтверждает совершившийся факт
Является желательным документом
Все участники комиссии, назначенные в приказе + руководитель
Какую информацию содержит
— Ответственные за мероприятие;
— Ответственные за надлежащее хранение неиспользуемого ОС
— Список объектов для вывода из эксплуатации;
— Дата начала консервации;
— Какие мероприятия будут проводиться во время простоя ОС;
— Затраты на консервацию.
Подробнее об амортизации ОС: общие сведения
Амортизация – это постепенное уменьшение стоимости ОС в связи с его износом через помесячное включение доли от его стоимости в себестоимость продукции.
Как рассчитываются эти доли для списания? Их величина напрямую связана с понятием срока полезного использования ОС (СПИ). Величина срока частично выбирается организацией, но только в заданных рамках. Эти рамки предписаны в официальном документе – классификации ОС.
В этой классификации все возможные основные средства подразделяются на десять групп. В первой группе перечислены те ОС, чей СПИ составляет от одного года до двух лет. В последней, десятой группе – ОС со сроком службы более тридцати лет.
Что происходит с амортизацией при консервации объектов основных средств
Если консервация не превышает трех месяцев, амортизация начисляется по ОС в обычном режиме. При более длительном сроке, как мы уже рассматривали, амортизация приостанавливается.
Амортизация перестает начисляться с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором был издан приказ о консервации. Например, если консервация утверждена 15 августа, с 1 сентября она больше не начисляется.
Временно не начислять амортизацию – часто одна из основных целей консервации и законный способ этого не делать. С одной стороны, в перспективе это не очень выгодно. Ведь полностью самортизированное имущество значится в балансе с нулевой стоимостью, следовательно, с него не нужно платить налог на имущество, тогда как «замороженный» актив будет висеть на балансе с прежней, а не с остаточной стоимостью.
С другой стороны, если у собственника из-за спада производства простаивает целый парк техники с огромной стоимостью и, как следствие, с огромной амортизацией, он не сможет включать эту амортизацию в стоимость готовой продукции – иначе она взлетит до небес.
О порядке уплаты налогов при консервации основных средств
Консервация ОС не освобождает предприятие от уплаты транспортного налога (если ОС относится к транспортным средствам), что касается налога на имущество, он также по-прежнему подлежит оплате.
Теперь об НДС. Если компания работает по ОСНО и является плательщиком НДС, при покупке ОС «входной НДС» принимается к вычету. Это значит, что на эту сумму НДС, выделенную в счете-фактуре от поставщика, будет в итоге уменьшена сумма налога, которую нужно заплатить в бюджет.
При некоторых операциях с ОС требуется восстановить НДС, то есть все же уплатить его в бюджет, хотя до этого он был принят к вычету. Это нужно делать, например, при внесении ОС в уставный капитал или при переходе организации на УСН.
Все эти случаи регламентированы законодательно, но среди них консервация не значится. Следовательно, при консервации ОС не нужно искать первичные документы с указанным НДС при покупке ОС и перечислять его в бюджет.
Продажа объектов на консервации
Продажа объектов на консервации имеет черты, свойственные реализации амортизируемого имущества – несмотря на то, что при длительной консервации амортизация приостанавливается.
Сходство состоит в том, что при такой продаже продавец имеет право уменьшить заявленную прибыль на остаточную стоимость ОС – ту стоимость, что осталась после начисленной амортизации еще до консервации.
Пример. Компания купила прибор на сумму 120 000 рублей. Согласно классификации он будет использоваться пять лет (60 месяцев). Ежемесячное начисление амортизации составило 2000 рублей. Прошло три года, за которые начисленная амортизация уменьшила стоимость прибора на 72 000 рублей. Текущая остаточная стоимость составила 48 000 рублей (120 000 – 72 000).
Весь четвертый год прибор был законсервирован. После чего прибор был продан за 82 600 рублей, в том числе НДС 12 600 рублей.
В целях налогообложения доходы от реализации составили 70 000 (82600 — 12600).
Компания заявляет полученную прибыль 22 000 рублей (сумма 70 000, уменьшенная на остаточную стоимость прибора – 48 000 рублей).
Если остаточная стоимость превысит доход от продажи, разница между этими показателями будет признана убытком.
В этом случае нужно установить фактический срок эксплуатации объекта – то есть отнять месяцы простоя. И именно из этой цифры исчислять период списания убытка. Убыток распределяется равными долями по месяцам найденного периода в составе прочих расходов.
Процедура расконсервации ОС
По истечении некоторого времени руководство может прийти к выводу, что компании вновь необходимо активное использование законсервированных объектов ОС.
Для этого издается соответствующий приказ о расконсервации.
Расконсервация – совокупность мер по возобновлению эксплуатации ОС.
При этом снова начисляется амортизация – с первого числа месяца после месяца, в котором был издан приказ о расконсервации.
Консервация основных средств: налоговый и бухгалтерский учет
Что это такое?
В процессе хозяйственной деятельности предприятия и организации используют основные средства (ОС): цеха, производственные линии, земельные и водные участки, транспорт, инструменты и оборудование, сооружения, оргтехнику и пр. Для учета ОС в бухгалтерском учете предусмотрен отдельный счет 01.
Если по каким-либо причинам предприятие решает приостановить или прекратить эксплуатацию того или иного объекта из перечня основных средств, инициируется процедура консервации. Речь идет о комплексе мероприятий, направленных на обеспечение сохранности средства во время запланированного простоя.
Важно, что использование консервации – законное право, а не обязанность юрлица. В период запланированного простоя в отношении законсервированных объектов применяются утвержденные процедуры налогового и бухучета с целью списания затрат. Соответствующее решение оформляется официальным приказом и актами, которые компания разрабатывает самостоятельно, поскольку нет унифицированных форм.
Иногда для хозяйственной деятельности юрлица целесообразно продлить срок консервации какого-то объекта. Для этого руководитель предприятия/организации издает соответствующий приказ.
Как оформить?
Запланированный простой объекта, которое предприятие отправляет на консервацию, надлежащим образом оформляется. Это обязательное условие, если предприятие намеревается снизить налог на прибыль за счет списания затрат на приобретение соответствующих услуг и проведение консервационных мероприятий.
Последний акт – важнейший документ первичного бухгалтерского учета. Именно он позволяет официально учитывать и списывать затраты на содержание и ремонт объекта в период простоя, а в дальнейшем – прекратить или возобновить начисление амортизационных расходов.
Как правильно составить акт?
Акт о переводе объекта ОС на консервацию имеет принципиальное значение, однако затруднение может вызвать отсутствие унифицированной утвержденной формы.
Тем не менее есть требования, прописанные в ФЗ №402 (от 6 ноября 2011 г) «О бухгалтерском учете». При составлении акта организации нужно обязательно их выполнить:
Важно: указание на проведенные мероприятия – это обоснование понесенных расходов. Без этого экономическая целесообразность затрат неясна, а значит, не получится уменьшить сумму налога на прибыль.
Если во время простоя оборудования или другого средства нужны определенные действия, направленные на сохранность объекта для его дальнейшего использования, в акте нужно перечислить их.
Документ обязательно датируется и подписывается всеми членами созданной комиссии и руководителем организации. С момента подписания акта объект считается переданным на консервацию.
Как проводится амортизация?
Когда проводится консервация основных средств, налоговый и бухгалтерский учет обязательно подстраивается под изменения статуса объекта. Во время официального простоя он не выводится из состава основных средств и по-прежнему учитывается на спецсчете 01. Однако бухгалтеру следует создать субсчет «ОС на консервации».
Срок консервации влияет на начисление амортизации. Если он превышает 90 суток, то начисление прекращается со следующего после издания приказа и подписания акта месяца.
Как только объект расконсервируется, амортизация возобновляется с первого числа последующего месяца. Сумма исчисления остается такой же, что была до заморозки актива. Порядок начисления амортизационных расходов продолжается до момента полного погашения стоимости объекта.
При вводе законсервированного оборудования, сооружения или другого объекта в эксплуатацию ранее трехмесячного срока бухгалтер обязан скорректировать учет, сделав доначисление за пропущенные месяцы.
Особенности содержания
Выведенный из эксплуатации объект не участвует в хозяйственной деятельности предприятия, однако юрлицо несет определенные расходы по его содержанию. Важно, что они не сказываются на изначальной стоимости объекта. Согласно документу об учете ОС ПБУ 9/01, такие расходы относятся к периоду простоя и учитываются в нем.
Соответственно, указанные расходы не влияют на повышение себестоимости произведенной предприятием продукции, что очень важно для экономики. Бухгалтер отражает их как прочие расходы в месяце фактических трат.
Налоговый учет
Если законсервированный объект ранее принимал непосредственное участие в хоздеятельности, облагаемой по ставке НДС, порядок учета налога следующий:
Затраты, понесенные юрлицом для организации и фактической консервации объекта, включая его содержание во время простоя и последующую расконсервацию, подлежат учету как внереализационные расходы при начислении налога на прибыль.
Суммы фактически понесенных на законсервированный объект затрат бухгалтер может учесть в числе прочих расходов при исчислении налога на имущество юрлиц.
Если юридическое лицо находится на УСН, то затраты на консервацию/расконсервацию, охрану, ремонтные работы и прочие расходы на содержание в целях налогового учета не учитываются.
Как расконсервировать объект?
Процедура расконсервации объекта в запланированный срок или, по необходимости, раньше запланированного времени простоя, проводится по общей схеме:
Одновременно делается бухгалтерская проводка между дебетом и кредитом субсчета 01 «ОС в эксплуатации», нужные изменения вносятся в карточку объекта.
Для целей БУ расходы, понесенные при расконсервации, проводятся как «Прочие затраты», а для целей НУ (расчет налога на прибыль) – как внереализационные.
109316, г. Москва, пр-т Волгоградский д. 35, 6 этаж, помещение 615