Военный авторынок под Березой: почем армия продает технику, «рожденную в СССР»?
Где купить подержанный воздухозаправщик, аэродромный пусковой агрегат, комплекс по добыче кислорода или уцененные шасси ЗИЛа? Почем продают военную технику, «рожденную в СССР», и кто ее покупает? AUTO.TUT.BY посетил армейский авторынок, расположенный в нескольких километрах от города Береза в Брестской области.
На территории военного аэродрома под Березой находится 2060-я база хранения и ремонта ВВС и войск ПВО, в одном из отделов которой реализуют военную технику. Объект режимный, и потенциальным клиентам сюда можно попасть по специальному пропуску, который выдает РУП «Белспецконтракт».
Костяк авторынка составляет техника, которая ранее использовалась для обеспечения полетов военной авиации.
На вопрос, много ли технических средств требовалось для обслуживания одного истребителя, наш сопровождающий, заместитель начальника базы по вооружению майор Юрий Мосейчук, ответил лаконично: «Достаточно много».
Когда Советский Союз распался и численность военной авиации в белорусских Вооруженных силах сократилась, высвободилось много автомобилей и оборудования, которые не имели перспективы использования в армии. Поэтому было принято решение отслужившие свой срок единицы реализовать, а остальное – отправить в утиль.
Новые владельцы старых шасси
Паркуемся возле ворот одного из отделов хранения базы.
Комплект на миллиард
Самый дорогой образец березовского военного авторынка – автомобильная кислорододобывающая станция (АКДС).
АКДС реализуется комплектом, который состоит из четырех автомобилей: технологической и компрессорной машин на базе шасси КрАЗ-250, вспомогательной машины на базе ЗИЛ-130 и электростанции.
Стоимость такого комплекта – около 1 млрд белорусских рублей. К слову, точно такой же АКДС есть и в воинской части. Добытый кислород поставляется в авиационные формирования Вооруженных сил, а также реализовывается среди белорусских хозяйств и предприятий.
Дорогое удовольствие
Немного поодаль от АКДС выстроились в ряд аэродромные пусковые агрегаты на шасси ЗИЛ-130 для запуска двигателей летательных аппаратов, питания и проверки их электрических систем на стоянке.
Рядом – воздухозаправщик ВЗ-20/350, предназначенный для заправки пневмосистем, амортизационных стоек шасси и пневматиков колес летательных аппаратов. ЗИЛ, на котором установлено оборудование, более чем за 20 лет своей жизни откатал всего 115 км. Стоимость воздухозаправщика – 88,4 млн белорусских рублей.
Стоимость УПГ, выпущенной в 1986 году, с пробегом 2627 км и износом 62% составляет 493,8 млн белорусских рублей.
Есть и еще один финансовый тяжеловес – аэродромный многоцелевой кондиционер на базе ЗИЛ-131 за 581,3 млн, предназначенный для охлаждения или подогрева кондиционированным воздухом кабин летательных аппаратов.
Все или по частям
Несмотря на то, что автомобильные шасси реализовать легче, чем, например, воздухозаправщик или АКДС, в воинской части сначала стараются продать «комплект» оборудования.
Почем армия продает технику, «рожденную в СССР»? Репортаж AUTO.TUT.BY c военного авторынка
Где купить подержанный воздухозаправщик, аэродромный пусковой агрегат, комплекс по добыче кислорода или уцененные шасси ЗИЛа? Почем продают военную технику, «рожденную в СССР», и кто ее покупает? AUTO.TUT.BY посетил армейский авторынок, расположенный в нескольких километрах от города Береза в Брестской области.
На территории военного аэродрома под Березой находится 2060-я база хранения и ремонта ВВС и войск ПВО, в одном из отделов которой реализуют военную технику. Объект режимный, и потенциальным клиентам сюда можно попасть по специальному пропуску, который выдает РУП «Белспецконтракт».
Костяк авторынка составляет техника, которая ранее использовалась для обеспечения полетов военной авиации.
На вопрос, много ли технических средств требовалось для обслуживания одного истребителя, наш сопровождающий, заместитель начальника базы по вооружению майор Юрий Мосейчук, ответил лаконично: «Достаточно много».
Когда Советский Союз распался и численность военной авиации в белорусских Вооруженных силах сократилась, высвободилось много автомобилей и оборудования, которые не имели перспективы использования в армии. Поэтому было принято решение отслужившие свой срок единицы реализовать, а остальное – отправить в утиль.
Новые владельцы старых шасси
Паркуемся возле ворот одного из отделов хранения базы.
Комплект на миллиард
Самый дорогой образец березовского военного авторынка – автомобильная кислорододобывающая станция (АКДС).
АКДС реализуется комплектом, который состоит из четырех автомобилей: технологической и компрессорной машин на базе шасси КрАЗ-250, вспомогательной машины на базе ЗИЛ-130 и электростанции.
Стоимость такого комплекта – около 1 млрд белорусских рублей. К слову, точно такой же АКДС есть и в воинской части. Добытый кислород поставляется в авиационные формирования Вооруженных сил, а также реализовывается среди белорусских хозяйств и предприятий.
Дорогое удовольствие
Немного поодаль от АКДС выстроились в ряд аэродромные пусковые агрегаты на шасси ЗИЛ-130 для запуска двигателей летательных аппаратов, питания и проверки их электрических систем на стоянке.
Рядом – воздухозаправщик ВЗ-20/350, предназначенный для заправки пневмосистем, амортизационных стоек шасси и пневматиков колес летательных аппаратов. ЗИЛ, на котором установлено оборудование, более чем за 20 лет своей жизни откатал всего 115 км. Стоимость воздухозаправщика – 88,4 млн белорусских рублей.
Стоимость УПГ, выпущенной в 1986 году, с пробегом 2627 км и износом 62% составляет 493,8 млн белорусских рублей.
Есть и еще один финансовый тяжеловес – аэродромный многоцелевой кондиционер на базе ЗИЛ-131 за 581,3 млн, предназначенный для охлаждения или подогрева кондиционированным воздухом кабин летательных аппаратов.
Все или по частям
Несмотря на то, что автомобильные шасси реализовать легче, чем, например, воздухозаправщик или АКДС, в воинской части сначала стараются продать «комплект» оборудования.
«На гражданке такого не найдете». Репортаж с ярмарки старого военного добра
Иногда военные продают лишнее добро. Это всегда праздник, потому что ни у кого больше нет такого и столько. На эти ярмарки традиционно слетались домовитые люди, которые в теме и умеют узнавать место и время. Очередное такое мероприятие собрало сегодня в Гомеле больше сотни желающих купить что-то военное. Мы тоже отправились в закрома цвета хаки.
Перевооружение
Ты можешь десятилетиями ходить мимо и однажды случайно узнать, что в двух шагах, среди вот этих скучных многоэтажек (это точно многоэтажки?) есть логово военных. Со штабом, кучей складов и каких-то важных штук. Только у военных есть такая сверхспособность. И технологии, позволяющие уместить огромную территорию там, где и хрущевка не влезет.
Сегодня в части полно гражданских — приехали со всей Беларуси. Формально это распродажа техники связи, но, как выясняется, в понятие связи может вписаться почти что угодно: и автомобили, и кабелеукладчики, и неземной красоты лабораторные тумбочки, и все на свете.
Народ собрался довольно разный. Вступительный инструктаж военных слушают и остро модные ребята, и люди с лицами крепких хозяйственников, и аксакалы.
Порой из переполненного зала сквозь речи военных прорываются полифонические звонки винтажных телефонов — это прибыли за двигателями представители усадебных хозяйств.
Вообще-то, тема продажи старого военного имущества давняя и хорошая. Мы как-то прощупывали почву на предмет покупки нарядных сервизов (и не только) с армейских складов. Тогда выяснилось, что надо очень сильно хотеть эти предметы, чтобы пройти весь путь. У нас оказалась кишка тонка.
Но мы действовали как «дикий» частный покупатель. Сегодня должно быть проще: на такой выставке удобнее подобрать товар, проще оформить бумажки, сокращаются лишние движения.
Военные говорят, что за 7 лет провели больше 20 таких выставок, есть куча постоянных клиентов. Заметим, особенность нынешней выставки в том, что о ней узнали не только «постоянные»: информация распространялась не только на ведомственных сайтах.
Для тех, кто приехал впервые, объяснили, что происходит и с чего вдруг. Меняются способы войны — надо менять технику. Идет модернизация, связисты вот переходят на цифру. В результате высвобождается очень много оборудования — его надо куда-то деть. Например, продать гражданским.
Поскольку сами военные продавать не обучены и не обязаны, для этого придумана организация «Белспецконтракт» — что-то вроде огромного военторга. О том, насколько эффективно он работает, есть разные мнения, но сайт с имуществом можно листать как книгу.
— Техники и имущества высвобождается очень много, — рассказывает потенциальным пользователям заместитель начальника главного финансово‑экономического управления Минобороны Анатолий Косовец. — Миллионы наименований. Это и перевязочные пакеты, и носилки, и вещмешки, и старая форма, и ЗИЛы, и «Уралы», и все остальное. Как ни странно, военная техника, которая прослужила больше 30 лет, живет еще не одну жизнь. Запас прочности советских машин, на которых стоит знак качества, очень большой. Даже без регламентного обслуживания они проживут еще и 40, и 70 лет.
Сегодня в ассортименте дизельные и бензиновые генераторы разных возрастов и видов, электрооборудование, насосы, кунги, грузовики, тягачи, телескопические мачты — у каждого прибывшего есть брошюрка с перечнем. Большинство заранее знает, зачем прибыли в Гомель.
Ходим по «базару»
Минчане Михаил и Екатерина точно знают, что ищут, — автодом. И считают, что у военных есть хорошие варианты. Крутятся вокруг огромных ЗИЛов, украшенных винтажными знаками качества.
— Хотим что-то такое, чтобы на природу ездить. Видели в интернете, как классно человек переделал все внутри фургона: там кухонька получилась, спальня, прочие удобства. Вот и захотели себе что-то похожее.
—Да его не прокормишь! — мы не уверены, что такой автодом реально содержать, если у владельца нет хотя бы одной собственной нефтяной качалки.
Ребят это не пугает.
— Топливо — не проблема, это же не на каждый день. А по остальным параметрам получается очень хороший вариант. Машина практически новая. За такое 2 тысячи долларов — хорошая цена.