Маца рецепт с кровью
Маца рецепт с кровью
В книге крещеного еврея Неофита, с младых ногтей изучавшего изуверский быт соплеменников, в разделе восьмом вы найдете эти страшные строки очевидца и участника кровавых обрядов:
«Иудеи предпочитают убивать детей, ибо, будучи безгрешны и девственны, дети наиболее приближаются к образу Христа.
Свои злодеяния они совершают именно перед Пасхой в подражание отцам своим, принесшим в жертву Христа именно во время пасхальных праздников. Сие да сбудутся слова пророка Иеремии: «Среди народа моего есть люди, расставляющие силки для уловления птиц».
Еще Неофит называет «Причины, по коим иудеи употребляют христианскую кровь.
1. Ненависть к христианам, которую каждый иудей внушает своим детям, с самого нежного возраста. Поступая так, они полагают, что исполняют заповедь Господню и что истребление христиан дело богоугодное.
2. Иудеи пользуются христианской кровью для волхвования, а также магических, каббалистических и иных бесовских упражнений.
В книге «Десионизация», изданной в Париже и в Москве в 1978 году, ее автор, русский ученый и публицист Валерий Емельянов пишет на стр.38:
«По свидетельству современников даже после собирания жертвенной крови в большой медный противень для сбора крови своих жертв на алтарь всесожжения из почти полностью обескровленных тел в основном невинных гойских младенцев стекало остатков крови еще столько, что еврей часто стоял в ней по щиколотку, а то и выше.
.
Ритуальные жертвы, это не просто варварский обычай евреев, это талмудисткая догма: «проливающий кровь гоев приносит жертву богу».
Люди северных стран знают, что как только в округе заводится медведь, напавший на человека и отведавший его плоти, то на его отстрел поднимается вся округа. Потому что хищник, попробовавший человечины, уже остановиться не сможет: будет и дальше караулить на тропах легкую добычу.
Пока людоеда не убьют, ни один охотник не будет спать спокойно.
А это картавое и пархатое зверье в человеческом облике уже три тысячелетия людоедствует и пьет нашу кровь. Только поголовно отстреляв каннибалов и вампиров, мы спасем наших детей и себя от их злобных клыков.
Вот уже три тысячелетия «среди ужаснейших страданий» жиды выпускают кровь из людей (в большинстве своем из беззащитных детишек) для своих ритуальных и черных обрядов, регулярно совершают свои изуверские жертвоприношения. Миллионы людей они замучили во время дичайших и варварских пыток. Их души отлетели к облакам и взывают оттуда к нашей беспощадной мести.
Что в Израиле называют пасхальный седер? Символизм 6 еврейских блюд на Песах
С 27 марта по 4 апреля отмечается Песах, еврейская Пасха. На Пасху евреи в центр стола ставят специальную тарелку для седера. Что это такое, нам рассказал израильтянин Игорь Медников, житель Иерусалима, официальный экскурсовод по Святой земле.
Слово «седер» обозначает «порядок». Седер – особо установленный порядок действий, чтения молитв, еды и питья за праздничным столом.
Чем первая пасхальная ночь для евреев отличается от всех других ночей? Это один из нескольких вопросов, который часто задают многие непосвящённые или самые юные члены еврейской семьи. На Песах считается нужным и уместным пересказать историю народа израилева, а именно вспомнить его исход из Египта.
На стол традиционно ставят мацу, суп из мацовых шариков, грудинку, картофельный кугель (овощная запеканка, рецепт см. здесь), гефилте фиш (фаршированная рыба, рецепт см. здесь), цимес (сладкое овощное рагу из моркови на меду, рецепт см. здесь) и миндальное печенье. Но главное блюдо – это именно тарелка (на иврите – «кеара») для седера. На ней – 6 продуктов и маца. У каждой части кеары есть своё значение.
Начинают застолье не с благословения хлеба, как обычно принято, а с пробы карпаса – одной из шести частей кеары. Делается это для изменения привычного порядка вещей. И когда дети задают вопрос: что изменилось, начинают рассказывать об исходе евреев из Египта. Во время всего праздничного застолья идёт чтение древнего сборника молитв (пасхальной Агады) и присутствующие за столом в определённый момент выпивают красное вино, всего ровно 4 бокала.
Праздничная кеара для празднования Песаха
6 частей пасхальной кеары
Бейца. Яйцо, сваренное вкрутую – символ праздничной жертвы. По другим версиям: круговорот жизни (рождение – жизнь – смерть) или просто надежда на новую, счастливую жизнь. Яйца отваривают, охлаждают и иногда, не очищая, кладут на газовую конфорку, чтобы на скорлупе появились небольшие «румяные» пятнышки.
По традиции каждый съедает яйцо, предварительно окунув его в подсолённую воду. Но сейчас часто стали оставлять яйца неприкосновенными.
Зроа. Голень ягнёнка на тарелке символизирует пасхального агнеца, чьей жертвенной кровью были помечены двери израильтян, чтобы Бог прошёл мимо их дома и не поразил «язвой губительной» во время поражения земли Египетской. Интересно, что слово «Песах» и означает «прошёл мимо», «миновал».
В некоторых общинах вместо ягненка на кеару выкладывают запечённые куски курицы, чаще всего куриное горлышко. Слово «зроа» означает «рука» и считается, что это часть тарелки символизируют руку Бога. Зроа есть нельзя, слишком велика смысловая нагрузка этого кушанья.
Карпас. Свежая зелень или ботва корнеплодов, иногда и они сами (сельдерей, варёный картофель, репчатый лук, свекла) –символ надежды и обновления. Зелень окунают в подсолённую воду перед тем как съесть, чтобы наглядно представить слёзы евреев во времена египетского рабства.
Марор. От слова «мар», в переводе с иврита – «горький». Это горькие травы, символизирующие жестокость, с которой обращались с евреями, когда они были рабами в Египте. Часто используется эндивий (салатный цикорий) или листовой садат с чуть горьковатым вкусом.
Хазерет. Обычно хрен, который измельчают/натирают. Он олицетворяет раствор, скрепляющий блоки при строительстве пирамид. Поскольку хрен – забористый корень, его смешивают с харосетом (о нём чуть ниже) и готовят сэндвич из мацы, добавляя его туда.
Харосет. Смесь яблок, груш, вина, грецких орехов и корицы. Некоторые для приготовления харосета используют финики и инжир. Эта часть кеары обозначает блоки, ставшие основой при строительстве пирамид. Харосет – буквально «глина», поэтому ценится, если цвет смеси близок к натуральному цвету глины.
Маца. Три куска мацы укладывают на отдельную тарелку. Средняя маца ломается на две части, и одну половину не едят. Она – афикомен, то есть ломтик, который кладут под подушку, на которую опирается глава семейства и съедается по окончании праздничной трапезы. Для поощрения детского интереса к пасхальному седеру стали позволять им тайком таскать афикомен из-под подушки и возвращать лишь в обмен на подарок. Даже поговорка такая появилась: «кто ест много афикомена, тот будет долго жить». А когда умирал человек преклонного возраста, про него говорили: «он ел много афикомена». Небольшой кусочек обычно сохраняли до следующего года. Есть такое поверье, что ломтик афикомена, спрятанный в специальной одежде (арба-канфот), предохраняет её носителя от дурного глаза.
Из оставшейся мацы (2,5 куска) готовят своеобразный праздничный сэндвич «Гиллель». В нём кроме мацы как раз используют марор и харезет.
На Песах весь дрожжевой или заквасочный хлеб удаляется из дома, и евреи едят только пресную мацу. Объяснение такое: евреи бежали из Египта так быстро, что у них не было времени дожидаться, пока хлеб поднимется. И они взяли пресное тесто.
Маца рецепт с кровью
Маца – тонкие пресные лепешки. Это единственная разновидность хлеба, которая позволена иудеям весь год, в том числе в Песах (центральный иудейский праздник). Изделие готовят в форме тонких длинных листов. Их аккуратно разламывают или распиливают по форме перфорации, чтобы не повредить структуру.
Что нужно знать о хлебобулочном изделии, как его готовить и с чем есть?
Общая характеристика продукта
Маца – лепешки из теста, которое не прошло процесса сбраживания. Название продукта переводится как «лишенное влаги» или «выжатое». Лепешки готовят всего из 2-х ингредиентов: пшеничной муки и воды. Главное в процессе приготовления мацы – скорость. Важно замесить тесто и поместить его в духовку до начала брожения, иначе блюдо потеряет свою ценность.
Обычно лепешкам придают круглую или прямоугольную форму. Перед отправлением в духовку на листах проделывают маленькие дырочки-перфорации. По ним очень удобно разламывать изделие и делить его на равномерные части перед подачей.
Маца – важнейшая составляющая еврейской ритуальной трапезы «Седер». Продукт используется в нескольких ее эпизодах и считается обязательным. Бездрожжевые лепешки едят в сыром виде или готовят на их основе различные блюда. К примеру, «Мацебрай» – закуска из размоченного пресного хлеба, молока и яиц. Иногда продукт посыпают сахаром/корицей/медом и подают в качестве десерта.
Пресную лепешку измельчают в мелкую крошку, чтобы получить из нее муку. Свойства такой муки аналогичны обычной пшеничной 1-го сорта. Главное отличие заключается во вкусовой палитре – она более насыщенная и яркая, и времени приготовления – оно гораздо меньше, чем у других изделий.
Разновидности продукта
Выделяют всего 2 разновидности мацы: промышленного и домашнего производства. До середины XIX века бездрожжевые лепешки изготавливали исключительно вручную. Появление первой машины для создания иудейского хлеба вызвало шквал критики и споров. Внутри еврейского общества произошел настоящий раскол – одни были против бездушного приготовления священного хлеба, другие видели в этом прогресс и благодетель.
Считалось, что промышленно изготовленная маца не соответствует еврейским законам, поскольку человек не мог контролировать каждую стадию производства. Один из сильнейших аргументов против техники – брожение. В машине есть колоссальное количество деталей и мест, к которым тесто может прилипнуть, забродить и нарушить саму священную концепцию.
Но не все евреи отказывались от механизации процесса. Некоторые считали, что промышленная маца готовится гораздо качественнее и быстрее ручной. Тесто просто не успевает начать процесс брожения, поскольку машина работает быстро и выдает новые партии пресного хлеба с молниеносной скоростью. В итоге промышленную мацу все-таки разрешили, но ее покупают не все. Самые ответственные и религиозные верующие все-таки ежедневно готовят лепешки в Песах собственными руками.
Большинство иудеев едят обычную мацу на время Песаха. Но ортодоксальные евреи едят только шмуру. Обычные пресные лепешки готовят из пшеницы, которую охраняли от контакта с любыми жидкостями уже после помола в муку. Это было нужно для того, чтобы не запустить процесс брожения. Шмуру готовят из пшеницы, которую берегли от контакта с водой еще до жатвы.
Интересные факты о продукте
У пресного хлеба есть десятки разнообразных названий от «мацот» или «мацо» до «хлеба несчастья» или «бедного хлеба».
Время приготовления пресной лепешки составляет ровно 18 минут. За это время пшеница, тесто и влага не успевают забродить. Если продукт готовили дольше, то его называют хамец – мучное блюдо, в тесте которого произошел процесс брожения.
В 1838 году француз Айзек Зингер изобрел первый автоматизированный механизм для производства пресных лепешек. Не все оценили изобретение Зингера с положительной стороны, но промышленные лепешки все-таки признали и разрешили есть их во время иудейских праздников.
В 1888 году была создана первая промышленная фабрика по производству пресного хлеба. Производство располагалось в Огайо (США), а его создателем стал литовский эмигрант Дов Бер. Ранее Дов решил сменить фамилию на Манишевич и назвал фабрику в свою честь.
В 2011 году был установлен мировой рекорд. Манишевич приготовил самую большую пресную лепешку, длина которой составила 7,5 метров, вес – более 11 килограммов.
Существует твердая и мягкая маца. Мягкую готовят только в домашних условиях, добавляя в тесто больше воды, молока или растительных масел.
Религиозная составляющая
Иудаизм
Употребление пресного хлеба иудеями связано с библейским эпизодом об Исходе евреев из Египта. Считается, что накануне Исхода, израильский народ просто не мог ждать окончания брожения хлеба. Они отправили в печь еще не поднявшееся тесто – так и получилась маца.
Ежегодно в ночь Исхода евреи празднуют Песах. В эту ночь запрещено употреблять квасные продукты – мучное, прошедшее процесс брожения. Более того, Бог велел включить мацу в обязательную традиционную трапезу по случаю Песаха. Также заповедь об употреблении хлебобулочного изделия описана в Торе – иудейском религиозном законе.
Маца стала важнейшей составляющей семейной ритуальной трапезы иудеев после того, как принесение пасхальной жертвы стало невозможным. Но между самими иудеями появились разногласия относительно правил ее употребления.
Одни считают, что есть лепешки нужно только в первый вечер центрального праздника. В остальные 6 дней можно отказаться от мацы, но запрет на квасные продукты, при этом, нарушать нельзя. Некоторые толкователи призывают к обязательному употреблению лепешек во все дни Песаха. Поскольку никто не может дать четкого ответа по этому поводу – решение остается за каждым иудеем.
Христианство
В христианстве используется аналог мацы – гостия. Это пресные лепешки, которые едят во время обрядов. Чаще всего их готовят в специальных формах, оттиск которых оставляет на хлебе религиозные сюжеты. Хлеб и вино необходимо освятить в ходе специального обряда, после чего съесть. Католики и протестанты, использующие такие обряды, считают, что пресный хлеб символизирует безгрешное тело Христа, а закваска – грех.
В православной церкви дела обстоят иначе. Во время обрядов используют именно квасной хлеб, поскольку он символизирует человеческое происхождение Христа.
Как приготовить традиционную пресную лепешку
Калорийность | 312 кКал |
Белки | 10,5 г |
Углеводы | 69,9 г |
Жиры | 1,3 г |
Пищевые волокна | 0 г |
Вода | 0 г |
Из такого количества ингредиентов получится 6 порций пресной несладкой мацы. Рецепт можно разнообразить специями или сладкими ингредиентами, чтобы получить многокомпонентный вкус.
Приготовление
В глубокую миску просейте пшеничную муку. Посередине горки из муки сделайте круглую лунку и влейте в нее ледяную воду. Быстро замесите тугое тесто, которое не будет липнуть к рукам и примет плотную структуру.
Готовое тесто разделите на 6 равных кусочков. Раскатайте каждый из них в блин или прямоугольную лепешку. Толщина каждого листа не должна превышать 2-3 миллиметров. В раскатанном тесте сделайте проколы. Пройдитесь вилкой по всему тесту – расстояние между перфорацией можете выбрать самостоятельно. По линии прокола можно аккуратно разламывать мацу и есть ее как чипсы или хлебцы.
Переложите пшеничные листы на сухой противень/фольгу/пергамент, выпекайте в предварительно разогретой до 180°C духовке. Время приготовления – 10-15 минут. Вынимайте противень после того, как тесто подрумянилось и слегка подсохло.
Полезные свойства и возможный вред мацы
Маца – идеальный, с точки зрения нутрициологии, пищевой продукт. В ее составе нет совершенно ничего лишнего, а процесс домашнего приготовления не занимает много времени и сил. Промышленную мацу также можно без опасений покупать в супермаркетах. Главное – обратите внимание на состав. Некоторые производители изощряются и добавляют в продукцию совершенно ненужные компоненты – сахар, подсластители, усилители вкуса или консерванты. Откажитесь от сложных составов, выбирайте максимально простые и питательные лепешки.
Полезные свойства мацы идентичны обычному хлебу и зависят от степени обработки зерна. Цельнозерновая лепешка отлично утолит голод, наполнит организм энергией и даже укрепит здоровье. А вот лепешки из обычной белой муки 1-го сорта лучше есть только в качестве исключения. Такой продукт повысит уровень сахара и холестерина в крови, заставит вас испытывать жуткий голод уже спустя 10 минут после трапезы и останется в виде сантиметров на талии или ногах.
Главное преимущество хлеба – клетчатка. Она содержится в пшеничных зернах и делает наш организм здоровее, энергичнее, продуктивнее. Клетчатка избавляет от проблем с кишечником, делает кожу чище, аппетит умереннее, а иммунитет крепче. Вещество мягко обволакивает внутренние органы, защищает их от вредной микрофлоры и стимулирует функциональность. Более того, в состав мацы также входят витамины и минералы из пшеничного зерна. Обилие нутриентов делает пресный хлеб ценным продуктом питания (особенно в холодное время года).
Противопоказания к употреблению бездрожжевых лепешек – индивидуальная непереносимость пшеницы, целиакия или повышенная чувствительность к глютену. В состав абсолютного большинства промышленной и домашней мацы входит глютен. Некоторые производители искусственно очищают культуру от клейковины или готовят хлеб из безглютеновой муки. Gluten-free маца стоит гораздо дороже обычной. Найти ее можно в эко-лавках или заказать в интернет-магазине.
Маца и кровавый навет
Отрывок из брошюры Светланы Амосовой «Наветные тексты и другие представления о еврейских праздниках у жителей Латгалии».
Маца и кровавый навет
Вообще маца в рассказах наших информантов является одним из важнейших атрибутов еврейской жизни. Большинство из них подчеркивает, что евреи непременно старались угостить христианина мацой, это «такой обычай», «закон»:
— Они мацу варили и должны были кого-то угостить, кто не знал – тот брал, такие пирожки пекли и всех угощали. Вот, когда мама ехала в Тылже, там по дороге жила евреечка одна, у них было трое детей. Вот она, когда ехала, она должна обязательно кого-то, у них такой уже закон был – крещеного человека угостить. Она доедет, лошадь уже устанет, она у нее переночует, так же там и лошадь накормит, и маму накормит, вот такая евреечка была. И дают вот эту мацу, куда-нибудь завяжет: «Увези ребятам своим домой, она сладкая». Она сладкая такая, как печенье, привезет нам гостинца от этой еврейки. Мама с этой еврейской дружила, у нее было двое детей, а самого жида, этого еврея, ни разу видела, может, его и не было, может, бросил ее. Еврейка не плохая была, очень добрая была (3).[Kar_14_05]
Один из наших информантов в Субате рассказал, что евреям отпускались грехи, если они угостят крещеного человека [Андрушкевич, Гехт 2013,182]. Александр Львов на материалах из Подолии (Украина) определяет практику угощения мацой как одну из важнейших в жизни еврейского местечка, в ней проверяются межэтнические отношения [Львов 2008, 81]. Действительно, наши информанты, описывая угощение мацой, все время подчеркивают дружеский характер своих отношений или отношений своих родителей с евреями:
— А мацу они выпекали, у них такие печки. Я дружила с еврейской семьей Ковнаторами. Бабка такая добрая была. Она всегда меня приручала, я тоже без матери росла. Они пекли в печке, обыкновенная печка, русская печка, и тонкую тонкую такую, без соли, без ничего, мука и вода. В Пасху всегда угощали мацой. [Kar_14_01]
При этом, как справедливо отмечает А. Львов, вопрос собирателя об угощении мацой сам по себе является провокативным, так как влечет транслирование различных слухов о добавлении в мацу крови. Для Латгалии этот сюжет является очень значимым, каждый житель из старшего поколения маленького городка (и не только он) слышал о том, что евреи добавляют в мацу кровь, и поэтому, по мнению многих, евреи хотят, чтобы христиане обязательно попробовали мацу:
— Меня угощали, перед ихней Пасхой, перед нашей Пасхой. У них так заведено, что перед нашей Пасхой надо нас кормить мацой, в нас есть христианская кровь, у них такое поверие. В нашу Пасху, если ихнюю мацу покушать, это как бы мы свою кровь едим. Так считалось. Они все предлагали, они аж силком навязывали, перед нашей Пасхой, нате, ешьте мацу. [Lud_14_12]
Здесь важно отметить следующее обстоятельство: о том, что евреи добавляли в мацу кровь, слышали все без исключения, однако рассказы тех, кто дружил и жил рядом с евреями, отличаются от прочих нарративов. Чаще всего они представляют собой disbelief story, то есть рассказчик знает об этих слухах, но не верит в них [см. об этом подробнее: Амосова 2013].
— За мацой мы ходили с Ханкой на улицу Суворова, мама не разрешала идти, но все-таки Ханка была старше, но я выторговывала, мне было интересно идти. По дороге жаловалась Ханке, что мне страшно идти. «А чего тебе страшно?» – «Ну как, ну, говорят, что есть бочки с гвоздями, что евреи собирают христианскую кровь». Она мне говорит: «Кому нужна твоя кровь, ты посмотри на себя, цыпленок». А я говорю: «Ну, все-таки». А она: «Это все сказки. Ну, идем». В доме Гильгулиных была такая мацная печка. Давали там столько мацы. Идем обратно целые и невредимые, все приходим домой [смеются]. Я маме сообщаю: «Мама, я была с Ханкой у Гильгулиных и осталась цела и невредима. Мама, это все сказки». Я маму учу. Она говорит, что говорят же. [Lud_13_05]
Вообще, при рассмотрении распространенных в Латгалии сюжетов о кровавом навете, можно выделить несколько значимых мотивов, повторяющихся во множестве рассказов. Большинство наших информантов отчетливо определяют жанр таких рассказов как «детскую страшилку»:
— На уровне детских домыслов, я что-то сейчас вспоминаю про мацу, когда мы говорили – поступала такая информация, что добавляли кровь в мацу, как жертвоприношение. Где мы это брали, это если на ранних стадиях моего детства. Что детей в бочку закатывали с гвоздями и с горы спускали. Вот это я сейчас вспомнила. Это было на уровне наших домыслов каких-то, страшилок. Вот это я помню. [Lud_13_02]
Как и для многих рассказов такого типа, для разбираемых случаев весьма характерен следующий мотив: жители маленьких городков говорят, что их соседи-евреи такого не делали, но так, вероятно, поступали евреи в крупных городах, например, в Даугавпилсе или Риге [см. также: Амосова 2013, 192]:
— Рассказывали, что нас захватят и увезут, потому что кровь брали евреи неместные, из Даугавпилса, свои такого не делали. Не было такого, это просто припугивание, может быть, и где-то такая причина есть. [Vis_13_06]
Часто встречается описание способов получения крови, почти все наши информанты так или иначе упоминают о том, что евреи использовали для этого бочку с гвоздями, в которую и помещали жертву:
— [Может, она что-то рассказывала про евреев, у которых она работала?] — Она рассказывала, так готовятся они, видимо, к Пасхе. Бабушка чувствует, что готовятся, на бабушку одевают чистое полотно. Полотно просто, так сшито по краям. Так она рассказывала. Они сажают в бочку, но не бабушку сажали в набитую гвоздями бочку, бочку качают, она взад-вперед качается, кровь идет, но, допустим, бабушку, но там не было бабушки, там была другая женщина. Бабушка такое почуяла, кустами-кустами, околотками – и удрала, и пришла домой, и никому не говорила. Вот им, человеческая кровь им нужна была, они мацу делали. Маца эта хлебная. Сейчас они тоже мацу делают. Нет. Это евреи делали. Собирали, сколько там крови наберется с человека, и перемешивают с мукой и с чем там еще, перемешивают, разглаживают, делят на кусочки и раздают. Раздают они только своим (4). [Lud_14_20]
Подобные рассказы были записаны во всех городах Латгалии, где мы работали [см. об этом подробнее: Амосова 2013, 192]. Что касается выбора жертвы, то здесь встречаются два варианта. Часть наших информантов, указывая на то, что это была «страшилка» для детей, подчеркивают, что жертвой мог быть только ребенок: «И у нас евреи убивали крещёных русских, но только детей, взрослых им не надо». [Lud_14_09]. Алан Дандес в предисловии к сборнику о кровавом навете подчеркивал, что для большинства европейских наветов характерна типологическая жертва – маленький мальчик [Dundes 1991, vii]. И по современным этнографическим записям, и по материалам дел о кровавых наветах более раннего времени очевидно, что жертвой может быть любой маленький ребенок [см. также: Амосова 2015, 143]. В записях из Краславы и Лудзы встречаются рассказы о том, что жертвами могли стать и молодые девушки – служанки, которые работали у евреев. Наши информанты при этом подчеркивают: «Им нужна была невинная кровь, чтобы были дети, неженаты, не замужем». [Vis_13_04]. В некоторых случаях встречаются попытки «рационализации» – объяснения, что детская кровь по каким-либо причинам лучше:
— [А почему именно маленькие должны быть?] — Кровь чистенькая, поэтому так. На самом деле не так, это просто нас пугали. [Lud_13_07].
В Латгалии, как и во многих других регионах, где известен сюжет о кровавом навете, были записаны и более «гуманные» версии его. Например, рассказывают, что использовали кровь животного, а не человека:
— [А не приходилось слышать, что евреи какой-то хлеб пекут, что туда нужно еще кровь добавить?] — Слышать – слышал, а так оно или не так… [А что слышали?] — Что действительно в хлеб или в мацу добавляют кровь. [Чью?] — Животных, я так слышал (5). [Dag_13_15].
Кроме того, были зафиксированы и трансформации сюжета о кровавом навете, связанные с различными медицинскими темами, рассказы об использовании донорской крови или крови пациентов:
— [А не говорили, как эта кровь туда попадает?] — Ну, не знаю, как умели, так и доставали, если это была правда. [Может быть, просили кого-то?] — Может быть, чаще всего евреи работали в больницах, лабораториях. Вот у нас в лаборатории еврей работал, он свободно мог брать кровь, какую угодно, ему надо было. Он видел, какая кровь – хорошая или больная. [Kar_14_01].
Таким образом, в Латгалии представлен весь набор сюжетов о кровавом навете, который уже известен по другим регионам. Надо отметить, что кроме этого навета нами были зафиксированы еще несколько подобных сюжетов, связанных с празднованием Песаха и мацой. В одном из записанных нами нарративов нет упоминания о том, что евреи добавляли кровь в мацу, однако, отмечает рассказчик, христианам не следует есть мацу, потому что евреи ее проклинают и пинают. Таким образом, христианин, получая мацу в качестве угощения, принимает на себя и разные еврейские проклятия:
— Маца, как по рассказам, они молились долго всю ночь на это дело, там все проклятия, пиналось ногами, а потом надо было раздать это христианам. Я это захватил. Еврей всегда угощал, и всегда эта булка была поломанная, потому что они все время ее пинали, чтобы тебе было хорошо. Они давали кусками. Это я еще захватил, это в пятидесятые годы, начало шестидесятых. [Vis_13_03].
То есть, с одной стороны, перед нами сюжет о реальной порче еды (мацу пинают), с другой стороны – ритуальная порча (проклятие). К этому же набору относится и следующий ряд текстов, рассказывающих уже не о ритуальном осквернении еды, а о том, что маца – «чужая» еда, а, следовательно, она может быть просто нечистой:
— Раньше как-то: ой, ой еврейская еда, были люди такие, может, они специально туда плюнули (6). [Lud_14_01].
Эти тексты относятся, по-видимому, к корпусу широко распространенных в современном городском фольклоре легенд и слухов о нечистоте и, следовательно, вреде для здоровья тех продуктов, которые производят представители «чужой» этнической группы [см., напр.: Fine 1989].
Еще один рассказ, который относится к этому же кругу наветных текстов, основан на более глубоком знании еврейской традиции (наш уже упоминавшийся выше информант в юности работал подмастерьем в пекарне и жил в доме ее хозяина-еврея):
— Они любили обязательно угостить вином утром крещеного человека. [Когда это?] Во время Паски, когда мацы. Утром хозяин встает или вечером, когда отмолится: «Ой, Станислав, праздник, давай выпьем». Я все-таки насмотрелся, что они делают, когда молится, это было на втором этаже, ходили мимо моей комнаты. Я смотрю, на углу стола поставлен кусок кисли, выбивает эту кислю и молится, ставят тарелку и берет бутылку вина, моют руки вином, потом сливают вино в бутылку, и приходит, и угощают: «Станислав, давай выпьем». А я говорю: «Хозяин, дай выпьем, только вместе» – «Ой, для меня это крепкое». Он это пить не будет, а чтобы себя не выдать, приносил другую бутылку. С той нальет себе немножко и мне немножко. [Lud_13_18].
В данном случае, вероятно, речь идет о том вине, которое использовалось во время пасхального седера, когда в отдельный бокал с пальца капают десять капель вина, и капли эти означают казни египетские. Надо сказать, что такой сюжет (евреи моют руки вином, а затем дают это вино пить христианам) был зафиксирован от информанта из Краславы, который так же, как и предыдущий рассказчик, тесно общался с соседями-евреями – он дружил с еврейскими детьми [Амосова 2013, 202]. Надо отметить, что сходный сюжет был записан и с другой стороны, т.е. от евреев – на утро после пасхального седера бокал с вином отдавали дворнику-нееврею [см. статью Гехт в данном сборнике, 40]
Итак, перед нами довольно широкий спектр нарративов о Песахе – от реальных описаний, которые показывают, что большинство неевреев, живших в городах и местечках, хорошо знали еврейские обычаи, до разного рода пасхальных наветов, обусловленных тем или иным уровнем близости к еврейской жизни и интерпретации еврейских обычаев. Вообще наветы, связанные с добавлением крови в мацу или ее «осквернением», чрезвычайно широко распространены. Парадоксальным образом столь широкое распространение этих наветных текстов связано с тем, что практически любой житель Латгалии так или иначе пробовал мацу, знает о ней. Значимость и распространенность практики угощения мацой неевреев коррелирует с повсеместным знанием об этих слухах. Другие пасхальные наветы (например, угощение «неправильным»/«грязным» вином) значительно менее известны, в том числе потому, что этот сюжет основан уже на такой интерпретации обычая, которая сама по себе предполагает более близкое знакомство с еврейской традицией.
Примечания
(3) Ср. еще: Угощали всегда. У них обычай был такой – именно угостить. [И Вы ели?] Ели, брали. Квадратная она была. Большие куски, они ломают и всех угощают. Они старались угостить, а мы ели. Мы – народ небрезгливый. [Lud_14_14]
(4) Что-то про бочку был какой-то разговор. Да, да, садят в бочку человека или ребенка, эту бочку катают. Колючка эта бочка, кровь течет, и эту кровь добавляют. [А зачем они так делают?] Я не знаю, как и что у них смысл этого, не могу сказать. Не знаю, ну только такое слышал, что эту бочку закроют и катят эту бочку, колючки эти колют, и кровь течет. [Dag_13_06]; Расскажу, что мы ели. У евреев Пасха называется, и они пекли такую мацу, такие тоненькие печения, пастилки такие тоненькие, ели. [Они Вас угощали?] Они нас угощали. [А вот не слышали таких разговоров, что в мацу, там, якобы, кровь добавляют?] Это было, разговаривали. Говорили, что у евреев были бочки с гвоздями, куда бросали христианского человека, катали эту бочку, чтобы получить кровь для мацы, и эту кровь добавляли в мацу. Но мацу ели, и кровь не чувствовали. [Vis_13_12]; Что-то я так слышал, что-то говорили, что над людьми издевались, в бочке гвоздей набьют, кровь высасывали. В бочку пихали людей и катали. Выкачивали кровь. [Vis_13_20]; Говорили, что поставят бочку, бочка гвоздями пробита внутрь. Эту бочку катали. И вот эта кровь вытекала. Вот такие шли разговоры. [Lud_13_07]; У нас история ходила кругом, вот, если будете непослушными, что евреи, когда они под свое [так!] Пасхой, они ищут невинного христианина, это, скорее всего, дети, и сажают, вот, в бочку с гвоздями, ее крутят, ты кровью истекаешь, и из этой крови они делают мацу. Вот такой ужас у нас рассказывали. Мы, дети, боялись. Потом мы уже знали, что эта маца из муки и воды сделана. Вот такой ужас рассказывали. Не знаю, почему нас отпугивали. [Vis_13_06].
(5) См. еще: Знаю, что нас мацой угощали, и то нас мацой угощали, моя бабушка говорит, ты мацу эту ешь, они туда кровь человеческую добавляют. Такое у них есть, они от животных освещенную кровь добавляют. [От животных?] Да. Такое, я слышала. Правда, я не знаю, насколько это правда, но так говорили, что животных, не человеческую. А бабушка говорила: «Они человеческую кровь добавляют». [Lud_13_03].
(6) См. также: Да. Это было, Пасха, наверное, Песах. Вот такие пластинки, тоненькие, тоненькие, печатные такие. Вкусные. Мне потом говорили, что ты такое ешь. Они считаются нечистые, они же плюют на них и дают православным. Меня сколько раз угощали мацой. [Vis_13_04].