Народные заговоры и рецепты

Народные заговоры и рецепты

Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Кафедра русского устного народного творчества

проект «Русский фольклор в современных записях»

РУССКИЕ ЗАГОВОРЫ И ЗАКЛИНАНИЯ

Материалы фольклорных экспедиций Московского государственного университета

Под редакцией профессора В. П. Аникина

Издательство Московского университета

Подготовка текста, классификация, вступительная статья, предметно-именной указатель и пояснения В. П. Аникина.

Сведения о месте и времени записи В. А. Ковпика.

Печатается по постановлению Редакционно-издательского совета Московского университета.

Издание осуществлено при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ) проект 95-04-16178.

Издание содержит систематизированное собрание заговоров и заклинаний, записанных преимущественно на Русском Севере в последние десятилетия, и является первой книгой из серии «Русский фольклор в новых записях».

Для студентов, преподавателей университетов и всех, кто интересуется русским фольклором, магией и художественным творчеством.

©Коллектив составителей, 1998.

©Аникин В. П. Подготовка текста вступит, статья, примечания.

. . Заговоры, а с ними вся область народной магии и обрядности, оказались тою рудою, где блещет золото неподдельной поэзии.

Собиратели и сотрудники

Заговоры записаны в 1953-1993 годах.

Записи пятидесятых годов представлены в сборнике выборочно из-за неполноты «паспортных» сведений. Записи осуществили студенты, аспиранты, преподаватели и сотрудники кафедры:

Авдеева Л.В., Агапкина Т.А., Айвазян С.Г., Алпатов С.В., Анатненко Н.А., Анашкина Н.В., Андросова Е.В., Аникин В.П., Анисимова О.М., Анищенко Г.А., Апресян В.Ю., Арестова Т.А., Архипова С., Афанасьева М.В., Бабенко Л., Бабина Т., Балашова О.Б., Балыкова Г., Бартюкова И.Н., Башкеева В.В., Бездетный Г., Беззубкина Н.В., Белкина, Беляева И.А., Блинкова Л.А., Боброва Г., Богданова Е.Ю., Богомолов Н.А., Борисов Е.В., Бородин П.А., Бородько Р.Г., Бочарникова М., Братина, Браудо М., Букреева Е.А., Булавина Е.Л., Бутенко И., Бычкова Г.Н., Бычкова Е., Варганова В.В., Васькина Е.М., Вдовченко Н.В., Велинская В., Величко Ю.М., Видова О.В., Власова Г.И., Войкалович Е.В., Волканова В.Н., Волков С.В., Волковская М., Волохова Т.В., Воробьева И., Воронков А.А., Воскресенская Т., Воюшина И., Гамали О.И., Гачева А.Е., Гидаспова Н., Гинодман Е.М., Горбунова Е.А., Грибанов А., Грибовская Г.В., Григорьева Г., Гудкова И., Гужавина Н.А., Гуржий Т.Г., Гурьянова Г.И., Гусева Н.В., Гутякулова А.М., Двинянинова, Двойнишникова И.Г., Денисова Л., Добровольская В.Г., Дубенский Н.Н., Дубовик В.В., Егорова И.В., Еремина Н.В., Ермолаев М.С., Ерошкина О.А., Житкова В., Жукова И.Л., Заковоротная Л.И., Зарецкая З.Р., Захарова Н.В., Заюнчковская З.Ю., Зелинская Е.А., Землянская Н., Злобин В.Ф., Злобина Н.Ф., Золотарева М., Зорина Г.А., Иванов Б., Иванов М.О., Иванова А.А., Иванова И.В., Иванова (Тимонина) Н.Р., Иевлева В.Н., Изряднова (Ведерникова) Н., Ипатова Н.А., Исадченко Б., Исаева А.К., Кабанова Г.И., Калакуцкая Е.А., Калло Е.М., Карапаева B.C., Карпова М.Г., Карпыч Ю.Б., Карсеова М.И., Карцева Н., Каскина Ю.У., Кербелите Б.П., Кимрякова, Киндякова И., Китаева Н.В., Кищенко И.Н., Ковач А.А., Ковшова М.Л., Колпаков К.В., Кондрадова В., Кондратьева Н., Коневец Л.А., Ко- 474 невникова В., Коновалова Т.А., Копанцова Л.А., Коробова А.В., Королева Е.Е., Королькова Е.К., Кочетов В.Н., Кривенкова Г.И., Кривощапова Т.В., Круглов Ю.Г., Круня Г.И., Кручинина М.Н., Крылова Н., Крымская Н.Г., Кузин B.C., Кузьмин А.А., Кузьминская М., Кулагина А.В., Кулиева Д., Кучерская М.А., Лавренчук Н.В., Лазарева Т., Левицкая Н.Н., Либо М.В., Литвак О.Я., Литвина А.Ф., Литвиненко Е., Лобанова И.В., Лободанов А. П., Лобьщина М.В., Лукашова Т.А., Лялина Т.А., Майорова О.Е., Малашонок М., Малий Е.В., Малькова Н.Н., Мандрикова Т.Г., Мардонова А.Б., Маркова Е.Б., Маркова Н.А., Массарани А.М., Матюхина Е.А., Мельникова Е.В., Милентьева Н., Миронихина Л.Ф., Михалева И.М., Михеев А., Мурысова О.В., Мутовкина, Налепин А.Л., Негуняева М.Е., Незванкина Л., Нестерова В., Неткасова М.Ю., Нехай Л.В., Никитина А.В., Никитина С.Е., Николаева С.Ю., Николаева Т.П., Никольникова Г., Новиков Ю.А., Новлянская 3., Носков С.Ю., Носкова И., Обижаева М.Г., Овчинникова, Одинцова И., Ожегова С.С., Орлова Т., Панаева Д., Панина И.В., Панков А., Панюшкина М.В., Перепелкина Е.А., Песина Н.Л., Песков А.М., Петрова Г.Н., Петрова М.И., Петрухненко Л.Я., Пешков И., Плиско Е.Ю., Полиектова Е.Е., Полищук Е.И., Поскребьицева В., Потапова, Притулина Н., Пронина И.Б., Пушкарева О.В., Ремезова Е.А., Ригина Т.Ю., Римская-Корсакова Н.Н., Рогачевская Е.М., Рогова А.И., Рошпор Л., Русакова А.Г., Рыбакова Л.И., Рычагова Е.Ю., Рютина Т.В., Рябинина Н.А., Рябкова Н.В., Рябчикова В., Сабитова И.В., Савинский В.Г., Савушкина Н.И., Саркисян И., Сатыренко А.С., Сафонова О.Ю., Сафронова М., Сверчкова О.Н., Свиридова Н., Семендина П.Б., Сердюк С.В., Середина Н.П., Сенкевич О.П., Сиротина Т., Смирнов Ю.И., Смирнова М., Соломина М., Сорокина С.П., Степаненко В.А., Степанова Т.А., Строй А.В., Субботина С.С., Сущенцова О.Л., Теплова Г.М., Токарева Е.И., Толкачева О.Н., Топорова Т.Ю., Триус И., Тростникова Е., Трубицина Г.И., Трубчанинов Д.К., Тюнина Е.А., Уткин А.А., Ушнова М.В., Фадеева Л.В., Фалькович М. А., Федоров Б., Фляш М.М., Фомченкова С.Ю., Харина Н.Е., Харинова Л., Харитонова В.И., Хачатурян В.М., Цветкова Е., Цветкова О.В., Чапчахова Н.Ф., Чеботарева Е., Чеканова Е.Л., Черемовская О., Черкасов В.А., Чернелев В.Д., Чирухина О., Чистяков В.А., Чубасова И., Чугунов А.А., Чуприна Ю.С., Шапорова Л., Шаталова Н. С., Шатская, Шведова (Шувалова) Л. П., Шевченко Е.А., Шеина Л., Шемякина Е.П., Шендерей И.В., Шешунова С.В., Шилина М., Шмелева Т.В., Шопин, Шувалова Л.Б., Щекодина 3., Щуплова Т., Эминова А., Эпштейн М., Юдина Н.Б., Юревич С.В., Юрин Н., Юхневич М.Ю., Ярембаш Т.И.

На разных этапах работы над сборником (поиск материалов в архиве, составление «паспортных» сведений, копирование и сверка копий с записями) принимали участие: С. В. Алпатов, В. П. Аникин, Т. Г. Гуржий, Т. Б. Дианова, Н. Ф. Злобина, А. А. Иванова, В. А. Ковпик, А. В. Кулагина, Н. И. Савушкина а также: И. С. Брилёва, Ж. В. Дунаева, Ю. Л. Давыдова, Е. Ю. Живица, Н. Д. Крылова, Т. В. Кузьмук, Е. В. Татарчук, А. В. Тузиков, М. В. Ясинская и другие студенты, аспиранты и сотрудники факультета.

Подбор материалов для разделов сборника произвели:

Домоводческие и хозяйственные заговоры; Промысловые заговоры-А, А. Иванова.

Заговоры в своей массе публикуются впервые. Небольшая их часть была ранее опубликована в следующих изданиях:

А. А. Ивановой: Вятский фольклор. Заговорное искусство. Котельнич, 1994 (Котельнический районный отдел культуры Кировской области. Вятский региональный центр русской культуры); Заговоры и заклинания Пинежья. Карпогоры, 1994 (Моск. гос. университет им М. В. Ломоносова, Пинежский районный отдел по культуре и искусству);

М. И. и А. М. Песковыми: Обереги и заклинания русского народа. М., «Крон-пресс», 1993;

Н. И. Савушкиной (редактор): Обрядовая поэзия Пинежья. Материалы фольклорных экспедиций МГУ в Пинежский район Архангельской области (1970-1972). М., изд-во Моск. гос. ун-та, 1980;

Ю. И. Смирновым и В. Н. Ильинской: Встану я благословясь. Лечебные и любовные заговоры, записанные в части Архангельской области. М., «Русский мир», 1992.

Источник

Эффективные средства для роста волос

Народные заговоры и рецепты. samye luchshie vitaminy. Народные заговоры и рецепты фото. Народные заговоры и рецепты-samye luchshie vitaminy. картинка Народные заговоры и рецепты. картинка samye luchshie vitaminy. Московский государственный университет им. М. В. ЛомоносоваГустые, шелковистые и пышущие красотой волосы могут сказать многое об общем состоянии здоровья человека. Даже тонкие и редкие от природы, они способны, в силу некоторых усилий и терпения, сделать их обладателя более привлекательным и соблазнительным. Но когда волосы блекнут, секутся и плохо растут – это всегда повод задуматься над вопросом, почему так происходит и как это исправить.

В каких случаях происходит замедление роста волос

В случае если скорость волос всегда была низкой, волноваться не о чем, но когда на лицо резкие изменения, то следует обратить внимание в первую очередь на состояние здоровья, во вторую – на питание и в третью – на средства для мытья и укладки волос. Существует не один десяток причин, оказывающих влияние на рост локонов, главными из которых являются:

Сниженный иммунитет (после болезни, неправильное питание, авитаминоз).

Различные заболевания (алопеция, себорейный дерматит).

Прием лекарств (стероиды, противозачаточные).

Депрессивные и стрессовые состояния.

Гормональный сбой (после родов, менопауза, сахарный диабет и эндокринные проблемы).

Внешнее воздействие (окрашивание, химическая завивка, сушка феном).

Изменение роста волос – это повод обратиться к помощи трихолога. Специалист проведет осмотр, возьмет необходимые анализы, определит клиническую картину и на основании проведенных исследований назначит комплексное лечение.

Какие бывают средства для роста волос

В зависимости от причины, влияющей на изменения в структуре волосков и их роста нужно подбирать и средства для устранения этой проблемы. Сюда можно отнести препараты ан основе витаминов, аптечные и народные средства, биостимуляторы, косметические и профессиональные процедуры. Они могут выпускаться в виде таблеток, спреев, гелев, масок и капсул и применяться как отдельно, так и совместно с другим лечением.

1. Витаминные комплексы

При авитаминозе следует использовать средства на основе таких витаминов как А, В₃, В₅, В₇, Е и жирных кислот, которые укрепят корни, ускорят рост волос, появится здоровый блеск, повысится их прочность и эластичность. Витамины обычно смешивают с касторовым и репейным маслами и осторожно втирают в кожу головы. «Аэвит» добавляют в привычную маску и наносят на волосы 1 раз в неделю для профилактики и 1 раз в 3 дня при обострении. «Репевит» является комплексным готовым препаратом и применяется местно, без каких либо добавок. Никотиновая кислота может использоваться как дополнительно к маскам, так и в уколах. «Пантенол» (содержит витамин В₅) в любой форме наносится на кожу и волосы по всей длине. Биотин (содержит витамин В₇) выпускается в таблетках и применяется внутрь курсом 2-4 недели. Такие средства можно использовать и в профилактических целях, и в лечебных, предварительно посоветовавшись со специалистом для исключения гипервитаминоза.

2. Аптечные препараты

В случае серьезных проблем трихологи рекомендуют применять более адекватные средства, которые также могут использоваться местно или орально, тем самым вызывая большой приток крови к голове, стимулируя обменные процессы и снабжая кровь питательными компонентами, необходимыми для восстановления и роста волос. «Селенцин», «Актовегин» и «Ревалид» следует принимать в реальных случаях облысения. «Силокаст» показан при длительном приеме лекарств и частом применении химических веществ. «Димексид» входит в состав некоторых масок и обеспечивает эффективное усвоение витаминов А и В. «Миноксидил» наносится на кожу головы и дает результат только на ранней стадии облысения или незначительного замедления роста волос. Эти и другие аптечные средства следует применять по указанию врача, дабы избежать ненужных осложнений и аллергических реакций.

3. Биостимуляторы

Такие комплексы созданы и с успехом применяются для усиления роста фолликул, но не следует ими злоупотреблять и использовать как постоянные средства по уходу за волосами. «Эссенциале», как гепатопротектор, может применяться как внутрь, так и наружно. Он питает волосы и повышает их прочность. «Эсвицин», как бальзам, применяется для избавления от перхоти, усиления роста и защиты от выпадения волос. «Ринфолтил» выпускается в виде шампуня на основе натуральных компонентов, очищает кожу от токсинов, грибка и перхоти, укрепляет корни и уменьшает их выпадение. «Мумие», как универсальное средство, выпускается и в таблетках и в виде масок и ополаскивающих растворов. Содержит витамины, минералы и стимулирует кровообращение головы. Такие стимуляторы хорошо применять отдельно от лечения различных заболеваний, при которых происходят изменения с кожей и волосами.

4. Народные средства

Использование трав и компонентов из природной аптеки на основе рецептов наших бабушек всегда будет хорошим подспорьем к возможности сочетать натуральное лечение и лекарственное или просто снять воспаление, улучшить питание фолликул и оттенок волос, смягчить и ускорить их рост. Сбор ромашки, шалфея, хмеля и лопуха применяют для ополаскивания волос. Элеутерококк и женьшень в настойках рекомендуется использовать вместе с масками 2 недельным курсом, а дегтярное мыло и шампунь могут применяться в течение длительного времени. Глина косметическая наносится на волосы как бальзам, а паста сульсеновая используется точечно после мытья головы 1 раз в неделю в течение 3 месяцев. Также хорошо стимулирует кровоток кожи головы красный горький перец. Настойку из него необходимо смешивать с касторовым маслом и наносить на голову с последующим одеванием шапочки или пакета для усиления эффекта. Применять такую маску можно не чаще 1 раза в неделю в течение часа.

5. Косметические и профессиональные средства

Это такие препараты и способы, которые применяются в салонах красоты, рекомендованы трихологами и вполне подходят для домашнего использования. Например, шампуни, включающие в свой состав эфир чайного дерева, линол и сыворотку. Лосьоны и ампулы, обогащенные хинином, витаминами и минеральными веществами. Они применяются ежедневно курсом в 2 недели. Кератин, коллаген и гиалоурановая кислота продаются в виде порошков, масок и спреев и способны справиться с проблемой расслаивания, электризации, перхоти и замедленного роста волос. Глицерин и косметический воск следует добавлять в маску, смешивать с медом и соком алоэ и использовать с целью ограждения волос от внешнего воздействия, улучшения структуры и уменьшения ломкости. Для того чтобы получить профессиональную помощь косметолога можно обратиться в салон, где проведут такие процедуры как мизотерапия, криотерапия и лазеротерапия.

Немаловажную роль в состоянии волос играет и ежедневный уход. Например, расчесывание и массаж головы стимулирует кровообращение, что ведет к усилению их роста. А здоровый образ жизни (спорт, прогулки, отсутствие вредных привычек) приведут в порядок организм и повысят иммунитет, что в свою очередь скажется и на «шевелюре».

Источник

Детские заговоры.

На зачатие и легкие роды.

007 Как стане родить, положить в водушку пару яиц и говорить: «Как курушка легко приносит, так бы раба божья (имя рек) легко принесла». Эта водушка и выпить.

014 Расплети косы, расчеши, чтоб и узелка не было, все узелочки на одежде развяжи и мужик твой распояшется, поест, там сомнет рубаху, портки расстегнет и пусть двери все отопрет, легче лезть будет, печку откроет, духовку, замки, заслонки, всё-всё, чтоб дитя лучше ползло.

015 Когда рожаешь и не рожается, женщина должна ходить через порог. Через все пороги взад и вперед.

020 «Господи, Исусе Христе, Господи, благослови! Встану, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота. Выйду в чистое поле, пойду к граду Иерусалиму. Едет Господь и видит Господь, мучается жена со младенем. Отворяйте ворота костяные, мясные и жилотные. Как свет Пресвятая Богородица родила истинного Христа не болевши, не стонавши, всему миру не слыхавши, так и раба Божья (имя рек) родила князя (княгиню), не болевши, не стонавши, всему миру не слыхавши. Аминь”.

На спокойствие и здоровье новорожденного.

001 Начинают мыть и говорят три раза: “Матушка Пресвятая Богородица, царица небесная, своего Сына мыла да парила и тебе, Иван, водушки оставила”.

003 Водой облить и сказать: “Царь морской, да царь двинской, да царь пинежский, дай воды на живот на здравие раба Божьего Михаила, на чистоту его, на красоту его”.

004 “Спасибо, банюшка-парушка, спасибо: помыла-попарила, тебе на стояньице, нам на здоровьице”.

005 «Царь ледяной, царь водяной, дай воды ключевой помыться, попариться. После парной баньки, после парной парушечки дай тебе, Господи, кротости и смирности и божьей милости”. Говорят во время мытья ребенка, чтобы был спокойный.

006 Когда вымоют ребенка, говорят: «Чисто платьице на плечо, здоровье, баса и краса в телеса”.

010 При купании ребенка говорили: «Ой, матушка дитятко! С гуся вода, с тебя худоба”.

От крика и бессонницы.

020 «Ноченька-полуноченька, не играй моим дитём, а играй пепелком да угольком, да третьим камешком”.

025 Если ребенок не спит, пупок у него грызет, под вечер его подносят к печной трубе и говорят: «Трубошный дедушка, трубошная бабушка, дайте бог моему(имя) угомону, да спокою, да крепкого сна”.

d21 “Сонюшки-дремушки, подите все сюда, ревунюшки-плакунюшки, подите прочь от нас”. Говорят, укладывая ребенка спать.

034 Вот в подол ребенка положут. И по двору ходишь, к этим воротам раз подойдешь, к задним, три раз. И говоришь: «Воротний скрип, возьми робячий крик. Воротний скрип, возьми робячий крик”.

От испуга.

035 «Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас! Как сырая мать земля не тряхнется, не воротится, не испугалася, не тряхивалася младенца рабича Нины. Во имя Отца, и Сына, и Святому Духу, и ныне, и присно, и во веки веков. Аминь”.

036 От испуга еще так говорят: «Как на ложках вода не держится, так на рабе Божьем (имя рек) испуг чтоб не держался”.

037 «По полям, по долам, по зеленым лугам и по желтым пескам, и по быстрым рекам ходил раб Божий (имя рек). Как желтые пески пересыпаются, как быстрые реки переливаются, как с зеленой травы вода скатывается, так с раба Божьего (имя рек) и исполох скатится с буйной головы, с ретивого сердца, с ясных очей, с кровяных печеней и со всего тела белого”.

034 «Дума моя, дума, дума моя злая, кровь моя дурная. Пойди, моя думушка, в дремучий лес, в пень-колоду, в белую березу, в вязкое болото, там тебе место. Аминь”.

От сглаза.

003 В бане мыть. «Бабушка Соломонида мыла и парила, и заговоры заговаривала из жилы в жилу, во единую жилу; чтобы не брали и ни уроки, и ни призоры, и никакие оговоры; ни своя дума не брала, и ни свои не брали: и не ушная, и не языцная, и не подъязыцная, пятная и не подпятная, подошвенная и подподошвенная. Аминь”.

007 В Великий четверг из ручейка камешочки берут: «Как камешочек не урочится, так бы ребенок не урочился”. Камешок в воду опустишь и этим ребеночка умоешь.

020 Чтобы ребенка уберечь от сглаза, надо взять воды, три серых камешка, три ложки; в блюдо налить воды, чтобы она пробежала по ложкам. Это делают на заре на печном шестке. Этой водой ребенка надо умыть: намочить темя, грудь, а потом дать попить. Затем выйти на улицу, вылить и проговорить: «С лесу пришло, на лес пойди, с ветру пришло, на ветер поди, с народу пришло, на народ поди». Три раза проговорить.

От грыжи.

022 Когда рожают, в первой бане младенцу грыжу загрызают: «Сама рожу, сама ношу, сама загрызаю, у младенца все муки снимаю. Аминь, аминь, аминь”. Три раза сказать. Все суставчики погрызть тихонечко, нажать губами.

078 “Грыжи, вы грыжи, родимые грыжи, не грызите вы, грыжи, моего младеня. Подите вы, грыжи, в темный лес. Там есть гнилая колода. Ешьте, грызите, гнилую колоду, пейте вы, грыжи, холодную воду. Будьте мои слова крепки, емки, спользительны”.

От родимца и прочих болезней.

001 «Стану, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду в чистое поле, пойду далеким-далеко к окиян-морю. В окиян-море бел латырь-камень, на этом камне нет ни крови, ни ольхи, ни опухоли. Так бы и у моего младеня (имя рек) не болело, не тянуло, ни в жилье, ни в суставах, ни в костях, ни в мозгах, ни в буйной голове, ни в горячей крови. Аминь”. Три раза проговорить над младенцем, как он только родится. Тот, кто принимает роды, тот и произносит.

005 «Родимка-злодейка, подлая болезнь, не тронь раба Божья, младенца Алексия. Поди-тко к королю, ко французу. Там кровать тесова, перина пухова, жить добро, спать тепло. А я сколю и зарежу. Аминь”.

027 «Летят, летят тридцать три ворона, несут, несут тридцать три каменя. Садились эти вороны на гороцку, на гороцку, под елоцку, под лиственку, под парную баенку, под жаркую каменку, они брали, снимали чахоту чахоточну с раба божьего (имя рек). Полетите, эти вороны, во чисто поле, спуститесь во синё море, как ключ ко дну”.

От боли при ударе.

d30 Если ребенок падал, говорили: “У сороки боли, у вороны боли, у нашего Сашуни — камешком зарости”.

При выпадении молочного зуба.

001 Домового зазывали, когда зуб выпадает. Нужно взять выпавший зуб в руки, сесть перед печкой и сказать: «Дедушка домовой! На тебе репяной, а мне дай костяной”.

003 Если молочный зуб выпадал, то его кидали в печку и говорили: «Мышка, мышка, на тебе молочный, а дай костяной».

Любовные заговоры и приговоры.

На красоту.

001 «Стану, благословясь, помолюсь, перекрестясь по утренней зари, по вечерней зари, раба божья Александра, чтобы краше солнца, чтобы краше месяца была. Раб божьей Иван не жить, ни быть без рабы божьей Александры не мог”.

008 «Стану я, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из ворот в ворота. Выйду на чистое поле, умоюсь божьей росой, утрусь красным солнышком, опояшусь светлым месяцем, утычусь чистыми звездами. Пойду я, раба Божья (имя), в пир-беседу ко подружкам своим. Всех бы я подружек была бассей и милей, все бы на меня зрили и глядели: красны девицы, молоды молодицы, пожилы мужики, неженатенькие. Будьте мои слова крепки и лепки. Всем моим словам ключ и замок».

044 В Великий Четверг ходят на реку или к ручью, бросают серебро, умываются, говорят: «Как любят денежку, так и меня любите, девушку”.

046 На Великой цетверг рано утром ходили за водой, умывались с серебра: «Серебро чисто блестит, его любят, и меня любили бы, как серебро».

На любовь

009 Встану я, раба Божья, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы в избу, из ворот в ворота. В чистом поле поклонюсь и помолюсь всем зарям-зарницам, всем братьям, всем сестрицам, луне-матушке, солнцу-батюшке, моему красному молодцу. Мои русые волосы, присмотритеся, мои русы косы, приглядитеся, в меня, девушку, раб Божий (имя) влюбится, в черные брови, в ясные очи, ретивое сердце, черную печень, алую кровь. Не мог без меня ни жить, ни быть, ни дню дневать, ни ночи ночевать. Моим словам ключ и замок. Аминь”. Наговорить на воду, вино или еду и накормить милого.

010 «Встану я, благословясь, пойду, перекрестясь, выйду в чисто поле, в чистом поле есть океан-море, в океан-море стоял старый дуб, под этим дубом сидел старый заяц, я, раба Божья Елизавета, возьму старого зайца в белые руки, выну ретивое сердце, бурую печень, как серый заяц не может ни быть, ни жить без ретивого сердца, без бурой печени, также раб Божий Иван не мог бы ни быть, ни жить, ни пить, ни есть, ни думу думать, ни мыслю мыслить, ни речи говорить. Показалась бы раба Божья Елизавета рабу Божьему Ивану белее свету белого, яснее солнца красного, милее отца-матери”. Заговаривать на воду три раза, чтобы трубы, двери, окна были заперты.

014 Говорить нужно на солнышко: «Стану я благословясь, пойду перекрестясь, из избы дверьми, из ворот воротами, выйду в чисто поле, в восточную сторону, под красное солнышко. Красное солнышко-батюшка, ходишь высоко, видишь далеко, за высокими горами, за крутыми холмами, за черными грязями. Ты усмотри, угляди раба Божьего (имя рек), подсеки резвые ноги, опусти белые руки, расстреляй белую грудь, черную печень, кровь горячую, вострые глаза, голову, мозга, напусти на раба Божья дружбу, любовь и сухоту, пусть он сохнет обо мне рабе Божьей, глядит и глаз не сводит с меня, рабы Божьей”.

015 «Встану я, раба Божья, благословясь, пойду перекрестясь, в чисто поле, под восточную сторону. Под восточной стороной стоит дерево. На том дереве сидят птицы- железные носы, булатные когти. Я этим птицам помолюсь, поклонюсь и скажу: — Птицы-железные носы, выймете у меня, рабы Божьей, тоску и сухоту рабу Божьему Ивану. Вверзите ему в буйну голову, в ретивое сердце, в горячую кровь, в подколенную жилу, становую кость. Пропалите, пронзите, чтоб из месте не высидеть, лежать — не вылежать, хлебом-солью не заесть, питьем не запить, не закурить табаком, в бане паром не загулять, все меня, рабу Божью Алену, на уме держать. Денно, ношно, полуношно! Тут моим словам ключ да замок. Замок в роте, а ключ в море”.

026 «Встану я, раба Божья, благословясь, пойду, перекрестясь, из избы дверьми, из сеней дверьми, из двора воротами. Выйду в чисто поле. Погляжу в праву сторону. В правой стороне идут три девицы, три отроковицы. Первая девица-отроковица несет березовое полено, вторая девица-отроковица несет трубу плоцецку, третья девица-отроковица несет огненное пламя. Я спрошу у трех девиц-отроковиц: — Куда пошли, три девицы-отроковицы? — Пошли за тридевять земель, за тридевять морей, в тридевятое царство, к царю Давыду поджигать подсеки. — Я помолюся и поклонюся трем девицам, трем отроковицам. — Не ходите за тридевять земель, за тридевять морей, в тридевятое царство к царю Давыду поджигать подсеки. Зайдите и подожгите там у раба Божьего (имя рек) алую кровь и ретивое сердце. Чтобы раб Божий (имя рек) без рабы Божьей (имя рек) не мог ни жить, ни быть, ни есть, ни пить, ни времени быть, ни в пиру сидеть, ни свету глядеть. Казался бы раб Божий (имя рек) рабе Божьей (имя рек) краснее солнца красного, яснее свету белого, любче отца, матери, всего роду-племени. Этими же словами взад отворочу. В том же чистом поле лежит Латырь-камень. Я спрошу у Латырь-камня: — Давно ли лежишь, Латырь-камень? И долго ли будешь лежать? — Лежу я с конца свету белого и буду лежать до конца свету белого. — Я помолюся и поклонюся Латырь-камню: — Укрепи мои верные слова. — Укрепит твои верные слова сам Господь Исус Христос. Во веки вечные. Аминь”. Можно наговаривать на чай или на соль.

028 «Встану я, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, Из ворот в ворота. Выйду я на крутое крыльцо. Спущусь по той частой лестнице, погляжу по матери по сырой земле, по синему облаку, там летит злый, огнедышащий, палящий змий. Я спрошу у этого змея: — Куды полетел змей палящий? — Я полетел за тридевять гор, за тридевять земель, в тридесятое царство к мужику зажигать белодубова костра. — Я обо всем тебя змей попрошу. Не летай к мужику зажигать белодубова костра. Залети лучше в раба Божия и разожги, распали ретиво сердце, черную печень, горячую кровь и всю стать человеческую. Чтоб не мог раб Божий (имя рек) ни жить, ни быть без рабы Божьей (имя рек) ни пить, ни есть, ни спать. Постоянно чтоб была на уме и на разуме. И каждый час и каждое мгновение. Моим словам ключ и замок. Аминь”. Три раза сказать на пищу, на молоко или вино, но чтобы он не знал. Когда говоришь, чтобы он ногу на ногу не клал.

066 Когда танцуешь с парнем, думай про себя: «Как ты меня берешь за руку, так я тебя за сердце”. Три раза.

От тоски.

04 «Встану я, раба Божья, благословясь, перекрестясь, из дверей дверями, из сеней сенями, из ворот воротами. Выйду я чистое поле. В чистом поле стоит окиян-остров, у окияна-острова стоит баня, на бане доска, на доске тоска. Тоска тоску тоскует, сухота сухоту сухотует. Так же бы тосковал раб Божий (имя) по рабе Божьей (имя). Эту тоску, эту сухоту ни сном бы заспать, ни хлебом, солью заесть, ни водой бы запить. Всё тосковал, сухотовел бы по рабе Божьей (имя). Аминь по веку”. Три раза. На кусок наговорить, плюнуть, а потом в суп или воду бросить.

05 “Встану я, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей дверьми, из ворот воротами, выйду в чистое поле, в чистом поле стоит избушка, в этой новой избушке есть новая доска. Сломись, новая доска, отстань прочь, тоска, от раба Божья (имя рек). Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь”. Наговорить н воду или чай до трех раз.

Отсушки.

02 Берут песок с того и другого берега, бросают под ноги тому, кого хотят отсушить. Когда берут песок, говорят: «Как берег с берегом не сходится, так бы ты, раб Божий (имя), с рабой Божией (имя) не сходился”. Говорят три раза.

Свадебные заговоры, приговоры и обереги.

Предсвадебные.

04 Невеста отворит двери, да мост, крыльцо, у крыльца метет, чтоб женихи ехали: «Мост мету, крылечко разметаю, со всех четырех сторон женихов дожидаю, едьте к рабе Божьей (имя рек)». Говорить в Великий четверг.

09 «Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня женишком”.

16 «Красно солнышко превосходное, как ты сходишь и выкатаешься, так и мой суженый и ряженый, катись и торопись ко мне. Аминь!»

17 Жаворонка посадёшь, ждешь, когда ворона-то утащит. Как подлетит, скажи: «Лети к суженому, лети к ряженому, отнеси поклон да навей сон! Пусть во сне том меня увидёт и ко мне на двор сватов присылаёт».

Свадебные.

03 Если идут сватать, сватавшие или сватья говорят: «Дай, Господи, хорошего сватовства, чтоб гладко и сладко все прошло и вышло! Как скажу выскажу, так по-моему и будет».

21 А в церкве как поведут вокруг аналоя, невесте надо слова сказать: «Парничок да девушка голубиный детушка!» Это штёбы только двое детей было.

23 Аналоя пойдут вокруг в церкви, ты скажи: «Сердце круче, руки короче». Три раза. Когда он (жених) вперед пойдет, а ты за ним. Это тоже, чтобы не бил.

25 Когда приходила в дом мужа, невеста говорила: «Как матица неотделима от потолка, так я буду неотделима от своего мужа».

28 Когда молодые входят в дом, их обсыпают. Сыплют на голову шишечками хмеля. «Хмель-то хорошо вьется, чтоб и вы так-то”. Если хмелек вьется, так и хозяйство и семья хорошо ведется.

33 «Сколько копеечек, столько девочек, Сколько пятачков, столько парничков”.

35 Когда девка пойдет в первый раз по воду на новом месте, она опускает серебрушку в колодец или ручей, как у нас под горой: «Как к этому серебру ничё не льнет, так чтоб ко мне ничё не льнуло. Как это серебро любят, так бы меня, рабу Божию, любили вся семеюшка: свекор-батюшко, свекровка-матушка, деверя, золовушки, суседи, суседушки”.

Семейные заговоры, молитвы и разлучные слова.

На благополучие семьи.

10 В печку поставить чугунок, пусть он кипит. Кипящим девять раз выставлять и вылить на заре. Девять раз надо выставлять и опять ставить, приговаривая: «Чугунок горит, водушка кипит, кипит там ретивое сердце, алая кровь, горячая печень. У раба Божьего Ивана по рабе Божьей Катерине, чтобы он не мог не жить, не быть, не пить, не есть, сухотовал и соболезновал по той рабе. Утром рано, вечером поздно, завсегда. Ныне по веку. Отныне до веку. Аминь”. Девять раз на заре в дужку между дорогами вылить, тогда отступится.

13 «В прежнее время были цари Демьян, Константин и Соломон. Были они кротки, смирны и тихи перед Иисусом Христом. Так же и муж мой (имя рек), был бы тихий, кроткий и смирный перед женой своей (или перед матерью), не буянил над женой(имя рек). «

На разлучение.

01 «Стану, не благословясь, пойду, не перекрестясь, не из дверей в двери, не из ворот в ворота. Выйду в чистое поле. В чистом поле стоит огненный столб, из-под этого столба течет огненная река, по этой реке плывет лодка, в этой лодке сидит чёрт с чертихой, вместе хребтами, согнившими зубами грызутся, метутся, друг друга ненавидят. Так же бы (имя жены) с(имя мужа) сидели вместе хребтами, стыкалися зубами, дралися, щипалися, одной думы не думали, одних мечтов не мечтали, за один стол не садилися, на одну постель спать не ложилися. Ключ в воду, замок за щёку”. Наговорить на воду, воду перекрестить и дать выпить. Был у меня опыт, потом у меня зубов не было. Стара уж была, не нужен.

Домоводческие и хозяйственные заговоры.

На благополучие дома.

d26 Когда молния сверкнет, надо сказать: “Господи, Боже мой, пронеси тучку грозную на темные леса, на пустые места, где люди не ходят, где скот не бродит”.

008 Когда град, выкидывают лопату, клюку: “Лопата, отгребай. Клюкой отгребай, а помелом отметай”. Гром чтоб утих.

015 Будешь спать ложиться, или, мало ли, боишься ведь, так перекрести подушечку и прочитай молитву: “Будь, святая избушка, древнего бревёшка со кладового бревна до верхней слеги. Ангелы в окошко, Христос во двери, Егорий на дворе”. Раньше все до трех раз говорили.

027 Когда переезжают из старого дома в новый, то зовут с собой дворового: “Дворовой, дворовой, пойдем со мной. Я переезжаю на новое место, и ты за мной. Делай доброе”.

030 “Поедем с нами домой, дом домить, скотинушку разводить. В доме хозяйство все править, в доме добра наживать”.

031 Уходишь из дома последней, скажи: “Дедушка домовой, айда с нами в мой дом век вековать”. Не вслух, а себе на ум думаешь тихонечко.

032 Мы, когда в новый дом пошли, так делали. Вот только заходишь, дверь открываешь и говоришь: “Суседушко-батюшко, мы заходим с хлебом-солью, и ты заходи с нами. Обуй, одень, накорми!”

034 Когда получишь новый дом, надо спроситься у домового: “Батюшка домовой, пусти меня в доме пожить да позволь мне хозяюшкой быть”. Как в дом входишь, так эти слова и говорить.

041 На Покров надо щили проконопатить, где есть, и утром так говорят: “Батюшко Покров, покрой избу теплом, старую старушку горячим пирогом”. Вот так и говорят, чтобы тепло и сытно было.

045 Мама рассказывала. Вот когда она в какой-то праздник пекла пироги. Пирог испецет и сразу на угол, в сутной угол: “Дедушко-кабанушко, тепло загоняй”.

055 На новоселье кидают в передний угол серебро. “Катись в угол серебро, в дом на добро”.

На ведение скотины.

001 Поплевать и начитать в пойло скотине. “Встану, благословясь, пойду, перекрестясь. Дедушко-доможирушко, прими мою скотинку, пеструнюшку-чернунюшку, пусти на подворьице, пой-корми медом, болтушкою скусной. Дедушко-доможирушко, да жену, детей не допускай, поутру рано вставай да сам подавай”.

007 Когда скотину во двор приведут, на назём поставят и просят у домового: “Дедушка-доможирушка, всему дому хозяйнушко, вот те скотиночка-животиночка, пар божий Пестроньюшка. Пой-корми сытехонько, жалоби жалобно, сам не обидь, и своим детям не давай”.

028 Когда покупают корову, хлеб разрезают на две части. Половину отдают старому хозяину, вторую берет новый хозяин. По дороге вырывают три прута с корнем. Как пруты эти вырваны и не возвратятся на старое место, так и корова не должна возвращаться к старому хозяину. “Стану, благословясь, пойду, перекрестясь из дверей в двери, из дверей в ворота. Выйду я в чистое поле, в чистом поле стоит стена каменна, чтобы не пройти милой скотинке крестьянской животинке на родиму сторону к старому хозяину, милая скотинка, крестьянская животинка о старом хозяине не думала: хозяин умер, хозяйка умерла, дом сгорел, пепел ветер по полю разносил. Мы тебя пожалели, купили у нашего хозяина три поля травы, три ордана воды. Вода медовая, трава шелковая. Ешь, наедайся, пей, напивайся, о старом хозяине не думай ни по утренней заре, ни по вечерней, ни по полуденной, ни по полуночной. Отныне и до веку и во веки веков. Аминь”.

068 Косу кладут корове, чтобы коровы не разбиралися, пуще траву ели: “Как коса косит, не разбирает траву, так чтобы корова ела, не разбирала траву”.

069 Чтоб коровка травку лучше ела, косу тупую под порог кладут и говорят: “Как коса бриет, так бы коровушка моя брила задорнее травку”.

079 Как сядешь доить: “Бежи, молочко, по жилочкам да и в вымячко, из вымячка да и в титечки, из титечек да и в подойничек, из подойничка да и по крыночкам, на толстую сметанушку. Да тридевять аминь”.

109 “Мать сыра земля стоит не тряхнется, не ворохнется. Так же рабы Божьи конецки стойте на земле не тряхнитесь, не ворохнитесь. Ногами не бейте, хвостами не машите, рабу Божью (имя рек) хозяйкой почтите”. Коней или лягающуюся корову обходишь три раза, говоришь и ногой топаешь.

137 “Стой, как гора, дой, как река. Головой не криви, ногой не лягни, выше подойника ногу не сдымай”. При этом надо обойти корову три раза, похлопывая ее рукой, намоченной водой из подойника, то ладонью, то тыльной стороной руки. Надо, чтобы вся корова была опрыснута и охлопана. Повторить три раза, обязательно на заре (вечером или утром) — каждую зарю по одному разу.

153 “Дедушка-соседушка, дворовый хозяин-батюшка, скотский пастырь, погони скотину на пастбище. По полям, по ручьям, по проточникам. Днем паси, к ночи домой гони. Аминь, аминь, аминь”.

На здоровье скотины.

005 Чтобы скотина паслась, надо говорить: “Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли — играли, а с поля шли — скакали. Аминь”.

011 Как скотину выпускаешь со двора и просишь: «Спаситель мой, сохранитель мой! Спаси и сохрани нашу скотину, христьянскую животину ото всякого зверя: от волка, от волчьих детей, от медвежьих детей, от росомахи, от росомашьих детей, от змея, от змеиных детей. Век по веку, отныне до веку. Аминь”. Повторить в первый день выпуска скотины с иконой. Икону кладешь на дорогу и эти слова говоришь.

d13 “Дед-дед семидесяти лет, я тебя моложе, я тебя тревожу. Вот прошу тебя сохранить стадо от зверя, от лихого человека. Аминь”.

027 “Господи, спаси и сохрани от зверя лютого, от волка, от медведя, от человека недоброго! Я стою и ты, медведь, стой! Я на тя не смотрю, и ты, медведь, на меня не смотри! Я пойду, тя не трону, и ты, медведь, иди, меня не тронь. ”

028 Угонили коров на росу, увидали медведя в лесу. “Ты медведь, ты медведюшка, не ворошь нашу боронюшку. Напой, накорми да домой пригони”.

На ведение птицы.

001 “Коль крепко стоит столб на одном месте,так бы и курочка держалась на своём месте”. Кусок хлеба вокруг ног обвести и скормить. Этот же заговор можно использовать и для овец и пр.

006 Беру луковицу,за пазуху ее да из подола вытащу и скажу: “Как курица этой луковицы не видит,так чтоб мой лук не видела,не клевала”.

015 А лучок садят после заката,когда курочки на месте: ” — Курочки,идите есть лучку!” А они сидят,уже не встанут,значит они не придут уже никогда и не будут портить.

016 Рано утром выйдешь, колья у огорода свяжешь веревкой,чтоб коршун не унес и приговариваешь: ”Как у огороды колья связаны,так связаны ноги у коршуна,чтоб не крал куриц.

017 На Великий четверг кольям, на огороде колья завязывали соломой и приговаривали: “Я не колья,я у коршуна глаза завязываю, чтобы куриц не таскал”.

На ведение огорода.

002 Когда сажают что-нибудь, приговаривают: “Дай, Господи, на пищу, на нищих, на всех завидящих”.

010 Если капусту садишь: “Не будь пуста, будь густа, не будь горька, будь сладка, не будь голенаста, будь коренаста”.

На урожай и хлебное обилие.

001 “Вот ты, земля-земелюшка, ты сегодня именинница, мы тебя величать пришли. Дай, Господи, чтобы ржица была густая, молотистая”.

005 Как опускать будут (гроб в могилу), земельку кидают, свои родные валят рожь: “Вот тебе хлебушка, сади и расти”. Закапывают его.

006 В Великой четверг хлебушко пекли. Один мужик ходит с квашнею вокруг избы: “ — Что в квашне? — Христос в квашне!” Это из дома отвечают, чтобы был хлеб. Обходят вокруг дома три раза.

008 Как пойдут сеять и как сеять начнут, все Бога просили: “Пособи, Господи, горсточки разбросать, пособи, Господи, горсточкой собрать”.

011 А будешь дожинать, на снопик оставишь жита, горсточку нажнешь, кругом этого жита пройдешь, покинёшь на восток, чтобы колосья были, другой эдак обожнет, обойдет, опять покинёт. На середке оставят, немножечко так завьют, а потом из етого жита сделают хлобысёк, накинут: “Илья-борода, нашему хозяину в сусек спорина, дай, Бог, на прок больше зерна, жита да овса”. Чтобы спорый был хлеб. На Ильин день заплетают.

018 От мышей камень ложат в амбар и говорят: “Вот тебе камень, грызи! А хлеб не тронь!”

На печение хлеба и приготовление еды.

002 В печь пироги сажаю, скажу: “Печка-матушка, пеки, не сожги, моих деточек накорми. Аминь, аминь, аминь”.

От паразитов.

01 “Клопы вы, клопы, меня не кусайте. У вас зубы репяные, а у меня тело кремянное”.

03 Если въезжаешь в дом, из которого уезжают хозяева, нужно насобирать клопов и бросить их вслед уезжающим и сказать: “Хозяева поехали, и вы пойдите”.

09 “Куда гроб, туда и клоп”. Положить клопа из своего дома в гроб к покойнику.

12 Раньше старики собирали тараканов и клопов и на льдину их отпроваживали. И говорили: “Как лед уйдет, так и клопы и тараканы все уйдут из квартиры. Лед потащит, и их всех утащит”.

15 Клопов водили на нитке. Привяжут клопа на нитку и ведут по деревне, говорят: “Клопы, идите на плоты”.

26 В Семенов день мух хоронили и приговаривали: “Мухи, кончается ваш праздник, прошел, муха муху ешь, а последняя сама подыхай”. Мы, маленькие, накладем в спичечный коробок, наимам, их много да и хороним.

29 Осенью Семенов день, мух хоронят, умирать им пора. Муху зарывают и говорят: “Ну, теперича мухи помрут”.

Промысловые заговоры.

(рыбная ловля, охота, пчеловодство, собирание грибов и проч.)

02 Чтобы была рыба, в Великий четверг рыбаки лезут с батогом на князек избы, привязывают веревкой лапоть к батогу и черпают. При этом говорят: «Ловись, рыбка, как лапоть поймается».

03 На Велик четверг что утром наговоришь, то и сбывается. Мужики, у кого сети есть, старухи нарочно растянут сети по ограде и дров туда набросают и говорят: “Ой, сколько рыбы-то попало!”

08 “Встану я, раб божий, благословясь, пойду, перекрестясь, из ворот в ворота, из дверей в двери, выйду в чистое поле. Там мои заюшки, горностаюшки, там нитки шелковые. Заюшки, горностаюшки, попадайте в нитки шелковые”. Берут траву-юрьевец, обкуривают себя и нитки.

16 “Дай, господи, мне грибов наломать полную корзину”.

17 Выйти на росстань и три раза плюнуть в левую руку, приговаривая: «Подай, ради Христа, рыжичков».

19 Чтобы пчёлы не улетали, надо сказать: «Стану я на восток и слышу шум пчел. Беру я пчёлу роя и сажаю в улей. Не я тебя сажаю, а чист месяц, красно солнце и ясны звёзды. Ты, пчела, роися у меня, раба божьего Афанасия. Замыкаю я тебе, матка, все пути-дороги, а ключи бросаю в Окиян-море. Будьте мои слова метки, крепки. Аминь”.

Лечебные заговоры.

От головной боли.

003 Смотреть на восходящее солнце и безымянным пальцем обводить голову, чтобы не болела: «Как в Великий четверг солнце всходит, радуется, всякими цветами переливается, так бы и моя головушка не болела, не кружилась, жила бы, радовалась”.

От глазных болезней.

001 “Заря-зореница, красная девица, возьми глаза красны, а дай мне глаза ясны”.

005 Положить в умывальник серебро: “Как это серебро чистое, так и глаза были чистые”.

007 Сесть под насест к курам и во время произнесения заговора брызгать водой в глаза. «Куры, куры, отдайте мне зрение, возьмите себе слепоту”.

От болезни ушей.

014 “Церви вы церви, Церви рогаты, не тоците, вертите у раба Божьего ушки. Тоците и вертите сухое дерево, где скот не ходит, трава не растет, красно солнце не всходит. Вам там питенье и кушанье”.

От горловой боли и кашля.

031 Надо выйти в Великий четверг до восхода солнца, встать за домом, чтобы никто не видел, и протяжно прокричать 3 раза: «Утрення заря, дай мне голосу, обирай безголосицу».

От икоты и отрыжек.

032 “Икота, икота, перейди на Федота. С Федота на Якова, с Якова на всякое”.

От зубной боли.

039 «Уж ты, батюшка, светёл месяц, не летал ли ты по воздуху, не бывал ли ты у Адама во дому, не видал ли ты Адама во гробу? Как у Адама зубы и дёсны не болят, так и у (имя рек) бы не болели”. Повторить три раза.

088 Повторяется над объеденным мышью куском хлеба три раза. Потом этот кусок надо съесть: “Господи, Исусе Христе, Господи, благослови рабу божью (имя). Как у этой мыши-твари зубы не болят никогда, ни в какую пору, ни в какую зорю, грызет она железо, дерево, каменье. Так чтоб у рабы Божьей не болели зубы ни в какую пору, ни в какую зорю, не тоснули. Аминь”.

От боли в спине, суставах.

155 О овин шоркаюцце, чтоб никто не видел, и говорят: “- Овин, ты, овин, возьми мой утин, а не возьмешь утина, сожгу тебя, овина”.

136 Чтобы спина не уставала при косьбе, подтыкали траву под пояс и говорили: “Как травушка стоит, не устает, так спинушка чтобы не уставала”.

139 “Жнивка, жнивка, отдай мою силку”. Жнеи стоя говорили, когда жать кончали.

На кровь, раны, ураз.

014 “Баба шла, собаку вела. Собака стала, да кровь перестала”.

018 “Собака собаку ела, только кровь летела, собака от собаки урваласи, а кровь уняласи. Аминь”. Когда серпом или чем-то порежешься, на тряпочку или на подорожник наговорить и завязать.

019 “Шла старуха из царева кабака, испугалась, упала, у ей резва кровь стала”.

027 “Ехал Данило на белой кобыле кобыла устала и кровь перестала”.

047 “Стань на камень, кровь не канет, нитка рвется, кровь печется”. Нужно три раза плюнуть на рану.

062 Если кровь заговорить надо, то приговаривают: “Земля мне мати, железо мне брат, не неси моей крови и не точи моею сердца раба Божьего Ивана, чтобы ни крови, ни раны, ни ломоты, ни щипоты, ни синей опухоли.

065 “Как мать сыра земля Не боится ни крови, ни резаний, ни опухоли. Ни синей синевщины, так же и раб Божий (имя рек) не боится ни крови, ни резаний, ни опухоли, ни синей синевщины”.

097 “На море, на окияне, на быстром буяне лежит камень. На камне алатыри Стоит матушка Пресвятая Богородица. Держит иглицу в руках, Зашивает раны семьдесят семь жил и семьдесят жил суставов. Не единого костя не болеть и не боливать. Ломоты не ламывать. И отрыжки не отрыгивать. Аминь”. В конце третьего раза вспрыснуть водой. Молитву нужно читать двенадцать раз.

113 “На великом океане, на острове Буяне стоит камень Алатырь. На нем сидят две девицы, они родные сестрицы. Они прядут пряжу. Пряжа-от о рвися, а кровь оттолися”. Так сказать три раза.

134 Если упадешь на улице, то надо сказать три раза: “Царь земной и царица земная, простите рабу Божью (имя). Не вы на меня носили, а я на вас”. Так надо повторять три дня по три раза. А если тонешь, то тоже самое надо сказать три раза царю водяному и царице водяной с малыми детками.

136 Вот упадешь где, надо сказать: “Прости меня, матушка сыра земля”.

При ожоге и от жара.

005 “Утренняя заря до полудни, а вечерняя до полуночи, а твой ожог до моего слова”. Три раза. Каждый раз, когда говоришь, подуй.

027 “Леда на дороге, да леда на пороге, да леда на реке, да леда на озере. Леда на пяти верстах, да на десяти вершках. Леда у раба Божьего (имя) на руки, на ноги”. Подвести, открыть трубу и говорить слова. Три раза обвести уголечком или сметаной ожог.

021 “В чистом поле есть горюч камень, На этом камне сидела больная баба. Она держит в своих белых руках раскаленную сковороду. У ей рук не жгло и зноб не брал. Так же у рабы Божьей (имя) рук не жгло бы и зноба не было”.

026 “Леда на дороге, леда на пороге, леда на реке, леда на озере, на семи верстах, на девяти перстах. У раба Божьего (имя) жар снимаю, прогоняю”.

На летучий огонь, своробу, шипицу.

004 “Бежала лиса с лисачами, с медными языками, зализывала, заплевывала летучий огонь, шероховатого да шероховаты”. Три раза плюнуть на то место, три раза прочитать, повторить эти слова.

От лихорадки.

003 “Выходила раба Божья(имя) из двери в двери, из ворот в ворота, во чистое поле, под светел месяц, под частые звёзды. Идет путем-дорогою в Иерусалим. В им двое ворот, лежит бел камень Алатырь. На этом камне сидели тридевять девиц, тридевять девиц, тридевять девиц, они баяли рассуждали, как в мир идти, мирские кости трясти. Услыхал их батюшка Морон, они ему взмолилися, они ему поклонилися: отпусти нас, батюшка Морон, Век по веки не пойдем, мы в этот дом, так на рабу божью(имя) век по веки не было, век по веки не было, век по веки не было”. Заговор нужно прочитать три раза, а в конце плюнуть три раза.

От рожи.

002 “На море Сияне, на острове Кургане стоит дуб, на том дубе двенадцать рож: Рожа синяя, рожа красная, рожа чудная, рожа переговорная, рожа смешная, рожа глазная, рожа ветреная, рожа ломовая, рожа костовая, рожа судная, рожа переговорная. Ты Василий старший, собери эти рожные негожи, снеси эти рожи в мох-болото, там скатерти шелковые. Попьешь и погуляешь рабу Анну святого духа. Аминь”. Эта часть произносится двенадцать раз. “По мхам, по болотам, по белым березам разбейсь, раскатись. Царь Давид Константин сократил небо и землю, и сократи скорбну болезнь рабу Анну святого духа. Аминь”. Эта часть произносить три раза. Заговаривали утром рано, перед произнесением умывались, крестились. Над больным местом рукой чертили круги и кресты.

От ячменя.

012 Три зернышка жита на пецьку кладу. “Как эти житинки треснут, так и мой песий сосок пропадет”.

013 3 раза скажешь и ссохнет. Складешь из пальцев кукиш и ткешь его в глаз. Лучше б не сам себе, а если б кто-нибудь. “Ячменец, ячменец, на тебе кукиш, за кукиш кобылу купишь. Кобыла сдохнет, ячмень ссохнет”.

022 “Ячмень, ячмень на тебе кукиш, чего хочешь, того купишь, купи себе топорок, руби себе поперек”.

От чирья.

005 Безымянным пальцем обведешь вокруг больного места три раза: “Этому пальцу имени нет, Этому месту чирия нет. Будьте мои слова крепки и лепки. Аминь”.

018 Найти сучок, мизинцем обвести сначала сучок, а потом чирей и сказать: “Как сук подсыхает, так и чирей подсыхает».

069 “От камени нет пламени, от железа крови нет, от грубости плоду нет, а безыменному персту имени нет, а тебе черно вереду места нет отныне и до веку и во веки веков. Аминь”.

084 “Чирей Василий, сверху сохни, с испода чахни, поди в сук, поди в сук”. Очертить ножом и постучать по какому-нибудь сучку.

091 “Чирей Василий, подвинься пошире, на том месте мешаешь, на другом есть шестьдесят”.

от мужского бессилия.

002 Из гребня берут кровь, лечат, чтобы парень действовал. Приговор тут такой: “Как гребешок у петуха стоит, Так бы и у(имя) стоял!”

003 У петуха косы болтаются, три пера вырвут, сожгут. Или в пищу положат золу, или насыпят, Чтобы перешагнул мужчина: “Как эти перья болтаются, так бы и у раба Божьего Ефима все болталось. Аминь”. (3 раза)

004. Берут железину и накаливают ( он пусть помочится на железину) “Как эта железина не гнется, так бы и у раба Божьего Ефим не гнулся. Аминь”.

“Как эти ножницы не гнутся, не ломаются, так у раба Божьего. чтоб стоял”.

“Как у чайника носок стоит, так бы у раба Божьего. стоял. Отныне и до века”.

“Как у быка рог стоит, так бы у раба Божьего. стоял. Отныне и до века”.

От змеиного укуса и при укусе.

От укуса собаки.

01 Если собак боишься, как суешь вечером, сложи пальцы большой и безымянный и три раза скажи:” Ты, собака, слепая, топеря немая”.

От укуса насекомых.

d12 “Осы, вы осы — каленые носы, не трогайте меня: осина горькая — я.” Произносят, когда косят, на гнездо. Раза три обкосят.

01 “Осы вы, осы, жгучие носы, не жгите меня, не кусайте меня. Кожа железна, а кровь каменна”. Повторить три раза.

10 «Клещ, клещ, я иду в лес, а ты под корень лезь”. 3 раза

11 “Я под елку, клещ на елку”. Три раза говоришь.

012 “Я иду в лес, а клещ на лес!”

13 “Клещ на елку, мы под елку”.

При собирании трав, траволечение.

01 «Земля-матушка, помоги рвать травки ради всякого угодья, ради всякого здоровья»

03 Рвут, дак приговаривают: “От земли (травка) корешок. К чему она пригодна, Тому и польза”.

От пьянства.

02 Если кто очень пьет, поймать живую рыбину. Эту рыбину опустить в водку и сразу вытащить. Дать выпить: “Как эта рыбина трепущиться в водке, так бы дрожала душа у раба Божия (имя), когда увидит водку. Аминь”.

04 Зубы у покойника положить в вино или воду и пьяницу напоить: “Покойник вина не пьет! Так чтоб Раб Божий вина не пил!”

От сглаза.

02 “Вода водица, морская царица, Мыла-полоскала пеньё, кореньё, Луга зелены, травы шелковы, Так же смой, сполощи с раба Божьего младенечка уроки, прикосы, переполохи”. В воду наговорят и в байне этой водой моют.

От тоски.

06 “Мать река, Ключева вода. Как умывала она Круты берега, Как уносила желтые песка, Так омой-ополощи Печаль и тоску с раба Божьего(имя рек) С ясных очей, Со кровавых печеней, Из ретивого сердца, Из буйной головы. Во имя отца, сына и святого духа. Аминь! Тьфу!”

Житейские и общественные обереги.

Обережные на разные случаи.

003 “Стану, благословясь, пойду, перекрестясь, из дверей в двери, из ворот в ворота, выйду я в чисто поле. В чистом поле есть стоит замок. Господи, благослови дверечки, воротечка, трубечки, окошечка, благослови, Господи, весь мой благодатный дом. Округ моего дома каменна гора, железный тын, Иисус Христос, Богородицын замок. Во имя отца и сына и святого духа. Аминь”.

Лесные обереги.

001 Когда в лес идешь, надо молитву прочитать, и тогда ничего с тобою не случится. «Ангела встречу, а Христос на пути, а Никола милостивый иди впереди, а Божья Матерь дорогу свети, меня, рабу Татьяну, спаси, сохрани в пути”.

От лихого человека, вора.

001 Заговор от злого человека. “Стой, злой, стой час, бревном стой, не двигайся, не приближайся”. Он и встанет. Будет всё слышать, видеть, но не сможет двигаться. «Ну, приходи завтра. Иди с Богом”.

002 Чтобы чужой человек не взял того, что ты на улице или где оставил (вилы, грабли), нужно сказать: «Чьи руки клали, те и возьмут».

003 В доме, как умрет человек, так, чтобы гроб сделать, его измеряют палкой какой-нибудь. Так эту палку потом тихонько подобрать, омерить свой огород и сказать: «Как покойник не видит, так и вор не увидит”. И вор, если зайдет во двор, не сможет оттуда выйти, только хозяин сможет его вывести.

005 “Благослови, Бог, сохрани и спаси окошечка и воротечка, и трубу, и двери, и щелки, и. (пропуск), и железный тын кругом нашего домушка. Молитвой притворен, крестом награжден”.

006 “Спаси, Господи, помилуй рабу Божию (имя рек) от лихого человека, от двенадцати язв, от двенадцати, от одиннадцати, от десяти, от девяти, от восьми, от семи, от шести, от пяти, от четырех, от трех, от двух, от одной — ни одной, от лихого человека. Аминь”.

007 “Во имя отца, и сына, и святого духа, аминь. Стану говорить, наговаривать, раба Божьего от всякого лихого человека, от еретика и еретицы, от колдуна и колдуницы. Кто на меня зло подумает, тот ешь свое тело, пей свою кровь. Отныне и во веки веков. Аминь”.

На дорогу.

003 Когда соберешься идти, скажи:”Господи, благослови меня, на каждый час, на каждую минуту”.

004 “Ангел навстречу, Господь на пути, Божья мати тебя благослови, Николай Чудотворец в путе и в службе (учебе) помоги”.

028 “Сзаду пень да колода, нам — путь да дорога”. И куда ты не пойдешь, всегда так говори, чтобы тебе дорога была.

Воинские.

02 При проводах в армию благословляешься молитвочкой: «Благословляю тебя на все пути дороженьки, чтобы тебе легко было служить. Спаси тебя, Господи, от несчастливой доли, от всех злых людей, от вихрины”.

03 Как в армию кто уходит, камень под порог кладут. Он первый перешагивает. После чего взять камень и сказать: «Как этот камешок не боится ни стужи, ни нужи, ни холоду, ни голоду, также раб божий (имя) ничего не боялся. Аминь”. Сказать три раза и убрать его (камень) в такое место, где через него не шагнут. Я вон в сутный угол убирала. Он и счас там лежит.

На подход к человеку, начальству, судьям и на почет.

01 Надо взяться за дверную скобу той двери, где живет тот, к кому идешь. Сказать три раза: «Вспомяни, Господи, царя Давида, мудрость его и кротость его”. Можно сказать это на платок, а затем платком утереться и посмотреть на человека.

11 Идешь на вечеринку, открываешь двери и скажи, чтобы больше почету было: “Лев, зверь, я вас всех съем”.

Похоронные заговоры и заговоры от покойника.

02 Покойника когда уже вымоют, когда в гроб положат, под левое плечо, под подушку положат хлебушка да соломы обязательно. Нынче кладем конфеточки и прянички маленько: “Вот тебе, Иван, хлеб и соль, у стола не стой, в окошко не гляди и домой не ходи”. (3 раза) Говорят это, когда только своя семья в доме.

06 Еще хлеб мертвому в гроб положат и тихонько говорят: “На тебе хлеба край, только нас не задевай”.

09 Хлеб да палку в гроб клали: “Вот тебе хлеб и лес, чтоб домой не лез”.

10 Из избы понесут, насупротив солнца крути его: “Солнышко никогда в другу сторону не воротится, и ты уж не воротишься”.

38 Чтобы не бояться покойника, надо выйти к реке и сказать: “Горе да беда, плыви с водой, радость да веселье, пойдем со мной”.

39 “Я за рекой, ты за другой, не видаться нам с тобой. Будь свят, лежи на своем месте”.

40 С могилы идешь: “Ты за городи, я за другой, не видаться нам с тобой. Я приду, а ты не ходи”. (3 раза).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *