Отпуск лекарств по рецептам
Приказ № 403н: важные изменения
Изучаем свежие поправки в Правила отпуска – все новые нормы работы с рецептами по пунктам
25 октября вступил в силу Приказ Минздрава РФ от 07.07.2020 г. № 683н «О внесении изменений в Правила отпуска лекарственных препаратов …, утверждённые Приказом Министерства здравоохранения РФ от 11.07.2017 г. № 40Зн». Он содержит более двадцати поправок и дополнений к Правилам отпуска, а также вносит в Приказ № 403н новую главу IV, посвящённую особенностям отпуска лекарственных препаратов по рецептам в форме электронного документа. В этой статье мы рассмотрим все важные изменения, которые привносит новый документ в работу аптеки.
Оформляем, а не выписываем
В пункте 1 Правил изменено одно слово: вместо «выписанному в установленном порядке» (имеется в виду рецепт) теперь значится «оформленному в установленном порядке». Напомним, что этот порядок установлен Приказом Минздрава РФ от 14.01.2019 г. № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов, форм рецептурных бланков…, порядка оформления указанных бланков, их учёта и хранения».
Косметическое, но разумное изменение, потому что многие детали, которые должны присутствовать на том или ином рецепте, например, наличие личной печати врача или печати медицинской организации, даже с точки зрения лексики выписыванием не назовёшь. Ещё менее актуальным это слово становится с учётом того, что мы вступаем в эпоху электронного рецепта, на что красноречиво указывает дополнение Приказа № 403н отдельной главой на эту тему.
Пункт 4 Приказа № 403н определяет, какие группы лекарственных препаратов отпускаются по рецептам, выписанным на бланках той или иной формы. В этот пункт внесены дополнения, согласно которым препараты, содержащие наркотическое средство в сочетании с антагонистом опиоидных рецепторов, будут отпускаться по рецептам формы № 148-1/у-88.
Как известно, в Приказе № 4н не упоминается рецептурный бланк формы № 148-1/у-06 (л), долгое время употреблявшийся благодаря Приказу Минздрава РФ от 20.12.2012 г. № 1175н, ныне утратившему силу. Но в «приказе об отпуске» № 403н форма № 148-1/у-06 (л) ещё фигурировала. Теперь благодаря изменениям, внесённым в различные пункты приказа, этот нормативный рудимент устранён.
Кроме того, пункт 4 Приказа № 403н дополнен целым абзацем. В нём говорится о том, что по рецептам в форме электронного документа можно будет отпускать препараты, указанные в абзацах 5–10 этого самого пункта. Речь идёт о всех лекарственных средствах, кроме психотропных препаратов Списка III, наркотических и психотропных препаратов Списка II в виде трансдермальных терапевтических систем, а также препаратов, включённых в перечень лекарственных средств, подлежащих ПКУ.
Количество на один рецепт или курс лечения
Отдельного внимания заслуживает новая редакция первого абзаца пункта 7 Приказа № 403н. Сравним её со старой:
«Лекарственные препараты отпускаются в количестве, указанном в рецепте, за исключением случаев, когда для лекарственного препарата установлены количество, которое может быть выписано в одном рецепте, или курс лечения».
«Лекарственные препараты отпускаются в количестве, указанном в рецепте, за исключением случаев, когда для лекарственного препарата установлены предельно допустимое или рекомендованное количество для выписывания на один рецепт».
Появление новой формулировки закономерно, ведь утратил силу Приказ № 1175н, в котором имелись Приложения № 1 («Предельно допустимые количества отдельных наркотических и психотропных лекарственных препаратов для выписывания на один рецепт») и № 2 («Рекомендованные количества отдельных лекарственных препаратов для выписывания на один рецепт»). Так что с этими формулировками поступили по принципу «с глаз долой – из сердца вон», приведя заодно Приказ № 403н в соответствие с той реальностью, которую диктует новый Приказ № 4н «Об утверждении порядка назначения лекарственных препаратов…». Добавим, что тему курсов лечения и количеств, которые могут быть выписаны в одном рецепте, регулируют пункты 14, 16, 20 и 25 Приказа № 403н.
Пункт 9 Приказа № 403н регулирует вопрос о том, какую информацию должна содержать отметка на рецепте об отпуске препарата. Это наименование аптечной организации или ФИО индивидуального предпринимателя; торговое наименование, дозировка и количество отпущенного препарата; ФИО фармработника, осуществившего отпуск, и его подпись; дата отпуска; реквизиты документа, удостоверяющего личность покупателя (если речь идёт об отпуске наркотических и психотропных лекарственных препаратов Списка II, за исключением препаратов в виде трансдермальных терапевтических систем и препаратов, содержащих наркотическое средство в сочетании с антагонистом опиоидных рецепторов); а также в отдельных случаях – ФИО медработника.
Отметим, что указать ФИО медработника требуется в двух случаях. Во-первых, тогда, когда дозировка препарата, имеющегося в аптеке, превышает ту, что указана в рецепте. Как известно, в таких ситуациях решение об отпуске и ответственность за него должен принять медработник, выписавший рецепт. Второй случай касается единовременного отпуска препарата по рецепту, выписанному на бланке формы № 107-1/у, срок действия которого составляет один год, и в котором указаны периоды и количество отпуска в каждый период. Каждый такой отпуск должен быть согласован с медработником, и ФИО последнего должно быть указано на рецепте.
Так вот, в пункт 9 Приказа № 403н теперь внесены два изменения. Одно из них определяет, что все нормы этого пункта, которые изложены выше, касаются рецептурных бланков на бумажном носителе. Второе изменение касается досадного недоразумения, которое не учли при написании изначального текста приказа. Теперь в тех случаях, когда речь идёт о лекарствах, изготовленных в аптечных организациях, торговое наименование (которого в экстемпоральной рецептуре быть не может) на рецепте указывать не нужно.
Новая фраза для нескольких пунктов
Изменилась также редакция пунктов 20, 21 и 22 Приказа № 403н. Во всех этих пунктах после слов «препаратов в виде трансдермальных терапевтических систем» добавлено «и лекарственных препаратов, содержащих наркотическое средство в сочетании с антагонистом опиоидных рецепторов». Напомним, о чем идёт речь в этих пунктах.
В пункте 22 речь уже идёт не об исключении. Этот пункт конкретизирует информацию, которую должна содержать сигнатура, выдаваемая потребителю после отпуска ему наркотических и психотропных препаратов Списка II, в том числе в виде трансдермальных терапевтических систем и теперь добавленных препаратов, содержащих наркотическое средство в сочетании с антагонистом опиоидных рецепторов, и психотропных лекарственных препаратов Списка III.
Речь там идёт о наименовании и адресе аптечного объекта; номере и дате рецепта; ФИО и возрасте человека, для которого предназначен препарат; номере его медицинской карты; ФИО медработника, выписавшего рецепт, его контактном телефоне либо телефоне медицинской организации; содержании рецепта на латыни; ФИО и подписи фармработника, осуществившего отпуск, а также дате отпуска.
Добавим, что аналогичное дополнение внесено в пункт 28 Приказа № 403н, в соответствии с чем теперь по требованиям-накладным индивидуального предпринимателя, имеющего лицензию на медицинскую деятельность, запрещается также отпуск лекарственных препаратов, содержащих наркотическое средство в сочетании с антагонистом опиоидных рецепторов.
Ветеринарная тема
Пункт 25 Приказа № 403н, можно сказать, полностью переписан. Раньше его текст был лаконичен и выглядел так:
«Запрещается отпуск субъектом розничной торговли лекарственных препаратов, указанных в пункте 4 настоящих Правил, по рецептам ветеринарных организаций».
Речь шла о пункте 4 Приказа № 403н, то есть, Правил отпуска лекарственных препаратов. Проблема, однако, заключалась в том, что в этом пункте говорится буквально обо всех рецептурных лекарственных препаратах, в том числе и тех, которые отпускаются по рецептам, выписанным на бланках формы № 107-1/у.
В новой редакции пункта 25 этой странности нет. Теперь в нём конкретизированы группы препаратов, которые аптекам и аптечным пунктам запрещается отпускать по рецептам ветеринарных организаций:
Глава об электронном рецепте
В заключение рассмотрим самое большое изменение Приказа № 403н. Он дополнен новой главой IV, включающей пункты 32, 33 и 34. Глава посвящена особенностям отпуска лекарственных препаратов по рецептам в форме электронного документа. Резюме её пунктов таково:
Добавим, что новую главу IV Приказа № 403н, посвящённую электронным рецептам, мы ранее подробно изучали в отдельной статье.
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
ПРАВИЛА ОТПУСКА РЕЦЕПТУРНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ
Несмотря на публикации разъяснений, дополнений и изменений к приказу Министерства здравоохранения РФ №1175н от 20.12.12 «Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения», в аптечные организации продолжают поступать рецепты, оформленные с нарушением установленных правил.
В соответствии с требованиями законодательства о лицензировании фармацевтической деятельности, работники аптечных организаций, осуществляющих розничную торговлю лекарственными препаратами и их отпуск, ответственны за соблюдение правил обращения лекарственных средств. Сотрудникам аптек необходимо знать современный порядок назначения лекарственных препаратов и правила оформления рецептурных бланков, знать алгоритмы проведения фармацевтической экспертизы рецепта с целью недопущения ошибок при отпуске лекарственных препаратов.
О требованиях законодательства к оформлению рецептурных бланков на лекарственные препараты рассказывает Наталья Золотарева, к.фарм.н., доцент кафедры управления и экономики фармации Санкт–Петербургской государственной химико–фармацевтической академии.
Постановление Правительства РФ от 22.12.11 №1081 «Положение о лицензировании фармацевтической деятельности» — ключевой документ, определяющий перечень лицензионных требований и условий, которые предъявляет на сегодняшний день государство к лицензиатам, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения, а именно для аптечных организаций, индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармдеятельность.
Указанные лицензиаты в обязательном порядке должны соблюдать правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения. Этим же документом определено понятие «грубое нарушение лицензионных требований и условий», к числу которых отнесены вопросы, связанные с отпуском лекарственных препаратов. Если установленные правила отпуска нарушаются, органы контроля вправе расценить выявленные нарушения как грубые со всеми вытекающими последствиями, начиная от достаточно серьезных штрафных санкций и включая приостановление деятельности лицензиата.
ЧЕМ СЕГОДНЯ ОПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПРАВИЛА ОТПУСКА?
Начнем с нормативно–правового регулирования, чтобы разобраться, как правильно принять рецепты, а именно с Федерального закона 12.04.10 №61–ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (гл. 10 «Фармацевтическая деятельность», ст. 55), который гласит: «Правила отпуска лекарственных препаратов (ЛП) для медицинского применения аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти». Какие законодательные акты утверждены, рнегулирующие порядок отпуска ЛП?
и ведомственные нормативные акты — приказы Минздрава России:
Процесс отпуска ЛП по рецепту предполагает тесное взаимодействие медицинского и фармацевтического работника. В сферу ответственности первого входит назначение ЛП при соблюдении необходимых требований, а второй должен, прежде чем отпустить препарат по рецепту, провести его фармацевтическую экспертизу, если необходимо, передать на изготовление, затем отпустить препарат. Важным остается требование об обратной связи между фармацевтическими и медицинскими организациями. Дословно нормативное требование предполагает регулярную отправку информации обо всех неправильно выписанных рецептах в медицинскую организацию. Такая обратная связь, регулярная и правильно налаженная, снимает ряд вопросов по выявленным нарушениям с точки зрения рецептурного отпуска лекарств.
ПЯТЬ БЛАНКОВ РЕЦЕПТОВ
Два ключевых нормативных документа имеют непосредственное отношение к порядку назначения ЛП, формам бланка рецептуры — это приказ №1175н и приказ №54н (оба вступили в силу с 1 июля 2013 г.).
Традиционно действующие нормативные документы определили формы бланков рецептов. На сегодняшний день действуют 5 форм бланков рецептов: №107-1/у, 148-1/у-88, 148-1/у-04 (л), №148-1/у-06 (л), специальный рецептурный бланк. С 1 января 2016 г. приказом №385н были внесены отдельные изменения в формы рецептурных бланков 148-1/у-88, 107-1/у. Но для того чтобы запасы ранее закупленных рецептурных бланков использовать по назначению, допускалось использование бланков старого образца до вступления в силу приказа Минздрава России от 30.06.15 №385н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 1 августа 2012 г. №54н «Об утверждении формы бланков рецептов, содержащих назначение наркотических средств или психотропных веществ, порядка их изготовления, распределения, регистрации, учета и хранения, а также правил оформления», т.е. до 1 июля 2016 г. После этого аптечные работники должны требовать те формы бланков рецептов, структура которых изменена в соответствии с действующими нормативными документами.
Приказ №1175н привнес много нового в порядок назначения и выписывания ЛП. Первое место по значимости нововведения можно отдать самой парадигме назначения лекарственных препаратов. Если ранее медработник мог использовать любое наименование ЛП: МНН, группировочное или торговое, как ему было удобно, то в связи со вступлением в силу данного нормативного документа в приоритете четко установлено выписывание препаратов по МНН. Если оно отсутствует, то должно быть использовано группировочное наименование, а в случае отсутствия обоих наименований — по торговому наименованию.
Если рецепт поступает под торговым наименованием, как с ним быть? Можно ли его забраковать, или он выписан правильно? Ответ на этот вопрос — в приказе Минздрава №1175н — медработник имеет право использовать при выписывании торговое наименование в случае индивидуальной непереносимости и/или по жизненным показаниям, но данное решение должно быть закреплено врачебной комиссией, о чем свидетельствует соответствующий штамп на обороте рецепта.
ОТЛИЧИЯ БЛАНКОВ РЕЦЕПТОВ
Чем же отличаются указанные формы бланков рецептов и как их правильно оформить медработникам, чтобы не допустить в аптеке неправильную фармацевтическую экспертизу?
Все бланки рецептов отличаются по целям использования, структуре, составу реквизитов, по сроку действия и сроку хранения.
Действующие нормативные документы требуют в том случае, если наркотическое средство или психотропное вещество выписано для льготных категорий граждан, дополнительно к специальному рецептурному бланку необходимо предоставлять формы 148-1/у-04 (л), №148-1/у-06 (л). Специальный рецептурный бланк претерпел изменения — стал больше, а с 30 июня 2015 г. существенно увеличен и срок действия данного рецептурного бланка — с 5 до 15 дней со дня выписывания. Штамп медицинской организации должен четко читаться (ее наименование, адрес и телефон). Форма бланка имеет серию, номер, дату выписки рецепта, указание «детский» или «взрослый» (подчеркивается); ФИО пациента указывается полностью, возраст (количество полных лет (дети до года — количество месяцев), серия и номер полиса ОМС, номер медицинской карты амбулаторного больного. На латинском языке по МНН с указанием дозировки, фасовки и количества указывается соответствующий лекарственный препарат. Только в этой форме бланка рецепта количество выписанных психотропных и наркотических ЛП из Списка 2 должно быть указано не только цифрой, но и прописью.
Заверяется все это личной подписью врача, а также личной печатью медработника. На данном бланке должно быть указано ФИО уполномоченного лица, в качестве которого может выступать руководитель или заместитель руководителя медорганизации, структурного подразделения либо назначенное уполномоченное лицо, которое заверяет эти бланки (полностью ФИО, подпись). Заверяется дополнительно печатью медорганизации либо печатью для рецептов. Далее в рецептурном бланке следует отметка аптечной организации об отпуске ЛП. Если аптечного работника все устраивает в оформлении рецептурного бланка, он указывает, что отпущено, дозировку, фасовку. Заверяется ФИО (полностью), датой отпуска и печатью аптечной организации.
√ Бланк рецепта 148-1/у-88 — форма которого проще по составу реквизитов, но если говорить о целях бланка, получается 5 вариантов применения.
Данная форма бланка действительна в течение 15 дней. С августа 2016 г. указывается на бланке рецепта или полный адрес пациента с индексом, или номер медицинской карты пациента.
√ Бланк рецепта 107-1/у — самая простая форма рецептурного бланка. При этом нормативные документы указывают следующее: этот бланк должен быть использован для назначения и выписывания ЛП комбинированных, содержащих малые дозы наркотических, психотропных веществ, их прекурсоров и другие фармакологически активные вещества, но те комбинации, которые обозначены в п. 4 приказа Минздрава России №562.
На бланке должен быть штамп медорганизации, наименование (полностью), адрес, телефон, дата, указание «взрослый» или «детский», ФИО пациента (полностью), его возраст, ФИО врача (полностью), название лекарственного препарата на латыни по МНН с указанием дозировки, фасовки и дозировки.
До трех наименований ЛП могут быть выписаны на данном рецептурном бланке (в отличие от других бланков, где возможно указание только одного наименования). Личная подпись и печать врача на бланке. Действителен до 60 дней. Для хронических пациентов возможно продление до 1 года.
ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ РЕЦЕПТОВ
Санкт–Петербургской государственной химико–фармацевтической академией было проведено исследование, в ходе которого проанализированы рецепты, помещенные в журнал неправильно выписанных рецептов. Иногда медработники не указывают срок действия рецепта, неправильно оформляют реквизит «полный адрес», не полностью указываются ФИО врача и пациента, штампы нечетко читаются, неправильно оформляют реквизит, касающийся возраста пациента, нет пометок врачебной комиссии, когда рецепт выписан по торговому наименованию, есть лишние печати и надписи, превышают норму отпуска ЛП.
Последняя — часто появляющаяся ошибка. Действующими нормативными постановлениями установлены предельно допустимые нормы отпуска и рекомендованное количество на один рецепт. Но любое правило допускает исключение, оно отмечено приказом №1175н (п. 15, п. 22, п. 23), который дает возможность на законных основаниях превышать установленные нормы отпуска ЛП.
По материалам семинара онлайн, организованного Петербургским союзом врачей
Приказ №403н: как изменился порядок выдачи лекарственных средств?
Портал «Лечащий врач» рассказывает о новой законодательной норме понятным языком, обращая внимание на самые важные моменты.
Изображение: Marc’s Pharmacy |
22 сентября вступил в силу Приказ Минздрава РФ N403н «Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность». Вместе с этим Приказ Минздравсоцразвития N785 со всеми редакциями утратил силу. Что же готовит новая законодательная норма?
Весь текст приказа разделен на три основных части. Первая посвящена общим требованиям к отпуску лекарств, вторая – наркотическим, психотропным, анаболическим и иным средствам, подлежащим количественному учету. В последней части закона рассмотрены случаи отпуска лекарственных препаратов по требованиям-накладным. Пойдем по порядку.
Первая часть закона описывает основные положения, справедливые для отпуска любых лекарственных препаратов. В качестве «субъектов розничной торговли», то есть тех, кто может торговать лекарствами, в новом законе рассматриваются аптеки, аптечные пункты, аптечные киоски и индивидуальные предприниматели с лицензией на фармацевтическую деятельность. Каждый из них может осуществлять торговлю нерецептурными средствами.
Отметим отдельное упоминание в приказе ИБЛП. Их можно получить только при наличии специального термоконтейнера. При этом фармацевтический работник должен объяснить, что в этом контейнере их надо доставить в лечебное учреждение в течение 48 часов, а также проставить точное время выдачи препарата на рецепте. Согласно разъяснению, предоставленному Минздравом, «помимо термоконтейнеров могут применяться и другие устройства, позволяющие сохранить температурный режим» — например, термос.
Для всех случаев законом предусмотрено пять форм рецептурных бланков: 107/у-НП, 148-1/у-88, 148-1/у-04(л), 148-1/у-06(л) и 107-1/у. Самым часто используемым, вероятно, останется последний из них. Такие рецепты, согласно Приказу Минздрава N1175н, действительны в течение двух месяцев. Впрочем, выписывающий такой рецепт медицинский работник может продлить его до года при необходимости длительной терапии, также превышая и рекомендованную для одного рецепта максимальную дозировку.
Особое внимание в этой части закона уделяется маркировке рецепта после использования и его хранению. После отпуска лекарства на всех без исключения рецептах должен быть проставлен штамп «Лекарственный препарат отпущен», что предотвращает их повторное использование. Это касается и «долгосрочных» рецептов 107-1/у: после выдачи каждой дозы лекарства на рецепте делается датированная пометка о том, сколько выдано препарата, а после того, как будет выдана последняя доза – ставится штамп. После этого рецепт либо выдается обратно пациенту, либо (в перечисленных ниже случаях) остается у фармацевта и хранится:
• 5 лет – для наркотических препаратов списка II, психотропных препаратов списков II и III;
• 3 месяца – для жидких средств, содержащих более 15% объема этилового спирта; для антипсихотиков (N05A), анксиолитиков (N05B), снотворных и седативных средств (N05C) и антидепрессантов (N06A), не подлежащих предметно-количественному учету.
Стоит отметить, что хранению подлежат любые рецепты, независимо от бланка, на котором они были выписаны. То есть, если пациенту выписан анксиолитик (N05B), предназначенный для длительного использования, неправильно оформленный рецепт могут счесть исполненным и забрать на хранение. Вот как необходимо оформить рецепт по форме N107-1/у, чтобы он остался у пациента:
Согласно приказу, рецепты, выписанные с нарушением правил, прописанных в Приказах N1175н и N54н, следует регистрировать в специальном журнале и возвращать с пометкой «Рецепт недействителен». При этом, как считает исполнительный директор ассоциации «Аптечная гильдия» и Союза «Национальная Фармацевтическая Палата» Елена Неволина, средство все-таки можно выдать – если, конечно, речь не идет о наркотическом препарате.
Резюмируя: рецепт маркируется, чтобы предотвратить повторное использование. Кроме того, некоторые рецепты будут храниться в организации, выдавшей средство, от 3 месяцев до 5 лет. Из-за этого оформлять рецепты надо с особой тщательностью.
Разумеется, лучше всего выдать пациенту препарат непосредственно после того, как он покажет рецепт. Но что делать, если нужного средства не оказалось? Для таких случаев предусмотрен период «отсроченного обслуживания». Препараты с пометкой «statim» должны быть выданы в течение одного рабочего дня, «cito» – двух. Препараты, входящие в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, надо предоставить в течение пяти рабочих дней, рецепты на препараты, не вошедшие в этот ассортимент, но отпускаемые бесплатно или со скидкой – в течение десяти. Средства, назначенные по решению врачебной комиссии, нужно будет найти в течение 15 рабочих дней.
При этом, разумеется, запрещено отпускать препараты по рецептам с истекшим сроком действия. Но если срок действия истек во время периода «отсроченного обслуживания», рецепт все еще признается действительным, переоформлять его не требуется.
Что касается дозировок ЛС, то фармработник вправе отпустить по рецепту средство, дозировка которого меньше, чем указанная врачом. При этом количество препарата нужно будет пересчитать в соответствии с меньшей дозировкой. Например, фармацевт может вместо 20 таблеток с дозировкой действующего вещества 10 мг выдать 40 таблеток по 5 мг. А вот выдать 10 таблеток по 20 мг – то есть, препарат с дозировкой большей, чем указано в рецепте, – он уже не имеет права.
Кстати, в приказе отдельно оговорено и то, когда можно нарушать вторичную упаковку препарата. Раньше приказом N785 это предписывалось возможным в «исключительных случаях». Теперь все более конкретно: вторичная упаковка может быть нарушена, если нужно меньшее количество препарата, чем содержит целая упаковка. При этом пациенту необходимо предоставить инструкцию или ее копию. Нарушение первичной упаковки (то есть, упаковки, вступающей в непосредственный контакт с препаратом) недопустимо: можно выдать пациенту один блистер, но нельзя высыпать горсть таблеток.
Резюмируя: препарат можно выдать в меньшей дозировке, чем написано в рецепте, но увеличив количество. Вторичная упаковка может быть нарушена, если пациенту нужно меньше препарата, чем в ней содержится. Первичную упаковку нарушать нельзя.
Наркотические, психотропные, анаболические препараты и препараты, подлежащие количественному учету, отдельно рассматриваются во второй части приказа. Вдобавок к правилам, описанным ранее, для них вводится ряд дополнительных ограничений. Такие препараты может получить сам владелец рецепта, его законный представитель или обладатель специальной доверенности, причем при этом необходимо предъявить удостоверяющий личность документ. Ему выдается специальная сигнатура, в которой содержится информация об аптеке, рецепте и выписавшем его враче, фармацевтическом работнике и самом пациенте. Кроме того, выдать лекарства по такому рецепту может далеко не каждый работник аптеки – для этого он должен работать на должности, включенной в Приказ N681н.
Наконец, в третьей части приказа описаны особенности отпуска препаратов по накладным от медицинских организаций и индивидуальных предпринимателей. Пожалуй, основным отличием тут будет то, что в таких случаях первичная упаковка все-таки может быть нарушена – при условии, что лицензия фармацевтического учреждения дает ему право на изготовление препаратов, а клиенту будет предоставлена инструкция или ее копия. Отметим и дополнительные ограничения на оборот наркотических средств II списка и психотропных средств II и III списков: индивидуальные предприниматели не могут получить такие препараты по накладной.
Как и исполненные рецепты, исполненные накладные должны храниться в фармацевтической организации:
• 3 года – для накладных на препараты, подлежащие количественному учету;
• 1 год – для накладных на любые другие препараты.
Также возможно использование электронных требований-накладных, но только при условии, что обе стороны являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями.
Надеемся, что после нашей статьи новые требования стали понятнее. Если что-то осталось неясным, мы будем рады ответить на вопросы в группах нашего портала в сетях Facebook и ВКонтакте.